На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
О номерах питомцев в делах ИМВД Императорский Воспитательный дом в Москве. Закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников, учрежденное в 1763 году по инициативе И.И. Бецкого.
Основателем Воспитательного дома стал Иван Иванович Бецкой (1704-1795). Он также участвовал в создании Смольного и Екатерининского институтов благородных девиц. Разделяя с императрицей любовь к просветителям и стремление воспитать на основе их идей «новую породу» физически и нравственно здоровых людей, Бецкой большое внимание обращал на проблему поддержки сирот и незаконнорожденных.
В России традиционно заботу о таких детях брала на себя церковь. Так, первый приют для них был открыт в 1706 году митрополитом Иовом при Холмово-Успенском монастыре. В 1714 году в Петербурге появилась богадельня для подкидышей и беспризорников. Бецкой же хотел построить это дело на основе идей просвещения.
Основание Воспитательного дома Императорский Московский воспитательный дом с госпиталем для бедных родительниц был учрежден Правительственным манифестом от 1 сентября 1763 года. По статусу учреждение считалось государственным и находилось под покровительством императрицы. Управление им осуществлялось попечителями и опекунами. Главным попечителем стал Бецкой, направлявший всю деятельность дома. Он смог собрать вокруг себя единомышленников. При его участии директором Воспитательного дома стал знаменитый историк Герард Миллер. Любопытно, что одним из попечителей был Дени Дидро.
Воспитательный дом существовал в основном на пожертвования, которых требовалось немало. Сам Бецкой вносил в кассу дома крупные суммы денег. Императрица Екатерина взяла на себя обеспечение учреждения провиантом. Многие представители царской фамилии и аристократии жертвовали значительные средства, после обращения Синода пожертвования потекли со всей страны и даже из-за границы. Но жертвовали не только деньги. Например, Воспитательному дому был подарен прекрасный кабинет истории, из Академии художеств и Кремлевского двора посылали книги, предметы искусства, иконы.
Еще одной статьей дохода стала прибыль от принадлежащих дому мельниц, кузниц, харчевен, сдаваемых в аренду, а также пивоварен, пристаней и т.д.
Само здание Воспитательного дома было построено в Васильевском саду на берегу Москвы-реки недалеко от Кремля.
Организация жизни в Воспитательном доме
Важной проблемой Воспитательного дома стала детская смертность, так как большинство воспитанников, попадавших сюда, были слабыми, им не хватало грудного молока, к тому же из-за слишком большого числа поступавших детей возникала сильная скученность.
Бецкой с соратниками прежде всего стремились наладить питание младенцев. В дом привлекали кормилиц, которым платилось хорошее жалование. Кроме того, были заведены коровы и козы, которых воспитатели держали на собственные средства. Вскоре Бецкой организовал молочную ферму у Дорогомиловской заставы, для которой закупал коров в Голландии.
Еще одной проблемой были эпидемии. С 1768 года, сразу после введения в России оспо- и корепрививания, всем воспитанникам стали прививать оспу.
С самого основания в Воспитательном доме заработал родильный госпиталь, называвшийся «секретным», так как дети, рождавшиеся там, были, как правило. незаконнорожденными, а матери скрывали свои имена. Новорожденный, оставленный матерью, попадал в грудное отделение, а сами женщины получали документ с указанием времени поступления, именем ребенка и его регистрационным номером. Некоторых грудничков отдавали в крестьянские семьи на вскармливание. В это время за ними следили уполномоченные Опекунским советом чиновники. В 2-3-летнем возрасте детей привозили обратно, чтобы привить оспу. С шести лет начиналось обучение грамоте и ремеслам. Все воспитанники вне зависимости от происхождения считались вольными. Бецкой следил, чтобы дети, переданные на воспитание в деревню, не становились крепостными.
Образование в Воспитательном доме Дети, воспитывавшиеся в крестьянских семьях, обучались грамоте и арифметике. В случае болезни их привозили на лечение в Воспитательный дом. Усыновлять воспитанников могли только бездетные государственные крестьяне, имевшие свидетельство о хорошем поведении и способные содержать ребенка. При появлении в семье родных детей приемный ребенок сохранял равные с ними права. Детей, возвращенных из деревень в дом для обучения ремеслам, с 8 лет отдавали на воспитание мастерам – мальчиков на 16, девочек на 12 лет. Воспитанники становились лесоводами, фельдшерами, садоводами, получали технические специальности.
При Воспитательном доме было открыто и ремесленное училище с 6-летним сроком обучения. Здесь преподавали алгебру, тригонометрию, практическую механику, физику, химию и черчение. После обучения шли 3 года практики, после чего ученики получали аттестаты ученых мастеров, мастеров и подмастерьев. В 1868 году училище получило статус высшего технического учебного заведения. Московское техническое училище в советское время стало МВТУ им. Н.Э. Баумана, сейчас это Московский государственный технический университет.
Среди воспитанников дома всегда были те, кто выделялся способностями к наукам и искусствам. После обучения в Воспитательном доме они могли стать домашними учителями, бухгалтерами. Наиболее способные поступали в университеты и Медико-хирургическую академию.
В самом доме были учреждены мужской и женский институты для воспитания и образования сирот чиновников и военнослужащих. Позднее мужской институт стал Сиротским кадетским корпусом, а женский – Александринским, а затем Николаевским сиротским институтом, где готовили домашних учительниц, получавших диплом Московского университета, а также домашних учительниц с правом преподавания в гимназиях.
Воспитанники дома, уже начавшие работать, еще шесть лет получали от него пособия. Потеряв работу, заболев и оказавшись на пороге одинокой старости, бывшие воспитанники могли вернуться в дом, там они имели содержание и отдельную комнату.
По инициативе И.И. Бецкого в 1770 году был открыт Петербургский Воспитательный дом. За свою деятельность Бецкой был произведен в действительного статского совета и награжден медалью «За любовь к отечеству».
В 1797 году Павел I передал управление всеми благотворительными учреждениями императрице Марии Федоровне, которая руководила преобразованиями в системе общественного призрения. В 1837 году почти все помещения Воспитательного дома занял Николаевский институт для штаб- и обер-офицерских сирот. После Октябрьской революции он был упразднен, его место занял Дом труда. С 1922 по 1962 год здесь находился НИИ педиатрии, затем вся территория отошла Академии ракетных войск стратегического назначения, которая была выведена отсюда в 2016 году.
Обнаружил запись: "Воспитанник Московского воспитательного дома". Где это было? Как туда попадали? Каким образом воспитанник этого дома мог попасть в Оренбург? Кто встречал подобные записи? Поделитесь, пожалуйста опытом.
Метрические книги церкви св. Екатерины при Московском Воспитательном доме появляются в делах Ивановского сорока в ЦИАМе, начиная с 1784 года. Вплоть до 1792 - в описи 745 фонда 203 это (погодно) дела: 38, 43, 47, 53, 59, 68, 69, 75 и 80. Все дела - микрофильмы (СФ), кроме 38 и 68. Кроме того, есть, например дело с клировыми ведомостями Ивановского сорока за 1785 (203-744-1517, тоже СФ), возможно, там есть причт Екатерининской церкви. Других годов не нашел. Может быть, невнимательно искал, уж простите...
ИнокКент Большое спасибо за №№ источников. Буду заказывать со временем из них . Видно моя свойственница МК не искала и не смотрела. Клировые 1785 №1517 тоже не смотрела, похоже. Я Вам в личные вышлю номера тех дел, что она смотрела, может и Вам что-то пригодится. С уважением, Татьяна.
--- Все личные данные мои и моей семьи, размещены мною на сайте добровольно и с согласия родственников
Фамилии: Шавровы, Нечаевы, Куровы.
Тверь, Москва, Тверская область, Томск.
ИнокКент Здравствуйте! Сегодня разбиралась в моих московских "сундуках" и нашла такую инфу про инфу о Воспитательном доме. Вы ее не видели? Может, там есть что-либо для Вас?
Александра Веселова, у нее есть очерк о Московском воспитательном доме, а там ссылка "Краткий исторический очерк Императорского Московского воспитательного дома / Составлен В. Красуским. М., 1878. С. 5."
Что это такое - не знаю, у меня выписано только это предложение. С уважением, Татьяна.
--- Все личные данные мои и моей семьи, размещены мною на сайте добровольно и с согласия родственников
Фамилии: Шавровы, Нечаевы, Куровы.
Тверь, Москва, Тверская область, Томск.
Спасибо! Вообще, есть очень "мощный" библиографический список по Воспитательному дому: http://www.spr-journal.ru/weba...orskiy.pdf Но, к сожалению, похоже, что я-то сам с МВД "тяну пустышку", пока найти никого не удается, и надежды с каждым днем все меньше, увы. Удачи! Ваш ИнокКент
--- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
поразило то, что зафиксирован в метриках факт рождения, но не факт крещения
[/q]
И я тоже видела подобную запись в ЦИАМ. В ц. Тихвинской БМ в Сущево (1870е). Цеховая девица такая-то (цех не помню) родила сына, имя дано - Алексей. Далее все не заполнено. Но стоит поперек страницы запись " Отдан некрещеным в Воспитательный дом"
Т.о., у приютских могут оказаться две метрики от разных церквей : одна - выд. по факту рождения, другая - по крещению.
На днях среди *моих* обнаружилась воспитанница М.В.Д.
В записи о ее браке, датированной 29 июня 1852 года (с. Протасово Зарайского у. Рязанской губ.) указано: Невеста - "Каширской округи села Чернева государственного имущества незаконнорожденная крестьянская девица Ефимия Андреева, 17 лет". Выходит, она 1835 года рождения.
В ревизской сказке этого села 9-й ревизии, датированной 8 августа 1850 года указана семейная пара (муж - 26 лет, жена - 25), и их "удочеренная воспитанница Московского Воспитательного дома Афимия Андреева 18 лет" (никаких крестильных номеров, ничего). Отсюда получается, что она 1832 года рождения.
Сохранность Главных книг М.В.Д. в ЦИАМ (ф. 108, оп. 3) вроде непрерывная с 1764 по 1918-й. Метрик Екатерининской церкви с 1829 по 1840 - тоже (ф. 203, оп.745).
Вопрос у меня следующий. Указывались ли воспитанники в Главных Книгах только один раз или же каждый год до усыновления/удочерения?
Предполагаю посмотреть приблизительно 1837-1839 годы, т.е., когда она уже точно родилась, но вряд ли еще была усыновлена (ее приемные родители сами еще были в детском возрасте).
Указывались ли воспитанники в Главных Книгах только один раз или же каждый год до усыновления/удочерения
[/q]
Один раз, конечно. И там должны были записываться все сведения. На практике - далеко не все.
[q]
Предполагаю посмотреть приблизительно 1837-1839 годы, т.е., когда она уже точно родилась
[/q]
Бессмысленно. Смотрите 1832-1834 гг. и внимательно читайте, что написано у каждой. Если повезет - найдете свою. На метрики Екатерининской церкви особо не рассчитывайте, детей часто крестили не в ней. Смотрите предыдущие записи - иногда из больниц приносили оптом, и там же крестили.
--- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю.
--- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю.
Просмотрев Главные книги М.В.Д. за период с января 1831 г. по июль 1834 г. я обнаружил две записи:
1. № 3685, 07.07.1833 г. Афимья Андреева, 1 дня, при ней крест медный, рубашка и ветошка, принесена поутру в 12 часов. Просительница объявила - не солдатское дитя, и не от солдатской вдовы рожденное, свидетельства нет. Ниже карандашом: под прошение 3 февр. 1846, п.п. об удочер. 25 января 1852.
Куда убыла: по журналу 27 февраля 1847 к родственникам, по журналу 26 февраля 1848 оставлена у первых воспитателей в деревню, по журналу 18 февраля 1852 усыновлена *нарзб* 28 марта 1852.
2. № 5176, 01.10.1833 г. Афимья Андреева, 16 дней, при ней крест кипарисовый, рубашка и ветошка, принесена пополудни во 2 часу, Просительница объявила - не солдатское дитя, и не от солдатской вдовы рожденное, свидетельства нет. Ниже карандашом: п.п. к усыновл., 19 октября
Куда убыла: по журналу 19 ноября 1845 года усыновлена к казенным крестьянам. Исключена по запр. 25 мая 1850 г.
Полагаю, что моя - все же вторая, т.к. по ревизской сказке 1850 г. (см. сообщение выше) она уже значится удочеренной, а в случае первой это вроде бы не так...
В ф. 108, оп. 3 есть еще такие дела:
Книги записи усыновленных питомцев № 1955: 1846-49 №1956: 1849-1850 гг.
(это те самые *журналы*?)
№ 270: Списки питомцев М.В.Д., переданных в ведомство гос. имуществ (1849-54), 82 л.
Стоит ли смотреть там? Что там может быть? Быть может, следует заглянуть куда-то еще, или это все, что можно было найти?