Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Русский СЕВЕР-вглубь веков

Распространено мнение, что население сибирских городов, в том числе и Иркутска и Иркутского уезда, формировалось в основном выходцами из поселений Русского Севера и Поморья

← Назад    Вперед → Страницы:  1 2 3 4 5 6 7 8 Вперед →

Модератор: osokina-galina
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Россия,Усть-Кут~Братск
Сообщений: 2710
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 3931 

Черниговский Никифор Романович — Енисейский служилый человек, Илимский казачий пятидесятник, приказной человек в Албазинском остроге.
http://discoverer.ucoz.ru/publ...38-1-0-115
"Микифор Черниговский", "черкашенин Брягильского повету", как он тогда сам себя назвал,
участвовал в Смоленской войне на стороне Речи Посполитой.
Под "Новым Городком Сиверским" (современный Новгород-Северский) был взят в плен и сослан в тюрьму в Вологду.
После окончания войны вернуться в Польшу не захотел, а "бил челом в государеву службу".
Его челобитье было удовлетворено и после крещения он был направлен служить в Тулу, куда он прибыл после 15 августа 1635 года.
Однако 3 июля 1636 года в числе других иноземцев совершил неудачный побег в Литву, за который Никифор Черниговский был сослан с семьей в Сибирь в Енисейск.
В Енисейск Черниговский с женой Онисьецею прибыл 29 сентября 1637 года и был поверстан в казачью службу.

В Енисейске Никифор Черниговский служил с 1637 по 1649 год, о чем много лет спустя в одной из своих челобитных кратко рассказал:
"Служил я, холоп ваш, в Енисейском остроге блаженныя памяти отцу твоему, государеву, великому государю,
царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии лет с пятнатцать всякие ваши государевы службы;
на Байкалово ходил по соболиной ясак, и из тех ясашных зборов прибыль чинил.
И под Ленской полок с хлебными запасы ходил, и по многим рекам на службы ходил для ясашного збору".
В 1649 году в связи с образованием Илимского воеводства Никифор Черниговский среди других служилых людей
был переведен из Енисейска в Илимск.

В 1653 году Никифор Черниговский участвовал в погоне за совершившими побег на Амур Илимскими служилыми людьми.
В 1654 году Н. Черниговский уже Илимский десятник, в 1655 году служил и жил вместе со своею семьей в Киренске.
В окладной книге Ленского волоку Илимского острогу" за 164 (1655/1656) год Микифорко Романов Черниговский казачий пятидесятник.

Н.Р. Черниговский в Илимске имел двор, которым владел по закладной. В 1656 — 1657 годах Никифор Черниговский с группой казаков,
возглавляемых атаманом Н. Качиным, в состав которой входил и его сын
Федор — служилый человек илимского острога, побывал в Москве,
куда доставил соболиную казну, образцы копытчатого ревня и отписки Илимского воеводы.

В (1658/1659),168 (1659/1660),170 (1661/1662) и 173 (1664) годах Никифор Черниговский был в Усть-Киренских волостях "
для досмотру и выделу и пахоты великого государя десятинные пашня у пашенных крестьян на приказе".


По показаниям сына Федора, с зимы 1665 года, Н. Черниговский планировал побег "к Русе"
для того что бы подать царю челобитную на воеводу Л. Обухова.
Однако приезд воеводы Обухова на киренскую ярмарку, спутал его планы.
Увидев в этом удобную возможность ограбить воеводу,
а затем бежать на Амур "якутский служилый человек Федотко Лукьянов
да киренской пашенной крестьянин Микулка Еремеев"
стали звать Н. Черниговского в "Даурскую землю".
Заговор состоялся. ...


Комментарий модератора:
Информации из замечательной книги Г.Б. Красноштанова "Никифор Романов Черниговский"
(документальное повествование). .
Книга эта редкая (тираж всего 300 экз.), составлена по документам, обнаруженным в РГАДА (г.Москва).

Георгий Борисович пишет: Имя Никифора Черниговского стоит в одном ряду с именами
Василия Пояркова, Ерофея Хабарова, Онофрия Степанова Кузнецова.
С этими именами связан выход Русского государства на берега Амура.
Но степень известности этих людей различна.
Наиболее известен Хабаров, а о Никифоре Черниговском
даже историки располагают весьма отрывочными и скудными сведениями.



---
Ищу место рождения-
Мой пращур Ондрюшко Нечаев-1658 г.р, упомянут в 1696 г. как КАЗАК Илимского уезда, его сын :Иван 1689 г.р.

osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Россия,Усть-Кут~Братск
Сообщений: 2710
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 3931 

В 1630-х годах важную роль в освоении Приленья
сыграл землепроходец Ерофей Хабаров




---
Ищу место рождения-
Мой пращур Ондрюшко Нечаев-1658 г.р, упомянут в 1696 г. как КАЗАК Илимского уезда, его сын :Иван 1689 г.р.

osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Россия,Усть-Кут~Братск
Сообщений: 2710
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 3931 

Усть-Кутский острог , построен в 17 веке




osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Россия,Усть-Кут~Братск
Сообщений: 2710
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 3931 


osokina-galina написал:
[q]
Черниговский Никифор Романович — Енисейский служилый человек, Илимский казачий пятидесятник
[/q]




Комментарий модератора:
В XVII веке на Дальнем Востоке существовало государство, которое не боялось ни русского царя, ни китайского императора. Государство, основанное изгнанниками, авантюристами, беглыми крестьянами и военнопленными, а управляемое поляками, бежавшими от мести царя.
Это почти совсем забытое ныне государство называлось Якса, а основателем и правителем его был польский шляхтич герба Якса - Ницефор Черниховский.
Как стало возможным, что эта страна на берегах Амура сумела бросить вызов крупнейшим державам мира?
Кто был ее дерзкий лидер, человек, о котором можно было бы сегодня, наверное, написать не одну повесть и снять голливудский фильм?




---
Ищу место рождения-
Мой пращур Ондрюшко Нечаев-1658 г.р, упомянут в 1696 г. как КАЗАК Илимского уезда, его сын :Иван 1689 г.р.

osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Россия,Усть-Кут~Братск
Сообщений: 2710
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 3931 


osokina-galina написал:
[q]

По показаниям сына Федора, с зимы 1665 года, Н. Черниговский планировал побег "к Русе"
для того что бы подать царю челобитную на воеводу Л. Обухова.
Однако приезд воеводы Обухова на киренскую ярмарку, спутал его планы.
Увидев в этом удобную возможность ограбить воеводу, а затем бежать на Амур
"якутский служилый человек Федотко Лукьянов
да киренской пашенной крестьянин Микулка Еремеев"
стали звать Н. Черниговского в "Даурскую землю".
[/q]



Комментарий модератора:
Стабильная жизнь поляка рассыпалась в прах в 1664 году.
В начале июля царский воевода из Илима Лаврентий Обухов изнасиловал одну из его дочерей,
а мужа другой арестовал. Такого оскорбления отец - польский шляхтич - не мог оставить безнаказанным.
Вскоре после этого вместе со своими людьми он настиг и убил воеводу. За подобный поступок наказание могло быть только одно - смерть.
Спасаясь от мести царя, Черниховский вместе с верными ему 84 отверженными решил бежать на Амур, к русско-китайской границе.
Преодоление непроходимых дебрей дикой тайги оказалось драматичным - в скором времени многие беглецы умерли от холода и болезней
или погибли в боях с местными тунгусами и даурами.

После многих тяжелых зимних месяцев пути горстка беглецов добралась,
наконец, до давно сожженной казачьей станицы Албазино.
Черниховский решил остаться здесь.
Поляк энергично приступил к восстановлению острога.
Со временем в городок, который прозвали Якса,
все активнее стали собираться разные лихие люди и беглые крестьяне из России, среди них хватало и поляков.


---
Ищу место рождения-
Мой пращур Ондрюшко Нечаев-1658 г.р, упомянут в 1696 г. как КАЗАК Илимского уезда, его сын :Иван 1689 г.р.

osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Россия,Усть-Кут~Братск
Сообщений: 2710
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 3931 

"Что ты знаешь о своей фамилии"
http://ngtoru.ru/index.php?id=...;task=view
Таюрские, Косыгины, Антипины,
Нечаевы, Каймоновы, Карповы,
Касаткины, Зыряновы, Максимовы,
Катышевцевы, Марковы…

- наиболее распространенные фамилии
среди жителей Усть - Кута и Усть-Кутского района.


Комментарий модератора:
Мои предки НЕЧАЕВЫ из Усть-Кута :
Нечаев Евстигней : мой пра-прадед,
Нечаевы Кузьма Евстигнеевич :мой прадед
и Анисия Иннокентьевна(его жена) - моя прабабушка(1874-1944)
мой дед : Нечаев Георгий Кузьмич : отец моей мамы (1900-1936)
Нечаева Любовь Георгиевна : моя мама (1931-2009)

Мои предки КАТЫШЕВЦЕВЫ :
Мой пра-прадед: Катышевцев Алексей

Родители маминой матери :
Мой прадед : Осип(Иосиф)Алексеевич Катышевцев
и прабабушка,умерла 1912 году - Акулина Ивановна
Их дети ,мои бабушки и один дедушка Никанор,
Родились в селе Ново-Ильинка(село Разбойниковское) ныне пос.Ручей

1.Полина Осиповна (1896-01.10.1978)
2.Аксинья Осиповна (по мужу была Зырянова,жили в с.Максимово)
3.Евдокия Осиповна(1904-1979)моя бабушка,мама моей мамы
4.Никанор Осипович,брат-двойняшка моей бабушки(1904-1980)
5.Евдокия Осиповна (родилась в день Евдокии,была по мужу Яковлева,жили п.Закута)
6.Валентина Осиповна (1909-1988)




---
Ищу место рождения-
Мой пращур Ондрюшко Нечаев-1658 г.р, упомянут в 1696 г. как КАЗАК Илимского уезда, его сын :Иван 1689 г.р.

osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Россия,Усть-Кут~Братск
Сообщений: 2710
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 3931 

Житель г.Усть-Кута занимается поиском первопроходцев и землепашцев
Ленского края с фамилией Кузаковы.


«Общеизвестно, что в XVII-XVIII веках Приленье интенсивно осваивалось преимущественно выходцами из северо-западной части европейской России. Но почти ничего не известно о продолжении освоения отдаленных уголков того же региона в XIX веке уже приленскими жителями. К таким «медвежьим углам» относится и селение Бурское (ныне с. Бур Катангского района на реке Непе - притоке Нижней Тунгуски). Первым русским земплепашцем там стал житель Макаровской волости Киренского уезда Михаил Иванович Кузаков, получивший 2 августа повеление Киренского земского суда на поселение в урочище Бурское. В 1835 году получил разрешение крестьянин села Воронино той же волости Кузаков Селиверст Иванович, который, имея дом и земли в Воронино, вначале «самовольно… присваивает земли и на Буру».

И оказалось, что он праправнук вероятно первого из Кузаковых на Лене пашенного крестьянина Оники Семеновича, который еще в 1688 году в возрасте 30 лет посеял рожь в деревне Воронино, и за свою жизнь побывал и служивым человеком, пешим казаком Илимского воеводства. В 1762 году в деревне Воронино уже жило 33 человека его потомков. Сейчас в 14 поколениях потомков Оники известно 765 кровных родственников, а в 9 поколениях другой ветви бурских Кузаковых 496 кровных родственников. Всего же потомков обеих ветвей, включая и потомков по женской линии, известно 1381 человек.И сейчас в Киренском, Катанском и Усть-Кутском районах 681 человек носят эту фамилию».

Иркутское общество «Родословие».

---
Ищу место рождения-
Мой пращур Ондрюшко Нечаев-1658 г.р, упомянут в 1696 г. как КАЗАК Илимского уезда, его сын :Иван 1689 г.р.

osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Россия,Усть-Кут~Братск
Сообщений: 2710
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 3931 

«Документальное повествование «На ленских пашнях в 17 веке» состоит из трёх частей.

В первой части описываются события с тридцатых годов 17 века до образования Илимского воеводства в 1650 году.

Вторая часть охватывает события со времени образования Илимского воеводства до передачи («отписания»)
шести ленских волостей Илимского уезда в состав Якутского уезда в 1680 году.

В третьей части рассказывается о жизни ленских крестьян с 1680 года по 1710 год.

В первой части описывается возникновение на берегах Лены хлебной пашни в 1640 году и в последующих годах.
Поимённо перечислены первые землепашцы, история устройства их.
Рассказано также об устройстве в пашню русских вольных и ссыльных людей.

Описано возникновение заимок, положивших начало ленским деревням, их географическое расположение, перечислены имена первых поселенцев, дальнейшее увеличение количества пашенных крестьян.

Подробно рассказано о деятельности Сибирского приказа и воевод по созданию и расширению пашни, увеличению количества пашенных крестьян.

Описаны взаимоотношения пашенных крестьян с Сибирским приказом, воеводами и приказчиками, между самими крестьянами, между крестьянами и работниками на бытовом уровне.

Она может быть полезна для составления родословных потомками многих упомянутых фамилий в этой и последующих книгах.

Книга предназначена историкам, студентам исторических факультетов, а также всем интересующимся историей Сибири».

В первом томе этой книги прослеживается путь, который проделали наши предки черкасы (самоназвание казаков), сосланные царём на Лену в первой половине семнадцатого века. Нас, в первую очередь, интересует Стёпка Костентинов сын Красноштан.
Так он был записан тогда в документах.

На Лену прибыл Степан вместе с женою Марьицею и малолетней дочерью Олёнкой.
Вначале семья Степана была определена на жительство на то место, где возникла потом деревня Кривая Лука.

Но через несколько лет они перебрались к устью речки Улькана.
Вот оттуда-то и «вышли» все ленские Красноштановы.
Вскоре один из потомков Степана поселился в деревне Казимировой,
которая находилась по Лене ниже Улькана на 11 километров.

Прибыли с этой партией и первые основатели деревни Краснояровой братья Лучка и Дёмка Петровы.

О появлении на Лене Нетёсовых и Арбатских материал будет в следующем томе этой книги.

В дальнейшем жители, носившие вышеназванные фамилии из деревни Казимировой,
сёл Красноярова и Улькана, неоднократно роднились между собою.
Вот почему невозможно рассматривать их историю отдельно друг от друга.
http://www.lenvest.ru/2012/11/03/poleznoe.htm

---
Ищу место рождения-
Мой пращур Ондрюшко Нечаев-1658 г.р, упомянут в 1696 г. как КАЗАК Илимского уезда, его сын :Иван 1689 г.р.

osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Россия,Усть-Кут~Братск
Сообщений: 2710
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 3931 

КРЕСТЬЯНЕ С ЦАРСКОЙ ФАМИЛИЕЙ
http://www.talci.ru/doc/izd/Krestiane_s_carskoi_familiei.pdf
Среди многочисленных женских линий, переплетающихся с моим ро-
дом, родом Лыхиных, есть фамилия, при произношении которой у каждого
возникают совсем не крестьянские ассоциации. И тем не менее Романовы,
о которых я хочу сегодня рассказать, — это старинный ленский крестьян-
ский род, не имеющий никакого отношения к царской династии, кроме об-
щей фамилии.
Фамилия Романов распространена на Руси достаточно широко. Об-
разовалась она от христианского личного имени Роман, означающего на
латыни «римский, римлянин» (romanus),
а на древнегреческом — «крепкий,сильный».

---
Ищу место рождения-
Мой пращур Ондрюшко Нечаев-1658 г.р, упомянут в 1696 г. как КАЗАК Илимского уезда, его сын :Иван 1689 г.р.

osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Россия,Усть-Кут~Братск
Сообщений: 2710
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 3931 

ИЛИМСКАЯ ПАШНЯ ТОМ 1
Опубликовано 17.10.2015 / автор Юра
http://novaya-sloboda.ru/archives/3296
В.Н. Шерстобоев

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ КРЕСТЬЯН НА АРГУНЬ



«Откроем еще одну страницу прошлого илимского крестьян­ства, затерянную среди многих томов русской летописи. В 1723 году в Илимском остроге и в острогах и слободах воеводства появилось необычайное лицо — иркутский сын бояр­ский Алексей Главинский, который «по указу его императорского величества и по инструкцыи» производил отбор крестьян «для преселения в Дауры на Аргунь к серебряным заводам» (арх. № 164, св. 17, лл. 197— 199). Он отобрал 100 пашенных крестьян и хлебных обротчиков, которые должны были вместе с семьями, т. е. в числе около 1000 человек, ехать через Иркутск на место назначения. Отбор охватил почти все волости Илимского воевод­ства; число назначенных к переселению дворов составляло:



Братский острог ……………………………………….23

Яндинский острог …………………………………….11

Верхне-Илимская слобода ……………………….1

Ново-Удинская слобода ……………………………5

Илгинский о с т р о г …………………………………12

Тутурская слобода …………………………………..4

Орленская слобода …………………………………5

Усть-Кутский острог ………………………………….5

Криволуцкая слобода . . . , ………………………..9

Киренский о с т р о г …………………………………7

Чечуйский острог ….. ……………………………. 9

Нижне-Илимская слобода …………………….. 9



Таким образом, пашенные крестьяне и хлебные обротчики Илимского воеводства, столь недавно освоившие северно-таеж­ные пространства Ангаро-Илимо-Ленского края, используются 28 Илимская пашня, т. 1 433 Петром I для земледельческой колонизации Приаргунья. Земле­пашцы с берегов Илима, Лены и Ангары несли на новые места свои хозяйственные навыки, свои агрономические знания, приоб­ретенные тяжелым трудом. Видимо, из Илимского воеводства направлялись частично люди в Дауры для развития земледелия и в более раннее время, как о том можно судить по челобитью Афанасия Сенотрусова в Сибирский приказ. Он в 1703 году просил поверстать его в служ­бу и, в частности, ссылался на заслуги своего отца, умершего в Нерчинске в 1702 году. Отец был послан из Илимска «и велено ему в Нерчинску учинить хлебной пахоте опыт, и завесть пашню. Приехав учинил опыт и хлеб сеял и за помощью божиею по то­му опыту хлеб в Нерчинску уродился. И на то смотря, тутошные жители учали пашни разводить и хлеб сеять». На обороте помета: «Поверстать»1. Способ отбора людей на Аргунь отчасти раскрывается из-за­ явления хлебного обротчика М. Попова от 2 сентября 1723 года: «В нынешнем, государь, 723-м году августа в… день по указу вашего величества и по выбору Нижно-Илимских выборных па­шенных крестьян записан я, раб твой, иркутскому сыну боярско­му в записку для поселения на Аргунь на пашню. А оные выбор­ные десятцкие Семен Белобородов, Василей Лыткин выбрали ме­ня, раба твоего, в неволю. И я, раб твой, нищ и убог и одинак и поднятися мне, рабу твоему, для оного поселения в Дауры на пашню нечем. А по указу в Илимское воеводство велено для того поселения в Дауры на пашню выбирать людей добрых и прожиточных и семьянитых, а одинаких не выбирать» (арх. № 164, л. 215). Следовательно, отбор осуществлялся представителями кре­стьянства, десятскими или специально выбранными для этой це­ли лицами. Приведенный документ вместе с тем раскрывает один из известных нам протестов против отправки с места, ставшего вто­рой родиной, в дальние даурские края. На заявлении имеется помета илимского земского комиссара, как назывались тогда вое­ воды,— «Послать указ, велеть справиться». Конца дела нет, но его можно восстановить, прочитав в другом документе (арх. № 213, лл. 122— 123) имена крестьян, действительно отправлен­ных на серебряные рудники. Челобитчика среди них нет. Еще один протест против переселения становится известным из письма, отправленного «наборщиком» А. Главинским в Илимск 19 августа 1723 года: «Благородный господин, илимский земский камисар Петр Иванович, по указу его императорского величест­ва выбрал я в Чечуйску — остроге пашенных крестьян и хлебных обротчиков на Аргунь. А ныне оные крестьяне и хлебные обротчики против посланного моего иркутцкого служилого Прокопья Байбалова (м. б. Байкалова?) учинились ослушны и не пошли, а именно — Июда Солодов, Сидор Черных. Того ради прошу, дабы [по] указам его императорского величества повелено было кресть­ян выслать в Иркутск (в подлиннике обычное— «выркуцк») с нарошным посылыциком». На письме рукой Соловарова написано: «О высеки (высылке?) послать указ», т. е. послать указ приказчи­ку Чечуйского острога о высылке ослушных крестьян. Такой указ о высылке «под опасением немалого штрафа» имеется в де­лах Чечуйского острога (арх. № 164, л. 207). Двое крестьян из Яндинской волости жаловались в Иркутск, что «яндинские пашенные крестьяне выбрали к тому набору па­шенных же крестьян Никифора Анцыферова, Василья Суслова и оные выборщики Никифор с товарыщем, наровя себе и детям своим и внучатам и братьям и племянником и родственником сво­им, прожиточным и семьенистым.., наровя и другим соседям своим, пашенным крестьянем семьянистым и прожиточным… от оного на­ бору свободили. А их (т. е. челобитчиков) напаткою своею выб­рали, недостаточных и увечных». Они просили выбрать других. Иркутск предложил Главинскому расследовать это заявление и выбрать «добрых и пожиточных и семьянистых» (Россыпь, № 54, св. 6, лл. 154— 155). Вероятно, протестов было больше, но они до нас не дошли. Есть, правда, один случай, когда крестьянин поехал добровольно; но, в общем, вряд ли кому хотелось сдвигаться с освоенного места, бросать хозяйство и менять привычную жизнь на неизве­стные перспективы. Зажиточная часть деревни, пользуясь своим влиянием, в ряде случаев добивалась выбора переселенцев из бедноты. Несомненно, что на местах отбор людей для переселе­ния на Аргунь шел по указке богатых крестьян и был использо­ван в личных целях приказчиками и крестьянской администрацией. Об этом говорит дело об отправке в Дауры усольского соловара Степана Карпова. Усть-Кутский приказчик Яков Косыгин вместе с «наборщиком» наметили отправить на Аргунь содовара (арх. № 164, лл. 156 и 161). Из последующих дел выясняется, что на приказчика был послан «пищиком» донос в Илимск (лл. 166— 168). За содовара, увеличивавшего добычу соли и ис­правлявшего ошибки его предшественника, вступился воевода Со­доваров. Приказчик должен был подчиниться, и вместо Карпова на Аргунь был послан из Усолья пашенный крестьянин С. Р. Го­ловин (л. 189). Можно отметить еще случай, когда сын крестьянина, остав­шийся по болезни дома, просил не отсылать его на Аргунь, к от­цу. Это был Семен Большая Шапка, пашенный крестьянин из дер. Болыпе-Окинской. Но, хотя со времени отъезда на Аргунь прошло 3 года, воевода дал Семену подорожную и выслал его в Иркутск (Россыпь, № 66, св. 7).

Отобранные на поселение к серебряным заводам крестьяне должны были собственными средствами выехать в Нерчинск на Аргунь в том же 1723 году. В россыпи дел Илимского воеводст­ва имеются два черновика письма воеводы Соловарова от 12 сен­тября 1723 года, посланные Тутурскому приказчику Ивану Буто­рину, освещающие путь движения группы крестьян на Аргунь. В первом дается указание о 4 семьях пашенных крестьян Ту­турской слободы, что им необходимо «сеяный хлеб снять и вся­кие свои пашенные заводы распродать», для чего приказчику предложено оставить по одному человеку из семьи, а остальных, с женами и детьми, выслать нынешним летним (?) временем. Оди­ноких же не высылать до зимнего времени, и взять с них поруч­ные. Второе письмо, являющееся, надо полагать, как, и первое, от­ветом на запрос приказчика, относится к 20 семьям пашенных крестьян Нижне-Киренской, Криволуцкой и Усть-Кутской слобод, которые «доехали де до Тутуры, а иные до Качику и кони их все пристали, а подняться до Иркутска не на чем». Соловаров предлагает приказчику: этих крестьян из Тутурска не высылать и на прежние жилища не отпускать, а «ехать им по первому зимнему пути неотложно». На основании этих писем можно догадываться, что все труд­ное дело переселения за 2000 верст легло на плечи самих пере­селяемых. Из других дел видно, что за ними шли неотступно все старые платежи и недоимки. На место ушедших крестьян, в их пашню, как тогда выра­жались, стали садиться другие крестьяне, хлебные обротчики, крестьянские неверстанные дети и другие представители илим­ского населения. Совершалось это обычным путем: желающий занять место подавал челобитную приказчику, который пересы­лал ее в Илимск, там приказная изба (в 1726 г.— земская изба) давала справку, что земля свободна, земский комиссар писал «приговор», приказчику посылалась наказная память или указ. Уже в конце 1723 года началась подача таких челобитных. Если этот порядок нарушался, то владение землей признавалось неза­конным. Государство строго следило, чтобы из его рук не выпа­ло регулирование крестьянской экономики. Вот один из таких случаев нарушения установленного порядка: 13 сентября 1723 го­да хлебный обротчик Киренского острога О. П. Рыбаков в че­лобитье заявляет, что пашенный крестьянин Чечуйского острога Иван Ларионов сын Решетников «волею пошел в Дауры… Двор и гумно своим умышлением продал и отдал на безценок. И та купчая писана не площадью (т. е. не площадным писцом, отку­павшим письмо) и у записи в Чечюйску в судной избе не была. И с той купчей в твою императорского величества в казну пош­лин не плачено». Челобитчик просит отдать землю и двор ему. Далее следует справка земской избы и приговор воеводы — зем­лю отдать челобитчику, а купцам отказать. Какова была дальнейшая судьба илимских крестьян, волей Петра I переброшенных в Даурскую землю, сказать трудно. Но, видно, тяжко пришлось им в первые же годы прихода на новые места, ибо вскоре Иркутская канцелярия начинает рассылать по городам Сибири списки крестьян, бежавших с аргунской пашни. Через 10 лет после отправки илимских крестьян к серебряным заводам, 18 августа 1733 года илимская воеводская канцелярия по предписанию из Иркутска рассылает по волостям указ о сыс­ке беглых крестьян с нерчинских заводов и прилагает «реэстр» беглых заводских крестьян: «Помянутые де беглецы, не хотя се­ребряных заводов у работы быть и от хлебного недороду многое число людей бежало, а на них де, беглецах, имеетца на прош­лые годы подушные и данные от берхамта заимные деньги». Для поимки, беглецов в Усть-Кутский острог были направлены два рекрута. В «реэстре» названо 30 крестьян, из них некоторые бе­жали с семьями. Всего бежало 55— 60 человек, не считая жен­щин. Среди них находятся Сава Суворов «з детьми», Игнатья Широколобова дети — Иван «з братьями», Иван Шелопугин, Алек­ сей Муратов с братьями и другие крестьяне, которых легко отыс­кать в списках 1723 года. Бежали и дети Ивана Решетникова, того единственного добровольца, о котором упоминалось ранее. Кроме илимских крестьян там же среди беглецов названы 33 человека из Томска, 6 человек из Енисейска и 7 «старопосе­ленных» (Россыпь, № 130, св. 14). Сохранилось письмо из Илимска в Усть-Кутский острог, по­ меченное 10 мая 1736 года, в котором сообщается, что из Ир­кутска велено сыскать беглых с Нерчинских заводов мастерских детей, подьячих и крестьян; к этому добавляется: «чтоб вы, при­казчики, вышеобъявленных нерчинских крестьян всяк своего ве­домства сыскивали, а сыскав, присылали в илимскую канцеля­рию». Списка, приложенного к этому письму, не сохранилось. Невольно возникает вопрос, не дожили ли до настоящего времени потомки первых переселенцев из Илимского воеводства в тех местах, куда они были некогда переведены? По наведенным справкам оказалось, что в с. Дурой Быркинского района поло­вина крестьян носит фамилию Былковых. Хлебный обротчик Иван Былков и пашенный крестьянин Леонтей Данилов Былков были отправлены из Братского острога. В Борзинском районе в ряде сел распространена фамилия Тюкавкиных. Егор Тюкавкин пере­селился из Ново-Удинской слободы. В с. Ново-Цурухайтуй на р. Аргуни есть коренные жители Поляковы. Пашенный крестья­нин Петр Поляков уехал в 1723 году из Илимского острога. За Байкалом хорошо известен партизан Погадаев, по его имени на­ зван один из крупных совхозов, в Нерчинске эта фамилия встре­чается до сих пор. Пашенный крестьянин Василий Погадаев пе­реселился в Дауры из Яндинского острога. В Нижне-Илимском районе до сих пор живут Погадаевы и есть деревня Погадаева. Значит, с большой долей вероятности можно допустить, что переселенные свыше 200 лет тому назад на пашню к серебропла­вильным заводам пашенные крестьяне Илимского воеводства не затерялись бесследно и что потомки некоторой части их продол­жают благополучно здравствовать и доныне».­


«Можно отметить, что среди бежавших в Даурскую землю пашенных крестьян в 1655— 1656 годах нет ни одного из тех, кто был в списке черкасов 1644 года. Из общего числа 22 кре­стьян, бежавших в Дауры, только три человека было ссыльных крестьян и черкас. Бежали, конечно, холостые. Из семьи Попо­вых бежал Лучка, а брат его Демьянка остался».

---
Ищу место рождения-
Мой пращур Ондрюшко Нечаев-1658 г.р, упомянут в 1696 г. как КАЗАК Илимского уезда, его сын :Иван 1689 г.р.

← Назад    Вперед → Страницы:  1 2 3 4 5 6 7 8 Вперед →

Модератор: osokina-galina
Вверх ⇈