Село КРИВКА Усманского уезда
Место жизни моего пращура-однодворца во 2-й половине 18-го и 1-й половине 19-го веков, история села, география, жители села, РС, МК и др. источники. В данной теме можно размещать истории семей села Кривки
ЮрвенМодератор раздела г. Санкт-Петербург Сообщений: 11293 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15530 | Наверх ##
12 февраля 2017 8:59 http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1813718Кривка (Липецкая область) У этого термина существуют и другие значения, см. Кривка (значения). Село Кривка Страна Россия Субъект федерации Липецкая область Муниципальный район Усманский Координаты Координаты: 52°19′43″ с. ш. 39°42′13″ в. д. / 52.328611° с. ш. 39.703611° в. д. (G) (O) (Я)52°19′43″ с. ш. 39°42′13″ в. д. / 52.328611° с. ш. 39.703611° в. д. (G) (O) (Я) Первое упоминание 1698 Население 701 человек (2011) Этнохороним кривчане, кривчанин, кривчанка Часовой пояс UTC+4 Почтовый индекс 399332 Автомобильный код 48 Код ОКАТО 42 248 844 001 Кри́вка — село Усманского района Липецкой области. Центр Кривского сельского поселения. Основана в 1698 году поселившимися здесь, на реке Кривке, у Истобного леса, крестьянами соседнего села Куликово. [/i]Первыми сюда пришли девять семей. К ним присоединились другие. С 1700 года после постройки церкви Михаила Архангела[1] Кривка получает статус села. В 1862 году в селе насчитывалось 153 двора с 1060 жителями (494 мужского пола и 566 женского)[2]. В устоявшейся традиции название села происходит от реки Кривка. В XIX веке приобрело известность как один из центров табаководства в Усманском уезде (см. также село Октябрьское). По переписи населения в 1998 году 658 человек. По переписи населения в 2011 голу 701 человек. Хроника села Важные события из жизни села Год Событие 1698 Основание села 1700 Построена деревянная церковь 1777 Подселение в село из Елецкого уезда 1797 Жалоба крестьян царю Павлу I 1867 Рядом с селом проложена железная дорога Грязи-Воронеж 1876 Голод в селе 1891 Голод в селе 1914 Открыта начальная Земская школа 1921 Голод в селе 1926 Открылась изба-читальня 1930 Организован первый колхоз "Сознание" 1933 Голод в селе 1942 Открыт первый медпункт 1945 Объединение всех колхозов в один им. Чапаева 1947 Голод в селе 1954 Открыта библиотека 1958 Первая электрифицированная ферма 1960 Реорганизация Кривского колхоза в Октябрьский совхоз 1965 Электрификация села 1969 Начало асфальтирования центральной дороги. Построен Клуб. 1975 Начало использования баллонного газа 1981 Размещение в селе подсобного хозяйства Липецкого тракторного завода (ЛТЗ) 1982 Запущена пилорама 1983 Найден клад золотых монет весом 12 кг. 1985 Углубили оз. Дубняжное 1986 Сданы в эксплуатацию две водонапорные башни 1988 Заасфальтирована улица у новых домов 1990 Построен модуль ангарного типа 1999 Открыто новое здание школы --- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК | | |
ЮрвенМодератор раздела г. Санкт-Петербург Сообщений: 11293 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15530 | Наверх ##
12 февраля 2017 9:15 http://krivka.ru/Официальный сайт Кривского сельского поселения Усманского района Липецкой области Глава администрации: Артюхова Галина Николаевна. Артюхова Г.Н. родилась 23 декабря 1954 года в п. Воля, Верхнехавского района, Воронежской области в семье крестьян. В 1962 году поступила на учебу в Волинскую начальную школу, в 1972 году окончила полный курс средней школы №75 г.Воронежа. С 1972 по 1973 год работала техником в институте ПТИ кузмаш г.Воронежа. С 1973 по 1978 год студентка землеустроительного факультета Воронежского СХИ. С 1978 по 1980 год работала инженером- землеустроителем в институте ЦЧО гипрозем г.Воронеж. С 1 января 1985 года избрана председателем исполкома Кривского сельского Совета народных депутатов. С 1991 и по настоящее время глава администрации Кривского сельсовета. --- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК | | |
ЮрвенМодератор раздела г. Санкт-Петербург Сообщений: 11293 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15530 | Наверх ##
12 февраля 2017 9:23 12 февраля 2017 9:49 Колокольня Ахангельской церкви в с. Кривка Усманского района. Печальное зрелище! Сиротинушка! ...Приходно-расходные книги Воронежскаго Архиерейского дома открывают нам часть кипучей деятельности Святителя Митрофана. Приходная книга 1 сентября 1699 года - 31 августа 1700 года Сентября 28-го . Поставлен Васильевский поп с. Пчельников Усман. у. Василий. Февраля 29-го. Поставлен Дмитриевский поп с. Куликово Усман. уезда Евфим. Дана благославенная грамота на постройку Архангельской церкви с. Кривки Усманского уезда. Источник: стр. 21 Церковно-Исторического обзора Усманского Края. (Материалы по истории Тамбовской епархии). Переп.из №№ 38 и 41 Тамб. Епар. Вед.13 октября 1912г. Там же стр. 23-24 ...согласно " книги переписной Воронежской епархии всех городов и уездов пополвым и дьяконовым детем и церковным причетником и церковническим детем мужского пола" составленной в 1705 году...в с. Кривки Архангельский поп Исайя. Дьячок Иосиф Фадеев Силатчиков (м.п. возможно Склатчиков, Силатчиков не было в Кривках).
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК | | |
ЮрвенМодератор раздела г. Санкт-Петербург Сообщений: 11293 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15530 | Наверх ##
12 февраля 2017 9:56 https://refdb.ru/look/1658587.htmlСергей Привалов, ООШ с. Кривка Усманского района. Руководитель: Л.В. Попко. ИСТОРИЯ СЕЛА КРИВКА Отчизну возродит село, Где с крепким корнем люди. На том стояла и стоять Всегда Россия будет! Чем больше я узнаю о своем крае, тем больше убеждаюсь, что моя родная Кривка, мое село, «затерявшееся среди русских равнин», единственное и неповторимое, одновременно похоже на многие тысячи таких же российских деревень. История Кривки неотделима от истории государства Российского. Изучение своего края я начал с «Очерков по истории Усманского края» Б.П. Княжинского, где говорится, что уже в 1645 году (в год образования Усмани) были определены границы новообразованного Усманского уезда на севере по реке Кривке. Но территория эта была незаселенная, «дикопорожняя», или «дикое поле». Кривка на пути врагу была преградой как рубеж, как часовой страны. Первые поселенцы (9 хозяйств из Куликово) были, по всей вероятности, не только трудолюбивыми и смелыми людьми, но и задумавшими остаться здесь жить навсегда. Я делаю такой вывод исходя из факта, что уже через 2 года, в 1700 году в Кривках (так вначале именовалось наше село) была построена церковь в честь Михаила Архангела. По рассказам предков, передаваемым из поколения в поколение и дошедшим до наших дней, церковь была деревянная и находилась недалеко от бывшей начальной школы. Рядом с церковью было сельское кладбище с кирпичной оградой. Посреди кладбища построили часовенку размером 4х4 м. На могилы умерших клали надгробные каменные плиты. Позднее кладбище было перенесено на окраину села, в километре на запад от центра. В 80-е годы XIX столетия при церкви была открыта церковно-приходская школа - тоже деревянное небольшое здание, как и церковь. Согласно переписи 1887 года (по архивным данным) в школе обучалось 52 ученика. За трехлетний период обучения крестьянских ребятишек учили читать, писать, прививали детям веру в Бога и давали знания по основам арифметики. Учение было строгим, и отличившимся по окончании школы давали Почетные грамоты с оценками успеваемости, вручали Евангелие или Библию. Бланки грамот были большого формата и украшались портретами царей. Мне удалось установить (по рассказам Д.П. Ролдугина, летописца и краеведа нашего села), что учили ребят священник Макарий и его дочь Макариха (так ее звали в селе). В памяти людей того времени сохранилось доброе отношение священника Макария к простым мужикам. Деревянная церковь прослужила людям до 1901 года, а вблизи была построена новая кирпичная. Простояв 200 лет, церковь оставалась прочной, добротной, и ее продали в деревню Прудки. Новая церковь была очень светлой, с хорошей акустикой, с отоплением из подвала: тепло проходило из решеток в полу; богатая люстра под куполом, хор из прихожан; отличный псаломщик со скрипкой и камертоном отлаживал хор с прекрасными голосами; на служителях церкви были богатые ризы. Молящиеся в церкви стояли по разным сторонам: женщины - слева, мужчины - справа. Дети были с матерями и отцами. В конце поста, перед Пасхой, обязательно исповедывались. Наши предки были не только глубоко верующими, но и прогрессивными для своего времени людьми, понимающими роль образования. После строительства новой церкви, в 1914 году была построена и новая кирпичная школа, здание которой сохранилось до наших дней. Но о церкви кривчане проявляли особую заботу. В тяжелые 1920-21 годы обновили ее. Покрасили в приятный бирюзовый цвет крышу, позолотили кресты над куполами. Вокруг церкви построили забор из двухметрового штакетника, внутри которого посадили много берез. Они хорошо прижились и радовали селян. Конец двадцатых годов прошлого века для нашего государства - время борьбы с верующими, закрытие и разорение церквей. И Архангельскую церковь в Кривке это не миновало. Церковь была закрыта, в ее здании расположилось автохозяйство Дрязгинского района. Позднее поснимали все колокола, и культовая жизнь в селе велась подпольно, без церкви. В 1941 году начали ломать стены, кирпич стали возить в райцентр (ныне село Октябрьское) и селянам для строительства печей. Сохранилась лишь одна колокольня с крестом на высоте 50 метров. В ночь на 4 июня 1975 года ударом разразившейся грозы был сожжен шпиль с крестом, и остался один остов колокольни, напоминающий нам о былой церкви и о делах людей, творивших разруху. Крест, упавший на землю, старушки долго хранили в доме, а потом отнесли на кладбище, где он сейчас и находится. Обычно церковь определяла центр села. Так и у нас в Кривке. На протяжении трехсотлетней истории менялся облик села. Исчезли многие улицы, даже деревни, а вот центр остался на прежнем месте. На месте старого кладбища сейчас стоит памятник воинам-землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны. «Памятник - это память нашей неиссякаемой скорби, установленный на костях наших предков, похороненных здесь с начала основания села», - говорили при открытии памятника. Изучая вопрос о роли церкви в культурной жизни Кривки, я много узнал о мирской жизни священнослужителей нашего села, о месте нахождения их усадеб. История Кривки насчитывает всего три века. Много это или мало? Я думаю, что не в этом суть, а в том, что с таких маленьких деревень начинается Россия, начинается русская культура. --- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК | | |
ЮрвенМодератор раздела г. Санкт-Петербург Сообщений: 11293 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15530 | Наверх ##
12 февраля 2017 10:01 12 февраля 2017 10:04 http://rustemple.narod.ru/lp_krivka.htmlЛипецкая область. Усманский район. Село Кривка. Церковь Михаила Архангела (колокольня) [Михаил Архангел] Церковь Михаила Архангела — православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Была расположена в селе Кривка Усманского района Липецкой области. Кривка основана в 1698 году поселившимися здесь, на реке Кривке, у Истобного леса, крестьянами соседнего села Куликово. Название села происходит от реки Кривка. С 1700 года, после постройки церкви Михаила Архангела, Кривка получает статус села. Этот деревянный храм был продан в деревню Прудки. Новая деревянная Архангельская церковь в селе была построена в 1777 г. тщанием прихожан. Являлась главной, приписным к ней считался храм Михаила Архангела в соседнем селе Дрязги. В 1876 г. в штате церкви числились: настоятель (священник Иоанн Антонович Благонравов), помощник (священник Елисей Григорьевич Сабуров) и два псаломщика. Церковным старостой был государственный крестьянин Ростовцев. Прихожан насчитывалось 1918 человек. Земли пахотной 42 десятины. В конце XIX века службу в Архангельской церкви несли: священник (Макарий Стефанович Шевалевский), диакон (Иван Иванович Голубев) и псаломщик (Василий Константинович Архангельский). В 1893 году при храме упоминается Скорбященкий придел. Земли пахотной 48 десятин. В селе действовала земская школа, в которой обучалось 48 учеников. Причт получал процент с капитала в размере четырех рублей. Число прихожан мужского пола отмечалось 1335 человек. В 1903 г. в Кривке была построена каменная теплая Архангельская церковь с тремя престолами: главный - в честь Архистратига Михаила, второй - в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радости", третий - в честь св. Николая Чудотворца. В 1911 г. дворов в селе насчитывалось 472, в которых проживало 3353 человека. В приходе церкви - две деревни: Аннино (Громково) и Аннино (Исаево), обе в 4 верстах. Школы две: церковно-приходская и земская, обе одноклассные, смешанные; оклад законоучителю в церковной школе 30 рублей, а в земской 40 рублей в год. Церковно-приходское попечительство и ссудо-сберегательная касса мелкого кредита местного товарищества. Имелась опись церковного имущества и метрические книги с 1780 г. Церковная библиотека насчитывала 50 томов. В штате церкви в 1911 году числились священник, диакон и псаломщик. У причта земли усадебной 6 десятин, в ½ версты от церкви, и полевой 42 десятины, из которой 28 десятин "неудобной", в 4-х верстах от церкви. Земля давала годовой доход 504 рубля. Братский годовой доход от 1300 до 1500 рублей. Причтового капитала 1200 рублей. Руга - печеным хлебом. Церковь была очень просторной, светлой, с хорошим звучанием церковного хора, с отоплением из подвала: тепло проходило из решеток в полу, богатая люстра под куполом (паникадилу), два клироса, чудесный иконостас с позолотой, сильный хор из прихожан, богатые ризы на служителях церкви, отличный псаломщик со скрипкой отлаживал хор с прекрасными голосами. Последним священником упоминается Диогенов Александр, вероятно, репрессирован. Кроме того, был репрессирован и церковный староста Некрасов Самуил Никитович. Церковь была закрыта в годы коллективизации, ранее с храма были сняты все колокола. Закрытая церковь сначала использовалась как гараж для районного автопарка, а в годы войны была разобрана на кирпичи для удовлетворения районных нужд в селе Октябрьское. От нее осталась одна колокольня с крестом на высоком шпиле, который был сожжен ударом разразившейся грозы в ночь на 4 июня 1975 г. [Колокольня Архангельской церкви в селе Кривка. Июнь 2012] [Колокольня Архангельской церкви в селе Кривка. Июнь 2012] [Колокольня Архангельской церкви в селе Кривка. Июнь 2012] [Колокольня Архангельской церкви в селе Кривка. Июнь 2012] [Колокольня Архангельской церкви в селе Кривка. Июнь 2012] Использованы материалы: Д.Н. Ролдугин «Село Кривка. История. События. Люди» на сайте МОУ ООШ с. Кривка, Липландия Использованная литература: Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 год, Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии на 1893 год, Историко-статистическое описание Тамбовской епархии 1911 год Гербы Усманского уезда и Усманского района
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК | | |
ЮрвенМодератор раздела г. Санкт-Петербург Сообщений: 11293 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15530 | Наверх ##
15 февраля 2017 16:32 20 февраля 2017 18:15 По следам степных разбойниковТип статьи: Авторская Источник: http://lipetsky.ru/articles/27...evich.htmlСквозь бескрайние древние степи, что привольно раскинулись в Грязинском и Добринском районах, издавна, блестя и извиваясь под голубым небом, несет в величавую Матыру свои светлые воды неширокая речка с непонятным названием Байгора. Да откуда людям, почти забывшим своикорни и истоки, знать подлинную историю имени этой степной красавицы? И далеко не всем известно, что значительная часть нынешних Грязинского и Добринского районов в их северо-западной части в средние века находилась под контролем служилых людей из знаменитой крепости Лебедянь, центра богатого и славного уезда. А невдалеке от Лебедяни, сообщает «Памятная книга Тамбовской губернии за 1865 год», орудовал со своей бесшабашной компанией отъявленный лиходей и разбойник по прозвищу Бай. Его шайка была в тех краях далеко не единственной. Со времени легендарного атамана Тяпки, чью деятельность краеведы относят к середине XIV века, разбойников там было превеликое множество. Это объясняется не только богатством края, но и наличием стратегически важных оживленных «больших дорог». Выходя на них, можно было в любое время суток запросто ограбить купеческий караван, до нитки обобрать беззащитного одинокого путника или крепко поживиться грузами какого-либо посольства, двигавшегося с дарами в московском направлении или обратно. Между закоренелыми злодеями и кровожадными грабителями шла постоянная междоусобная борьба за сферы действия и зоны сбыта награбленного имущества. Естественно, более слабые шайки вынуждены были уступать место своим победившим соперникам. Однако получившие заманчивые уроки лихого промысла не успокаивались, а расползались по всей далекой округе. Так вышло и с разбойниками группы атамана Бая. Его шайка в середине XVI века покинула Лебедянщину и ушла в места юго-восточнее нынешних Грязей, установив неусыпный контроль над новыми дорогами на юг «дикого поля». По сведениям тамбовского любителя старины А. Киреева, жившего в середине XIX века, свое осиное гнездо предводитель Бай первоначально оборудовал на высоком лесистом берегу полноводной безымянной реки, откуда систематически нападал на своих жертв. Возвышенное место, ставшее укрепленным разбойничьим пристанищем, крестьяне окрестили как Баева гора или просто Байгора. Из сочетания 70 этих слов и произошли названия реки, населенного пункта и железнодорожной станции Юго-Восточной железной дороги. Их тоже стали именовать Байгорами. Интересно, что и в этих местах Баю не пришлось долго вольничать. В краеведческой литературе XIX века упоминается легенда, записанная со слов прежних стариков. Она утверждает, что во времена Ивана Грозного, выделившего значительную часть нынешних добринских земель своему любимцу Малюте Скуратову, пришлось вести бескомпромиссную борьбу с разбойничьими ордами. По соседству с владениями Малюты из фонда «дикого поля» получил земли и какой-то проштрафившийся опричник по фамилии Бурцев. На границах своего нового имения для его охраны он поставил дозорные вышки и сторожи, организовал патрулирование вооруженных нарядов. Важные лица, следовавшие в любом направлении на его дорогах, постоянно охранялись хорошо вооруженными конными воинами. Разбойники, осмеливавшиеся напасть на территорию Бурцева и попавшиеся с поличным, а также уличенные в грабеже на дорогах и в направлении на населенные пункты, подвергались безжалостному наказанию. Им рвали ноздри, если не лишали жизни, обрезали уши, клеймили раскаленным железом, специальными клещами вырывали языки. Некоторым выкалывали глаза, отрубали руки, а затем отпускали. Более того, для борьбы с непрекращающимся разбоем на помощь Бурцеву прибыл большой казачий отряд из Лебедяни. Силы оказались неравными, и кровожадному Баю пришлось сменить дислокацию. Его шайка перебралась в район нынешней Таволжанки. Там было вырыто обширное подземелье с многочисленными ходами и лабиринтами, а главный вход снабдили особой ловушкой, куда нередко попадали непосвященные. Часть из них в темноте проваливалась в глубокие ямы и попадала на остро заточенные колья. В отместку за поруганных разбойников они были обречены на смертельные муки. Количество «гулящих людей» атамана Бая энергично разрасталось. Туда толпами прибывали бежавшие от крепостнического угнетения москвичи и рязанцы. Чтобы быть принятым в шайку, каждый из них должен был выполнить какое-то преступное задание предводителя и проявить свои способности стать рыцарем ночи. Среди нового пополнения оказалась масса отъявленных злодеев. Новоявленные головорезы беспощадно грабили и дико расправлялись с любым, кто попадал в их поле зрения. Не было пощады ни мужику, ни барину, ни бедному, ни богатому. В каждом они видели непримиримого врага. Легенда гласит, что у какого-то помещика Бай выкрал дочь, красавицу Домну. Домна горячо полюбила старого разбойника и стала его преданной помощницей. Но однажды она уличила своего ненадежного супруга в прелюбодеянии и навсегда покинула Таволжанку. Ее преступная группа избрала себе район действия юго-восточнее Таволжанки, невдалеке от современного поселка Добринка. Это живописное место носит сейчас непоэтическое название Требуха. Собственно говоря, Требуха — это глубокое заболоченное озеро в старинном саду с буйными зарослями, чем-то назойливо напоминающее остатки уютного парка. До революции эта территория была известна как Буфеев сад — по имени помещика Буфеева, имевшего здесь красивый дом с добротными хозяйственными постройками. Потом, по сведениям старожилов, расположился тут поселок из пятнадцати дворов с «конной мельницей» и пасекой. Назвали его Красная Зорька. Последний дом из этого поселения сравняли с землей в 1948 году... Про буфеевскую усадьбу и поныне рассказывают необыкновенные истории и предания. Говорят, что лет двести, а то и раньше, назад около светлого глубокого озера, изобилующего вкусной рыбой и дичью, пролегал широкий почтовый тракт, возле которого в первозданной тишине, замаскировавшись в траве и листьях, издавна выслеживали своих жертв отъявленные лиходеи. Путников, оказавшихся в их грязных лапах, подвергали не только ограблению, но и изощренным издевательствам. Затем несчастных с лодки топили на середине озера. Трудно сказать, сколько бедных страдальцев пошло к холодному дну глубокого озера. Однако сами разбойники назвали его «ненасытной требухой». Там же нашла свой последний приют и большая резная карета с пятью мешками червонного золота. Бандитам было точно известно, что на резвой тройке с разудалым ямщиком везли в Москву это богатство с незначительной охраной. Дело было в начале декабря. Гиком и свистом, размахивая саблями и угрожая пистолетами, тройку загнали на озеро. Здесь рассчитывали ее окружить и поживиться богатой поклажей. Но еще недостаточно окрепший лед не выдержал тяжести, и на глазах у всех карета с дорогим грузом, люди и лошади быстро исчезли в воде. Десять лет подряд разбойники ныряли в глубину, однако их настойчивые потуги оказались напрасными. Золота они достать не смогли. Вскорости эту шайку выдворила разбойница Домна, жена Лебедянского злодея Бая, и тут же основала свое преступное становище. Здесь она свирепствовала до самой смерти. Обычно награбленное раскладывали кучками и делили по жребию. Но однажды предводительница внезапно потребовала себе половину золотой утвари и серебряных сосудов, украденных из усманской церкви. Разбойники воспротивились и подняли гвалт. Разгневанная Домна тут же булатным кинжалом проткнула горластого одноглазого бандита, а все награбленное приказала утопить в Требухе вместе с крикуном... Любопытно, что через много лет, в гражданскую войну, в Буфеевом саду вновь появились бандиты. Опять участились случаи ограблений и насилия. А в 1920 году туда загнали мятежный антоновский отряд Василия Никитина, по прозвищу Карась. Вооруженные до зубов добринцы решили, наконец, навсегда разделаться с противниками Советской власти. Карасевцы, попавшие в безвыходное положение, говорят, бросили в Требуху золото, украшения и другие ценные вещи. Отряд был полностью разгромлен. Василия обложили льдом и в ящике из-под патронов отправили в Тамбов. Его сотоварищей собрали в общую яму на углу Средненского кладбища и закопали. Золото же осталось в болоте. Такие легенды о золоте и разбойниках и поныне рассказывают знающие старожилы. Быль это или досужие вымыслы, определить пока трудно... Последняя четверть XVIII и начало XIX веков в наших местах ознаменовались появлением многочисленных шаек разбойников, вооруженных кистенями, топорами, фузеями, рогатинами и другими видами холодного и огнестрельного оружия. Документы свидетельствуют, что их ряды состояли из беглых крестьян, обиженных на своих господ, солдат-дезертиров, различных каторжников, нищих и другой деклассированной части общества. Иногда в этих шайках обнаруживались сильно провинившиеся помещики и духовные лица невысокого ранга. Кое-где в Тамбовской губернии преступным промыслом занимались и личности барского звания. Они вооружали своих крестьян и даже среди бела дня нападали на имения своих соседей, захватывая крепостных, деньги, скот и различное имущество. Размах разбоя в губернии принял такие страшные размеры, что циркулярным письмом 1793 года губернатор В. С. Зверев распорядился: «дабы лиходейство сие не могло распространиться, строжайше предписываю таковых злодеев везде разведывать и поступать с ними по всей строгости закона». К сожалению, как в Липецком, Лебедянском, так и в Усманском уездах разбой на длительный срок стал нормой жизни. Известно, что еще Петр Великий вел непримиримую борьбу с разбойниками и порядок был налажен. Однако после его смерти разбойники вновь оживились. В Усманском уезде, например, был ограблен прапорщик Гаврилов. В 1729 году он ехал через Усманский «черный лес», где его приметили лесорубы. В дальнейшем число таких случаев резко возросло. Грабили повсюду — на сельских дорогах и трактах, в любое время нападали на пеших и конных проезжих, врывались в кабаки и дома, расхищали церковную и школьную утварь. Действия «молодцев» разбойницы Домны отличались крайней жестокостью. Рассказывают, что однажды она приказала изловить сафоновского помещика, некогда надругавшегося над ней, велела отрезать ему голову и отправить в подарок его молодой жене. «Гулящие люди» прятались также в бассейне Битюга, сея панику у жителей сел по его берегам. Особенно небезопасно было проехать из Талицкого Чамлыка в село Кужное близ Каретного плеса. Туда тати после ограбления загоняли повозки вместе с лошадьми и их владельцами. А однажды, кужновского барина ограбив, раздели донага и, приковав ядро к ноге, отпустили на волю со связанными руками. По старинному тракту, проходящему через Талицкий Чамлык, можно было передвигаться только с хорошо вооруженной охраной. Но и она не всегда помогала. Говорят, однажды под Чамлыком зверски убили какого-то царского посла. В другой раз двадцать три разбойника коллективно изнасиловали богатую барыню, ехавшую из Воронежа в Тамбов... Борьбу с разбойниками активизировал губернатор А. Л. Львов. Всех пойманных злодеев доставляли в Тамбовскую уголовную палату. Там скорым и праведным судом их приговаривали к клеймению, каторжным работам или к смертной казни. У перекрестков больших дорог поставили виселицы, где подолгу болтались отъявленные преступники. Однако полной безопасности не было. Даже в 1838 году в Борисоглебском уезде действовала жестокая банда в сорок человек «под начальством бежавшего из Сибири каторжника Ивана Федотова». Оттуда она совершала набеги по различным направлениям. Разбойники были вооружены холодным и огнестрельным оружием и передвигались на конях. Их излюбленным маршрутом были берега Матыры, и они дажедобирались до Липецка. Туда они неспешно пробирались через добринские степи, попутно смело занимаясь своим грязно-кровавым делом. Несмотря на принимаемые властями меры, разбойничьи становища и многочисленные шайки в наших краях наблюдались вплоть до отмены крепостного права. До сих пор в селе Богородицкое, что в нашем районе, можно услышать легенду о разбойнике Кристове. Он, конечно, менее знаменит, чем Кудеяр или, скажем, Тяпка. Но все же... Жил в давние годы в этих местах крестьянин по фамилии Кристов. Крепко обидел доброго молодца здешний барин, навсегда разлучив с любимой девушкой. И тогда подался молодец в разбойники. … Перед тем как попасть в Богородицкую неполную среднюю школу, нужно миновать овраг. Сейчас овраг не особенно глубок. А в давние времена не каждый смельчак рискнул бы преодолеть его в весеннюю распутицу. Сильным потоком сносило даже коней. Это место и облюбовал Кристов. Ночью отсыпался, а днем «промышлял». Рядом проходил оживленный тракт. Гремя колокольчиками, проносились кареты вельмож, важно развалясь на подушках тарантасов, ехали купчихи. Спешил по своим надобностям чиновничий люд. Частенько погромыхивали крестьянские телеги. Дорогу в подходящем месте новоявленный разбойник обильно посыпал речным песком. Едва рассветало, внимательно изучал следы. Если отпечатывались ошинкованные колеса, то тут же садился на коня и с кистенем в руках бросался в погоню. Обирал богача до нитки. Отнятое золото складывал в специально просмоленную бочку и опускал ее в Плавутку (овраг одним концом выходил к этой речке). Немало драгоценного металла скопилось со временем в бочке. Щедро делился Кристов своим богатством с крестьянами, привечавшими своего защитника, сообщавшими об опасности. Но как ни старался разбойник скрыться, вскоре был схвачен солдатами. Под сильным конвоем его доставили в Тамбов. Здесь после жестоких пыток предали мучительной казни. Но в памяти народной Кристов остался. Овраг по сей день называют Кристовским. А в Богородицком живут однофамильцы разбойника. В двадцатых годах в селе побывал известный липецкий краевед, член Петровского краеведческого общества, врач Липецкого курорта, один из создателей нынешнего областного краеведческого музея М. П. Трунов. Михаил Павлович и записал предание о Кристове. Впоследствии имя этого «доброго» разбойника упоминал и другой известный краевед, знаток усманской старины Б. П. Княжинский. Комментарий редакции: Благодарим Раису Требунских за информацию! --- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК | | Лайк (1) |
ЮрвенМодератор раздела г. Санкт-Петербург Сообщений: 11293 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15530 | Наверх ##
15 февраля 2017 16:48 26 мая 2022 6:18 https://istmat.org/node/52348http://lipetsky.ru/articles/12...uezde.html инструктор ВЧК А.П.Смирнов - Ф.Э.Дзержинскому о злоупотреблениях в Усманском уездеТип статьи: Авторская Источник: lipetsky.ru 22 марта 1919 г. … Я просмотрел дело о восстании в Н.-Матренской вол., тоже пришел в ужас от хаотического ведения дел, допрошено до 75 лиц и изо всех показаний невозможно уловить, кто прав, кто виноват, при допросе 70-летнего старика Наумова, который не мог дать определенных ответов, так как не был в среде восставших, следователь пишет толковое заключение: «Вторичный допрос производился в присутствии т. Селиванова (Селиванов председатель] ЧК), Наумов не дал показаний, поэтому т. Селиванов распорядился расстрелять Наумова „за упрямство“. И действительно Наумов расстрелян, это видно в постановлении чрезвычайной] комиссии от 29 ноября 1918 г., при расстреле же никакого постановления составлено не было и из дела видно, расстрелы производились так: пять человек расстреляны 16 ноября, трое — 17 ноября, постановление же вынесено на 12 дней позже произведения во исполнение. Я спросил по этому делу председателя комиссии, который ответил в то время: „Некогда было разбираться и писать постановления“. Восстание произошло на религиозной почве. Члены сельского Совета с. Пластинок пошли отбирать метрические книги82, но гражданам это не объяснили, кто-то пустил слух, якобы члены Совета пошли в церковь пьяные отбирать сосуды, кресты, Евангелие и другие предметы, и кто-то ударил в колокол, собралась толпа, выгнали Совет из церкви и некоторых побили, вызванным отрядом были арестованы несколько человек и отправлены в волостной Совет, где были собраны новобранцы, которые и поднялись, по словам некоторых, и сделали нападение на Совет. И мои убеждения, если бы пояснили гражданам все подробно, то никакого восстания не было бы. 3 марта тоже вспыхнуло восстание в с. Верхнем Байгре, восстание произошло, потому что председатель Совета не из местных граждан, представленный ячейкой в присутствии зав. отд[елом] управления. Мотивы таковы: село довольно кулацкое и прежде был Совет преимущественно из спекулянтов. В результате получилось: убит Максим Степанович Косякин (беспартийный), из коммунистов двое ранены — Павел Филатов и Иван Хотунцев, 14 человек, которых доставили в Усмань, расследование продолжается. Вообще в волостях и селах довольно скверное настроение и причина везде одна и та же — недовольствие местными Советами и ячейками коммунистов, и вполне основательно не доверяться состоящим лицам в ячейках, которые ничего не имеют общего с коммунизмом, пьянствуют до невозможности, отбирают у граждан, что попадет в руки, на что никаких квитанций не выдается и также, куда поступают отобранные предметы — тоже нигде не занесены, не только, что все отобранные вещи и продукты должны принадлежать только Республике, а даже дальше села никуда не пойдет и никто не воспользуется местной ячейкой коммунистов*, из которых состоят и Советы. На каждом почти селе есть клуб коммунистов, в которых с пышностью помещика николаевских времен устраивают свадьбы, там же происходит картежная игра, и кто же все это творит?… Коммунисты, о которых граждане с каким-то ужасом и лишь шопотом говорят, когда я стал порицать во всех незаконных действиях таковых коммунистов, то мне лично заявили, что я приехал в защиту кулаков и писали протокол в уездную партию коммунистов и на конференцию наказ написали, который всецело против меня составлен, которые прилагаются к сему докладу**. Узнавши я при вторичной командировке потребовал, чтобы это дело выяснить и просил из укомболя членов партии и члена уездного исполкома, была послана из уезда комиссия, которая вела расследование. Впоследствии выяснилось, что ячейка постановила аннулировать протокол и наказ, протокол собрания ячейки прилагается к сему**. Несмотря на их глубокие извинения, все же я потребовал, чтобы в полном смысле сделали чистку Совета и ячейки, председателя волостного Совета Калоева предписал отстранить от должности, так как против него возбуждено следствие укомболем и уездисполкомом. Немедленно были приняты председателем] т. Андреевым лица на своих местах, также председатель уездисполкома т. Андреев (бывший меньшевик) пока ничего, хотя в партии коммунистов и не так давно, но работает не за страх, а за совесть. Посетил тюрьму совместно с председателем укомболя т. Васильевым, где пришлось услышать команду николаевских времен: „Встать! Смирно!..“ Я тут же поставил на вид т. Васильева пред[се-дателя] укомбеда, [что] в тюрьме находятся 35 человек, некоторые сидят по нескольку недель недопрошенными. Тюрьма содержится чисто, заметивши в одной камере тараканов, я просил, чтобы арестованных перевели в свободные камеры, а в этой поморить этих насекомых. 13 марта приехали два человека — члены из Тамбовской губЧК, которым я сдал дела и мной арестованных лиц, на что составлен акт, который прилагается к сему** и вообще информировал их и указал, куда и на что обратить серьезное внимание и также передал массу заявлений и жалоб, полученных от граждан Усманского у., в которых указывается на неправильные действия местных властей. Разбираясь во всех жалобах ясно видно, что на местах злоупотребления неимоверные, как то: отбирали даже обручальные золотые кольца, серебряные часы и массу другой мелочи и также в заявлениях указывается, что за неуплату чрезвычайного налога продают постройку и последний скот, на одного гражданина положено 15 тыс. руб., он уплатил 13 700 и у него назначили к продаже всего имущества*. Вот на такие заявления мне и бросили в упрек, зачем я принимаю от буржуев жалобы, но я пояснил, если он буржуа, если он спекулянт, то у него нужно отобрать, но куда девается это все и этим мы можем найти корень зла. На всех преступных действиях волостных и сельских Советов я указал в комитете партии и уездисполкоме, где заявил, что нет хороших работников, а граждане запуганы местными ячейками и Советами, боятся явиться в уезд с заявлениями. Также просил представителей из Тамбовской губЧК расследовать по всем заявлениям, в случае подтверждения актов привлечь виновников к строгой ответственности. Фактов преступлений очень много, которых не отрицают ни партия, ни исполкомы. Партийный комитет в моем присутствии постановил, чтобы все работники, способные для выступления на митингах, должны в дни отдыха (праздничные дни) выезжать по волостям и селам для митингов и выступлений. В свободные часы я, как при первой поездке, устраивал митинги и собрания, на которых собиралось по 1 тыс. человек и более, везде и всюду одни возгласы: «Нам этого не поясняют, а только и слышим: „Арестуем! Расстреляем!“ Мы власти поэтому боимся, даже ходить на собрания и даже просить, чтобы почаще присылали в их темные углы и поясняли, что такое Советская власть, к чему она стремится, поясняли о коммунизме»… Во время речи перебивали: „Что же мы разве не знаем коммунистов, ведь у нас свои есть“. После пояснения, что подобные элементы недостойны звания коммунистов, после чего клятвенно произнесли: „Для таких Советов и коммунистов мы всем будем жертвовать“ иве. Коробовке после пояснения, как страдают от голода в столицах, на Совете постановили сделать добровольное отчисление от оставшегося хлеба после государственной разверстки, 23 фунт-нормы* и тут же избрали комиссию для сбора, поэтому видно, что крестьяне всем будут жертвовать, но для этого их необходимо разбудить от долгой спячки. Инструктор Смирнов ЦА ФСБ РФ. Ф.1. Оп.З. Д.47. Л.2а—2г. Заверенная копия. * Так в тексте. ** Упомянутые в тексте документы не обнаружены. Комментарий редакции: Том 1. 1918-1922 Документы и материалы Редакционная коллегия тома: А.Берелович (ответственный редактор), В.Данилов (ответственный редактор), Н.Верт, В.Виноградов, Л.Двойных Составители тома: Л.Борисова, В.Данилов, Н.Ивницкий, В.Кондрашин (ответственные), Т.Голышкина, В.Гусаченко, А.Николаев, Н.Тархова --- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК | | |
ЮрвенМодератор раздела г. Санкт-Петербург Сообщений: 11293 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15530 | Наверх ##
15 февраля 2017 16:53 http://lipetsky.ru/articles/14...uezda.html Засорение антисоветскими элементами вновь избранных советов Усманского уездаТип статьи:Авторская Воронежская губ. 28 ноября. В с. Талицком Чаплыке Талицкой вол. Усманского у. в сельсовет оказались избранными быв. служащий полиции, быв. урядник и сын быв. предпринимателя. При перевыборах Ела-новского сельсовета Михайловского района Россошанского у. в сельсовет также прошел сын священника Балабанов, который принял дела секретаря сельсовета. В Кривский сельсовет Дрязгинской вол. Усманского у. избран быв. офицер Соловцев, который являлся руководителем зажиточных при перевыборах, он же избран делегатом по волсъезду.Воронежский у. Председатель сельсовета с. Архангельского Б.-Полянского района избран крестьянин Кириллов — ярый тихоновед и руководитель местного тихоновского общества. 390 Новохоперский у. В Кутковский сельсовет Макаровского района в председатели избран крестьянин Зюзин — поддерживает кулаков и самогонщиков, сам самогонщик. Заместителем его избран Бодренко — зажиточный крестьянин, убежденный эсер с 1905 г., членом сельсовета прошел учитель Петров — быв. эсер. В сельсовет с. Н.-Гнилое Горшечинского района Нижнедевицкого у. при перевыборах прошли: Голощапов — быв. охранник при белых, Тех-норев — ярый тихоновец, Проскурин — выдававший при белых коммунистов. В сельсовет ст. Петропавловки Богучарского у. избран сторонник кулаков Козьмин, окончивший духовное училище. В с. Березовки того же района председателем сельсовета избран член церковного совета. Председателем Воробьевского сельсовета Воронежского у. избран церковный певчий. В состав Елецко-Маланьевского сельсовета прошло большинство молодежи, из них сыновья мельников, рушалей и кулаков. --- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК | | |
lady495 Сообщений: 801 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 807
| Наверх ##
15 февраля 2017 18:36 Юрвен написал: [q] иве. Коробовке после пояснения, как страдают от голода в столицах[/q]
Уважаемый Юрвен, спасибо за размещённые материалы! Нашла на другом сайте без помарки: "...и в с. Коробовке после пояснения, как страдают от голода в столицах, на Совете..." --- Дубровенская вол. Горецкого у. Могилевской губ.; с. Коробовка и Княжая Байгора Сокольского / Усманского у.; с. Новая Чигла Бобровского у.; Хатунская вол. Московского у.; с. Подхожее и П. Выселки Веневского у., д. Тулеино и Шепелевка, Каширского у. | | |
ЮрвенМодератор раздела г. Санкт-Петербург Сообщений: 11293 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15530 | Наверх ##
20 февраля 2017 13:42 24 мая 2019 11:55 Архив Тамбовской губернии (ГАТО) Ф.1049 оп.1 д.2
Метрические книги г. Демшинска и Усмани и селений уезда за 1754г.
Стр. 5-6 Книга Воронежской епархии Усманского уезда с. Кривки попа Федора с причетники прихода Архангельской церкви… имена когда родился браком венчался и померли 1754 году генваря с 1 числа
№/ число 1754 г родились: в генваре 1/13 у однодворца Дмитрия Зверева сын Ермол в феврале 2/15 у однодворца Максима Ролдугина сын Анисим в марте 3/13 у однодворца Федора Потокина сын Алексей 4/29 у однодворца Нефеда Медведева сын Марк в апреле 5/3 у однодворца Григория Ширяева сын Никита в мае 6/4 у однодворца Никифора Кретинина (вероятно ошибка писаря, Кретинины в селе не жили, а проживали Кретовы) дочь Пелагея 7/29 у однодворца Петра Ролдугина дочь Федосья 8/того же у однодворца Евтихея Лепещкина дочь Федосья в июне 9/20 у однодворца Пархома Лапшина сын Нефед 10/26 у однодворца Якова Дружинина дочь Прасковья в августе 11/20 у однодворца Федора Литаврина сын Самойла в сентябре 12/16 у однодворца Федора Литаврина дочь Ефимья в октябре 13/4 у однодворца Зота Арсенева сын Андрей 14/7 у однодворца Агапа Аксенова сын Карп 15/20 у однодворца Сидора Бартенева сын Иван 16/26 у однодворца Якова Шелякова сын Дмитрей 17/ того же у однодворца Федора Кретова сын Дмитрей в ноябре 18/8 у однодворца Ефима Ролдугина сын Егор 19/24 у однодворца Никифора гущина дочь Катерина 20/26 у однодворца Федора Дружинина дочь Катерина в декабре 21/6 у однодворца Никиты Арсенева сын Николай 22/20 у однодворца Василия Ширяева сын Игнат 23/того же у однодворца Федора Лукова дочь Ульяна
Всего в том приходе в 1754 году родились мужского пола 15, женского пола 8, обоего пола 23 человека
Часть вторая: бракосочетвашиеся 1754 год венчались: в генваре 1/21 однодворец Андрей … сын Литаврин в Усманском уезде в селе Княжей Байгоры однодворца Епифана Голубых дочерью девкою Агафией, оба первым браком в мае 2/20 однодворец Мартин Данилов сын Ширяев Романовского уезда в селе Двуречьи однодворца Моисея Герасимова дочерью девкою Ефимией, оба первым браком в ноябре 3/6 однодворец вдовец Никита Петров сын Дружинин в том же приходе однодворца Михаила Щетинина дочерью девкою Татьяною, полуторабрачные
Часть третья: умеравших сего 1754 года и померло в генваре 1/10 дьякон Федор Исаев сын Попов (62г) в апреле: 2/20 однодворец Федор Кретов (26л) 3/22 однодворец Яков Боев )33г) в мае 4/10 у Федора Ларионова сына Ширяева сын Ларион (9л) 5/22 вдова Прасковья Щетинина
Всего в том приходе в 754 году померло мужского 4 женского 1 обоего пола 5 человек…
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК | | |
|