Духовенство Смоленской губернии
Ludvika Россия. Сообщений: 2749 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 2376 | Наверх ##
9 января 2014 13:28 MargunchaБольшое спасибо за добавленный Рославльский уезд. Меня интересует любая информация о сс.Липовском (Липовка), Незнаново, Красная Горка. Вдруг Вам что-либо попадется. Буду благодарна. С уважением, Ludvika. --- Борецкий, Весельский, Голембиовский, Грицкевич, Езерский, Ендржеевский, Кохановский, Кузьминский, Менде, Рыдзевский, Свидзинский, Стаховский, Талерский, Трохимович - Киевская, Волынская губ.; Богомолец, Даровский, Мисинский, Шантырь, Шепелевич, Потриковский, Свирщевский - Беларусь, Прикот-Смоленска | | |
elena_krd Сообщений: 6437 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11242 | Наверх ##
15 января 2014 7:24 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
Marguncha | Наверх ##
18 января 2014 12:32 В СЕВ (1907 г. №2) напечатана интересная статья диакона Григория Неклюдова, из которой видны проблемы, существовавшие в среде духовенства того времени.
В защиту свою
В совещаниях прошлого епархиального съезда принимала участие в качестве депутатов наша низшая братия в лице одного диакона и псаломщика от всей епархии. Это были единственные представители от низшей братии. Но, конечно, в действительности они представляли собою лишь городское низшее духовенство, а никак не сельское. Настоящих нужд и горя сельских своих собратий они не видали и не испытали так, как видят и переживают их сельский диакон и псаломщик. Желательно поэтому видеть на епархиальном съезде депутатами низших клириков сельских и при том нами же посланных, да не в одном экземпляре, а как можно больше. Правда, вновь выработанные правила об избрании депутатов на съезд утешают всех, и диаконов и псаломщиков, что и они могут быть избираемы наравне со священниками в депутаты на епархиальный съезд, но утешение это так и останется мнимым утешением, а быть выбранным в депутаты диакону или псаломщику, при указанных правилами условиях, едва ли удастся.
Поясним это на примере. Новые правила указывают 8 депутатов на Рославльский училищный округ, в состав которого входит и Ельнинский уезд. Значит, на каждый уезд указано 4 депутата, а в целом уезде 4 благочиннических округа, на долю округа выпадает, следовательно, один депутат. Итак в благочиннический округ соберется для выборов одного депутата 12 священников, 10 диаконов и 12 псаломщиков. Подают голоса за священника, его, конечно, все священники и наметили избрать, они подают за него 12 голосов, а диаконы и псаломщики, положим, не желают его по своим убеждениям и кладут шары налево, т. е не выбирают. В итоге же все-таки окажется выбранным в депутаты епархиального съезда священник. Почему же так случилось при большинстве диаконов и псаломщиков? Да потому, что 12 священников представили собою 12 голосов, а низшие клирики, несмотря на свою сравнительную многочисленность, дали всего 9 голосов. Значит, при всём усердии, низшие члены почти никогда не могут провести своего кандидата. А разве мало важных вопросов решается именно таким большинством голосов и, конечно, нередко в ущерб благосостоянию низших клириков.
Крайне желательно поэтому, если уж не сравнять вполне голосами низших членов причта со священниками, то, по крайней мере, общее число голосов низших сравнять с общим числом голосов священников. На епархиальных же съездах желательно видеть младших членов причта совершенно с одинаковыми по значению голосами со священниками, так как там число низших клириков никогда не превзойдет количества голосов священников. Предположить же, что некоторые из священников могут подать свои голоса за избрание в депутаты диакона или псаломщика — совершенно невозможно. Это было бы что то небывалое и невероятное. Вот, если бы во вновь выработанных правилах избрания депутатов Епархиального съезда было точно определено число депутатов от священников, от диаконов и псаломщиков, тогда действительно низшие члены причта имели бы своих защитников на съезде. А раз уже признана необходимость участия младших членов причта в общих делах епархиального духовенства, то следует это участие низших поставить в такие условия, чтобы это участие осуществилось на самом деле. На прошлом Епархиальном съезде проявилось особенное сближение священников с церковными старостами, чего ранее не было. Такому явлению мы, конечно, в известном отношении не можем не радоваться. Но не можем скрыть и своей обиды, что и в этом сближении священника со старостою просвечивает некоторое пренебрежение со стороны священников к своим низшим сослуживцам. Каждый младший член причта, по существу, должен бы несравненно ближе стоять к священнику, чем староста, а в делах прошлого епархиального съезда оказалось, что староста везде стоит на ряду со священником, а диакона и псаломщика почти не видно. Образовалась ли какая комиссия или подкомиссия - староста является непременным членом её, диакон же или псаломщик отсутствуют. А когда эта дружба между священником и старостою устанавливается в приходе, то всегда проявляется и пристрастие. Например, кто станет отрицать, что священнику, при дружбе со старостою, очень часто удается жить в церковном доме, производить в нем на церковный счет ремонты, и, вообще, пользоваться от церкви.
Вот вам село Щ., Ельнинского уезда (видимо имеется в виду село Щекино Ельнинского уезда, где в 1905-1907 гг. служил диаконом Григорий Неклюдов, автор этой статьи). Там всё по церковному хозяйству делается лишь с ведома священника и старосты, без какого бы то ни было участия младших членов причта, и что же: священник там благодушествует в большом церковном доме, пользуется всеми необходимыми для ведения хозяйства церковными постройками, церковь и дает ему комфорт, и погреба, и ледники, и даже птичники (особо на сей предмет выстроенная хата.) На ремонт таких многочисленных построек расходуются церковные деньги, не взирая на то, что у священника стоит рядом свой собственный дом со всеми надворными постройками — готовый к услугам квартирантов, тогда как диакон нуждается не только в помещении для себя, но и для скота (скот его должен стоять в жестокие морозы в шалаше из ельника). Корректный староста, конечно, не должен бы был соглашаться на излишнюю угодливость священнику, но дружба со священником всё объясняет. За особую ревность старосты и усердную деятельность священник, конечно, представит его к награде. Я ограничусь пока этим одним примером, но если бы понадобились еще подобные примеры, я готов с большой радостью представить их несколько.
Итак, участие в приходском и епархиальном хозяйстве диаконов и псаломщиков, хотя бы они были и «отбросы училищ и семинарий», по выражению одного из батюшек, принесло бы одну только пользу. Если уж не умом, то сердцем и справедливостью они всегда станут за угнетаемых своих собратий и за малых членов церкви и общества. При том же на епархиальных съездах часто разбираются дела, специально касающиеся нас — низших клириков и наших детей, а во вторых, там распоряжаются теми материальными средствами, в пополнении коих мы являемся плательщиками и, конечно, гораздо в большей части, чем в какой нам дано право голоса.
Диакон Григорий Неклюдов. (служил диаконом в селе Щекино Ельнинского уезда с 3 августа 1905 г. по 4 октября 1907 г.) | | |
Marguncha | Наверх ##
18 января 2014 13:03 И вслед предыдущей статьи ещё одна статья этого же автора о положении сельских диаконов (СЕВ, 1907 г. №5)
Лишний ли?
«Диакон в причте— что лишняя спица в колеснице» — так говорят некоторые из о.о. иереев. Правда ли это?
Конечно нет. По моему, у кого что болит, тот о том и говорит. Надо ли доказывать, что устами о.о. иереев говорят чисто материальные их выгоды, — это понятно даже и для постороннего глаза. Но забывают такие отцы, что они суть блюстители исполнения заповедей Божиих, хранители начатков веры Христовой — всегда долженствующие стоять на страже благонравия и христианской любви, для коих подчинение материальным интересам не должно быть уместным.
Нередко мне, как учителю, приходилось слышать от о.о. иереев, когда дело касалось обеспечения учителя, такого рода утешения: «ни о хлебе едином жив будет человек…», а скажите теперь этим же отцам, хотящим увеличить свой материальный достаток уничтожением диаконов: «не душа ли больше пищи, и тело — одежды» и получите от них оправдывающий их ответ: «Одни ангелы с неба не просят хлеба». Говорят даже, что диакон лежебок. Но правда ли и это?
Надо признать, что польза от диакона прежде всего как учителя, немалая и для церкви и для государства. Денежный бюджет последнего, имея нужных учителей ничуть не страдает, а церковь имеет у себя чрез школу защитника религиозности и нравственности. Церковная школа есть преддверие церкви, а между тем школьным её деятелем является диакон, как учитель и воспитатель. Часто приходится слышать от о.о. иереев, что воспитательная часть всецело принадлежит им, как пастырям; но это также не вполне верно. Педагогика вся основывается на психологии, а потому от неё и неотделима. Учитель с детьми проводит весь день и на глазах его они не только грамоте учатся, но и воспитываются — воспринимают много хорошего и полезного сердцем. Если капля воды частым падением долбит камень, то тем более душа ребенка от постоянного пребывания с учителем способна воспринимать от него все хорошее и полезное. Учить в школе значит ли, поэтому, лежать на боку?
Затем, не безызвестно каждому из нас, какую роль играет к молитве церковное пение. Пение сравнивается с ангельским словословием и поющие в церкви — с ангелами. Пение располагает к молитве и вызывает умиление. Но этим пением по большей части занимаются диаконы, хотя, по необъяснимым причинам, пение, организованное диаконом, нередко встречает со стороны священника пренебрежение и сопротивление, не говоря уже о несочувствии. Никакие постановления епархиального съезда, сочувствующии церковному пению, не в состоянии вознаградить трудящихся, если не будет на то желания и сочувствия у местного приходского священника. Примеры не за горами. На прошлогоднем епархиальном съезде было постановление: выдавать диаконам и псаломщикам, занимающимся пением, по 30 руб. от церкви, а разве мы их получаем, хотя и не мало трудимся. Правда, епархиальное начальство, быть может, и отнеслось бы с участием к организаторам пения, но оно далеко от деревни и видит её чрез о.о. уездных наблюдателей, которые опять таки видят дело так, как показывает его всем заведующий школой. Нередко бывает так, что пение идет в церкви и школе с успехом уже года 4, а диакон вдруг получает бумагу - позаботиться об организации хора при церкви, а это почему так случается, да потому, что о.о. иерей не любит видеть диакона во главе чего-нибудь хорошего, заслуживающего похвалы. Кто обучал крестьянских мальчиков пению, тот только может справедливо оценить труд этого обучения.
«Да мы то не работники на диакона; уделять ему из доходов часть, когда он не участвует в требах, нет основания»,— скажут все-таки некоторые о.о. иереи. Вот в этом то и скрывается главная причина, объясняющая желание о.о. иереев избавиться от диакона. Да, причина эта единственная. Её открыто свидетельствует и о. Конокотин, который дает полную свободу своему негодованию на диакона. В упразднении диаконов он, не стесняясь, видит поправку своего благосостояния. Пока некоторые о.о. иереи еще только выражают свое личное пожелание и взгляды, некоторые уже приводят свои решения в исполнение. Так в одном селе Ельнинского уезда батюшка, прихватив лист бумаги, отправился по приходу заставлять или приглашать мужичков подписываться, не вводя их в смысл самого дела. Оказалось, что это была приготовлена священником просьба, якобы от прихожан, об увольнении диакона за немиролюбивое отношение к прихожанам. Это первые шаги по упразднению диаконства, а что Бог даст дальше — трудно предугадать.
Да, тяжела и невыносима диаконская доля и положение диакона среди причта — неопределенно. Обидно, что подобного рода взаимоотношения наблюдаются не среди наемников, где зависть и нажива простительны, а среди пастырей добрых — душу свою долженствующих полагать за овцы. В древней христианской церкви не было такого взгляда на диакона, какой мы отмечаем теперь, и лишним он не был. Диакону там принадлежало право проповедования Слова Божия: такими проповедниками были Стефан и Филипп. Отчего бы и теперь не допускать диаконов проповедовать Слово Божие под наблюдением священников, а ведь и ставленая грамота призывает его к тому. Апостол Павел в своем послании к Филиппийцам называл диаконов своими соучастниками в благодати. (1 ст. 7 ).
Диакон села Щекина Григорий Неклюдов. | | |
irena_s Брестская область, г.Пружаны Сообщений: 831 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 942 | Наверх ##
22 января 2014 23:56 Marguncha
В Памятных книжках Гродненской губернии есть священник Владимир Львов: с 28 апреля 1904 года и до самого беженства в 1915 году он служил в церкви с.Зельзин Волковысского уезда Подоросского благочиния (сейчас это Пружанский район Брестской области). Согласно информации в Гродненских епархиальных ведомостях, на священническое место он переведён из Дятловской второклассной школы (тоже Гродненская губерния), где был учителем. В отчёте за 1901-02 учебный год среди учителей школы он ещё не упоминается, т.е., служил здесь очень недолго.
Вопрос: можно ли предположить, что это -- Владимир Алексеевич Львов (1877-1937), который значится в мартирологе священников Смоленской области? В ссылках, которые я у вас нашла, указано, что в 1918 году он служил в с.Федоровском Вяземского уезда, а до этого? Извините за сумбурность, мне, конечно, самой стоит посмотреть по Смоленским памятным книжкам, но вдруг у вас есть какие-то соображения по этому поводу. --- Все мои и моих предков данные размещаются на сайте добровольно и специально для поиска родственников | | |
NadejdaOrel г.Орел Сообщений: 6594 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 25698 | Наверх ##
23 января 2014 8:31 [q] Диакон Григорий Неклюдов[/q]
Маргарита, какой замечательный человек был у Вас в роду, умный и честный! Интересен и взгляд "снизу" на организацию епархии, положение сельских дьяконов и церковнослужителей. Как жили люди этого сословия (среди которых было немало и наших предков), не только исполнявшие службу в церквях, но и учившие детей в школах? Хочется думать, что трудно, но достойно. Помещайте еще материалы по этой теме! Однако полемические и даже критические статьи публиковались в свое время в ЕВ! --- Ищу Андреенковых с Монастырщины Смоленской области, Гореловых из Москвы, Орла, Нижников с Брестской области, Соколиных с брянскими корнями
ДНЕВНИК | | |
Marguncha | Наверх ##
24 января 2014 9:14 24 января 2014 13:22 irena_sДавайте разбираться. В Электронной картотеке жертв политических репрессий Смоленской области (1917-1953гг) есть запись о расстреле 2 декабря 1937 года священника села Федоровское Вяземского уезда Львова Владимира Алексеевича. И там же сказано, что он являлся уроженцем села Клушино Гжатского уезда (не Клутино - там опечатка), родился в 1877 году. В Адрес-календаре Смоленской епархии смотрим село Клушино Гжатского уезда - в 1898 году там служил священником Львов Алексей Иоаннович 63 лет. Совершенно очевидно, что это - отец Владимира Алексеевича Львова. Полная запись о нем: Священник Алексей Иоаннович Львов 63 лет, окончил духовную семинарию в 1857 году, священник с 1863 года, награжден наперстным крестом в 1888 г., имеет орден св. Анны 3 ст., благочинным состоит с 1896 г. Далее ищем в Списке выпускников Смоленской духовной семинарии Львовых, и находим, что в 1901 г. среди её выпускников значится Владимир Львов. Скорее всего это именно тот, кто Вам нужен. Можно полистать СЕВ за 1901-1902 гг. и посмотреть - есть ли там записи о его назначении на должность учителя. И ещё можно посмотреть Именной список лиц, служащих по церковно-школьному управлению на 1913 год - в нём по Гродненской епархии (стр. 255) значится, что в Раснянской мужской второклассной школе Брестского уезда старшим учителем служил Павел Алексеевич Львов (выпускник Смоленской духовной семинарии, в службе с 1903 г., в должности с 1 октября 1908 г.). Скорее всего это брат Владимира. Так что я думаю, что можно почти однозначно говорить о том, что да, священник Владимир Львов из Гродненской губернии - это именно расстрелянный Владимир Алексеевич Львов, уроженец Смоленских краев. И он принадлежит к роду Львовых, чью родословную роспись я недавно опубликовала. Если внимательно почитаете - хранителем записок являлся именно священник села Клушина Алексей Львов, который умер в 1900 г. - отец вашего Владимира. И в СЕВ за 1875 год есть описание села Клушина (№№17-18, 20-21). Если это ваши предки, то Вам очень повезло!!! Маргарита | | Лайк (1) |
Marguncha | Наверх ##
24 января 2014 9:23 NadejdaOrelНадежда, спасибо что оценили статью)) NadejdaOrel написал: [q] Однако полемические и даже критические статьи публиковались в свое время в ЕВ![/q]
Да, самокритика у духовенства того времени присутствовала, они не боялись обсуждать проблемные вопросы и печатали разные точки зрения. Я обратила внимание на тот факт, что через эти статьи видно, что священнослужители рассматривали свои приходы часто как источник заработка, и многое в их жизни вращалось вокруг этого факта. Все ж таки не все священствовали по призванию - издержки "классовой" системы тех времен... NadejdaOrel написал: [q] Помещайте еще материалы по этой теме![/q]
Обязательно будут ещё | | |
irena_s Брестская область, г.Пружаны Сообщений: 831 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 942 | Наверх ##
24 января 2014 12:24 Маргарита, спасибо вам огромное за такой обстоятельный ответ о Львовых. К сожалению, со своими предками мне везёт меньше. Переключилась в момент особенного невезения на историю православных храмов нашего Пружанского района и незаметно увлеклась. Сейчас готовлю статью о Зельзинской церкви. По двоим предшественникам В.Львова нашла интересные материалы в Гродненских епархиальных ведомостях и памятных книжках, а вот на о.Владимире споткнулась  и без вашей помощи, пожалуй, застряла бы надолго. С уважением Ирина --- Все мои и моих предков данные размещаются на сайте добровольно и специально для поиска родственников | | |
Marguncha | Наверх ##
25 января 2014 2:00 25 января 2014 11:03 irena_s Поискала я на скорую руку по СЕВ и вот какие нашла интересные факты:
№8, 1905 г. - 9 апреля священник Гродненской епархии села Зельзин Волковыского уезда Владимир Львов перемещен к церкви села Милюкова Сычевского yезда на священническое место. №10, 1905 г. - Священник Гродненской епархии Волковыского уезда села Зельзин Владимир Львов, перемещенный 9 апреля 1905 года на священническое место к церкви села Милюкова Сычевского yезда, резолюцией Его Преосвященства Преосвященнейшего Никанора, епископа Гродненского и Брестского, от 27 минувшего апреля за № 1704 оставлен на занимаемом им месте.
Так что, Ирина, сомнений у Вас не должно оставаться никаких - это один и тот же Владимир Львов!
Ещё я нашла запись о смерти отца Владимира - протоиерея Алексея Львова (саном протоиерея он был награжден незадолго до смерти - весной 1898 года, см. СЕВ №9 за 1898 г.): №1, 1900 г. - 14 декабря 1899 года умер протоиерей села Клушина Гжатского уезда о. Алексей Львов.
Место протоиерея Алексея Иоанновича Львова после его смерти занял очевидно ещё один из его сыновей - тоже Алексей Львов: СЕВ, № 3, 1900 г. - 29 января псаломщику села Златоустова Гжатского уезда Алексею Львову предоставлено священническое место при церкви села Клушина того же уезда. И далее последовали соответствующие этому назначению другие распоряжения: №5, 1900 - По представлению школьной комиссии при Епархиальном Училищном Совете, резолюцией Его Преосвященства от 21 февраля за № 1712, псаломщик-учитель Златоустовской церковно-приходской школы Гжатского уезда Алексей Львов уволен от учительской должности за последовавшим назначением его на священническое место. 30 апреля 1900 г. Алексей Львов был рукоположен во дьякона (СЕВ, №9, 1900 г.), а 3 мая - во священника (№10, 1900 г.) Другие более поздние записи о нём же: №7, 1911 г. - Его Преосвященством награжден ко дню Св. Пасхи скуфьею священник села Клушина Гжатского уезда Алексей Львов. №22, 1915 г. - Заведующим Клушинской школой священником А. Львовым были отосланы в Епархиальный комитет (помощи военным) 42 рубашки и 39 кальсон, сшитых учащимися. Посмотрела я о нём и более ранние сведения, до назначения священником: №18, 1897 г. - Постановлением Епархиального Училищного Совета от 3-6 сентября 1897 г., утвержденного Его Преосвященством 10 сентября, окончивший курс Смоленской духовной семинарии Алексей Львов назначен законоучителем и учителем в Покрово-Кошкинскую церковно-приходскую школу Рославльского уезда. №20, 1897 г. - с 14 октября 1897 г. перемещен учитель Покрово-Кошкинской церковно-приходской школы Рославльского уезда Алексей Львов в Ельнинскую церковно-приходскую школу Гжатского уезда. №23, 1898 г. - 17 ноября учитель Ельнинской церковно-приходской школы Гжатского уезда, окончивший курс Смоленской семинарии Алексей Львов определен на псаломщицкое место в село Златоустово Гжатского уезда с увольнением от учительской должности.
И уже для полноты картины выдержки из описания села Клушина Гжатского уезда (СЕВ за 1875 г.):
.... Клушино вынесло на своих плечах два разоренья. Одно - 1812 года, а другое - Литовское разоренье времен Шуйского. В роде священника Львова сохранились дворянские, родовые грамоты и письменные документы, например, "житие предков", где говорится, что предок Львовых Иоганн Троепольский командовал Литовским отрядом, разорил Клушино и направился разорять город Можайск, предавая всё огню и мечу. Промысел Божий предопределил иначе. На поклонной горе отряд этого предка увидал Можайск и тотчас ослеп. Отряд уверовал в истинного Бога, пришел в Можайск и на коленях дополз до чудотворной иконы Святителя Николая, помолился с умилением, умыл глаза водою тамошнего источника на горе при соборе и прозрел. Предок Львовых, отстав от своего отряда, проживал в городе Можайске у священнослужителей, где и принял православие, из Иоганна переименован Иоанном Львовым Троепольским. Пожелав быть в духовном звании, проходил низшие церковные должности. В сан священника рукоположен Святейшим Патриархом Филаретом Никитичем. Богу было угодно, чтобы потомки Литовского полководца, разорившего Клушино, были служителями алтаря той же местности, города Гжатска и окрестных сел. В семействе Львова сохранялись также рукописи, писанные собственноручно предком его о Литовском разорении и о более ранних временах. Пожары истребили этот драгоценный памятник бесследно. ... летопись Стахия Львова-Троепольского, страница 1-я: "Иоанн Львов Троепольский был немец, римско-католического вероисповедания, женат на шляхтенке из рода Огонь-Догановских. От него рожден Петр, от Петра - Вавила, от Вавилы - Власий, от Власия - Праскева - жена Павла Евфимовича первого священника и протоиерея Гжатской пристани, или г. Гжатска. От Павла Евфимовича - Лев, отец Стахия". У Льва был другой сын Лев, отец моего деда, села Колокольни священника Николая Львова. ... Священники по 2-му комплекту 1. Федор Спиридонович Никольский - состоял на службе с лишком 30 лет, передав место зятю священнику Иоанну Львову в 1821 году, умер в 1827 году. 2. Иоанн Николаевич Львов - состоял на службе 42 года, передал место в 1863 году, умер в 1871 году 3. Алексей Иоаннович Львов, из окончивших курс Смоленской семинарии, состоял на должности священника с 1863 года, сельского учителя - с 1859 года, председателем Попечительства с 1866 г.
... Во 2-м комплекте священник Федор Спиридонович Никольский передал место своей дочери Анне Федоровне, выдав её в замужество за причетника Иоанна Николаевича Львова, сына священника села Колокольни Николая Львова. Иоанн Николаевич Львов в свою очередь сдал место своему сыну Алексею Львову. ... Священник Иоанн Львов заботился об украшении храма по преимуществу пред другими и почти исключительно. ... УЧИЛИЩЕ Училище основано Правительством в 1845-м году, давшим на это средства. С 1868 года оно содержалось на средства священника Алексея Львова, который, потерявши от 2-х пожаров почти всё свое состояние, не мог поддерживать училища в течение последней половины 1870 года. В 1871 году оно снова открыто и, впредь до изыскания источников содержания, священник Львов безвозмездно продолжает учительскую должность и дает в своем доме помещение для училища. Среднее ежегодное число учащихся 30 человек. Крестьяне полюбили грамотность и охотно посылают детей в школу.
Гжатского уезда села Клушина Николаевской церкви священник Алексей Львов. 28 октября 1871-го года, село Клушино. | | |
|