Самарские городские и сельские кладбища
Тема для обсуждений, разговоров, вопросов, размещения единичной информации о захоронениях, кладбищах, памятниках, мемориалах. Открыты новые темы по самарским кладбищам...
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 611 | Наверх ##
13 мая 2009 15:10 19 сентября 2011 13:01САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ КЛАДБИЩА САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ КЛАДБИЩА: утраченные, закрытые, действующие
Содержание темы.
Самарские городские кладбища: новости, полезные ссылки, интересная информация. Сообщение отправлено: 13 мая 2009 15:12
• Утраченные 1. Старейшее - первое общее кладбище Самары; утрачено. 2. Старые кладбища Самары; утраченные к середине XIX в. 3. Всесвятское, поликонфессиональное; утрачено, разорялось в 30 – 40-е гг. XX в. 4. Иверское, монастырское; утрачено, разорялось с 1925 г 5. Мещанского посёлка; утрачено, функционировало с 1910 – до 1930 гг. 6. Николаевское, монастырское; утрачено, разорялось с 20-х гг. XX в. 7. Покровское; закрыто в 1857 г., статус мемориального до 1910-х гг., утрачено. 8. Томашева Колка; утрачено в 1930-х гг. 9. Эпидемические (холерные) кладбища; действовали с 1891 г., разорены в 1940-х гг. • Действующие ограниченно 10. Безымянское; действующее с 1941 г., ограничено. 11. Рубёжное; частично действующее, функционировало с 1972 – по 1984 гг., возобновлено в 1990-х гг. 12. Старые городские кладбища; действовали в 1930 – 1960 гг., ограничено • Действующие 13. Берёза; действующее, 1960 г. 14. Зубчаниновское; действующее, с 1910 г. 15. Кряжское; открыто в 1930 г. 16. Лесное; действующее, с 1981 г. 17. Мехзаводское; действующее, с 1949 г. 18. Песчаная Глинка; действующее с 1955 г., возобновлено в 1990-х гг. 19. Прибрежное; действующее, с 1950 г. 20. Сорокины хутора; действующее, с 1940 г., возобновлено в 1990-х гг. 21. Управленческое; действующее, с 1940 г. 22. Южное; действующее, с 1984 г. 23. Яблонька; действующее, с 1940 г. • Национальные, действующие 24. Еврейское, центральное; действующее. 25. Татарское; действующее. • Литература, архив новостей и ссылок
| | Лайк (2) |
vlastaСообщений: 128 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 41 | Наверх ##
13 июля 2009 21:31 ЮрийАлекс-41 написал: [q] vlasta и MARIR вспомнили К. Головкина - выяснили, что он погребен на Всесвятском кладбище. Но это был уже 1925 г. - а где захоронения купеческого рода Головкиных?[/q]
Я думаю это несложно будет выяснить. Одна моя знакомая очень уважает К.П.Головкина и общается с его потомками. | | |
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 611 | Наверх ##
13 июля 2009 21:32 13 июля 2009 21:33 vlasta Я рад, что Вы с нами! А я-то думал, что вы на юге, на море отдыхаете... Пока, с Сергеем Ивановичем Пензиным никак не получается. Вчера Валек нашла семейство старообрядца И.С. Пензина, но таковой в их семье не значится... MARIR его и в Адрес-календарях и памятных книжках смотрела - ничего А я как-раз хотел споросить про Головкина, но постеснялся сразу Вас нагружать Юрий. --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
Валекг. Самара Сообщений: 3296 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 9301 | Наверх ##
13 июля 2009 21:39 ЮрийАлекс-41Вечер добрый, Юрий! С возвращением на Большую землю! Как удался поход в море7 [q] В село Волчанка Красноармейского района когда-то ссылали по волчьему билету. Отсюда и название.[/q]
Признаться, меня это несколько озадачило. Была намерена обратиться к корреспонденту Виталию Евграфову, откуда он взял такие сведения. [q] документ с отметкой о неблагонадежности, закрывающий доступ на государственную службу, в учебные заведения и т. п.[/q]
Может неизлечимая болезнь - волчанка и людям ставили такой вердикт, заселяли в одно место, изолировали, делали определенные запреты для них, ограничения? А храму сейчас 179 лет. Это Покровская церковь. --- Валек
| | |
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 611 | Наверх ##
13 июля 2009 21:48 13 июля 2009 21:59 ВалекВаля, это документ с отметкой о ПОЛИТИЧЕСКОЙ неблагонадежности. К ним могли приравниваться, в определенные годы, раскольники и сектанты (русские секты 18 в.). Я в Вашей родословной теме встречал, что Вы своих не найдете через метрические книги православных церквей https://forum.vgd.ru/205/21176/Может, поинтересоваться старообрядческими? Волчанка - болезнь по тем временам не самая страшная Юрий. PS. В море ходили на катере, недалеко и вдоль берега - погода не очень... --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
Валекг. Самара Сообщений: 3296 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 9301 | Наверх ##
13 июля 2009 22:07 13 июля 2009 22:28 ЮрийАлекс-41[q] документ с отметкой о ПОЛИТИЧЕСКОЙ неблагонадежности.[/q]
Юрий, хорошо, что вы это отметили. Надо бы выяснить подробности. Бабушка говорила, что они переселенцы с Украины. В Харьковской области есть г.Волчанск. Я зондировала на форуме о переселенцах в теме по Харькову. Там тему ведет АРХИВИСТ. Он давал данные о переселенцах в Саратовскую губернию. Но конкретного ничего не узнала. [q] встречал, что Вы своих не найдете через метрические книги православных церквей https://forum.vgd.ru/205/21176/[/q]
Я споткнулась в архиве из-за отсутствия метрических записей по церкови Покровской за 1870-1872 год. Просто сказали, что записей за эти годы нет. Но мои предки православные. До 1872 года сведения мне дали о рождении, бракосочетании и смерти. Юрий! Поздравляю! У нас здесь100 страниц!До связи! --- Валек
| | |
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 611 | Наверх ##
13 июля 2009 22:24 13 июля 2009 23:02 ВалекВаля, последнее замечание - переселенцы в Николаевский уезд Саратовской губерниии ехали до 1851 г. - потом - в Николаевский уезд Самарской губернии. Може Вам поискать сведения о переселенцах в Самарскую губернию. Украинцы в Поволжье переселялись на протяжении всего 18-19 вв. Последнее - украинцы привезли в Самарскую губернию штундизм (баптизм) в конце 19 в. Значит, переселялись... 100 страниц 13 июля - два месяца, как существует эта тема, 13324 посетителей Есть что отметить... Юрий. Валя, ухожу из интернета - внучка вытесняет. Тоже со мной в море ходила --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
Валекг. Самара Сообщений: 3296 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 9301 | Наверх ##
13 июля 2009 22:31 ЮрийАлекс-41 Юрий, вот переписка, о которой я говорила. (потом удалю)Архивист Добрый день! Хотела проверить свою версию по Марковым. Бабушка моя (урожд. Маркова Анна Ивановна, 1898 г.р.) всегда говорила, что они переселенцы с Украины. Ее отец Марков Иван Прохорович 1872-1948 г., мать Ксения Федоровна - по мужу Маркова умерла 11 ноя.1945 г.. У Маркова был брат Василий Прохорович умер 25 апр. 1946г. Моя мать - дочь Марковой Анны Ивановны родилась в 1917 г. в с. Волчанка Чапаеского р-на Самарской области. В этом с.Волчанка, где родилась моя мать, все переселенцы с Украины. Из некоторых источников узнала, что это переселенцы из Харьковской области (губернии). И думаю из Волчанского уезда. Почему? - 1) В с .Волчанка очень много однофамильцев Марковых (Кстати, еще - Губаревых. А Губарев Иван Николаевич - муж моей бабушки Марковой А.И.) 2) Думаю с. Волчанка в Сам. Губернии названо так из-за переселения жителей из Харьковской губ., г.Вончанска или его окресностей. 3) Моя бабушка, ее сестры и почти все село до сих пор говорят с укр. акцентом, вернее в обиходе много хохляцких слов и выражений. В селе их всех называли хохлами. Из Ваших постов по Исповедным Росписям Харьковской обл. меня заинтересовали: 1) Исповедная Роспись г.Харькова 1895г., ГАХО, Ф.49, оп.110, ед.хр. 910, Рождество-Богородичная церьковь (Каплуновская) , квартирующие военные, среди прочих: Вдова поручика Елена Николаевна Маркова 42 с детьми 2) Исповед. росписи ГАХО(ф.40, оп.110), ед.хр.: 866 Волчанский уезд 1855 г. 867 Военные поселения 1858 г. 931-933 Волчанский уезд 1915 г. 939 Волчанский уезд 1917 г. Хотела узнать, нет ли каких записей по ук. формулярам с фамилией Марковых, Губаревых. Спасибо.
Валек
Вот сведения из нашего отчета о переселенцах в Саратовскую губернию, может быть Вы знаете какие-нибудь селения которые располагались рядом с Волчанкой из этого отчета.
...Император Павел I в своем указе №789 от 16 января 1801 года определил отбирать мнение от всех выбывших в отставку нижних чинов и рядовых мнений на поселение их в Саратовскую губернию (ГАХО Ф.3, оп.4, д.74, лл.1-3). Этот указ в Слободско-украинской губернии (с 1836 года Харьковская губерния) касался, прежде всего, однодворцев и войсковых обывателей. Им полагалось по 15 десятин на одну мужскую ревизскую душу. Во многих селениях этот показатель был гораздо ниже, тем не менее, желающих переселяться в этот период не было. Еще в начале XIX века в соляных запасных магазинах России отмечается недостаток соли, для ликвидации этого недостатка разрабатываются новые соляные месторождения, а для работы на них приглашаются люди из разных губерний. Первое письмо от Саратовского губернатора пришло в Харьков в 1805 году. Саратовский губернатор от 24 октября 1805 года своим предложением объявлял о найме фурщиков возить соль из Саратова в Курскую, Орловскую и Воронежскую губернии (ГАХО Ф.3, оп.11, д.493, лл.1-97). Также предлагалось возить соль с Елтонского озера в Саратовские соляные магазины по 12 копеек за пуд, а в Камышинские по 7 копеек за пуд. Несмотря на очевидную выгодность предложения из всей Слободско-украинской губернии никто желания не изъявил. Предложения от Саратовского губернатора присылались ежегодно, однако только в 1810 году появляются первые известия о переселившихся в Саратовскую губернию возчиках соли. К обществу казенных соляных возчиков слободы Николаевки Саратовской губернии пожелали присоединится шесть малороссиян, которые в Николаевке обзавелись хозяйством и просят перечислить их с семействами из Богодуховского уезда Слободско-украинской губернии в Саратовскую (ГАХО Ф.3, оп.17, д.217, лл.1-3, 15-17). При этом указано, что житель города Богодухова Григорий Омельченко проживает в Саратовской губернии с 1793 года, а жители Богодуховского уезда Яков Василенко с 1792, Василий и Григорий Пилипенко с 1802 годов. Новое предложение о солевозцах желающих жить в Саратовской губернии поступило 4 сентября 1812 года (ГАХО Ф.3, оп.19, д.779, л.109). На это предложение откликнулись только жители Богодуховского уезда заштатного города Краснокутска, слобод Мурафа и Павловка (ГАХО Ф.31, оп.141, дд.150, 151, 152). В документах о солевозцах говорится о том, что работу на промыслах могут найти как мужчины, так и женщины, возможно, что именно это привлекло такую большую группу переселенцев из Богодуховского уезда. Из других документов видно, что местные жители оставшиеся в родных местах чаще всего знали о том, как устраивались переселенцы, поэтому последующие переселения шли как бы за первыми односельчанами в те же места. Туда же чаще всего отправлялись и беглые односельчане. По тем же ревизским сказкам (ГАХО Ф.31, оп.141, дд.150, 151, 152) отмечается большое число беглых войсковых обывателей Богодуховского уезда, особенно из заштатного города Краснокутска в период с 1819 по 1820 год. Эти же люди и в следующей ревизии не числятся, и хотя объективных данных о месте их пребывания нет, можно предполагать, что беглые отправились в Саратовскую губернию, где они могли найти приют у бывших односельчан. Следующее переселение из Богодуховского уезда Харьковской губернии происходило в 1837 году, в период массовых переселений в Саратовскую губернию (ГАХО Ф.31, оп.141, дд.311, 312). Семьи переселенцев были из двух населенных пунктов - Мурафа и Павловка, список глав семейств и их состав прилагается. Характерной чертой этого переселения является единичное присутствие женщин. Большую часть переселенцев составляют вдовцы с сыновьями разного возраста. Место переселения в Саратовской губернии в документах не указано, однако, большинство других переселенцев в период с 1836 по 1838 годы из Харьковской губернии поселились на реках Еруслан, Россошь и Большой Караман...
С уважением, --- Валек
| | |
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 611 | Наверх ##
13 июля 2009 23:02 ВалекВаля, в теме "Помощь по Самарской губернии" искали сведения об украинцах-солевозах. https://forum.vgd.ru/15/3202/610.htm?a=stdforum_view&o=Roxana Добрый день! Ищу информацию о заселении Самарской/Саратовской губернии украинцами-чумаками с целью добычи соли на озере Эльтон. в Саратовском областном и Энгельском Немцев Поволжья архивах НИЧЕГО нет! Заселение началось с 1740-х годов. Если у кого-то из самарцев будет такая возможность, не могли бы спросить в Самарском обл.архиве о наличии таких документов?! Заранее благодарю. Может, обменяетесь информацией. Юрий. --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
MARIRМарина Россия Сообщений: 2198 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2567 | Наверх ##
14 июля 2009 0:31 14 июля 2009 1:20Памяти Павла Смеяна... ПАМЯТИ ПАВЛА СМЕЯНА13 июля 2009, 08:50 Умер актер и музыкант Павел Смеян В Германии умер певец и актер Павел Смеян. Долгое время он работал в Ленкоме, до 2007 года играл в знаменитых рок-операх "Юноне и Авось" и "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". В фильме-мюзикле "Мэри Поппинс" его голос звучит за кадром. “Непогоду" и “Ветер перемен” пел именно Смеян. Как отмечают "Вести", последнее время артист боролся с раком, проходил лечение в одном из немецких онкоцентров. Но спасти его не смогли. Павлу Смеяну было 52 года. http://news.samaratoday.ru/news/173763/http://news.yandex.ru/yandsear...4124.shtmlhttp://www.kp.ru/daily/24325.5/518002/... Похоронят мужа, - говорит Людмила Смеян - рядом с братом-близнецом Александром и их родителями на Хованском кладбище Москвы. Брат Паши погиб в 1980 году. Он тяжело переживал его уход. И уже тогда позаботился о том, чтобы рядом с братом на кладбище было место и для него самого.ЕГО ПЕСНИ http://www.moskva.fm/artist/павел_смеян --- Каждый должен что-то оставить после себя. Сына или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, ... или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. ©Рэй_Брэдбери | | |
MARIRМарина Россия Сообщений: 2198 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2567 | Наверх ##
14 июля 2009 1:09 14 июля 2009 15:36Всехсвятское кладбище. Участок молокан ЮрийАлекс-41Юрий! Пока Вы отдыхали, носясь по волнам на быстроходном белом катере - мы трудились. О САМАРСКОМ ВСЕХСВЯТСКОМ КЛАДБИЩЕ МОЛОКАНЕ= кладбище утраченоО Всехсвятском кладбище и различных конфессиональных участках на нем, см.: https://forum.vgd.ru/28/23478/0.htm?a=stdforum_view&o=Сообщение отправлено: 13 мая 2009 15:14 МОЛОКАНЕИз "Большой Советской Энциклопедии": http://gatchina3000.ru/great-s...77/657.htmМолокане, одна из разновидностей духовных христиан — религиозная секта в России. Сложилась в конце 18 в. в Тамбовской губернии и распространилась затем на ряд других районов страны. Основателем секты считается Семен Уклеин, первоначально примыкавший к духоборам. М. отрицали церковь, церковную иерархию, пост, иконы и богослужебные обряды православия. Моления у М. совершаются в молельных домах; руководят сектой старцы-пресвитеры. На молениях поют библейские тексты. Молоканство — одна из форм антицерковного движения крестьян, возникшая в атмосфере нараставшего кризиса феодально-крепостнической системы. Формы богослужения подвергались баптистским влияниям. Выступая против официальной церкви, М. подвергались преследованиям со стороны царского правительства. Процесс социального расслоения, выделение зажиточной верхушки и узурпация ею власти в секте привели к разложению секты и к переходу части её членов к баптистам. В начале 20 в. было 1,2 млн. М. После Октябрьской революции 1917 начался распад секты. В СССР сохранились лишь небольшие группы М.: в Закавказье, на Украине и в некоторых местах РСФСР (Ставропольский край, Тамбовская обл. и др.). Лит.: Дружинин В., Молокане, [Л.], 1930; Бонч-Бруевич В. Д., Сектантство и старообрядничество в первой половине XIX в., Избр. соч., т. 1, М., 1959; Клибанов А. И., Религиозное сектантство и современность, М., 1969; Малахова И. А., Духовные христиане, М., 1970 (см. также ст. Сектантство и литературу к ней). Посмотрев на свои каракули, сделанные в ГАСО, я решилась сделать небольшую выборку из ФОНДА 153. Самарская городская управа. Это Дело называется "О прирезке части земли к кладбищам граждан г. Самары, исповедующих веру духовных христиан (т.е. молокан)".Начало: 1 мая 1891 г. Окончено: 26 ноября 1891 г. В самом начале идет "Прошение" гораждан города Самары, исповедующих веру Духовных Христиан: На отведенном для умерших нашего исповедания, на городском выгоне положительно вся площадь занята могилами, так что в настоящее время не предоставляется возможность рыть могилы для погребения умерших по неимению места. Посему представляем при сем планы мест, отведенных под кладбища. Мы покорнейше просим Городскую Управу доложить наше ходатайство в первое имеющее быть заседание Городской Думы и дать со своей стороны заключение о возможности прирезки к нашему кладбищу части земли показанной на плане для погребения усопших лиц нашего исповедания. Мая 1 дня 1891 года. Подписи: Захар Федотов Новиков. Федор Лукьянов Рябов. Василий Елфимов. (?) Игнатий Иванов Кузнецов. Иван Семенов Чекмарев. Стапан Петрович Шишкин. Иван Николаев Кузнецов. Петр Петрович Шишкин. Данила Андрианов Шишкин. Тимофей Андреев Колесников. Федисей (?) Иванов Чернышев. Яков Петров Шишкин. Петр Михайлов Львов.Далее следовал ПЛАН (копия) с изображением Колесникова оврага и железной дороги, а также - участков Всехсвятского кладбища: 1. католический; 2. поморской секты; 3. еврейский; 4. татарский; 5. турецкие могилы (такого мы с Вами еще не встречали!) 6. А) существующий участок кадбища Духовных Христиан; Б) прирезать в количестве 959 кв. сажень. КАРТА 1. Это общий вид утраченного Самарского Всесвятского кладбища близ Колесникова оврага (ныне, территория пл. Комсомольской близ ж/д вокала - Парк им. Щорса). В документе речь идет об участке под названием "Кладбище разных сект и холерное" (см. в центре карты). Ниже, на другой карте дан более подробный вид этой части Всехсвятского кладбища, с указанием участка молокан. --- Каждый должен что-то оставить после себя. Сына или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, ... или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. ©Рэй_Брэдбери | | |
|