Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Кудрявцевы

Бийский уезд, Алтай

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3  4 5 6 7 8 9 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
verbezr

verbezr

Сообщений: 1306
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 959
Архив города Бийска
Опись 2 /2л / документов личного состава на работников Бийского уездного окружного исполнительного комитетов (личные дела)
№ 1 …
37 Кудрявцев Василий Никанорович 1900 - 1921 г.г. 5 листов
62. Слобожанин Василий Григорьевич ( 8 листов)
63. Соболев Пантелей Петрович 1924 – 1930 г. (4 листа)

( 101 человек в списке)
verbezr

verbezr

Сообщений: 1306
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 959
Сегодня изучала ..."Выявленные списки спецпереселенцев (алфавит) на букву К и другие буквы по нашим фамилиям: копировала информацию помещала в свои фамильные темы...
Позже буду анализировать наш - не наш..
(Может кому-нибудь из Кудрявцевых ещё пригодятся... эти выписки...)

КУДРЯВЦЕВ Иван Романович, 1919 г.р., род. дер. Биаза Каинского уезда. Выслан на спецпоселение в 1932 г. из с. Биаза Северного р-на в Пудинский р-он. Снят с учета в 1941 г. Состав семьи: отец Роман Борисович, 1871 г.р., мать Дарья Михайловна, 1873 г.р., сын Иван, 1939 г.р., сестра Софья, 1925 г.р., брат Петр, 1928 г.р.

КУДРЯВЦЕВ Макар Денисович, 1892 г.р., род. с. Заковряжино Барнаульского уезда. Выслан на спецпоселение в 1935 г. из с. Заковряжино Сузунского р-на на заимку Кедровка Парбигского р-на. Снят с учета в 1950 г. Состав семьи: жена Дарья Ильинична, 1893 г.р. (снята в 1950 г.), дочери – Мария, 1928 г.р. (снята в 1944 г.), Таисия, 1930 г.р. (снята в 1947 г.), Валентина, 1939 г.р., сыновья – Захар, 1923 г.р. (снят в 1940, служил в РККА с 1942 по 1947 г.), Иван, 1926 г.р. (умер в 1940 г.), брат Семен.

КУДРЯВЦЕВ Тимофей Захарович, 1894 г.р., ур. Новосибирского окр. Выслан на спецпоселение в 1930 г. из с. Заковряжино Битковского (Сузунского) р-на в с. Бакчар. Снят с учета в 1948 г. Состав семьи: отец Захар Ильич, 84 г., жена Анастасия Михайловна, 1895 г.р., дочь Прасковья, 1919 г.р., Ефремов Николай Петрович, 1922 г.р.

Кудрявцев Трифон Евдокимович, 1894 г.р., род. дер. Клевновка Режицкого уезда Витебской губ., проживал в г. Ленинград, уполномоченный ОРСа завода «Красный треугольник». Арестован 9 февраля 1935 г. Осужден ОСО НКВД СССР 10 февраля 1935 г. за содействие контрреволюционной зиновьевской группе к ссылке в Нарым на 4 года с зачетом срока с 10 февраля 1935 г. (проживал в с. Каргасок). Судьба неизвестна.

КУДРЯВЦЕВ Яков Данилович, год рождения не указан, выслан на спецпоселение в по решению «райпятерки» от 12 мая 1931 г. из дер. Рассолкино Тогучинского р-на в с. Галка Бакчарского р-на. Состав семьи: жена Мария Спиридоновна, сын Иван, сноха Степанида Павловна, внуки – Александр, 1923 г.р., Алексей.

Источник: Мемориальный музей "следственная тюрьма НКВД"
Лайк (1)
verbezr

verbezr

Сообщений: 1306
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 959
Из Книги «История формирования группы уймонских старообрядцев (18 – начало 20 вв) и новые сведения из рукописей Т.Ф. Бочкарёва.

Первые усть – коксинцы. Примерно в 1829 - 1831 гг. была основана д. Усть – Кокса, первыми жителями которой были «Русские ясашные инородцы», переселившиеся из Шуйской волости кузнецкого уезда (в разных публикациях – 43 ревизских души, 45 рев. Душ (семей) Томской губернии. Как сообщает Л. И. Шерстова, в 1828 году в Томскую казённую палату поступило прошение инородцев Кузнецкого округа Шуйской волости КУДРЯВЦЕВЫХ и БУХТУЕВА о переводе их в количестве 45 душ в Уймонскую степь. Разрешение было получено в этом же году. В одном из отчётов сообщалось следующее: «Приписанные к Нижнекумандинской волости инородцы, 43 души, были в ведении Шуйской волости Кузнецкого уезда, а ныне прживают на реке Коксе, близь селений Уймонских… Они поселились туда самовольно без согласия калмыков и даже без дозволения местного управителя, удалились от места пребывания (Нижнекумандинской волости) более, нежели на 400 вёрст».
Основываясь на архивных источниках, Л.И. Шерстова полагает, что сами Кудрявцевы не раз переосмысливали своё происхождение: то называли себя переселенцами из Шуйской волости, то утверждали, что предки искони пасли свой скот в Уймонской долине. Говоря о фамилии Кудрявцевых, важно отметить, что в Уймонской долине существуют две ветви Кудрявцевых, представители которых отчётливо осознают своё происхождение.
Первую ветвь составляют потомки из переселенцев из Шуйской волости, тогда как вторая ветвь Кудрявцевых, по рассказам местных жителей, имеют алтайское происхождение (ПМА, 2000, с. Усть – Кокса, И.Н. Кудрявцев).
Первые усть – коксинцы характеризуются как « русские ясашные инородцы», хотя понимается этот термин исследователями по – разному. А. Принтц, чья поездка в эти районы состоялась в 1863 году, отзывался о коксинцах как о совершенно обрусевших осёдлых инородцах, то есть имевших нерусское происхождение.
С .П. Швецов считает, что основателями Усть – Коксы стали шорцы из Кузнецкого округа.
В работах Т.С. Мамсик, В.А. Липинской национальная принадлежность первых жителей Усть – Коксы не оговаривается.
В.Г. Упхонов называет этих «русских ясашных» особым поколением, образовавшихся в результате брачных связей русских с местными тюрками.
Л. И. Шерстова обозначает этих первых жителей Усть – Коксы как «тюркский компонент в этногенезе Уймонских старообрядцев». По мнению Л.И. Шерстовой, группа Уймонских старообрядцев образовалась из этих первопоселенцев с. Усть – Кокса и старообрядцев – бухтарминцев. При этом исследовательница не принимает во внимание представителей других групп, которые приняли участие в формировании Уймонских старообрядцев.
Лайк (2)
verbezr

verbezr

Сообщений: 1306
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 959
Старики – старообрядцы до поселения на Алтае жили в Польше, на реке Ветка. Ветка стала центром старообрядчества, благодаря трудолюбию и предприимчивости достигла процветания. Правительство России предлагало ветковцам вернуться на Родину. Неоднократно получали отказ. В 1735 году был послан военный отряд. Солдаты разорили Ветку, старообрядцев вернули в Россию. Прошло время и Ветка возродилась.
На Алтай их переселили по приказу Екатерины с Ветки и Стародубья. В 1762 году Правительствующий сенат на основании манифеста, издал указ о возвращении старообрядцев. В 1764 году на Ветку был послан генерал Маслов. Началась вторая выгонка с Ветки. Маслов за два месяца выслал до двадцати тысяч старообрядцев. Часть их отправили в Забайкалье, а часть на Алтай. В неведомую Сибирь потянулись подводы, груженные домашним скарбом, детьми и стариками. В поисках новых земель, безбедной жизни шли потоки людей на новые места.

Привольно жилось в Уймонской степи, но засуха несколько лет подряд выжигала поля. Отправили императрице Екатерине второй прошение, чтобы она перевела их в разряд «ясашных». В 1791 году царица выполнила просьбу южн-алтайских староверов. Сделала это охотно: ненасильственная колонизация, да и ясак не лишний в казне. Статус ясачного инородца освобождал от рекрутской повинности, но ясачные староверы несли важную государственную службу. Горный Алтай с 1786 года входил в состав России, однако маньчжуро – китайские феодалы Цинской империи продолжали грабить приграничные волости, превращая местное население в «двоеданов». Уймонцы взяли на себя роль защитников границ от набегов цинских отрядов, видимо, отлично с этим справлялись. Ни ркерутчина, ни солдатчина не затронула их вплоть до Первой мировой войны.

verbezr

verbezr

Сообщений: 1306
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 959
Переселение на Алтай происходило по разным причинам. И одной из главных причин у большинства - отсутствие свободной земли для земледелия. Нелёгким был этот путь...

Из книги Кучугановой Р.П.

"... Семья Павла Ивановича Шершнёва жила в Рязанской губернии. Гражданская война, разруха, деревнями умирали от голода. Братья Фёдор, Василий, Иван отправились искать хлебные места. Четыре года с детьми и жёнами ехали на телегах. Побирались, зимой на постой становились. Хлеб заработают, летом опять в путь. Вместе с Иваном Евграфовичем и Натальей Антоновной ехали двое детей, третий в дороге родился."

По воспоминаниям Григория Гордеевича Огнёва:
"... Деданька рассказывал, что пришёл он с той стороны Бии. Когда они пришли оттедова, казахи их поймали, в три кожи зашили и у костра положили. Кожи были сыры, коровьи, зашили плотно, не вывернешься. А у этих казахов украденная русская девочка жила, шепнула: "Вот они сейчас отгуляют и начнут вас костромить". Мужики просят её: ты подкати нас к костру, нитки сгорят, шов распорется".Вылезли они из шкур да на коней. кони то в сёдлах стояли. Кинулись в плавь через Бию,кони казахов наплывают, наплывают.Хотели они тута -ко поймать деду -то. Возьми он до ботиком шшолкнул одного, тот в воду свалился. Дедка убежал с товарищами"
verbezr

verbezr

Сообщений: 1306
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 959
Из книги Кучугановой Р.П. "Через лютую боль с чистым сердцем остаться"

Из воспоминаний Кискиной Татьяны Андриановны (очерк "Коммунизм в Нарымских болотах"):

"... Андриан Гаврилович Безрученко, рассказывал, что приехали они сюда до революции. Выбрали место на левом берегу Катуни, в деревне Кайтанак. В семье было десять детей. Бедствовали: ни поесть, ни надеть нечего. Рано пошёл в работники Андриан к Ивойле Кудрявцеву. Хозяин платил за работу скотом: работаешь с лошадьми - лошадей получаешь, с овцами - овец.. Многим переселенцам помог Ивойло Иванович. Андриан Гаврилович вспоминал: Ивойло Иванович был помощником бедных: зерно, плуги, лошадей давал. Хлеб хорошо родился, и мы хлебные стали... Он женился на Бухтарминке, Ульяне Николаевне Кудрявцевой. Семья жила в избушке, перед колхозами, избушку поставили.
Андриана Гавриловича забрали осенью 1931 года, пояснили, что мобилизовали в Красную Армию, на самом деле, служил в трудармии, строил Кузбасс.
Ульяна Николаевна растила пятерых детей. Семью решили сослать, пришли в дом активисты, приказали: собирайтесь".... Обоз, со ссыльными, вытянулся вдоль ущелья...." "В Бийске погрузили на баржу, баржа со ссыльными была не одна, конца края им не было видно. Сколько народу в Нарым повезли!... Только после восьми лет ссылки семья вернулась домой.... К началу войны дети подросли, пошли защищать родину Степан, Михаил, Дмитрий. Степан и Михаил сложили на фронте свои головы. Дмитрий вернулся домой."
verbezr

verbezr

Сообщений: 1306
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 959
Из воспоминаний Василисы Гавриловны Безрученко, дочери Безрученко Гавриила Петровича (очерк « Муж был красный партизан»):

«На кладбище, в Кайтанаке, стоит памятник. Там похоронен сеструнин муж, его зарубили кайгородовцы. Это было в 1922 году.
Отряд партизан остановился в деревне, их преследовали. Дмитрий Тимофеевич забежал домой, жена Арина Гавриловна, спрятала его в печке. Дрова в печку сложила, забегают белые, спрашивают: «Куда ты его дела? Нам сказали, что он в избе.»
- Арина Гавриловна: «Ищите, я его в глаза не видела»,
Через несколько дней, под Катандинским седлом, мужа поймали. Там осталось лежать двенадцать человек. Разули, раздели, оставили в одних кальсонах и зарубили. Арина Гавриловна узнала о смерти мужа, приехала туда верхом и нашла его. Старик подъехал: «Уезжай скорей, белые близко».
Кайгородов был в Коксе, утром пришла к нему. Кое –как пробилась, кругом полно постовых. Её провели к командиру, она просила. Чтобы разрешили похоронить мужа. Получила разрешение, добежала до Огнёвки. Запрягла лошадей и привезла тела трёх убитых домой. Похоронили в селе Кайтанак, на кладбище. Арина Гавриловна Лапшина налоги молоком меньше платила, её муж был красный партизан».
verbezr

verbezr

Сообщений: 1306
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 959
Старики вспоминают:
«Это сейчас Уймон стал на Уймон походить. А в те годы даже прясла повалили. Добротные дома сносили, полежат брёвна – их распилят на дрова. Много было безвинно наказанных и униженных. Сажали за крещение, моление, сжигали святые книги, иконы кололи. Много людей за веру сгубили: власти не только чинили произвол, но и помогали людям забыть о чести и порядочности. Завистники писали доносы, мстили за мелочные обиды , отрекались от веры, высмеивали и преследовали тех, кто оставался с богом. Тяжёлая обида на непосильный труд, нищету, душевные страдания остались в памяти многих поколений. Количество уймонцев уменьшилось наполовину. Деревня теряла религию, исчезли общины.
Власти ввели запрет на религиозные праздники. Наметили выборы, выпала же на этот день троица. Все принарядились. Травянушки попили, не таясь пели духовные стихи. Власти на веселье смотрели сквозь пальцы, думая, что кержаки празднуют день выборов.
Соберутся молиться - ребятишки караулили: не дай бог кто чужой зайдёт. Припишут статью за контрреволюционную пропаганду и агитацию против колхозов, бесплатно увезут куда надо. Подальше прятали старинные книги и иконы. Святые праздники не велено было справлять. Но к чему за всю жизнь привык, в один день не отвыкнешь.
Коллективизация, раскулачивание – время тяжёлых испытаний для уймонцев. Разорили целые деревни: Ок – Кол, Подавыдкино, Шёлкино, многих людей арестовали, сослали. Молебный дом в уймоне принадлежал наставнику Науму Ивановичу Бочкарёву: сняли верх - устроили кузницу, на нижнем этаже - телятник.
Лайк (1)
verbezr

verbezr

Сообщений: 1306
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 959
После войны преобладающим большинством среди глав домохозяйств являлись женщины. По спискам домохозяйств Верх – Уймонского сельсовета на 1951 г. прослеживается сохранение семейных гнёзд при общем сокращении количества семей традиционными для данной местности фамилиями и увеличением разнообразия фамилий в сёлах.
Так, в 1953 г. глав домохозяйств с. Верх – Уймон отмечено: Бочкарёвых – 18, Черновых – 10, Блиновых, Казанцевых, Клепиковых, Ленских – 8, Затеевых, Макаровых, Огнёвых, Хабаровых – 4, Агаповых, Атамановых, Безрученко, Зубакиных, Ивановых, Иванниковых, Кудрявцевых, Решетовых, Соколенко, Черепановых – 2. 77 фамилий упоминается раз. Эти данные свидетельствуют о том, что приблизительно одинаковое число хозяйств старообрядцам (77 хозяйств) и жителям , переселившимся в эти места относительно недавно (77 хозяйств).

Такое же соотношение между местными и приезжими (соответственно 32 и 31 хозяйство) было в п. Тихонькая. Среди домохозяев значилось Черепановых – 8, Бочкарёвых, Огнёвых – 5, Захаровых – 3, Клепиковых, Килиных, Шиловых, Челкановых – 2, 25 фамилий упоминалось 1 раз.
Наиболее однородное старообрядческое население в 1953 г. было в Огнёвке, среди глав хозяйств которой Кудрявцевых насчитывалось 41, Суртаевых - 14, Казанцевых – 12, Ленских, Адыковых – 2.

С 1930-ых и вплоть до 1990 -ых гг. старообрядческие традиции поддерживались половозрастной группой стариков втайне: "Вот уже все - все поумирали, те кто ещё чуть – чуть то помнит что было раньше. А мы то вот знаем, что всё вот так, потихонечку, всё крадучись, Что помолиться, так вот потихоньку», раньше строго за веру, мамонька у меня потихоньку»
(ПМА. 1998, М.С. Артоболевская).
verbezr

verbezr

Сообщений: 1306
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 959
Нашла ещё одну книгу по Горному Алтаю, где так же упоминаются фамилии жителей Уймонской долины и не только этой местности, но и других районов в связи с раскулачиванием и репрессиям. Встречала в этой книге и фамилии своих родственников, которые вызывались на заседания по раскулачиванию и по другим поводам..

РАЗДЕЛ II
РАСКУЛАЧИВАНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА (1930–1933 гг.)
№ 16
Постановление бюро Ойротского Обкома ВКП (б) от 5 декабря 1929 года
№ 63/1 «О темпах коллективизации сельского хозяйства Ойротии».
[г. Улала] 5 декабря 1929 г.
Протокол № 63
заседания бюро Ойротского Обкома ВКП (б) от 5 декабря 1929 года.

Вот такое письмо под № 18 по расширению арестов по отношению арестов по статье 58 - 19....

№ 18
Письмо Областного судьи Мотовилова на места о необходимости
расширения арестов в отношении крестьян по ст. 58-10.*
[г. Улала] 29 января 1930 г.
Приложение № 3
к протоколу Чрезвычайного
пленума ОК и ОКК ВКП (б)
Тов. Семенов:
23/ I 30 г. в ваш аймак приедет выездная сессия Областного суда
для рассмотрения дел, согласно предложения Обкома, по обвинению лиц – в
уничтожении скота, агитации против коллективизации по 58, 10 cт. УК. Для
этого вам необходимо срочно приступить к выявлению таковых. В рубрику этих
лиц должны подписать кулака-бая, лишенцы. Для этого необходимо поставить
вашу милицию на ноги и оформить на них дела к моему приезду, при чем всех
лиц кулаков сразу при выявлении их, садить в каталажку, имущество их все без
исключения по описи его изъять от них, дела заводить в такой форме: протокол
опроса обвиняемых, сколько у него осталось скота в момент составления
протокола, справку сколько у него скота было в момент обложения его налогом
в 1929 г. желательно протокол бедняцкого собрания в их злостности, желательно
подбор таких кулаков человек 30. Ну пока все, остальное напишет т. Бычков,
приготовляйте дела.
С ком[мунистическим]приветом Мотовилов
20/ I–30 г.
ГАСПД РА. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 563. Л. 29. Подлинник. Машинопись.
Подпись машинопись.


И протоколы, протоколы, протоколы на основании которых коверкались человеческие судьбы.; дети оставались без родителей, целые семьи исчезали и не было возврата домой...

Вот такая страшная книга про то далёкое и жестокое время, в котором пришлось жить нашим предкам...

Источник: ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ В ГОРНОМ АЛТАЕ
(1922 – 1953 гг.)
Сборник архивных документов и материалов


О Г Л А В Л Е Н И Е
Предисловие………………………………………………………………...4
Раздел I. Социально-экономическая и общественно-политическая
ситуация в Горном Алтае в 1922–1929 гг.…………………..............….....11
Раздел II. Раскулачивание крестьянства (1930–1933 гг.). ………….........44
Раздел III. Политические репрессии (1934–1953 гг.) ………………......117
III.1. Политические репрессии в 1934–1936 гг. ………………….....117
III.2. Пик массовых репрессий (1937–1938 гг.) ………………….....145
III.3. «Затухание» репрессий. Спецпереселенцы в Горном Алтае
(1939–1953 гг.) .…………………………………………………….....200
Раздел IV. Реабилитация жертв политических репрессий
(с 1953 г. по настоящее время)………………………………………......240
Перечень документов ………………………………………………....…258
Список сокращений …………………………………………………...…265
Список использованных источников и литературы ………………....…270



← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3  4 5 6 7 8 9 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Вверх ⇈