Самарские городские и сельские кладбища
Тема для обсуждений, разговоров, вопросов, размещения единичной информации о захоронениях, кладбищах, памятниках, мемориалах. Открыты новые темы по самарским кладбищам...
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат  Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 617 | Наверх ##
13 мая 2009 15:10 19 сентября 2011 13:01САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ КЛАДБИЩА САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ КЛАДБИЩА: утраченные, закрытые, действующие
Содержание темы.
Самарские городские кладбища: новости, полезные ссылки, интересная информация. Сообщение отправлено: 13 мая 2009 15:12
• Утраченные 1. Старейшее - первое общее кладбище Самары; утрачено. 2. Старые кладбища Самары; утраченные к середине XIX в. 3. Всесвятское, поликонфессиональное; утрачено, разорялось в 30 – 40-е гг. XX в. 4. Иверское, монастырское; утрачено, разорялось с 1925 г 5. Мещанского посёлка; утрачено, функционировало с 1910 – до 1930 гг. 6. Николаевское, монастырское; утрачено, разорялось с 20-х гг. XX в. 7. Покровское; закрыто в 1857 г., статус мемориального до 1910-х гг., утрачено. 8. Томашева Колка; утрачено в 1930-х гг. 9. Эпидемические (холерные) кладбища; действовали с 1891 г., разорены в 1940-х гг. • Действующие ограниченно 10. Безымянское; действующее с 1941 г., ограничено. 11. Рубёжное; частично действующее, функционировало с 1972 – по 1984 гг., возобновлено в 1990-х гг. 12. Старые городские кладбища; действовали в 1930 – 1960 гг., ограничено • Действующие 13. Берёза; действующее, 1960 г. 14. Зубчаниновское; действующее, с 1910 г. 15. Кряжское; открыто в 1930 г. 16. Лесное; действующее, с 1981 г. 17. Мехзаводское; действующее, с 1949 г. 18. Песчаная Глинка; действующее с 1955 г., возобновлено в 1990-х гг. 19. Прибрежное; действующее, с 1950 г. 20. Сорокины хутора; действующее, с 1940 г., возобновлено в 1990-х гг. 21. Управленческое; действующее, с 1940 г. 22. Южное; действующее, с 1984 г. 23. Яблонька; действующее, с 1940 г. • Национальные, действующие 24. Еврейское, центральное; действующее. 25. Татарское; действующее. • Литература, архив новостей и ссылок
| | Лайк (2) |
Валек г. Самара Сообщений: 3295 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 9321 | Наверх ##
16 июля 2009 2:25 16 июля 2009 2:52 Какой овраг? В цепочке переименований? Ладно, Юра, давайте завтра разберемся. Ведь я не просмотрела еще про сады и овраги, что вы беседовали до меня. А что не спится мне? - кошка вечером окотилась. [q] В том-то и дело. Аннаевский овраг - это ныне Силикатный овраг, там где сейчас находится селикатный завод и новую дорогу сделали параллельную ул. Соколова. Это ближе к Волге. [/q]
Юра! вот правильное определение Силикатного оврага. А Головкин измудрился. Кстати, почитайте его биографию - он умный самоучка и сын богатеньких родителей. Биографий на него много в сети и все противоречивые. [q] На карте, кладбище Мещанского поселка расположено до Трубочного (то есть ДО проспекта Масленникова) - на это обратила внимание vlasta. Причем ОЧЕНЬ СУЩЕСТВЕННО - не то что Клиническая больница, даже метро не вписывается!!![/q]
Я верю больше своему Геннадию. Он четко сказал о церквушке и небольшом погосте при нем. И это в районе ОРТПЦ. И место погоста сейчас не застроено. На карте ДубльГис оно четко видно, там и Пензин покоится. Кого там хоронили я уже писала после беседы с Генадием. А дед его свлился (умер) у ворот Бот.сада, там его и похоронили. именно сада, а не как вы придумали о перемещении туда ч/з дорогу кладбища. Скажите своей внучке, что у нее очень хороший дедушка! А Вам спокойной ночи. --- Валек
| | |
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат  Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 617 | Наверх ##
16 июля 2009 2:50 Katinka написал: [q] PS: мне тут рассказали две истории о раскопках останков при строительстве... Временной промежуток - последние 5 лет. Первый случай, насколько я поняла, произошел ок городского кладбища на Партизанской. Были обнаружены голубые (синие?) гробы. Как мне объяснили, так хоронили самоубийц. Второй случай - не далеко от пересечения ул. Урицкого и ул. Мечникова (в сторону железной дороги). При строительстве дома были найдены могильные плиты и останки. Обстоятельства обнаружения и судьбу находок пытаюсь разузнать. Если будут результаты, расскажу. [/q]
На счет самоубийц - романтично и может действительно, так принято... А второй случай - это бесценное свидетельство о существовании полностью разоренного в 30-40 гг. (могилу Щорса нашли "внезапно" в 1949 г.) ВСЕХСВЯТСКОГО КЛАДБИЩА, действующего в Самаре с 1840 г. и находящегося близ Колесникова оврага и близ нанешней ж/д вокзала. Целых сто лет... Юрий. --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат  Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 617 | Наверх ##
16 июля 2009 2:55 16 июля 2009 3:28 ВалекВаля, по краеведческим запискам Головкина ныне опубликовали один только том - в 400 с лишним страниц! А он, как я понял, просто описывает эти овраги - Марина выше законспектировала его свидетельство о Колесникове овраге - главном ориентире для Всехвятского кладбища. Говоря о старых кладбищах - никуда нам от оврагов не уйти. А о Головкине... Кто о нем плохо отзывается - не верьте. Пусть он сядут и напишут 400 страниц об истории Самары на архивных документах! Потом и поговорим с ними Юрий. Валя! СПАСИБО ЗА ОРИЕНТИР НА УЛ СОКОЛОВА И СИЛИКАТНЫЙ ЗАВОД! ЭТО И БЫЛ АНАЕВСКИЙ ОВРАГ И ВСЕ ЭТО ПО ЛУНАЧАРСКОГО-ГАГАРИНА ВЫХОДИТ НА "ГЛУШИЛКУ" (КЛАДБИЩЕ) И КЛИНИЧЕСКУЮ БОЛЬНИЦУ (ИППОДРОМ). ТАКИ ОБРАЗОМ, ПОДВОДЯ ИТОГИ  , МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО БОТАНИЧЕСКИЙ САД БЕРЕТ НАЧАЛО ОТ ЕЩЕ ОДНОГО ОПЫТНОГО САДА, ОТКРЫТОГО В НАЧАЛЕ ПОСТНИКОВА ОВРАГА (НЕ АННАЕВСКОГО, А БОРЩЕВА?). А ГДЕ НА КАРТЕ 1928 Г. НАХОДИТСЯ ЛИНДОВ ГОРОДОК - НА СОВРЕМЕННОЙ - ПУСТое место (4 ГПЗ), ОГРАНИЧЕННОЕ УЛ. МИЧУРИНА, МОСКОВСКИМ ШОССЕ И ЛУНАЧАРСКОГО. Так, что могильный камнь С.И. Пензина (и "Глушилка") - это и есть главный ориентир кладбища Мещанского поселка. Однако в 20-е гг. кладбище, несомненно, разрослось... Иначе зачем переносить Ипподром? Завтра покажу ВСЕ на новой и старой картах. --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат  Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 617 | Наверх ##
16 июля 2009 3:26 16 июля 2009 4:32 vlastaВы написали: Я смотрела у Головкина о саде Борщева, но у него такого нет. Зато есть об Аннаевском саде, который до революции находился в аренде у наследников Борисова - А.В. Алексеевской (Борщевой). Аннаевский сад находился в 2,5 верстах по Семейкинскому шоссе, влево от него. Границей сада с севера служит один из отрогов Постникова оврага, а с юга и запада сады частных лиц, арендуемые у города. Этот участок был взят в аренду у казны Е.Н. Аннаевым, который ообсадил его по границе аллеями из берез, засадил весь яблонями, вырыл и устроил посредством запруд два пруда, в каковых развел карасей.СПАСИБО! Головкин не подвел, описав Аннаевский сад. Благодаря тому, что Вы обратили внимание на этот Аннаевский сад - мы все-таки определились с топографией кладбища Мещанского поселка А это все, что Головкин писал об Аннаевском саде. А об Аннаевском овраге? А о кладбище Мещанского посёлка, помнится Вы цитировали главу "Кладбища" Юрий. --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
MARIRМарина  Россия Сообщений: 2195 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2615 | Наверх ##
16 июля 2009 4:59 16 июля 2009 6:10 Katinka Катя, доброе утро! Вы написали выше: Первый случай, насколько я поняла, произошел ок городского кладбища на Партизанской. Были обнаружены голубые (синие?) гробы. Как мне объяснили, так хоронили самоубийц.Очень непростое - резко отрицательное - отношение к самоубийству у Русской Православной Церкви! У меня где-то есть высказывания наших самарских иерархов об этом - найду, покажу в теме. Недавно я наткнулась в Интернете на книжку "Эстетика самоубийства" (лучше бы Белые Книги и старообрядческие метрики в Сеть вернули!) http://tiphoanaliz.narod.ru/lit/estet/estet0.htmlАНОНС: Предлагаемая вниманию читателей книга рассматривает актуальную проблему самоубийства в новом и неисследованном аспекте, на стыке двух наук: психолопии и эстетики. Авторы, основываясь на многочисленных исторических и литературных примерах (Сократ, Сенека, Катон, Клеопатра, Вертер, Анна Каренина и др.), с позиции психологической эстетики объясняют скрытые внутренние механизмы акта самоубийства и особенности его эмоционального воздействия на других людей. Книга рассчитана не только на специалистов в области психологической эстетики, но и на широкий круг интеллигентных читателей. Но, предполагаемые "интеллигентные читатели" прекрасно знают, из дневников Толстого, что затеяв писать об Ане Карениной, Лев Николаевич просто не знал, что делать со своей героиней. Она не вписывалась ни в одни стандартные рамки! И он нашел единственный "выход" - бросить Анну под поезд... Это не самоубийство, а виртуальное "убийство" И, конечно - такая тема без Сергея Есенина обойтись не может... ИСПОВЕДЬ САМОУБИЙЦЫ Простись со мною, мать моя, Я умираю, гибну я! Больную скорбь в груди храня, Ты не оплакивай меня. Не мог я жить среди людей, Холодный яд в душе моей. И то, чем жил и что любил, Я сам безумно отравил. Своею гордою душой Прошел я счастье стороной. Я видел пролитую кровь И проклял веру и любовь. Я выпил кубок свой до дна, Душа отравою полна. И вот я гасну в тишине, Но пред кончиной легче мне. Я стер с чела печать земли, Я выше трепетных в пыли. И пусть живут рабы страстей — Противна страсть душе моей. Безумный мир, кошмарный сон, А жизнь есть песня похорон. И вот я кончил жизнь мою, Последний гимн себе пою. А ты с тревогою больной, Не плачь напрасно Надо мной. 1912-1913 --- Каждый должен что-то оставить после себя. Сына или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, ... или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. ©Рэй_Брэдбери | | |
MARIRМарина  Россия Сообщений: 2195 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2615 | Наверх ##
16 июля 2009 5:47 16 июля 2009 16:25 ЮрийАлекс-41 vlasta ВалекДа Вы всю ночь проговорили! Как здорово, что сориентировались по картам - по правилам - топография кладбища, в первую очередь, должна быть привязана к природным "земляным" объектам. И тольк во вторую - к культурным... А что может быть лучше оврага, даже уничтоженного в наше время Юрий, когда вошла в тему, увидела Вас на форуме - мельком. Вы, наверное, так и заснули за компом. Зато я осталась любоваться Вашей новой аватарой - да Вы, батенька, подросли за одну ночь Попозже, придя с работы размещу в этом окне еще одну небольшую информацию о Всехсвятском кладбище. Точнее о том, что на нем упокоились, на равных, как белочехи - профессиональные военные (у нас их назвали бы контрактники), так и наши революционеры - самарские рабочие, пытавшиеся от них защить Самару и павшие в неравной борьбе... Вообще, странная какая-то ситуация, когда они во Францию эмигрировали через Россию - короче путей не нашли. Один их "поезд смерти" чего стоит - концлагерь на колесах! Марина. --- Каждый должен что-то оставить после себя. Сына или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, ... или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. ©Рэй_Брэдбери | | |
MARIRМарина  Россия Сообщений: 2195 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2615 | Наверх ##
16 июля 2009 5:57 16 июля 2009 7:28 vlasta написал: [q]
Генеральный план за 1937-39гг. [/q]
Здорово! Я сразу выстраиваюсь в очередь - как только карта будет на руках - посмотрите мне, пожалуйста, отмечены ли на ней какие либо самарские церкви. Православные храмы, обычно, на картах, отмечали толстым греческим (равноконечным) крстом А я по картам ничего интресного пока не нашла -- в оснавном "типовые", рассказывающие о памятниках в центре Куйбышева и Куйбышевской области Желтенькая 1976 г., синенькая - 1984 г. Полиграфия разная, а содержательное описание, практически, одно и то же. Марина. --- Каждый должен что-то оставить после себя. Сына или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, ... или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. ©Рэй_Брэдбери | | |
MARIRМарина  Россия Сообщений: 2195 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2615 | Наверх ##
16 июля 2009 7:11 16 июля 2009 7:35 Валек
Вы пишите выше: А Головкин измудрился. Кстати, почитайте его биографию - он умный самоучка и сын богатеньких родителей. Биографий на него много в сети и все противоречивые.
А как Вам такая, народная, биография? Обычно народ язвит, насчет господ, а здесь этого мы не найдем - уж больно человек был необыкновенный... Он сам отдал этот роскошный дом под госпиталь для раненых. Мы о его биографии говорили и выяснили. что он был похоронен на утраченном ныне Всехсвятском кладбище...
В 90-х годах прошлого столетия на Барбашиной Поляне купец Соколов занялся строительством дач. Позже к нему присоединились и другие самарские купцы. При этом было разрушено большое количество древних погребений-могильников, кости и вещи из них вывозились вместе с землей, использовавшейся в качестве подсыпки под фундаменты зданий. Ценный памятник для науки никого тогда не заинтересовал и погребения были безжалостно разрушены. Дачи по своей архитектуре очень разнообразны и выражали в некоторой степени характеры и пристрастия хозяев. Особенно выделялось красивое белое здание с белыми гипсовыми слонами перед фасадом. Дача принадлежала и построена по проекту самарского художника К.П.Головкина в 1908-1909 годах. Здание сложено из пустотелого кирпича и крупных бетонных блоков. Слоны сделаны по рисункам хозяина, принимавшего участие в их изготовлении. Слоны пустотелые, и в одном из них, по воспоминаниям жены Головкина, были заложены документы, относящиеся к постройке дачи, и фотографии. В гостинной дачи во всю длину стен были вмонтированы написанные хозяином широкие холсты с изображением летящих женских фигур в развевающихся прозрачных одеждах. Копии картин, запечатлевших пейзажи Волги и Жигулей, издавались в Германии в виде цветных открыток. Константин Петрович Головкин родился в Самаре в 1872 году, в семье купца. Автор более чем ста больших картин, большинство из которых посвящено видам Волги, Жигулей и окрестностей Самары. Один из первых в Самаре спортсменов-любителей, велосипедист, мотоциклист, первый в Самаре владелец и водитель автомобиля, который купил в 1904 году. Фотограф-любитель, краевед, археолог, коллекционер... В 1916 году исследовал и описал мордовское захоронение 16 века в районе Барбашиной Поляны. Имел небольшой телескоп, делал макеты волжских пароходов, изготовил в нескольких вариантах макет своей дачи. Умер в 1925 году и был похоронен на кладбище, которое в настоящее застроено домами. Дача со слонами Головкина - одно из самых таинственных мест Самары. При внешнем блеске жизни Головкина "Комнаты его... дома на Панской, внутри были мрачными и темными". Вот как описывал К.П.Головкин проведение одного из праздников самарцами: "Захватив самовар, выпивку, обыватели едут на лодках на целый день за город на остров по ту сторону Волги... Возвращаются поздно, будучи навеселе, а иногда сильно поддатыми..." Дача в Студеном буераке удивительна. Дом похож то на крепость с башнями, то на красивый особняк в стиле модерн, то на отдающий холодом пустой дом. Возле входа на веранду установлена статуя девушки с руками, похожими на крылья птицы. Словно вырастая из постамента, она встречает гостей своей чуть заметной грустной улыбкой. В доме отсутствуют большие окна - даже днём приходилось зажигать свечи. На стенах с облезлой выцветшей штукатуркой от былых картин остались лишь большие пятна. Дача построена из бетонных блоков и полых кирпичей и отличается своей изумительной акустикой. О чем думал, сидя у камина, хозяин осенними вечерами в этом уединенном уголке близь Самары - о том можно только догадываться. Памятью о нём остались его картины, описания быта самарцев да это здание, окутанное легендами. Рассказывают, хозяин любил молодую девушку-крестьянку, которая от безысходности покончила жизнь самоубийством... В 1916 году на территории дачи располагался госпиталь, но, по рассказам, лечение в нём проходило с осложнениями и не давало должного эффекта, как в иных местах. После революции приспособили дачу под детский садик, клуб, пытались сделать даже дискотечный зал, но все начинания постигла неудача. Атмофера угрюмого внутреннего интерьера не располагала к веселью и танцам. Были попытки взорвать дачу в 30-е лихолетние годы, но боязнь болезней и кары призрака-хозяина не дали это сделать... "Дом со слонами" стоит и поныне - виден с воды, если пройти левым берегом Волги.
Мистика, конечно, как выражается Юрий - но эти легенды не давали забыть о Головкине... Дом, немного похож на мавзолей...
--- Каждый должен что-то оставить после себя. Сына или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, ... или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. ©Рэй_Брэдбери | | |
TaniaAb Сообщений: 2313 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2685 | Наверх ##
16 июля 2009 13:42 16 июля 2009 13:52 Валек MARIR ЮрийАлекс-41Здравствуйте! Валя, поздравляю с рождением котяток у Мурки! У меня, к сожалению дома только хилые цветочки - и никаких животных, хотя кошек я обожаю! Заметили, что Юрий сменил аватару? Вас я тоже не сразу узнала в образе незнакомки Крамского ... Марина, я написала Вам в личку. У меня пара вопросов по Самарскому архиву Юрий, Вы на новой аватаре - прелесть! Вы с vlasta говорили об Аннаевском овраге и саде... Это, как я понимаю одни из главных топос-ориентиров по старым картым - для кладбища Мещанского поселка, которое, кроме как на карту 1928 г. больше нигде не нанесено... Я поинтересовалась - кто такой Аннаев. Аннаев Егорhttp://www.samluka.ru/1508/annaev.html"Молчат гробницы, мумии и кости, лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь письмена" Иван БунинОткроем архивное дело Фонд Р- 4978 оп. 32 дело №31. Перед нами биография, написанная собственноручно Аннаевым Егором Никитичем, человеком, имя которого известно каждому коренному самарцу. Это он на собственные средства построил: кирху, Аннаевскую дачу, к сожалению, сгоревшую, кумысолечебницу. Купец 1-ой гильдии, страстный садоводлюбитель. Держал виноторговлю в Самаре, Оренбурге, Саратове. Член губернской земской управы, гласный городской Думы, товарищ председателя Самарского управления общества Красного Креста. Автобиографический очерк (с 1826 по 1853гг.) публикуется с сохранением орфографии и стилистики… "Дедушка мой был немец, русский подданный Христофор Фабрициус, женат был на польке. От этого брака Фабрициус имел дочь Марию Христофоровну, выданную им замуж за армяно-католика Никиту Ивановича Аннаева, которые и были моими родителями. Дедушка Фабрициус служил близ Астрахани в Енотаевске соляным приставом. Скончался он 11 марта 1833 года. По смерти дедушки мне было семь лет. Я помню на похоронах на гробовой крышке была прикреплена треуголка. После смерти его была получена ему за беспорочную тридцатипятилетнюю службу пряжка. Мать свою я не помню, так как она скончалась вскоре после моего рождения. Отец мой, которого почти не помню, ибо остался я после него четырех лет, скончался вскоре холерою в 1830 году. Рождение мое было 1826 года 11 апреля. Сестре моей Елизавете в это время было 12 лет, Екатерине - 10 лет, Любе - 8 лет и Анне - 6 лет, следовательно, после родителей нас осталось четыре девочки и я один мужчина, моложе их всех. Средств к жизни никаких. Дедушка коекак нас продовольствовал, а за смертью его меня взяла к себе сестра Елизавета, которая имея только 15 лет вышла замуж за бедного мастерового колониста И.Л. Олденбурга. Сестру Екатерину взяла к себе на воспитание крестная мать ее Мария Андреевна Сабонжогло и увезла с собой в Москву. Любу и Анну взяли на время добрые люди... PS На главной странице форума ВГД я оставила "новость": Академия наук: кто они - фальсификаторы истории России. Приглашаю Вас оставить свой комментарий Татьяна. Познакомьтесь, это Аннаев Егор Никитич (1826 - 1903 гг.) самарский купец и общественный деятель, владелец оврагов, кусысолечебниц, а также плодовых садов... По моему, погребен на Всехсвятском кладбище (лютеранский участок)? | | |
MARIRМарина  Россия Сообщений: 2195 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2615 | Наверх ##
16 июля 2009 16:03 16 июля 2009 16:20 TaniaAbТатьяна, здравствуйте! Хорошо, что Вы вернулись к нам Дендрарий... дельфинарий...!!! ОТПУСК ПРОДОЛЖАЕТСЯ? Замечательно, что Вы поинтересовались Егором Аннаевым - личность для Самары незаурядная!Только в представленной Вами публикации и в Вашем предположении есть ПРОБЛЕМЫ, которые потребуют дополнительных усилий! Во-первых, купец Е.Н. Аннаев, в числе самарских 1-й гильдии купцов-христиан, единственным был записан "армянином католического вероисповедания". И, соответственно, он инициировал строительство НЕ КИРХИ, а католического храма, который "на его средства" так и не был достроен. Сейчас - это лютеранская церковь Святого Георга ("немецкая" Кирха) в Самаре, на ул. Куйбышева. Ворота Самарыhttp://www.samaraart.ru/history/articles/?id=7... Немецкую слободу увенчала Лютеранская церковь угол Дворянской. Ее история такова. В 1858 году самарский купец Егор Никитич Аннаев, католик по вероисповеданию, решил построить для своих единоверцев костел. Работы выполнял архитектор Н.Еремеев. Но в 1865 году в связи с волнениями в Польше царское правительство запретило открывать католический храм и передало недостроенное сооружение немецкой лютеранской общине. От немцев строительство возглавил купец П.Ф.Цельмер, который собирал пожертвования со всего Поволжья. 26 сентября 1865 года лютеранская кирха была освящена казанским дивизионным проповедником Пундани при ассистенции симбирского пастора Мейера... О Егоре Никитиче Аннаеве-католике - Приход Пресвятого Сердца Иисуса Римско-католической Церкви г. Самары (официальный сайт) http://catholicsamara.ru/info/historia_prev.html... Всего на 1891 год в губернии насчитывалось 11 римско-католических храмов, из них - ни одного в городе. Первую попытку добиться разрешения на постройку католического храма в Самаре предпринял самарский купец Егор Никитич Аннаев. 16 июня 1859 года на имя губернатора было подано прошение купца Е.Н. Аннаева о разрешении построить в Самаре католическую церковь. «Исповедуя Римско-католический закон и желая исполнить как собственный обет, так и желание одноверцев моих, я поставил себе в обязанность построить в Самаре католическую церковь на крепостной земле моей и на свой счет, не требуя каких-либо посторонних пособий, обязуюсь приобрести и устроить собственными средствами как церковную утварь, так и церковные принадлежности» (ГАСО. Ф. 4978. Оп. 1. Д.31. Л. 4-5.). Е. Н. Аннаев, зная, что по российским законам «римско-католические церкви могут быть устраиваемы только там, где сего потребует или приращение населения или слишком большая обширность существующих приходов» (ГАОО. Ф.6. ОП.6. Д.13658. Л.12.), в сопроводительных документах указывает: "Во всем обширном Оренбургском крае, за исключением колоний Новоузенского и Николаевского уезда, только одна есть римско-католическая церковь в г. Оренбурге, поэтому полезно и необходимо дабы постройкой в г. Самаре церкви католики губернии имели возможность исполнять свои духовные требы» ( Там же. Л.5-6.). Поскольку по закону было еще одно ограничение: «на небольшом пространстве приход церковный, имеющий одного священника, должен состоять не менее как из ста дворов прихожан» (Там же. Л.12.), - он отмечает, что «хотя в Самаре нет 100 оседлых римско-католиков, то есть такие, которые бы имели свои дома. Однако за нынешний 1858 год значится исповедующих римско-католическую веру в Самаре 125 человек, в уездах 80, всего 205, а проживающих еще больше. Исповедуют ее большей частью военные и люди заезжие - служащие и торговцы, преимущественно из армян, которые частью потому что нет церкви их исповедания, не решаются там оставаться на всю жизнь, и редко приобретают недвижимую собственность» (Там же. Л. 9.). К сожалению, приведенные доводы не помогли, и ответ властей гласил: «Постройку в Самаре католической церкви отсрочить впредь до того времени, когда численность населения этого вероисповедания возрастет до цифры, требуемой законом» (Там же. Л. 16-17.). Е. Н. Аннаев возобновил свои попытки в 1861 году. ... Е.Н. Аннаев пишет: «Все чувствуют потребность в церкви. Это дает мне смелость утруждать [Вас] покорнейшею просьбою позволить мне на мой счет выстроить в Самаре римско-католическую церковь, если же это невозможно, то по крайней мере, филиальную часовню Оренбургского костела, чем дадите жизнь многим, теперь духовно неживущим» (Там же. Л. 26.). Старания принесли долгожданный плод: «На этот раз было получено разрешение на постройку филиальной церкви, чтобы богослужение отправлялось в оной церкви Оренбургским ксендзом во время его приезда в Самару» (Там же. Л.33-34.). Место для постройки было выбрано в 49 квартале Самары, на перекрестке современных улиц Куйбышева и Некрасовской. Землю приобрел Аннаев у мещан Новокрещеновых, Каноновой, Разладской и Зеленовой... Во-вторых - где упокоился "армянин, католического вероисповедания" Егор Никитич Аннаев пока нам не ведомо. Будем выяснять --- Каждый должен что-то оставить после себя. Сына или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, ... или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. ©Рэй_Брэдбери | | |
|