ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Сохраним то, что осталось

рецепты домашней реставрации и засолки старых фотографий впрок

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 Вперед →
Модераторы: djaha, Liporskiy
djaha
Модератор раздела

djaha

Cehuen-SPb
Сообщений: 1356
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 957
ХРАНИМ ПРАВИЛЬНО

Для фотографий, как и для человека, очень важны комфортные условия "проживания". Среди главных врагов можно отметить: холод, высокую влажность и яркий свет.


Слишком низкая/высокая температура и ее резкие перепады. Фотоснимки (как и бумажные документы) крайне чувствительны к влажности и температурному режиму. Холод и перепады температуры вполне могут оставить на снимках неизгладимый след в виде паутины трещинок. Порой незаметных глазу, но со временем они полностью разрушат изображение. Одним словом не стоит хранить фотографии рядом с батареей, в холодном подвале или на неотапливаемом чердаке.

Высокая влажность грозит появлением грибка, а в слишком сухом воздухе фотографии начинают трескаться и скручиваться. Кстати одной из причин грибка считается и отсутствие вентиляции, но тут как с книгами - их надо хотя бы иногда доставать и пролистывать.

Яркий солнечный свет полезен только домашним растениям, а фотоснимки под лучами солнца выгорают. Поэтому если вы решили украсить стену портретами предков, то выбирайте самую дальнюю от окон или размещайте на той же, где и окно.

Итак, с климатическими врагами разобрались, переходим к скрытым угрозам.

В этой номинации лидером становится так распространившийся в последние пару десятков лет фотоальбом с пластиковыми кармашками и так называемыми "магнитными" листами. С виду такой привлекательный, этот вредитель способен не только заставить ваши снимки пожелтеть и поблекнуть, но и разрушит глянцевую поверхность. А при очень длительном хранении "магнитные" листы могут попросту приклеиться к лицевой стороне фото. По этим же причинам не стоит хранить фотографии в полиэтиленовых пакетах.


А как же хранить?

1. В альбомах с бумажными страницами.

2. Не закрепляйте снимки на клей и тем более на скотч. В альбоме или на подложку не важно. Два риска - во-первых если фото начнет "коробить" вам придется снимать его с подложки ножом (и не факт что вы сможете проделать это безболезнено для снимка), во-вторых со временем отвердевая клей может проявится на лицевой стороне в виде рельефа.

Тут многие возразят - а как же дореволюционные снимки на паспарту?! Они ведь "сажались" на клей! Открою маленький секрет - их приклеивали в мокром виде. Т.е в процессе печати еще не до конца высохшие фотографии приклеивали к основе и так оставляли до окончательной просушки. Таким образом фотографию как бы натягивали на основу. Ну и плюс клей, разумеется, использовался не абы какой. Кстати сей процесс немного напоминает поклейку обоев. Оборотную сторону полностью покрывают слоем клея, прикладывают к стене и тщательно разглаживают, заодно выгоняя пузырьки воздуха. Даже условия просушки схожи - нет открытым окнам, сквозняку и низкой температуре помещения. С фото та же история, только вместо стены паспарту.

2. Если у вас нет альбома, и вы храните стопкой, то обязательно вкладывайте между снимками листы чистой бумаги. Или раскладывайте по бумажным конвертам, хотя это не особо удобно в плане сесть и поразглядывать семейный фотоархив..

3. Не делайте надписей на обороте, есть риск продавливания надписи на лицевую сторону. Но если очень надо, то используйте только мягкий грифельный карандаш (в маркировке В (чем больше цифра, тем мягче грифель), можно и НВ)

4. Берите фотографии только за боковые грани. Ни когда не трогайте снимки (и негативы) за лицевую сторону. Если на фотографиях вы получите отпечатки пальцев, то на негативах следы жира этих отпечатков идеальная среда для развития грибка.


Не смотря на все предосторожности мы ни от чего не застрахованы, поэтому выделите пару дней на сортировку и сканирование вашего фотоархива.
---
Помогу в РГИА, ЦГИА СПб, ЦГА СПб в обмен на архивы: Сызрань, Ярославль, Тамбов, Уфа, Казань
djaha
Модератор раздела

djaha

Cehuen-SPb
Сообщений: 1356
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 957
ЧЕМ ПОБЕДИТЬ ОСТАТКИ КЛЕЯ

Думаю почти у каждого в семейном альбоме найдется парочка фотографий, которые в незапамятные времена развалились на кусочки и кто-то из жалости склеил их скотчем. От времени клеевая основа скотча уже пожелтела,под края набилась грязь что изрядно портит весь вид. Как быть? Первый и самый простой вариант - отсканировать как есть и приступить к цифровой ретуши. Если не перекрыты какие то ключевые детали, к примеру часть лица или глаза, то можно на этом способе и остановиться. НО герои не ищут простых путей! biggrin1.gif

Этот совет будет основываться на эксперименте одного из завсегдатаев нашего фотосалона, гражданина minuta. Увы я не смогу рассказать как именно он снял скотч - несмотря на мои предостережения он рискнул и как-то его отодрал. Думаю мы дадим ему слово и он сам поведает эту леденящую душу историю. А я только добавлю что по непроверенным слухам скотч можно удалить предварительно его разогрев (феном, утюгом через толстое полотенце и т.п.).

Итак, вот исходное фото
Красивенький скотч с частично отходящими краями. К тому же половинки склеены криво.
zANByNkIeDkJA9.jpg


Скотч снят, а клей остался. Куда бежать и что делать?
5mdn0xQSDXyoA1.jpg

На самом деле рецепт очень простой и наверняка знаком многим. Растительное масло. Оно отлично растворяет клей и не вредит материалу.
Берем безворсовую салфетку (на крайний случай ватный диск или просто плотную мягкую ткань), капаем на нее масло и приступаем к массажу. Ритмичными круговыми движениями, без сильного нажима трем следы клея. Кол-во масла берется на глазок, но без фанатизма - ваша задача растворить клей а не смазать фотографию жиром. Также избегайте попадания масла на бумажную основу снимка.


А это пациент после процедуры. Жив, здоров и жаждет продолжения банкета a_003.gif
8AnNGMBSDlPlAO.jpg
---
Помогу в РГИА, ЦГИА СПб, ЦГА СПб в обмен на архивы: Сызрань, Ярославль, Тамбов, Уфа, Казань
djaha
Модератор раздела

djaha

Cehuen-SPb
Сообщений: 1356
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 957
Маленький совет для владельцев а-ля фотографий, частично выполненных грифельным карандашом (ретушь советских времен)
Грифель дело ненадежное, его частички потихоньку отслаиваются, поэтому лучше закрепить "рисунок" обычным лаком для волос. С расстояния примерно в 30-40 см орошаете снимок лаком и даете ему просохнуть. Хранить желательно между листами пергаментной бумаги.

И помните, такие псевдо снимки зачастую выполнены не на фотобумаге, а на обычной, просто высокой плотности. А такая бумага гораздо более чувствительна, она буквально впитывает в себя следы ваших прикосновений, которые окисляются и как следствие бумага желтеет (это помимо естественных процессов).
---
Помогу в РГИА, ЦГИА СПб, ЦГА СПб в обмен на архивы: Сызрань, Ярославль, Тамбов, Уфа, Казань
G_Spasskaya

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7354
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3980
А вазелин (и масло) не впитываются в фотобумагу?
djaha
Модератор раздела

djaha

Cehuen-SPb
Сообщений: 1356
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 957
G_Spasskaya
Если мы говорим о растительном масле, то не допускайте его впитывания в бумагу, а с вазелином другая история. В процессе мойки он выступает в качестве "клея" для отходящих слоев эмульсии и не впитывается в бумагу полностью. Я не химик, не знаю в чем там дело, но вазелин после промывки не оставляет ни каких следов, в отличии от растительного масла.

Я все собираюсь прикупить нормальный свет и сопроводить свои советы наглядными фотоотчетами, а пока только на словах confuse.gif
---
Помогу в РГИА, ЦГИА СПб, ЦГА СПб в обмен на архивы: Сызрань, Ярославль, Тамбов, Уфа, Казань
djaha
Модератор раздела

djaha

Cehuen-SPb
Сообщений: 1356
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 957
Как-то давно на форуме поднималась тема можно ли мыть надписи на оборотной стороне фотографий. Оказывается у меня даже сохранилось несколько снимков этих опытов. Сами снимки конечно так себе и не особо информативны, но они единственное свидетельство того, что эксперимент проведен и жертв не было.

Подопытными выступали:

Карандашная надпись с налипшей то ли грязью, то ли остатками какого то клея. На первый взгляд вообще напоминало плотно спрессованные хлебные крошки.
На картинке не очень понятно, второй кадр это карточка в воде (на остальных примерах так же), плавает в окружении смытой грязи ))) Удалялась грязь ватной палочкой и подушечками пальцев. И не забудьте перед процедурами тщательно вымыть руки с мылом. a_003.gif
Темные пятна всего лишь результат неравномерного намокания бумажной основы.
a647d43e83.jpg

Здесь так же грифельный карандаш, а дата скорее всего была написана чернилами. Кроме того в конце имени Дуся хорошо виден кусочек слоя бумаги с клеем (наверно фото сажали в альбом на клей, а потом оторвали от подложки). Все это легко оттерлось ватной палочкой и без длительных замачиваний.
Будьте осторожны!!! От слишком сильного трения местами грифель начал стираться. Старайтесь работать с областью надписи только подушечками пальцев.
ZrJjN1psYjaprj.jpg

А это чернила и замачивать их было очень боязно. Но как видите они не расплылись.
Зато изначально не очень заметные грязные отпечатки пальцев смылись на ура
v29y4ENF1oEq2G.jpg


Все фотографии провели в воде не менее 5-7 минут. Из которых около 5 - замачивание и еще пара минут уходили на саму "стирку".
Лицевые стороны не демонстрирую, но поверьте они совершенно не пострадали.
---
Помогу в РГИА, ЦГИА СПб, ЦГА СПб в обмен на архивы: Сызрань, Ярославль, Тамбов, Уфа, Казань
G_Spasskaya

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7354
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3980
Самое удивительное, что не поплыли чернила! Из чего же их тогда делали? dntknw.gif
---
Спасские (Тульская губ. и Серпухов);
Козыревы, Смирновы и Захаровы (Костромская губ., Москва и Петербург);
Козловские и Дубенские (Тульская губ.); Странские, Корсаковы (Серпухов), Жиляй.
djaha
Модератор раздела

djaha

Cehuen-SPb
Сообщений: 1356
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 957

G_Spasskaya написал:
[q]
Из чего же их тогда делали?
[/q]

На больную мозоль давите - я не химик и очень об этом жалею. Понимание составов очень бы расширило спектр моих опытов biggrin1.gif
Как-то на одном тематическом форуме попалась информация, что чернила были и водостойкими, а еще есть тушь, которая визуально похожа на чернила, но у них несколько разные свойства.

У меня хранятся несколько листов плотной бумаги с детскими каракулями именно советскими чернилами, надо рискнуть и намочить их biggrin1.gif


А еще я теперь знаю как удалять с бумаги какушки мух. Жаль подходящего подопытного нет.. cray.gif
---
Помогу в РГИА, ЦГИА СПб, ЦГА СПб в обмен на архивы: Сызрань, Ярославль, Тамбов, Уфа, Казань
djaha
Модератор раздела

djaha

Cehuen-SPb
Сообщений: 1356
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 957
НЕ ДАДИМ ИМ ЗАСОХНУТЬ

Выше уже упоминалось, что в слишком сухом воздухе фотографии начинают скручиваться. Та же участь может постигнуть неправильно хранящиеся снимки (принудительная физическая деформация). Мой совет будет полезен и в том, и в другом случае. Кстати сей метод подходит и для "распрямления" бумажных документов.

Для лечения этой беды профессиональные реставраторы используют специализированное оборудование - эдакие боксы в которых искусственно повышается влажность воздуха. А мы обойдемся домашними средствами.

Нам потребуется дистиллированная вода (ни в коем случае НЕ используйте кипяченую или воду из под крана!!!) и обычный пульверизатор для цветов. Размещаем фото на горизонтальной поверхности изображением вверх, закрепляем углы (что бы не скручивалось) и тщательно опрыскиваем из пульверизатора в режиме спрей. Расстояние от вашей руки до снимка подбирайте так, что бы до фотографии долетала только водяная пыль. Помните, ваша задача "напитать" фотографию влагой, но не дать ей намокнуть!!! , т.е. на поверхности не должно появляться капель.

Брызгаем 10-15 секунд и переворачиваем снимок лицом вниз. Повторяем операцию и так по несколько подходов на каждую сторону. После этого промакиваем полотенцем, даем чуть подсохнуть и убираем под пресс. Не забывайте проложить между снимком и прессом лист бумаги. В зависимости от степени иссушености общее время "орошения" может доходить до получаса. Если времени мало, то процесс можно растянуть на пару дней, но лучше уложиться в один день. И не забывайте - излишняя влага спровоцирует развитие грибка.


Тем, у кого есть домашний увлажнитель воздуха будет легче - разместите фото перед аппаратом, потом дайте немного просохнуть и уберите под пресс. Время обработки не уточняю, поскольку все увлажнители разные и я не могу наверняка сказать сколько времени потребуется.
---
Помогу в РГИА, ЦГИА СПб, ЦГА СПб в обмен на архивы: Сызрань, Ярославль, Тамбов, Уфа, Казань
djaha
Модератор раздела

djaha

Cehuen-SPb
Сообщений: 1356
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 957
Серия видеосюжетов о реставрации старых книг. При желании можно извлечь много полезного по восстановлению бумажных документов

https://youtu.be/cmvJmrm3w6Y
https://youtu.be/FC87y8Uw7eo
https://youtu.be/zk4432Uwcbs
---
Помогу в РГИА, ЦГИА СПб, ЦГА СПб в обмен на архивы: Сызрань, Ярославль, Тамбов, Уфа, Казань
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 Вперед →
Модераторы: djaha, Liporskiy
Вверх ⇈