На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Раздел по губернии создан по уездам/волостям/районам. Просьба - придерживаться этой схемы.
Административно-территориальная единица в составе Воронежской губернии, существовавшая в 1727—1928 годах. Уездный город - Воронеж. В 1779 году уезд был официально оформлен в составе Воронежского наместничества (с 1796 года - Воронежской губернии). В 1924 году в состав Воронежского уезда полностью влился Задонский уезд; было передано с. Нелжа Поддубровской волости Усманского уезда. В 1928 году Воронежская губерния и все уезды были упразднены. Территория Воронежского уезда вошла в состав Воронежского округа Центрально-Чернозёмной области
Бывший Воронежский уезд - это нынешние территории: Новоусманского, частично Семилукского, частично Хохольского, частично Рамонского, частично Верхнехавского, частично Каширского и частично Панинского районов Воронежской области
Источник: "Сборник статистических сведений по Воронежской губернии": [в 12 т.] / [авт. вступ. ст. Ф. А. Щербина]. - Микрореп. изд.: Воронеж : Издание Воронежского губернского земства 1884 - 1899 (Тип. В. И. Исаева). Воронежская областная универсальная научная библиотека им. И. С. Никитина, 2013 - Т. 1 : вып. 1 : Воронежский уезд. - 2013 (1884). http://el.vrnlib.ru/category/dokumenty/istoriya/page/11/ (карта указана в самом конце книги)
Расположено в центральной части поселения при прудах, устроенных на небольшой р. Суходолке — притоке р. Хава. Основано в 1806 г. как усадьба с конным заводом братьями Василием и Яковом Тулиновыми. Тогда же на р. Суходолке был устроен каскад из прудов, высажен небольшой парк, выстроены корпуса конного завода. После смерти В. и Я. Тулиновых конезавод перешел к одному из сыновей — Василию Яковлевичу Тулинову. По раздельному акту значилось: «Воронежского уезда в сельце Хлебном, что за Хавой, на речке Суходелке, 3084 десятины земли, 104 души мужского пола и конный завод с каменным и деревянным строением, и 400 лошадей...» Сбыт лошадей производился главным образом московскому купцу Гарденину, поставщику лошадей на придворную конюшню. В 1859 г. в селе было 17 дворов, в которых проживал 271 человек.
После смерти В.Я. Тулинова с 1886 г. владелицей конного завода стала его вдова Е.П. Тулинова, а с 1889 г. — его племянница баронесса Екатерина Сергеевна фон дер Ропп, урожденная Шванвич. В 1900 г. в 64 дворах Хлебного проживало 492 жителя, преимущественно работавших на конном заводе. В настоящее время усадьба сохранилась практически в первоначальном виде, в се состав входят: пруды, парк, дом управляющего (начала XX века), господский дом начала XIX века (перестроен под клуб), здание конюшен зимним манежем и разъездными тамбурами (начала XIX века), служебные и хозяйственные постройки, жилые дома XIX — начала XX веков. Территорию усадьбы с запада и юга ограничивают пруды, с севера — сельская улица. Усадьба делится на две зоны: восточную — конезаводскую, постройки которой относятся к началу XIX века, и западную — административно-жилую, с постройками конца XIX — начала XX веков, парком, заложенным одновременно со строительством конюшен. В комплексе построек конного завода выделяются два строения, олицетворяющие собой два совершенно различных архитектурных периода: ансамбль конюшен — яркий памятник периода классицизма, и контора — памятник периода модерна.
После революции конезавод был национализирован и в январе 1922 г. исполком Воронежского уезда принял решение о создании в селе животноводческого совхоза конезавода № 11 «Культура», который и работал до 2005 г. На этом заводе разводили лошадей русской рысистой породы. В 2007 г. здесь проживало 839 человек. Рядом с селом расположен памятник природы «Степь конного завода».
Посёлок БИТЮГ
Расположен юго-западнее Хлебного, также при пруду. Ранее поселок был усадьбой «Ивановское», принадлежавшей воронежскому архитектору С.Л. Мысловскому. В 1900 г. в 31 дворе села проживало 246 жителей. В 2007 г. здесь проживало 18 человек. С.Л. Мысловский (1856 — после 1918) окончил строительное училище в Санкт-Петербурге. С 1881 г. работал в Воронеже. С 1906 г. — губернский инженер. Автор множества гражданских, культовых, промышленных зданий, построенных в Воронежской губернии с 1880 по 1917 г.
Посёлок НОВОСЕЛКИ
Расположен восточнее п. Битюг. Являлся выселками из предыдущих сел. В 1900 г. в 14 дворах хутора проживало 96 жителей. В 2007 г. здесь проживало 49 человек.
Расположен на правом повышенном берегу р. Усмань. Основан как владельческая усадьба с винокуренным заводом в сер. XIX века действительным статским советником Карлом Федоровичем фон Вендрихом. Историк П.А. Попов пишет об этой усадьбе: «В 1860-х гг. завод выкупил купец Н.Г.Веневитинов. Он же эксплуатировал в Усманском бору соседние лесные урочища: Заводской угол, Голенак, Середку, Кутьи ложбины. Купец Николай Григорьевич Веневитинов (около 1824 - 1892), известнейший воронежский коммерсант и общественный деятель второй пол. XIX века, в 1871 - 1883 годах был гласным Воронежской городской думы. В 1870-х годах Н.Г. Веневитинов перестроил заново завод и усадебный жилой дом. В 1883 году «винокуренный завод с землею 300 десятин и произрастающим на ней мелким лесом, паровой мельницей о 4-х поставах, жилым домом о 12 комнатах...» был продан А.С. Хвощинской — единственной дочери крупнейшего воронежского капиталиста и благотворителя XIX века С.Л. Кряжова. К ней также перешел от отца завод в Маклоке.
В советское время усадьба на Усманке вплоть до 1960-х годов была Веневитиновским кордоном лесничества. В 1946 году на Веневитиновском кордоне под руководством ученого-зоолога И.И. Барабаш-Никифорова произошло основание биологической станции ВГУ, сыгравшее важную роль в научном исследовании Усманского бора. С 1948 года около кордона сооружались помещения для биостанции, а в 60-х годах образована база отдыха». В 2007 г. население здесь не зарегистрировано.
Посёлок МАКЛОК
Расположен в центре поселения при прудах. Основан в сер. XVIII в. как поселок при винокуренном заводе. П.А. Попов приводит также сведения: «Первыми известными обладателями имения на Маклоке являлись братья Прибытковы - надворный советник Михаил Филиппович и поручик Иван Филиппович, показанные владельцами в 1796 г. В первой половине XIX в. завод был перестроен. В 1848 г. полковник Михаил Андреевич Загряжский построил здесь винокуренный завод, выпускавший 293 тыс. ведер в сезон. Вино поставлялось в Воронежскую, Тамбовскую, Московскую, Новгородскую и другие губернии. В 1850 г. Мария Евлампиевна Протасьева, очередная владелица усадьбы, продала ее губернскому секретарю Александру Александровичу Шеле. В 1852 г. А.А. Шеле выдал доверенность на этот винокуренный завод купеческому сыну С.Л. Кряжову. Вскоре С.Л. Кряжов, после пребывания в ранге доверенного лица, приобрел имение Маклок в собственность. К 1860-м годам Степан Лукьянович Кряжов зарекомендовал себя как опытный винопромышленник. Его решающий успех был связан с работой завода, стоявшего в небольшом селе Моклок (Маклок), на одноименной речке. Винокуренное предприятие относилось к числу старейших в губернии. В кон. XIX в. завод перешел к его дочери - А . С. Хвощинской». Ныне от кряжовской усадьбы осталось несколько кирпичных одноэтажных построек (пять хозяйственных и один жилой корпус), а также парковые аллеи лиственниц и двухвековых лип, плотина и пруд на речке Маклок. Утрачен двухэтажный господский дом, а большое кирпичное заводское здание представлено лишь заросшими остатками подвалов. В 2007 г.здесь проживало 42 человека.
Коротоякский уезд Сообщений: 11355 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6365
Наверх##17 февраля 2015 14:1615 августа 2015 18:05
Село РУДКИНО
Село Рудкино расположено на правом берегу реки Дон в 22 км к югу от областного центра, в 30 км от районного центра р.п. Хохольский и в 26 км от железнодорожной станции Латная.
Впервые село упоминается в тексте «Дозорной книги» в 1657 году, когда был сооружен острожек около татарского «Перелаза». Рядом с ним поселилось 50 семей из города Костенска. Свое название село получило от впадающего в реку Дон небольшого ручья Рудкина Колодезя (колодезями тогда называли ручьи, вытекающие из родников). Преобладающим населением села были служилые люди и государственные крестьяне.
Первая деревянная церковь в с. Рудкино была построена в 1650 г. и освящена во имя Иоанна Богослова. В 1730 г. строится вторая деревянная церковь, которая просуществовала до 1790г. В конце XVIII – начале XIX века начинается строительство каменной церкви, которая была построена и освящена в 1810 году. Эта церковь расположена в центре села, на одной из террас правого берега р. Дон. Представляет собой характерный образец культурных зданий зрелого классицизма, является памятником архитектуры.
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Рудкино Хохольского района Воронежской области. Рудкино - старинное русское село, основано в первой половине XVII века. До 1928 года территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
Первая деревянная церковь в селе Рудкино была построена в 1650 году и освящена во имя Иоанна Богослова. В 1730 году строится вторая деревянная церковь, при ней упоминается «поп Евдоким». Храм простоял до 1790 года. Каменная церковь была построена и освящена в 1810 году. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Рудкине, Воронежского уезда, каменная, построена в 1810 году с каменной колокольнею. Земли 33 десятины. Прихожан 700 душ, хутор Ивановский (в 7 верстах)». По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 г., в штате церкви числились: священник (Иоанн Васильевич Стефанов) и псаломщик-диакон (Петр Васильевич Ракитин). Приход насчитывал 345 дворов, в которых проживало 2246 человек.
Первые шаги колонизации Воронежского края начались собственно с конца XVI столетия. Вызванная чисто военными целями, колонизация производилась первоначально исключительно служилыми людьми. Это были казаки, стрельцы, ямщики, пушкари, затынщики(примеч. - так указано в книге) и другие представители тогдашнего военного сословия, охранявшие окраины государства. Ими основана Чижевка, Усмань, Рыкань, Ступино, Березово, Боровое, Ямская, Троицкая, Придача, Никоново(1590г.), Углянец(1597г.), Девица, Гремячье и прочие, то есть, самые старинные поселения в уезде, известные под именем однодворческих. Служилому же сословию обязаны своим существованием сёла Таврово, Костенки и Орлово, бывшие в прежние времена укреплёнными городами. Некоторые из названных селений в свою очередь выделили выходцев для новых поселений. Так, из Чижевки вышло первоначально 20 домохозяев, основавших село Подклетное, Подгоренской волости. Выходцы из Собакиной Усмани основали Рогачёвку. Углянец дал население для села Забугорского. Орловские жители образовали Верхнюю и Нижнюю Котуховку, Котуховской волости, и село Калмычек, Ивановской волости. Основатели села Рудкино вышли из Костёнок.
В то же время, когда размещались таким образом однодворческие поселения, - в двух волостях Московской и Можайской, было положено в XVII веке(примеч.- по всей видимости опечатка, имелось ввиду XVIII век) основанию целому ряду посёлков экономическими и казёнными крестьянами центральных губерний. Таковы Московское, Каширское, Боево, Бирюченское, Коломенское, Можайское, Верейское, Красный Лог, Епифановское, Данково, Мосальское, Новоклинское и другие поселения. Уже по одним этим названиям можно указать и те места, откуда вышли поселенцы. Так Московские выходцы удержали за своими посёлками название городов родной губернии - Москвы, Можайска, Вереи, Коломны, Клина и прочие. Каширский и Епифановский посёлки названы по именам Каширы и Епифани, уездных городов Тульской губернии, Данково - по имени Данкова, уездного города Рязанской губернии. Бирюченский посёлок был основан выходцами Верейского уезда, Московской губернии, Красный Лог - крестьянами Калужской губернии.
Наконец, помещики, часть перешедшие в Воронежскую губернию вместе с служилыми людьми, а часть вышедшие из их среды, со своей стороны выводили крепостных из разных мест России на пустующие земли Воронежского уезда. Так население села Никольского, Шукавской волости, переведено из Тамбовской губернии, население сёл Петровского и Красного, Ивановской волости, из Орловской губернии, население села Михайловское, той же волости, из Калужской губернии. Другие земледельцы населяли вновь основанные сёла крестьянами, скупленными в разных местах.Так основаны были сёла Марьевка, Ивановской волости, Красные Хохлы(примеч. - Холмы), Котуховской волости. Третьи, наконец, помещики заселяли пустующие земли крепостными из своих ближайших имений Воронежской же губернии. Село Лутовиновка, Рождественской волости, населено крепостными из Землянского уезда, Федоровка, Ивановской волости - крестьянами Задонского уезда.
Как замечено уже выше, старинные поселения, основанные служилыми людьми, оказались впоследствии центрами, из которых вышли основатели поселений позднейших. Тут очевидно происходило то же самое, что и в других местах России, колонизованных свободными сословиями. Раз, при обычных формах хозяйства, населению становилось жить тесно, не доставало земельных угодий, - разросшееся селение выделяло часть своих жителей, которые и выходили на ближайшие пустующие пространства, занимая их посёлками и хуторами на праве вольной заимки. Чтобы избежать тесноты, чижовцы вышли в Подклетное, а когда разрослось это последнее, то в свою очередь выделило выходцев, образовавших село Парусное 1-е или Подклетное в Усманской волости. Село Шукавка, по словам жителей, населено выходцами из разных мест Воронежской губернии, а когда жители его ощутили недостаток в земельных угодьях, то основали на отрезной земле Шукавские выселки, в Бобровском уезде. Часто, как в последнем случае, самыми названиями поселений отмечался такой ход. Метрополия давала выселки и оба получали одно и тоже название. Так, село Семилуки, дало Семилукские выселки, Усмань - Усманские выселки, Рыкань - Рыканские выселки, Хреновое - Хреновские выселки, Горки - Горенские выселки.
Само собою понятно, что, при неопределённости земельных границ, выходцы одних селений могли в описываемых случаях сталкиваться с жителями других посёлков. И действительно, здешняя колонизация не обошлась без таких столкновений: "Когда, рассказывают жители села Тарасовки(Дермяковки тож) наши отцы и деды пришли на нынешнее местожительства из Бобякова, при 5-й ревизии, земля была не делена и кругом было дикое поле. Наши заняли здесь землю, а коломенские и каширские(жители посёлков того же названия) жили уже подле и поэтому стали теснить наших.От этого происходили постоянные ссоры. Один раз все передрались между собою и человек пять было прибито даже на смерть." "Сперва вся степь была здесь усманская, передавали крестьяне хреновских выселок, и её снимали в аренду купцы. Затем, кроме хреновских, образовались Усманские, Тарасовские, Горенские и Рыканские выселки, а Новопокровские(выходцы из Верхней Хавы) влезли в наши выселки. Наши хотели было сослать отсюда новопокровских, да оброднились с ними и чрез то образовалось в Хреновских выселках два общества." Позже, когда жить стало ещё теснее и для крестьянских земель были проведены определённые границы, взаимные столкновения поселенцев, происходившие до того на почве межобщинных интересов, перешли в некоторых случаях в область внутренних отношений между общинами и их выселками.
Источник: "Сборник статистических сведений по Воронежской губернии": [в 12 т.] / [авт. вступ. ст. Ф. А. Щербина]. - Микрореп. изд.: Воронеж : Издание Воронежского губернского земства 1884 - 1899 (Тип. В. И. Исаева). Воронежская областная универсальная научная библиотека им. И. С. Никитина, 2013 - Т. 1 : вып. 1 : Воронежский уезд. - 2013 (1884). http://el.vrnlib.ru/category/dokumenty/istoriya/page/11/ http://dlib.rsl.ru/viewer/01003907201#?page=5
Село ВЕРХНЯЯ МАЗА. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Верхняя Маза Верхнехавского района Воронежской области. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии. Казанская каменная церковь в селе была построена в 1814 г. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Верхней Мазе, Воронежского уезда, каменная с колокольнею, построена в 1814 году. Земли пахатной 33 десятины. Прихожан 1180 душ. Деревни: Фомичева (в 1 версте), Николаевка (2 версты) и Мазовка (в 6 верстах). Один причт. Получает причт % с билета (г. Кареева) в 50 рублей». Так же упоминается придел во имя святой мученицы Пелагии. По документам духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Михаил Иванович Мешковский), диакон (Потапов Василий Михайлович) и псаломщик (Алексей Иванович Владимиров). Приход насчитывал 329 дворов, в которых проживало 2924 человека.
Село ВЕРХНЯЯ ХАВА. Церковь Новомучеников и Исповедников Российских [Собор святых новомучеников и исповедников Российских]
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Верхняя Хава Верхнехавского района Воронежской области. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
История села Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Первоначально заселение села Хавы относят к XVI столетия. Первым поселенцами считаются четыре семьи, выселенныя из Киевской губернии помещиком Княжевым, - за тем к ним стали переселяться крестьяне из других мест, тка что к 1690 году здесь образовался поселок в 60 дворов. Село получило свое название от реки Хавы, на берегу которой оно расположено. О названии же реки Хавою народныя предания различны. По одному сказанию, что в этой местности лет тому 180-200 назад (конец XVII в. - прим.), здесь были непроходимые леса, в которых скрывались разбойные шайки; разбойники эти скрывали награбленное ими, или по местному говоря "ховали" среди непроходимых лесов в курганах. О курганах этих в народе ходит много легендарных сказаний: так на одном (Грачевском) будто бы видят огоньки - признак скрытаго клада, и слышат иногда шум, на другом - под Иванов день 24 июня ежегодно выходит огненная полоса, а третий курган в первый день Пасхи между первым и вторым ударами к утрени раскрывается и открывается скрытый в нем клад. Курганам приписывают татарское происхождение. По другому преданию, Хава заимствовала название свое от того, что татарская царевна Хава утонула в реке. Разбойничьи шайки были уничтожены высланными против них Правительством солдатами (но когда неизвестно), а по мнению других солдаты (в количестве 2000 человек) были высланы для тушения пожара. О существовании в этой местности разбойников доказывают и народныя песни, воспевающия русских солдат, которые, убив главнаго их атамана, разсеяли разбойничьи шайки и надгробные памятники (к сожалению, не сохранившиеся), на них были надписи: "кто и за что когда был убит разбойниками". Так на одном памятнике была надпись, что в 1680 году монах Иоанн был убит разбойниками за их обличения. В местности близ Хавы и доселе находят в земле разныя старинныя вещи; так в 1859 году в овраге на северной стороне села на глубине в полуаршин найдены были старинные монеты. На одной стороне что-то похожее на начертание быквы П, а другая сторона - совершенно гладкая; в 1865 году близ этой же местности были найдены чугунныя пули и заостренный осколок железа, а также большия серебряныя кольца».
Введенская церковь Архиепископ Самбикин в своих трудах пишет: «В 1701 году поселившиеся на реке Хаве крестьяне, с благословения святителя Митрофана, построили первую деревянную в честь Введения Божией Матери церковь. К этой церкви относились поселки: Перово (названное по фамилии помещика, ныне здесь устроена своя особая церковь), Таловое (ныне приписанное к церкви с. Гаев), Коверино, Лутовиново и др. Первоначальная церковь существовала до конца прошлаго века (конец XVIII века - прим.). Вторая, каменная церковь и в то же наименование (Введения), окончена и освящена в 1795 г., при чем в грамате, выданной священнику Федору Иванову Феофилом, епископом Тамбовским, предписывалось: "старую деревянную церковь продать; ради чего при разобрании оной церкви перстол снять и лес употребить в церковном строении, или на печенье просфор и алтарное место, где тайна совершалась приходским людям оградить и не прикосновенно хранить". На месте алтаря бывшей деревянной церкви поставлен из кирпича небольшой памятник. В 1869 году каменная церковь, по случаю ея обветшания, разобрана и начата постройкою; в этой церкви определено главный престол освятить в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а придел в честь Введения Пресвятой Девы. Придел был освящен в 1875 году, а настоящая еще доселе отстраивается. Прежде бывшая церковь была крестообразной формы, с удлиненными концами на восток и запад; окна в ней были продолговатыя, створчатыя с железными решетками. Колокольня, каменная, соединена с настоящею церковью посредством придела, шпиль деревянный, обитый белою жестью; высота ея 12 сажень; прежде в церковной ограде был фруктовый сад, но, по случаю постройки новаго храма, вырубленный. Из священников, служивших в Введенской церкви, известны: Калинник Кириллов, умерший в 1783 году, Феодор Иванов (из диаконов села Яблонова); с 16 марта 1795 года Феодор Смирницкий (родственник Антония архиепископа Воронежскаго), впоследствии был переведен в Вознесенскую церковь г. Воронежа. С 1815 года священник Иоанн Покровский; с 1853 года Феодор Разумовский; в настоящее время (1881-1884 - прим.) два священника: Иоанн Марковский и Димитрий Ключанский». В "Указателе храмовых празднеств в Воронежской епархии за 1881-1884" Дмитрий Самбикин указывает так же Троицкую церковь, но в последующих документах, в частности, в "Справочной книге Воронежской епархии 1900 года" П. Никольского, Троицкий храм не фигурирует. Можно сделать предположение, что строящаяся Троицкая церковь в итоге была освящена в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (данные уточняются). Дмитрий Самбикин же упоминает: «Троицкая церковь в Вехней Хаве, еще строится (с 1874 года) с приделами на правой стороне Покрова Божией Матери, на левой (в трапезной) Введения во храм Пресвятой Девы, каменная с такою же колокольнею. Земли (по плану 33 десятины, но причт пользуется издавна 45 десятинами); два штата, прихожан 2100 душ». Подводя итоги, можно сказать, что в 1874 г. село украсил большой трехпрестольный каменный храм с приделами во имя Покрова, Введения и Животворящей Троицы.
По документам Воронежской епархии, в 1900 году в штате церкви числились: два священника (протоиерей Иоанн Николаевич Марковский и Димитрий Иванович Ключанский), диакон (Иоанн Николаевич Аскоченский) и два псаломщика (Михаил Часовников и Стефан Яковлевич Трофимов). Приход насчитывал 611 дворов, в которых проживало 5265 человек. Незадолго до войны, храм был закрыт и в дальнейшем использовался под различные хозяйственные нужды. Уже в 1980-е годы обветшавшую церковь разобрали, а на ее месте построили здание районной администрации.
Новая церковь новомучеников Российских В годы возрождения веры православные верхнехавцы решили возродить порушенную святыню. 9 мая 1995 года на месте будущего храма был совершен молебен и освящен поклонный крест. Основные работы по возведению церкви начались в 1996 году. Спустя три года в храме прошло первое богослужение, однако до полного завершения строительства и отделки церкви тогда было еще далеко. Большую помощь приходу оказала районная администрация, многие местные предприятия приняли участие во всенародном деле. Большим событием на пути духовного становления общины стало принесение в 2000 году в храм ковчега с частицей мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Правая Хава Верхнехавского района Воронежской области. Возникновение села Правая Хава, по свидетельству историка Евгения Болховитинова, относится к 1780-1785 годам. Свое название село получило от расположения на реке Хава, на ее правом берегу. Первые жители пришли из крупных сел, расположенных по реке Усманке, вероятно из сел Орлово и Макарье. Ранее носило имена - Веневитинова Хава, Дмитриевская Хава. До 1928 года территориально село входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии. По утверждению Болховитинова, в сентябре 1783 года, епископом Воронежским было назначено открытие церкви в селе Веневитиновой Хаве. Торжественное открытие церкви было приурочено владыкою ко дню приобретения мощей святого Димитрия, митрополита Ростовского. Первая церковь была деревянной. Каменная Дмитриевская церковь была построена в 1824 году в формах классицизма. Расположена на восточной окраине села в юго-западной части кладбища. Хорошо видна с подъездных дорог. Стройный силуэт церкви на высоком холме особенно выразителен с востока и северо-востока. Кирпичное здание оштукатурено и окрашено в белый и голубой цвета. Имеет крестообразную объемную композицию.
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Веневитиновой (или Дмитриевской) Хаве, Воронежскаго уезда, каменная с колокольнею, построена в 1824 году. Земли пахатной 36 десятин. В церковной караулке (каменная под железною крышею) помещается сельское училище. Прихожан 1330 душ. Деревни: Архангельская (1½ версты), Правая Хава (1 верста), Вислая Дуброва (2 версты), Ильинская (2 версты), Хлопотная (3 версты)». В 1882 году по инициативе просветителя Люстицкого была создана церковно-приходская школа - Веневитиново-Хавская. Первая земская школа была открыта 30 октября 1899 года и названа именем А.С. Пушкина. В школе училось 57 человек. В начале XX века школа обслуживала 4 населенных пункта с населением 2500 человек. Детей школьного возраста было 350 человек.
По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Алексей Феодорович Максимов), диакон (Стефан Васильевич Крыгин) и псаломщик (Петр Казьмич Митропольский). Приход насчитывал 364 двора, в которых проживал 2561 человек. Иконостас Дмитриевской церкви «позолоченный, красивой изящной резной работы в 5 рядов» был сооружен в 1897 году в Москве. Площадь алтаря составляла 37 кв.м., общая площадь храма 280 кв.м. Вместимость храма 1000-1100 человек. С 1930-х по 1990-е годы церковь использовалась под склад. Однако, по другим данным, церковь никогда не использовалась под склад. Более того, в период 1954-1962 гг. храм функционировал с небольшими перерывами, вызванными отсутствием священников. В 1990 году передана епархии и восстанавливается прихожанами. Во время запустения чудом фрагментарно сохранились росписи стен и рамы иконостаса.
Село УГЛЯНЕЦ. Церковь Архидиакона Стефана(Казанской иконы Божией Матери)
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Углянец Верхнехавского района Воронежской области. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
История села Первое поселение, возникшее на территории современного Углянца, датируется XVII веком. До 1617 года село имело название Телегино. Существует две основные версии происхождения названия села. Первое связано с местоположением Углянца. Поле и лес, встречаясь в единой точке, как бы образуют угол, где и находится село. Именно от слова угол и произошло название — Углянец. Согласно второй версии, Углянец получил свое название благодаря тому факту, что на территории села жгли уголь по приказу Петра Первого для строительства кораблей в Воронеже.
До XVIII века село Углянец было небольшим, на его территории находилось всего несколько десятков крестьянских домов. В поисках убежища от татар, которые предпринимали набеги на близлежащие районы, в селе Углянец стали селиться люди. Спустя сотню лет, о селе знали уже в Воронеже. А в сам Углянец городские купцы приезжали за углем. В 1778 году часть земель, которая принадлежала углянческим жителям, была отобрана помещиками. Известно, что в Углянце проживало два помещика: Крыжев и Сычев. Поместье Сычева находилось в районе санатория «Углянец». Вокруг его усадьбы были зеленые луга и пруды. Крыжев жил на противоположной стороне села. Он владел прибыльной табачной фабрикой в Воронеже. Позже рядом со своим поместьем Крыжев построил церковь Архидиакона Стефана, которая принимает прихожан по сей день. Но обо всем по-порядку.
Церковь Архидиакона Стефана Первая деревянная церковь в Углянце была построена в 1617-1624 годах на пожертвование прихожан, была обнесена сначала деревянной, а затем железной оградой. Как и было положено в то время вокруг церкви было кладбище, рядом располагался дом священника. В 1868 году на деньги местного помещика Крыжева была построена церковь Архидиакона Стефана. Церковь располагалась на краю села, тут же находилась и семейная усадьба помещика. Здание церкви было выполнено из кирпича. С высокой колокольни открывался обзор на пятнадцать километров вперед. Такая колокольня была нетипична для строений восемнадцатого века. Она состояла из четырех ярусов и находилась в западной части церковного ансамбля. Колокольня была покрыта кровлей, а сверху находился церковный шпиль. Храм соответствовал аналогичным строениям той эпохи. К основному четверику были пристроены более низкие здания апсиды и трапезной. Стиль отделки углянской церкви, скорее всего, относится к классицизму. Проемы церкви Архидиакона Стефана выполнены в виде арок. Окна первого этажа имеют округлую форму. На них виднеются решетки, выполненные из металла. Они представляют собой композицию из полуколец и прутьев.
Во второй половине XIX в. на территории храма была открыта церковно-приходская школа, в которой учились около двадцати детей состоятельных людей села. По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Александр Яковлевич Кораблинов) и псаломщик (Иван Александрович Прозоровский). Церкви принадлежало 30 десятин пахотных земель. Приход насчитывал 119 дворов, в которых проживало 803 человека. В 1930-х годах углянская церковь была закрыта и использовалась под склад. Одним из последних священников церкви, до ее закрытия, был Шульженко Геронтий Михайлович, 1877 г.р., постановлением тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО от 15.07.31 г. по ст. 58-10-2, 58-11 приговорен к 3 годам лишения свободы. В 1990 году храм был передан епархии.
Село ШУКАВКА. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Православный храм Воронежской епархии. Расположена в селе Шукавка Верхнехавского района Воронежской области. Шукавка - старинное русское село. Ранее называлось Тамбовская Маза и Мало-Шукавка. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии. Каменная Покровская церковь в Шукавке была построена в 1871 году. Строительство церкви длилось 40 недель и закончилось накануне великого праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Пресвятой Марии. В связи с этим церковь получила название Покровская, а Покров объявили престольным праздником.
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Тамбовской Мазе, или Шукавке, Воронежского уезда, с приделами - с правой стороны св. Тихона Задонскаго (освящен в 1863 году), с левой - св. Николая чудотворца, каменная с такою же колокольнею, построена в 1871 году. Земли 33 десятины пахатной. Прихожан 1450 душ; (один штат), деревни: Архангельская, Шварцовка, Дмитриевка, Васильевка, Мурзинка (все в пяти верстах)».
В 1876 г. в Шукавке была создана начальная школа – священником Протопоповым. В 1880-х годах было уже 3 школы. По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: два священника (Михаил Васильевич Попов и Димитрий Симеонович Харитонов), диакон (Симеон Феодорович Куликовский) и псаломщик (Василий Симеонович Потапов). Приход насчитывал 513 дворов, в которых проживало 4323 человека. В советское время использовалась под склад. Сегодня Покровский храм представляет собой удручающее зрелище.
Село ДАНКОВО. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Данково Каширского района Воронежской области. Данково основано в начале ХVIII в., как хутор Покровского женского монастыря Черницын (то есть принадлежал черницам, монашкам). После секуляризации (наложение запрета на пользование) монастырских земель, хутор перешел в ведение Коллегии Экономии. В 1765-1770 годах здесь поселились выходцы из села Данково (ныне - Липецкая область) и населенный пункт получил новое название "Данковский поселок, Черницино тож". В Данковском поселке в 1859 году было 55 дворов с населением 836 человек. До 1917 года село официально именовалось Новопокровское (по монастырю). До 1928 года территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии. Данково сейчас состоит из трех ранее самостоятельных населенных пунктов: поселков Данковский, Епифановский и Казмадемьяновский, вытянутых вдоль реки Хворостань по ее левому берегу.
В 1770 году переселенцы построили церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг которой образовался Новопокровский приход. В 1817 году деревянный храм, за ветхостью и теснотой, был разобран, а богослужение перенесено в новую каменную церковь под тем же названием. Ее сооружение началось в 1809 году, а освящение храма состоялось 1 октября 1821 года. Возведение каменного храма затянулось на 30 лет. На рубеже 1860-1870 годов церковь была распространена (расширена) двумя новыми приделами. В 1881 году для церкви был приобретен колокол весом 422 пуда 8 фунтов. Спустя три года в селе открылась церковно-приходская школа.
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Новопокровском (Черницыно), Воронежскаго уезда, с приделами на правой стороне святителя Николая чудотворца (освящен осенью 1876 года - прим.), на левой - святителя Митрофана, каменная с таковою же колокольнею, построена в 1831 году. Земли пахатной 33 десятины. Прихожан 2700 душ. Деревни: Верхне-Марьевская (Коротоякскаго уезда), Епифанская, Карамышенская, Космодемьянская, Рябченская, Оболенская. Раскольников в этом селе до 100 душ».
П. Никольский в Справочной книги для Воронежской епархии отмечает дату постройки церкви - 1821 год. На рубеже XIX-XX веков в штате церкви числились: два священника (Петр Димитриевич Затонский и Иоанн Григорьевич Ферронский), диакон (Иоанн Ааронович Казьмин) и два псаломщика (Василий Яковлевич Щекин и Николай Капитонович Лебедев). У церкви отмечено 66 десятин земли. Дворов в приходе в это время насчитывалось 911, в них проживало 6545 человек.
В 1903 году в храме был позолочен иконостас, а в 1906 году позолочены и установлены кресты на церкви и колокольне. В 1922 году при большевистской власти началось изъятие части церковных ценностей в пользу голодающих. В мае 1936 года храм закрыли.
В 1941 году, перед Великой Отечественной войной, с колокольни Покровской церкви был снят и отправлен на металлолом колокол - краса и гордость храма. После войны, в 1950-х годах, началось систематическое разрушение храма: взорваны колокольня, церковный купол и своды над трапезной. Трактором снесли крест, стальной трос несколько раз рвался. В 1960-1980 годах в полуразрушенном храме находилось зернохранилище.