Для информации. На сайте " Куда ведут ручьи" представлен материал "
Священнослужители села Державино 1787 - 1921 года".
https://vk.com/@-186184039-svy...-1921-godaПо метрическим книгам, исповедным росписям и ревизским сказкам удалось восстановить имена священнослужителей, в разной степени подробности - судьбы их и их потомков. Многое предстоит уточнить, дособрать, но и имеющиеся сведения - большой шаг в историю Державинского храма.
Первый известный нам на сегодняшний день священник - Симеон Евставьев. Его имя прослеживается с метрик 1787 года до 1799-го. Отец Симеон умер в 1810 году. Его сын Стефан Симеонов 1794 г.р. обучался в Казанской Академии, в 1807 году по окончании курса Богословского учения произведен в священники Богоявленской церкви г.Казань.
Вместе с отцом Симеоном и долгое время после него служил диакон Феодор Васильев (по исповедным год рождения - 1766, по ревизии - 1772, год смерти - 1827), подпись его появляется в метрике 1793 года. Известно, что сын его Павел в 1831 году «по бывшему разбору людей духовного звания отослан в военную службу».
1799 г. - Алексей Петров, диакон Федор Васильев. Точный срок службы отца Алексея неизвестен: с 1809 до 1813 года метрики отсутствуют, исповедные росписи не найдены. Как видим, сейчас еще нет фамилий: Евставьев, Петров, Васильев - все это отчества.
1813г - Михаил Алексеев. На сегодняшний день это наиболее освещенная информацией личность храма.
Родился в 1775-76 году, жена его Наталья Васильева. Его сыновья тоже стали церковнослужителями: Иван обучался в Казанской Академии, в 1826 году по исключению из синтаксического класса определен в село Рождествено в пономари, в ревизии 1834 года - диакон. Сын Петр в 1829 году стал диаконом в Байтеряково. Александру на 1834 год 18 лет, он обучается в Казанской семинарии в классе словесности. (Сведения из Ревизской сказки 1834г)
Кроме сыновей, у Михаила Алексеева были дочери: Екатерина 1805г.р. и Анна - 1808-го. Анна вышла замуж за мещанина г.Лаишев Николая Перфилова, и после определения мужа в военную службу долгие годы была просфирницей в храме отца (исповедные росписи 1834г)
С Михаилом Алексеевым на 1821 год служат: диакон Василий Ларионов (45 лет), дьячок Федор Васильев (55 лет), пономарь Яков Васильев 23 лет, сын Василия Ларионова. Пономарь Гавриил Федоров в 1820 по желанию уволен для избрания рода жизни. Василий Ларионов в 1833 году за слабостью здоровья от должности уволен, оставшись заштатным диаконом. Его младшие сыновья: Петр в 1826 году по своему желанию уволен в гражданское для избрания рода жизни, Андрей в 1833 году произведен во диакона в Державино, в 1834-м перешел в Пермскую Епархию, Стефан (18 лет на 1834 год) обучается в семинарии в классе словесности.
В метриках 1832 года появляется новое имя: дьячок Егор Рождественский, в том же 1832 его сменяет Елисей Рождественский. Это родные братья, сыновья диакона Василия Евфграфова из села Рождественское. 19-летний Елисей определен в 1832 году в штат Никольской церкви из учеников 2 класса казанского уездного училища.
С 1834-го в храме служит диакон Лев Алексеев (27 лет): в исповедных росписях фамилия по имени отца, в метриках он подписывается как Лев Серафимов.
В метрической книге 1839 года 5 декабря читаем: «Села Державина Приходской Николаевской церкви священник Михаил Алексеев 64 лет скончался от обморочного припадка без исповеди и святого причастия, по ведению Лаишевского земского суда старшего непременного Заседателя Гостева (?)». Отпевал и хоронил Алексеева священник из Карадуль Иоанн Афанасьев, местный дьякон и дьячок на отведенном кладбище.
Следующая же запись 14 декабря сделана новой рукой: «определенный указом Казанской Консистории села Егорьева иерей Иоанн Стефанов Благолепов». С пометкой «командированный священник» он записывает родившихся и умерших до конца февраля 1840 года. С 1 марта его меняет молодой священник из Ошняка Владимир Ишерский, с 1 мая он настоятель Державинского храма и подписывается как священник из села Державино. Немного подробностей о его семье и служивших с ним в храме людях раскрывают исповедные хроники следующих лет.
1841 год: Священник Владимир Ишерский 27, жена его Матрона Григорьевна 21 г. С ним служат диакон Лев Алексеев 34 г, дьячок Елисей Васильев, просфирня господина Михаила Михайловича Хрущева умершего крестьянина Захара Ильина дочь девица Анна Захарова 35 лет.
1842 год: Владимир Андреевич Ишерский, жена Матрона Григорьева, у них дочь Варвара 8 месяцев. Диакон Лев Серафимов (по жене понятно, что это Алексеев), дьячок Елисей Васильев и пономарь Иван Тихомиров 17 лет.
1854 г: Пономарь Николай Денисов 36 лет.
1856 г: пономарь Егор Клавикордов.
1857-1859 г: пономарь Константин Фортунатов, фамилия значимая для Казанской школы языкознания.
1859 год. Отцу Владимиру 45, с ними живут трое их детей: Варваре 17 лет, Иван 15 лет, Андрей 14. Пономарь Семен Николаев Хрусталев второбрачен 31г, жена его Елизавета Николаевна 23 лет. Овдовевший Елисей Рождественский женится второй раз, Вера Ивановна была на 27 лет моложе супруга. Пономарь Ивана Дмитриев Тихомиров исключен из духовного звания: по своему желанию или общественному разбору, не уточняется:
Просфирня — вдова умершего пономаря Лаишевского уезда села Рождествена Дмитрия Андреева жена Наталья Афанасьева 55 лет.
1862 -й год - последний, когда служит Владимир Ишерский. 1863 год отсутствует и в метриках, и в исповедных росписях, в 1864 году до марта в храме служит священник села Егорьева Евгений Львов «по смерти священника», из чего мы делаем вывод, что отец Владимир умер в конце 1863-го.
Затем заступает 41-летний Иоанн Соловьев до 1874-го, на 10 лет, служивший ранее в Михайло-Архангельской церкви села Сакон. С ним остаются Елисей Рождественский диаконом, пономаря Семена Хрусталева в 1867 году сменит Сергей Евлампиев, в 1870 - Николай Вадимов.
В 1864 году в семье священника Иоанна Соловьева родились близнецы Владимир и Вера. Крестный, Мамадышского полицейского управления коллежский секретарь Гаврил Михайлович Соловьев — явно его брат.
С декабря 1874 до декабря 1875 года с пометкой «наблюдающий священник» служит Сергей Левашов.
С января 1875 до конца февраля - священник села Егорьева Евгений Львов.
С февраля 1875 до 28 дек 1876 - Андрей Левицкий.
С 28 декабря 1875 до февраля 1876 - Семеон Меншиков.
Март 1876 - сентябрь 1877 - Петр Буртасовский.
В октябре 1877 года, наконец, на 5 лет приходит в храм Николай Яхонтов.
В короткую «пересменку» вновь выручает Егорьево: заведующий приходом (так в документе) священник Иоанн Померанцев.
С 12 октября 1882 года до самой революции и год после нее с храме служит Михаил Степанович Яхонтов. Из Справочной книги Казанской Епархии 1904г. узнаем, что отец Михаил родился в 1846 году, окончил курс семинарии по 2 разряду, законоучитель земской школы, в сане с 1870-го.
В 1900-м году награжден орденом Святой Анны 3 степени. Яхонтовы - нередкая фамилия в духовенстве Казанской губернии, их семейные и преемственные связи и судьба - вопрос отдельного большого исследования. Сын Михаила Степановича Михаил Михайлович родился в Державино в 1884-м, был священником в Селегушах Нурлатского района, в 1930-м году арестован и осужден тройкой ГПУ на 5 лет концлагерей по ст.58 п.10 - антисоветская агитация и пропаганда. Погиб в 1933-м, Р.Коми.
С отцом Михаилом до смерти от чахотки 28 февраля 1883 года служит Николай Вадимов, исправляющий должность псаломщика. Николаю Ивановичу был 31 год. С июня 1883 до середины апреля 1885года и.д.псаломщика - Михаил Агатицкий, на смену ему приходит Иван Языков до 1888-го, в 1888-м на 6 лет приходит Владимир Ряшников. 1887 год, в метриках появляется диакон Флегонт Шонгутский, служит до марта 1889го, затем на короткий срок - Петр Ивановский, 1892й - диакон Михаил Люстрицкий, 1894-й - диакон Николай Феодоров. За 1895-й год метрики отсутствуют, с начала 1896-го вместо Ряшникова псаломщиком служит Петр Соловьев, с 1897-го отец Михаил и псаломщик Петр подписывают метрики и свидетельства вдвоем. После ухода из храма Петра псаломщики сменяют один другого, нередко отец Михаил совершает таинства один: февраль 1899 - Иоанн Зороастров, с конца марта - Петр Яндашевский, всего несколько записей в октябре - Викториан Пятницкий, наконец, в декабре 1899-го поступает Иван Соловьев. С тех пор, как минимум 16 лет, до последней метрики, оформленной по всем правилам в 1916-м году в Державино служат священник Михаил Степанович Яхонтов и псаломщик Иван Соловьев.
За 1917 год метрических записей в Державино либо не велось, либо не сохранилось. Еще год, в тетради за 1918-й мы видим фамилию Яхонтова, вместе с ним метрику подписывает Н.Еланский. Несколько статей о нем нашлось на ресурсе Открытый список:
https://ru.openlist.wiki/Феофа...ич)_(1892)Николай Александрович Еланский - сын протоиерея Покровской церкви города Елабуги, окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1915 году рукоположен в сан иерея, пострижен в монашество. С 1918 года - иеромонах Феофан. 8 мая 1921 года в с.Державино арестован в первый раз за «подстрекательство масс к требованию хлеба», в июле того же года дело прекратили за отсутствием состава преступления. В 1923 году - игумен Иоанно-Предтеченского мужского монастыря. После второго ареста в 1923-м сослан на три года на Соловки.
Третий арест - 1928 год, приговор - 5 лет концлагерей, почти год из которых иеромонах Феофан (Еланский) провел на Соловках, а затем до окончания срока был сослан в Северный край. В 1934-м рукоположен в епископа Енисейского и Красноярского. Очередной арест в Красноярске, в мае 1935-го, особое совещание при НКВД СССР вынесло приговор 3 года ИТЛ, место заключения - Сиблаг НКВД. В 1937-м году отец Феофан Еланский был расстрелян.
Спасибо, что вы читаете этот текст. Он вышел длинным, но это - только начало, первый набросок истории священнослужителей Никольского храма в Державино. Впереди у нас - изучение клировых ведомостей в НА РТ, установление полных судеб священнослужителей, поиск фотоматериалов. Предстоит выяснить, проводились ли службы в храме после 1921 года и кем, открывался ли храм во время войны. Если вы располагаете информацией о Державино, Никольском храме или названных в статье людях - свяжитесь с нами через сообщения группы.(на сайте " Куда ведут ручьи").
О многие упомянутых СЦС Державинского храма есть материал на сайте "Фотопрогулки" Галины Соколовой.
В т.ч.
священник Владимир Андреевич Ишерский ( источник
http://foto-progulki.ru/isherskie_nachalo) в материале
"Ишерские. Начало" .
Первое поколение
Священник Андрей Васильев (1780-1828) – из необучавшихся, женат. Состоит священником при Вознесенской церкви Лаишевского уезда с 5 ноября 1807 г. У священника Андрея Васильева известны дети: Александр (1802 г.р.), Христофор (1805 г.р.), Иван (1809 г.р.), Николай (1810 г.р.), Владимир (1812 г.р.), Татьяна (1806 г.р.), Александра (1818 г.р.).
Священник Владимир Андреев Ишерский (1812 – после 1859) – обучался в Казанской Духовно Семинарии. По окончании класса богословия уволен из семинарии с аттестатом 2 разряда. «1839 г. Генваря 29 произведен во священника за отсутствием Преосвященнейшаго Владимира Казанскаго, в Нижнем Нове Граде Преосвященным Иоанном Нижегородским, к Троицкой церкви в село Ошняк; в 1840 г. в мае месяце определен к
Никольской церкви с. Державино Лаишевского уезда место по своему желанию и прихожан; грамоту имеет, указ имеет.
А в 1843 г. в Марте месяце определен Духовником, по Ведомству Благочиннаго, Села Карадуль Священника Иоанна Виноградова.
Священник Владимир Ишерский по делу о выкраже денег 25 руб. серебром из приходской церкви пономарем Иваном Тихомировым за разноречивое показание и проч посылаем был в 1854 г. под эпитимию на 3 месяца в Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь».
У священника Владимира Андреева и жены его Матрены Григорьевой (1821 – после 1859) Ишерских известны дети: Варвара (1841 г.р.), Иван (24 октября 1843) [4], Андрей (1844 г.р.), Мария (1845 г.р.), Сергей (1848 г.р.), Мария (1850 г.р.), Николай (1852 г.р.), Анастасия (1854 г.р.).
Александра Андреева в замужестве Тихомирова (1818 – после 1848) – вандочь священника Андрея Васильева и родная сестра Владимира Андреева Ишерского была выдана замуж за
пономаря Ивана Дмитриева Тихомирова.Тихомиров Иван Дмитриев (1822 – после), пономарский сын. По исключении из высшего отделения Казанского Духовного училища был определен к церкви с. Державино 25 сентября 1841 г. 19 марта 1844 г. посвящен в стихарь.
В с. Державино 8 октября 1844г. состоялось бракосочетание пономаря Ивана Дмитриева Тихомирова и девицы Александры Андреевой, дочери умершего священника с. Елагино Андрея Васильева.
Около 1854 г. пономарь Тихомиров был уличен в «выкраже денег 25 руб. серебром из приходской церкви» и затем исключен из духовного ведомства.
При житьи пономаря Иван Тихомирова в Духовном звании у него родились дети Варвара (1845-?), Алексей (1848-?), Петр (1851-?). Все они получают из Казанскаго духовнаго Попечительства в пособие с 1857 г. 10 руб серебром в год.)