Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
KRAN Vladimir Сообщений: 1770 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 649
| Наверх ##
14 февраля 2005 4:49 Еще о Ямщиках. История Ямских слобод на Руси начинается с 1504 года С Указу Ивана 3. На Ямскую службу брались только добровольцы, таких людей нередко называли "Ямскими охотниками", то есть людьми идущими по своей охоте на государеву службу. Ямщиков поселяли в отдельных слободах, выделяли землю, лошадей и транспортные средства. Царское жалование было установлено 20 рублей в год. Кроме того выдавалось по 3 деньги за каждые 10 верст пробега, "кто с чем едет и что везет своего или царского". Ямщики освобождались от оброков, налогов, податей, им разрешалось иметь огороды и держать скот (единственым из горожан) и торговые лавки. Запрещено было записываться в купечество. В 1549 году двигаясь на Казань, во время остановки во Владимире, Иван Грозный учредил "Ямскую слободу быстрых гонцов"(это название сохранилось до наших дней) рядом со Стрелецкой слободой. В центе Ямской слободы находился "государев съезжий двор" площадью около 1500 м2, огражденый тыновым забором. На дворе стояли хоромы для ездоков, избы для сменых ямщиков, конюшни. Рядом дом ямского приказчика и дьяка, а далее дворы ямщиков. Об уровне достатка ямщиков, краснорячиво говорит такой факт: в 1732-1735 годах на деньги ямщика Ивана Григорьева Павлыгина строится каменая церковь "Николы в Галеях" (действует и в наши дни). По межевому плану города Владимира 1771 года в слободе 167 дворов. 28 июля 1778 года сильный пожар уничтожает всю слободу. После него по прошению генерал-губернатора графа Р.И. Воронцова, было получено Высочайшее повеление: " Чтобы ту Ямскую Слободу перенести на некоторое растояние от города, дабы от городских строений до слободы версты 1,5 порожнего места оставалось." Так сложилась уникальная ситуация, о которой я писал ранее: жители посадов и слобод стали числится мещанами, а Ямская слобода стала селом и ямщики - крестьянами, хотя сельским хозяйством практически не занимались.
--- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | Лайк (1) |
YuliaМосква Сообщений: 788 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 241 | Наверх ##
14 февраля 2005 16:15 KRAN 1. По поводу достатка ямщиков Ямской слободы под Тюменью. Тюменский воевода Щербатов получил от Годунова грамоту, писаную в 1601 году: "И мы указали на Тюмени устроити ямщиков... И как к тебе ся грамота придет, и ты бы вперед на Тюмени ямщиков прибрал. А подмоги бы еси им давать из нашей казны по 15 рублев человеку. А было бы у каждого ямщика гоньбы по три мерина. И хлеб бы еси им на семена из наших житниц, чем сперва земле обсеменить, давал". В том же 1601 в Тюмень прислали 50 ямщиков, т.к местные жители не пожелали заняться ямским делом. Они получили земельные наделы. Государева служба почти не оставляла ямщикам времени заниматься своими пашнями и сенокосами, поэтому они сильно бедствовали. Не выдержав ямской жизни к 1624 г. многие тюменские ямщики "брели розно", т.е разбежались. Тех кто остался от службы отстранили и они стали крестьянами на тех пашнях, кот. им отрядили, как ямщикам. Ямскую службу возложили на местных татар за ту же плату. Татары не выдержали ямщицкой жизни и пяти лет стали отказываться, жаловались что обнищали и грозились тоже "врозь разбрестись". Воевода Плещеев посоветовался с Москвой и татар от ямской службы обвободили. В 1630 году провели новый набор ямщиков: сначала 50 человек, потом еще столько же. Годовой жалованье им увеличили на 10 рублей. В 1659 г. ямщики опять пообещали "разбрестись", и им добавили по 3 рубля к годовому жалованью каждого. Можно еще продолжить, т.е это тоже пример уровня достатка. 2. Теперь пример по поводу "Ямская слобода для ямщиков". В 1630 г. Вв Ямской слободе при Тюмени "... было: двор старого оставленного охотника Фиофилки Петрова. И тот двор у него купили новые ямские охотники на приезд государевым посланникам и гонцам. Да в слободе же 17 дворов старых же отставных ямских охотников, 3 двора тюменских пеших казаков, двор посадского человека, двор вдовий... всего 22 двора, опричь выезжего двора, да 6 мест дворовых порозших". Очевидно, что уже в те первые годы Ямской слободы в ней жилилюди разных сословий, а не только ямщики. Осталось добавить, что наши с Вами примеры - это лишь частные случаи многоликой ситуации. (Сообщение отредактировал Yulia 14 фев. 2005 16:16) --- С уважением,
Юлия Стриганова. | | |
KRAN Vladimir Сообщений: 1770 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 649
| Наверх ##
19 февраля 2005 3:31 Yulia Это не просто примеры многоликой ситуации. 1. Разница в датах почти 100 лет. 2. Тюмень и в 18 и в 19 веках была проблемной для Ямской работы. Ямщики из моей родной (где я я вырос и живу сейчас) слободы регулярно напрвлялись туда на срок до 6 лет (может и более, но этот документально подтвержден), как снйчас говорят "на усиление". Судя по фактам рождения детей их сопровождали и жены (чем не декабристки). Еще в 1830 году историк Тихонравов противопоставлял характер людей в разных районах России: Север (Владимир, Ярославль, Кострома, Вологда, Архангельск и т.д.) "Опольный - народ вольный", суровый, но трудолюбивый и безхитросгный. Южнее - " ленивые и вороватые". Конечно нельзя всех под одну гребенку. Но подобное всегда тянется к подобному. Не примите это за оскорбление ваших земляков. Это в любом производственном коллективе. Гдето слаженая команда, традиции и успехи. В другом таком же месте пьянка, гулянка, бардак и жалобы на жизнь и власти. --- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | |
OkonnikБеларусь. Витебск Сообщений: 296 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 227 | Наверх ##
2 апреля 2005 1:58 А я сегодня купила книгу в "Историчке" - Крестьяне на Руси" . Автор И. Беляев. Цена - 157,3 руб. В ней как раз все обсуждаемые здесь вопросы и описываются. --- Ищу в МК упоминания о жителях сел и всех деревень их церковных приходов: слободы Аманакской, Ст. и Нов.Мансуркино, с.Исаково (в частности д.Абдуловский Завод), с.Ст.Сосны (д.Софьино, она же Поляевка). Все Бугурусланского уезда. И Оконниковых ищу!!! | | |
VIVAN г. Сургут Сообщений: 139 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 12
| Наверх ##
2 апреля 2005 8:45 Okonnik Подскажите, а где эта "Историчка"? ---------- Вильтовские и Шинкевич отзовитесь. --- Белоруссия-Вильтовский, Шинкевич, Крипан, Соболь
Урал-Подшивалов, Черемных, Белоусов. | | |
YuliaМосква Сообщений: 788 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 241 | Наверх ##
3 апреля 2005 1:34 При всем моем уважении к фундаментальному труду Беляева, его монография грешит неопределенностью и расплывчатостью изображения событий, основанного на субъективных толкованиях законодательных актов и «додумывании» реальных ситуаций. Историчка - http://www.shpl.ru/ --- С уважением,
Юлия Стриганова. | | |
gmarМосква Сообщений: 1184 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 133 | Наверх ##
30 мая 2005 16:34 Кто может подсказать означает вольнонаемные крестьяне? --- Галина Ищу работников архива из Вятки и Одессы а также Турыльдиных ,Евхаритских и Никифоровых из Костромской области и Баранецких с Украины .. | | |
YuliaМосква Сообщений: 788 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 241 | Наверх ##
31 мая 2005 0:18 А какое Вас время интересует? Если не средневековая Русь, то в VIII-XIX вв. под вольнаемными подразумевались крестьяне-отходники. Это те которые временно уходили из деревни на заработки в города и "промысловые" населенные пункты, при этом крестьяне могли быть как государственными, так и помещичьими, но! только оброчными. Нанимались крестьяне на заводы и фабрики, на строительство дорог и сооружений, в бурлаки, в извозчики и т.п. --- С уважением,
Юлия Стриганова. | | Лайк (1) |
gmarМосква Сообщений: 1184 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 133 | Наверх ##
31 мая 2005 13:48 Yulia Меня интересует 1840-1890 года. В метрике моих предков записано то "Г-жи ______ временнообязанный крестьянин" то просто "крестьянин", а в 1890 уже мелькает " крестьянин собственник". А где , в случае если он даже уходил в город, он должен был платить оброк? --- Галина Ищу работников архива из Вятки и Одессы а также Турыльдиных ,Евхаритских и Никифоровых из Костромской области и Баранецких с Украины .. | | |
YuliaМосква Сообщений: 788 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 241 | Наверх ##
1 июня 2005 1:50 Тут все логично. Временнообязанные, т.е вышедшие из крепостной зависимости формально после указа 1861 года, но реально не начавшие еще выкупать свой надел и продолжающие "пахать" на помещика. Если этот временнообязанный был еще и вольнонаемным, то значит был оброчным, потому что барщина была до 4-х дней в неделю, хотя, может быть, к тому времени уже все были оброчные, не помню. Оброк он платил, конечно, помещику, чаще всего осенью частью урожая или деньгами, а работа в городе, в большинстве случаев, была сезонной, т.е зимой, хотя, опять же, если зарабатывал прилично и оброк платил деньгами, то мог в своей деревеньке появляться редко, семью раз в полгода навестить и с хозяином расчитаться. Кажется, в начале, а может в конце. 80-х гг вышел указ о скорейшем и обязательном выкупе земли у помещика - и вот он новоиспеченный собственник. --- С уважением,
Юлия Стриганова. | | Лайк (1) |
|