Top.Mail.Ru
РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН :: Республика Башкортостан :: Россия, Приволжский округ :: Российская Федерация :: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ
Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Российская Федерация » Россия, Приволжский округ » Республика Башкортостан » РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН
Вниз ⇊

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

← Назад    Вперед → [ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... 181 182 183 184 185 186 187 188 189 ... 249 250 251 252 253 254 [ >>>>>> ]
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb
katebelova
Новичок

katebelova

Сообщений: 5
Регистрация: 2011
Рейтинг: 6 

Здравствуйте, уважаемые форумчане!

Вопрос по краеведению, недавней истории.

Мои предки в начале 20 века проживали в Башкирии, в районе южного Урала, село Нижний Авзян, это 100 км от Стрелитамака на восток.
По обрывкам воспоминаний, которые мне уже сестра двоюродная рассказывала, бабушка в молодом возрасте рукодельничала, в том числе научилась очень искусно вязать кружево крючком. На вопросы, как она научилась этому, рассказывала, что одной из учительниц была "персиянка". Вот мы и ломаем голову, какая такая персиянка могла быть в Башкирии.
Но с другой стороны, когда пытаюсь читать кусочки из краеведческих книг, то там то здесь мелькают фразы типа "в переводе с персидского":
"О возникновении термина тептяр существует несколько версий. Одна из них ... широко распространена и выводит его из персидского слова дэфтэр, понимая под этим заключаемые припущенниками письменные условия (запись, договор) с башкирами-вотчинниками, или понимали под этим словом список, реестр, куда заносились тептяри."

Вот я и споткнулась снова - почему персидское слово?

Вдруг у Вас будут какие-то мысли на этот счет.

---
Фамилии: Беловы, Кузнецовы, Махневы, Васильцовы, Блиновы, Кудряшовы, Захаровы, Чагины, Ларионовы, Барсуковы, Меркурьевы. Места: с.Нижний Авзян и г.Баймак Башкирия, Уфимская губ., Бирский уезд, Добруш, Буйничи, Уваровичи - Белоруссия
ufaarchive
Долгожитель форума

ufaarchive

Сообщений: 1249
Регистрация: 2015
Рейтинг: 460 


katebelova написал:
[q]
О возникновении термина тептяр существует несколько версий. Одна из них ... широко распространена и выводит его из персидского слова дэфтэр,
[/q]

потому что башкирский и татарский языки формировались под сильным влиянием персидского языка- фарси
I am Ural
Долгожитель форума



Сообщений: 656
Регистрация: 2014
Рейтинг: 242 

китап, мактяп, ризк, калям и т.д. все это арабизмы, также много и персизмов.

---
башкиры, татары, мишари, тептяри, и др.народы населяющие Южный Урал и Поволжье
Башкортостан, Татарстан, Оренбуржье и др.
кого интересует информация в архивах Уфы, Казани, Оренбурга пишите ural.khasyanov@yandex.ru
дневник http://forum.vgd.ru/2605/
CyberChrist
Участник

CyberChrist

Ekb
Сообщений: 65
Регистрация: 2016
Рейтинг: 65 

Прошу помочь идентифицировать населенный пункт.
Одна семья, братья и сестры:
1903 г.р. БАССР, Дуванский р-н, д. Карековка, инф. от 1947 (военкомат)
1906 г.р. БАССР, Дуванский р-н, д. Н-Лемазы, инф. от 1954 (повторное св. о рождении)
1912 г.р. БАССР, Дуванский р-н, с. Лемазы, инф. от 1950 (св. о браке)
1931 г. проживал: БАССР, Дуванский р-н, Карсановка Лемезинский Сс.,инф. от 1931 (книга памяти)

И факультативом:
1902 г.р. Башкирская АССР, Дуванский р-н, Верхне-Лимазинский с/с, с. Верхне-Лимаза инф. от 1942

Кроме современных Лемаз, как я понимаю, никаких других деревень не осталось. В Переписи 1917 по Лемазам в Дуванском районе, а так же в РС, которые есть в открытом доступе, по всем Лемазам и Лемезам, Верхним, Нижним, Среднем искомых людей нет. Призываю местных краеведов и знатоков родной географии. В какую сторону капать?
ufaarchive
Долгожитель форума

ufaarchive

Сообщений: 1249
Регистрация: 2015
Рейтинг: 460 


CyberChrist написал:
[q]
1903 г.р. БАССР, Дуванский р-н, д. Карековка, инф. от 1947 (военкомат)
1906 г.р. БАССР, Дуванский р-н, д. Н-Лемазы, инф. от 1954 (повторное св. о рождении)
1912 г.р. БАССР, Дуванский р-н, с. Лемазы, инф. от 1950 (св. о браке)
1931 г. проживал: БАССР, Дуванский р-н, Карсановка Лемезинский Сс.,инф. от 1931 (книга памяти)
[/q]

А Вы смотрели перепись 1920 Кудейского кантона из фонда Р-472?
Средние Лемезы
Верхние Лемезы
Нижние Лемезы
Просто тут с территориальным делением в те времена все очень сложно.
Каряковка (Коряковский) в переписи 1917 года идет в Тастубинской волости Златоустовского уезда, там же есть и Лемазы.
Вы наверно 1917 год смотрели Лемезы в Дуванской волости?
CyberChrist
Участник

CyberChrist

Ekb
Сообщений: 65
Регистрация: 2016
Рейтинг: 65 


ufaarchive написал:
[q]
А Вы смотрели перепись 1920 Кудейского кантона из фонда Р-472?
[/q]

Пока нет, судя по РС это все же башкирские деревни, оставил этот вариант на потом.
[q]
Вы наверно 1917 год смотрели Лемезы в Дуванской волости?
[/q]

Да и это совсем не те Лемезы, как я понял
ufaarchive
Долгожитель форума

ufaarchive

Сообщений: 1249
Регистрация: 2015
Рейтинг: 460 


CyberChrist написал:
[q]
Да и это совсем не те Лемезы, как я понял
[/q]

попробуйте посмотреть Лемазы в Тастубинской волости, мне кажется РС смотреть рановато, все-так такой разрыв
А лучше всего гляньте список домохозяев 1926 год, там и быстрее найдете и вопросы многие отпадут
fosa
Долгожитель форума



Уфа
Сообщений: 388
Регистрация: 2011
Рейтинг: 335 

Часто потомки мусульманского духовенства, составляя свою родословную, пытаются найти дело о назначении своего предка муллой. Это весьма обоснованно т.к. дела о назначении могу быть очень богаты на биографические сведения, а если назначение проходило в 191х годах то в деле может быть даже фото. Но персональные дала о назначении сохранились далеко не о всех муллах. И в таком случае не помешает вспомнить о таком богатом типе дела как дело о строительстве мечети. В данных делах, особенно если дело о строительстве новой мечети, регулярно попадаются материалы о назначении в эту мечеть духовенства.

О строительстве мечетей

Фонд Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (далее ОМДС) ЦГИА РБ хранит значительное кол-во дел «О строительстве мечетей». Большая часть дел адресована на конкретное селение и таким образом опись фонда позволяет выявить подобные дела по интересующему исследователя населенному пункту.



Рассмотрим состав подобных дел детальнее:

В течение всего 19-го и особенно начала 20-го века население Российской Империи быстро росло. Вследствии этого, число прихожан действующих приходов увеличивалось и, в определенный момент, мечеть переставала справляться со своими функциями. Надобно понимать, что в дореволюционный период мечеть являлась не только культовым учреждением, но выполняла функции социального и общественно-политического характера, а так же, отчасти, административного управления.
Как только число прихожан доходило до количества, при котором требовалось построить вторую, третью или очередную мечеть, или число жителей соседней деревни, посещавших мечеть ближайшего селения увеличивалось на столько, что они могли позволить себе собственный храм, то люди собирали сход, на котором принимали решение о необходимости строительства новой мечети.

В делах «О строительстве мечети» приговор подобного схода часто бывает представлен и является наиболее интересным документом всего подобного дела:

ЦГИА РБ, ф.И-295, оп3, д16150 л8-8об.:
1899 года, октября 2-го дня, мы, нижеподписавшиеся Симбирской губернии, Курмыжского уезда, Петряксинской волости дер. Петряксы бывшие государственные крестьяне, прихожане 3-й соборной мечети из числа 147 домохозяев наличные 107 человек на собранном приходском сходе, в присутствии местного сельского старосты Девлишева, постановили настоящий приговор в следующем:

Что постройка 5-й мечети в дер. Петряксы необходима ввиду значительного количества населения деревни;

Содержать свою приходскую мечеть и духовенство при ней мы обязуемся в исправности;

На содержание при нашей мечети духовенство получит по 8 фунтов хлеба натурой с каждой наличной души мужескаго и женскаго пола, какого-то бы ни было возраста, затем духовенство получает десятину общественной земли, кроме своих наделов, и кроме того, вознаграждение по исполнении разных треб, что всего составит на содержание прихода не менее 100 руб. в год на каждого имама или азанчея. На чем подписуемся.


Далее имена и подписи всех участников схода.

Аналогичные протоколы составлялись и от других приходов, если планировалось построить новую мечеть совместно.

далее тут

получить справку о наличии дел в архиве по конкретному селению можно по адресу: ufagenealogy@mail.ru

---
Блог по методике генеалогического поиска в Уфе и не только: http://ufa-genealogy.livejournal.com/
мыло: ufagenealogy@mail.ru
eugeneizh
Новичок



Ижевск
Сообщений: 14
Регистрация: 2017
Рейтинг: 10 

Здравствуйте!

Ребенка отдали в детдом в 1930 - 1931 гг в городе Стерлитамак. Лукина Елена.

На форуме по Нижегородской области нашел запись о том, что у них в ЦАНО есть списки детей детдомовских и даже беспризорных за 1930 г.

А в Башкирии есть или нет?

Может кто посоветует, как искать информацию об этом человеке
ufaarchive
Долгожитель форума

ufaarchive

Сообщений: 1249
Регистрация: 2015
Рейтинг: 460 


eugeneizh написал:
[q]

А в Башкирии есть или нет?

Может кто посоветует, как искать информацию об этом человеке
[/q]


не встречал, если только попробовать найти архивные материалы детдома
← Назад    Вперед → [ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... 181 182 183 184 185 186 187 188 189 ... 249 250 251 252 253 254 [ >>>>>> ]
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb
Генеалогический форум ВГД » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Российская Федерация » Россия, Приволжский округ » Республика Башкортостан » РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН
Вверх ⇈