Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные"

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4  5 6 7 8 9 ... 312 313 314 315 316 317 Вперед →
KRAN

Vladimir
Сообщений: 1770
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 649
Еще о Ямщиках.

История Ямских слобод на Руси начинается с 1504 года С Указу Ивана 3.

На Ямскую службу брались только добровольцы, таких людей нередко называли
"Ямскими охотниками", то есть  людьми идущими по своей охоте на государеву службу.
Ямщиков поселяли в отдельных слободах, выделяли землю, лошадей и транспортные средства.
Царское жалование было установлено 20 рублей в год. Кроме того выдавалось по 3 деньги за каждые 10 верст пробега, "кто с чем едет и что везет своего или царского".
Ямщики освобождались от оброков, налогов, податей, им разрешалось иметь огороды и держать скот (единственым из горожан) и торговые лавки. Запрещено было записываться в купечество.

В 1549 году двигаясь на Казань, во время остановки во Владимире, Иван Грозный учредил "Ямскую слободу быстрых гонцов"(это название сохранилось до наших дней) рядом со Стрелецкой слободой.

В центе Ямской слободы находился "государев съезжий двор" площадью около 1500 м2, огражденый тыновым забором. На дворе стояли хоромы для ездоков, избы для сменых ямщиков, конюшни. Рядом дом ямского приказчика и дьяка, а далее дворы ямщиков.

Об уровне достатка ямщиков, краснорячиво говорит такой факт: в 1732-1735 годах на деньги ямщика Ивана Григорьева Павлыгина строится каменая церковь "Николы в Галеях" (действует и в наши дни).

По межевому плану города Владимира 1771 года в слободе 167 дворов.

28 июля 1778 года сильный пожар уничтожает всю слободу.
После него по прошению генерал-губернатора графа Р.И. Воронцова, было получено Высочайшее повеление:
" Чтобы ту Ямскую Слободу перенести на некоторое растояние от города, дабы от городских строений до слободы версты 1,5 порожнего места оставалось."

Так сложилась уникальная ситуация, о которой я писал ранее: жители посадов и слобод стали числится мещанами, а Ямская слобода стала селом и ямщики - крестьянами, хотя сельским хозяйством практически не занимались.

---
Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход.  
Лайк (1)
Yulia

Yulia

Москва
Сообщений: 788
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 241
KRAN
1. По поводу достатка ямщиков Ямской слободы под Тюменью.
Тюменский воевода Щербатов получил от Годунова грамоту, писаную в 1601 году: "И мы указали на Тюмени устроити ямщиков... И как к тебе ся грамота придет, и ты бы вперед на Тюмени ямщиков прибрал. А подмоги бы еси им давать из нашей казны по 15 рублев человеку. А было бы у каждого ямщика гоньбы по три мерина. И хлеб бы еси им на семена из наших житниц, чем сперва земле обсеменить, давал".
В том же 1601 в Тюмень прислали 50 ямщиков, т.к местные жители не пожелали заняться ямским делом. Они получили земельные наделы.
Государева служба почти не оставляла ямщикам времени заниматься своими пашнями и сенокосами, поэтому они сильно бедствовали. Не выдержав ямской жизни к 1624 г. многие тюменские ямщики "брели розно", т.е разбежались. Тех кто остался от службы отстранили и они  стали крестьянами на тех пашнях, кот. им отрядили, как ямщикам. Ямскую службу возложили на местных татар за ту же плату.
Татары не выдержали ямщицкой жизни и пяти лет стали отказываться, жаловались что обнищали и грозились тоже "врозь разбрестись".
Воевода Плещеев посоветовался с Москвой и татар от ямской службы обвободили. В 1630 году провели новый набор ямщиков: сначала 50 человек, потом еще столько же. Годовой жалованье им увеличили на 10 рублей. В 1659 г. ямщики опять пообещали "разбрестись", и им добавили по 3 рубля к годовому жалованью каждого.
Можно еще продолжить, т.е это тоже пример уровня достатка.
2. Теперь пример по поводу "Ямская слобода для ямщиков".
В 1630 г. Вв Ямской слободе при Тюмени "... было: двор старого оставленного охотника  Фиофилки Петрова. И тот двор у него купили новые ямские охотники на приезд государевым посланникам и гонцам. Да в слободе же  17 дворов старых же отставных ямских охотников, 3 двора тюменских пеших казаков, двор посадского человека, двор вдовий... всего 22 двора, опричь выезжего двора, да 6 мест дворовых порозших".
Очевидно, что уже в те первые годы Ямской слободы в ней жилилюди разных сословий, а не только ямщики.

Осталось добавить, что наши с Вами примеры - это лишь частные случаи многоликой ситуации.

(Сообщение отредактировал Yulia 14 фев. 2005 16:16)

---
С уважением,
Юлия Стриганова.
KRAN

Vladimir
Сообщений: 1770
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 649
Yulia

Это не просто примеры многоликой ситуации.
1. Разница в датах почти 100 лет.
2. Тюмень и в 18 и в 19 веках была проблемной для Ямской работы. Ямщики из моей родной (где я я вырос и живу сейчас) слободы регулярно напрвлялись туда на срок до 6 лет (может и более, но этот документально подтвержден), как снйчас говорят "на усиление". Судя по фактам рождения детей их сопровождали и жены (чем не декабристки). Еще в 1830 году историк Тихонравов противопоставлял характер людей в разных районах России: Север (Владимир, Ярославль, Кострома, Вологда, Архангельск и т.д.) "Опольный - народ вольный", суровый, но трудолюбивый и безхитросгный. Южнее - " ленивые и вороватые". Конечно нельзя всех под одну гребенку. Но подобное всегда тянется к подобному. Не примите это за оскорбление ваших земляков. Это в любом производственном коллективе. Гдето слаженая команда, традиции и успехи. В другом таком же месте пьянка, гулянка, бардак и жалобы на жизнь и власти.

---
Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход.  
Okonnik

Okonnik

Беларусь. Витебск
Сообщений: 296
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 227
А я сегодня купила книгу в "Историчке" - Крестьяне на Руси" . Автор И. Беляев. Цена - 157,3 руб. В ней как раз все обсуждаемые здесь вопросы и описываются.
---
Ищу в МК упоминания о жителях сел и всех деревень их церковных приходов: слободы Аманакской, Ст. и Нов.Мансуркино, с.Исаково (в частности д.Абдуловский Завод), с.Ст.Сосны (д.Софьино, она же Поляевка). Все Бугурусланского уезда. И Оконниковых ищу!!!
VIVAN

г. Сургут
Сообщений: 139
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 12
Okonnik
Подскажите, а где эта "Историчка"?
----------
Вильтовские и Шинкевич отзовитесь.
---
Белоруссия-Вильтовский, Шинкевич, Крипан, Соболь
Урал-Подшивалов, Черемных, Белоусов.
Yulia

Yulia

Москва
Сообщений: 788
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 241
При всем моем уважении к фундаментальному труду Беляева, его монография грешит неопределенностью и расплывчатостью изображения событий, основанного на субъективных толкованиях законодательных актов и «додумывании» реальных ситуаций.
Историчка -  
http://www.shpl.ru/
---
С уважением,
Юлия Стриганова.
gmar

gmar

Москва
Сообщений: 1184
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 133
Кто может подсказать означает вольнонаемные крестьяне?
---
Галина
Ищу работников архива из Вятки и Одессы а также Турыльдиных ,Евхаритских и Никифоровых из Костромской области и Баранецких с Украины ..
Yulia

Yulia

Москва
Сообщений: 788
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 241
А какое Вас время интересует?
Если не средневековая Русь, то в VIII-XIX вв. под вольнаемными подразумевались крестьяне-отходники. Это те которые временно уходили из деревни на заработки в города и "промысловые" населенные пункты, при этом крестьяне могли быть как государственными, так и помещичьими, но! только оброчными.
Нанимались крестьяне на заводы и фабрики, на строительство дорог и сооружений, в бурлаки, в извозчики и т.п.

---
С уважением,
Юлия Стриганова.
Лайк (1)
gmar

gmar

Москва
Сообщений: 1184
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 133
Yulia Меня интересует 1840-1890 года. В метрике моих предков записано то "Г-жи ______ временнообязанный крестьянин" то  просто  "крестьянин", а в 1890 уже мелькает " крестьянин собственник".
А где , в случае если он даже уходил в город, он должен был платить оброк?
---
Галина
Ищу работников архива из Вятки и Одессы а также Турыльдиных ,Евхаритских и Никифоровых из Костромской области и Баранецких с Украины ..
Yulia

Yulia

Москва
Сообщений: 788
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 241
Тут все логично.
Временнообязанные, т.е вышедшие из крепостной зависимости формально после указа 1861 года, но реально не начавшие еще выкупать свой надел и продолжающие "пахать" на помещика. Если этот временнообязанный был еще и вольнонаемным, то значит был оброчным, потому что барщина была до 4-х дней в неделю, хотя, может быть, к тому времени уже все были оброчные, не помню.
Оброк он платил, конечно, помещику, чаще всего осенью частью урожая или деньгами, а работа в городе, в большинстве случаев, была сезонной, т.е зимой, хотя, опять же, если зарабатывал прилично и оброк платил деньгами, то мог в своей деревеньке появляться редко, семью раз в полгода навестить и с хозяином расчитаться.
Кажется, в начале, а может в конце. 80-х гг вышел указ о скорейшем и обязательном выкупе земли у помещика  - и вот он новоиспеченный собственник.

---
С уважением,
Юлия Стриганова.
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4  5 6 7 8 9 ... 312 313 314 315 316 317 Вперед →
Вверх ⇈