Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Самарские городские и сельские кладбища

Тема для обсуждений, разговоров, вопросов, размещения единичной информации о захоронениях, кладбищах, памятниках, мемориалах. Открыты новые темы по самарским кладбищам...

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 97 98 99 100  101 102 103 104 105 ... 188 189 190 191 192 193 Вперед →
Модераторы: ЮрийАлекс-41, Asmodeika
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 619
САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ КЛАДБИЩА: утраченные, закрытые, действующие

Содержание темы.

Самарские городские кладбища: новости, полезные ссылки, интересная информация.
Сообщение отправлено: 13 мая 2009 15:12

• Утраченные
1. Старейшее - первое общее кладбище Самары; утрачено.
2. Старые кладбища Самары; утраченные к середине XIX в.
3. Всесвятское, поликонфессиональное; утрачено, разорялось в 30 – 40-е гг. XX в.
4. Иверское, монастырское; утрачено, разорялось с 1925 г
5. Мещанского посёлка; утрачено, функционировало с 1910 – до 1930 гг.
6. Николаевское, монастырское; утрачено, разорялось с 20-х гг. XX в.
7. Покровское; закрыто в 1857 г., статус мемориального до 1910-х гг., утрачено.
8. Томашева Колка; утрачено в 1930-х гг.
9. Эпидемические (холерные) кладбища; действовали с 1891 г., разорены в 1940-х гг.
• Действующие ограниченно
10. Безымянское; действующее с 1941 г., ограничено.
11. Рубёжное; частично действующее, функционировало с 1972 – по 1984 гг., возобновлено в 1990-х гг.
12. Старые городские кладбища; действовали в 1930 – 1960 гг., ограничено
• Действующие
13. Берёза; действующее, 1960 г.
14. Зубчаниновское; действующее, с 1910 г.
15. Кряжское; открыто в 1930 г.
16. Лесное; действующее, с 1981 г.
17. Мехзаводское; действующее, с 1949 г.
18. Песчаная Глинка; действующее с 1955 г., возобновлено в 1990-х гг.
19. Прибрежное; действующее, с 1950 г.
20. Сорокины хутора; действующее, с 1940 г., возобновлено в 1990-х гг.
21. Управленческое; действующее, с 1940 г.
22. Южное; действующее, с 1984 г.
23. Яблонька; действующее, с 1940 г.
• Национальные, действующие
24. Еврейское, центральное; действующее.
25. Татарское; действующее.
• Литература, архив новостей и ссылок

Лайк (2)
Валек

Валек

г. Самара
Сообщений: 3293
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9333
Здравствуйте, Марина, Татьяна!
Может я повторюсь в чем-то, но просто освежим память...
http://www.slavday.samreg.ru/traditions/eparchy/
Православные традиции в Самарской области

Новости
О празднике
Самарский край
Визитная карточка
История губернии
Достопримечательности
Православные традиции в Самарской области
Самарская епархия
Храмы и монастыри
Архиепископ
Святыни епархии
Самарская ассамблея
Мир через культуру
Лига Самарского землячества
Выставка русского музея
Пресса
СМИ о празднике
Фотогалерея
Ссылки
Обратная связь
Форум
E-mail
© 2004
Правительство Самарской области

© 2004
Вебзавод
Самарская епархия

Среди епархий РПЦ, как в прежние времена - так и в настоящем, Самарская епархия занимает далеко не последнее место. Её история, являющаяся составной частью истории РПЦ и России в целом, многообразна, интересна, подчас трагична и полна знаменательных дат и событий. А начиналось всё так.

5 декабря 1849 года было решено Святейшим Синодом учредить в составе Саратовской и Царицынской епархии т. н. Волгское викариатство. Ещё точно не были утверждены его границы, как уже 31 декабря 1850 года оно было упразднено с созданием новой губернии и, соответственно, последовавшим за этим территориальным разграничением. По существовавшему тогда положению, губернский город Самара должен был иметь и свою архиерейскую кафедру.

1 января 1851 года последовало Высочайшее подписание указа об учреждении новой епархии - Самарской и Ставропольской. Кафедру было решено разместить в губернском центре - в Самаре. Границы епархии совпадали с границами одноимённой губернии по левому берегу Волги и охватывали территорию уездов: Самарского, Ставропольского, Бугульминского, Бугурусланского, Новоузенского, Николаевского и позже - Бузулукского.

Первым Архиереем Самарско-Ставропольской епархии был назначен епископ Евсевий (Орлинский), управлявший епархией в 1850-1856 гг. При владыке Евсевии ещё в 1851 году была заложена основа для создания на окраине Самары женской монашеской общины. В 1855 году община получила свой устав и была наименована в честь Иверской иконы Божией Матери. При приезде владыки Евсевия в Самару, город насчитывал один кафедральный собор Вознесения Господня (см.фото след. пост), шесть церквей, из них самая древняя - Спасо-Преображенская (район нынешней хлебной площади) и одну часовню.

Преемником владыки Евсевия стал епископ Феофил (Надеждин), бывший на Самарской кафедре вплоть до своей кончины, последовавшей в 1865 году. По непроверенным данным, погребён владыка Феофил в крипте Вознесенского собора. Именно во время правления владыки Феофила Самарская женская монашеская община в 1860 году была возведена в степень монастыря с подтверждением наименования в честь Иверской иконы Божией Матери.
---
Валек
Валек

Валек

г. Самара
Сообщений: 3293
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9333
продолжение
В 1863 году был учреждён мужской общежительный монастырь возле Шихобаловских мельниц с наименованием во имя Святителя Николая Чудотворца. Одновременно, во время правления епископа Феофила, в городе были построены церкви: в 1860 году - Всехсвятская кладбищенская (в конце улицы Алексеевской), Воскресенская приходская (центр Самарской площади); в 1864 году - перестроена и обрела внешний облик Покровская (бывшая Предтеченская, построенная в 1828 году), на территории купеческого кладбища в 1861 году и, наконец, в районе нового базара (тогда городская окраина) в 1865 году построена Петропавловская приходская церковь со зданием церковно-приходской школы и причтовыми домами (частично сохранены и доныне).

1866 год ознаменован в епархии началом большого строительства. С приездом на Самарскую кафедру епископа Герасима (Доброседова), управлявшего епархией до 1877 года, начинается строительство большого кафедрального собора (на территории нынешней площади Куйбышева) и закончена постройка церквей: в 1867 году - Иоанно-Предтеченской в загородном архиерейском скиту (м-н Солнечный, сейчас, в помещении сохранившейся трапезной, существует одноимённый храм); Николаевского сиротского дома с домовой Никольской церковью (комплекс не сохранён, территория Станкозавода по улице Дворянской, напротив Струковского сада), впоследствии Мариинский детский сиротский приют. В 1869 году при епархиальном женском училище (ныне швейная фабрика "Звезда" по улице Саратовской) открывается домовая Введенская церковь, построенная и украшенная на личные средства владыки Герасима. Вообще этот период можно охарактеризовать как период строительства домовых церквей (пользвавшихся, кстати, большой популярностью в тогдашней Самаре), ибо в 1872 году Самарская Духовная Семинария получает, наконец, свой собственный Иоанно-Богословский храм, а в 1877 году опять на личные средства владыки Герасима, устраивается крестовая во имя Архистратига Божия Михаила при архиерейской резиденции домовая церковь.

Четырнадцать лет (1877-1891гг.) возглавлял Самарскую кафедру епископ Серафим (Протопопов) (был погребён на территории Иверского женского монастыря, в новом верхнем Успенском храме, ныне - обкомовский жилой комплекс по улицам Вилоновской и Чапаевской). Этот период был также ознаменован большим строительством. В 1889 году был устроен и освящён прекрасный Ильинский храм (находился на месте жилого дома Приво, р-н пересечения улиц Красноармейской (Алексеевской) и Арцыбушевской). В 1890 году был построен небольшой каменный храм в честь Святого Благоверного князя Александра Невского на территории больницы для душевнобольных (сохранился и по нынешнее время). Вот некоторые данные статистического характера, красноречиво свидетельствующие о высоком уровне церковной жизни в Самаре 1890 года, в сорокалетие её существования.

Самарские епархиальные ведомости. 1890 г. №5-8. На территории Самарской епархии монастырей - 15, из них штатных (т. е. получающих пособие) - 1, заштатных -14. Из общего количества мужских - 6 (в том числе 1 штатный), женских - 9.

Общее число церквей всех типов (соборных, приходских, монастырских, домовых, кладбищенских), кроме часовен, составляло 783. В 1890 году число православных верующих в Самарской епархии составляло 1 млн. 859 тыс. 500 человек. Число приходских церквей доходило до 708, т.е. на один приходской храм в среднем приходилось 2 тыс. 626 человек. Если в Самарской семинарии в 1867 году обучалось 223 человека, то в 1890 году - 316 человек.
---
Валек
Валек

Валек

г. Самара
Сообщений: 3293
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9333
продолжение
В духовных училищах епархии (Самарское, Бузулукское, Сергиевское, Сызранское, Бугурусланское, Николаевское (миссионерское) в 1867 году обучалось 617 человек, а в 1890 году - 491 человек. Число церковно-приходских школ грамоты, находившихся в ведении церкви (в 1883 году) было лишь 80, а число учившихся в них достигало 2 тыс. человек обоего пола. Несмотря на это 15 января 1891 года в Самаре прошёл общероссийский съезд учителей церковноприходских школ, на котором присутствовали также делегаты из Австрии и Польши. Съезд получил высочайшее одобрение и был назван символом уходящего десятилетия.

Преемником владыки Серафима стал епископ Владимир (Богоявленский) - новомученик Российский впоследствии. Владыка Владимир пробыл на Самарской кафедре всего с начала 1891 - по осень 1892 года, но оставил заметный вклад в области благотворения. Так, им основано было епархиальное братство во имя небесного покровителя г. Самары Митрополита Алексия, а также сиротский приют для девочек в Иверском монастыре со школой и мастерской белошвеек и кружевниц при ней. Владыка на свои средства закупал книги, инвентарь и одежду для воспитанниц приюта (общее кол-во 28 человек) и до самой своей мученической кончины, последовавшей 25 января 1918 года в Киеве, духовно опекал приют.

Через 25 лет после отъезда владыки из Самары благодарные горожане (среди них немало и иноверцев) посвятят своему архиерею следующие строки: "он, не боясь заразы, в тяжёлый холерный год посещал холерные бараки, благословляя, одобряя и напутствуя страждущих и умирающих, в голодный год по его инициативе организована была борьба с голодом, и он кормил голодных и утешал печальных". Это будет уже в страшные годы революционного лихолетья и большевистского беспредела в Поволжье. Но Самарские епархиальные ведомости сохранят эти строки.

Владыка Гурий (Буртасовский) был Самарским архиереем в течение 1892-1904 гг. В годы его архипастырства в 1894 г. в Самаре было окончено строительство нового кафедрального собора в честь Воскресения Христова с двумя приделами во имя святого благоверного князя Александра Невского и святого Иосифа Песнопевца. Здание Собора было выстроено в 2-а этажа, на нижнем этаже находился храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. Новый собор, выстроенный в неовизантийском стиле, окруженный с четырёх сторон яблоневыми садами, стал украшением города и излюбленным местом молитвы самарских прихожан. От "жигулёвских ворот" были видны золочёные кресты собора-красавца, к сожалению, не дошедшего до нас и полностью уничтоженного большевиками в 1935 г., теперь на его месте находятся Театр оперы и балета и площадь им. Куйбышева.

При епископе Гурии были построены и освящены и другие храмы: загородный, во имя преп. Сергия Радонежского - в 1894 г.; 3 домовых церкви: Спаса Нерукотворного образа - 1893 г., при Самарской мужской гимназии №1 (угол ул. Вилоновской и Галактионовской), Рождество-Богородицкий, при реальном училище (Военно-медицинский факультет (ул. Алексея Толстого)) -1895 г., Казанский, при епархиальной богадельне - 1900г.

В 1898 г. при детском Мариинском приюте была открыта и освящена церковь во имя свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии (действует и поныне).

В 1894 г. была освящена гарнизонная военная Никольская церковь в р-не гренадерских казарм (угол просп. Масленникова и Н.-Садовой).

В 1900 г., по благословению владыки, было открыто и освящено здание епархиальной богадельни имени Александра III (угол Урицкого и Красноармейской). Владыка Гурий вошел в историю Самарской епархии как неустанный попечитель о нуждах приходского духовенства и благоукраситель самарских и епархиальных малоимущих приходов. Особенно владыка заботился об украшении и обустройстве самарского женского духовного епархиального училища. Многие "епархиалки", являясь духовными чадами владыки, впоследствии стали достойными своего звания "матушек", псаломщиц, регентов церковных хоров и воспитательниц в детских приютах и гимназиях. Владыка, являясь сам прекрасным проповедником, подготовил для епархии целую плеяду талантливых пастырей-проповедников, таких, как о. Александр Бегин, о. Пётр Архангельский, о. Павел Самуилов и др. В его правление число церковно-приходских школ и воскресных школ грамоты, находившихся в ведении Церкви, составило в 1893 г. 606 против 80 в 1883 г. В 1893 г., т. о., число учащихся обоего пола в этих школах возросло до 22 тыс. 526 человек. Впоследствии, уже в "советское" время, выпускники таких школ по уровню образованности и грамотности не уступали преподавателям средних и средне-специальных учебных заведений.
---
Валек
Валек

Валек

г. Самара
Сообщений: 3293
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9333
продолжение
Сменивший владыку Гурия епископ Константин (Булычёв) занимал Самарскую кафедру с 1904 г. по 1911 г. При нём было начато, по благословению и с участием св. пр. Иоанна Кронштадского, строительство молитвенного дома во имя св. Архистратига Божия Михаила в пос. Новый Оренбург (ныне пос. Шмидта) - в 1909 г. На Барбашиной поляне в р-не учительских дач (ныне поляна им. Фрунзе) в 1911 г. была построена деревянная Казанско-Богородицкая церковь. В 1911 г. была построена и освящена самая молодая церковь Самары во имя Великомученика и целителя Пантелеймона при губернской земской больнице (ныне больница им. Пирогова). Деревянная, будто сотканная из прутьев и резьбы, пятикупольная церковь стояла на высокой каменной платформе (пересечение проспекта Ленина и ул. Полевой) на въезде в город и была одной из городских достопримечательностей, вызывая восхищение у приезжих из других епархий и даже иностранцев.

Необходимо отметить, что в 1908 г, границы юрисдикции Самарского архиерея были расширены, т. к. Высочайшим указом в этом же году Уральская губерния была изъята из ведения Оренбургского архиерея и присоединена к Самарской епархии. Для управления Уральским викариатством был назначен викарий Самарской епархии, епископ Николаевский; центром викариатства был определён г. Николаев (ныне Пугачёвск); впредь епископу Николаевскому предписано было именоваться Уральским.

С 1911 г. по 1913 г. Самарскую кафедру возглавлял владыка Симеон (Покровский), почивший в Бозе в 1913 г. и погребённый на кладбище Иверского женского монастыря. В сохранившихся документах Самарской Духовной консистории указывались такие качества владыки Симеона как "необыкновенное смирение, добросердечие и мягкость к окружающим". С конца 1913 г. до середины 1914 г. епархию возглавлял временный епископ Питирим (Окнов). Сведений о нём почти не сохранилось. На рубеже двух эпох Российской истории, накануне 1-й Мировой войны и большевистской кровавой революции 1917г., епархией управлял епископ Михаил (Богданов), с 1914 г. по 1919 г. имеются некоторые статистические сведения, которые характеризуют Самарскую епархию на 65-м году её существования.

Эти сведения были почерпнуты из ежегодных отчётов о положении дел в епархии, которые, собственноручно написав, епископ Михаил посылал в Петербург, в канцелярию Св. Синода. Из этих отчётов следует, что в 1916 г. в епархии (без Уральского викариатства) было 18 монастырей (из них 7 мужских и 11 женских), из которых лишь один был штатный. Число храмов в Самарской епархии составляло тогда 986, общее число белого духовенства составляло 3021 человек.

С 1915 г. по 1917 г. в епархии действовало 1059 школ (двухклассных) приходского типа и 12 школ при монастырях (ремесленного типа). Общее число учеников обоего пола в них составляло 69 тыс. 729 человек. К 1916 г. в епархии насчитывалось 967 церковных библиотек, которые имели 142 тыс. 532 тома книг российских и зарубежных авторов. К началу 1-й мировой войны во всех монастырях епархии были открыты лазареты для раненых, в каждой из 7 богаделен епархии находилось по 186 человек, при больницах Иверского женского и мужского Никольского монастырей были открыты пункты бесплатной раздачи еды на 75 человек.

Самым значительным событием в церковной жизни этого периода стало освящение вновь построенного рядом со старым деревянным молитвенным домом каменного храма Св. Архистратига Божия Михаила в пос. Новый Оренбург 13-15 ноября 1914 г. В торжествах освящения и открытия храма принимал участие и прежний архиерей Питирим (Окнов), бывший к этому времени митрополитом Петроградским, а до этого экзархом Грузии. За литургией в новоосвящённом храме пели 3 сводных хора: Соборный архиерейский, Иверского женского монастыря и семинарский мужской хор, 15 тыс. молящихся заполнили храм и прилегающие к нему улицы, а также принимали участие в крестном ходу от храма к речному вокзалу (к часовне св. Алексия), откуда высокопреосвященнейший Питирим митр. Петроградский отбыл в Петроград. Это было последнее значительное церковное торжество в Самаре и епархии перед грядущей эпохой безбожия и атеизма.

В годы правления владыки Михаила наступают тяжёлые времена для Церкви, начались события октябрьского переворота 1917 г. и гражданской войны. Вместе с отступающими казачьими частями атамана Дутова епископ Михаил вынужден был покинуть пределы России и умер на чужбине в 1928г.

Что означает белое духовенство? -поясните, пожалуйста.
---
Валек
Валек

Валек

г. Самара
Сообщений: 3293
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9333
продолжение
Прибывший, уже по благословению Святейшего патриарха Тихона, в 1919 г. на Самарскую кафедру архиепископ Филарет (Никольский) до 1920 г. стоял во главе епархии. Он, как мог, пытался защитить Церковь от большевистской власти и наступающих обновленцев. Но ему к 1920 г. удалось за патриаршей церковью сохранить лишь 5 храмов и женский Иверский
монастырь
, всё остальное было захвачено обновленцами. В 1920 г. архиепископ Филарет был арестован по доносу обновленцев и, как глава церковной контрреволюционной организации, сослан в один из концлагерей под Архангельском, где и скончался в 1921 г. По свидетельству сестёр Самуиловых, владыка, избитый и истерзанный в застенках Ч. К., был выпущен под домашний арест и умер на квартире своих духовных чад в г. Самаре в начале 1921 г., погребён на старом Самарском кладбище (ныне парк им. Шорcа), могила не сохранилась.
Почти два года епархия, сотрясаемая обновленческим расколом и богоборческой властью, была без своего архипастыря, и лишь в 1922 г, правящим архиереем был назначен епископ Анатолий (Грисюк), в 1923 г. возведённый только что вышедшим из большевистского застенка патриархом Тихоном в сан архиепископа. Но владыка Анатолий не мог свободно передвигаться по епархии из-за преград, чинимых властями и обновленческим ВЦУ. В 1924 г. он был фактически отстранён последними от управления епархией, хотя официально числился на Самарской кафедре до 1928 г. С 1924-1925 г. временно управлял епархией епископ Сергий (Зверев).

Время правления архиепископа Александра (Трапицына), 1928-1933 гг., было самым тяжёлым для Церкви и для епархии, это было время тотального уничтожения Православной Церкви и её институтов. Ещё с 1921 г. по 1924 г. большевики закрыли в епархии все церковноприходские и духовные школы, конфисковав их библиотеки и имущество; в связи с голодом, инспирированным самими большевиками, из самарских церквей и монастырей были изъяты и бесследно исчезли все материальные ценности (оклады, иконы, евангелия, церковная утварь ХVII-ХVIII вв.). В 1933 г. на пл. Алексеевской (ныне пл. Революции) в ночь с 7 на 8 ноября были сожжены богослужебные книги и старые, "не имеющие ценности как материальной, так и культурной" - по мнению большевиков, - иконы и ризы из Вознесенского Собора, Спасо-Преображенской и Казанской церквей г. Самары.

Были зверски убиты на территории Иверского монастыря последний настоятель кафедрального собора о. Пётр Архангельский и протодиакон Нестор (последний был забит штыками и утоплен в проруби в р-не набережной у Вилоновского спуска). Арестовывались и ссылались приходские священники, монахи и верующие. Озверевшая власть обрушивала свой "революционный" гнев даже на церковные здания. Так одним из первых был разобран "на дрова" самый "молодой" храм города - Великомученика и Целителя Пантелеймона, затем взорван самый древний, XVII в., Спасо-Преображенский храм. Протесты владыки Александра по поводу варварского разгрома и разграбления церковного имущества были "услышаны" властями. Он сам был арестован и отправлен в ссылку. Вскоре были закрыты, а затем постепенно разрушены все три городских собора.
---
Валек
Валек

Валек

г. Самара
Сообщений: 3293
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9333
продолжение
Та же ситуация наблюдалась в епархии и при епископе (с 1934 г. - архиепископе) Петре (Рудневе) (1933-1934 гг.). Сам он был выселен из своей квартиры и, вынужденный жить по домам своих прихожан, пешком добирался от Петропавловского храма, служившего тогда кафедральным, до своего убогого жилища, претерпевая по дороге насмешки, оскорбления и избиения. При нём был окончательно разрушен Кафедральный Собор и многие церкви города.

Когда в город прибыл в 1935 г. новый архиепископ Ириней (Шульмин), возглавлявший епархию до 1937 г., Самарская кафедра стала именоваться Куйбышевско-Сызранской, в ней осталось лишь 8 действующих храмов, а к концу правления владыки Иринея, арестованного в 1937 г. вместе со всем причтом Петропавловского храма, у Патриаршей Церкви в г. Самаре остался лишь один храм свв. апп. Петра и Павла: всё было или закрыто или захвачено обновленцами. С 1937 по 1941 гг. Самарская кафедра была вдовствующей, вскоре был закрыт и отдан под конюшни Петропавловский храм, его знаменитый дубовый иконостас был разобран и употреблён для отопления коммунальных домов, расположенных поблизости. Осенью 1941 года в общем вагоне, в старой потёртой фуфайке, шапке и валенках, прибыл в Самару новый святитель - архиепископ Андрей (Комаров) и, хотя управлял он епархией всего 3 месяца, сделанное им для церкви имеет важное значение для её будущего. Он за эти немногие месяцы сплотил православных прихожан епархии, сумел удалить из епархии главу местных обновленцев, настоятеля Покровского храма протоиерея Петра Свиридова. Владыка Андрей, чтобы покончить с обновленческими «нововведениями», сам исповедывал, причащал на дому больных, служил молебны и проповедывал, жил же в маленькой комнатке (сейчас помещение для уборщиц) при Покровском Соборе.

Смелая антиобновленческая проповедь владыки, его стремление упорядочить церковную жизнь в епархии пришлись не по нраву властям. С помощью обновленцев владыка был удалён из Самары на Саратовскую кафедру. Впоследствии он скончался в Саратовской больнице в 1955 г. после жестокого избиения, учинённого над ним на Саратовском вокзале неизвестными. Имя его в летописи епархии почти не упомина- ется, но дела его не пропали даром, жизнь Церкви на Самарской земле не угасла, благодаря его проповедническим и исповедническим трудам.

С января 1942 г. по 1952 г. во главе епархии стоял архиепископ Алексий (Палицын). По кончине своей владыка Алексий был похоронен в притворе Покровского Кафедрального Собора (кафедра сюда было перенесена окончательно в 1941 году).

Время правления епископа Иеронима (Захарова) - 1952-1956 гг.

С 1956 по 1959 г., вплоть до своей кончины, епархией управлял епископ Митрофан (Гутовский). При нём в Покровском Соборе вместо временного был установлен постоянный мраморный иконостас в псевдовизантийском стиле, перенесённый сюда из Пантелеимоновской церкви б. общины сестёр милосердия красного креста (Аржановская больница по ул. Льва Толстого, напротив ликеро-водочного завода). Собору власти передали множество конфискованных ранее из других храмов икон и бронзовой утвари. Владыка Митрофан погребён в левой части притвора Покровского Кафедрального Собора.
---
Валек
Валек

Валек

г. Самара
Сообщений: 3293
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9333
продолжение
С осени 1959 до весны 1960 г. временноуправляющим епархией был архиепископ Палладий (Жертенников).

С 1960 по 1965 гг. во главе епархии стоял архиепископ Мануил (Лемешевский), с 1962 г. - митрополит. За своё краткое правление владыка сумел расположить к себе паству и умело наладил взаимоотношения с властями. После ухода на покой в 1965 г. владыка трудился над фундаментальным историческим трудом - биографическим словарём архиереев РПЦ ХIХ-ХХ вв. По кончине своей, в 1968 г., митрополит Мануил был погребён в Покровском Кафедральном Соборе.

С 1965 г. временноуправляющим Самарско-Сызранской епархией был епископ Иоанн (Снычёв), ученик и преемник митрополита Мануила. С 1969 г. он правящий архиерей, с 1976 - архиепископ, с 17 июля 1990 г. - митрополит. С 1965 по август 1990 г. он управлял Самарской кафедрой. В период его правления жизнь в епархии окончательно упорядочилась, число храмов достигло 18, и продолжало увеличиваться за счёт открытия старых разрушенных приходов. Так, с 1988 по 1990 гг. были открыты храмы в пос. Бол. Царевщина, п. Курумоч, с. Утёвка, с. Борское, г. Кинель и др.

В 1990 г. в епархии уже было 32 прихода, но не каждый приход имел стационарный храм, и нередко богослужение совершалось в приспособленном для этого помещении. Владыка Иоанн известен своими писательскими историко-патриотическими трудами, как в России, так и за рубежом. Он, как и владыка Мануил, был талантливым духовным архипастырем и исповедником. Ведя очень скромный образ жизни, своей добротой, искренностью, сердечностью и молитвой он стяжал любовь многих верующих Самарской, Оренбургской, Санкт-Петербургской и Саратовской епархий.

С июля 1990 г. по март 1993 г. Управляющим Куйбышевской (с 1991 г. Самарской) и Сызранской епархией являлся епископ (с 1991 г. - архиепископ) Евсевий (Саввин). При нём в епархии были открыты новые приходы: с. Виловатое (Михаило-Архангельский храм), пос. Смышляевка (свт. Николая), г. Чапаевск (преп. Сергия), Новокуйбышевск (преп. Серафима).

На территории Самары также появились новые приходы: Михаило-Архангельский (пос. Шмидта, в старом, разрушенном, переданном в конце 1992 г. здании), Иоанно-Предтеченский (1992 г.) (на месте бывшего архиерейского подворья, в здании сохранившейся трапезной), Воскресенский (1992 г.) - молитвенный дом по ул. Черемшанской. В сентябре 1992 г. была отслужена первая литургия в переданном 10-м келарском корпусе, на территории Иверского женского монастыря, а в марте 1993 г. был передан и освящён 11 корпус, 2-х этажное помещение монастырской трапезной церкви в честь Вмч. Варвары. Всего к отъезду владыки из епархии на её территории функционировало 56 действующих приходов, количество духовенства составляло 68 человек.

С марта 1993 г. по настоящее время нашу епархию возглавляет Высокопреосвященнейший Сергий, архиепископ (с 1997 г.) Самарский и Сызранский. При его 8-летнем правлении епархия достигла небывалого в послереволюционное и постсоветское время расцвета и просвещения. Благодаря изумительной работоспособности владыки и его неутомимой деятельности, направленной к благоукрасительству, в настоящее время в епархии 187 действующих приходов при 162 чел. духовенства. Только в одной Самаре функционирует 18 приходов. Из них 6 функционирует в дореволюционных, исторически принадлежавших Церкви зданиях (Вознесенский Собор (1993 г.), Софийский (1995 г.), Иоанно-Предтеченский и др.); в городе ведётся наряду с реставрацией старых церквей и широкомасштабное строительство новых храмов. Кирилло - Мефодиевского Собора (Пол. Фрунзе, бывш. Барбашина), Вмч. и побед. Георгия в центре города на площади Славы, Св. Троицы (р-н Воронежских озёр), преп. Сергия (ул. Авроры) и многие другие. С 1994 г. в Самаре функционирует в полную силу Духовная Семинария, к старому зданию которой пристроен новый каменный комплекс зданий с жилыми и учебными помещениями (строительство завершено в 2000 г.).

Самарская Православная Духовная Семинария не только заслужила авторитет одного из наиболее известных духовных учебных заведений России, но и, благодаря неустанному духовному попечительству владыки-ректора, стала центром научной и просветительской деятельности в Поволжском регионе. "Под святительским омофором архиепископа Самарского и Сызранского Сергия ваша епархия вошла в грядущее тысячелетие сильная своей православной верой и традициями и просвещённая неустанными трудами своего архипастыря и клира" - так оценил развитие церковной жизни на Самарской земле Святейший Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси, посетивший Самарскую землю в октябре 1999 года.

Протоиерей Евгений Зеленцов
---
Валек
MARIR
Марина

MARIR

Россия
Сообщений: 2209
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2639
Валек

Валя, добрый вечер!
Поскольку большинство жителей в Самарской губернии были православными - то, на мой взгляд - это самая интересная тема!
Про епископа Серфима (Протопоповая) я Вам еще как-нибудь расскажу. Его ведь торжественно похоронили в нижнем храме еще недостроенного Самарского Воскреснского Собора, о котором пишет Алабин и фото которых вы смотрели в теме, вместе с Олегом...
Может, его захоронение в Иверский монастырь перенесли в связи с закрытием Собора? Еще одна загадка...

Марина.

Как Ваши новорожденные котятки, как их мамочка?
У меня дома карликовая морская свинка - как птичка в клетке поёт 101.gif

Я пока отключюсь от Интернета по уважительным домашним делам confused.gif
---
Каждый должен что-то оставить после себя. Сына или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, ... или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. ©Рэй_Брэдбери
Валек

Валек

г. Самара
Сообщений: 3293
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9333
MARIR
[q]
Валя, добрый вечер
[/q]

А я и не заметила, что уже вечереет!
Добрый день, Татьяна!
[q]
У меня дома карликовая морская свинка - как птичка в клетке поёт
[/q]

Впервые слышу такое! shok.gif

[q]
на мой взгляд - это самая интересная тема!
[/q]

Марина я разместила все это в надежде найти упоминание о церкви при Мещанском поселке. Почему фигурирует ее название по-разному. confused.gif Это должно быть сегодня темой для разговора! to_keep_order.gif

[q]
В 1910 гг. поселок имел собственный молитвенный дом во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и кладбище.

Ведомость о церкви Благовещенской, состоящей в Мещанском поселке г. Самары за 1915 г .
Церковь построена в 1911 г. тщанием самарского епархиального Алексеевского братства на добровольные пожертвования.
Здание церкви деревянное с такой же колокольней, теплая, вмещает до 1000 богомольцев.
Усадебной земли вместе с церковным погостом 480 кв.саж.
[/q]


[q]
Скан странички из книги "Православные святыни Самарского края"
о церкви Рождества Богородицыв Мещанском поселке ???
Все собираюсь заглянуть в литературу, указанную в этой статье - но никак не соберусь
[/q]


Всем, выразившим поздравление и заботу по поводу...
Вот вам всем по котенку! Кошка рада стараться!
---
Валек
vlasta

vlasta

Сообщений: 128
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 41
Добрый вечер!
Юрий, размещаю материал о семье Головкиных.
Павле Иванович Головкин, отец Константина Павловича, родился 12 ноября 1835г. в крестьянской семье в одном из сел Лукояновского уезда Нижегородской губернии. В двухлетнем возрасте вместе с семье переехал в Самару.
Был женат 2 раза. О первом браке и 3 детях от этого брака информации в литературе найти не удалось.
Вторым браком был женат на купеческой дочери Елизавете Степановне Колодиной.(о ней чуть позже).
В этом браке было 10 детей.
Умер Павел Иванович 19 ноября 1913г., в возрасте 78 лет. Отпевание происходило в Вознесенском соборе г. Самары. Похоронен 21 ноября, погребение совершали протоиерей А.Третьяков, священник А. Докукин, диаконы А.Нечаев и В.Лебедев. Местом захоронения указано городское кладбище.

Елизавета Степановна Головкина (урожд. Колодина), мать Константина Павловича, родилась 24 августа 1852г. в купеческой семье в г. Самаре.Отец купец 2 гильдии Степан Егорович Колодин, мать Дарья Михеевна (урожд. Шихобалова, дочь известного самарского купца и общественного деятеля Михея Николаевича Шихобалова). В 17 лет вышла замуж за Павла Ивановича Головкина.
Умерла в 1920г. в Самаре, похоронена на Новом кладбище (сейчас Городское, т.е. Всехсвятское). Эти данные были сообщены дочерью Константина Павловича Головкина - Е.К. Головкиной-Овчинниковой.

Дети Павла Ивановича Головкина и Елизаветы Степановны:
1. Константин - род. 17 декабря 1871г.
2. Наталья - род. 18 августа 1873г. - умерла 3 марта 1879г. от скарлатины.
3. Александр - род. 15 марта 1876г.
4. Андриан - род. в июне-июле 1877г. (видимо точную дату установить не удалось) - умер 12 марта 1879г. от скарлатины.
5. Вера - род. 7 сентября 1878г.
6. Антонина - род. 4 июня 1880г.
7. Петр - род. 3 сентября 1881г.
8. Софья - род. 23 октября 1884г.
9. Алексей - род. 12 марта 1887г. - умер 26 мая 1889г.
10. Екатерина - род. 21 ноября 1890г. - умерла 23 февраля 1891г.
Все дети были крещены в Вознесенском (Спасо-Вознесенском) соборе г. Самары, отпевание умерших происходило там же.
Скорее всего, что местом захоронения указано городское (Всехсвятское) кладбище.

Константин Павлович Головкин родился 17 декабря 1871г. в купеческой семье. Умер 26 февраля 1925г. Похоронен на Всехсвятском кладбище.
Был женат на Екатерине Дмитриевне Тютюкиной, 18-ти лет. (Данных о дате смерти и месте захоронения нет.)
В браке было 4 детей:
1. Евгения - род. 15 апреля 1907г.
2. Всеволод - род. 11 сентября 1908г.
3. Татьяна - род. 14 августа 1912г. - умерла 4 сентября 1916г. Похоронена на кладбище Иверского монастыря.!!!
4. Юрий - род. 27 апреля 1917г. - погиб накануне дня окончания Финской войны. Похоронка и фотографии Юрия находятся в комнате Славы студентов строительного института, погибших в войне.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 97 98 99 100  101 102 103 104 105 ... 188 189 190 191 192 193 Вперед →
Модераторы: ЮрийАлекс-41, Asmodeika
Вверх ⇈