Загрузите GEDCOM-файл на ВГД. Cохраним все данные и ВСЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ из MyHeritage   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Русская культура: традиции, обряды, украшения, одежда и т.п.

Русская культура: язык, традиции, обряды, оружие, доспехи, украшения, одежда, дома, быт, искусство, города, селения и т.п. Прошлое и настоящее!

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 42 43 44 45  46 47 48 49 50 51 Вперед →
Модератор: Юрвен
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 11297
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 15547
https://vk.com/vukodrevnica
Группа "Вукодревица"

Сказание о призвании варягов А.А. Шахматов 1904г
skazanie_o_prizvanii_varyagov_a.a._shahmatov_1904g.jpg skazanie_o_prizvanii_varyagov_a.a._shahmatov_1904g2.jpg
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (2)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 11297
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 15547
Щепанская Т. Б. "Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв."📖
#книги #этнография #фольклор


В данной книге рассматривается малоизученный пласт русской традиционной культуры - комплекс представлений и практик, связанных с передвижениями. Работа написана по материалам полевых исследований автора, проводившихся на протяжении более чем 20 лет в разных регионах Европейской России (Русский Север, Северо-Запад, Поволжье, некоторые южно-и западнорусские области) и в Западной Сибири. Широко используются данные архивов МАЭ РАН, Этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева, районных и областных краеведческих музеев.

В комплексе этнографии дороги основное внимание уделяется ее социо-ритуальным аспектам: общим принципам организации дорожных взаимодействий, в особенности ритуально-мифологическим средствам их формирования и регуляции. Анализируются дорожные формы жизнеобеспечения и общения, структура дорожных сообществ и специфика лидерства. На основе исследования символики дороги и придорожного пространства (страшных и святых мест, придорожных строений и других сооружений) проводится реконструкция ряда механизмов функционирования традиционной системы территориальных коммуникаций.

https://vk.com/doc-41371964_321491452
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 11297
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 15547
ГРУДА
gruda.jpg

ГРУКАТЬ
grukat.jpg
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (1)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 11297
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 15547
https://history.eco/russilon-franczuzskij-analog-kafy/

Б.П. Карпов. Руссильон – французский аналог Кафы. Как появились рабыни-славянки в средневековой Европе


Кроме знаменитого невольничьего рынка в Кафе (Феодосия), где со Средних веков генуэзцы, затем крымские татары торговали рабами, в т.ч. славянскими, существовал почти такой же крупный, хотя и менее известный рынок во французской провинции Руссильон, куда перепродавались рабы из Кафы. Самым престижным товаром здесь были рабыни-славянки. Работорговцы называли их русинками или татарками (т.е. привезенными из Тартарии), их цена начиналась с 60 ливров, притом что за 1 ливр в XV в. можно было на год арендовать дом в центре города с конюшней и прислугой. Покупали их с целью сделать наложницами, служанками или для сдачи внаем в качестве кормилиц. Рабыня-русинка служила показателем высокого статуса ее владельца; известен случай, когда девушка из Руси была продана за 2093 ливра. Работорговля в Европе не прекратилась и в эпоху Просвещения, и лишь в конце XVIII в. после присоединения Крыма к России и исчезновения рынка Кафы поток славянских рабов в Европу иссяк.

Когда говорят о славянках в рабстве, мы сразу представляем себе восточный гарем. Но, оказывается, наши соплеменницы томились не только в гаремах Стамбула, Бахчисарая и Марракеша, но и в замках и домах Флоренции, Венеции, Мадрида и Барселоны.

Государства, населенные славянскими народами, веками страдали от нападений с востока и юга кочевников, которые доходили до Москвы и Киева, грабя и уводя население в плен целыми городами. Количество захваченных в рабство людей измерялось десятками тысяч, и все они вскоре оказывались в Кафе, на главном невольничьем рынке Крыма.

Из Кафы часть рабов отправлялась дальше, на юг и восток, а часть — на запад, в христианскую Европу. Там ценились, в основном, русские и малороссийские девушки, статные и светловолосые.

Некоторое время основным поставщиком девушек, захваченных в плен на Руси, были генуэзцы, которым принадлежали крупнейшие города Крыма. Кочевники за бесценок отдавали девушек торговцам людьми, а те их выгодно перепродавали. Позже, когда полуостров отвоевали мусульмане, этот бизнес перешел в их компетенцию.

Несмотря на то что рабов в Средние века по ценности приравнивали к скоту, к красивым девушкам-невольницам отношение было совсем иное. Следы побоев, излишняя худоба или болезнь значительно снижали ценность рабынь на рынке, поэтому их старались беречь.

Южная французская провинция Руссильон и ее столица Перпиньян стали для европейцев аналогом крымской Кафы. Сюда привозили рабов из разных уголков Старого света и предлагали покупателям на нескольких невольничьих рынках. Основным «товаром» Руссильона были работники для сельского хозяйства, добычи ресурсов или строительства, но были здесь и красивые славянки, которых приобретали для того, чтобы сделать наложницами, служанками в доме или кормилицами.

Киевский историк XIX столетия Иван Лучицкий в своем исследовании «Русские рабы и рабство в Руссильоне в XIV и XV вв.» подробно описал, как происходил торг, какими были цены на наших женщин и какова была их судьба после продажи.

Лучицкий писал, что девушек, привезенных из Малороссии, Московии, Польши и Литвы, называли русинками, независимо от национальности, и ценились они дороже других. Если за негритянку были готовы отдать 40 ливров, а за красивую эфиопку 50, то цена славянок начиналась от 60 ливров. Верхний порог назвать было невозможно, так как известен случай, когда девушка с Руси была продана в Руссильоне за 2093 французских ливра.

Это огромная для средневековой Европы сумма, ведь в то время всего за один ливр можно было арендовать на год дом в центре города с конюшней и прислугой. Новый дом в XV веке стоил 20-30 ливров.

В чем секрет такой высокой цены?

В первую очередь, европейцы были готовы платить за красоту русинок, которой не было равных в мире. А кроме этого, многие девушки быстро себя окупали при использовании в качестве кормилиц. Вот что писал об этом Лучицкий:

«Рабыню русскую, всегда молодую, покупали безусловно, и затем по истечении известного времени ее ребенок или дети продавались или отсылались в приют, а она сама уступалась во временное пользование другому лицу в качестве, большею частью, кормилицы…

Это было делом крайне выгодным для рабовладельца. Покупая за весьма высокую плату русскую рабыню, рабовладелец легко выручал свои затраты путем найма ее на время. Особенно улучшились в этом отношении его шансы, когда в Перпиньяне (столице провинции Руссильон) вошло со второй половины XV века во всеобщую моду держать русских кормилиц».

Историк Василий Ключевский упоминал в одном из своих трудов тот факт, что колыбельные на русском, польском и литовском языках были слышны на берегах как Черного, так и Средиземного моря. Невольница русинка, прислуживающая в доме, могла стать своеобразным показателем высокого статуса хозяина и его отменного вкуса.

В городском архиве Флоренции сохранилось письмо одной знатной дамы своему сыну, в котором она настоятельно рекомендовала ему приобрести русскую девушку:

«Мне пришло на мысль, что раз ты женишься, тебе необходимо взять рабыню… Если ты имеешь это намерение, напиши какую… Татарку, которые все выносливы в работе, или черкешенку, отличающуюся, как и все ее соплеменники, здоровьем и силой, или русинку, выдающуюся своей красотой и сложением…»

В документах того времени часто встречается упоминание о «белых татарках», при этом имена у этих девушек были славянские. Похоже, работорговцы так называли девушек, привезенных из Тартарии — далекой холодной земли, расположенной на северо-востоке.

В XVII столетии, с наступлением эпохи Просвещения, работорговля в Европе продолжалась.

Крым в то время уже был татарским, и сам хан и его мурзы имели огромные доходы от невольничьих рынков. Посол Великого княжества Литовского в Крымском ханстве Михалон Литвин увидел у Перекопа колоссальное количество людей, непрерывным потоком следующих на полуостров. Их было так много, что дипломат засомневался, остался ли хоть кто-нибудь живой в тех краях, откуда их пригнали.

В XVI-XVII столетиях ни у польских королей, ни у царей Московии не было достаточно сил, чтобы воевать с крымским ханом. На Руси проблему пленных хоть частично, но решали путем выкупа, который собирали со всех по принципу налога. Он назывался «полоняничные деньги» и официально взымался с 1551 по 1679 год. Сумма налога сначала варьировалась в зависимости от ежегодных расходов на выкуп невольников, а затем стала фиксированной — 2 рубля с сохи.

В XVII веке, когда османская угроза нависла над всей Европой, христианский мир на время сплотился; православных перестали считать еретиками и язычниками, хотя и признавали «заблудшими», и торговля славянскими рабынями пошла на спад, однако не исчезла полностью.

В XVII веке стали фиксироваться первые истории возвращения женщин из рабства. Записи такого рода делались в монастырях, куда бывших невольниц отправляли для исповеди и совершения других церковных таинств. Священнослужители выясняли у женщин, какие грехи они совершали на чужбине и как блюли свою веру.

Одна из таких монастырских записей описывает судьбу девушки по имени Екатерина, которую угнали в неволю ногайские татары в 1606 году. Невольница была продана в Крым, откуда ее через 15 лет вызволили запорожцы. Екатерина прошла долгий пеший путь до Путивля, где ее ждал настоящий допрос в монастыре.

После монастырского допроса она продолжила свое путешествие и вернулась домой, в деревню деревни Речки, неподалеку от Коломны. Дома Екатерину никто не ждал, так все считали ее мертвой. Муж ее женился второй раз, но церковники присудили ему воссоединиться с чудесным образом спасшейся супругой.

В монастырской книге эта история записана так:

«Катерина сказала веры татарской не держала, по середам и по пятницам и в великие посты мясо едала…, вышла на Путивль в великий пост в нынешнем году, и той вдове Катерине выискался муж Богдашко Елизарьев, и тому Богдашку велено жить с первой женою Катериною, а с другою женою, на которой после ее женился, с Татьяною, велено ему распуститца».

Также хорошо известна история русской девушки Феодоры, которую также в 17 лет ногайцы увезли в Кафу, где продали в Стамбул. Там ее хозяином стал богатый еврей. Юная невольница отказалась принять чужую веру, но пила и ела с семьей хозяина.

Со временем еврей продал ее армянину, а от того рабыня попала к знатному турку. Тот склонял ее принять ислам, но не смог сломить ее веры.

В монастыре Феодора рассказала, что избавление к ней пришло в лице русского парня Никиты Юшкова, который выкупил ее из рабства. Они обвенчались в одной из христианских церквей Стамбула, у них родились сыновья, которых также крестили в православие.

Но такие случаи были редкостью. Большинство девушек пропадали без вести на чужбине, и домашние о них никогда больше не слышали. В 1783 году русская армия отняла у татар Крым, и невольничий рынок в Кафе, один из последних в Европе, перестал существовать.

Центр работорговли переместился на Северный Кавказ, где торговля славянскими девушками отмечалась даже в XIX веке. С Кавказа в Турцию ежегодно доставлялось до 4 тысяч невольников, в том числе и женского пола.

Работорговля шла в основном по морю, чему усиленно препятствовал флот Российской империи. Бизнес этот стал крайне рискованным и невыгодным, а спрос на невольников сильно упал. На рубеже XVIII и XIX веков британский путешественник Эдмонд Спенсер писал:

«В настоящее время, вследствие ограниченной торговли между жителями Кавказа и их старыми друзьями, турками и персами, цена женщин значительно упала… получить жену можно на очень легких условиях — ценность прекрасного товара падает от огромной цены сотен коров до двадцати или тридцати».

Несмотря на то что невольничий рынок в Руссильоне перестал существовать столетия назад, историки имеют немало информации о его оборотах благодаря нотариальным актам купли-продажи. Известно, что доля славянок, проданных в рабство, там составляла 22% от общего числа невольников.

Но на юге Франции не смогли превзойти рынок в Кафе, через который прошли в общей сложности 3 миллиона жителей Малороссии, Московии и Польши. Примерно половину их составляли девушки.

Источник: https://bigpicture.ru/kak-poya...i-v-sredn/

Подпишитесь на наш телеграм-канал https://t.me/history_eco
Скачать книгу И. Лучицкого: https://rusneb.ru/catalog/0001...x313765820

Прикрепленный файл: 1.jpg2.png, 872174 байт3.jpg, 106347 байт4.jpg, 91349 байт5.jpeg, 63493 байт
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (3)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 11297
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 15547
Народные гулянья в Вербное воскресенье; вид на электрический трамвай и здания на Красной площади. 1909–1917 гг.
narod._gul._na_krasnoi_pl._moskva.jpg

В начале XX века на Красной площади Москвы ходил трамвай, что сегодня кажется невероятным. Резервная ветка проходила вдоль Кремлевской стены. Однако более известным был маршрут "Аннушка", который опоясывал город, проходил по Бульварному кольцу до Пречистенских Ворот, где сворачивал, шел вдоль набережной Москвы-реки и замыкал свое движение у высотки на Котельнической. Этот маршрут был нарядным, театральным и магазинным, а пассажиры на нем были интеллигентными и чиновными. (https://t.me/drevlit_news)

Писатель Константин Паустовский работал кондуктором на этом маршруте и оставил очень интересные записки о тех временах:
«Вагон медленно кружился по Москве — мимо усталого Гоголя, спокойного Пушкина, мимо Трубного рынка, где никогда не умолкал птичий свист, мимо кремлевских башен, златоглавой громады храма Христа Спасителя и горбатых мостов через обмелевшую Москву-реку».

👉 Вперед в прошлое (https://t.me/drevlit_news )
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (2)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 11297
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 15547
Панорама Аничкова моста и наб. Фонтанки , г. Санкт-Петербург 1910г
anichkov_most_spb_1910g.jpg
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (3)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 11297
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 15547
Блюдо подносное от Курского дворянства 1902 г. #Россия #Курская #Дворянство #Романовы (Серебро, дерево; чеканка).

https://t.me/familio_kursk/26391

Прикрепленный файл: Блюдо подносное от Курского дворянства 1902 г.jpg
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (2)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 11297
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 15547
Как правильно четушка или чекушка?

Четушка - это традиционная русская единица измерения объема жидкости, которая использовалась до введения метрической системы мер. Основное применение четушка находила в измерении объема водки. Эта единица измерения также называлась "пятидесяткой", так как составляла 1/50 ведра. В пересчете на метрическую систему 1 четушка эквивалентна 246 миллилитрам.

Название "четушка" происходит от слова "чета", что указывает на то, что она вмещала пару чарок. Позднее появилась стеклянная посуда под названием "сороковка", которая некоторое время называлась "большой четушкой".

С введением метрической системы слово "четушка" утратило свое значение и преобразовалось в "чекушку" или "четвертинку", обозначающую 0,25 литра водки.
chekushka.jpg
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (3)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 11297
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 15547
Исчезнувший монумент

Памятник генералу М.Д. Скобелеву был установлен перед губернаторским дворцом на Тверской площади в Москве в 1912 году по инициативе и на средства собранные гражданами. Эта монументальная конная статуя была создана скульптором Петром Самоновым и посвящена герою Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, генералу Михаилу Скобелеву. Однако в 1918 году памятник был демонтирован большевиками. Несмотря на это, личность и подвиги Михаила Скобелева до сих пор остаются важной частью истории России. В настоящее время существуют усилия по возрождению памятника генералу Скобелеву, чтобы отметить его вклад в историю страны и подчеркнуть значение его деятельности для будущих поколений.
Вперед в прошлое (https://t.me/drevlit_news)
pamyatnik_generalu_m.d._skobelevu.jpg


Из записок Михаила Скобелева о России

Россия – единственная страна в Европе, где достаточно идеализма, чтобы воевать из-за чувства. Её народ не уклоняется от жертв за веру и братство. Остерегайтесь довести эти чувства до крайних пределов.
… Запад ошибается насчёт России. Он думает, что мы так ослаблены войной, что всё наше могущество уже иссякло. Это ошибка. Нацию, состоящую из ста миллионов людей, способных жертвовать собой за идею, не так легко стереть. Россия жива, и, если будут перейдены известные пределы, она решится воевать… И тогда уж не сдобровать любому чужеземцу...

👉 Вперед в прошлое (https://t.me/drevlit_news)

Прикрепленный файл: Михаил Скобелев2.jpgМихаил Скобелев.jpg, 162108 байт
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (3)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 11297
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 15547
Первый автобусный маршрут в России был запущен в Москве в 1907 году

В июле 1907 года в Москве было запущено первое регулярное автобусное движение, соединившее заставу Марьиной Рощи с Останкино. Несмотря на то, что указанные территории не входили в состав города, инициатива вызвала значительный интерес у жителей и гостей Москвы.

Маршрут обслуживали два автобуса различных моделей: Daimler Marienfelde на восемь мест и немецкий крытый NAG на 12 мест. Первый автобус представлял собой грузовик с лавками в кузове и навесным балдахином. Тариф за проезд составлял 15 копеек, что сделало автобусы конкурентоспособными по сравнению с трамвайным сообщением.

Инициатором запуска автобусной линии стал граф Александр Дмитриевич Шереметьев, меценат и владелец Останкинского дворца. Его личные средства были выделены на покупку автобусов, что сыграло ключевую роль в реализации данного проекта.

https://t.me/drevlit_news

Прикрепленный файл: Первый автоб. маршрут 1907г Москва.jpg
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (4)
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 42 43 44 45  46 47 48 49 50 51 Вперед →
Модератор: Юрвен
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Юрвен » <Разное> » Русская культура: традиции, обряды, украшения, одежда и т.п. [тема №117680]
Вверх ⇈