Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Яренский уезд

Яренский уезд Вологодской губернии - история, демография, миграционные процессы.
Поиск и обмен информацией.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 7 8 9 10  11 12 13 14 15 ... 143 144 145 146 147 148 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская, fraujulika
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1913
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3250
Глеб Горбовский

ЗЫРЯНЕ

Моей бабке А.А. Сухановой

Издревле мы, из рани,
древляне, ведуны,
дремучие зыряне,
на воду шептуны.
Голубоглазый воздух
над нашей головой.
Из мёда мы, из воска,
из ягоды живой.
С кислинкою, с грустинкой,
с куделью бороды,
с прозрачной паутинкой,
летящей вдаль мечты…
Из нежити, из драни,
из стыни и огня —
зоряне, северяне,
зелёная родня!
…Не оттого ль, однако,
как бред во мне, как бес,
сидит занозой тяга —
в глушь вековую, в лес?
Из рвани — не в дворяне,
с топориком — в рассвет!
Таёжные цыгане,
мы есть и как бы — нет…
Порхают наши дети,
как пчёлы без цветов,
пока не ткнутся в сети
прелестных городов.
Из сини мы, из рани,
крестьяне, рыбари,
лесные соборяне,
хранители зари!
Лайк (15)
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1913
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3250
Василий Верещагин " Портрет зырянина ".
http://www.booksite.ru/vereschagin/6_05.html
http://fotki.yandex.ru/users/gabroww/view/422659?page=2
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1913
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3250
Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов

Принята резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года

Генеральная Ассамблея,

руководствуясь целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций и принципом добросовестности в выполнении обязательств, взятых на себя государствами в соответствии с Уставом,

подтверждая, что коренные народы равны со всеми другими народами, и одновременно признавая право всех народов отличаться друг от друга, считать себя отличающимися от других и пользоваться уважением в таком своем качестве,

подтверждая также, что все народы вносят вклад в многообразие и богатство цивилизаций и культур, которые составляют общее наследие человечества,

подтверждая далее, что всякие доктрины, политика и практика, которые основаны на превосходстве народов или людей по признаку национального происхождения или расовых, религиозных, этнических и культурных различий или которые утверждают такое превосходство, являются расистскими, научно несостоятельными, юридически недействительными, морально предосудительными и социально несправедливыми,

подтверждая, что коренные народы при осуществлении своих прав должны быть свободны от какой бы то ни было дискриминации,

будучи обеспокоена тем, что коренные народы стали жертвами исторических несправедливостей в результате, среди прочего, их колонизации и лишения их своих земель, территорий и ресурсов, что препятствует осуществлению ими, в частности, своего права на развитие в соответствии с их потребностями и интересами,

признавая насущную необходимость уважать и поощрять неотъемлемые права коренных народов, основанные на их политических, экономических и социальных структурах, а также на их культуре, духовных традициях, истории и философии, особенно их прав на свои земли, территории и ресурсы,

признавая также насущную необходимость уважать и поощрять права коренных народов, закрепленные в договорах, соглашениях и других конструктивных договоренностях с государствами,

с удовлетворением отмечая тот факт, что коренные народы объединяют свои усилия для политического, экономического, социального и культурного развития и с целью положить конец всем формам дискриминации и угнетения где бы то ни было,

будучи убеждена в том, что осуществление коренными народами контроля за событиями, затрагивающими их и их земли, территории и ресурсы, позволит им сохранять и укреплять свои институты, культуру и традиции, а также содействовать своему развитию в соответствии с их устремлениями и потребностями,

признавая, что уважение знаний, культуры и традиционной практики коренных народов способствует устойчивому и справедливому развитию и надлежащей заботе об окружающей среде,

подчеркивая вклад демилитаризации земель и территорий коренных народов в дело достижения мира, экономического и социального прогресса и развития, взаимопонимания и дружественных отношений между нациями и народами мира,

признавая, в частности, право семей и общин коренных народов на сохранение совместной ответственности за воспитание, обучение, образование и благополучие их детей, в соответствии с правами ребенка,

считая, что права, закрепленные в договорах, соглашениях и других конструктивных договоренностях между государствами и коренными народами, в некоторых ситуациях являются предметом заботы, заинтересованности и объектом ответственности международного сообщества и носят международный характер,

считая также, что договоры, соглашения и другие конструктивные договоренности и отношения, которые они отражают, служат основой для более прочного партнерства между коренными народами и государствами,

признавая, что Устав Организации Объединенных Наций, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах1 и Международный пакт о гражданских и политических правах1, а также Венская декларация и Программа действий2 подтверждают основополагающее значение права на самоопределение всех народов, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие,

памятуя о том, что ничто в настоящей Декларации не может быть использовано для отказа любому народу в его праве на самоопределение, осуществляемом в соответствии с международным правом,

будучи убеждена, что признание прав коренных народов в соответствии с настоящей Декларацией будет способствовать развитию гармоничных и базирующихся на сотрудничестве отношений между государством и коренными народами, основанных на принципах справедливости, демократии, уважения прав человека, недискриминации и добросовестности,

побуждая государства соблюдать и эффективно осуществлять все их обязательства в отношении коренных народов по международным договорам, в частности тем договорам, которые имеют отношение к правам человека, в консультации и сотрудничестве с соответствующими народами,

подчеркивая, что Организация Объединенных Наций призвана играть важную и последовательную роль в поощрении и защите прав коренных народов,

полагая, что настоящая Декларация является еще одним важным шагом на пути к признанию, поощрению и защите прав и свобод коренных народов и в развитии соответствующей деятельности системы Организации Объединенных Наций в этой области,

признавая и подтверждая, что лица, принадлежащие к коренным народам, имеют право без какой-либо дискриминации пользоваться всеми правами человека, признанными в международном праве, и что коренные народы обладают коллективными правами, которые абсолютно необходимы для их существования, благополучия и всестороннего развития как народов,

признавая, что положение коренных народов различно в разных регионах и в разных странах и что необходимо принимать во внимание важность национальных и региональных особенностей и различных исторических и культурных традиций,

торжественно провозглашает нижеследующую Декларацию Организации Объединенных Наций о правах коренных народов в качестве эталона, которому надлежит следовать в духе партнерства и взаимного уважения:

Статья 1
Коренные народы имеют право, коллективно и индивидуально, на полное осуществление всех прав человека и основных свобод, признанных в Уставе Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека3 и в нормах международного права, касающихся прав человека.

Статья 2
Лица, принадлежащие к коренным народам, и коренные народы свободны и равны со всеми другими народами и отдельными лицами из их числа и имеют право быть свободными от какой бы то ни было дискриминации при осуществлении своих прав, в особенности дискриминации на основе их коренного происхождения или самобытности.

Статья 3
Коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Статья 4
Коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций.

Статья 5
Коренные народы имеют право сохранять и укреплять свои особые политические, правовые, экономические, социальные и культурные институты, сохраняя при этом свое право, если они того желают, на полное участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства.

Статья 6
Каждый человек, принадлежащий к коренному народу, имеет право на гражданство.

Статья 7
1. Лица, принадлежащие к коренным народам, имеют право на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность, свободу и личную безопасность.

2. Коренные народы имеют коллективное право на жизнь в условиях свободы, мира и безопасности в качестве самобытных народов и не должны подвергаться никаким актам геноцида или каким бы то ни было другим актам насилия, включая принудительное перемещение детей, принадлежащих к группе, в другую.

Статья 8
1. Коренные народы и принадлежащие к ним лица имеют право не подвергаться принудительной ассимиляции или воздействию в целях уничтожения их культуры.

2. Государства обеспечивают эффективные механизмы предупреждения и правовой защиты в отношении:

а) любого действия, имеющего своей целью или результатом лишение их целостности как самобытных народов или их культурных ценностей, или этнической принадлежности;

b) любого действия, имеющего своей целью или результатом лишение их своих земель, территории или ресурсов;

с) принудительного перемещения населения в любой форме, имеющего своей целью или результатом нарушение или подрыв любого их права;

d) принудительной ассимиляции или интеграции в любой форме;

е) пропаганды в любой форме, имеющей целью поощрение или разжигание расовой или этнической дискриминации, направленной против них.

Статья 9
Коренные народы и принадлежащие к ним лица имеют право принадлежать к коренной общине или народности в соответствии с традициями и обычаями данной общины или народности. Осуществление такого права не может порождать никакой дискриминации в какой бы то ни было форме.

Статья 10
Коренные народы не подлежат принудительному перемещению со своих земель или территорий. Никакое перемещение не осуществляется без свободного, предварительного и осознанного согласия соответствующих коренных народов и производится после заключения соглашения, предусматривающего справедливую и честную компенсацию и, где это возможно, вариант возвращения.

Статья 11
1. Коренные народы имеют право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев. Это включает в себя право на сохранение, защиту и развитие прежних, нынешних и будущих форм проявления их культуры, таких, как археологические и исторические объекты, памятники материальной культуры, рисунки, обряды, технологии, изобразительное и исполнительское искусство и литература.

2. Государства обеспечивают средства правовой защиты через эффективные механизмы, которые могут включать в себя реституцию, разработанные совместно с коренными народами, в отношении их культурной, интеллектуальной, религиозной и культовой собственности, отчужденной без их свободного, предварительного и осознанного согласия или в нарушение их законов, традиций и обычаев.

Статья 12
1. Коренные народы имеют право соблюдать, отправлять, развивать и передавать свои духовные и религиозные традиции, обычаи и обряды; право сохранять, охранять и посещать без постороннего присутствия свои места религиозного и культурного значения; право пользоваться и распоряжаться своими обрядовыми предметами и право хоронить на родине останки своих умерших.

2. Государства стремятся обеспечить возможность доступа к находящимся у них обрядовым предметам и останкам умерших и/или их возвращения на родину в рамках справедливых, транспарентных и эффективных механизмов, разработанных совместно с соответствующими коренными народами.

Статья 13
1. Коренные народы имеют право возрождать, использовать, развивать и передавать будущим поколениям свою историю, языки, традиции устного творчества, философию, письменность и литературу, а также давать свои собственные названия и имена общинам, местам и лицам и сохранять их.

2. Государства принимают действенные меры по обеспечению защиты этого права, а также по обеспечению того, чтобы коренные народы могли понимать происходящее и быть понятыми в ходе политических, судебных и административных процессов, путем, если это необходимо, обеспечения перевода или с помощью других надлежащих средств.

Статья 14
1. Коренные народы имеют право создавать и контролировать свои системы образования и учебные заведения, обеспечивающие образование на их родных языках, таким образом, чтобы это соответствовало свойственным их культуре методам преподавания и обучения.

2. Лица, принадлежащие к коренным народам, в особенности дети, имеют право на получение государственного образования всех уровней и во всех формах без какой-либо дискриминации.

3. Государства совместно с коренными народами принимают действенные меры для того, чтобы принадлежащие к коренным народам лица, в особенности дети, в том числе проживающие вне своих общин, имели, когда это возможно, доступ к образованию с учетом их культурных традиций и на их языке.

Статья 15
1. Коренные народы имеют право на достоинство и многообразие их культуры, традиций, истории и чаяний, которые должны соответствующим образом отражаться в сфере образования и общественной информации.

2. Государства в консультации и сотрудничестве с соответствующими коренными народами принимают действенные меры по борьбе с предрассудками, искоренению дискриминации и развитию терпимости, взаимопонимания и добрых отношений между коренными народами и всеми другими слоями общества.

Статья 16
1. Коренные народы имеют право создавать свои собственные средства массовой информации на своих языках и получать доступ ко всем видам средств массовой информации, не принадлежащих коренным народам, без какой-либо дискриминации.

2. Государства принимают действенные меры для того, чтобы обеспечить надлежащее отражение в государственных средствах массовой информации культурного многообразия коренных народов. Государствам без ущерба для обеспечения полной свободы выражения мнений следует побуждать частные средства массовой информации адекватно отражать культурное многообразие коренных народов.

Статья 17
1. Лица, принадлежащие к коренным народам, и коренные народы имеют право в полной мере осуществлять все права, установленные в соответствии с применимым международным и внутригосударственным трудовым правом.

2. Государства в консультации и сотрудничестве с коренными народами принимают конкретные меры для защиты детей коренных народов от экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может быть опасной или мешать учебе ребенка, или наносить вред здоровью или физическому, умственному, духовному, нравственному или социальному развитию детей, принимая во внимание их особую уязвимость и важность образования для расширения их возможностей.

3. Лица, принадлежащие к коренным народам, имеют право не подвергаться дискриминации в отношении условий их труда и, в частности, занятости или заработной платы.

Статья 18
Коренные народы имеют право на участие в принятии решений по вопросам, которые затрагивали бы их права, через представителей, избираемых ими самими по своим собственным процедурам, а также на сохранение и развитие своих собственных директивных учреждений.

Статья 19
Государства добросовестно консультируются и сотрудничают с соответствующими коренными народами через их представительные институты с целью заручиться их свободным, предварительным и осознанным согласием, прежде чем принимать и осуществлять законодательные или административные меры, которые могут их затрагивать.

Статья 20
1. Коренные народы имеют право на сохранение и развитие своих политических, экономических и социальных систем или институтов, гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими существование и развитие, и на свободное занятие своей традиционной и другой экономической деятельностью.

2. Коренные народы, лишенные своих средств, обеспечивающих существование и развитие, имеют право на справедливое возмещение ущерба.

Статья 21
1. Коренные народы имеют право без дискриминации на улучшение социально-экономических условий их жизни, в том числе, в частности, в таких областях, как образование, занятость, профессионально-техническая подготовка и переподготовка, обеспечение жильем, санитария, здравоохранение и социальное обеспечение.

2. Государства принимают действенные меры и, при необходимости, особые меры по обеспечению непрерывного улучшения социально экономических условий их жизни. Конкретное внимание уделяется правам и особым потребностям престарелых, женщин, молодежи, детей и инвалидов, принадлежащих к коренным народам.

Статья 22
1. При осуществлении настоящей Декларации конкретное внимание уделяется правам и особым потребностям престарелых, женщин, молодежи, детей и инвалидов, принадлежащих к коренным народам.

2. Государства совместно с коренными народами принимают меры для обеспечения того, чтобы женщины и дети, принадлежащие к коренным народам, пользовались полной защитой и гарантиями от всех форм насилия и дискриминации.

Статья 23
Коренные народы имеют право определять приоритеты и разрабатывать стратегии в целях осуществления своего права на развитие. В частности, коренные народы имеют право активно участвовать в разработке и определении здравоохранительных, жилищных и других социально-экономических программ, которые их затрагивают, и, насколько это возможно, реализовывать такие программы через свои собственные институты.

Статья 24
1. Коренные народы имеют право на свою традиционную медицину и на сохранение своей практики врачевания, включая сохранение важнейших лекарственных растений, животных и минералов. Лица, принадлежащие к коренным народам, также имеют право на доступ без какой бы то ни было дискриминации ко всем видам социального и медицинского обслуживания.

2. Лица, принадлежащие к коренным народам, имеют равное право на пользование наивысшим достижимым уровнем физического и психического здоровья. Государства предпринимают все необходимые шаги для постепенного достижения цели полной реализации этого права.

Статья 25
Коренные народы имеют право поддерживать и укреплять свою особую духовную связь с традиционно принадлежащими им или иным образом занятыми или используемыми ими землями, территориями, водами и морскими прибрежными водами, а также другими ресурсами и нести свою ответственность перед будущими поколениями в этом отношении.

Статья 26
1. Коренные народы имеют право на земли, территории и ресурсы, которыми они традиционно владели, которые они традиционно занимали или иным образом использовали или приобретали.

2. Коренные народы имеют право иметь в собственности, использовать, осваивать или контролировать земли, территории и ресурсы, которыми они обладают в силу традиционного владения или другого традиционного занятия или использования, а также те, которые они приобрели иным образом.

3. Государства обеспечивают юридическое признание и защиту таких земель, территорий и ресурсов. Такое признание осуществляется с должным уважением к обычаям, традициям и системам землевладения соответствующих коренных народов.

Статья 27
Государства с должным признанием законов, традиций, обычаев и систем землевладения коренных народов устанавливают и осуществляют совместно с соответствующими коренными народами справедливый, независимый, беспристрастный, открытый и транспарентный процесс признания и юридического подтверждения прав коренных народов в отношении их земель, территорий и ресурсов, включая те, которыми они традиционно владели или которые они иным образом занимали или использовали. Коренные народы имеют право участвовать в этом процессе.

Статья 28
1. Коренные народы имеют право на возмещение при помощи средств, которые могут включать в себя реституцию или, когда это не представляется возможным, в виде справедливой компенсации за земли, территории и ресурсы, которыми они традиционно владели или которые они иным образом занимали или использовали и которые были конфискованы, отчуждены, заняты, использованы или которым был нанесен ущерб без их свободного, предварительного и осознанного согласия.

2. Если с соответствующими народами не имеется добровольно достигнутой договоренности об ином, такая компенсация предоставляется в форме земель, территорий и ресурсов, равноценных по своему качеству, размеру и юридическому статусу, или в виде денежной компенсации или другого соответствующего возмещения.

Статья 29
1. Коренные народы имеют право на сохранение и охрану окружающей среды и производительной способности их земель или территорий и ресурсов. Государства создают и осуществляют программы помощи для коренных народов в целях обеспечения такого сохранения и охраны без какой-либо дискриминации.

2. Государства принимают действенные меры по недопущению хранения опасных материалов на землях или территориях коренных народов или вывоза опасных материалов на земли или территории коренных народов без их свободного, предварительного и осознанного согласия.

3. Государства принимают также действенные меры по обеспечению, в случае необходимости, надлежащего осуществления программ мониторинга, сохранения и восстановления здоровья коренных народов в том виде, как они разрабатываются и осуществляются народами, подвергшимися негативному воздействию таких материалов.

Статья 30
1. Военная деятельность на землях или территориях коренных народов не проводится, за исключением случаев, когда ее проведение оправдано наличием соответствующих государственных интересов или в ее отношении имеются иным образом свободно выраженное согласие или просьба со стороны соответствующих коренных народов.

2. Перед использованием земель или территорий коренных народов для военной деятельности государства проводят эффективные консультации с заинтересованными коренными народами посредством надлежащих процедур и, в частности, через их представительные институты.

Статья 31
1. Коренные народы имеют право на сохранение, контроль, охрану и развитие своего культурного наследия, традиционных знаний и традиционных форм культурного выражения, а также проявлений их научных знаний, технологий и культуры, включая людские и генетические ресурсы, семена, лекарства, знания свойств фауны и флоры, традиции устного творчества, литературные произведения, рисунки, спорт и традиционные игры и изобразительное и исполнительское искусство. Они имеют также право на сохранение, контроль, защиту и развитие своей интеллектуальной собственности на такое культурное наследие, традиционные знания и традиционные формы выражения культуры.

2. Совместно с коренными народами государства принимают действенные меры, в целях признания и защиты осуществления этих прав.

Статья 32
1. Коренные народы имеют право определять приоритеты и разрабатывать стратегии освоения или использования своих земель или территорий и других ресурсов.

2. Государства добросовестно консультируются и сотрудничают с соответствующими коренными народами через их представительные институты с целью заручиться их свободным и осознанным согласием до утверждения любого проекта, затрагивающего их земли или территории и другие ресурсы, особенно в связи с освоением, использованием или разработкой полезных ископаемых, водных или других ресурсов.

3. Государства обеспечивают эффективные механизмы справедливого и честного возмещения в связи с любой такой деятельностью, и принимаются надлежащие меры для смягчения ее неблагоприятных последствий для окружающей среды, экономики, общества, культуры или духовного развития.

Статья 33
1. Коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями. Это не наносит ущерба праву лиц, принадлежащих к коренным народам, на получение гражданства государств, в которых они проживают.

2. Коренные народы имеют право определять структуру и избирать членов в состав своих институтов в соответствии со своими собственными процедурами.

Статья 34
Коренные народы имеют право на поощрение, развитие и сохранение своих институциональных структур и своих особых обычаев, духовности, традиций, процедур, практики и, в тех случаях, когда они существуют, правовых систем или обычаев, в соответствии с международными стандартами в области прав человека.

Статья 35
Коренные народы имеют право определять обязанности отдельных лиц по отношению к их общинам.

Статья 36
1. Коренные народы, в частности те народы, которые разделены международными границами, имеют право поддерживать и развивать контакты, отношения и сотрудничество, в том числе в связи с деятельностью духовной, культурной, политической, экономической и социальной направленности, с теми, кто входит в их состав, а также с другими народами через границы.

2. Государства, в консультации и сотрудничестве с коренными народами, принимают действенные меры по облегчению использования этого права и обеспечению его осуществления.

Статья 37
1. Коренные народы имеют право на признание, соблюдение и обеспечение исполнения договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей, заключенных с государствами или их правопреемниками, и на соблюдение и уважение государствами таких договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей.

2. Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как умаляющее или исключающее права коренных народов, содержащиеся в договорах, соглашениях и других конструктивных договоренностях.

Статья 38
Государства в консультации и в сотрудничестве с коренными народами принимают действенные меры, в том числе законодательные меры, для достижения целей настоящей Декларации.

Статья 39
Коренные народы имеют право на доступ к финансовой и технической помощи со стороны государств и посредством международного сотрудничества в целях осуществления прав, содержащихся в настоящей Декларации.

Статья 40
Коренные народы имеют право на доступ и быстрое решение в рамках справедливых процедур урегулирования конфликтов и споров с государствами или другими сторонами, а также на эффективные средства правовой защиты в случае любых нарушений их индивидуальных и коллективных прав. В таких решениях должным образом принимаются во внимание обычаи, традиции, нормы и правовые системы соответствующих коренных народов и международные права человека.

Статья 41
Органы и специализированные учреждения системы Организации Объединенных Наций и другие межправительственные организации способствуют полной реализации положений настоящей Декларации путем налаживания, в частности, сотрудничества с целью оказания финансовой и технической помощи. Должны быть определены пути и средства обеспечения участия коренных народов в решении затрагивающих их вопросов.

Статья 42
Организация Объединенных Наций, ее органы, включая Постоянный форум по вопросам коренных народов, и специализированные учреждения, в том числе на страновом уровне, и государства содействуют соблюдению и полному применению положений настоящей Декларации и принимают последующие меры по эффективному осуществлению настоящей Декларации.

Статья 43
Признанные в настоящей Декларации права представляют собой минимальные стандарты для обеспечения выживания, уважения достоинства и благополучия коренных народов мира.

Статья 44
Все права и свободы, признанные в настоящей Декларации, в равной мере гарантируются мужчинам и женщинам, принадлежащим к коренным народам.

Статья 45
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как умаляющее или прекращающее права, которыми обладают в настоящее время или которые могут приобрести в будущем коренные народы.

Статья 46
1. Ничто в настоящей Декларации не может толковаться как подразумевающее какое либо право любого государства, народа, группы лиц или отдельного лица заниматься любой деятельностью или совершать любые действия в нарушение Устава Организации Объединенных Наций или рассматриваться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности и политического единства суверенных и независимых государств.

2. При осуществлении прав, провозглашенных в настоящей Декларации, уважаются права человека и основные свободы всех. На осуществление прав, изложенных в настоящей Декларации, распространяются только такие ограничения, которые определяются законом, и в соответствии с международными обязательствами в области прав человека. Любые такие ограничения являются недискриминационными и строго необходимыми исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых и наиболее насущных требований демократического общества.

3. Положения, изложенные в настоящей Декларации, толкуются в соответствии с принципами справедливости, демократии, уважения прав человека, равенства, недискриминации, благого управления и добросовестности.

1 См. резолюцию 2200 А (XXI), приложение.

2 A/CONF.157/24 (Part I), глава III.

3 Резолюция 217 А (III).

http://www.un.org/ru/documents...ghts.shtml
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1913
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3250
В. и Л. Сокирко

Том 13. Север. 1983 г.

"Печора"

Печора - величайшая река и народа коми, и русского раскола. Территория ее вод, наверное, не уступает Придунайской Европе, а редкие регионы ее кучных селений, таких как Ижма или Усть-Цильма, в сотне км друг от друга - в веках развивались как отдельные цельные страны, или, по крайней мере, как зачатки их - с разными языками, вероучениями, обычаями, культурой. Под далекой властью единого царя и среди единой природы они испытывали и взаимопритяжение-дружбу, и взаимоотталкивание-неприязнь, и вырабатывали каждый особые национальные пути существования, бесценный опыт для нас, их потомков... Сумеем ли мы его усвоить?
http://victor.sokirko.com/Part10/Pechora-83/
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1913
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3250
За переволоком - волок
/ Многие дороги, имевшие в древности государственное значение, проходили через Коми край.

Историю уже затерявшихся, заросших древних трактов и волоков много лет исследует краевед из Архангельской области Николай Анатольевич Окладников. В недавно вышедшую книгу «Пустозерск и Пустозерье» он включил описание многих северных дорог, которые в древности проходили и через Коми
http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/56220
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1913
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3250
Н.А. ОКЛАДНИКОВ

ПУСТОЗЕРЦЫ В СИБИРИ.

УЧАСТИЕ ЖИТЕЛЕЙ ПУСТОЗЕРСКОГО УЕЗДА В ОСВОЕНИИ И ЗАСЕЛЕНИИ СИБИРИ В XVI - XVII ВВ.


В 1499 году московскими воеводами по наказу Московского царя Ивана Ш на берегу одного из рукавов реки Печоры, рядом с озером Пустое, был «зарублен» город Пустозерск.
Это был первый форпост на северной окраине страны «поставленный для опочиву Московского государства торговых людей, которые ходят из Московского государства в Сибирь торговать»1.
В 1502 году в Пустозерск был назначен воеводой князь Федор Вымский. Так была образована Пустозерская волость. В 1586 году к Пустозерской волости были присоединены слободки Усть-Цильма и Ижма, ранее входившие в состав Вымской земли. В начале XVII века (в 1606 г) Пустозерская волость была преобразована в Пустозерский уезд. Территория Пустозерского уезда простиралась от Тимана до Урала.
Жители Пустозерска, Усть-Цильмы и Ижмы одними из первых установили постоянные связи с зауральскими племенами.
Пустозерск являлся основным торговым центром на Печоре, связывающим русских торговцев не только с печорскими ненцами, но и с зауральской «закаменной самоядью». Ежегодно зимой во время ясачного сбора здесь проводили торговые ярмарки. К этому времени к Пустозерску «подкочевывало до 2-3 тысяч самоедов с оленями, пушным товаром и «рыбьим зубом» (т.е. моржовым)». Сюда съезжалась не только «Пустозерская самоядь», но из-за Урала «подкочевывала карачейская самоядь большими партиями», привозя «полученные от мангазейских самоедов меха» 2.
На ярмарку в Пустозерск съезжались купцы из Архангельска, Холмогор, с Пинеги и Мезени, а также из Вологды и даже из Москвы.
Своеобразными небольшими торговыми центрами на Печоре являлись также слободки Усть-Цильма и Ижма, куда для скупки пушнины съезжались торговые люди из Холмогор, Соликамска, Великого Устюга, Яренска, а также с Пинеги, Мезени и Выми 3.
Значение Пустозерска, Усть-Цильмы и Ижмы в деле торгового посредничества между русскими и «приуральскими инородцами» уже в конце XVI века было оценено иностранцами, агенты английской торговой компании в 1611-1613 годах пробовали обосноваться в Пустозерске и захватить в свои руки весь торговый район от Цильмы до Урала 4.

Не ограничиваясь местной торговлей, пустозерцы ежегодно предпринимали путешествия «на реку Усу под Камень» в Роговый городок, который располагался на впадающей в Усу речке Хальмер-Ю, или Большой Роговой, и служил складочным пунктом для запрещенных товаров, привозимых из Сибири. «Местечко это обязано было своим происхождением тому обстоятельству, что правительство к концу XVI века учредило таможни в Березове, в Верхотурье и в других северных городах Сибири» 5.
В Роговой городок пустозерцы «сваживали самоядь из-за Урала, с Кызыма, с Обдорска и с Куновати и вели с ними оживленный меновой торг. Не довольствуясь этим, они нанимали оленей у пустозерской каменной самояди, у своих знакомцев и другое, перевозили товары за Камень и партиями в несколько десятков человек ходили по тундрам к березовской самояди» и уже в начале XYII века «держали окрестных инородцев в кабале, ссужали их товарами и ходили к ним для своих старых долгов».
Так, устюжанин Мишка Кондаков в своей челобитной царю в 1641 году писал: «В прежних, государь, годех изстари родители мои, дед и отец и дядя, жители Пустозерского городка, и торги, государь, у них и промыслы были с той карачейской и закаменной самоядью большие, и тех родов, государь, многие люди им были должны; в Пустеозере и на Обдори за них плачивали твои государевы ясаки и давали им и долги русские товары» 6.
Однако их деятельность за Уралом не ограничивалась только «торгами с карачейской и закаменной самоядью». Уже в XVII веке они ходили на Таз и Енисей и за бесценок выменивали у сибирских жителей меха: «Ездят по волостям и по юртам и по лесам и с татары и с вогуличи меняют свои товары на соболи и на бобров, и на всякую мягкую рухлядь, а исторговався, ездят на Русь» 7.
Имели место случаи, когда торговцы из Поморья, в том числе пустозерцы, приходили в Мангазею и на Енисей и обманным путем взимали там дань с окрестных инородцев и «чинили им обиды и насильства».
Так, Борис Годунов в 1601 году, давая наказ воеводам князю Масальскому и боярину Савлуку Пушкину, посланным на реку Таз для организации строительства опорного пункта Московског государства - Мангазеи, писал, что «преж сего приходили к ним в Мангазею и Енисею вымичи, и пустозерцы, и многих государевых городов торговые люди и дань с них имали воровством (обманом - Н.О.) на себя, а сказывали на государя, а в государеву казну не давали, и обиды и насильства от них были им великие, и государь, жалуя Мангазейскую и Енисейскую самоядь, велели у них в их земле поставить острог и велели их от торговых людей и от всяких людей всех обид беречи...всякие торговые люди в Мангазею и Енисею с товары мимо того острогу не обходили некоторыми дорогами...» 8.
Жители Пустозерского уезда не имели пахотных земель, так как неблагоприятные климатические условия не позволяли здесь развиваться пахотному земледелию.
В Усть-Цильме «в иной год пашут, а в иной не пашут, потому что морозом побивает», не
говоря уже о Пустозерске, где «место тундряное, студеное и безлесное, и зимою порою,
тундра с водою смерзается» 9.
Население Пустозерского уезда питалось исключительно привозным хлебом, доставляемым на Печору «на малых кочах один раз в год весною» - с Вычегды, из Яренска и с Перми. Не довольствуясь этим, часть жителей Пустозерского уезда ежегодно зимой на оленях отправлялась за Урал в Обдорск, чтобы запастись необходимым количеством муки. Они закупали ее «здесь вдвое и даже втрое дешевле, чем в Пустозерске», куда ее доставляли в основном с Перми чердынские купцы 10. Хлеб они выменивали на продукты своих промыслов, в основном на рыбу и пушнину.
А кормились они «зверем, да рыбою, да травою». При отсутствии хлеба употребляли в пищу «борщ» (съедобное растение) и рябиновый лист,
Поэтому единственным средством к существованию жителей Пустозерского уезда служили промыслы.
Пустозерск сделался центром, откуда не только жители Пустозерского уезда, но и промышленники из Северных районов Поморья предпринимали промысловые экспедиции не только в устье Печоры и в Болванскую губу, но и на арктические острова: Колгуев, Новую
Землю, Вайгач. Через Пустозерск ходили на промыслы «к океану двинские, мезенские и кулойские промышленники» 11.
Жители Пустозерска и Усть-Цильмы, не ограничиваясь промыслами в окрестных угодьях и на арктических островах, «в неуклюжих баркасах...в конце XVI и в начале XVII вв пускались морем в Обскую губу и далее в р. Таз и в Мангазею» 12.
Морской путь в Мангазею, так называемый «Мангазейский морской ход» - «морем окяном мимо Пустозерской острог» проходил через Югорский Шар, Карское море и полуостров Ямал 13.
Морские плавания этим путем из Северного Поморья имели место уже в XVI веке. Первое упоминание об этом мы находим в дневнике плавания по Ледовитому океану английского мореплавателя Стифена Барроу в 1556 году; он встретил у Вайгача холмогорских и печорских жителей, промышлявших здесь охотой на моржей и белых медведей; один из них вызвался, «если бог пошлет ветер и хорошую погоду», провести англичан на Обь и на р. «Нарамзай», куда он сам собирался идти в виду малого улова моржей у Вайгача 14.
В «Пинежском летописце», созданном в средине XVII века, сообщается, что в 1598 году устьцилемец Юрий Долгушин, пинежанин Смирной и какой-то литовский пленник проведали Таз-реку, совершив тем самым разведку Мангазеи. По их пути отправился князь Мирон Шаховский, назначенный в 1600 году первым воеводой в Мангазею 15.
В 1600 году морским путем плавал в Мангазею пустозерец Семен Серебряник, хорошо знавший «Мангазейский морской ход» и «повадки моря-океяна» 16.
Среди промышленных и торговых людей из Северного Поморья, неоднократно плававших в Мангазею морским путем в начале XVII , отмечается Иван Корепанов 17. Есть основания полагать, что это был пустозерец, так как такая фамилия была распространена в то время среди пустозерцев.
Морским путем в Мангазею поморы продолжали ходить до 1620 года, пока его не закрыли из-за угрозы проникновения иностранцев на Обско-Енисейский Север.
Запретив плавание в Мангазею морским путем, Московское правительство в 1624 году официально разрешило отпускать промышленных и торговых людей «от Архангельского города и от всех поморских городов в сибирские городы и на Березов город», дорогою «Собью рекою через Камень мимо Ижемскую слободку», т.е. Печорским «черезкаменным» путем 18.
Этот путь от устьев Цильмы и Ижмы шел вверх по Печоре, затем по Усе и ее притоку Соби и через волок выходил на Обь к устью ее притока Соби. От устья обской Соби было два пути: один путь шел вверх на Березов и Тобольск, второй - вниз по Оби до ее устья и через Обскую губу на Таз и в Мангазею 19.
Этот древний путь в Зауралье был известен поморам еще в XVI веке и на протяжении XVI - XVII веков служил для них торной дорогой в Западную Сибирь.
В последней четверти XVI века и в начале XVII века Печорским «черезкаменным» путем ходили в Сибирь «в судех с великими товары» многие люди из Пустозерска, с Пинеги, с Мезени и с Ваги 20.
Пустозерцы одними из первых освоили этот путь и уже в XVI веке служили проводниками торговых и промышленных людей, влекомых за пушным богатством в Западную Сибирь.
Здесь надо отметить, что одной из причин, по которой Московским правительством был закрыт морской путь в Сибирь, являлось так же то обстоятельство, что этот путь был невыгоден государству, так как благодаря ему русские промышленные и торговые люди, плававшие в Сибирь, избегали многочисленные внутренние таможни.
Поэтому, разрешив официально путь в Сибирь «Печорою рекою через Камень», Московское правительство с целью ограждения своих фискальных интересов создало на этом пути ряд таможенных застав.. В этом отношении большое значение имела Ижемская застава, устроенная « для проезду... торговых и промышленных людей, которые поедут в Сибирь и из сибирских городов к Москве и в иные русские города» 21. Застава эта играла роль пограничной таможни между Русью и Сибирью.
По ту сторону Урала для преграждения свободного проезда из Соби в Обь и из Оби в Обскую губу выше устья Соби была устроена Собская застава, а на противоположном берегу Оби, у впадения в нее реки Полуя, где еще в конце XVI века возник острожек - «Носовой городок» для сбора ясака с зауральских ненцев, была устроена Обдорская застава.
Одним из основных стимулов раннего проникновения русских поморов в Сибирь были поиски дорогих сибирских мехов, пользовавшихся большим спросом на Западе. Спрос на эти меха особенно возрос во второй половине XVI века. Этому во многом способствовало открытие англичанами морского пути в Россию через Белое море, основание в 1584 году города Архангельска и открытие здесь морского порта.
Возросший спрос на пушнину со стороны заграничного рынка «всколыхнул предприимчивых русских промышленников и предпринимателей и толкнул их на открытие и захват новых соболиных мест». Начинается энергичное «проведывание» промысловых мест за Уралом 22.
В поисках драгоценной пушнины промышленные и торговые люди с Печоры, Мезени, Пинеги, Кулоя и с Северной Двины от самого Великого Устюга проникали не только в низовья Оби, но и далее на восток, привозя с собой на обмен русские товары.
В конце XVI - в начале XVII веков пустозерцы постоянно торговали и промышляли соболя по всей Западной Сибири и в Мангазее. Они постоянно упоминаются в царских грамотах и в отписках сибирских воевод. Так, в 1595 году в Сургут была послана грамота о сборе десятинной пошлины с торговых людей, среди которых первыми названы «вымичи, зыряны и пустозерцы» Для сбора пошлины предписывалось выбрать из этих «торговых людей целовальников добрых» 23.
Вместе с промышленными людьми, главным занятием которых была добыча соболя, из Поморья, в том числе из Пустозерского уезда, шли в Сибирь и гулящие люди, которые не имели постоянного места жительства и поэтому не несли тягла. Они существовали за счет различных заработков, в основном работой по найму, и с этих заработков платили годовой налоговый оброк. Они часто работали в качестве гребцов и проводников на вводно-волоковых путях в Сибирь, а также в качестве покручеников нанимались на промысел к богатым промышленникам с обязательством отдавать им 2/3 добычи пушнины 24.
Продвигаясь на восток в Зауралье, русские торговые и промышленные люди из Поморья основывали на своих путях укрепленные становища или зимовья.
Одно из таких становищ было основано между устьями рек Щугор и Подчерема, куда русские торговые и промышленные люди сваживали «привезенные с собой из Руссии припасы» и вели торг с зауральскими инородцами 25.
Другим таким становищем был упомянутый нами Роговой городок в верховьях реки Усы, где, как говорилось в царской грамоте 1607 года, «пустозерцы по пути через Урал осеняют и ведут торг с зауральской самоядью» 26.
На реке Оби русскими поморами из Северного Поморья было основано становище «Носовой городок», на месте которого в 1595 году был построен Обдорск (ныне город Салехард).
По преданию, и город Березов был основан на месте промыслового становища.
В Мангазее в XVI веке русскими торговыми и промышленными людьми было основано несколько промысловых становищ. На месте одного из них в 1601 году был «зарублен» Мангазейский острог. Он был построен «служилыми людьми... зыряны и пустозерцы» 27.
В первой половине XVII века Мангазея становится крупнейшим торговым центром Сибири. Среди приезжающих сюда торговых людей были пустозерцы. Так, в одной из отписок мангазейских воевод того времени сообщается, что приходили в Мангазею «с Руси многие торговые люди: пермичи, и ветчаны, и вымичи, и пустозерцы и...торговали по всей Мангазее» 28.
В XVII веке для жителей Северного Поморья промысловые поездки в Сибирь стали обычным массовым явлением. Из отдельных семей уезжало на промыслы в Сибирь по 2-3 человека.
Промысловое население Мангазейского и Енисейского уездов в XVII веке образовалось, прежде всего, за счет выходцев из Северного Поморья, в т. ч. с Двины, Пинеги, Мезени и Печоры. Так, среди промышленных и гулящих людей Мангазейского уезда в 1631 году выходцы с Двины составили 46 чел., с Пинеги 165 чел., с Мезени 51 чел., с Печоры 17 чел., в том числе 13 чел. из Пустозерска и 4 чел. из Усть-Цильмы 29.
Изведав пути в Мангазею, поморы пошли на Енисей, а, обосновавшись на Енисее, перебрались на Лену и далее на восток. Участниками этих походов были выходцы из Пустозерского уезда, в том числе кочевавшие в этих краях пустозерские ненцы.
Еще в 1608 году мангазейский воевода Давид Жеребцов направил к кочевавшим на Нижней Тунгуске булешам крещеного пустозерского ненца Игнатия Хапетеку, который собирал с этих племен ясак в течение 10 лет.
Летом 1622 года тот же пустозерский ненец Игнатий Хапетека был проводником отряда стрельцов и промышленных людей, отправившихся из Турханска на Тунгуску. Он же летом 1625 года и промышленный человек Матвей Парфентьев с товарищи плавали на коче по протокам Нижней Тунгуски и побывали у эвенкийского племени шилягиров, кочевавших по Нижней Тунгуске и Средней Лене 30.
Летом 1643 года группа промышленных людей во главе с упомянутым нами промышленником Иваном Корепановым и промышленником Иваном Ожегой совершили переход на кочах из Индигирки в Жиганск 31.
Летом 1641 года промышленный человек Выжимец (Выжницев), выходец из Ижемской слободки пытался пройти морем от устья р. Лены до устья Индигирки, но безуспешно. Его коч бурей выбросило на камни. Выжимец и ехавшие с ним промышленники пытались добраться до Индигирки, но безуспешно. Все они погибли.
В 1649-1653 годах на Индигирке побывал Федор Аникиев Устьцилемец (выходец из Усть-Цильмы) 32.
Пустозерцы в XVII веке совершали плавания в Восточно-Сибирском море к востоку от Колымы. Через год после открытия Колымы, летом 1646 года девять колымских промышленников, выходцев из Русского Поморья, во главе с Исаем Игнатьевым Мезенцем (выходцем с Мезени) и Семеном Алексеевым Пустозерцем (выходцем из Пустозерска), в поисках новых земель, богатых пушниной и моржовыми клыками, пытались отыскать морской путь к востоку от Колымы, но из-за тяжелых условий плавания смогли проникнуть только до Чаунской губы. Здесь они встретились с местным населением «называемым чухчами». Так мир впервые узнал о существовании Чукотки, чукчей и Чаунской губы. С этим местным населением промышленники провели меновую торговлю. Вернувшись обратно, они привезли с собой моржовые клыки и различные изделия из кости 33.
Усилению переселенческого движения в Сибирь жителей Пустозерского уезда во многом способствовали голод, бесхлебица, усиление налогового гнета и произвол воевод.
Известно, что основные средства для существования жителей Пустозерского уезда давали рыбный и морской зверобойный промыслы. Но бывали годы, когда вследствие необычно суровой зимы и холодного лета, уловы рыбы были плохими, а семга, являвшаяся главной промысловой рыбой на Печоре, вообще не подходила. Плохие уловы рыбы, а также неудачные промыслы морского зверя часто приводили к тому, что отдельные крестьянские семьи нищали, голодали и нередко умирали. Так, в «Переписной книге» Пустозерского уезда 1679 года нередко встречаются такие записи: «умерли с голоду всей семьей в прошлых годех», «обнищал до конца, скитается меж дворов з женою и детьми», « кормятся по миру работой и христовым подаянием» 34.
Обнищанию и разорению пустозерских крестьян способствовало также непомерное тягло, которое в различных видах несли они. Так, согласно «Книге - платежнице» Пустозерской волости 1574 года с пустозерских крестьян шли поборы в казну с «дворов и животов и с промыслов и с рек и с озер и с тонь морских и речных за рыбную ловлю и со птичьих и со звериных ловищь и со всех угодий», а также «с сенных покосов», да и с них же сверх того брали «царю и великому князю в казну с улова десятую рыбу семгу, чем хто не уловит» 35. В общем, брали со всего, чем пользовались жители Пустозерской волости.
С присоединением Сибири на пустозерских крестьян пала повинность по перевозке грузов и пассажиров по Сибирскому пути - ямская гоньба, а также они должны были давать кров и пищу проезжающим по этому пути, помогать таможенным сборщикам, а в случае необходимости помогать стрелецкому отряду отражать нападения на острого воинствующих ненцев.
Нередко пустозерские крестьяне страдали от произвола местных воевод, которые «чинили неправду» по отношению к ним, занимались незаконными поборами и вымогательством.
Все это заставляло жителей Пустозерского уезда покидать свои дома и уходить в «русские сибирские города», где «мочно прокормиться».
Документы XVII столетия, содержащие сведения о населении Пустозерского уезда, пестрят сообщениями о том, что тот или иной житель «сбежал в Сибирь», «сошел в сибирские городы з женою и детьми».
Будучи наслышанными от своих земляков и от проезжих торговых и промышленных людей о неслыханных богатствах «златокипящей» Мангазеи, пустозерские крестьяне нередко бежали туда. В 1623 году мангазейские воеводы сообщали в Москву о том, что в Мангазею «приезжают бегаючи с Мезени с Пустозера и с Выми всякие люди от государевых податей, а иные от воровства и от своей братии от всяких долгов, приезжая - де в Мангазейский город, живут в Мангазейском уезде».
В 1638 году, например, в Ижемской и Усть-Цилемской слободках на 63 населенных двора насчитывалось 24 пустых (около 28%), потому что « жилецкие люди разбрелись кормиться в русские сибирские города» 36.
Бежали от голоду и государевых поборов и жители Пустозерска. Их всегда можно было встретить на Печорском «черезкаменном» пути на самых тяжелых работах. Они перевозили «русские товары на волоках, водили весной и осенью лодки и паузки по мелким уральским рекам. Они, как никто другие, знали, как водить караваны в Сибирь более близкими и безопасными тропами» 37.
Отмечается значительный уход населения Пустозерского уезда в Сибирь в конце 60-х и в 70-х годов XVII века, особенно в неурожайный 1669 год.
В 1670 году устьцилемцы и ижемцы писали в челобитной царю, что у них «человек с 10 померло голодной смертью, что едим траву, да рябиновый лист, да сосновую кору, и от того мы, сироты твои, опухли и оцинжали и голодом примерли и что остальные крестьянишка, и те последние нужные голодны, наги и босы». Из обеих слободок, по словам живых жителей, «семей с 20 съехали в сибирские городы от великие хлебные скудности» 38.
В Пустозерске было еще хуже. Так, находившийся здесь в ссылке боярин А.С. Матвеев, писал: «в Пустозерском жители многие гладом тают и умирают» и их «всегдашняя пища борщ, да и того в Пустозерском нет, привозят из Ижмы...» 39.
В 1671 году пустозерский воевода писал в Москву, что в предшествующем году «Из Пустозерского острогу, из Ижемской и Усть-Цилемской слободок тяглые крестьяне 22 человека с женами и с детьми, со всеми семьями, сбежали в русские и сибирские города» 40.
Выходцы из Поморья явились одним из основных источников формирования категории сибирского населения - посадского, крестьянского и служилого. Известное место в этом процессе занимали выходцы из Пустозерского уезда.
В 1630/1660 годах, например, было записано в Енисейский посад 16 человек выходцев из Поморья, в составе которых было два выходца из Пустозерского уезда.
В 1648/1685 годах в Тюменском уезде зарегистрировано 8 дворов крестьян, посадских людей и ямских охотников из Яренского и Пустозерского уездов, обосновавшихся здесь в 60-80-е годы 41.
Пустозерцы наряду с зырянами составляли основной костяк служилых людей города Томска. Об этом свидетельствует «Именная книга служилых людей» города Томска 1680 года. В этой книге про 57 служилых людей (казаков) говорится, что в Томск приехали из Яренского и Пустозерского уездов их деды, отцы и дяди, а сыновья, внуки и племянники «верстаны» (т.е. зачислены на службу) уже на их место. Из них 34 человека родились в Томске 42.
В 1637 году промышленники-поморы, занимавшиеся пушным промыслом по реке Енисею, во главе с мезенцем Осипом Голубцовым, по прозвищу Цыпаня, направили челобитную в Казанский приказ с ходатайством о предоставлении им на Енисее места «во льготу на срочные года». Это ходатайство было удовлетворено. Царской грамотой от 25 марта 1639 года Цыпаня «с товарищи» получил «на селитьбу и в пашню» земли и сенные покосы на безоброчное пользование ими в течение 10 лет. Получив царскую грамоту, Цыпаня энергично принялся за строительство слободы на отведенных землях. Он набирал в свою слободку крестьян у себя на родине, «в Поморских городех», а от туда доставлял их на место поселения.
Вскоре на берегу Енисея вырос поселок Дубчасский или Дубчасская слобода, состоявшая из 16 дворов, Среди поселенцев этой слободы были и пустозерцы. Об этом свидетельствует дошедшая до нас челобитная гулящего человека, родом пустозерца, Ивашки Сафонова, отправленная им в Москву в 1640 году. В этой челобитной он пишет: «живет, государь, сынишко мое твоей государские вотчине в Мангазейской украине над Енисеем рекою на Дубчесе в ново в пашенных крестьянех...Вели, государь, и мне, сироте твоему, с сынишком своим тут же на Дубчесе в новопашенных крестьянех быть и мимо сибирских городов пропустить и твою государскую грамоту дать». Резолюция на эту челобитную гласила: «будет он не тяглой и не крепостной, и не беглой человек, и ему о том дать грамота и велеть ему в Дубчесе быть в пашне с сыном своим» 43.
В 1667-1673 годах в Енисейске, основанном в 1610 году, поселились братья Анцифер и Родион Кондратьевы, выходцы из Усть-Цильмы.
В Иркутске второй половине XVII века жил некто А. Чупров, также выходец из Усть-Цильмы 44.
Во второй половине XVII века на Индигирке были основаны такие населенные пункты как Русское Устье, Осколково, Лобазно 45. Названия их наталкивают на мысль, не выходцами ли из Пустозерска были основаны они, так как в то время в Пустозерском уезде были такие поселения как Устье, Осколково, Лабаское.
Таким образом, в открытии, освоении и заселении Сибири в XVI-XVII веках вместе с населением других районов Поморья активное участие принимали жители Пустозерского уезда. В течение длительного времени, занимаясь торгово-промышленной деятельностью и работой по найму, они постоянно оседали там и явились источником формирования населения Сибири - служилого, крестьянского и посадского. Они пополняли все категории населения как Западной, так и Восточной Сибири.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВЫПИСКИ ИЗ ПЕРЕПИСНОЙ И КРЕСТОПРИВОДНОЙ КНИГ ПУСТОЗЕРСКОГО УЕЗДА
Переписная книга Пустозерского уезда 1679 года

Принятые сокращения: в. - во дворе; д. - двор; м. - место.

... /л. 9/ Да в Пустозерском же остроге на посаде пустых дворов и дворовых мест, которые посацкие люди померли и розбежались в сибирские и в ыные городы. А те их дворовые места лежат пусты, не владеет ими нихто: д. пуст вдовы Марьицы Гришкины жены Городова, а она, Марьица, умре в нынешнем во 187-м году; м. Давыдка Юрьева сына Полушкина; м. Гришки Иванова сына Сумарокова;.м. Герасимка Степанова сына Порядина, а он, Герасимка, сшол на Мезень в прошлом во 175-м году; м. Микитки Григорьева сына Ушакова да Сеньки Алексеева сына Вырлы: Микитка и Сенька (л. 9 об.) умре во 169-м году; м. умершаго Кирилки да Васьки Ивановых детей Ушаковых; м. Гаврилка Матвеева сына Хабарова: Гаврилка умре, а дети ево сошли в сибирские городы на Березов в прошлом во 178-м году; м. умершаго Куземки Исакова сына Кожевина; м. Гаврилка да Максимка Артемьевых детей Хабаровых: Гаврилка збрел к Москве в прошлом во 186-м году, а Максимка умре; м. умершаго Давыдка Федосеева /л. 10/ сына Банина; м. умершаго Герасимка Сумарокова; м. умершаго Федьки Дмитриева сына Недосекова; м. умершаго Васьки Титова; м. умершаго Андрюшки Александрова сына Мазлыкова; м. умершаго Герасимка Богданова сына Куркина; м. Васьки да Васьки ж, да Треньки, да Микитки Даниловых детей Тимошенцыных: Васька большой да Васька ж меньшой умре, а Микитка живет в Голубковской жире, а Теренька кормитца по миру; м. умершаго Микифорка Федотова (л. 10 об.) сына Дрягалова; м. умершаго Кирьянка Афанасьева сына Никонова; м. умершай вдовы Парасковьицы, прозвище Чистяк; м. умершай нищай вдовы Анницы Ивашкины жены Ряженцова; м. умершай вдовы Ивашкины жены Носкова Катеринки; да месты ж дворовые пустоозерцев же посацких людей /л. 11/ старые пустоты, которые померли в голодное время во 153-м году и которые разбрелись в ыныя городы: м. Ивашки Игнатьева сына Орлова; м. Сеньки Васильева сына Поздеева.
...Да в Ыжемской же слободке пустыя выморочный дворы, которые крестьяне в прошлых годех померли, а иные от нужды розбрелись в сибирские и в иныя городы з женами и з детьми, а дворы их и дворовые места ныне пусты, нихто ими не владеет, а писаны те пустые дворы по сказке старосты и мирских людей: /л. 32 об./ д. Чюдинка Спиридонова сына Кузьминых. А Чудинка сошол от голоду в сибирския городы в прошлом во 183-м году; д. Офоньки Алексеева сына Филипповых, а Офонька сошол от голоду в Пермь Великую в прошлом во 186-м году; д. пустой Спирки Федорова сына Кузьминых, а он, Спирка, умре, а дети ево сошли в Сибирь, да ево ж, Спиркин, сын Тимошка в стрельцах в Пустозерском остроге; д. пустой Кирюшки Сафонова сына Носовых, Кирюшка сшол безвесно в прошлом во 163-м году; /л. 33/ д. пустой умершево Марки Ефимова сына Зарубиных; д. пустой, а по сказке соцкого Костьки Хозяинова и крестьян жил в том дворе прохожей человек с Пинеги кевролец Пантелейко Иванов, а сошол он в Сибирь в прошлом во 169-м году; д. пустой умершево Васьки Гаврилова сына Филипповых; д. пустой умершево Софронка Федорова сына Филипповых; д. пустой, а по сказке соцкого и крестьян тот дворишко прихожево человека Кондрашки Боршевых, а он де, Кондрашко, умре, а жены де и детей у него не было /л. 33 об./ и тем де дворишком нихто не владеет; д. пуст Кирюшки Иванова сына Бабикова, Кирюшка от голоду сшол в Кевролу з женою и з детьми в прошлом во 163-м году; д. пуст, умершего Климки Павлова сына Панкиных; д. пуст Никитки Селиверстова сына Каневых, а он, Никитка, умре; д. Федосейки Павлова сына Филипповых; д. пуст умершево Ларьки Гаврилова сына Филипповых; д. пуст по сказке соцкого и крестьян /л. 34/ жил в нем прихожей человек Петрушка Прокофьев сын Качин, и сошел де в прошлом во 184-м году безвесно, а нихто тем дворишком не владеет; д. пуст попа Михаила Софронова; д. пуст Афоньки Ананьина сына Болды, а он, Афонька, сошел от голоду в сибирские городы в прошлом во 163-м году; д. пуст умершаго Ромашки Аникиева сына Родионовых, а дети ево, Трифонка да Ондрюшка, сошли от голоду в сибирские городы в прошлом во 170-м году, а тем ево дворишком нихто не владеет.
.../л. 39./ В Усть-Целемской же слободке пустые выморочные дворы, которые крестьяне тех дворов з женами и з детьми померли, а иные в прошлых годех збрели в сибирские и в ыные городы з женами ж и з детьми, а дворы их и дворовые места пусты, нихто ими не владеет: д. пуст Пашки Шишолова, а он, Пашка, сшол в Пермь Великую в прошлом во 185-м году; д. пуст Чюпрушки Поздеева, а он сшол з женою и з детьми в прошлых годех в сибирские городы; д. пуст умершего Офоньки Чюпрова, а жена ево и дети сошли /л. 39 об./ в Сибирь в прошлом во 180-м году; д. пуст умершего Карпушки Лазырева; д. пуст Зотки Харитонова сына Горбунова, а он, Зотка, сшол безвестно з женою, и з детьми в прошлом во 185-м году; д. пуст умершего Гришки Плешкова, а жена ево и дети сошли на Мезень; д. пуст Кононки Чюпрова, а он сшол и живет ныне в Ыжемской слободке; д. пуст умершего Панкрашки Малашева; д. пуст бывшего пономаря Баженка Дуркина, а он, Баженка, умре; д. пуст Федьки Кислякова /л. 40/ , а он, Федька, сшол безвестно в прошлом во 185-м году; д. пуст умершего Федотка Аврамова сына Чипсанова; д. пуст умершего Савки Поздеева; д. пуст Лаврушки Лазырева, а он, Лаврушка, умре, а сын ево Федька сшол з женою и з детьми в Пермь Великую во 185-м году; д. пуст Ларьки Конищева, а он, Ларька, сшол в Перьмь Великую з женною и з детьми в прошлом во 178-м году; д. пуст Фочки Вокуева, а он, Фочка, умре з женою в давных летех, а дети ево сошли в Сибирь. /л. 40 об./
Ист.: Мацук М.А. Коми край от Бориса Годунова до Петра I. Сыктывкар, 1993. С. 154-155, 164-165, 167.
Примечание: Переписная книга Пустозерского уезда 1679 г. хранится в Российском Государственном историческом архиве древних актов (РГАДА) в фонде «Архив прежних вотчинных дел» (Ф. 1209. Оп. Поместный приказ. Кн. 366).

Крестоприводная книга Пустозерского уезда
27 июля - 1 августа 1682 года

...Пустозерского острогу посацкие люди: соцкой Исак Созонов, таможенной голова Степан Микитцын; ларечной целовальник Ивашко Недосеков; целовальники ж чарочные: Ивашко Бараков, Ермолка Шевелев; острожные целовальники: Ивашко Голубков, Афонька Тырчюев /л. 6/
...Торговые люди колмогорцы: Ивашко Неронов, Ивашко Федотов, Савка Маслов, Поликарпко Ильин, Онкудинко Васильев, Герасимко Поликарпов, Оська Юрьев, Константинко Степанов, Ермолка Зобнин, Зиновейко Вавилов, /л. 9/ ) Онсифорко Игнатьев.
Устюженя: Офонька Габов, Ивашко Габов, Исачко Онаньин.
Ижемские слободки крестьяне: заставной голова Гаврилко Истомин; соцкой Ивашко Хозяинов; таможенные и кабацкие целовальники: пустозерец Васька Бородин, /л. 9 об./ ижемец Кондрашка Сафонов.
.../л. 14/ Торговые люди, которые ехали из Сибири в русские городы в розных числах: ветчяня: Петрушка Яковлев, Потапка Потапов, Акинфейко Васильев.
Еренченя: Аничка Степанов, Степка Закишерской, Петрушка Рычков, Огапитко Борисов, Сенька Матвеев, Мишка Мелентьев, Бориско Ондреев.
Соли Вычегоцкой: Сенька Матренинский, /л. 14 об./ Васька Терентьев, Ивашко Григорьев.
Устюженя: Якушко Паутов, Пронька Петров, Ивашко Иванов, Ивашко Лукин, Петрушка Петров.
Вычегжанин Микитка Калинин.
Города Тобольска митропольи Усть-Ницкой слободы крестьяне: Исачко Федоров, Микитка Иванов.
Соли Вычегодской Ивашко Бровин.
/л. 15/ Пинеженя, кеврольцы: Матюшка Зотеев, Ивашко Дмитриев, Софонка Леонтьев, Микитка Лукиянов.
Торговые, которые ехали из Сибири суконной сотни лалетяня: Иван Саватеев, да сын ево Васька; Ондрюшка Аверкиев.
Еренченя: Ивашко Васильев, Офонька Карманов, Федька Игнатьев, Лучка Игнатьев, /л. 15 об./ Васька Иванов, Федька Иванов, Елисейко Чюкичев, Софонка Чюкичев, Оська Прокопьев, Петрушка Исаков, Мишка Петров, Васька Исаиев, Савинка Ярыгин, Ларько Сергеев.
Лалетеня: Петрушка Дьяконов, Емелька Бурдуковской, Гришка Чебаевской, Якушко Васильев, Петрушка Васильев, /л. 16/ Герасимко Огафонов.
Тюменец Матюшка Прокопьев.
Да тех же торговых людей работные люди: Пронька Степанов, Фролко Сергеев, Емелька Васильев, Панфилко Павлов, Федотка Васильев, Митька Федоров, Ондрюшка Иванов, Матюшка Иванов, Гришка Васильев, Бориско Федоров, Исачко Иванов, Ивашко Петров, /л. 16 об./ Куземка Васильев, Ивашко Емельянов, Пашко Ларионов, Ивашко Петров, Юшка Федоров, Фомка Тимофеев, Ивашко Иванов, Тимошка Иванов, Сенька Иванов, Алешка Иванов, Мишка Васильев, Васька Терентьев, Офонька Дементьев, Савка Дементьев, Микитка Евсевьев, Фадейко Макаров, /л. 17/ Сергушка Семенов, Огофонко Назарьев, Сенька Иванов, Филька Васильев, Гришка Прокофьев, Архипко Прокофьев, Якушко Иванов, Мишка Тимофеев, Федотка Иванов, Никонко Афанасьев, Демка Матвеев, Ивашко Васильев, Федотка Оксенов.
Гостя Остафья Филатьева приказщик Еремей Иванов, /л. 17 об./ да ево ж ,Остафьев, человек Федька Прокофьев.
Соли Вычегодской торговые люди: Петрушка Борисов, Степка Данилов.
Промышленные люди: Моська Ондреев, Левка Ортемьев, Ивашко Федоров, Стенька Григорьев, Ондрюшка Перфирьев, Ромашка Семенов, Пронька Данилов, Васька Дмитрев, Сенька Перфирьев, Куземка Иванов, Ярасимко Никитин, /л. 18/ Ивашко Киприянов.
Работные люди: Лучка Селиванов, Мишка Иванов, Ивашко Фролов, Васька Якимов, Терешка Карпов, Филька Стефанов, Климко Игнатьев, Ивашко Яковлев, Ондрюшка Мелентьев, Федька Семенов, Гришка Федоров.
Еренского городка торгового человека Афанасья Осколкова приказщик Гришка Петров.
/л. 18 об./ Устюжанин торговый человек Ондрей Михайлов сын Бобровской, да лавошной сиделец Ивашко Софонов.
Промышленной Симонко Петров сын Буковской.
Работные люди: Мишка Емельянов, Васька Данилов, Дорофейко Онтонов, Ортюшка Федоров.
Торговый человек ернчанин Ивашко Максимов.

/л. 19/ 190-го году августа в 1-й день Усть-Целемской слободки крестьяня: зборщик Ивашко Петров, целовальники таможенные: Васька Ходоваров, Фомка Осташев.
...Соли Камской торговые люди: Ивашко Матвеев, Федоско Матвеев, Ивашко Михайлов, Ивашко Нечаев.
Еренского городка Самсонко Моденов.
/л. 22/ Устюжанин Алешка Иванов.
Кеврольцы: Захар ко Родионов, Петрушка Сыромятников, Ларька Павлов, Федька Борисов.
Мезенец Захар ко Поздеев.
Стольника и воеводы князя Василья Юрьевича Ухтомского люди: Данил ко Афонасьев, Титко Елецкой, Гришка Комаров, Стенька Остафьев, Васька Панов, /л. 22 об./ Панкратко Шахматов, Ондрюшка Степанов, Ивашко Красной, Ефремко Комаров, Ивашко Семичев, Митька Ондреев, Мишка Лукин, Игнашко Логинов.
Ист.: Мацу к М. А. Коми край от Бориса Годунова до Петра I. Сыктывкар, 1993. С. 171-176.
Примечание: Крестоприводная книга Пустозерского уезда 27 июля - 1 августа 1682 года хранится в Российском Государственном историческом архиве древних актов (РГАДА) в фонде «Боярские городовые книги» (ф. 137).
Подготовил к публикации Н.А. Окладников
ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ

1 Дополнения к актам историческим, собранным и изданным Археографической комиссией (ДАЙ). СПб., 1848. Т.З. С.82.
2 Кизеветтер А.А. Русский Север. Роль Русского Север Края Европейской России в истории Русского государства. Вологда, 1919. С.41; Бахрушин С. В. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI и XVII вв. М, 1928. С. 71.
3 Окладников Н.А. Острог на Печоре. Архангельск, 1999. С. 74-75.
4 Гамель И.Х. Англичане в России в XVI и XVII столетиях // Записки Императорской Академии наук.
СПб., 1869. №2. С. 184-219.
5 Шренк А. Путешествие к северо-востоку европейской России через тундры самоедов к Северным
Уральским горам. СПб., 1855. С. 543.
6 Бахрушин С.В. Указ. соч. С. 71-72.
7 Русская историческая библиотека (далее РИБ). СПб., 1875. Т. И . С. 820-823.
8 Там же. С. 824; Скалой В.Н. Первые исследователи Сибири. Иркутск, 1949. С. 18-19...
9 Бахрушин С.В. Указ. соч. С. 69.
10 Шренк А. Указ. соч. С. 527.
11 Кизеветтер А. А. Указ. соч. С. 41.
12 Бахрушин С.В. Указ. соч. С. 71.
13 Окладников Н.А. Встречь солнцу/ Древние водные пути из Подвинья на Печору и в Западную Сибирь.
Нарьян-Мар, 2003. С. 36-41.
14 Бахрушин С.В. Указ. соч. С. 84.
15 Копылов А.И. Пинежский летописец XVII в.// Рукописное наследие Древней Руси. Л.,1972. С.62;
Морозов А. Родина Ломоносов. Архангельск, 1975. С. 363.
16 Белов М.И. Мангазея. М.. 1967. С. 39.
17 Белов М.И. История открытия и освоения Северного морского пути. Т. 1. М., 1956. С. 180.
18 Бахрушин С.В. Указ. соч. С. 74-75.
19 Окладников Н.А. Встречь солнцу. С. 32-35.
20 Бахрушин С.В. Указ. соч. С. 74.
21 Там же. С. 75.
22 Бахрушин С.В. Научные труды. Т.Ш. Ч. П. М., 1955. С. 141.
23 Красильникова В.Д. Участие населения Коми края в освоении Сибири во второй половине XVI- XVII в.//
Вопросы истории Коми АССР. Академия наук СССР. Коми филиал. Труды института языка, литературы и
истории. Вып. 16. Сыктывкар. 1975. С. 19.
24 Преображенский А.С. Урал и Западная Сибирь в конце XVI - в начале XVII вв. М., 1972. С. 111-112;
Красильникова Э.Д. Указ. соч. С. 27.
25 Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московии. М., 1988. С. 157, 333-334.
26 Бахрушин С.В. Очерки...С. 73.
27 РИБ.Т.П СПб., 1875. С. 828; Скалой В.Н. Русские землепроходцы XVII века в Сибири. М., 1951. С. 19.
28 Жеребцов Л.Н. и И.Л. На восток к просторам «Сибирской Украины»// Родники Пармы. Научно -
популярный сборник. Сыктывкар, 1989. С. 39.
29 Александров В.А. Происхождение русского населения Енисейского края в XVII в. М., 1962. С. 10. 14.
30 Белов М.И. История открытия и освоения Северного морского пути. С. 137-138.
31 Там же. С. 155.
32 Жеребцов Л.Н. и И.Л. указ соч. С. 41.
33 Белов М.И. Семен Дежнев. М., 1955. С. 57.
34 Мацук М.А. Коми край от Бориса Годунова до Петра I. Сыктывкар. 1993. С. 151-168.
35 Садиков П.А. Очерк по истории опричины, М.-Л., 1950. С. 463-468.
36 Бахрушин С.В. Научные труды. Т.Ш. Ч. I. С. 81.
37 Белов М.И. Мангазея. С. 74.
38 Бахрушин С.В. Очерки... С. 69-70, 73.
39 История о невинном заточении ближнего боярина Артамона Сергеевича Матвеева, Изд. 2-ое. М., 1785. С.
316-318.
40 Бахрушин С.В. Очерки... С. 73.
41 Красильникова Э.Д. Указ. соч. С. 31,33.
42 Томск в XVII в. СПб., 1912. С. 55-113.
43 Бахрушин С.В. Научные труды С. 216-222.
44 Жеребцов Л.Н. и И.Л. указ. соч. С. 39,41.
45 Биркенгоф А.Л. Потомки землепроходцев. М.. 1972. С. 29.
Источник:

http://fyodors.narod.ru/PDF/pusto.doc
http://ostrog.ucoz.ru/publikacii/4_32.htm
ВладимирММ

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1209
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1733

Гобан написал:
[q]
Василий Верещагин " Портрет зырянина ".
[/q]

Гобан, спасибо.
Зырянин на портрете похож на оленевода или охотника, приехавшего на ярмарку продавать рябчиков-тетеревов. Очень "живой" портрет.
Погуглил рядом с Вашими ссылками и нашёл интересный материал с описанием поездки великого вологодца Василия Васильевича по губернии с мольбертом (ссылку дать что-то не получается). Интересны записанные им диалоги с вологодцами. Интересны другие вологодские типы - старуха древняя и кружевница - красивая молодая женщина.

А вот К.Ф.Жаков описывает совсем другой тип зырянина. Это - такие "богатыри" вполне русского типа. Я встречал таких оленеводов на Северном Урале в р-не Конжаковского - Денежкина камня. Правда они звались не зырянами, а вогулами.
---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1209
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1733
Зыряне из "альбома" Елизаветы Бём (1843-1914).
Елизавета Меркурьевна Бём(Эндаурова), художница, рисовальщица, силуэтист. Ученица И.Крамского. Родом из Пошехонского уезда Яросл. губ.

Прикрепленный файл: коми-зыряне.jpg
---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1913
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3250
ВладимирММ

Размеры Республики Коми превосходят территории Франции Бельгии и еще нескольких европейских государств. Жители верховьев Печоры, длительное время контактировали с аборигенами тундры, а обитатели верхней Вычегды, для укрепления родовых связей обменивались женщинами, с зауральскими вогулами, поэтому приобрели некоторые характерные " инопланетные " признаки, которые , я своим наметанным глазом, легко нахожу среди коренных обитателей Архангельской, Кировской, и даже Вологодской области
Представители моего рода, жители Нижней Вычегды, и Удорского района выделяются вполне европейской внешностью, впрочем увидети сами, так как скоро, в своих фамильных темах начну выкладывать фотографии современных зырян, моих родственников.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1913
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3250
Финно-угорские письмена
Между пустынных рыбарей наука дивная таится...

ФИННО-УГОРСКИЕ ПИСЬМЕНА.

Вяйнямёйнен обороняет сампо от ведьмы Лоухи. А. Галлен-Каллела

Системы фиксации письменной речи бытовали у финно-угров (и если брать шире, уральский народов), обитавших на огромном пространстве Евразии – от Скандинавии до Енисея. Эта макросемья языков интересна не только тем, что является одним из самых пространных – ее ареал располагается в самых холодных и теплых климатических поясах (языки мещера, меря, мурома, югра, бьярмии, печера вымерли).
По-видимому, финно-угры – древнейшее население Европейской России, и в 4-5 тыс. до н.э. они занимали всю территорию. Прародину финно-угров ищут в разных местах, но, очевидно, самый вероятный вариант – северное Приуралье в бассейне рр. Печоры и Камы.
Кроме того, финно-угорские языки одни из самых неоднородных: даже близкородственные финский и карельский различаются в фонетике. Например, в прибалтийско-финских языках ударение падает на первый слог, в удмуртском – на последний; если в финском присутствует сингармонизм, то в марийском луговом и пермской группе он полностью исчез. В пермских языках высока степень агглютинации, в саамских – флективности. В финских – много гласных и дифтонгов при незначительности согласных, а в пермских – все наоборот (в пермских 26 согласных, в финском – их всего 16). В венгерском 20 падежей, в хантыйском – всего три.
http://www.rbardalzo.narod.ru/4/finugr.html
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1913
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3250
Aлександр Чашев. В поисках Гипербореи
Нина Гринбанд
В 2010 году в Архангельске издана моя книга «Тайны языка земли Холмогорской», в которой сделана попытка раскрыть тайный смысл названий рек и озёр Русского Севера, полученных в разные времена от далёких предков саамов, карел, финнов, коми и русских. В качестве дополнительной (к «официальным») версии в книге анализируется возможность существования самого древнего – протоиндоевропейского пласта названий.
Результаты исследования позволили объединить в одной гипотезе такие явления, понятия и загадки, как арии, чудь, шаманизм, феномен Сейда…и даже истоки гения Ломоносова. Предлагаю для ознакомления некоторые её фрагменты.
http://www.proza.ru/2011/03/17/612
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 7 8 9 10  11 12 13 14 15 ... 143 144 145 146 147 148 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская, fraujulika
Вверх ⇈