Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   СТРАНЫ И РЕГИОНЫ »   Российская Федерация »   Россия, Приволжский округ »   Нижегородская область »   Ардатовский уезд »   Кошелиха (Камкина)
RSS

Кошелиха (Камкина)

история села


  Вперед>>Страницы: 1 2 3 4 5 ... ... 13 14 15 16 17 18 [ >>>>>> ]
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb, Тонышев Сергей, McLoud
Rurikid
Долгожитель форума

Rurikid

Сообщений: 964
Регистрация: 2013
Рейтинг: 293 

История села Кошелихи


Кошелиха до начала XIX в. носила название Камкина. Причем на старинных картах Кошелиха обозначена как "Камкина Мордовская", а современная д. Комкино как "Камкина Русская". Своими названиями населенные пункты вероятно обязаны мордвину Камке, жившему в этих краях в XVI веке. В Арзамасских поместных актах в документах за 1578, 1585, 1612 гг. при размежевании земель вдоль рек Пузы и Сатиса участвуют камкинские мордва Канес Камкин, Кирдян Вечкинзин и татары Сабай Кирдянов, Розбахта Телевлеев, Сюндюк Телевлеев и прочие.

То есть достоверно известный нам возраст села составляет 400-450 лет. Но к началу переписей местных жителей это был уже сложившийся населенный пункт с постоянным населением, которое платило налоги, то есть в действительности возраст поселения должен быть намного больше.

Среди памятников старины можно выделить «Городок» возле села Кошелихи, укрепленный валом и рвом. Археологи относят его к памятникам городецкой культуры (1200 г. до н.э. – 500 г. до н.э.). А в более древние времена, около десяти тысяч лет назад, здешние края заселяли первобытные охотники-собиратели, о чем свидетельствуют обнаруженные стоянки на территории села.

В XVII веке деревня Камкина (Дмитриева тож) входила в мещерское княжество - Саконский беляк, управляемое татарскими мурзами. На этой земле располагались мордовские бортные ухожеи (леса, в которых занимаются пчеловодством). Среди местных жителей бортничество было основным занятием, с каждого дерева-борти платился налог мёдом в казну.

Во времена Смуты в начале XVII века деревня подверглась разорению со стороны разбойничьих шаек, местные жители разбежались по разным селениям, и в 1620-м году из Москвы были присланы дозорщики с заданием собрать людей на прежнем месте, с чем они успешно справились, а в 1628 г. Камкина указана в писцовых книгах как жилая деревня.

9 октября 1670 года у села Кременки произошло крупное сражение разинских повстанцев с царскими войсками, в котором с обеих сторон участвовало по несколько тысяч человек. К повстанцам примкнули многие жители окрестных селений, вероятно среди них были и жители деревни Камкины, но, в конечном счете, разинцы потерпели сокрушительное поражение.

В писцовой книге 1677 года в деревне Камкине на реке Пузе числится мордовских четырнадцать дворов, людей в них двадцать четыре человека (мужского пола), да нетяглых вдовьих два двора, да пустых девять мест дворовых. Многие жители после поражения разинского восстания разбежались в поисках лучшей доли по разным уголкам страны. Часть из местных жителей возможно примкнула к Донскому казачеству, о чем косвенно свидетельствует сходство нравов и быта здешнего населения и казаков, ведь на Дон и до этого уходило много людей из Мещеры.

В XVII веке среди жителей деревни встречаются преимущественно татарские и мордовские имена (Сабай, Теребердей, Сюндяй, Булат, Виртян, Суродей, Мамкай, Ямбай и т.д.), хотя русские имена также присутствуют.

В XVIII веке Камкина была уже дворцовой деревней, то есть принадлежала не помещику, а царской семье. Экономическое положение дворцовых крестьян было несколько лучше по сравнению с частновладельческими крестьянами, их повинности были легче, они пользовались большей свободой в своей хозяйственной деятельности. Деревней управлял избранный из местных мордовских жителей староста, но это не мешало чиновникам жестоко взыскивать недоимки с должников, выставляя их босыми на мороз.

Во второй ревизии указано, что в период с 1721 г. по 1744 г. смертность в деревне Камкиной превышала рождаемость, многие жители убегали из деревни в поисках лучшей доли, причем иногда целыми семьями. Вероятно сказывались большие денежные поборы чиновников с относительно небогатого местного населения.

На карте 1724 года деревня указана как два рядом стоящих посёлка – в нагорной части располагалась «Камкина», а ближе к лесу – «Кошелевка».

В 1724 году в деревню Камкину переселили около сотни крестьян из деревни Сыресевой, что на треть увеличило число местных жителей.

В 1731 г. был крещен мордвин д. Камкиной Федор Васильевич Догада духовником Ея Величества архимандритом Варлаамом, затем крестились дети и свойственники Федора, а потом и многие жители деревни пожелали креститься и иметь православную церковь.

В 1741-1742 г.г. языческое население д. Камкиной, следовавшее до той поры мордовским традиционным обрядам, крестилось в православие. Этому также немало способствовал миссионер Антип Мартинианов – священник московского Архангельского собора, проповедовавший христианское учение среди здешней мордвы около года. Также новокрещенам от правительства были предоставлены налоговые льготы и освобождение от рекрутчины на три года.

Благополучный пример д. Камкиной повлек за собой крещение других мордовских деревень: Большого и Малого Макателемов, Кардавиля, Корина, Понетаевки.

Таким образом, православие пришло в этот край мирным путем, в отличие, например, от Терюшевской волости, где произошли кровопролитные стычки мордвы с правительственными войсками, и крещение имело насильственный характер.

В 1744 г. в деревне Камкиной проживала в основной массе уже крещёная мордва, небольшое количество русских крестьян, а также местные бортники.

В период с 1740-х по 1760-е годы в Камкину переселили около двадцати крестьян из деревни Атемасовой.

С момента крещения и до 1855 года население деревни Камкины (Кошелихи) входило в приход церкви с. Павлово (располагалось на дороге от д. Лихачей до с. Суворова) Ардатовского уезда, что вызывало недовольство у прихожан из-за дальнего расстояния (около 10 км), что препятствовало посещению служб и отправлению религиозных обрядов.

В 1794 г. крестьяне д. Камкиной ходатайствовали о постройке за свой счет каменной церкви в деревне, но им в просьбе было отказано из-за малого числа приходских дворов.

5 апреля 1797 года деревня Камкина указом императора Павла I была пожалована действительному тайному советнику, сенатору - Михаилу Фёдоровичу Соймонову.

Род Соймоновых был влиятельнейшим на тот момент времени. Отцом Михаила Фёдоровича являлся Фёдор Иванович Соймонов - "птенец гнезда Петрова", выдающийся отечественный гидрограф и картограф, сибирский губернатор, сенатор, честный по службе, борец с произволом и растратами. Всего добившийся своим трудом и усердием, в том же духе он воспитал своих сыновей. Его сын Михаил Фёдорович был известным естествоиспытателем и государственным деятелем, крупным организатором горного производства и горно-геологической службы, один из устроителей высшего образования в России, президент Берг-коллегии.

В первой половине XIX века д. Камкина на картах и в документах меняет свое название на "Кошелиха", "Кошелева".

В 1804 году Михаил Фёдорович умирает бездетным, а Кошелиха со всеми крестьянами переходит по наследству его племяннику - Владимиру Юрьевичу и племянницам Анне, Марии и Любови Юрьевным Соймоновым. На какое-то время село оказывается разделенным между разными владельцами, хоть это длилось и не долго. Немногочисленную часть крестьян отпускают на волю, но подавляющее число переходит во владение сенатора, тайного советника, деятеля по горному делу - Соймонова Владимира Юрьевича.

В 1825 году Владимир Соймонов скончался, а в права владения Кошелихой вступают его сыновья - Александр и Михаил.

Вскоре Михаил Владимирович Соймонов становится единственным владельцем села. О его успехах на государственной службе почти ничего не известно, зато он много радел о Кошелихе, став единственным помещиком, постоянно проживавшим в этом селе. Во время его проживания Кошелиха с 1830-х годов в документах именуется сельцом, т.е. поселение, в котором есть дом помещика. В Кошелихе также проживали его жена Дарья Александровна и дочь Анна.

Михаил Соймонов организует в селе диковинное дело - строит свеклично-сахарный завод, на котором трудится более 20 крестьян и производится 16 тонн сахара в год, принося помещику от 1000 до 3000 рублей серебром годового дохода. На тот момент производство сахара из свёклы только осваивалось в России, на всю Нижегородскую губернию было 2-3 завода. Вероятно, пришлось завозить специалистов из-за рубежа, в это время в Кошелихе проживает "немец". Что характерно для времени жизни Михаила Владимировича в Кошелихе - это небольшое количество дворовых людей, около десяти человек. Это говорит о довольно скромных по тем временам нравах помещика.

В 1855 году в Кошелихе была построена деревянная церковь в честь Михаила Архангела (Пресвятой Живоначальной Троицы) по ходатайству помещика Соймонова Михаила Владимировича, с этого времени деревня стала селом. Престольным праздником в Кошелихе установился день Михаила Архангела.

В 1860 году в Кошелихе из 440 душ мужского пола 208 несли тягловую повинность в виде барщины или оброка. Величина денежного оброка составляла 11 руб. 43 коп. с тягла. Всех дворовых людей к этому времени помещик отпустил на волю. У крестьян на каждую душу в пользовании было 0,31 дес. усадебной земли и 2,5 дес. - пахотной, а также сенокосные луга. Часть земли отводилась под коноплянники. Крестьянам дозволялось пользоваться для своих нужд лесом. Помимо тягла крестьяне для помещика были обязаны обрабатывать в двух полях 66 дес. пашни, убирать сено, привозить 2000 возов навоза, рубить и перевозить за три версты 624 куб. саж. дров.

На долю Михаила Соймонова выпало раскрепощать кошелихинских крестьян в 1861 году.

Михаил Владимирович прожил долгую жизнь, разменяв девятый десяток лет, он скончался в 1890-х годах. Не имеется сведений где он был похоронен, возможно где-нибудь на родовом кладбище в других краях. В любом случае, селу Кошелихе он посвятил значительную часть своей жизни, лично участвуя и сопереживая её судьбе.

Таким образом, за то время, что было помещечьим селом, Кошелиха не знала других помещиков, кроме Соймоновых.

При Соймоновых население села выросло в полтора раза, была построена церковь и завод, гуманное отношение к крестьянам видно из того, что часто дворовых людей отпускали на волю. Бывало, правда, что помещики переводили некоторых крестьян из Кошелихи в другие свои поместья: с. Дубовку Ардатовского уезда, с. Тарычёво Подольского уезда Московской губернии, с. Колодезь Винского уезда Орловской губернии. Крестьян также могли сослать в Сибирь или отдать в рекруты.

Хочется отметить, что дочь М. В. Соймонова - Анна, в 1860-м году (еще до отмены крепостного права) стала крёстной матерью у ребёнка дворового человека с. Хозина (крепостного крестьянина), явив этим поступком образец любви к ближнему и равенства всех людей перед Богом.

В конце XVIII - начале XIX века в документах появляются первые крестьянские фамилии, в основном у отставных солдат с. Кошелихи, хотя в устной форме они могли существовать и ранее.

В ревизских сказках и метрических книгах упоминаются следующие фамилии:1802 г. - Сустатов, 1803 г. - Князев, Породеев, Цеганов, Суров, Сундуков, Данцов, 1804 г. - Муянов, 1806 г. - Дорошкин, 1808 г. - Малюткин, Глухов, Матвеев, Едров, Грачев, Пятков, Ермачиха, Князков, Рузуваеха, 1809 г. - Карасев, 1810 г. - Чумиков. У остальных крестьян фамилии не указаны. В 1858 г. уже большинство крестьян записаны с фамилиями: Клейменов, Баранов, Данцов, Губочкин, Рябов, Пузанов, Юрков, Оксюхин, Муянов, Карасёв, Хазов, Трошин, Пурескин, Прокуданов, Сустатов, Кочетков, Прописнов, Костин, Утков, Кряков, Зрилин, Князев, Чугин, Пырунов, Пятков, Суров, Булатов (Абрамов), Родин, Чумиков, Королев, Беляков, Буслаев, Лазарев, Ошкеев, Молостов, Шмаров, Аронов, Соколов, Грачев, Козин, Панин, Малахов, Булданин, Чернышов, Уркачев, Сморчков, Ванюгин, Фролов, Хохлов, Сундуков, Медведев, Лимонов, Корчаков, Солтанов (Султанов, Елизаров). Остальные фамилии формируются во второй половине 19 века.

После отмены крепостного права для многих кошелихинцев основным промыслом, помимо земледелия, стало портняжничество. Развитию этого промысла послужило наличие в этих краях крупных суконных фабрик графини Толстой в селах Елизарьеве, Круглых Панах и Яковлевке. После закрытия фабрик промысел принял отхожий характер – крестьяне уходили шить одежду за десятки километров в Тамбовскую и Пензенскую губернии (территория современной респ. Мордовии). Кроме портняжества, крестьяне, остававшиеся дома, занимались еще возкой дров и другими несложными работами.

В 1869 г. в селе Кошелихе в крестьянских хозяйствах содержалось 170 лошадей, 168 коров, 568 голов мелкого скота.

1 октября 1884 г. в Кошелихе открыто земское училище с трёхлетним курсом обучения. Одними из первых педагогов были: законоучитель Золотницкий Николай Андреевич, учителя Золотницкий Виктор Андреевич и Монахова Елизавета Ивановна, помощница Золотницкая Мария Ивановна.

В 1890-е годы начато строительство каменной Троицкой церкви с приделом в честь Николая Чудотворца, которая была достроена в 1901 году. Сбор средств на строительство церкви велся стараниями местного священника Золотницкого Николая Андреевича. Жертвователями на нужды постройки храма выступили Протоиерей Кронштадтского собора о. Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадский), дворянка Агапия Павловна Полуектова, потомственный почетный гражданин Иван Михайлович Рукавишников и нижегородский купец Иван Александрович Иконников.

При проведении переписи 1897 года все жители села Кошелихи указаны православного вероисповедания.

В селе до революции было несколько заводов: сахарный завод Соймонова (середина XIX века), лесопилка промышленника Ашанина (с 1902 года, на территории современного поселка Прибрежный), а также несколько ветряных мельниц («Матырова», «Федоткина»).

В 1910-е годы много семей из Кошелихи переселились на более плодородные земли, основав поселок Виноградовку (ныне в Ардатовском районе).

В 1913-1915 годах пензенскими промышленниками братьями Ашаниными в Кошелихе был построен Николаевский спиртзавод № 17. Национализированный в советское время, завод давал продукцию до конца 1980-х годов.

Также в 1920-30-е годы на окраине села в местности под названием "Горонья" кошелихинцы занимались производством кирпича.

В 1927 году образовано три колхоза: "Красный Октябрь", "Новый Путь", "Память Чкалова", которые в 1950 г. объединены в колхоз "Красный октябрь".

Добрую память кошелихинцы сохранили о председателе колхоза «Красный Октябрь» - Иване Петровиче Мелешкине, который был сыном батрака, но человеком трезвым и рассудительным, сумевшим добиться хороших результатов на своей должности.

В годы Великой Отечественной войны уроженцы села доблестно сражались на фронтах с фашистскими захватчиками. Более ста кошелихинцев погибли, защищая Родину.

Колхозники с. Кошелихи принимали участие в подготовке линии обороны под г. Муромом, а по окончании войны коллективы колхозов были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

В 1942 г. создан откормочный пункт свиней.

В 1959 г. образован откормочный совхоз "Кошелихинский".

В 1960-70-х годах село электрофицировано, хотя на спиртзаводе электричество было со дня основания.

В конце 1970-х - начале 1980-х построен железобетонный мост через реку Пузу.

На сегодняшний день в селе действуют Кошелихинская основная школа, почта, фельдшерский пункт.


* * * * *


Численность населения Кошелихи:



1628 г. - 24 тяглых чел.;
1641 г. - 46 тяглых чел.;
1646 г. - 52 тяглых чел.;
1677 г. - 24 тяглых чел.;
1719 г. - 49 чел. муж. пола;
1721 г. - 119 чел. муж. пола;
1723 г. - 177 чел. муж. пола;
1724 г. - 169 чел. муж. пола;
1744 г. - 94 чел. муж. пола;
1762 г. - 288 чел.;
1782 г. - 502 чел.;
1834 г. - 935 чел.;
1851 г. - 877 чел.;
1859 г. - 1028 чел.;
1886 г. - 1078 чел.;
1895 г. - 1205 чел.;
1897 г. - 1178 чел.;
1900 г. - 1336 чел.;
1916 г. - 1999 чел.;
1925 г. - 1454 чел.;
1959 г. - 2204 чел.;
1989 г. - 814 чел.;
2001 г. - 643 чел.;
2002 г. - 549 чел.;
2010 г. - 413 чел..


* * * * *


Источники сведений по истории села Кошелихи:


Дозорная книга д. Камкиной, первая половина XVII века (РГАДА, Ф. 1209, оп. 154i, общий номер 7060, д. 158)

Писцовая книга Арзамасского уезда (1628 г.) (перепись населения деревни Камкиной проводилась, но в архивах мной не обнаружена)

(РГАДА, Ф. 1209, оп. 1, д. 7043, 7055)

(ЦАНО, Ф. 2013, оп. 602 а, д. 22)

(РГАДА, Ф. 350, оп. 2, д. 105)

(РГАДА, Ф. 1601, оп. 1, д. 496 )

(РГАДА, фонд 350, оп. 2, д. 147 )

(ЦАНО г. Н. Новгород, фонд 60, оп. 239а, д. 15 т. 1, л. 230-261)

Ревизская сказка д. Камкиной (1795 г.) (в архивах мной не обнаружена)

(ЦАНО г. Н. Новгород, Ф. 60, оп. 239а, д. 463, л. 394-412)

Ревизская сказка д. Кошелихи (1816 г.) (ЦАНО, Ф. 60, оп. 239А, д. 597 т. 1, л. 31-35)

Ревизская сказка д. Кошелихи (1816 г.) (ЦАНО, Ф. 60, оп. 239А, д. 598 т. 1, л. 414-416)

(ЦАНО г. Н. Новгород, Ф. 60, оп. 239А, д. 599 т. 1, 465-508)

(ЦАНО г. Н. Новгород, Ф. 60, оп. 239А, д. 1099 т. 1, л. 587-635)

(ЦАНО г. Н. Новгород, Ф. 60, оп. 239А, д. 1601 т. 1, л. 192-241)

(ЦАНО г. Н. Новгород, Ф. 60, оп. 233, д. 1969)

(ЦАНО г. Н. Новгород, Ф. 60, оп. 233, д. 1970)

Метрические книги с. Павлова (1802-1860 гг.) (ГАНО г. Арзамас, Ф. 127)

Метрические книги с. Кошелихи (1855-1918 гг.) (ЦАНО г. Н. Новгород, Ф. 570, оп. 10)





Исповедные ведомости церквей с. Павлово (1740-1850-е гг.), с. Кошелихи (1850-60-е гг.) (ЦАНО, г. Н. Новгород, Ф. 570, оп. 559А)



(ЦАНО, фонд 570, опись 555, дело 63 за 1794 г.)



(ЦАНО, фонд 570, опись 558, дело 216 за 1852 г.)

(ЦАНО, фонд 5, опись 3, дело 25)



(ЦАНО, Ф. Р-1679, оп. 2, д. 1019)

(ГКУ ГАНО г. Арзамас, фонд 3, опись 1, дела 48, 69)



(ГКУ ГАНО г. Арзамас, Ф. 158, оп. 2, д. 631)

(ГКУ ГАНО г. Арзамас, Ф. 104, оп. 1, д. 94)

(ГКУ ГАНО г. Арзамас, Ф. Р-997, оп. 1, д. 27)









Документы Кошелихинского лесописльного завода № 27 (ЦАНО г. Н. Новгород, Ф. Р-411)

Документы Кошелихинского лесопильного завода (1919-1925 гг.) (ГАНО г. Арзамас, Ф. Р-71)

Документы Кошелихинского винокуренного завода (1925-1934 гг.) (ГАНО г. Арзамас, Ф. Р-902)

Газеты Первомайского района: "Первомайский коммунар", "Коммунар", "Районный вестник" (с 1930 г. по наст. время) (Первомайская библиотека)

Документы Кошелихинского сельсовета (с 1920 г.), среди них есть похозяйственные книги на крестьян с. Кошелихи (архивный отдел администрации Первомайского района, Ф. Р-32)

Документы Кошелихинского сельпо (1937-1954 гг.) (архивный отдел администрации Первомайского района, Ф. Р-62)

Документы колхоза "Красный Октябрь" (1930-1959 гг.) (архивный отдел администрации Первомайского района, Ф. Р-67)

Документы совхоза "Кошелихинский" (1930-2000 гг.) (архивный отдел администрации Первомайского района, Ф. Р-134)

Документы откормочного пункта с. Кошелихи (1940-1959 гг.) (архивный отдел администрации Первомайского района, Ф. Р-59)


* * * * *


Буду признателен за любые воспоминания, документы, фотографии, связанные с историей села Кошелихи


Краевед Сергей Козин



Прикрепленный файл Буфер обмена01.jpg
TatianaLGNN
Модератор раздела

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 20015
Регистрация: 2003
Рейтинг: 4686 

Спасибо большое

---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
Rurikid
Долгожитель форума

Rurikid

Сообщений: 964
Регистрация: 2013
Рейтинг: 293 

Кошелихинское городище


По письменным источникам мы можем проследить историю Кошелихи начиная с 16-17 веков. Тогда деревня называлась Камкиной (Дмитриева тож), и упоминается как мордовское поселение, расположенное по обе стороны речки Пузы. То есть достоверно известный нам возраст села составляет 400-450 лет. Но к началу переписей местных жителей это был уже сложившийся населенный пункт с постоянным населением, которое платило налоги, то есть в действительности возраст поселения должен быть намного больше. Вот здесь уже мы переходим в область предположений и догадок. На помощь в данном вопросе к нам приходит археология, которая свидетельствует о древнем характере поселений в нашем крае. Примерно десять тысяч лет назад отступил ледник, оставив на нашей земле множество огромных гранитных валунов, принесенных им в свое время со Скандинавского и Кольского полуостровов. По следам отступающего ледника на эти земли перемещались кочующие охотники. В то время на территории Поволжья водились мамонты, шерстистые носороги, большерогие олени, овцебыки. На территории села Кошелихи были обнаружены стоянки древних людей эпохи неолита, кремниевые скребки, осколки керамики того времени. На месте бывшего сельсовета при строительстве дороги на ул. Чкалова было обнаружено старое, предположительно средневековое мордовское кладбище, правда оно не было исследовано археологами, его датировка не проводилась. Но особенный интерес представляет городище на высоких холмах над речкой Пузой (так называемый «Городок») исследованное археологом В.Н. Мартьяновым в 1982 году. Городище являет собой прямоугольную площадку, которая в древности была обнесена частоколом, а с напольной стороны укреплена валом и рвом. Археологи считают городище памятником городецкой культуры, относящимся к раннему железному веку (1200 г. до н.э. – 500 г. до н.э.). Городецкие племена изначально проживали на реке Дон, откуда их вытеснили скифы. Часть из них перешла на реку Оку, а другая – в Саратовское Поволжье. Этот народ занимался охотой, рыболовством, бортничеством, скотоводством, подсобным мотыжным земледелием, поддерживал связи со скифами, племенами дьяковской культуры, а для охраны стада и жилищ возводил неприступные городища. По мнению большинства отечественных ученых эти племена в дальнейшем сыграли существенную роль в формировании древнемордовских племен. То есть можно предположить, что население «Городка» в какой-то момент расселилось по окрестностям, приняв участие в формировании коренного населения этих мест – мордовского племени эрзя, то есть наших предков. Интересно, что в памяти кошелихинцев до сих пор сохраняется образ древнего городища, а место, где оно располагалось, известно местным жителям как «Городок». Возможно, это связано с тем, что городище все еще было заселено в не очень далеком прошлом. Саровские монахи в 18 веке записывали со слов татар, что в «Городке» на речке Пузе какое-то время проживал татарский мурза. Других городищ на речке Пузе археологами обнаружено не было. К сожалению, не имеется письменных источников, дающих представление о населении Кошелихинского городища и о том, когда оно пришло в запустение, возможно в будущем археологи дадут нам ответ на этот вопрос. Но именно около этого древнего городища возникла большая мордовская деревня Камкина, ныне известная как село Кошелиха, так что этот «Городок» - часть нашей с вами истории.

Автор: Сергей Козин

Прикрепленный файл image (7).jpg
Rurikid
Долгожитель форума

Rurikid

Сообщений: 964
Регистрация: 2013
Рейтинг: 293 

Старая Кадомская дорога рядом с селом Кошелихой (Камкиной)


В документах 16-17 веков упоминается Старая Кадомская дорога. Эта дорога вероятно существовала здесь еще с более древних времен и связывала между собой мордовские поселения, а также по ней перемещались золотоордынские военные отряды. В районе д. Рузаново (древнее мордовское поселение) дорога раздваивалась, одна часть её шла на Арзамас, другая на Шатки. Вдоль дороги существовала группа городков-твердей (обозначены на карте жёлтыми кружками), в которых вероятно несли службу по охране дороги и границы служилые татары. Одна из таких застав находилась между с. Кошелихой и д. Комкино - местные жители называют это место "Городком". Ещё в 17-18 веке саровские монахи записали легенду, где сказано, что в городке на реке Пузе проживали татарские мурзы. Предком этих мурз указывали хана Бехана, правившего в Сарове (Сараклыче), являвшегося военноначальником или родственником Чингисхана. С падением Казани и расширением границ Русского государства значение дороги и городков снизилось, служилые татары частью вернулись в южные края ("уехали на реку Кадад" в современной Пензенской области), а частью смешались с местным мордовским населением. В 17 веке среди населения Кошелихи встречаются преимущественно татарские и мордовские имена, хотя русские имена также присутствуют. Таким образом, можно заключить, что Кошелиха в древности (до 17 века) располагалась недалеко от оживленных дорог, а часть населения могла выполнять охранную службу на торговых путях, в мирное время занимаясь пчеловодством, охотой и рыбной ловлей в богатых здешних лесах и реках.

Автор: Сергей Козин

Прикрепленный файл image (8).jpg
Rurikid
Долгожитель форума

Rurikid

Сообщений: 964
Регистрация: 2013
Рейтинг: 293 

Бой разинцев под Кремёнками 9 октября 1670 года


Весной 1670 года началось восстание крестьян под предводительством Степана Разина. Восстание охва­тило большую часть территории России, перекинулось на Ниже­городскую губернию и дивеевскую округу. 26 сентября 1670 года к подавлению крестьянских волнений под Арзамасом приступил воевода князь Юрий Долгорукий. Он привел с собой из столицы пешие и конные воинские части. 10 октября 1670 года Юрий Дол­горукий в письме к царю сообщает показания перебежчика от восставших Обросимки Мартынова; «Пришли воровские люди (то есть разинцы) от Темникова в Кадомский уезд в вотчину Ивана Замятина сына Леонтьева в село Кременки, от Арзамаса за 30 верст, и собирают из многих уездов для воровста русских людей и мордву, и, собрав, хотят приходить под Арзамас».

В первых числах октября в Кременках собралось большое число восставших. Сюда после взятия Саранска прибыл отряд в 500 человек под водительством разинского есаула Андрея Осипова. Вслед за первым отрядом прибыл второй в 200 человек под командой атамана Данилы Сидорова. К восставшим прим­кнули жители Кременок. Сюда потянулись крестьяне из сосед­них населенных пунктов. Из села Страхово-Пуза (Суворово) к повстанцам при­была делегация в десять человек. Делегация привезла с собой бочку вина и заявила разинским атаманам, что к ним готовы примкнуть 200 пузинских крестьян. «Буде же двухсот мало, то пойдут все», - заверила восставших делегация. Всего из сосед­них селений к разинцам, обосновавшимся в Кременках, примкнуло 300 окрестных крестьян. Сюда же из Темникова под водительством Исая Фадеева подошел отряд численностью в 500 человек.

Через Кременки в те времена шла большая дорога от Ка­симова в Арзамас. Разинцы намеревались подойти по ней к Арзамасу и ударом взять город. Обеспокоенный намерениями восставших, Юрий Долгорукий послал под Кременки отряд регулярных войск под командованием думного дьяка Федора Леонтьева. Отряд состоял из пеших и конных подразделений, усиленных артиллерией.

9 октября 1670 года у села Кременки произошла кровавая битва. Под натиском регулярных войск не обученные воинско­му искусству разинцы дрогнули. Многие бросились наутек. Но не все. Большой отряд восставших укрепился во дворе стольни­ка Андрея Замятина и решил биться до конца. Укрепившихся во дворе стольника приступом склонить к бегству не удалось. Не имела успеха и артиллерия. Тогда двор был подожжен. Пос­ле этого некоторые повстанцы, прорвав окружение, бежали, а часть разинцев погибли в огне.

В три часа дня на помощь бившимся крестьянам в Кре­менки из окрестных селений прибыл отряд в 2000 человек. Но помощь опоздала. Тогда прибывшие решили напасть на обоз правительственных войск. Однако к этому времени из села уже была выведена часть подразделений, которые и вступили во вторую битву у обоза. Про этот бой Юрий Долгорукий сообщал царю: «Ратные люди всех воровских казаков тех побили, а жи­вых на тех боях взяли 50 человек, да 10 знамен». Немалые поте­ри понесли и правительственные войска: многие ратники были ранены, в том числе и подполковник Василий Вшеславцев. Осо­бой грамотой из дворца полковому воеводе Юрию Долгоруко­му и воеводе Федору Леонтьеву была выражена похвала.

У суходольной речки Шеклейки, между Кременками и Елизарьевом высится в поле овеваемый летними ветрами и зим­ними вьюгами пологий холм. Окрестные старожилы говорят, что это братская могила погибших в битве при Кременках ра­зинцев. Тех, которые бились в селе, и тех, которые опоздали с подмогой и сражались у обоза правительственных войск.
Поражение разинцев в Кременках не означало прекраще­ния волнений. Восставшие еще ряд месяцев действовали в ок­рестностях Темникова, Вознесенска, Кадома и в других местах.

(Из книги В.И. Карпушова "Пять веков Дивеевской земли")

С этой битвой связана местная легенда о возникновении Источника Явления Божией Матери в селе Кременки, в которой Святая Дева Мария указала людям неисчерпаемый источник родниковой воды для омовения тел погибших воинов.
Rurikid
Долгожитель форума

Rurikid

Сообщений: 964
Регистрация: 2013
Рейтинг: 293 

О крещении жителей мордовских деревень Камкиной (Кошелихи), Большого и Малого Макателемов, Кардавиля, Понетаевки и Корина дворцовой ясашной волости Арзамасского уезда.


20 июня 1731 г. архимандрит Варлаам (духовник императрицы Анны Иоанновны) в Московском Богоявленском монастыре крестил мордвина Федора Васильевича Догаду, из Арзамасского уезда, деревни Камкиной (прежнее название Кошелихи). Отпуская домой Федора Васильевича, архимандрит просил его обратить в православную веру всех родственников и соседей. Возвратясь домой, Догада исполнил завещанное о. архимандритом. В том же году у него дома крестились дети и «свойственники» — всего 9 человек. Позже Федор Васильевич писал, что обратил в православие «и прочих, живущих близ оных наших деревень дворян и крестьян».

В 1739 году Догада писал императрице, что архимандрит Варлаам, отпуская его домой, дал ему письмо, но о содержании письма Федор Васильевич ничего не говорил. Вполне возможно, что в письме отец Варлаам обращался к родным и знакомым Догады с увещанием принять Святое Крещение. Письмо архимандрита возымело свое действие. Догада с радостью сообщал: «...А ныне оной же волости мордва, познав путь ко спасению, желают многие восприять православно-кафолическую веру и святое крещение».

Следствием прошения Федора Догады стал указ от 1 мая 1740 года о крещении мордвы, о посылке к ним ученого священника и о постройке деревянной церкви с утварью и серебряными сосудами от Арзамасской провинциальной канцелярии из неположенных в штат тамошних доходов, а также в отливке в Москве для той церкви из казенной меди трех колоколов в 10, 5 и 3 пуда.

2 мая 1740 г. Святейшим Синодом определено: 1) для крещения мордвы послать из Москвы ученого священника, к тому делу способного и жития состоятельного, и требовать от Сенатской Конторы, по определению Московской Синодальной Канцелярии, денег на прогоны и содержание священника; 2) в переводчики архимандриту Арзамасского Спасского монастыря Иоасафу определить 2-х церковников, знающих мордовский язык, а для охранения требовать конвой от Арзамасской провинциальной канцелярии; 3) о крещенных представлять в Святейший Синод ежемесячные ведомости; 4) по окончании крещения прислать генеральную ведомость и возвратиться в Москву; 5) епископу Нижегородскому Иоанну определить для наблюдения над новокрещенными ближайшего сельского священника, который бы рапортовал ежемесячно; 6) церковь деревянную построить, где Арзамасский архимандрит и провинциальная канцелярия запристойно рассудят, освятить и священника, знающего мордовский язык, определить.

11 июля 1740 г. ведением из Сената сообщено: 1) при постройке церкви смотреть и деньги держать на то, чего мордва сами заготовить не могут и сделать не умеют, а именно – на наем мастеровых людей и на покупку потребных материалов, кроме лесу, и на иконостас и на письмо св. икон и прочее украшение без излишества; строить оную невеликого здания, но такую, как от Святейшего Синода будет определено; леса могут сами заготовить, а книгами церковь может быть удовольствована от Святейшего Синода; 2) церковную утварь, ризы и проч. Сделать не из дорогих материй, - праздничные из шелковых, повседневные из бумажных, - сосуды невеликого веса, не больше 1 ½ фунтов; 3) колокола отлить и выдать без удержания; 4) о льготах для новокрещенных будет решение, когда известно будет число обратившихся.

25 июля 1740 г. Святейший Синод определил построить церковь по примеру уже построенных, о книгах позаботиться Московской Синодальной Канцелярии, а о числе новокрещенных епископу Нижегородскому прислать ведомости.

Из доношения Нижегородской духовной консистории видно, что Арзамасский архимандрит Иосаф уехал по делам монастырским в Москву, а судейское правление поручил Арзамасскому поповскому старосте Воздвиженскому попу Якову Афанасьеву, который рапортовал, что для учения и обращения к вере и крещения мордвы отправлены, по выбору градских священников, г. Арзамаса Троицкий поп Яков Афанасьев и из дворцовых волостей разных сел три церковника, а что ими сделано, о том рапорта и ведомостей не прислано, и об оном его, архимандрическом, також и по прочим указам о разных самонужнейших же ведомостей и репортов неотрправлении учинен экстракт со мнением и представлен его преосвященству 6 октября, токмо, за приключившеюся тяжкою болезнью, его преосвященство слушать и подписать не изволил, а приказал представить Святейшему Синоду.

В экстракте о неотправлении архимандритом Иоасафом по посланным ему указам и о самовольной его отлучке в Москву показано: 25 авг. 1740 г. самовольно уехал в Москву, ничего не сделав по обращению мордвы в православие; ничего не сделал по указам 1740 г. о присылке учеников в Арзамасские еллиногреческие и славянороссийские школы; - по делу об отправлении службы св. Александру Невскому; - об исповедовшихся и неисповедовшихся; - о небывших у присяги; - о взятых в службы во время разбора. Справка с указами 19 марта 1719 г., 27 янв. 1721 г., 5 авг. 1723 г., с Генер. Реглам. 4 гл. и 50. Мнение консистористов: архимандрит подлежит штрафу на госпиталь, возвращению из Москвы к немедленному исполнению всех дел и составлению требуемых ведомостей, о чем и распубликовать по епархии и приписным синодальной области городам и уездным местам для предосторожности и дабы неведением и простотою не отговаривались.

18 ноября 1740 г. Святейшим Синодом определено требовать из Москвы священника для отправления к мордве и подтвердить архимандриту Иоасафу об исполнении преждеуказанного.

Московская Синодальная Канцелярия, по сношении с Сенатскою Канцеляриею о содержании для отправляемого священника, 8 декабря отправила к мордве иерея Архангельского собора Антипу Мартинианова с выдачею ему 120 руб. годового жалования, 30 руб. подъемных, 10 руб. на расходы и 6 р. 8 к. прогонных.

22 декабря 1740 г. Нижегородские консисторы доносили, что священник с консистором объехали несколько мордовских деревень, но нигде не явилось склонных к восприятию крещения; в ведомости упоминается 23 деревни и 111 человек мордовских старост, сотников, десятников и рядовых.

7 января 1741 г. Святейший Синод сделал распоряжение, чтобы священник Мартинианов не уезжал от мордвы без позволения Святейшего Синода, увещевал мордву к крещению с крайним прилежанием и тщательным радением и желающих св. крещения, наставив и утвердя в православной вере, сподоблял с рапортованием о всем Святейшему Синоду.

7 марта 1741 г. священник Мартинианов доносил Святейшему Синоду: хотя всячески отчаянна была ослепленная суетным от предков своих и никакого основания имущим друг от друга принимательным преданием, и, как мнилось, от суеверия непревратимая и непреклонная к православной вере христианской мордва, однако ж ныне беспрестанным и повседневным прилежнейшим слова божественного от мене со всяких их понятием, яко простою речью проповедуемого и им со всякою ясностью показуемого, тщанием и достоверными доводами их суеверия и забабон, от глупых человек, а не от Бога преданных, искоренительными, так оная мордва с теплейшею любовью и ревностью св. крещение восприять пожелала, что из оных деревни Камкина все без остатку, от мала до велика, крайнее и ревностное желание объявили, из которых ныне мужеского полу до единого все св. крещение восприяли, а жены и дети их в сем следствующем времени крещены быть имеют, тако ж де и в прочих мордовских деревнях, хотя еще и не все, однако же многие являют свое ко св. крещению желание, ибо так проповедуемое слово Божие о едином истинном и все сотворившем Боге, в трех лицах сущем, о таинстве воплощения Христова, единаго лица от трех сущего, и нас ради на землю сошествии, о добродетелях нами здесь действуемых и за них воздаянии, о страшном будущем суде, о мздовоздаянии праведным и грешным, о вечном бесконечном неприемших св. крещения мучении и о невозможном, кроме христианской веры, спасении, которое единою верою во Христа при добродетельном житии стяжевается, с таковою ревностью и прилежнейшим вниманием слушают, что не токмо во весь день слушающее пребывают, но и некоторые из них даже до полунощи в домы своя не отходят; - и таковому их ревностному и со всеконечным желанием являемому усердию ко православной христианской вере препятством ныне суть прибывшие для выправления запущенные прежними времены пустотою доимки, которые, захватив их к себе, бьют без всякие пощады и милосердия и ставят босыми ногами на мороз и снег на многое время и тем от них к наставлению препятствуются и увещанию к православной вере не допускаются, ибо в таковых их немилосердных поступках обретающейся мордве палочное по ногам биение и на морозе босыми ногами стояние чувствительнейшее есть слова Божия, мною проповедуемого, чего для опасно, дабы в прежнее свое ныне наставляемая мордва не обратилась суеверие, ибо таковое немилосердие удобно может вспять их отторгнуть, и в таковом заблуждении пребывающей мордве толикии жестокие оных поступки во-первых виновны могут быть к вере христианской в необращении, и ежели ныне не прекратятся, то всячески после невозможно будет обратить их в христианское исповедание и безнадежны останутся; да к тому же еще и сие мнят, что ежели до крещения так, то по крещении жесточайше им иметь быть, яко оставяшим свою, по их мнению, веру и раздразнившим своих предков обращением к православию, и таковая видящи ныне им бываемая обещанного награждения получить отчаиваются, да к тому же помышляют и то, что деревне Камкиной, восприемшей св. крещение, никакого еще награждения не имеется, а во всем страждет. Священник Мартинианов просил заступления от жестокого обращения сборщиков недоимки и награждения новокрещенным д. Камкиной, по реестру 25 человекам.

10 марта 1741 г. Святейшим Синодом сообщено в кабинет Его Величества, что было бы справедливым и весьма полезным новокрещенных освободить от платежа недоимки и тем избавить их от жестокостей сборщиков.

Московская Синодальная Канцелярия сообщила в Сенатскую Контору об освобождении новокрещенных от платежа недоимки, ибо им, по указу 3 апр. 1731 г., как и в Казани, велено во всех государственных сборах и издельях давать льготы на 3 года и награждать крестами, рубахами и проч.

16 июня 1741 г. свящ. Мартинианов доносил о крещении остальных жителей д. Камкиной и прочих деревень, которых «со многими трудами едва возмогл увещевать, а иные не токмо слышать слово проповедуемого и увещания, но ниже меня самого видеть не хотят, бегают и кроются в лесах, а когда что случится услышать, уши затыкают» (в реестре 31 человек).

6 июля 1741 г. свящ. Мартинианов сообщал о крещении жителей 2-х деревень, причем добавлял, что «мордва д. Большого Макателема перво умышляли нас побить до смерти, а потом выгнали из деревни вон с бесчестием и великим руганием, - также мордва деревни Кардавиль, Понятаевки, Корина и проч., числом до 300 и больше, с дубьем, рогатинами и жердьми, в деревни свои не пустили и хотели побить до смерти, и едва возмогли уехать и гнались версты две, ажно за околицу, с криком, грозами и воплем великим; в котором крику было слышно «Ты де нас приехал крестить, вот де мы тебя окрестим, мы де тебе говорили, что к нам не езди»». Представляя генеральную ведомость о новообращенных, доносил о возвращении своем в Москву (в реестре 104 человека).

В Кабинете Его Величества положена была резолюция о применении к новокрещенным льгот в податях на 3 года и о подаче в Сенат ведомости о недоимке на восприявших св. крещение и на некрещеных. 30 октября 1741 г. сообщено Духовной Дикастерии.

24 июля 1741 г. Святейшим Синодом определено: священнику Мартинианову до указу в Москву не отъезжать и об утверждении усыновленных иметь крайнее прилежание, дабы не могли совратиться в первобытие.

15 сентября 1741 г. свящ. Мартинианов доносил, что новокрещенные в продолжении 8 месяцев утверждались им в святой вере беспрестанным наставлением и ясным показанием и суть безсумнительны, ибо мордва закона собственного никакого не имеет, токмо некоторые обряды в свадьбах, в поминовениях усопших и сем подобных, того ради когда обращаются ко св. крещению, то так содержат веру, что и в православии сущие им удивляются, и оные мордва, по указу Нижегородского епископа Иоанна, присланы к близ сущих тамо сел священникам для беспрестанного над ними надзирания. «А когда я, писал священник, из мордвы выехал и был на своей квартире, то не знаю, каким умыслом и кем научен Арзамасского дворцового ясачного приказа подьячий Василий Попов пришел ко мне в полдни с людьми своими и бил меня смертно топунками и за волосы из горницы вытащили на крыльцо, а с крыльца на двор, и в то время унесено моих собственных денег 50 руб., 3 меха лисьих, полукафтанье камчатое, шапка соболья, котлик медный, гребень черепаховый, солонница оловянная и книги на латинском языке». 5 августа священник для лечения уехал в Москву, куда и прибыл 12-го числа и пользу своему здравию от лекарств возымел.

30 сентября 1741 г. Святейший Синод поручил Духовной Дикастерии наблюдение за новокрещенными, а священнику Мартинианову поставил несколько вопросов – о знакомстве с подьячим Поповым, о свидетелях буйства и проч.

18 ноября свящ. Мартинианов, сообщая подробности буйства подьячего Попова, отрицал свое знакомство с ним, но утверждал, что подьячий был вхож в дом священника Фадеева, у которого он, Мартинианов, квартировал; называл и свидетелей буйства; по сознанию Попова, он действовал по наущению мордвы. 9 декабря следствие поручено Арзамасской провинциальной канцелярии обще с архимандритом Иоасафом.

Доношением Нижегородских консистористов 22 ноября 1741 г. сообщено об определении к мордве двух священников – села Федотова Луки Иванова и села Павловского Дмитрия Федорова, коими в августе и сентябре месяцах крещено 49 человек. 21 декабря подтверждено Духовной Дикастерии о наблюдении и за этими новокрещенными.

24 сентября 1742 г. получено было прошение новокрещенных 6 деревень (Камкиной, Большого и Малого Макателемов, Кардавиля, Понетаевки и Корина), в коем они излагали: священник Мартинианов со всяким тщанием и радением нам вечного спасения познания истинного Бога учил нас денно и нощно, и пути спасения показывал, чем и привел тогда несколько из нас ко св. крещению; по отъезде его крещенные и некрещеные подумали меж собою, что он, священник, столько труда поднял, а токмо для единого нашего спасения и учил нас познанию истинного Бога и отводил ревностно от заблуждения суеверного, и оное его учение приемше в память, все вышепоказанных деревень жители св. крещение восприяли; а велено в таких новых местах строить церкви, дабы новокрещенные, яко еще в правоверии не очень наученные, во отдалении церквей, паки в суеверие не пришли и в свои богомольства не ходили, не имущее учителей; велено давать льготы и награждение против новокрещенных Казанской губернии, а их нет, - трехлетняя льгота от подушных денег хотя и дана, однако всякие мелочные как воеводская Арзамасская Канцелярия, так и Дворцовый Ясачный Приказ доправляют и ныне и чинят нам великие изневаги, бьют немилостиво и вводят в немалые убытки; крестившиеся прежде приезда свящ. Мартинианова не получили никаких льгот, лишены льгот и те из новокрещенных, которые пошли в дом русских дворцовых мужиков и там женились, - и все это чинится своевольно, для своей бездельной корысти. Новокрещенные просили защиты от притеснений, постройки церкви, награждения и свободы от всяких сборов.

15 октября 1742 г. Святейшим Синодом определено: сообщить в Сенат реестр новокрещенных и просить распространения трехлетней льготы на все сборы (а взятое зачесть впредь), о постройке же церкви, а может быть и нескольких, запросить Арзамасское духовное правление.

В ноябре и декабре 1741 г. крещено 299 человек, в январе 1742 г. – 194, в феврале – 143, в мае – 48, в июне – 50 человек.

Дело оканчивается полученным 11 апреля 1743 г. ведением из Сената о том, что еще 27 июля и 11 декабря 1742 г. учинен к Величайшему подписанию доклад о льготах для новокрещенных, но токмо оный еще не апробован.


Источник: «Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода, за 1740 г.», г. Санкт-Петербург, 1908 г.



* * * * *

Более подробно история крещения мордвы д. Камкиной изложена мной в статье на сайте "Саровский краевед":




И как недавно выяснилось, практически одновременно со мной исследованием крещения арзамасской мордвы занимался краевед Александр Инжутов, что ещё более обогатило наши знания в этом вопросе.

С его статьёй можно ознакомиться в сборнике


На изображении: Мордва-эрзя в национальных костюмах

Прикрепленный файл Mordva-erzya-v-natsionalnyh-kostyumah.jpg
Rurikid
Долгожитель форума

Rurikid

Сообщений: 964
Регистрация: 2013
Рейтинг: 293 

Соймоновы и Кошелиха


В старину кошелихинские крестьяне жили довольно свободно, село являлось дворцовым, им управляли староста и сотский, а основной задачей крестьян были поставки продовольствия, мёда и пушнины к царскому двору. Царской семье принадлежали тогда многие мордовские поселения в нашем крае. Численность населения росла, росло и благосостояние относительно свободных крестьян.

В середине 18 века местные крестьяне крестились в православие, а в 1794 году даже хотели за свой счет выстроить каменный храм в Кошелихе (но духовное начальство не разрешило). В селе проживал купец арзамасской гильдии с семьёй, значит было чем торговать.

Но беспомещичье существование было прервано в 1797 году по личному указу императора Павла I, отдавшего деревню Кошелиху во владение действительного тайного советника, сенатора Михаила Фёдоровича Соймонова.

Род Соймоновых был и древним и влиятельнейшим на тот момент времени. Отцом Михаила Фёдоровича являлся Фёдор Иванович Соймонов - "птенец гнезда Петрова", выдающийся отечественный гидрограф и картограф, сибирский губернатор, сенатор, честный по службе, борец с произволом и растратами. Всего добившийся своим трудом и усердием, в том же духе он воспитал своих сыновей. Его сын Михаил Фёдорович был известным естествоиспытателем и государственным деятелем, крупным организатором горного производства и горно-геологической службы, один из устроителей высшего образования в России, президент Берг-коллегии. Наверное у Павла I были весомые причины отдать этому дворянину село Кошелиху в награду за службу. Сведений о посещении Михаилом Фёдоровичем нашего села не имеется, но известно что он лично посылал своих поверенных в Ардатовский суд, чтобы судиться с окрестными помещиками Глуховыми, Протопоповыми, нагло воровавшими лес из кошелихинской дачи. В деловой хватке ему было не отказать.

В 1804 году Михаил Фёдорович умирает бездетным, а Кошелиха со всеми крестьянами переходит по наследству его многочисленным племянникам и племянницам. На какое-то время село оказывается разделенным между разными владельцами, хоть это длилось и не долго, видимо новым хозяевам не хотелось тратить время на такое глухое место. Небольшую часть крестьян отпускают на волю, но подавляющая часть переходит во владение Соймонова Владимира Юрьевича, сенатора, тайного советника, деятеля по горному делу. О его присутствии в селе Кошелихе тоже не имеется сведений, скорее всего ему было не до посещения наших мест, он энергично служил на государственном посту, как и его предки боролся с беспорядками в разных частях страны, налаживал горное дело на Урале. В 1825 году он скончался, а в права владения Кошелихой вступают его сыновья - Александр и Михаил. Вскоре Михаил Владимирович Соймонов становится единственным владельцем села.

Об успехах Михаила Соймонова на государственной службе почти ничего не известно, зато он много радел о Кошелихе, став единственным помещиком, постоянно проживавшим в нашем селе. Во время его проживания Кошелиха с 1830-х годов в документах именуется сельцом, т.е. поселение, в котором есть дом помещика. В Кошелихе также проживали его жена Дарья Александровна и дочь Анна. В архиве сохранилось ходатайство Михаила о постройке в Кошелихе деревянной церкви, на что ему в 1854 году было дано разрешение. Так деревня Кошелиха наконец-то стала селом. Примерно в это же время Михаил Соймонов организует в селе диковинное дело - строит свеклично-сахарный завод, на котором трудится более 20 крестьян и производится 16 тонн сахара в год, принося помещику от 1000 до 3000 рублей серебром годового дохода. На тот момент производство сахара из свёклы только осваивалось в России, на всю Нижегородскую губернию было 2-3 завода. Вероятно пришлось завозить специалистов из-за рубежа, в это время в Кошелихе проживает "немец". Что характерно для времени жизни Михаила Владимировича в Кошелихе - это небольшое количество дворовых людей, около десяти человек. В других селах помещики могли держать для обслуживания дома более тридцати человек, даже не проживая в нём. Это говорит о скромных нравах нашего помещика. Довелось служить ему одному из моих предков - Сундукову Матвею Федосеевичу, который был вотчинным писарем в селе Кошелихе. На долю Михаила Соймонова выпало раскрепощать кошелихинских крестьян в 1861 году. Помещик этот прожил долгую жизнь, разменяв девятый десяток лет, он скончался в 1890-х годах. Не имеется сведений где он был похоронен, возможно где-нибудь на родовом кладбище в других краях. В любом случае, селу Кошелихе он посвятил значительную часть своей жизни.

Таким образом, за 64 года, будучи помещичьим селом, Кошелиха не знала других помещиков, кроме Соймоновых. Этот действительно великий род, на мой взгляд, принёс нашему селу больше пользы, чем вреда. При Соймоновых население села выросло в полтора раза, была построена церковь и завод, гуманное отношение к крестьянам видно из того, что часто дворовых людей отпускали на волю. Хотя конечно об их доброте наверное надо бы спрашивать у наших предков - простых крестьян, но об их мнении на этот счет можно лишь гадать. Но хочется сказать напоследок, что дочь Михаила Владимировича Соймонова - Анна, в 1860-м году (еще до отмены крепостного права) стала крёстной матерью у ребёнка дворового человека (крепостного крестьянина), явив этим поступком образец любви к ближнему и равенства всех людей перед Богом - образец, зачастую недостижимый для нас, живущих ныне в "цивилизованном" обществе.

Автор: Сергей Козин
Rurikid
Долгожитель форума

Rurikid

Сообщений: 964
Регистрация: 2013
Рейтинг: 293 

Выпуск передачи "Отечество и судьбы", посвященный Соймоновым.


Прикрепленный файл Безымянный.jpg
Rurikid
Долгожитель форума

Rurikid

Сообщений: 964
Регистрация: 2013
Рейтинг: 293 

Указ императора Павла I от 5 апреля 1797 года о пожаловании деревни Камкиной (Кошелихи) действительному тайному советнику Соймонову.

Прикрепленный файл image (9).jpg
Rurikid
Долгожитель форума

Rurikid

Сообщений: 964
Регистрация: 2013
Рейтинг: 293 

Сведения о деревне Камкиной (Кошелихе) из сборника Нижегородской губернской учёной архивной комиссии:

1) В записях Нижегородского Губернского правления за 1783 год имеется указание на дело о постройке на спорной земле на р. Сатисе мельницы. Рассмотрев дело, суд постановил: "Построенную самовольно на р. Сатисе мельницу срыть, камкинских крестьян за постройку оной наказать плетьми". Решение это было приведено в исполнение, а подсудимым, вопреки закона, не объявлено было даже решение и копии с него не дано. Суду предписано устранить сделанные им нарушения прав камкинских крестьян, указав при этом, что крестьяне осуждены огульно все.

2) По жалобе действительного тайного советника Михаилы Фёдоровича Соймонова о порубке лесов его помещицами Глуховою, Макуловою и помещиком Протопоповым:
Императором Павлом I было пожаловано Соймонову в Нижегородской губ. имение, между прочим и деревня Камкина, Кошелиха тож, с лесной дачей в Ардатовской округе. Соседняя помещица капитанша Глухова, не пользовавшись въездом в оныя дачи, стала рубить в них лес. Жалобы на это оставались без уважения. Наконец была подана на это апелляция в палату, но оная не сделала даже запрещения на рубку леса, но еще порубка увеличилась и кроме того со стороны еще капитана Протопопова и порутчицы Макуловой и протестующих ея крестьян против въезда в его дачи забирали в город и наказывали. Вследствие этого он подал жалобу на Нижегородское начальство в непринятии против этого законных мер.

3) В 1811 г. поверенный г. Соймонова заявил Ардатовскому земскому суду:
деревня Камкина была Выс. пожалована в 1797 г. дяде его господина со всеми крестьянами по 5 ревизии, в числе коих и крестьянин Анофрий Исаев, умерший в 1795 г., после него осталась жена беременной и родила сына Бориса и жила 1 ½ года в деревне у её отца, а потом вышла замуж в удельное село Череватово, взяв с собой и сына Бориса, где и живет, но сын её принадлежит его господину и просил его возвратить последнему.
Земский суд постановил о возврате Бориса помещику Соймонову. Удельная контора признала решение земскаго суда неправильным и просила Губ. Правление возвратить Бориса в с. Череватово, а Соймонову отыскивать свое право судебным порядком. Уездный суд дело решил в пользу Соймонова. Гражд. Палата отказала в иске Соймонову, так как Борис перешел с матерью в с. Череватово до 5 рев., а следовательно не принадлежит Соймонову. 7-й Департамент Сената также согласился с решением Палаты. Дело по Всепод. прошению Соймонова перешло в Общее Собрание Сената, где 11 сенаторов высказалось за решение Палаты, а 6 против. Консультация высказалась за мнение 11 сенаторов, тем более, что Соймонов пропустил 10-летнюю давность на право иска. Чем дело окончилось, неизвестно.
  Вперед>>Страницы: 1 2 3 4 5 ... ... 13 14 15 16 17 18 [ >>>>>> ]
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb, Тонышев Сергей, McLoud
Генеалогический форум ВГД »   СТРАНЫ И РЕГИОНЫ »   Российская Федерация »   Россия, Приволжский округ »   Нижегородская область »   Ардатовский уезд »   Кошелиха (Камкина)
RSS
Пользователи на сайте

Генеалог
geneologia2009

Волгоград
Провожу поиск в архивах Волгоградской и ...

Генеалог
vasilkovamila

Калуга
Генеалогия

Генеалог
Bibigon

Вечный ученик... Да так, всего понемногу

Генеалог
vikarii

Профессиональные: военная история (соц...

Генеалог
Tiana717

Москва