Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Familio
(реклама)

Генеалогия священников - 2004-2005


← Назад    Страницы: ← Назад 1 2 3  4 5 6 7 8 ... 70 71 72 73 74 75 Вперед →
Модератор: Konstantin Ivanov
Nathalie

Nathalie

Москва
Сообщений: 3675
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 11956
MariaG , огромное спасибо! Содержание многообещающее, буду искать эти источники.
VA
Участник

Москва
Сообщений: 66
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 7
alaz, Вы спрашивали есть ли в справочнике Матисона "Духовенство Тверской епархии XVIII - начала XX веков: Родословные росписи" (СПБ., 2002-2004. Вып. 1-3) информация о Белюстиных. Отдельной родословной росписи действительно нет но присутствуют данные об отдельных лицах носивших эту фамилию: 1) Белюстина Наталья Дмитриевна (1816-после 1865), дочь дьячка села Астраганца Тверского уезда Дмитрия Терентьевича Белюстина была женой дьячка того же села Василия Алексеевича Пешехонова (1825-1871) (Вып.2. С. 112); 2) дочь (имя неизвестно) священника Николаевского собора Калязина Ивана Степановича Белюстина была женой начальника отделения Нижегородской казенной палаты, стстского советника Николая Ивановича Лавровского (1848/1849-1900) (Вып.3. С.38-39); 3) Священник Николаевского собора Калязина Иван Степанович Белюстин (см. выше) был женат на Анне Лукиничне Морошкиной (род.1820), дочери священника села Васисина Калязинского уезда Луки Андреевича Морошкина (Вып.3. С.80, 85). Кроме того многочисленную информацию о Белюстиных Вы можете найти в издании "Из истории православного духовенства: И.С. Белюстин. Заметки". Москва-Тверь, 2001.
VA
Участник

Москва
Сообщений: 66
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 7
alaz, допаолнительная информация о Белюстиных содержится в справочнике И. Добровольского "Тверской епархиальный статистический сборник" (Тверь, 1901). В начале XX в в епархии служили: 1) священник с. Капшино Калязинского уезда Василий Васильевич Белюстин, 32 лет, окончил семинарию, священник с 1888 г., награжден скуфьей; 2) священник села Спасское-Квашенки Калязинского уезда Николай Николаевич Белюстин, 42 лет, окончил семинарию, священник с 1883 г., награжден скуфьей; 3) псаломщик села Видогощи Корчевского уезда Григорий Петрович Белюстин, 38 лет, окончил сельское училище, в должности с 1885 г.; 4) Псаломщик села Мичкова Старицкого уезда Иван Арсеньевич Белюстин, 30 лет, окончил сельское училище, в должности с 1896 г.
alaz
Участник

Московская обл.
Сообщений: 65
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 27
VA
Спасибо, постараюсь найти.
---
http://alaz.moy.su
Nathalie

Nathalie

Москва
Сообщений: 3675
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 11956
"Установившаяся с начала XVIII в. практика передачи священнических должностей только по наследству старшему сыну была узаконена Павлом I. Остальным сыновьям с духовным образованием приходилось довольствоваться должностью дьякона в приходе своего отца или становиться церковнослужителями .... При Александре II было отменено правило наследования священнических должностей... Однако на практике традиция замещения этих должностей по наследству продолжала сохраняться". (В.А. Федоров. История России 1861-1917)
У меня вопрос к тем, кто исследует династии священнослужителей: насколько верно, по вашим наблюдениям, что приход передавался всегда именно старшему сыну? Ведь если это правило строго исполнялось, оно может помочь в генеалогическом поиске, т.к. дает возможность  определить, кто из сыновей был старшим.
ritch
Новичок

Сообщений: 87
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 5
Исполнялось не всегда и не везде. Много зависило от соотношения вакансий к числу выпускников духовных учебных заведений Епархии, а так-же штатных мест в приходе. Если все они заняты, отец, при всем желании, не мог принять сына в свой приход. Просто не куда. Старший сын имел преимущество лишь потому, что раньше получал образование. Существовало распределение выпускников на вакантные должности.
В случае моих предков, сыновья и отец оказались в разных уездах одной губернии.
MariaG

MariaG

Частный специалист

Москва
Сообщений: 1095
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 413
Согласна с ritch. Помимо вышеперечисленного, старший сын мог банально поступить на гражданскую службу. Кроме того, в 17-м нач. начале 18 века идентифицировать принадлежность к одной семье не всегда просто, поскольку, как Вы наверняка знаете, часто ученики дух. уч. заведений получали новые, так называемые семинарские фамилии. И даже родные братья вполне могли по выходе из семинарии иметь разные фамилии. Так что распознать, что кто чей сын, если нет информации в клировых ведомостях, – проблема. Я вот сейчас вожусь с одним из уездов Московской епархии. Так там в 10-е – 30-е годы 19 века большинство церковно- священнослужителей еще имеют фамилии, явно образованные от отчеств (типа, Алексеев, Иванов и проч). Понятно, что часть их потомков служила в этом же уезде и позднее. Но фамилии у них уже «благоприобретенные», никаких Ивановых, Петровых, Сидоровых нет в помине.
Во второй половине века уже более-менее просматриваются отдельные рода, но далеко не все из потомков служили в том же приходе, и даже уезде. А к. концу 19 – нач. 20 века и вовсе чехарда перемещений начинается. Вероятно, многие перемещались с одного места на другое по какому-то родственному признаку, но чтобы это понять нужно досконально все эти родственные связи знать. По крайней мере, из моих в к. 19-го - нач. 20 века,  по-моему, явно никто один на место другого по прямой родственной связи не поступал. А там, кто чей сват, брат, шурин и проч. - копать нужно. 101.gif
Также был достаточно распространен еще один способ передачи прихода – зятю… Особенно благоприятен этот способ был для бедного сельского духовенства, не имевшего достаточных средств на приданое дочерям. Где-то читала, что существовали даже списки девиц духовного звания. Так что будущий священник мог и невесту себе найти, и симпатичный приходик присмотреть… a_003.gif

---
Озерецковские, Величкины, Красновские, Уваровы (Уаровы), Некрасовы, Бриллиантовы (духовенство Московской губ.).; Левитские (Киев), Бахмацкие (Мельня), Кошовец (Любитово), Залесовы (Бирск, Уфа); Виноградовы, Борзаковские; Горбуновы и Планкины (Лобаски).
VA
Участник

Москва
Сообщений: 66
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 7
В.А. Федоров безусловно ошибается. Практика наследования приходских мест установилась еще в XVI-XVII вв., а в XVIII столетии только окончательно оформилась. Также не существовало твердого правила передачи места именно старшему сыну. Как справедливо указано выше, это мог быть один из младших сыновей или зять (иногда даже брат или племянник). Довольно часто старший сын клирика поступал на службу в другой приход еще во время "действительного служения отца" (т.е. до выхода родителя за штат). Вообще, в изучении приходского духовенства России лучше ориентироваться не на г-на Федорова, выпустившего пустейший труд по истории Русской Православной Церкви синодального периода, а на работы профессора Казанской духовной академии П.В. Знаменского). Что же касается фамилий духовенства, то необходимо иметь в виду, что вплоть до 30-х гг. XIX в. клирики в официальных документах (ревизские сказки, клировые ведомости и т.д.) именовались не по уже имеющимся фамилиям, а по т.н. полуотчествам "Иванов", "Петров" и т.п. (см. подробнее: Матисон А.В. Генеалогия православного приходского духовенства России XVIII - начала XX веков: История рода Мощанских. М., 2000. С. 22, 27 и др.).
MariaG

MariaG

Частный специалист

Москва
Сообщений: 1095
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 413
VA по поводу полуотчеств... До 30-х годов - были же исключения? Я встречала и полуотчества, и фамилии (с именем и отчеством) по тому периоду. А в одном из дел по духовной консистории 1825-1832 годов, которое я просматривала, в первых документах (1825-27 гг.) священник именует себя Петр Алексеев, а в последних (1831-32) уже Петр Алексеев (Хавский)... Господин, который писал материал по церкви, где этот Хавский служил, по незнанию, идентифицировал его как двух разных людей...
---
Озерецковские, Величкины, Красновские, Уваровы (Уаровы), Некрасовы, Бриллиантовы (духовенство Московской губ.).; Левитские (Киев), Бахмацкие (Мельня), Кошовец (Любитово), Залесовы (Бирск, Уфа); Виноградовы, Борзаковские; Горбуновы и Планкины (Лобаски).
VA
Участник

Москва
Сообщений: 66
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 7
MariaG , безусловно исключения были, а кроме того именно в делопроизводстве консисторий (дела о назначениях, перемещениях и т.п.) довольно часто указывалась именно фамилия священно-церковнослужителя. Но в ревизских сказках (вплоть до 8-й ревизии), клировых ведомостях и исповедных росписях указывались преимущественно полуотчества. К слову. Замечательная работа по этому вопросу: Шереметевский В.В. Фамильные прозвища Великорусского духовенства в XVIII и XIX столетиях. М., 1908. Ее намерены переиздать на CD (см. Петербургский генеалогический портал)
← Назад    Страницы: ← Назад 1 2 3  4 5 6 7 8 ... 70 71 72 73 74 75 Вперед →
Модератор: Konstantin Ivanov
Вверх ⇈