Всем привет. Оставляю здесь любопытную информацию о переселенцах Новоузенского уезда в Радовка Бугурусланский уезд. « а вот из рассказа: История нашего села Радовка (со слов жителей-старожилов).
Село Радовка образовалось 200(300?) лет назад. Первые жители - мордва, поселились на балке - Кашалге. Позднее сюда приехали русские семьи с Бугурусланского района из села Туруханка, они селились с другого конца балки, поэтому этот участок села назывался Турханка. Участок села, где селились мордва, назывался Мордовский конец. Русские парни женились на мордовских девчатах, мордовские - на русских, таким образом мордва и русские породнились.
Хохлы приехали позже из Тамбовской губернии, они были одеты в белых рубашках и шляпах. Первыми жителями из хохлов были: Кучер, Скопец, Жук, Хмурый, Топоренко и их семьи.
Затем приехали 30 семей из Самарской губернии Ново-Узенского уезда.
Вокруг села был непроходимый, дремучий лес. Все жители породнились и начали сообща вести работу, делили земли, строили дома. Застучали по лесу топоры, и село начало увеличиваться в размерах. Расчищенные от леса участки земли обрабатывали деревянной бороной, потом сделали соху, тяжёлые мотыги. Кантеев Прокофий Никитович сделал сабан, лемех был рассчитан на 4-х лошадей, отворачивал пласт земли на 4 четверти. Таким образом, с каждым годом пахали всё лучше и лучше, получая всё больше урожая.
Назначили старосту, который всем руководил. Подати с крестьян собирал Смагин Егор Евсеевич. Он был неграмотным и счёт вёл пометками на палочке.
До революции жители подчинялись Сарай-Гирской волости Бугурусланского уезда. Собранные подати Смагин Е.Е. ездил сдавать в Бугуруслан. Все деньги шли в государственную казну.
Жители занимались земледелием, скотоводством, некоторые были зажиточными, а большинство - бедными.
Богато жил Почеревин Иван Игнатьевич. Как он стал богатым? Жители рассказывают, что он служил в армии 15 лет. Во время его службы горел дом одного богатого купца, он бегал и просил: " Кто спасёт сундук золота, дам кувшин золота". Почеревин и его товарищи спасли сундук, за что и были награждены золотом.
Хорошо жили Затонские, Боковы. Затонский Иван Ильич имел свой участок земли, 3 работника. Но очень богатых всё-таки не было.
Грамотных среди населения не было. Приблизительно в 1882 году из села Чегодаево привезли основание церкви, а остальное сделали местные жители. Колокольню срубили из деревьев, что росли в Радовке. Школа находилась в стороне от церкви и размещалась в церковной сторожке. Школа была церковно-приходская. Поп Смирнов был присланный. Он имел 90 га земли. Псаломщиком у него был Архангельский Николай Петрович, он имел 20 га земли. Работу свою он вёл плохо, каждый день пьянствовал. После Смирнова в церкви работал поп Каменский Александр. Псаломщиком у него был Павел Михайлович (фамилия неизвестна).
В 1910 году открыли школу. Она была деревянная, состояла из классной комнаты и учительской. Учеников было много. Всего учились 3 года. Учителя жили на частных квартирах. Первой учительницей была Валентина Яковлевна, присланная из города, преподавала Закон Божий. После Великой Октябрьской социалистической революции школа стала школой 4-х годичного обучения.
Революцию 1917 года жители нашего села встретили с радостью. Мужчины уезжали в Абдулино и вступали в ряды борцов против самодержавия. Участниками революции были: Жуков Александр, Мотов Пантелей, Вдовин Илларион, Вдовин Василий, Пимкин Григорий, Толчев Тимофей, Затонский Иван, Кантеев Родион. Воевали до последних дней гражданской войны. Кантеев Родион вернулся в 1921 году. А женщины вели активную работу в тылу. Рядом с селом проходил отряд белочехов. В Радовке находилась чешская разведка. У Фадиных скрывался Луконин Степан Денисович - партизан-матрос. Приехал он сюда после разгрома белочехов в Петрограде. В Абдулино ему нельзя было жить, поэтому целое лето он скрывался в Радовке. Жил у Фадиных в роли работника. Одевался в плохую одежду и целыми днями работал с хозяином в поле.
Активную работу вели отец и дочь Фадины: Нина Евдокимовна и Евдоким Семёнович. В их доме собирались активисты села и обсуждали важные вопросы борьбы с врагами. Воспитывались дети Фадиных мужественными, стойкими. С малых лет Нина умела держать тайну, что была услышана от активистов, иначе в то время грозила виселица. В 1913 году она вышла замуж за Кантеева Родиона Савельевича. Мужа взяли на войну в первую империалистическую. Зимой вернулся в Радовку. И после войны он вёл активную работу среди жителей. Однажды его задержали белочехи. Спас его Шишкин Михаил(какой?).
Несмотря на трудности, революция была встречена с радостью. Белочехи были изгнаны из Радовки После революции организовался Сельский Совет. Сельским секретарём при Советской власти был Фадин Филипп Елисеевич. В революцию он был подвергнут репрессиям со стороны кулачества; его били розгами. Землю стали делить поровну ( на душу в семье). Первым председателем Сельского Совета был Кантеев Фёдор Никитич, потом Скопцов(?).Эти тяжёлые годы жители перенесли неплохо, у каждого хозяина было немного хлеба, пропущенное молоко пили только по большим праздникам...»
Прошу откликнуться тех, кто работает по данному пересечению. Собираем информацию по фамилиям переселенцев. Надеюсь многим информация поможет. Удачи! 🍀 информация по краеведению собрана жильцами и воспоминания потомков, ссылка на группу
https://ok.ru/group/50829713932354. А так же ОГА Оренбургской области (ОГАОО), фонд №98, опись №2, дело №20, стр. 644