На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Имена, фамилии и географические названия - этот раздел на форуме открыт для вопросов о возможном их происхождении, а НЕ для объявлений о поиске. Не рекомендуется открывать новую тему по ОДНОЙ фамилии или по одному имени. Такие темы будут удаляться.
Не НУЖНО копировать многоступенчатые диалоги. Такое копирование подлежит удалению. Отвечайте на конкретный заданный вопрос. Пустые сообщения с "спасибо........" удаляются без предупреждения. Есть три возможности поблагодарить: кнопка "лайк" в поле сообщения того, кто вам помог, кнопка " + " под аватаркой, благодарность по кнопке "Отзыв" там же.
Еврейские фамилии. Их происхождение, значение, особенности............ - Ранние еврейские фамилии. Присвоение еврейских фамилий - Национально-языковые особенности русскоязычных еврейских фамилий - Немецко-идишские фамилии. - Русские еврейские фамилии - Польские еврейские фамилии - Украинские еврейские фамилии - Прибалтийские еврейские фамилии - Сефардские фамилии - Бухарские фамилии - Горские фамилии - Грузинские еврейские фамилии - Фамилии раввинов и названия их книг - Фамилии, связанные с еврейской религиозной деятельностью - Фамилии, связанные с качествами их первого обладателя - Фамилии, образованные от профессий Как правило, окончание фамилии ясно указывает на географическое происхождение, например: фамилии с окончанием «-ман» — немецкого или австрийского происхождения, такие, как Фурман, Шнайдерман, Цукерман; украинские с окончаниями «-ович», «-увич», прибалтийские с окончанием «-он», «-ен», молдавские с окончаниями «-еску», «-уску» и т.д. - Фамилии, связанные с происхождением - Фамилии, образованные от имени отца или матери .Огромное количество фамилий российских евреев образовано от имени матери. Например, Малкин, Райкин, Гитлин, Соркин, Виткин. - Аббревиатуры Как известно, иврит часто пользуется аббревиатурами, что мы находим и в фамилиях: Кац, Шуб, Шац, Альбац, Шах, Патлас, Цацкис. - Топонимические фамилии .Пожалуй, самая многочисленная группа еврейских фамилий связана с местностью проживания. Либо это фамилии без всяких суффиксов, такие, как Минц, Ландау, Берлин, Ойербах, или с русским суффиксом «-ий», как, например, Зарудинский, Варшавский русским суффиксом «-ов», как Свердлов (из местечка Свердлы), или с идишским окончанием «-ер»: Мирер (из Мира), Логовиер (из Логового). Иногда — по стране предыдущего проживания, как, например: Поллак (Поляков), Дойч (Немцов) и т.д. - Фамилии — названия животных. Видимо, это и является причиной частого употребления в еврейских фамилиях названий животных, например: Соловей, Бык, Рак, Медведь, Ворона, Сорока, Заяц, Зайчик и производные от них, как, например, Соловьёв, Раков, Медведев. - Искусственно образованные фамилии. Имеют, как правило, немецко-австрийское происхождение, возникли при массовом присвоении евреям этих стран фамилий в обязательном порядке. Имеют, как правило, два корня, сопряжённых в одно слово, как, например: Розенцвейг, и имеют корни: Гольд (золото), Берг (гора), Манн (человек, мужчина), Баум (дерево), Бойм (дерево — идиш), Штейн (камень), Штерн (звезда), Штадт (город), Цвейг (ветвь), Блюм (цветок) и др. Интересно, что эти корни тоже могут быть отдельными еврейскими фамилиями. - Русские фамилии у евреев
Кенааниты, исчезнувшая этнолингвистическая еврейская община (эда), проживала на восточнославянских землях с ІХ до XVII вв. (на западе славянского мира — с X по XV вв.) [Chlenov2014, 6,9]. Евреи этой общины были аккультурированы в славянской среде, разговорным языком общины был славянский.
Начиная с Х в., в письменных памятниках фиксируется употребление членами общины, наряду с традиционными еврейскими именами, имён славянского происхождения [Торпусман 1989, 48-57]. Набор таких имён, мужских и женских, широк и многообразен: Волчко, Гловиш, Малы, Чернох; Богуслава, Добрыш, Звонка, Кветна, Красна, Радохна, Слава, Черна и мн. др. [Beider 2014, 58-116; Торпусман 2014, 152-165]. Среди славянских антропонимов, принадлежавших евреям-кенаанитам, выделяются имена, по всей видимости, переведенные с иврита на разговорный язык[2]: Живъ (< от Хаим; реконстрируется по еврейской фамилии Живов); Мира (Мирка, Мируша) <от Шуламит или Шломит (значение корня — «мир», суффикс — ит определяет женский род); Жидка > от Йеhудит (значение — «еврейка»). К означенной группе относятся также имена Богдан и его женский вариант Богдана. В еврейской среде оно cответствовало традиционным именам Йонатан, Натанэль, Нетанияhу, Натан и, скорее всего, являлось их переводом. (А. Бейдер полагает, что имя Богдан заимствовано евреями у славян [Beider 2014, 85], но распространение имени отмечено только среди евреев Великого княжества Литовского, чьими соседями были преимущественно православные восточные славяне, среди которых это имя распространялось«со скрипом»). У евреев имя Богдан многократно засвидетельствовано в городах Брест и Гродно в 1476 г. [Beider 2014, 86], в 1557 г. — в Луцке [Beider 2014, 95]. Уже в конце XV в. у гродненских евреев фиксируется отчество-фамилия Богданович («у горожанина Игуды Богдановича пять сыновей: Абрам, Израиль, Огрон, Мошко и Песах, а также внуки Тобиаш Абрамович и Мордухай Богданович») [Beider 2014, 91]. В 1540 г. в том же Гродно отмечено женское еврейское имя Богдана [Beider 2014, 86].
Национальность никогда большой роли и не играла. Главным было вероисповедование. Национальность стали вписывать в документы только в СССР. Нигде в метрических записях она не фигурировала.
Значение имеет все, но впервую очередь определяли по отношению к религии. Евреи в Речи Посполитой фамилий практически не имели (редко у кого были). И только в странах разделивших РП ввели обязанность евреям иметь фамилии. В Австрии и Пруссии в конце XVIII века, в России в начале XIX века.
Geo Z написал про Австрию 18 века, и я решила задать свой вопрос. Есть такая фамилия Пассовер. Понятно (Яндекс подсказывает), что это - название праздника на иврите: Pesach. То есть, происхождение фамилии ясно. Увы, я совсем не разбираюсь ни в иврите, ни в идише, и вопрос мой такой: что можно сказать о человеке, который получил (и когда мог получить?) такую фамилию? Из документов мне известно, что Пассовер Яков Николаевич, 1809 г.р., еврейского исповедания - сын австрийского купца. Можно ли как-нибудь продвинуться дальше в генеалогических поисках по этой ветке? Может быть, как и в России, еврейские купцы имели фамилии и ранее конца 18 века?
Если так, то евреями признают только тех, кто исповедует иудаизм?
[/q]
И тех, кто родился от матери -еврейки. Наиболее древним источником, дающим определение «еврейства», является еврейское право — Галаха, основанное на постановлениях законоучителей Талмуда. Согласно Галахе, «евреем является человек, рождённый матерью-еврейкой или обращённый в еврейство в соответствии с религиозным каноном (гиюр)»
С образованием государства Израиль в качестве еврейского национального государства, возникла насущная необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу. Закон о возвращении Государства Израиль в настоящее время гласит: «В применении к настоящему Закону евреем считается тот, кто рождён от матери-еврейки и не перешёл в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм» Обращение в иудаизм происходит путем прохождения процедуры посвящения, называемой гиюром (ивр. גֶּיוּר‎, который сопровождается у мужчин обрезанием (брит мила) и окунанием в микву как мужчин, так и женщин. В отличие от христианства и ислама, иудаизм не приветствует прозелитизм, и гиюр пройти нелегко. Но очень развито обращение к светским евреям соблюдать заповеди, совершить «хазара бэ тшува» «возвращение к вере» (смысловой перевод), или «обратно возвращаясь» («возврат к ответу»). В Израиле человек, прошедший гиюр, официально считается евреем по национальности, что соответствует еврейской традиции. Прошедший гиюр за границей может претендовать по Закону о Возвращении на въезд в страну.
--- Прежде, чем писать мне в личные, прочитайте мою подпись.
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Svitlana Denga Мотивы Вашего интереса генеалоги уже понятны. Теперь займитесь геналогическими поисками. Это ответит на многие Ваши внутренние вопросы. Эмоции, ожидания и фантазии здесь могут помешать правильно осмыслить результаты находок и соответственно продолжить поиск, что само по себе увлекательно. Форум Вам в этом в помощь!
Кстати, среди евреев встречаются фамилии Марков, Полевой, Колесник.
[/q]
[q]
Еврей Иванов
Лермонтовский Печорин знал Иванова немца. Вилен Иванов числился евреем. Вскоре после его рождения была Всесоюзная перепись. К Гите явились счётчики. Стали заполнять переписные листы и, когда очередь дошла до графы «национальность», с откровенным интересом уставились на неё: смешанные русско-еврейские браки были уже не внове, но их плоды в виде девочек и мальчиков ещё только появлялись на свет - в гражданскую войну было не до того… Счётчиков интересовало, кем назовёт эта еврейка своего сына. Гита, в пику им, сказала: еврей. С той поры при всех вопросах и учётах так его и записывала. Он уже и сам привык. До войны этому вопросу не придавалось так много значения, как сейчас, но всё же нужно было часто на него отвечать: в школе, в библиотеке и т. д. Виля всегда называл себя евреем, и это, при его - из русских русской! - фамилии, неизменно вызывало изумление окружающих. Болезненно застенчивый мальчик страшно стеснялся, но твёрдо стоял на своём: