Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Рассказы о моих предках.

Рассказы о моих предках священноцерковнослужителях, написанные по
мотивам их дел.

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 Вперед →
Модератор: Rufina
Rufina
Модератор раздела

Rufina

Киев
Сообщений: 1365
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 6231
Возможно, я уже упоминала о том, что в Тверском архиве сохранилось очень много дел церковнослужителей, начиная с 1740 года. Некоторые из них содержат информацию о построении церкви, другие о посвящении кого-либо из предков или родичей в дьячки, пономари или священники. Эти дела написаны обычно по стандарту, и в них самая важная и ценная часть – это роспись причта.
Но среди них встречаются очень интересные дела, которые показывают целую жизненную ситуацию в причте за некоторый отрезок времени. Читая их, получаешь более полное представление о нравах и обычаях того времени. И мои прадедушки и прабабушки для меня становятся понятными, близкими и родными.
Я встретила несколько таких дел. Сейчас пока попытаюсь написать об одном. Но мое описание это не пересказ дела, а рассказ об одной ситуации по мотивам дела, но с цитатами из него. Суть событий полностью сохранена. Итак, мой первый «блин» это – рассказ о замужестве моей пра(5) бабушки по мотивам дела № 1367 (1776 год). Писать трудно, так как я знаю очень мало о жизни моих предков в то время.

Как мою 5 прабабушку Наталью Кондратьевну выдавали замуж.
Время описываемых событий – с 1773 по 1780 год
Место действия: село Леонтьево Вышневолоцкого уезда – в то время Новгородская губерния, Деревская Пятина, Коломенский погост, Выставка Леонтьево и губернский город Тверь.

[
Изображение на стороннем сайте: 14dfab21eb05.jpg ]

Действующие лица:
1. Феврония Ефимовна – вдова-попадья, моя 6 прабабка и мать Натальи.
2. Ефим Евстихиев - священник Городолюбли и мой 7 прадед. Дед Натальи и отец Февронии.
3. Иван Афанасьев - второй священник Леонтьево.
По случайному совпадению – Иван Афанасьев - мой двоюродный 6 прадед по
другой линии. Он из села Зашегринья - Ильинского. Благодаря мне, через каких-то 250 лет окажется, что два священника, которые служат в одной церкви - родственники, но тогда об этом никто не знал.
4. Алексей Горницкий - первый и основной претендент на руку Натальи, сын священника села Горницы Осташковского уезда.
5. Яков Соколов - второй жених, предложенный Тверской семинарией.
6. Наталья Кондратьевна –моя 5 прабабушка и дочь Февронии и Кондрата.
7.Григорий Федотов Романовский – третий жених и ее муж, священник села Леонтьево с 1779 года, сын священника с.Юрьевского – Поволжского Тверского уезда Федота Петрова. Мой 5 прадед.
8.В деле также упоминаются
Кондрат Спиридонов - священник с.Леонтьево, умерший в 1773 году. Муж Февронии и отец Натальи. Мой 6 прадед.
Спиридон Тимофеев – дьячок Леонтьево, сын священника и отец Кондрата.
Тимофей Михайлов – священник Леонтьево, мой 8 прадед, и дед Кондрата Спиридонова.

Предисловие.
В 17 веке в Деревской пятине в Коломенском погосте Новгородской губернии на высоком берегу озера Мстино было большое село Леонтьево. В селе, как положено везде на Руси, стояла и стоит церковь. Здесь - это церковь Преображения, очень красивая. Вот о людях, которые почти 300 лет назад жили в Леонтьево и служили в церкви и будет мой рассказ. Конечно, и село и церковь имеют свою очень интересную историю, но сейчас речь будет не о них, а о человеческой истории.
В начале 18 века в Леонтьево было около 250 дворов. Все события в жизни прихожан в то время, конечно, были связаны с церковью. Если родился ребенок, его крестили в церкви, если пара решила создать семью, ее венчали в церкви. Ну а если окончился земной путь прихожанина, его отпевали тоже в церкви. Раз в год все жители Леонтьева семьями приходили нарядные в церковь на исповедь, а поп слушал их и записывал в своей тетради, мол, были на исповеди. Все церковные праздники, а были только такие, отмечались в церкви.
Для исполнения всех этих событий при каждой церкви был причт: поп, диакон, дьячок и пономарь. Они присутствовали в жизни сельчан и в праздники и в тяжелые минуты.
При церкви Преображения в селе Леонтьево был тоже такой причт. А главными в причте были две семьи – семья Тимофея Михайлова и семья Евтихия Константинова, который тоже был церковником, но уже старым - 70 лет, и он не служил, а жил при детях.
В 1720 году в Леонтьево Тимофей Михайлов служил попом, Иван Дмитриев – диаконом, Акинфей Евтихиев дьячком, а Козьма Евтихиев пономарем. Эти оба – сыновья Евтихия Константинова. Прошло 20 лет.
В 1742 году священник Тимофей умер, на его место рукоположили Ивана Афанасьева из Ильинского-Зашегринья. Спиридона Тимофеева - сына священника Тимофея Михайлова – произвели во дьячки, Акинфей Евтихиев был дьячком стал диаконом. Третьего сына Евтихия Константинова – Ефима Евтихиева рукоположили в священники церкви села Городолюбли. Он обвенчался с Евгенией Лаврентьевной и переехал в Городолюблю. Жизнь продолжалась.
В 1733 или в 1738 году у дьячка Спиридона родился сын Кондрат, который сначала служил пономарем, осваивал все порядки и законы церковной жизни. В1758 году его посвящают в стихарь, и определяют дьячком на место престарелого отца Спиридона.
Уже в 1760 году Кондрат обвенчался с Февронией Ефимовой, моложе его на 4 года. Она – дочь священника Городолюбли Ефима Евтихиева. Они были знакомы и дружны с раннего детства. Так породнились два семейства. Потом многие юноши и девушки из этих семей переженятся между собой. И окажется, что в Леонтьево служат одни мои родственники.
В 1763 про Кондрата уже пишут, как про священника Леонтьева. У него и Февронии родилась первая дочь Наталья, а потом один за другим стали рождаться мальчики. И вдруг…
В 1773 году в возрасте 35 лет умирает священник Кондрат Спиридонович.
Феврония, сама еще молодая женщина, осталась одна с 4 –мя детьми мал-мала меньше. Горевала, страдала, но жить-то надо, и вот однажды она собралась и пошла к священнику Ивану Афанасьеву посоветоваться, как поступать дальше. Хозяйство большое, дети малые, в доме нужен мужчина взрослый. Что делать?

Первый претендент.
Иван Афанасьев задумался, потом сказал Февронии, что ждать пока мальчики вырастут и кто-то станет священником, очень долго, поэтому сейчас нужно выдать Наталию замуж, чтобы и опустевшее священническое место отдать надежному человеку, и хозяйство было под присмотром. Да, Наташа еще мала, но эти дела быстро не делаются. Подрастет.
Они вместе с Февронией пошли к писарю, и тот начал писать первое письмо:
«Преосвященнейшему Арсению епископу Тверскому и Кашинскому
Вышневолоцкого уезду Коломенского погосту выставки села Леонтьева
от вдовой попадьи Февронии Ефимовой.

Покорнейшее прошение
прошлаго 773 года апреля 27 дня вышеозначенного села Леонтьева церкви Преображения господня священник, а мой муж Кондрат Спиридонов волею Божиею помер, от коего я нижайшая осталась с четырьмя детьми Иваном десяти псалтырь обучающим, Петром пяти ныне часослов обучающий, Михайлой двух, дочерью Наталиею двенадцатилетней без единого призрения и пропитания».

«Вторый священник Иван Афанасьев с приходскими людьми просили, чтоб позволено было мне достойного быть священником к дочери моей принять», но пока моя дочь еще молода, то «оной священник Афанасьев будет исполнять все требы священнослужителей».
Но в приходе человека достойного быть священником она не нашла, и поэтому
«прошу благоволите спросить в Тверской вашего высокопревосходительства в семинарии, не пожелает ли кто на означенное священническое место с тем, что он вступил в дом к дочери моей, а ежели желающих не имеется то прошу позволить мне еще несколько времени для приискивания такого».
Внизу приписано - вместо «вышеписанной вдовы Февронии Ефимовны прошения села Яконова дьячков сын Евстигней Иванов руку приложил»

Где-то через месяц письмо прочитали на совете, и было принято такое решение –
«1776 года октября 24 дня объявить в семинарии: не пожелает ли кто на оное место, а если никто не пожелает, то выбрать просительнице из достойных церковников и представить к свидетельству нашему».
Ниже дописано уже другим почерком следующее: «на вышеоказанное место из учеников богословии никто не пожелал, в чем вместо всех расписался Иван Алексеев».

Что семинаристов испугало, то ли расстояние, то ли небольшой приход не известно. Также не хочу думать, что Наталья была некрасива, уверена, что ее никто и не видел. И вдруг через некоторое время под отрицательной припиской появляется предложение- «на вышеозначенное священническое место в село Леонтьево желание оное объявил слушатель философии Алексей Горницкий, в чем и подписался».

Феврония обрадовалась. Алексей – ученый, из семьи священника из Горниц, вполне может быть священником, мужем и хозяином ее большого семейства. Но тут вмешиваются высшие силы.
В семинарии, рассмотрев прошение и пожелание Горницкого оставить учебу и жениться, решили – [size=4]«Отказать». Мотивировка была очень проста и понятна – «за младостию лет».

В ноябре 1777 года от Февронии очередное Покорнейшее прошение. Ситуация семейная описывается те ми же словами, но теперь стала еще более сложной потому что, что вторый священник Иван Афанасьев «за выломлением руки» не может исполнять все положенные требы, поэтому новый священник очень необходим. А сама Феврония «нижайшая не имея у себя в дому хозяина и нанимая для ведения домашних нужд и для протчего пришла в превеликую бедность». Поэтому очень просит уволить семинариста Алексей Горницкого от учебы и «с дочерью моей в законный брак произвести на место показанного умершего мужа моего священника во священника дабы прихожане не имея священника как слова божие не лишились так бы и во всех мирских требах не претерпевали нужды и надея мое прошение»
Письмо подписал вместо вдовы пономарь Городолюбли Иакинф Ефимов, брат Февронии.
Опять отказ с той же формулировкой, но с обещанием « за младостию лет… предписано когда семинарист кончит учение тогда на сие место будет произведен»

В январе 1778 года от Февронии присылается следующее письмо с такой же просьбой - уволить семинариста Горницкого из семинарии и женить на дочери. Она опять пишет, что уже 5 год вдовствует, бедствует – нужен зять. Руку приложил вместо неграмотной вдовы слушатель семинарии Григорий Федотов, как потом оказалось - будущий зять. Очевидно, приехал в Вышний Волочек с друзьями, а, может, в Леонтьево у него были родственники. Это было давно - не знаю, что и придумать. Ответа на это письмо Феврония не дождалась.

В следующем письме Феврония уже сама предлагает выход из сложившейся еще более неблагоприятной для ее семьи ситуации.
Она пишет, что Алексея Горницкого не хотят увольнять из семинарии по молодости, « …Алексей млад, велено принять из семинарии Якова Соколова, но как оный семинарист той жительство от нашего имея на дальнейшем расстоянии то он мне нижайшей отказался, а на священническое место хочет диакон, а если он будет - то опять мне нищета и разорение, то благоволите преосвященный владыко милостливый отец и архипастырь хотя родителю моему быть входящим священником, который своего приходу имеет 42 двора и которой его приход от того Леонтьева разстояние имеет верст во шести и осми посему он удобно может и жительство иметь во оном Леонтьево, а чтобы место не занял диакон пусть закрепят за Горницким». Горницкого все еще ждем.
Священнику Ефиму из Городолюбли – отцу Февронии, разрешили временно проводить службы и требы в Леонтьево, но такое решение проблемы не решало.

Следующее Всепокорнейшее прошение.
« утруждала я нижайшая Ваше преосвященство о принятии к дочери моей из Тверской семинарии слушателя богослословия Алексея Горницкого по произведению его на место умершего священника а моего мужа во священника которому резолюцией вашего преосвященства за младости лет отказано: объявленного села прихожане убеждают меня безпрестанно, чтобы утруждать ваше преосвященство о произведении к ним другого кого из семинаристов во священника, почему я нижайшая согласилась оной же вашего преосвященства семинарии с слушателем богословии Григорием Романовским которой есть ли благоволением вашего преосвященства уволен будет от семинарии желает принять к дочери моей в дом.
Того ради Ваше преосвященство милостивейшего моего архипастыря и бедных сирот покровителя всепокорнейше прошу объявленного семинариста Григория Романовского уволить от семинарии, соблаговолить приказать вступить в законный брак с дочерью моей и произвести на праздное место во священника…»

На следующем листе дела идет характеристика Григория Романовского, который был сыном священника из села Юрьевского (теперь Юрьевское-Поволжское) Тверского уезда. Он имел там неплохие перспективы, но чаша истории склонилась в нашу сторону.
«В селе Юрьевском между прочим
бывшего во оном селе сына священника Федота Петрова …. показан слушателем богословии 24 лет понятия не худого.
…за оным семинаристом Григорием Романовским прошлого 772 года за резолюцией преосвященного бывшего Тверского в оном селе Юрьевском утверждено праздное диаконское место о чем ему в консистор и указ дан.
а ныне .....вдова просит о посвящении его на место мужа дочери во замуж..
подозрений нет…»

«означенный слушатель богословии Григорий Романовский произведен во диакона Арсением в Преображенском соборе в Твери 17 февраля 1779» А через неделю
«показанный диакон Григорий Федотов произведен во иерея Арсением 24 февраля 1779». Грамоту получил 14 марта 1779.

В 1778 году он и Наталья обвенчались. В какой день и месяц – загадка. В метрических книгах Леонтьева и Юрьевского я не нашла записи об этом. Но в допросе в январе 1779 года Григорий Федотов указывает, что «4. женат 1 браком на девке».

22 февраля 1780 года у Натальи и Григория Романовских родилась Евдокия Григорьевна – моя 4 прабабушка. Восприемником был священник Городолюбли Ефим Евстихиев.

Я теперь думаю, как в жизни все случайно, и вся жизнь могла бы пойти по другой колее, если бы случился брак между Натальей и Алексеем Горницким. И мои предки были бы иными, и я была бы другой. Если бы…

---
Все личные данные мои и моей семьи, размещены мною на сайте добровольно и с согласия родственников

Фамилии: Шавровы, Нечаевы, Куровы.
Тверь, Москва, Тверская область, Томск.
Лайк (2)
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2440
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 763
Rufina, Супер!!!
А еще истории будут? С удовольствием буду читать.
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев,Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Снежная

Снежная

Пермь
Сообщений: 525
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 895
Rufina, прочитала на одном дыхании, спасибо за интереснейший рассказ! Вот так и складываются судьбы целого рода 101.gif
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Atkara-EV

Atkara-EV

Очень среднее Поволжье
Сообщений: 5936
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 7379
Замечательная история в духе Лескова...

---
Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
PElena

PElena

Луганск
Сообщений: 6496
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5700
Rufina

Отличный рассказ! Продолжения ждем!
---
Пономаренко, Пасишные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
ABY
Светлая память!

ABY

Мои предки из Говенова
Сообщений: 1687
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1521
Татьяна, чудесно! С моим + и одним замечанием:

Rufina написал:
[q]
Благодаря мне, через каких-то 250 лет окажется, что два священника, которые служат в одной церкви - родственники, но тогда об этом никто не знал.
[/q]

Понимаю, что это сладостное, но глубочайшее заблуждение... Всё они знали лучше нас потомков. Это переворотом в 1917 постарались стереть родовую память. И преуспели на 70 лет - 2 поколения. А теперь Вы и мы по крупицам восстанавливаем ту мозаику судеб, иногда слегка искаженную...
Удачи Вам в этом великом деле!
---
Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские
mari2347

mari2347

Нижний Новгород
Сообщений: 3245
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 4423
Татьяна
С таким удовольствием прочла Ваш рассказ! Спасибо, что поделились семейной историей! Удачи Вам в написании будущих рассказов.
---
-------
Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6880
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 10788
Спасибо, Татьяна! smayli.ru/smile/jesti-317.html
С уважением к проделанной Вами огромной работе. С любовью ограненная Вами информация из груды выписок вылилась в дивное описание одной из нестандартных (как, впрочем, и большинство) жизненных историй.

ABY написал:
[q]
А теперь Вы и мы по крупицам восстанавливаем ту мозаику судеб, иногда слегка искаженную...
[/q]

К сожалению, это так. Не все понятно из их жизни нам, современным. Какие-то факты так и остаются для нас неизвестными.
Удачи и успехов Вам!
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
anto

Сообщений: 6363
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 4108

Rufina написал:
[q]
И мои предки были бы иными, и я была бы другой. Если бы…
[/q]

Вернее сказать, их бы не было, Вас бы не было. Это было бы просто другие люди.

ABY написал:
[q]
Понимаю, что это сладостное, но глубочайшее заблуждение... Всё они знали лучше нас потомков. Это переворотом в 1917 постарались стереть родовую память.
[/q]

Это совсем не так. Увы мало кто помнил, что там было за сто лет до того. Мало у кого на 1917 год сохранялись могилы дедушек-бабушек - поставят деревянный крест, да и не навещают.
Потому то, что кто-то чего-то стирал из памяти - вот это и есть заблуждение. Все шло так же, как и веками до того. Другое дело, что при урбанизация и переезды захватили большее количество населения. А при таких событиях всегда (что до революции, что после) шел разрыв с прежней средой. И все забывалось еще быстрее.
ABY
Светлая память!

ABY

Мои предки из Говенова
Сообщений: 1687
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1521

anto написал:
[q]
Потому то, что кто-то чего-то стирал из памяти - вот это и есть заблуждение. Все шло так же, как и веками до того. Другое дело, что при урбанизация и переезды захватили большее количество населения
[/q]

Все больше проникаюсь мыслью, что всезнайка еще даже не защитил диплом. А от его постов пришло на ум: у Буратино были столь короткие мысли, что они даже не годились на спички... tongue.gif
---
Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 Вперед →
Модератор: Rufina
Вверх ⇈