Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Кудар, Кударенко

восстановление родословной со времен Геродота или как минимум с 15 века

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3  4 5 6 7 8 9 10 11 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
severinn

Сообщений: 7080
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2089
Кодеренко Кузма
Киевская сотня
Киевский полк
Реестр Войска Запорожского 1649 года

можно сравнить с Василь Кодаренко (Кударенко), внук (правнук) Петра Кодара (Кудара) в Прилуцкой сотне Прилуцкого полка в Реестре Войска Запорожского 1649 года
severinn

Сообщений: 7080
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2089
Определился Кудар-город (Kudar-horod) из грамоты 1472 г. крымского хана Менгли-Гирея - это город Ходоров.

Феликс Шабульдо.
«Семeновы люди»: их территория и роль в политических отношениях между Крымом и Литвой на исходе XV века

history.org.ua/JournALL/ruthenica/ruthenica_2010_9/7.pdf
с.67 Примечание 30


Возможно, и так ...
Или другой
severinn

Сообщений: 7080
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2089
Рязанская Книга Памяти Великой войны 1914-1918 годов, Указатели к I-му...
КУДАРЬ, Филипп Викторов, 35пд.нч-потери — стр. 697. …
genrogge.ru › rmbgw_1914-1918/rmbgw_v.i_1914-…
severinn

Сообщений: 7080
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2089
Александр Серый




Первое упоминание именно прiзвища Кудар отномится к 1472 или даже 1442 г..

Ваша линия из этого села Кудари ?

Занимались изучением Вашей линии ? К какому году добрались ?

Я занимался линией в Прилуцком полку - потомков Петра Кудара из Реестра 1649 г.
severinn

Сообщений: 7080
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2089
Не менее убедительна догадка, высказанная Нафи Джусойти и в
развернутом виде представленная А. Агнаевым. Ученые предложили под
этнонимом кудар разглядеть одно из родовых скифских подразделений –
катиаров, сведения о которых имеются в поведанной Геродотом
генеалогической легенде скифов.
А. Агнаев лингвистическими методами
продемонстрировал возможность перехода катиар в кудар,

Руслан ЧЕЛАХСАЕВ // К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭТНОНИМА КУДАР
www.darial-online.ru/2011_3/chelahsaev.shtml
Наиболее аргументированные гипотезы по этимологии термина кудар выдвинули Ю.А. ... что топоним «Къуыдар» в древнеосетинском языке означал «скифская земля», ...
severinn

Сообщений: 7080
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2089
Бога половцев Плано дель Карпини зовет Кам. А брат Бенедикт Поляк утверждает, что команы называют верховное божество Кодар [Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 года. «История Тартар» брата Ц. де Бридиа / Критич. текст, пер. с латыни С. В. Аксенова и А.Г. Юрченко; экспозиция, исслед. и указ. А.Г. Юрченко. – Санкт-Петербург: Евразия, 2002, с. 118
severinn

Сообщений: 7080
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2089
Кудары (и созвучные им наименования народов) упоминаются не только у потомков иранских народов в Причерноморской степи (южных осетин), но и (по сообщениям восточных и европейских авторов 9-14 веках и) у наследников скифов Прикаспийских и Причерноморских тюрок: хазар, огузов, половцев, кумыков в период 9-14 веков (и до ныне)].
А также в украинском и русском степном порубежье (с 15 века).
Фамилии Кудар, Кударь, Кударенко,Кодар, Кодаренко, Кодеренко, Кударов, Кударев.
severinn

Сообщений: 7080
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2089
Акациры (этимология этнонима)
Добавить в закладки:
Из проекта Викизнание
Этимология и генетическая связь этнонимов katiar - qazar - qadjar и aqqadzır ~ aqqatsır


Katiar (греческ. Κατιαρο&#953a_003.gif – одно из скифских племен. Древнеримский историк Плиний (Plinius), в перечне скифских этносов, проживавших за рекой Яксарт, т.е. Сыр-дарьей, приводит это имя. Один из трех сыновей скифского царя Таргитая – Арпоксай, по легенде, наследовал власть над частью скифского народа, в состав которого входили племена катиаров и трапиев. Рассмотренное название, очевидно, является греческой передачей этнонима qadjar (ср. звуковые чередования в вариантах этнонима madyar ~ madjar ~ mazar ‘маджары, мадзары, мазары; венгры, унгры, угры; мадьяры’), под которым в настоящее время известна тюркская народность, проживающая в Иране (из её среды вышла Каджарская династия шахов Ирана).

Диалектное слово qajarlı соответствует в казахском языке литературному варианту лексемы – qajırlı со значением ’сильный; несгибаемый; упорный, энергичный’. Это слово образовано от существительного qajır ‘сила; упорство; энергия’ c несколько редуцированным последним слогом, более ранней формой которого, по всей видимости, предстает qajar. Нельзя исключить вероятность того, что это слово может быть связано с этнонимом qadjar.

Исходя из фонетической близости этнонимов katiar, qadjar и qazar (hazar), при чередовании фонем [dj] ~ [z], есть основание предполагать, что между народами, известными под этими именами, имеется этногенетическая связь.

Каджары – тюркоязычный этнос, проживающий в горном районе провинции Горган и в долине исторической области Мазандеран (Иран). Длительное удержание политической власти в Иране династией персидских шахов, выходцев из этноса каджар, объясняет наличие в чеченском языке слово gIajari с лексическим значением 'перс', по-кабардински qejer – idem, но у кумыков qadjar – это азербайджанцы (синоним: qızılba&#351a_003.gif. Абай Кунанбаев, опираясь на какие-то исторические источники, в статье “Несколько слов о происхождении казахов” сообщал следующее: “От тех хазар потомки трех родов остались в стране персов: Каджары, Афшары и Уч-ташлы”.

Вероятнее всего, казары (козары) попали в Иран в результате нескольких этапов переселения: из Казахстана на запад – в Прикаспийскую низменность и Дагестан, затем – в Закавказье, откуда на восток – в нынешние места проживания каджаров. Ввиду географической близости Аджарии к историческим местам, связанным с пребыванием тюркских племен, можно предположить генетическую связь этнографической группы южных грузин-мусульман аджарцев со средневековым народом хазар. В грузинском эпосе упоминается народ, владеющий магией – каджи, страна обитания которых именуется Каджети (слово kadjar, вероятно, было морфологически разложено на морфемы: корень kadj + аффикс мн. числа -ar).

Цитата: "... большинство племен живших в Карабахе,Гяндже и Ереване относились к каджарам".

Цитата: Гаджары сегодня живут в регионах Хезар-Джебир остана Мазандаран, Совар-Шаку у Гурxана. Исторические враги династии Пехлеви. Во время печальной известно “Белой Революции” гаджары были первыми “1000 семей”, которые потерпели преследовании этого режима. По преданию они из Булгар-Кипчаков, которые жили между Черным и Каспийскими морями, потомки тайфы Биченек (Печенег). По другому преданию они пришли с селджуками из Туркистана и распространились в регионах как Шам (Демешг), Гянджа, Гарабаг, Хорасан, Мерв, Астарабад. Из известных родов живущих ныне в Иране можно перечислить следующие: Теймурдаш, Гарабаят, Хорасанлы, Карай, Каракоюнлу, Исламлы, Солуклу, Гарагезлю, Есфердиян. Численность в Иране 150.000 (1997)

Северные номады неоднократно приходили в Закавказье. VII в. до н.э. – в Алвании поселились скифы. I – II вв. н.э. – на Алванию совершают набеги кочевники-аланы. 227 год – через Дербентский проход в Алванию проникают вооруженные отряды гуннов и сабиров. В середине IV в. здесь вновь появляются гунны и аланы. 395 – 396 гг. – очередное нашествие в Алванию гуннов и хазар (хозар, казар). 481 год – часть тюрок-сабиров осела в Алвании. VI в. – произошло вторжение в Закавказье тюрок. В 552 – 558 гг. хазары пришли в Алванию и Атропатену, и некоторые из них поселились здесь. Предполагают, что Алвания в VII в. была подчинена Хазарскому каганату.

В науке общераспространенным являются представления о том, что хазары (арабск. häzär, греческ. hazaroi, еврейск. kuzarim, латинск. gazari ~ cosri, др.-русск. козаре) – один из средневековых тюркоязычных народов. По всей видимости, приведенный этноним бытовал еще в античные времена. Как уже было сказано, древнегреческие авторы среди скифских племен упоминали племя katiar. Это племенное название имеет несомненную фонетическую близость к этническому термину qadjar.

Следует отметить, что в ряде тюркских диалектов происходила замена аффрикаты [dj] согласными [dz] и [z], следовательно, этноним qadjar произносился в виде qazar (в русск. памятниках: козар, казар, хозар, хазар). Ср. засвидетельствованные в письменных трудах варианты этнонима: madjar ~ majar > madzar ~ mazar 'мадьяр'.

Хазары в далекие исторические времена не только совершали набеги на юг за Железные Ворота, но часть их поселилась в Закавказье, оказавшись одним из древних компонентов в составе современных азербайджанских тюрок. Затем какая-то группа носителей dj-диалекта перекочевала в места нынешнего обитания этноса каджар. Известно, что некоторое количество каджар проживало во времена средневековья в Мары (юг Туркменистана).

Предположительно, исходная лексема qadjar имела значение 'сила; упорство; энергия'. В казахском литературном языке есть слово qajyr, от которого образовано прилагательное qajyrly 'несгибаемый; упорный; энергичный' (ср. сингармонический вариант с несколько отличной семантикой: qajyr > kejir 'упрямый; капризный'a_003.gif.

В говорах встречается более ранняя форма - qajarlı, свидетельствующая о существовании основы *qajar ( > литературн. qajır - произошла частичная редукция гласного в последнем слоге, ср. существительное arqa 'спина; задняя сторона' > послелог arqalı - литературн. arqılı 'через; посредством, по ...'; военный термин yaraq ~ yarıq 'вооружение; оружие' (др.-русск. ярыци), метафорическ. прозвище qır qaz 'дикий гусь' > этническ. название qırqaz 'черкас, черкес, circass' > др.-тюркск. этноним qırqız 'кыргыз'; совр. 'киргиз'; мифологический небесный стрелок Pergen ~ Mergen > бог-громовержец Perkunas ~ Peren ~ Перун и т.д.).

Ср. sawar > sawır - савары ~ савиры - прикаспийские кочевые племена гуннского или тюркcкого происхождения. Родственны хазарам. Упоминаются Птолемеем (II в. н.э.), хорошо были известны визант. и армянским писателям V - IX вв. (Егише, Феофану, Менандру и др.). С. представляли собой серьезную воен. силу на Сев. Кавказе и часто использовались Византией и Сасанидским Ираном в их борьбе за владычество на Кавказе. В 516 г., прорвавшись через Дербентский проход, С. проникли в М. Азию. В кон. VI в. их воен. мощь была сломлена аварами. В VII - VIII вв. остатки С. жили в низовьях р. Кумы и в Сев. Дагестане. С. явились компонентом в формировании кумыков и некоторых других народностей Дагестана / Лит.: Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962. Ср. название мятежных хазарских племен qabar > qabır 'кабары ~ кабиры' (вошли в состав венгерского народа).

В Интернете обнаружил предположение о том, что этноним akatsır может представлять собой передачу тюркского *aq-hazır ~ *aq-qazır (*aq-hadzır ~ *aq-qadzır ~ *aq-qatsır), букв. 'белые хазары'. Л.Н. Гумилев: акказиры - хазары (акациры). В VIII в. в состав Готской епархии входила епископия ходзиров. Мовсес Каганкатваци упоминал хазиров (хазаров). Попробуем обосновать это мнение, приведя нижеследующие аргументы исторического и лингвистического характера:

1) акациры - древний этнос, обитавший на востоке империи, созданной Аттилой, т.е. в тех местах, где позже находился Хазарский каганат; древние источники сообщают о бунте, который был поднят акацирами, занимавшими восточную провинцию державы гуннского царя Аттилы;

2) исследователи-историографы А.В. Гадло и О. Прицак считали этнос хазар потомками гуннского племени акацир, известного европейским народам с V века; другие исследователи также сближают названия хазар и акацир;

3) по сообщениям древних авторов, хазары делились на белых и черных (цветовые определения при многих тюркских этнонимах обозначали географическое положение обозначаемых ими частей племен и народностей: aq-noğay – qara-noğay, aq-qalmaq – qara-qalmaq, çağan-tatar – qara-tatar, ср. белые и черные хорваты, Белая Сарматия – Черная Сарматия, Белая Русь – Черная Русь и т.д.);

4) в тюркских языках закономерно существование фонетических вариантов qadzar и qadzır (ср. казахск. qajar ~ qajır); казахский поэт Абай, опираясь на сообщения письменных источников, повествует о генетической связи каджар и хазар.

5) аффриката [ts] является глухой парой звонкой аффрикаты [dz]: aq-qadzır ~ aq-qatsır 'акациры' (acazziri ~ agazziri); наличие этих согласных сближает язык хазар с малкарским диалектом карачаево-балкарского языка, галицким диалектом караимского языка, цокающим говором западного (мишарского) диалекта поволжско-татарского языка и, видимо, с нахичеванским диалектом азербайджанского языка;

6) антрополог Г.Ф. Дебец считал, что крымские караимы (потомки хазар) этнически берут свое начало от сарматов; турецкие ученые предполагают то, что первоосновой карачаево-балкарцев были киммерийцы, которые представляли собой самый западный этнос номадической ойкумены (нельзя исключить, что они говорили на языке, близком к скифским диалектам); современный dj-диалект карачаевцев и части балкарцев, вероятно, восходит к языку кочевников-алан, пришедших из Западного Казахстана и со временем осевших в предгорьях Кавказа;

7) по сообщению античных авторов, у среднеазиатских скифов ежегодно в течение пяти дней проводился праздниксакейа - в этот период "господа повиновались слугам, один из коих одевался по-царски и хозяйничал в доме, называясь zoğan"; эта сохранившаяся в письменном сообщении скифская глосса, несомненно, является диалектной формой тюркской лексемы yoğan 'большой' (тюркск. yoğan > казахск. juwan ~ тюркск. noyan > монгольск. noyon ~ якутск. toyon), в казахском языке словом juwan именовали важных, влиятельных людей, ср. старорусск. большие люди 'бояре и богатые купцы', испанск. grand 'испанский дворянин, принадлежащий к высшей придворной знати', ср.-латинск. magnat 'властитель, вельможа; обладатель больших поместий, богатств' и т.д.

Исходя из этих доводов, можно предположить, что скифы, носители dz- / ts- ~ z- диалектов, смешались с сарматами, говорящими на диалекте dj- / tç- ~ j- и диалекте y-, впоследствии оказались предками носителей специфических диалектов и говоров в составе карачаево-балкарского, караимского и азербайджанского языков. Часть хазар (казар) - каджары, говорившие на dj- диалекте, - ушла на юг в Азербайджан, оказалась в контакте с представителями огузских диалектов, затем переселилась в Горган и Мазандеран (Северный Иран).

Цитата из статьи, обнаруженной в Internet'e: Языки савиро-хазарского союза, исторически представленные на северовосточном Кавказе (Приморский Дагестан, Кумыкия) и в северной зоне Азербайджана, включали в основном y-, ç- / dj-, d-, ts-, dz'-, ş- / s- диалекты. Сказанное подтверждается еще тем, что в указанных зонах закавказскими и византийскими источниками IV-V вв. отмечены кыпчакоязычные гунны - кангары, савиры и акациры (акхазиры), а также оногуры, которые, по мнению Г. Хауссига, образовали позднее ядро протобулгаров.

Следует отметить, что иные, известные издревле этнонимы оказываются живучими на протяжении тысячелетий, хотя в ходе своего исторического развития могут несколько менять содержание. Например, название одного из сарматских племен - alan - до сих пор сохранилось в языке карачаевцев и балкарцев в качестве общего имени; этноним (h)aladj ~ alaç ~ alaş, несмотря на свою архаичность (народ под этим именем в адаптированной форме alazones был известен древним грекам), дожил до наших дней и иногда употребляется в казахской исторической литературе - alaş balası 'дети алаша', altı alaş 'союз шести родственных этносов или племен', alaş - боевой клич-уран; кроме того, он является самоназванием современных халаджей Ирана; племенное имя türk, известное с раннего средневековья, отчасти изменило свою семантику и широко употребляется в наши дни, и таких примеров Вы сами можете привести немало.

Нельзя исключить, что этноним qadjar образован от имени одного из предводителей союза родов - Каджара (лексическое значение qadjar 'сила; упорство; энергия' вполне соответствует такой категории, как имена-пожелания). Можно привести этнические названия, образованные от имен собственных: узбеки, ногайцы, османы, турки-сельджуки; а также войсковые объединения: чапаевцы, буденновцы, каппелевцы, махновцы, бандеровцы, власовцы и т.д.

Историкам известен следующий факт: армянский автор Моисей Хоренский в своем письменном труде привел фрагмент из сочинения сирийца Мар-Абас-Котины (III в.), где было сказано, что булгары в несколько волн переселялись на армянские земли. Первое переселение произошло во времена царя Аршака, сына Вахаршака, который правил с 127 по 114 г. до н.э. Хазары (хазиры) упоминаются в связи с событиями, имевшими место до нашей эры. Хотя удивляться здесь и не следует, так как катиары (каджары ~ казары) упоминаются в числе скифских племен, обитавших в Причерноморье и северных предгорьях Кавказа. Ваше сообщение предстает, по всей видимости, еще одним доводом в пользу выдвинутого мной положения.

В средневековом кыпчакском языке (напр., в тексте поэмы Кутба «Хосров и Ширин) встречается исходная форма qadar ‘сильный, крепкий; сильно, крепко’ (Ayttı: Ne qadar sävdüng sän anı ‘Сказал: Как сильно любил ты ее’).

Чередование фонем [d] и [j] происходит иногда в казахском языке, напр.: qodıray- ~ qojıray- ~ küdırey- ~ küjirey- ~ qıjıray- ~ kijirey- “выгнуться, выпячиваться; принять грозный вид, сердиться и т.д.”.

Частичная редукция гласного во втором слоге, примеры: турецк. damar ~ казахск. tamır 'кровеносный сосуд, жила', казахск. диалектн. qudağay ~ литературн. qudağıy 'сватья', казахск. ultaraq ~ татарск. диалектн. ultıraq 'стелька для обуви' и т.д.

Следовательно, можно предположить о следующем фонетическом изменении рассматриваемого слова: ср.-веков. кыпчакск. qadar 'сильный, крепкий' > ср.-веков. тюркск. qadır > казахск. диалектн. qajar ~ казахск. литературн. qajır 'сила', qajırlı 'сильный, крепкий; несгибаемый; упорный; энергичный' (сингармонический вариант с несколько измененной семантикой: kejir 'упрямый; капризный'a_003.gif.

Таким образом, оказываются связанными фонетические варианты нарицательного слова, которое, возможно, через стадию антропонимическую (имя древнего предводителя племени - эпоним), превратилось в этнонимы:

1) qadar > qajar ~ qajır > qazar ~ hazar ~ hazır (в этнониме aq qadzır > aqqatsır ~ agathyrs[es] 'белый хазарин, акацир'a_003.gif;

2) qadar > qajar ~ qadjar 'каджар' ~ katiar 'катйар' (скифское племя);

3) qadar > qadır (hadır) - элитный хазарский род, название которого стало общим для близкородственных родов, объединенных в одном каганате (chazares ~ khozari ~ kozari).

В Интернете встретил следующие компаунды: кимеры-агатары, булгары-агатары (agatar < aq + qadar).

Qadır - название родовых подразделений в составе родов: адай, каракесек, шомекей, берш.

В одном из вариантов генеалогии казахского народа Qadır - прародитель, от которого берут начало три племенных объединения: Aq-arıs (Uluw jüz - Большой джуз), Bek-arıs (Orta jüz - Средний джуз) и Jan-arıs (Kişi jüz - Малый джуз).

Интересный факт: среди подвигов Рустама, героя иранского эпоса, упоминается его победа над Каджаром (эпоним), вождем Gorgsäran ‘Волчеголовых’. Скорее всего, их в античной литературе называли Kynokephali, 6укв. ‘песьеголовые’, а также автоэтнонимом katiar (название одного из скифских племен по имени предводителя).

Согласно известной легенде, прародителем (тотемом) тюрков был волк. Ср. латинское предание о Ромуле и Реме, вскормленных волчицей (вероятно, привнесенное группой мигрантов-троянцев, прибывших из Mалой Азии на Апеннинский полуостров после разгрома коалицией ахейских войск и киммерийцев города Илиона). Вспомним, что волчья голова была изображена на черном знамени кубанского конного отряда особого назначения (600 человек) – “волчьей сотни” казачьего атамана Шкуро. “Волчье” знамя было у древних уйгуров и средневековых ногайцев.

15 апреля т.г. в связи с 20-летним юбилеем Татарского национально-культурного центра г. Семей в нашем городе намечается торжественное мероприятие и планируется проведение "круглого стола". Так как был подготовлен черновой вариант доклада на тему "Семипалатинский говор среднего (казанского) диалекта языка поволжских татар", необходимо было с компетентным человеком обсудить его содержание, проверить правильность приведенных примеров и выводов по фонетике, лексике, грамматике и фразеологии говора.

Я обратился к родственнице за помощью и в ходе беседы среди прочей интересной информации она рассказала об одном случае. Коснувшись темы синонимов, моя сноха сообщила, что лексемы qazaq, qadaq и şīgä имеют аналогичное значение 'гвоздь'. Причем, первое слово в указанном значении для нее было незнакомым до момента, пока не произошло небольшое анекдотическое событие. Однажды к ней в гости приехала знакомая из Казани. Во время прогулки по городу девушка вдруг произнесла что-то вроде: Tufliyim'ning qazağı şiğıp qaldı. Моя родственница вначале удивилась этой реплике: Как это - из ее туфельки выскочил казах? Огляделась растерянно и переспросила, что же случилось на самом деле? Когда подруга наконец-то сказала по-русски с акцентом "гвуздь", сноха поняла в чем дело и рассмеялась.

Она же рассказала о небольшом происшествии, вызванном тем, что отдельные близкие по звучанию слова из лексики родственных языков могут иметь разные значения. Некая девушка-татарка вышла замуж за юношу-казаха. Утром к ней ласково обращается свекровь со словом: Qarağım! (Милая моя) и что-то еще говорит, может быть приглашает к дастархану или что-нибудь в этом роде. Неприятно изумленная невестка опешила, затем со слезами бросилась к молодому мужу: Почему твоя мать оскорбляет меня, называя воровкой? Разве я что-нибудь похитила, что-то умыкнула? Оказывается, по-татарски qaraq и qaraqçı являются разными вариантами одного и того же слова и соответствуют казахскому qaraqşı 'грабитель, разбойник; жулик, мошенник; вор'.

Так вот, меня заинтересовало диалектное слово qazaq 'гвоздь'. В татарском и казахском литературных языках оно известно в несколько измененной форме qazıq 'кол; заостренный с одной стороны короткий деревянный или железный стержень' (напр., Temir qazıq - Полярная звезда). Здесь наблюдается нередкое фонетическое явление - частичная редукция гласного во втором слоге, ср. qaşqan 'убежавший' > qaşqın 'беглец', satqan 'продавший' > satqın 'предатель', tutqan 'схваченный' > tutqın 'пленник', qır qaz 'дикий гусь' > qırqız 'кыргыз; черкас', Pergen (Mergen) 'Небесный стрелок' > *Pergin ~ *Pergün > Perkunas ~ Peren ~ Перун - бог-громовержец и т.д.

Рассмотренному слову соответствуют следующие лексемы: татарск. qadaq - предмет, обычно металлический, с острием и шляпкой, служащий для скрепления предметов, казахск. qadaw - острое железное орудие, которым делают отверстие; подпорка, qada - гвоздь; длинный кол; кол, служащий коновязью. Эти слова образованы от глагола qada- 'воткнуть; вонзить; пришить, т.е. скрепить что-либо с чем-то'. Глагольный корень *qad- находит генетические параллели в английском (to) gather и русском годить - языках. Вполне возможно, что qadaq и qazaq - это фонетические варианты одного и того же слова, что подтверждается их общим лексическим значением 'гвоздь; кол' (первоначально, деревянный, затем - металлический) - здесь произошла альтернация согласных [d] ~ [z].

Ср.-веков. кыпчакск. qadar 'сила; упорство; энергия' (казахск. диалектн. qajar, ср. hazar) может иметь вполне закономерную форму *qadır (казахск. литературн. qajir, ср. hazır). C учетом наличия в тюркской фонологии чередования звуков [d] ~ [j] ~ [z], есть все основания утверждать, что нарицательное слово qadar, этнонимы qadjar, qazar (qazır) и qatjar, с формальной стороны, являются звуковыми вариантами единого слова.

Если признать тот факт, что тюркоязычные этносы появились в Причерноморье, на Ближнем Востоке и в Малой Азии еще в глубокой древности (киммерийцы, скифы-saqa, затем - сарматы и др.), то становится понятным существование в семитских языках архаичных лексических заимствований-тюркизмов (yáşm ~ yáşp ~ yásp 'яшма', burdj 'угольная башня', qalam 'тростниковое перо', qadır 'сила, мощь' и др.). Если интерпретаторы Торы не ошибаются, предполагая тождественность слов yaşfe и "яшма", то появление тюркизма относится к IX в. до н.э. Этимологически yáşm 'яшма' < yeşim ~ yeşim taşı 'нефрит; яшма' < yáşin taşı 'молниевый камень', связан с мифологическими представлениями о молниях-небесных камнях, которые мечет Бог-громовержец в земных духов зла.

Нельзя исключить, что к древнетюркскому слову qadar ~ qadır 'сила, мощь; упорство; энергия' восходит арабское qadir 'сильный, могучий; способный', от которого по правилам грамматики были образованы дериваты: qadīr 'сильный, могущественный; всемогущий (об Аллахе); способный', qudrát 'могущество, мощь, сила; способность', muqtádir 'сильный, могущественный; способный; состоятельный'.

Азербайджанское gadar представляет собой заимствование из арабского, где qádr 'количество; размер, величина; степень; достоинство; мера; предопределение (Láylát ul-Qádr 'Ночь предопределения' - 27-го рамадана)'.

О тюркском (огузском) племени qayı: связь этнонима со словами qadar ~ qajar ~ qadjar ~ qazar (hazar, hazır) ~ qatyar пока не ясна. Может быть, *qadı > qayı? В таком случае, возможно сопоставить корневые морфемы qad- (*qadı > qayı 'крепкий'a_003.gif и qad- (qadar ~ qajar / qadır ~ qajır ~ kejir 'сильный, крепкий; упорный; упрямый'a_003.gif.

1. В составе азербайджанского племени Qanğarlı имеется подразделение Qarahanbeyli (название образовано от антропонима), в которое входит родовое колено Qadjarlı (видимо, происходило от человека по имени Каджар; либо, что менее вероятно, от нарицательного слова, см. казахск. qajar ~ qajır 'сила; упорство; энергия' > qajırlı 'несгибаемый; упорный; энергичный'a_003.gif.

Кабардинцы и черкесы под словом qejer подразумевали персов, кумыки этой же лексемой в форме qadjar обозначали азербайджанцев. См. употребление этнонима в историческом документе:

1724 г. март — Обращение гянджинских азербайджанцев к Петру 1 с просьбой о помощи (повторное) - Прошение ничтожнейших рабов, газиев (газяйан) и старейшин (ришсафидан) каджарских и старост (кадхудайан), и всего населения города (балада) Гянджи.

Цитата: На русской военной службе в XI–XIV вв. встречаются хазары, например, Козарин (Кажар) Керебет.

2. Было высказано предположение о том, что скифское племя katiar ~ *qatjar, гуннский этнос aqqatsır (акациры < aq qadzır), т.е. "белые хазары" (др.-русск. козаре) и agathyrsoi (агафирсы) — древний народ, обитавший на территории Трансильвании в VII-V вв до н.э., генетически связаны между собой.

Агафирсы, Agathyrsi, Agathyrsoi, сарматский народ в нынешнем Седмиградье, производивший себя от героя Агафирса, сына Геракла и Ехидны (Hdt. 4, 10), подобно тому как гелоны считались потомками брата Агафирсова - Гелона.

Агафирсы — древний народ, обитавший на территории Трансильвании в VII-V вв до н.э. Упоминается у Геродота. Управлялись царями, умели изготавливать золотые украшениям. Культура была смешанной скифо-фракийской. Иногда ассоциируется с носителями чернолесской культуры. Основу хозяйства составляло скотоводство. Позднее ассимилировались даками.

Геродот (4, 48. 100. 104) говорит об агафирсах, что они были миролюбивы, имели общих жен, не знали ни скупости, ни зависти, хотя у них было много золота; вероятно, они татуировались и потому называются picti (Verg. A. 4, 146); Авиен (perieg. 447) относит, впрочем, этот эпитет к их пестрым одеждам. Ср. Plin. 4, 12,26. Mel. 2, 1. Геродот писал о том, что Агафирсы обитали изъ древности на Истрѣ (нижнее течение Дуная).

Этнос акациров (gens Acatzirorum) Иордан называет “могущественнейшим”, “сильнейшим” (gens fortissima) и определяет его как неземледельческое, занимающееся скотоводством и охотой. Акациры (по Иордану) жили на огромных пространствах между эстами, занимавшими территорию близ янтарного берега у Балтийского моря, и булгарами, обитавшими на берегу моря Понтийского.

Приск сообщает, что акациры — “скифское” (т.е. гуннское) племя: το των ’Ακατζίρων (Άκατίρων, Κατζίρω&#957a_003.gif έθνος... ό εστι Σκυθικον έθνος.

Цитата из статьи, обнаруженной в Internet'e: Около 463 года на запад из Азии вторглись племена огуры, сарагуры (белые огуры), оногуры – (десять огуров), в 466 году эти племена разбили гуннов-акациров, положив конец гуннам. Позже на базе этих огурских племен возник новый этноним болгар. В 480 году болгары фактически спасли Византию от нашествия остготов, хотя в 6-м веке болгары были в зависимости от вторгшихся с Азии авар. В 635 году вождь болгар Кубрат смог сокрушить аварское господство в Причерноморье. Основанное им Болгарское государство просуществовало недолго. Пять его сыновей разделили болгарские земли и племена, что привело к тому, что хазары смогли поодиночке разбить всех болгар.

Άκατίρων, ’Ακατζίρων, Akatziri - народ акациров, считавшийся "старшим войском" гуннов, обитал в Северном Причерноморье, в низовьях р. Дон. Сопоставляемые этнонимы фонетически близки; возможно, в более древнем варианте греческой адаптации слова произошла метатеза: *aq-qadzır (*aq-hazır ~ *aq-qazar) > agatsır > agatırs.

Цитата: В числе вторгнувшихся в Европу под предводительством Аттилы гуннов были и акациры (хазары), причём «они были наиболее значительными» (Артамонов). Aq-qadır ~ aq-hazır < *aq-qadar ~ aq-hazar .

Цитата: Агаджерилер. Живут в Еялете-е Фарс. Известные роды: Хатаи, Карабаги, Бейдилли, Тилки, Шири. Агаджери считаются остатками племени “акациры”, о которых писал Страбон.

Кадир — род племён адай, каракесек, шомекей, берш. Этимологически этноним восходит к названию элитарного хазарского рода хадир / кадыр (Баскаков Н.А.). Группа близкородственных родов стала известна под этим именем qadır ~ qajır ~ hazır < qadar ~ qajar ~ qazar ~ hazar.

Цитата: Другой еврейский путешественник, Петахия Регенсбургский, побывавший в 1170–1185 в Восточной Европе и Западной Азии, оставил описания своего путешествия "Сибуб Ха'олам" ("Путешествие по свету") где говорит о нехитрых обычаях хазар-иудеев к северу от Крыма, которые он объяснял их приверженностью караизму: "Настоящих евреев нет в земле кедаров [кочевников], а живут там только минеи".

Возможно, имеется связь между этническими названиями: тюркск. qadar > qadır, греческ. Κατιαροι, еврейск. kedar и гунны-кидариты. Интересен следующий факт: караимы называли свой древний диалект - "язык кедар".

Цитата из статьи, обнаруженной в Internet'e: Известны также хазары под называнием акациры. Они, по М.М.Дьяконову, через Дербент переселились в южный Кавказ. Акачиры известны среди племён кара-коюнлу в XIV – XV в Иране. Историк Абдулхалык Чай связывает их переселение с Кавказа в Анатолию со 2-й волной гуннов. В сасанидских источниках они известны под именем аккатлан, а в византийских – акатзир. Часть акачиров, расселенных в Азербайджане в 1180–1412 переселились в район Алеппо (Сирия). Агачиры связанные с кара-коюнлу с XIII в. проживают в области Мараш (Турция), их предводитель находился в родстве с основателем государства Кара-коюнлу Кара-Магомедовым, женившись на его дочери – Татар-Хатун. Агачиры живут по сей день в районе Кух-гулие в Иране.

Цитата: В 881 кабары и венгры осаждали Вену. Большой интерес представляют давно обратившие на себя внимание «халисии» Иоанна Киннама, сопоставлявшиеся Шахматовым, а ещё раньше, в 40-х гг. XIX в., Ернсем с хвалиссами русских летописей (хвалисы = хорезмийцы). По Иоанну Киннаму (III, 8, V, 16), халисии – некий народ, представители которого участвовали в XII в. в борьбе далматинцев против византийцев, входили в Мадьярское государство, но отличались от мадьяр вероисповеданием (венгерские хроники знают их под именем Caliz). В одном месте Киннам говорит, что халисии «управлялись законами Моисеевыми, да и то не совсем правильно понимаемыми». Гаркави видел в них иудео-хазар, согласно венгерским источникам, приглашенных князем Таксони (946–972) в Венгрию.

Нельзя исключить, что под именем "халисии" упоминались kalis-hazar, букв. "белые хазары". От указанного этнонима образовано было старорусское название Каспийского моря - Хвалисское (Хвалынское), что семантически близко к тюркскому гидрониму Hazar tengizi, букв. 'Хазарское море'.

3. Казара (казарка) - 1) малый дикий гусь (ср. тюркск. qaz 'гусь' и русск. диалектн. казакать 'кричать гусем; болтать без умолку, пустословить'a_003.gif; 2) в переносном значении - бурлак, идущий по весне ватагами.

Казара - прозвище оренбургских и уральских казаков. Сохранилось предание о чародее и кладоискателе по прозванию Казарлюга Савва.

Вероятнее всего, приведенное слово имеет лишь формальное, фонетическое сходство с этнонимом qazar ~ хазар, т.к. последнее слово, по нашему мнению, является вариацией др.-тюркск. qadar ~ qadır, qadır-qatğı 'твердый; крепкий' (ср. казахск. qajar ~ qajır ~ kejir 'твердость; упорство', qajırlı 'несгибаемый; упорный; энергичный', алтайск. keder 'норовистый' (о коне); греческ. Κατζίρ - ω&#957a_003.gif- 'твердый; крепкий'.

О казаках, живущих вдоль берегов реки Терек, об их жизни в глубокой древности сохранились лишь некоторые свидетельства. Среди них было много горских казаков, поэтому первоначальные общины терских казаков назывались гребенскими. По их словам А.И. Ригельман в XVIII веке записал, что они жили до прихода на Терек в горах между Кабардинцами и там назывались казаровцами, выходцами из Казарии. В 1280 году татарский баскак Ахмет вывел в Северное Причерноморье крупную группу пятигорских казаков, которые впоследствии основали городок Черкасы на Днепре, т. к. по старому месту их пребывания они назывались и черкасами. Ермолинская летопись повествует, что ордынский царь Махмет и его сын Мамутяк в 1445 г. призвали из Черкасии 2000 казаков. Черкасами же называют русские акты всех запорожских казаков почти до XIX в., относя то же имя и к их предкам - Черным Клобукам.

Судя по звуковому облику и семантике, слово казара, видимо, имеет один корень с этнонимом qazaq ~ казак, который представляет собой сокращение синтагмы qır qazaq 'степной казак' (первоначально: qır qaz 'степной, т.е. дикий гусь' > черкас ~ черкес ~ circassian ~ киргиз ~ кыргыз, отсюда калька в английском языке wild geese, букв. 'дикие гуси' - самоназвание военных наемников).

Известно, что тюркские роды или этнические группы могли отделяться от племенного массива и мигрировать на большие расстояния либо перемещаться правителями государств в покоренные области или на рубежи в качестве отрядов для несения гарнизонной и пограничной службы.

Агафирсы (Agathyrsi, Αγαθυρσοι - picti) - потомки эпического Агафирса (сына Геракла, брата Гелона и Скифа), происхождение которого Геродот относил к середине 2 тыс. до н.э. (см.: Скифы, легенды о происхождении). Имели своих царей и контролировали более 25 веков назад округу Карпат. Участвовали при Антире в войне против Дария I около 512 г. до н.э.

По географическим сведениям, изложенным древнегреческим историком Геродотом, «Северные части Скифии, простирающиеся внутрь материка, вверх по Истру, граничат сначала с агафирсами, затем с неврами, потом c андрофагами (людоедами) и, наконец, с меланхленами (носящими чёрную одежду)...

Среди всех племен самые дикие нравы у андрофагов. Они не знают ни судов, ни законов и являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но язык у них особый. Это единственное племя людоедов в той стране. Все меланхлены носят черные одежды, отчего и происходит их название. Нравы у них скифские».

Из "Истории" Геродота: "Дарий шел с войском весьма быстро и, прибыв в Скифию, встретил там оба отряда скифского войска. Столкнувшись с врагами, царь начал преследование, причем скифы опережали его на один день пути. И так как Дарий не прекращал преследования, то скифы, согласно своему военному плану, стали отступать во владения тех племен, которые отказали им в помощи, и, прежде всего - в страну меланхленов. Вторжение персов и скифов устрашило меланхленов. Затем скифы начали завлекать врага в область андрофагов. Устрашив и этих, они стали отступать в землю невров. После этого, наведя страх и на невров, скифы отступили к агафирсам. Агафирсы увидели, как их соседи бежали в страхе перед скифами и послали глашатая, прежде чем те проникли в их землю, с запрещением вступать в их пределы. Агафирсы заявили скифам, что если те все же посмеют вторгнуться в их страну, то им придется сначала выдержать смертельный бой с ними - агафирсами. После этого агафирсы выступили с войском к своим границам, чтобы отразить нападение. Меланхлены же, андрофаги и невры не осмелились оказать сопротивление персам и скифам. Забыв о своих угрозах, они в страхе бежали все дальше на север в пустыню. Скифы же не пошли в страну агафирсов, так как те не желали их пропускать, а стали заманивать персов из страны невров в свою землю".

При императоре Траяне в начале 2 в. н.э. более 100 (500?) тыс. переселены на земли Рима, где отличались образованностью и предприимчивостью (были владельцами предприятий, бухгалтерами, кассирами и т.п.). Оставшиеся общины ушли на север, где, по данным Птолемея, проживали почти у Финского (Венедского) залива и в округе будущего Пскова. Потомками северных агафирсов иногда считают акациров.

Въ положеніяхъ Мели и Солина значатся селеніемъ своимъ Агафирсы въ Поморіи якобы близъ Каргополя и къ Вологдѣ. Къ сему и мнѣнія Іезуита Бріетія Гіеронима, что Агафирсы населяли Каргополь и Вологодскую Провинцію. Но напротивъ сіе мнѣніе опровергается у Геродота, которой упоминаетъ, что Агафирсы обитали изъ древности на Истрѣ. Отъ Плинія же значились въ верьхъ по Днѣпру. А къ сему и въ Целларіевой ландкартѣ оные значатся положеніемъ по правую сторону Волги, и въ верьхъ съ начала тоя рѣки.

Хазаро-болгары раньше гуннов пришли в Предкавказье. В 212 году они упоминаются Моисеем Хоренским под именем хазиров, которые заняли землю, ранее принадлежавшую сиракам. Средневековые географы писали, что «Иордан называет акацирами тот народ, который мы называем хазарами. По словам Иордана, акациры жили между болгарами и эстами. Приск Понтийский указывает расположение акациров в Прикаспийской Скифии. Акациры состояли в союзе с гуннами, но когда в 448 г. попытались изменить им, Аттила выслал большое войско и часть их истребил, часть заставил подчиниться, и поставил над ними своего сына Эллака».

Около 463 г. авары напали на савир, те, в свою очередь, на сарагуров, урогов, которые напали на акациров и отняли у них землю. Вслед за тем сарагуры соединились с акацирами и напали на Персию. Впоследствии византийские, армянские, грузинские источники уже не упоминают ни сарагуров, ни акациров, но савиры в VI веке упоминаются неоднократно. Вероятно, имя савиры покрыло все болгарские племена. В последствии в Волжской Булгарии появляется город Сувар, который связан с савирами. Сваны до сих пор называют карачаевцев «савирами». Масуди называет савиров восточными хазарами. В первой четверти VI века савиры подчиняют себе племена сарагуров, акациров и другие гуннские племена.

По мнению В.В. Григорьева, о появлении хазар в 198 г. н. э. свидетельствуют армянские хроники, а исчезают хазары после похода Святослава в 969 г. Говоря о покорении гуннами хазар, он приводит сведения Приска (Понтийского), который называет хазар акацирами. После смерти Атиллы хазары стали независимыми, но в 462 г. были покорены сарагурами, урогами и онагурами. После этого, соединясь с побежденными хазарами они (победители) отправились войной на Персию.

Позже хазары подпали под власть тюрок, и у них стала властвовать чужая тюркская династия. После ослабления тюрок хазары возвысились. Когда хазарская держава достигла могущества, она покорила болгар черноморских, и к Х столетию граничила с волжскими (или камскими) болгарами.

Из статьи, обнаруженной в Internet'e (автор связывает этносы агафирсов и акациров): Эпоха Траяна сводила почти на нет мощный полиэтнос агафирсов, почти тысячелетие защищавших прикарпатские рубежи Скифии. Генеалогическое предание: Агафирс и Гелон были старшими сыновьями Геракла и братьями Скифу, которому за силу и ловкость доверялось царствовать в огромной державе. Некоторые пленные агафирсы в силу образованности были рабами-кассирами и отпущенниками-бухгалтерами в императорских канцеляриях самого Рима. Агафирсы быстрее осваивались в империи, чем геты и даки. Некоторые общины агафирсов – как акациры – переселялись вплоть до Финского залива, оставили о себе память культурой «выемчатых эмалей».

Цитата из одной статьи: "Часто одно и то же наименование имеет неодинаковое звучание на разных языках (К примеру, акациры в греческих источниках обозначены как агафирсы)".

Цитата из др. статьи: Аланорсы у Птоломея, кн. 6, гл. 14, в сочиненных же по его описанию ландкартах Азии, таб. VII, положены выше 60 градусов северной широты и около 124 градусов долготы, то не иначе как в Сибири близ Оби. Другие полагают, что это имя вместо агатирсы взято. Генсий, Лексикон географический. О сих агафирсах Геродот, кн. 4, гл. 8, 15 и 19, описывает, что были сарматами и обитали близ Дуная. Корнелий в Дикционарии и Давитий в описании великого хана. Более же о сих гл. 12, н. 48. Из сего можно разуметь, что сих настоящее имя агафирсы, а от реки Рси, или Роси, ниже Киева текущей в Днепр, названы аланорсы или у Плиния как народ орсы именованы.

Цитата из третьей статьи: Агафирсы подвергнуты императором Траяном мощному переселению на земли империи. Поэтому в источниках позже они – вероятнее всего – фигурируют как акациры. Это – возможно – группы ортодоксальных агафирсов, не пожелавших переселяться под Рим и ушедших на север. Аорсы известны войнами с Римом у низовий Дона в 1 веке н.э.

Агафирсы, как родичи скифов-сколотов, тысячи лет контролировали земли от Черного моря до Балтики (в основном по Южному и Западному Бугу). Многие общины агафирсов были переселены на земли Римской империи императором Трояном около 19 веков назад. Агафирсы времен Маркиана в иных источникам, допускают специалисты, указываются как "акациры" (носители культуры перегородчатых эмалей 2 - 5 веков, где в узорах проглядывают элементы глаголицы).

По рассказу Геродота: «Агафирсы, напротив, отличаются самыми мягкими нравами и очень охотно носят золотые украшения; женщинами агафирсы пользуются сообща, с тою целью, чтобы быть братьями между собою и родными и не возбуждать друг в друге ни зависти, ни вражды». Геродот (IV.8-10) поведал легенду о происхождении скифов и соседних народов гелонов и агафирсов от брака Геракла с полу-женщиной – полу-змеей, богиней Днепра. Она своих с Гераклом детей «одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом».

Присутствие агафирсов на Делосе у алтаря Аполлона [в поэме «Энеида» Вергилия], очевидно, может быть объяснено в том случае, если мы будем считать агафирсов одним из племен гипербореев (название, которое указывает на крайний север) старой античной традиции. Из Геродота известно о дарах гипербореев на Делос и пути следования этих даров (IV, 33-35). Новейшие исследования подтверждают историчность даров гипербореев, которые продолжали поступать на Делос по крайней мере вплоть до раннеимператорской эпохи, что подтверждает также историчность самого пути следования даров. О священных дарах гиперборейцев на Делос сообщают и римские авторы (Pomp. Mela. III, 5; Paus., I, 31, 2; Solin., XV, 5), а Плиний поясняет: дары представляли собой первинки растений – frugum primitias (HN, IV, 26). Упоминаемые Геродотом (IV, 34-35) могилы гиперборейских дев на Делосе также были открыты в результате археологических исследований и именно там, где указал их Геродот. Самая ранняя из них, могила Арги и Опис (σήμ&#945a_003.gif, была почитаема уже с конца III тыс. до н. э. Очевидно, помимо даров гипербореи исполняли на Делосе также танец γέρανος – «журавль», входивший здесь в церемонию культа Аполлона.

Марк Сервий Гонорат в комментарии к Вергилию выводит пиктов от агатирсов (агафирсов). Видимо это из-за того, что агатирсы в римских источниках определяются как picti agathyrsi "разрисованные (синим цветом, pelios) /татуированные агатирсы" (в то время как континентальные кельты-багауды разрисовывали лица в оранжевый цвет - bui).

Например, Трубачев указывает на смешанную фрако-индоарийскую этимологию названия фракийского племени агафирсов, в упоминаемых Геродотом в контексте похода персов Дария на скифов (512 г. до н.э.). Агафирсы локализуются от припрутской Румынии до Южной Подолии.

Определение скифов Стефана Византийского (в свою очередь ссылающегося на Арриана): Σκυθαι, εθνος Θρακιον – „Скифы – фракийское племя" (Стефан Византийский, Етника). Или определение того же Стефана Византийского для соседнего скифам племени агафирсов : „Αγαθυρσοι, εθνος ενδοτερω του Αιμου" – „Агафирсы – племя в районе Хемуса."

В древности татуировка у различных народов имела многообразное назначение. По сообщению Геродота, у фракиян "порезы на коже означали благородное происхождение; не имеющий их — не благороден". Как повествует Ксенофонт, у сыновей богатых моссиник "спины были разрисованы, а передняя часть тела татуирована цветами".

По свидетельству Помпония Мелы, агафирсы "разрисовывали свои лица и тела более или менее, смотря по степени благородства". Позже этот обычай отмечен у динлинов и у наследовавших им кыргызов, у которых татуировка была привилегией храбрейших. В античной древности рабы носили на теле выполненное татуировкой имя своего хозяина.

Агатирсов на этом основании сопоставляли с русами Ибн-Фадлана, которые разрисовывали (татуировали) свои лица, руки и груди в виде узоров и изображений деревьев.

По некоторым же археологическим (охотничье снаряжение, украшения, аналогов которых нет в Европе), данным (и языковым) встречал отождествление пиктской культуры именно с эскимоской, якобы это их осколок тут остался после таяния ледника, соединявшего Канаду и Британию.

О племенах, разрисовывавших свои тела, говорит Вергилий в “Энеиде” (Aen., IV, 146), называя их агафирсами, и в “Георгиках” (Georg., II, 115), называя их гелонами. Помпоний Мела в обстоятельном рассказе (Mela, II, 10) сообщает, что агафирсы разрисовывают лица и тела (“ora artusque pingunt”) в большей или меньшей степени в зависимости от древности рода, и узоры эти невозможно смыть (“et sic ut ablui nequaeant”). Интересен комментарий к Вергилию, составленный грамматиком IV в. Мавром Сервием Гоноратом. Первое из указанных выше мест (из “Энеиды”) он объясняет так: ““разрисованные агафирсы” (“pictique Agathyrsi”) являются племенами Скифии, а слово “picti” в данном случае не означает “имеющие наколы” (“picti autem non stigmata habentes”) подобно народу в Британии [который такие наколы имеет]”. Этот текст, не разъясняя до конца понятия “picti”, содержит ценное указание (причем, автора IV в.), что жители Британии делали себе наколы, разрисовывая кожу. Второе из указанных мест (из “Георгик”) комментатор объясняет иначе: “и разрисованных гелонов” (“pictosque Gelonos”) [а именно] — “имеющих наколы” (“stigmata habentes”), это — племена Скифии, как и разрисованные агафирсы”. Здесь подкрепляется представление, что глаголом pingere определяли какую-то татуировку. В V в. Клавдиан упоминал о “разрисованных железом щеках” (“ferro picta genas”, — Claud., De laude Stilichonis, 2, 247) и о гелонах, которые вообще любили разрисовывать железом части своего тела (“membraque qui ferro gaudet pinxisse Gelonus”, Claud., In Rufinum, I, 313). Итак, приведенное выше место Иордана свидетельствует об обычае каледонцев и меатов — жителей нынешней Шотландии — накалывать кожу металлическим острием для нанесения на нее рисунка.

Спаргапиф (ок.675 до н.э.), царь агафирсов. Убил Ариапифа, царя скифов. Его сын Лик. Лик (ок.650 до н.э.), царь агафирсов. Его сын Гнур. Родня: Октамасад, царь скифов, по материнской линии внук Терея, царя фракийцев. Гнур (ок.625 до н.э.), царь скифского племени агафирсов, которое проживало к северу от Дуная. Его дети: Савлий и Анахарсис.

В античных сочинениях упоминаются скифские племена:

1) agaroi ( < ağar ~ awar + флексия, греческ. окончание мн. числа -oi? В тюркских языках известен переход [ğ] > [w]): глагол ağ- ~ aw- 'перевалиться; отделяться' > причастие *ağar > awar 'переходящие; отделяющиеся' - метанасты) и

2) myrgetai (ушедшая на Запад часть древних меркитов?).

Цитата из статьи (Internet): К дотюркским тюркоязычным племенам и народам относятся абдалы (эфталиты — белые хунны), авары (аорсы), агадиры (агафирсы) / акатиры (акациры, агачири).

Автор статьи - к.ф.н. ИЛИУФ Х.Ш. Шаблон:Семейский регион: краеведение и тюркология
severinn

Сообщений: 7080
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2089
в одной из армянских летописей V века в числе племен Кавказа, покоренных гуннами, упоминается племя кутар (кудар)
valcha


Сообщений: 23951
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 16213



severinn написал:
[q]
Руслан ЧЕЛАХСАЕВ // К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭТНОНИМА КУДАР
[/q]




Версия Ю.А. Дзиццойты сводится к тому, что лексема, лежащая в основе этно-топонима кудар, восходит к одному из самоназваний
скифов – скуда, означавшему, по В.И. Абаеву, «стрелок из лука», «лучник».
Ученый (Ю.А. Дзиццойта) продемонстрировал возможные варианты фонетических изменений, которые могло претерпеть данное слово в процессе многовекового употребления. В результате проведенных изысканий он пришел к выводу, что топоним «Къуыдар» в древнеосетинском языке означал «скифская земля», «страна скифов» (3).
Гипотеза Ю.А. Дзиццойты вполне убедительна: его лингвистические изыскания учитывают сведения письменных, археологических и др. источников, введенные в оборот к концу 80-х годов XX века, что позволило включить данную гипотезу в учебник по истории Осетии (4).

Не менее убедительна догадка, высказанная Нафи Джусойти и в развернутом виде представленная А. Агнаевым. Ученые предложили под этнонимом кудар разглядеть одно из родовых скифских подразделений – катиаров, сведения о которых имеются в поведанной Геродотом генеалогической легенде скифов. А. Агнаев лингвистическими методами продемонстрировал возможность перехода катиар в кудар, а его этимология близка к значению «люди, занимающиеся разведением скота», «скотоводы» (5). Семантическая составляющая данной гипотезы не противоречит имеющимся научным сведениям, удостоверяющим преимущественно скотоводческий уклад хозяйства скифских племен.
Авторы обеих гипотез, несмотря на различные представления путей генезиса, рассматриваемых этнонима и топонима, едины в том, что
слово кудар связано со скифами.

Предлагаемая ниже этимология этого термина также неотделима от истории скифских племен.

1. Прежде всего, напомним о произошедшем в начале I тыс. до н.э., в эпоху раннего железа, важном событии, связываемом учеными с
североиранскими племенами. В этот период в степях Евразии утвердилась новая эффективная форма производящего хозяйства –
кочевое скотоводство, возникновению которого способствовали географический, климатический, экономический, культурно-
исторический и др. факторы. Новый метод хозяйствования способствовал массовому освоению североиранцами верховой езды, и с
этого периода начинается собственно скифская история. Благодаря своей мобильности, скифские племена быстро распространились по всей Великой Евразийской степи, протянувшейся от Дуная до Хуанхэ. К середине I тыс. до н.э. на этих пространствах археологически
отчетливо прослеживаются следующие культуры скифского типа: культура скифов Причерноморья; савроматская – на равнинах
Предкавказья, в низовьях Волги и на Южном Урале; культура саков в Казахстане и Средней Азии; пазырыкская культура на Алтае; тагарская культура Тувы; культура юэчжи в северо-западном Китае; культура Ордоса на Хуанхэ и др. Известный скифолог Д.С. Раевский отмечал: «Те, кто в наши дни говорят об особом евразийском характере Российской державы, оперирует, по существу, теми же географическими категориями, которые для античного мира стояли за названием “Скифия”» (6).
Наукой надежно установлено, что прямыми потомками североиранских (скифо-сарматских) племен по языковой
принадлежности, религиозным, культурным и др. воззрениям являются современные осетины.
Данные факты предоставляют возможность расширить поле поиска, не ограничиваясь при рассмотрении этнонима кудар только древнегреческим материалом.
2. Взгляд на вопрос с позиций, учитывающих евразийский характер скифского мира, позволяет выделить в этом ареале ряд топонимов и
этнонимов, имеющих с термином кудар схожий согласно-частотный ряд к- д-р.

Топонимы: а) Кударинская степь и река Кудара в Бурятии (к югу от Байкала);
б) Кудара – название реки и населенного пункта на Памире;
в) река Годор, приток Андийского Койсу в Дагестане; г) река Кудиал в южном Дагестане; д) река Кодор и одноименное ущелье в
Абхазии.

Этнонимы: а) Кударинские Буряты – одна из этнографических групп у современных бурят;
б) кудариты – ираноязычные кочевники Средней Азии в IV-V веках н.э.;
в) кудар – одна из составных частей современных осетин. Добавим сюда и фамильные названия (патронимы):
а) Кударенко на Украине; б) Кударян в Армении; в) Гудериан (?) в Германии; г) Кадырбаев (-биев; -беков) в Средней Азии.

Данный перечень можно пополнить.
И хотя по некоторым позициям он полемичен, но, зная, например, о племени саков на Памире (по Б.А. Литвинскому), о малой Алании в районе Кодорского ущелья (по К.Г. Догузову), мы видим некоторые исторические основания для помещения
термина кудар в один ряд с этими наименованиями (7).

3. В самом рассматриваемом этнониме, который мы считаем сложносоставным, предполагается наличие двух осетинских лексем: къуди – хвост и дар – носящий (глаг. дарын – носить), т.е. «носящие
хвосты». В результате сложения и последующего стяжения основ, словосочетание «къуди дар» трансформировалось в кудар, что не
противоречит нормам словообразования как древне-, так и современного осетинского языка (8). В данном термине под лексемой
къуди – хвост разумеется тот вид прически, при котором на голове, чаще обритой, оставляют прядь волос, так называемый «хохол». Ирано-
и тюркоязычные народы этот пучок волос называли кекил, какул, индийцы – шикханда, украинцы – оселедец. Данный атрибут
демонстрировал принадлежность его обладателя к воинскому сословию.
Так, для индийских воинов-кшатриев, наряду с брахманами, принадлежавшими к высшему слою традиционного индийского общества,
была характерна данная прическа. Поэтому их называли шикханди – чубатые.
По сведениям, разбросанным в различных источниках, схожую прическу носили вождь гуннов Аттила (V век н.э.), русский князь
Святослав (X век н.э.), тюркоязычные кочевники кызылбаши (XVI в.н.э.), черкесские и кабардинские уздени, запорожские казаки,
воинская знать у западных славян и мн. др. ( кажется и у некоторых племен индейцев был такой хвост!)

4. Еще одним элементом в наших построениях является славянская лексема, обнаруживающая с рассматриваемым термином формальную и семантическую близость. Это: русск. кудерь, кудря (ед.ч.), кудри (мн.ч.); украинск. кудер (ед.ч.), кудри (мн.ч.); болг. къдър и
сербо-хорватск. кудар, кудра в значениях «кудрявый»; польск. kedzior, чешск. kudrna, словенск. koder в значениях «локон, завиток
волос» (9). Если исходить из предлагаемой нами этимологии, то налицо скифо-славянская изоглосса. Исследовавший проблему подобных лексических схождений В.И. Абаев, отмечал: «По количеству и весу, сепаратные скифо-славянские изоглоссы далеко превосходят сепаратные связи скифов с любым другим европейским языком или языковой группой» (10). По нашему мнению, лексема кудар в славянские языки могла попасть из североиранского (скифо-сарматского) и, судя по единообразию форм, – в эпоху общеславянского единства. Позволим себе также предположить, что слово кудрявый в древнерусском было наполнено иной, чем в современном русском языке, семантикой, и обозначало человека с «кудрей» (хохлом, оселедцем и т.д.) на голове.

5. Отдельного рассмотрения заслуживают некоторые данные этнографического характера. В XVIII-XIX веках, когда в сферу
жизненно важных интересов Российской империи попал Кавказ, началось всестороннее изучение населяющих его народов. Вместе с другими сведениями было выявлено, что представители многих фамилий Южной Осетии, и Кударского ущелья в частности, возводят родословную к различным коленам своего прародителя Ос-Багатара (11). Позже, в результате исследований, проведенных несколькими поколениями этнографов, историков и представителей смежных наук, выяснилось, что Ос-Багатар – это титул военного вождя, выходца из высших аристократических слоев средневековой Осетии-Алании. Так, в греческих, арабских и грузинских письменных источниках сохранились сообщения о трех различных аланских вождях (царях) эпохи Средневековья (V, IX, XIV века), носивших имя Ос-Багатар. Лексема «багатар» в этом имени равнозначна русск. богатырь, монголо- тюркскому багатур, иранск. бахадур (12). Эти сведения, как и само имя Ос-Багатара, дают возможность отнести происходящие от него рода и фамилии к воинскому сословию, высокий социальный статус которого у индоиранских народов в науке хорошо известен. Совокупность изложенных в тезисном виде материалов позволяет сделать определенные выводы. Происхождение субэтнонима кудар мы связываем с обозначенной выше прической, полное семантическое значение которой еще предстоит прояснить. Этимология самого термина кудар близка, на наш взгляд, таким понятиям, как «человек благородного происхождения», «принадлежащий к воинскому сословию», «воин». Предлагаемая версия, однако, не выходит за рамки предположений, и нуждается в дополнительной аргументации.


7 января 2011 г.
Руслан ЧЕЛАХСАЕВ

К ВОПРОСУ
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭТНОНИМА КУДАР
severinn написал:
[q]
Руслан ЧЕЛАХСАЕВ // К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭТНОНИМА КУДАР
www.darial-online.ru/2011_3/chelahsaev.shtml
[/q]


Так всеж - таки "воин" или "человек с кудрей"? Или это одно и тоже? Или скиф-скотовод?


---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах

митоГаплогруппа H1b
Дневник
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3  4 5 6 7 8 9 10 11 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Вверх ⇈