ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Усть-Сысольский уезд

Усть-Сысольский уезд Вологодской губернии - история, демография, поиск и обмен информацией.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9  10 11 12 13 14 ... 38 39 40 41 42 43 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Yshbur
Начинающий

Сыктывкар - Нижний Новгород
Сообщений: 51
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 76

munarev09 написал:
[q]
[Здравствуйте, Yshbur!
Пожалуйста, если это возможно, можно вас попросить сделать выписки из всех трех источников по Майбуровым из Визинги и погоста Ужга. Спасибо. ]

Добрый день.

Увидел фамилию Майбуров в "Церковные приходы Яренского уезда по переписной книге
городских и уездных церквей Устюжской епархии 1696/97 г."

К сей переписной книге Ужгинской волости Николаевской церкви священник поп Савва Иванов вместо детей своих духовных церковного старосты Григория Головина и приходских людей Ивана Кондратьева, да Епифана Горницына, да Козьмы Мансурова, да Афанасья Щарапова, да Ивана Волгина, да Кирила Майбурова, да Логина Поповых, да Федора Щарапова, да Леонтия Бесонова, да Ивана Кузнецовых по их велению и за себя руку приложил.
Yshbur
Начинающий

Сыктывкар - Нижний Новгород
Сообщений: 51
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 76

В 1770 из Ужгинской области отдали в рекруты Арефу Григорьева Майбурова 21 года. Если нужно, могу копию док-та выслать по эл почте.
opel45

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3613

Гобан написал:
[q]
[/q]


Гобан написал:
[q]
[/q]

СПАСИБО, Анатолий Алексеевич! В вашем сообщении от 20 мая 2013 г. - на стр.3 данной темы нашла сведения о священнике с.Зеленец Иоанне 1820-1860 гг., наверняка породнен с нашими Ельцовыми.
И еще Вы, случайно, Не знакомы с Марией Ельсовой, фамилия их предков Ельсовых не могла трансформироваться в Ельцовых?
Восхищаюсь Вашими и ее трудами, Вы настоящие подвижники, выводите нас из беспамятства...
С громадным уважением, Ольга Ельцова
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
OlgaiW
Новичок

OlgaiW

Ярославль
Сообщений: 1
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 2
Всем доброго дня!

Ищу информацию о своих предках - дворянах Поповых, живших в г. Усть-Сысольск (сейчас г. Сыктывкар) или его окрестностях.
Точно знаю: Попов Василий Павлович, родился в январе 1872 г.р. (+- пара лет) - потомственный дворянин.
Больше, к сожалению, ничего не знаю.
Буду рада любым сведениям.


Plump Panda
Новичок

Сообщений: 3
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 3
181. Лыткин Степан Андреевич
не вернулся с революции 1917г. жена Екатерина Егоровна, сын Василий Степанович. есть фотграфия 1914-15 года, на обратной стороне письмо жене
---
ищу сведения о Буранков Александр Николаевич.пропал без вести во 2 Мировой Войне
gavolya
Начинающий

Санкт-Петербург
Сообщений: 33
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 14

История села Руч Усть-Куломского района http://ruch.selakomi.ru/o_sele/
Глава 1. Возникновение починка Руч

Возникновение починка Руч связано с общим заселением верхней Вычегды во II половине XVII века. Источником изучения миграционных процессов Коми этого периода являются Переписные книги Яренского уезда (перепись - занесение всего населения всех существующих на этот год населённых пунктов в специальные книги).

Так перепись 1646 года впервые отметила на Вычегде население Сторожево, Шойнатскую, Усть - Кулом, Керчому, Усть - нем, Кужбу, Нёбдино (принято утверждать, что до середины XVII века начинается активное переселение людей вверх по реке Вычегда, выше устья реки Вишера). Руч впервые попадает в перепись 1678 году. В документе записано: "Деревня Ручь, на речке Руч - ю, поселились после переписных книг тому 8 лет: во дворе крестьян Савка Никитин сын Минин, у него брат Лазарка в возрасте, у Савки сын Федька 10 лет, я поселился он с погосту Шешок с Сысолы во дворе бобыль Петрушка Стефанов сын Ульныров, у него браг Тихонка 15 лет, у него ж Петрушки сосед Илюшка Иванов бездетен, а поселились они с Сысольские волости с погосту Большого Ибу".

Получается, что приход первых переселенцев в Руч приходится на 1670 год. Первыми жителями деревни были Савелий и Лазарь Никитичи Минины, переселившиеся сюда "с погосту Шошек с Сысолы" (теперь - село Шошка Сыктывдинского района), Петр и Тихой Степановичи Ульныровы и Илья Иванович Ульныров "родом с Сысольские волости с погосту Большого Ыбу" (нынешнее село Ыб того же района).

Перепись 1678 года также показывает, что по соседству на 12 лет раньше Ручи появились деревня Деревянный кряж (ныне Деревянск) и на 7 лет рань­ше починок Аныб.

Однако, есть основание утверждать, что первые жители в Руч пере­селились раньше 1670 году. В грамоте царя Алексея Михайловича 1671 году об отводе земель Ульяновскому монастырю говорится: "А в нынешнем в 179 году (1671 г. по новому стилю) писал нам, великому государь, Усть-Куломскому приходу ниже оброчного места с Деревянского кряжу крестьянин Сенька Дементьев с товарищи: "в прошлые де годах поселился оне на те кряжи над деревянного курьею и над Ручьемской, вверх реки Вычегды, по обе стороны, вниз по Аныбе речке на пустых местах, из черного леса расчистили в нашим и в сеченые покосы, и дворы поставили и дани они дают, и стрелецкие деньги и сибирские запасы платят, и иные всякие подати с Вишеры и с Усть - Куломцы вместе"".

В грамоте четко говорится о переселении людей в эти "пустые места" (т.е. до них здесь никто не проживал) "в прошлых де годах" (т.е. ранее 1671 г.), четко указано место ("Ручьемской", видимо, курьей), чем занимались они в первые годы.

О более раннем расселении говорит и следующее сравнение. Переписная книга 1678 г. первыми жителями называет Савелия и Лазурку Никитиных Мининых, а также Петра и Тихона Стефановых Ульныровых. Между тем записанных рассказах старожилов села первым жителем настойчиво называется Стефан Ульныров, видимо отец Петра и Тихона. Поэтому, будет правильнее сказать, что первые жители в с. Руч переселились в период между двумя переписями, с 1646 по 1678 год. До переселения они проживали на реке Сысола и нижней Вычегде (ниже современного Сыктывкара). Переселиться на новые места крестьян заставляла сама жизнь: они бежали от налогов царских властей на новые земли, мечтали о высоких урожаях хлебов, большей свободы. Их занятиями в первую очередь были земледелие, (подсечное), скотоводство, а потом уже охота.

При этом нельзя забывать, что до их переселения в эти места уже ступала нога человека. На берегу речки Руч - ю где-то в районе современного клад­бища несколько десятков лет назад в земле находили бронзовые украшения. Сейчас эта находка хранится в Коми филиале Академии наук (г. Сыктывкар). В эти места делали набеги вогулы (манси) с более северных или восточных территорий. В этих местах охотились более ранние коми, может проживали племена чуди...

.... Стефан Ульныров поселился на горе (в полукилометре от нынешнего озера Руч - ты). Теперь мы называем это место Чоййыв шмак. Несомненно, его жилище представляло собой чёрную избу - четырехстенку, выполненную только топором, с отверстиями в стене для выпуска дыма, бревенчатым полом, уложенным прямо на землю (му джоджа сёйысь вартом пача сьод керка). Не случайно такие же дома этого периода в Керчомье называли понятием "кер чом". Пилу тогда коми еще не знали.

В переписной книге 1678 г. в деревне Руч отмечено несколько дворов, считай домов. Их 3, людей проживало 6, женщин нет. Никаких дополнительных сведений больше нет.

Название села "Руч" скорее всего коми происхождения, и в буквальном переводе на русский язык означает "лиса". Старожитель села Иван Федорович Ульныров (Педь Вань- 1903 - 1985 г.р.) часто рассказывал услы­шанную в детстве от дедов историю о том, как первые жители удачно охотились на лис и это дало название их деревне. Точно такое же название имеет и река, протекающая с Пармы и впадающая в Вычегду. Такое совпадение дает некоторым историкам - ученым основание утверждать, что река дала название селу (И.Жеребцов, Л.Рощевская). Для примера, в с. Деревянск точно так же: есть село Деревянск и есть река Деревянка.

Другим местом, куда поселились первые жители, стал Лева - сикт на крутом берегу р. Руч - ю. Все жители этой части села были Зезеговы. В местечке "катыд", по имеющимся воспоминаниям старожилов, первым поселился Елизар Холопов (Еля), переселившийся из д. Кочпон близ нынешнего Сыктывкара...

Так, год за годом, поколение за поколением, крестьяне - переселенцы топором и подсекой расчищали от лесов земли под камни и луга. Способы обработки земли, орудие труда, приемы содержания скота, охоты и рыболовства у них были такие же как на Сысоле и нижней Вычегде.

Строить новые дома было трудно, поэтому крестьянские дворы постепенно разрастались до 15-20 человек и более. Отцы держали сыновей с их женами при себе. В последующем старшие сыновья обзаводились своими дворами, но, как правило, недалеко от отцовского. Вновь прибывающие обзаводились хозяйством на значительном удалении от Ульныровых, Зезеговых, Холоповых. По именам первожителей в Кывтыде возникает Исак сикт, Ӧлеш сикт, Савва сикт, Ӧне сикт и позднее Пашӧ сикт (небольшие поселение). В Катыде возникают Рӧман сикт, Шор дор, Катыд пом. Лева сикт растёт как в южном, так и в северном направлении здесь возникают Кассян, Кассян - лунбок. Лева сикт - Войбок. Центр села заселяет относительно поздно (и этот процесс здесь идет до сих пор). Название этих поселений сохранены до сих пор. Узкой линией беспорядочно поставленных дворов деревня (под понятием "деревня" здесь подразумевается поселение, где нет церкви и местных органов власти) растянулась почти на 7 км. Исторически (т.е. постепенно по мере прихода новых жильцов) получилось, что в каждой части деревни стали проживать однофамильцы в Кывтыде это Ульныровы, Есевы, Расовы, Мозымовы, Порошкины, в Катыде — Холоповы, Поповы, в центре - Зезеговы, Гуляевы, Кирушевы, Юдины, Чувьюровы.

Ульныровы переселились в 1646 году с погоста Ыба Сыктывдинского района: «Федька да Ивашка Дмитриевы дети прозвище Ульныровы, у Ивашки сын Стелька 12 лет» . Ульныровы в Ыбе в наше время уже нету, они переселились также в Деревянск в 1656 году. Уль - "мокрый" и ныр - "нос" - Мокроносов.

Есевы - Есевы когда - то были жителями Усть-Сысольского погоста. В нынешнее время Есевы в Руче и в Деревянске встречаются. Фамилии произошло от имени Иосифа. У русских Оська, у коми Еська, Еся формы. Есесянь - Есев, он же Осипов. Также у русских Федосюк, Осипов - Есип -Еськов.

Мозымовы и Чувьюровы переселились из Деревянска.

Поповы - фамилие старое и по Коми земле большего всего распространено. Самые первые Поповы были дети попскими, позже прозвище могли дать слугам, казакам "бобылям".

Холоповы - в 1645 году в переписной книге написано то, что в Ыбе Сыктывдинском районе при переписи было указано, что "в нежилом ломе сына Дмитрейко Андрюшкова было прозвише Холопов, от "холопа""

Юдины - фамилие - Юда (шодка), имени церкви

Зезеговы - от слова гусь, "дзодзӧг".

Гуляевы - выходец из Шошки в 1678 году в Деревянск, "гуляй" означает, что любитель погулять.

Некоторые фамилии имеют русское происхождение и вообще в образе жизни, традициях с.Руч много русского. Видимо когда — то (еще в доручевские времена) бассейны рек Вычегда и Сысола имели часть русскоязычного населения, но они восприняли коми язык и стали коми.

В первое столетие деревня росла медленно. Так, в 1743 г. документы отмечают 36 дворов. В экономических примечаниях к Генеральному Межеванию (Генеральное межевание - точное определение границ земельных владений отдельных лиц, общин черносошных крестьян, городов, церквей и других учреждений, произведенное в России с 1765 г. до середины XIX в) по Усть-Сысольскому уезду, проведенному в 1784 - 1886 гг., здесь отмечен 58 дворов, 186 мужского и 190 человек женского населения (поревизских душ)


Глава 2. Преобразование починка в село Руч

Большую роль в дальнейшем более чем двухсотлетнем развитии деревни сыграл тот факт, что все административное и религиозное управление велось из Деревянска. В 1784 году там была построена деревянная церковь с двумя куполами, в последующем построена другая, тоже деревянная. В 1874 - 1878 годы там была построена кирпичная церковь, открыта церковно-приходская, а позже Земская второклассная школа.(Второклассная школа в Деревянске была открыта 1 октября 1900 года7). Для Ручи Деревянск долгие годы был погостом (вичкоа сикт, т.е. село с церковью), здесь же находилась и волостная администрация, сюда собирались мирские деньги, здесь отмечали рождение ребенка, здесь отпевали умерших, сюда хоронили. Здесь же находилась и почта. Все это создавало большие трудности, задерживало развитие деревни Руч, население которого с XVIII века быстро увеличивалось. В 1885 году в Ручи уже насчитывалось 160 дворов, 992 человек населения. В Кывтыде и Катыде появилась часовня. Все взрослое население упорно продолжало работать над расширением пахотных земель, лугов. Из каждых 10 семей 9 стали иметь лошадь, 7 корову. Большое внимание отводилось выращиванию хлеба, но в северных условиях многим на круглый год не хватало. С годами не стало хватать и окрестных земель, чтобы посеять его больше. В неурожайные годы наступал голод, приходилось есть кач - нянь (кач - нянь - муку делали из коры дерева, ели этот хлеб тогда, когда совсем есть ничего не было; от такого хлеба живот твердел, хлеб не проходил через кишечник, человек очень сильно болел). Чтобы накормить семью, некоторые крестьяне стали делать подсечные земельные участки в верховьях рек Кузӧб (Стахей Юдин, Иван Попов -починки "Стахей" и "Вальӧ" Аныб (Андрей Попов - ''Егор Ӧньӧ"). В местечке Войпока из Деревянска переселились сначала Александр Попов (Сандрик, годы жизни 1816 - 1878 г.), потом Пока Попов, именем которого и стала называться деревня (коми люди букву "ф" произносили как "п" - Пока, Войпока).

Еще раньше, сын Саввы Расова из Кывтыда, Фока Расов отделился от отца и построил дом в 10 км. от Ручи на реке Аныб. Постепенно возникает самобытная деревня Лун - Пока. Известно, что сын Фоки Леонтий жил в 1782 - 1842 годах. Все жители Лунпоки несет фамилию Расов.

К концу XIX века в связи с развитием буржуазных отношений в Коми крае, в Ручи появляются более состоятельные люди. В отдельных семьях стали содержать от 3 до 7 голов крупного рогатого скота. Славу местных купцов приобретают Иван Николаевич Есев (по прозвищу Микулов) и приезжий Дмитрий Ильич Савельев (Семен зять), которые разворачивают торговлю привозными промышленными товарами и солью, открывают лавки — магазины в Ручи и в Деревянске, строят мельницы. Местожительство этих и других более состоятельных людей легко можно определить по их большим, обычно двухэтажным домом (дома купца Микулова и Савельева стояли рядом возле мирской дороги, под горой на уровне нынешнего дома частного предпринимателя С.Жаровского).

С Войпоки Николай Иванович Попов становится большим специалистом по возделыванию кожи, начинает нанимать на работу до 4-5 батраков, укрупняет производство и превращается в настоящего предпринимателя. Клиенты пошли к нему от Корткероса по всей верхней Вычегде, включая Вишеру. Вместе с тем все более становилось ясно, что статус деревни задерживает развитие села. Сознавая это, "ручевские крестьяне неоднократно писали просьбы в Усть-Сысольскую Земскую управу открыть в деревне школу, разрешить останавливаться земской почте, построить церковь, открыть свое волостное правление".

"Школа грамоты, функционировавшая с конца XIX века в приспособленных крестьянских комнатах, не решала проблему начального обучения детей. Наконец-то просьбы были услышаны и в 1902 году в деревне открывается земское начальное народное училище (если назвать просто-начальная школа, где обучали три года)".

В 1905-1910 годы в центре села на пустующем месте на возвышенности возводиться красивая кирпичная церковь, получившая название Сретенской (христианский праздник Сретение Господня отмечается ежегодно 15 февраля). Рядом строится деревянные жилые дома для священников. На должность местного священника с Архангельска или Великого Устюга приезжает выпускник духовной семинарии Николай Перебатинский с женой Лидией.

Все это положительно повлияло на жизнь деревни. Её жители как бы просыпаются от вековой спячки и усиливают борьбу за получение полной независимости. Строится свой хлебозапасной магазин (хлебозапасной магазин-зерновой склад, построенный обществом, т.е всей деревней на свои средства и своими силами. В магазине хранили запасы зерна на случай неурожайного года. Здание сохранилось и простояло до 2003 года, спилили на дрова).

«1июля 1913 года село Руч полностью отделяется от Деревянской волости». Во вновь построенном здании открывается волостное правление, выбираются волостной старшина и писарь (Попов Федор и Матории).

"В это время в Ручевской волости проживало 1320 человек, в Войпоке-36 человек, в Лунпоке-106 человек. В 1914 году число хозяйств достигает цифры 383". За январь-октябрь этого года провели 11 сходов граждан, на которые в каждый раз приходило от 200 до 300 человек (обычно глав семьи).

Принимались приговоры (приговор-решение схода; на сходе принималось несколько приговоров по самым различным вопросом) начиная с ремонта общественных изгородей и кончая обсуждением проблем начавшейся I Мировой войны.
gavolya
Начинающий

Санкт-Петербург
Сообщений: 33
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 14
Мои предки - коренные жители села Руч - Ульныров Владимир Алексеевич (1912 гр), его отец - Ульныров Алексей Иванович. А вот глубже - не известно ничего...

А может кто подскажет... Ульныров А.И. служил в армейской пешей артиллерии. А вот часть определить невозможно... может кому попадалось что-то.. куда призывали в начале века... или какое-то упоминание? Не знаю, в каком направлении копать...
Vlad512

Vlad512

Белгород
Сообщений: 238
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 70
munarev09
Уважаемый Евгений!!!
Майбурова Христина Кандиевна(1842-1913), дочь пономаря в Визинге Майбурова Кандия Афанасьевича была замужем за Завариным Иеронимом Стефановичем (1840 -1891), дъяконом из Лоймы, сыном лоемского священника Заварина Стефана Димитриевича(1809-1855)
---
Ищу потомков священнослужителей Завариных, Добряковых, Друговых, Малевинских, Фреллель, Правдиных, Цивилевых Вологодской губернии
Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1914
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3217

gavolya написал:
[q]
А может кто подскажет... Ульныров А.И. служил в армейской пешей артиллерии. А вот часть определить невозможно... может кому попадалось что-то.. куда призывали в начале века... или какое-то упоминание? Не знаю, в каком направлении копать...
[/q]

gavolya
Можно поискать Ульнырова. А.И. в архиве НАРК в фонде 34 Усть-Сысольского уездного по воинской повинности присуствия.
---
Ищу любую информацию о зырянах сошедших на Урал,
в Сибирь и Дальний Восток, в 17- начале 20 вв.
Vilgort
Начинающий

Сыктывкар
Сообщений: 27
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 9

Plump Panda написал:
[q]
[/q]

здравствуйте. да, Степан Андреевич Лыткин есть в нашем списке. готовы обменяться данными. biggrin1.gif

Прикрепленный файл: лыткин.jpg
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9  10 11 12 13 14 ... 38 39 40 41 42 43 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Вверх ⇈