О МЕТОДАХ РАБОТЫ
В МУНИЦИПАЛЬНЫХ АРХИВАХ
Уважаемые участники и читатели Форума,
я много лет занимаюсь генеалогическими разысканиями своего семейного Рода по отцовской линии с сечевой фамилией «Борщ». И как все начинающие поисковики, учусь на ходу на своих достижениях и ошибках, так как нет похожих исповедимых путей генеалога. Есть только несколько общих принципов поиска.
Я только, что возвратился из очередной своей семейной генеалогической экспедиции в муниципальный архив и сделал для себя важный вывод.
В муниципальные архивы России лучше ездить самому и полноценно работать непосредственно в них. Я тоже грешил тем, что писал много генеалогических запросов в муниципальные архивы и когда получал от них лаконичные ответы или отказы, то сильно обижался. И был неправ.
Муниципальные архивы, как правило, сегодня хорошо оборудованы технически и обеспечивают сохранность своих фондов. Но, к большому сожалению, они просто не укомплектованы штатом и работают практически на одни социальные запросы, которых очень много. Я видел очереди в муниципальные архивы за справками на все случаи жизни.
А с архивными фондами малочисленные служащие архивов не в состоянии работать по причине элементарного отсутствия штатных работников. Поэтому описи на фонды не составляются, никто не оцифровывает архивные дела и, если архив ответил на ваш генеалогический запрос, то знайте, что это огромное сердоболие работника муниципального архива, который выполнил эту работу за счёт своего личного времени и за счёт времени своей семьи.
Читальных залов в муниципальных архивах нет, но нас, исследователей, особенно любителей, в архивах принимают с радостью. Дают стул и место за канцелярским столом. Быстро принимают заказ и сразу приносят дела. С большим желанием постоянно консультируют по любому вопросу. Нас ждут в муниципальных архивах, считая нас своими первыми помощниками.
Вот почему я сегодня, в знак благодарности за сотрудничество, посылаю в Архив почтой (у них компьютеры и Интернет есть, но очень низкая скорость передачи информации) результаты своей работы в нём, которые теперь лягут на архивную полку, как справочный материал уже для других исследователей.
А теперь я хочу поделиться с Вами своей радостью: я наконец-то нашёл на Кубани тот населённый пункт, в который переселились мои предки приблизительно в 1894 году из Присёлка Высоковского, Грайворонского уезда, Курской губернии (из-под Белгородской оборонительной черты). И называется он сегодня «посёлок Бичевой» Ленинградского района Краснодарского края. В старину это был «хутор Бичёвая Балка» Уманского района Кубанской области.
Я побывал в этом прекрасном посёлке и познакомился там с работниками общеобразовательной средней школы №8, хранительнице истории и этнической культуры своего посёлка. Правда, это должен быть отдельный большой разговор о подвижничестве учителей наших сельских школ.
До этого момента наша семья долгие годы не могла идентифицировать современное название населённого пункта «посёлок Бичевой» и его старинное название «хутор Бичёвая Балка».
Только 25.XI.2013г бывший руководитель муниципального Ленинградского Архива Свиридова Галина Михайлова, обратите внимание – будучи на заслуженном отдыхе, помогла нам это сделать.
А я потом в Яндексе, применив новые технологии, смог функцией «наложения» точно подтвердить, что «посёлок Бичевой» и «хутор Бичёвая Балка» - это один и тот же населённый пункт, который имеет самое непосредственное отношение к моему семейному Роду…
…И теперь свободно всплывает, ранее преданная забвению, история моего семейного Рода.
Мои дедушки и бабушки, носители родовой «сечевой» фамилии «Борщ», были на Курщине крепостными крестьянами знаменитых графов и не менее знаменитых помещиков-эксплуататоров Шереметевых и батрачили 250 лет на их землях, в южной Борисовской вотчине, пока не грянуло такое эпохальное социально-политическое событие, каким была отмена крепостного права в России.
На смену феодальному способу эксплуатации пришел капиталистический способ. Это определяло буржуазный характер реформы в области правового положения крестьян. Крестьяне оставались прикрепленными к месту жительства, были связаны круговой порукой в оплате налогов, несли натуральные повинности. Многие полномочия помещиков перешли частью к государству, а главным образом – к сельской Общине.
Можно долго разглагольствовать о том, насколько были прогрессивными эти реформы в России и насколько легче стало жить крепостным крестьянам в России и в южной вотчине Шереметевых. Но факт остаётся фактом, что не от хорошей жизни, мои предки в одну прекрасную ночь заколотили свою старую подслеповатую хатёнку-мазанку, с тихими материнскими рыданиями снялись со своих насиженных мест Присёлка Высоковского Курской губернии и тайно ушли в трудное и опасное, так называемое «переселение», на Кубань, радея за продолжение своего семейного Рода и простое человеческое счастье для своих потомков, одним из которых являюсь и я, автор этих строк, Соколов Виктор Алексеевич (1939г рождения).
На двух одноосных тележках, в которые были впряжены тощие коровы, наша большая семья весной 1894 года (приблизительно) двинулась в неизвестное… В семье было семеро детей. Вёл отчаявшееся семейство на вольную Кубань мой прадедушка Борщ Кузьма Петрович (1846 года рождения). Их разыскивала полиция. Бегство от помещика каралось каторгой. Поэтому шли ночью, а днём отсыпались в лесах и перелесках, пасли коров, поддерживали свою жизнь собирательством даров природы и рыбной ловлей.
Устные предания донесли до нас сведения о том, что моя прабабушка (имени не знаю) шла пешком и несла на верёвке через плечо два лукошка, в одном из которых у неё за спиной сидела квочка с выводком цыплят, а впереди, в другом лукошке - грудной ребёнок (имя неизвестно), который в пути умер.
Кузьме Петровичу и его семейству сопутствовала удача и они всё-таки добрались до своей цели, до плодородной Кубани, что предвещало счастливое будущее.
Репродукция № 1. Источник:
http://www.etomesto.ru/map-atlas_rkka/ Карты РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия). Довоенный Генштаб онлайн, год 1941. Здесь есть и функция наложения старинных и современных карт.
Так, летом 1894 года (приблизительно), поселились мои предки на хуторе Бичёвая Балка.
Богатым казакам было выгодно скрывать беглых крестьян от полиции. На Кубани, быстро развивалась экономика и наёмные крепкие трудовые руки были там очень нужны. Поэтому сразу и без труда прадедушка Борщ Кузьма Петрович и его трое старших сыновей (имена не известны) нанялись на работу к местному кубанскому землевладельцу, которым вполне мог быть пан Мудрый или пан Смыслов, существовавшие реально в истории хутора Бичёвая Балка. Мои предки в течение 15 лет пасли у нового хозяина огромную отару мелкого рогатого скота, в которой было до 10 тысяч овец и коз.
Скота у казаков было много. В базы его не загоняли и содержали на вольном выгуле. За тёплое время года на плодородных залежных чернозёмных землях вырастали огромных размеров ковыли и разнотравие. Пищи для неприхотливого степного скота хватало.
В зимнюю стужу крупный рогатый скот в большом стаде животных шёл впереди, разбивал копытами корку снега и доставал ковыль из-под снега. Овцы и козы шли следом и подбирали всё, что оставалось после коров и быков.
При земельной реформе в России 1861 года особые положения были приняты о поземельном устройстве казаков. Их земли были разделены на три разряда: войсковые земли, наделы офицеров и общественные земли казачьих станиц. У бывших Запорожских казаков сохранился и на Кубани средневековый принцип наделения землей за военную службу. Находили они возможность при обилии земли, поощрять земельными наделами и своих наёмных работников.
Так, за долгий и безупречный труд хозяин выделил, в 1909 году (приблизительно), бесплатно моему прадедушке две пары быков, 100 голов овец-молодняка, две старенькие подводы и дал десять десятин земли (это чуть больше 10 гектар) на хуторе Бичёвая Балка. На этой земле прадедушка Кузьма Петрович сразу же построил хатёнку под камышом. Здесь его семья и прожила до самой Первой мировой войны 1914 года.
На турецкий фронт сразу же ушли мой дедушка Борщ Сергей Кузьмич (1882 г. рождения) и два его родных брата. На хозяйстве остался один мужчина, прадедушка Борщ Кузьма Петрович.
Но люди тогда были крепкие и выносливые. И прадедушка быстро разжился, - как сейчас говорят, - быстро раскрутился. На тот момент у него уже было 7 пар быков, лошади, три сотни овец. И он уже прикупил 30 десятин войсковой земли, но не на хуторе Бичёвая Балка, а от неё на расстоянии 12 км, на каком-то хуторе, возле станицы Новоплатнировской. Земля покупалась на развитие своих детей и дальнейшего отделение их от семьи для самостоятельной жизни. Из 30 десятин: прадедушка оставил себе десять, сыну (имя не знаю) десять и своей дочери (имя не знаю) - десять. Поскольку правообладателем земли мог быть только мужчина, то эти 10 десятин земли были оформлены на зятя моего прадедушки.
В 1914, 1915 и в 1916 годах мой дедушка Борщ Сергей Кузьмич участвовал в Первой мировой войне на Турецком фронте.
В 1915 году моя бабушка заболела тяжёлой формой малярии, умерла и была похоронена на кладбище хутора Бичёвая Балка.
Так пятеро душ детей остались без отца и матери, в том числе: Борщ Алексей Сергеевич, Борщ Иван Сергеевич, Борщ Петр Сергеевич, Борщ Николай Сергеевич и Борщ Мария Сергеевна (умерла в детстве).
Моему папе, Борщ Алексею Сергеевичу (1907-2000), самому старшему из них, было тогда всего девять лет. Помогала детям выжить их 85-летняя бабушка Борщ Прасковья Фёдоровна. Жила бабушка рядом в доме прадедушки и часто приносила внукам то хлеба, то картошки.
А малолетний Алексей стал для своих братьев и матерью и отцом. Дети героически держались, сохраняя в неприкосновенности все обычаи и традиции патриархальной добротной русской семьи.
Сиротами дети и жили в течение двух лет, пока не вернулся по ранению (сильно хромал) с фронта Первой мировой войны их отец Борщ Сергей Кузьмич.
Одному поднять детей было очень трудно и Сергей Кузьмич женился второй раз на Софье Петровне, которую взял в жёны с ребёнком-девочкой. У них потом было ещё четверо совместных детей: Борщ Григорий Сергеевич, Борщ Вера Сергеевна, Борщ Михаил Сергеевич и Борщ Василий Сергеевич. Умерла Борщ Софья Петровна где-то в 1957 году и похоронена на кладбище Учхоза «Краснодарский» (бывший Свинсовхоз), что в 18 км от г. Краснодара, в сторону Ростова на Дону.
Но Сергея Кузьмича в 1918 году опять забрали на Турецкий фронт. Возвратился он по ранению уже через пол-года, так как был тяжело ранен в шею.
Мой папа рассказывал, что мой дедушка был три раза ранен и так изувечен, что у него на спине было видно, как под кожей пульсируют внутренние органы, так как у него не было правой лопатки. Умер великий труженик и русский воин Борщ Сергей Кузьмич где-то в 1943 году (место захоронения мне не известно).
Так вместе все они и прожили до 1921-го года. Последствия войны были тяжёлыми. На страну свалился страшный голод, такой, что люди людей ели.
Сразу после тяжёлого 21-го года начался НЭП, то есть в стране была введена «Новая экономическая политика», когда была разрешена частная торговля, мелкие частные предприятия, концессии, аренда мелких предприятий и земли, переход государственной промышленности на хозрасчёт, замена натуральной зарплаты на денежную по количеству и качеству труда и т.д. НЭП начался в 1921 году и закончился во второй половине 30-х годов.
Люди наголодались. Стали дорожить жизнью и самоотверженно бороться за неё. На весенний сев в 1922 году посевной материал собирали по зёрнышку.
В 1925 и в 1926 годах пошла… пошла уже хорошая жизнь, в том смысле, что угроза голода и смерти миновала.
В 1927 и 1928 годы на смену жёсткой продразвёрстки пришёл более терпимый продналог. У крестьян на хуторе Бичёвая Балка появился хлеб, во дворах заголосили петухи и закрякали утки. Село русское опять, какой уже раз, оживало….
Мой семейный Род на Кубани относился к сословию «иногородние». Так, по крайней мере, их называли казаки.
Виктор Соколов. г. Новороссийск Краснодарского края. E-mail: Sokolov888@yandex.ru
07.12.2013г