Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Commeng »   Русская Гота Вниз ⇊


Русская Гота

Вопросы генеалогии европейских и российских титулованных родов и дворянства


<<Назад    Вперед>> [ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ >>>>>> ]
Модератор: Commeng
Commeng
Модератор раздела

Commeng

Москва
Сообщений: 862
Регистрация: 2010
Рейтинг: 194 




Генеалогия европейской монархии и дворянских домов Европы стала предметом моего интереса очень давно. Фактически в детстве: с 1982 года. До сих пор храню на память расчерченные по линейке сегодня кажущиеся наивными схемы Робертинов, Капетингов, Вельфов, Гогенцоллернов и т.п. Данные брал из имеющихся под рукой энциклопедий - Брокгауза и Еврона, Большой Советской Энциклопедии, из примечаний к произведениям европейской литературной классики: от Шиллера, до Анатоля Франса. И, конечно же, Дюма и Дрюон. Библиотека в семье была огромная, потому в "источниках" поначалу дефицита не было.
Потом преподаватель чуждой мне математики - человек энциклопедических знаний, - навел меня на "Готских Альманах", культовый справочник по родословию европейской знати. В местной библиотеке были всего несколько его экземпляров, которые были переписаны чуть ли не от руки. С тех пор, генеалогия стала не просто увлечением - а главным делом, предметом трепетного коллекционирования, вдумчивого анализа, охотой за редким фактом, именем, датой.

Сегодня в моей базе несколько сотен тысяч персоналий. Качество базы мне представляется достаточно высоким, учитывая объем проделанной работы по сверке и уточнению содержащихся в известных генеалогических справочниках данных. Это побудило меня к созданию обширного справочника, который объединил бы единым переплетом "дотошности" двух главных генеалогических серий прошлого и настоящего: "Готского альманаха" и Europäische Stammtafeln. Сейчас этот справочник общим объемом почти в 1100 печатных листов передан в одно из московских издательств и, надеюсь, выйдет в печать в разумные сроки. В рамках подготовки этого справочного издания, по различным источникам, генеалогической литературе, профильным научным работам и мемуарам были не только откорректированы сотни датировок, но и уточнены с точки зрения разумного компромисса традиции и транслита написание фамилий, владений и т.п.

Работа над генеалогией европейской знати продолжается, однако 2 последних года основной упор делается на составление родословных российского дворянства, преимущественно титулованного. В настоящее время, в генеалогической базе наиболее полно отражено родословие князей Гагариных, Барятинских, Волконских, Долгоруковых, Кольцовых-Масальских, Оболенских и др.
Основой программой, которую я использую для работы с базой, является Brother's Kepper 6.5.

В рамках данного Дневника я намереваюсь фиксировать ход текущей работы над генеалогиями, возникающие вопросы и решения проблем, частные наблюдения, факты, кажущиеся меня интересными и т.п. Делаю это для себя, но если кому-то еще эта тема не безынтересна, буду рад общению.

---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
Tasha56
Долгожитель форума

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10983
Регистрация: 2008
Рейтинг: 18832 

Commeng
С наступающим Новым годом и Рождеством!


---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
ОВЧ
Долгожитель форума
Ассоциированный член РДС

ОВЧ

г. Москва
Сообщений: 12018
Регистрация: 2007
Рейтинг: 3687 


С наступающим Новым годом и Рождеством!





Генеалогическое древо. Наполеон. Бонапарт.

Прикрепленный файл Генеалогическое древо. Наполеон. Бонапарт..jpg
---
Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников.
Хочу объять необъятное.
ОВЧ
Commeng
Модератор раздела

Commeng

Москва
Сообщений: 862
Регистрация: 2010
Рейтинг: 194 

овч Ольга, спасибо за поздравление! И Вас тоже с Новым годом и Рождеством! Самого лучшего Вам и Вашим близким в новом году!!!

---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
Commeng
Модератор раздела

Commeng

Москва
Сообщений: 862
Регистрация: 2010
Рейтинг: 194 

В процессе подготовки справочника по генеалогии европейских правящих династий очень часто приходилось сталкиваться с неточной датировкой того или иного события. Одним из многочисленных сюжетов такого рода, небезынтересным для российских любителей истории, является определение точной даты смерти принцессы Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской (1694-1715), супруги царевича Алексея Петровича. Судьба несчастной принцессы, плохо жившей с мужем в так и не ставшей ей родной стране, и умершей от родовых осложнений в возрасте 21 лет, трогательна в своей безысходности. Брауншвейгам вообще в России не везло: драматизм судьбы принцессы Шалотты схож с драматизмом семейства Анны Леопольдовны, чьи дети долгие десятилетия страданий и лишений в Холмогорах не понимали, за что они несут наказание на этой земле.



Итак, к сути.

Распространенной датой смерти принцессы считается 22 октября 1715 г. или 2 ноября 1715 г. по т.н. новому (европейскому) стилю. Эту дату поддерживают практически все справочники, а также составители научного аппарата к историческим работам, относящикся к этому времени.

Так, в авторитетном «Русском биографическом словаре» Половцова сказано:
«Кронпринцесса сравнительно легко разрешилась от бремени сыном Петром, но неосторожно встала с постели на четвертый день после родов. Ее слабое здоровье не выдержало: появились осложнения и, несмотря на старания всех врачей Русского двора, она умерла в ночь на 22-е октября 1715 года». (РБС. Спб., 1905. Т. 22 (Чаадаев-Швитков), С.535)

Я не случайно выделил фразу «в ночь на 22-е октября». Очень часто источники позволяют зафиксировать факт того или иного события в точностью до минуты. В Европе начиная с XVII в. осуществлялась практика т.н. оповещения (notification) о событиях при дворе, и очень часто именно в подобных реляциях очень четко фиксировавался час и даже минуты рождения или смерти члена владельного дома. Не все такие оповещения предназначались для официальной публикации: часть записей оседала в замковых архивах, в специальных секциях библиотек и т.д. Соответствующую подробность можно «вытащить» из частной переписки как членов семей, так и их близких.

Я сталкивался только с одним источником, который определенно говорит о 22 октября как о дате смерти принцессы Шарлотты. Это – «Походный журнал» Петра I, в котором, как сказано в предисловии издания, вел сам царь. Скорее всего, тут некоторое преувеличение: походные журналы, которые, к слову сказать, Петра вел будучи 20-летним, были на попечении разных людей, а в описываемое время находились в ведении кабинет-секретаря А. В. Макарова.

Так вот, в журнале за 1715 г. имеется краткая запись: «22-го умерла Крон-Принцесса в полночь» (Походный журнал 1715 года. Спб, 1755, С.72).

«22-го в полночь» само по себе ничего разъясняет, если всерьез не полагать, что смерть к принцессе пришла буквально с последним полуночным боем курантов. У нас три варианта: принцесса Шарлотта скончалась поздним вечером 21-го; либо в первые часы 22-го, либо вечером того же 22-го октября.

Взглянем на другие источники, которые позволят разобраться в этой развилке.

«22 числа этого месяца имперская принцесса, супруга царевича, к великой радости царя разрешилась от бремени сыном, которого окрестили Петром и дали ему титул великого князя. Но радость царя вскоре омрачилась смертью принцессы, давшей младенцу жизнь, что случилось на девятый день после родов, на 21-м году ее жизни, после 4 лет и 6 дней замужества за человеком, совершенно недостойным столь добродетельной и достойнейшей принцессы. Убедившись в приближении своего конца, она пожелала видеть царя, и когда он пришел, трогательнейше, самыми волнующими словами простилась с ним, поручив своих двоих детей его заботам, а слуг — его покровительству. И, обняв и омыв слезами материнской любви детей, передала их царевичу; он унес детей в свои апартаменты, но более уже не возвращался и даже не осведомился об их матери и своей очаровательной супруге. Действительно, он никогда со дня свадьбы до самой кончины и даже при теперешнем трогательном и чувствительном событии не выказывал ни малейшего супружеского расположения или заботы о ней, поэтому можно сказать, что она и вправду была несчастна. Когда врачи убеждали ее принять лекарство, она с глубоким чувством произнесла: «Не мучайте меня больше, но дайте мне спокойно умереть, потому что я не хочу больше жить». Она отошла 1 ноября, и ее тело, согласно ее собственной воле, погребли 7-го без бальзамирования в большой крепостной церкви со всеми почестями и пышностью, положенными ей по рождению». (Брюс П.Г. Из «Мемуаров…»// Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Ленинград, 1991, С. 180)

Брюс, как и все иностранцы в Петербурге, внимательно следил за событиями при дворе. И конечно, же не мог не уделить внимания смерти здесь первой европейской принцессы, выданной замуж за скандального сына русского императора. Его подсчёты некоторым образом противоречивы: указывая, что принцесса умерла «на девятый день» после родов, он вроде бы подразумевает 31 октября; говоря о 4 годах и 6 днях супружества – так же 31 октября (царевич Алексей женился на Шарлотте 25 октября 1711 по н.ст. (свадьба прошла в Торгау, Саксония). Однако датой смерти он опреденно называет 1 ноября (н.ст, т.е 21 октября).

Еще один наш источник – записки Ф.Х. Вебера. Здесь впервые появляется информации о примерном часе кончины принцессы:

«Разрешившись 21 Октября от бремени…черезъ 6 дней после родовъ, впала въ такое опасное состояние, что тогда же стали сомневаться въ ея выздоровлении, и так как она почувствовала близость кончины своей, то приказала попросить к себе царя (царица не выходила, будучи в последних днях беременности). По прибытии царя (котораго, по случаю нездоровья ввезли к цесаревне на кресле с колесами) она трогательно простилась с ним, поручив ему своих наследников и прислугу; за тем приласкала и оросила горькими слезами детей своих и передала их царевичу, который взял их на обе руки, понес в свою комнату и более уже не пряходил к супруге. После этого она позвала к себе в комнату всю прислугу свою, которая находилась въ передней и молилась за нее (прислуги этой было более 200 человек), утешала, наставляла и благословила ее и потом осталась
одна с священником. Когда же доктора предложили ей еще некоторые лекарства, она бросила пузырки за постель и громко сказала: «Не мучьте меня, дайте спокойно умереть, ибо я и не хочу жить долее!». К 1-го Ноября вечером, проведши в теплой молитве время до 11-ти часов, она получила наконец отъ Бога разрешение всех скорбей, после пятидневных великих страданий, на 21 году жизни, пробыв 4 года и 6 дней в брачном состоянии». (Вебер Ф.-Х. Записки. Русский архив, 1872. Вып. 7, Стб. 1338-1340).

Обращает внимание практическая тождественность в описании последних дней жизни Шарлотты Вебера и Брюса. Скорее всего, оба хроникера пользовались одним источником: устным рассказом лица, знавшего подробности. Стоит иметь в виду, что Фридрих-Христиан Вебер был особенно заинтересован в точной информации: с февраля 1714 г. он исполнял обязанности резидента Брауншвейг-Люнебургского герцогства и в этом смысле принцесса была его, так сказать, подопечной. Отсюда и дополнительные детали, возможно для официального отчета в Брауншвейг. Трудно сказать, почему Вебер ошибся в дате рождения будущего Петра II Алексеевича: он родился 23 октября (по н.ст.),а не 21-го как пишет Вебер, и не 22-го как отмечает Брюс. Однако главное, что мы видим в записках брауншвейгского дипломата – дату и время смерти: 1 ноября, около 11 часов вечера.
Посмотрим на другие источники.

В номере “Gazette de France” от 7 декабря 1715 г. публикуется депеша, пришедшая из Петербурга в Гамбург 29 ноября: «По поступившим нам известиям из Петербурга от 4 ноября, принцесса, супруга князя Московского (т.е. царевича Алексея –А.А.) и сестра Империатрицы (пр. Елизаветы-Христины, жены имп. Карла VI – А.А.), разрешилась от бременем 23 октября сыном, названным Царем (т.е. Петром I – А.А.) Петром, однако эта принцесса умерла 1 числа того же месяца в 11 часов вечера…»
В Государственном архиве Вольфенбюттеля (Archives d’Etat de Wolfenbüttel. Fonds Zimmerman (249 N22 dans: L’Allemagne Dynastique. Le Perreux-sur-Marne Giraud. T. III (1981), p. 91) находится запись поминальной молитвы, озаглавленная: «Charlotta Christina Sophia … welche nach… Genesung eines… Printzen den 1 Nov. des 1715 Jahres zu Petersburg… verschieden…».
Через 25 лет после событий, справочник Луи Морери, один из самых корректных объемных словарей XVIII столетия, опять же укажет 1 ноября как дату смерти Шарлотты (L. Moreri. Le grand dictionaire historique ou Le mêlange curieux de l'histoire sacrée et profane. t.VI. Paris, 1740, p. 471).

Таким образом, есть все основания полагать, что точной датой смерти принцессы Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской является именно 21 октября (1 ноября) 1715 г. На это указывают архивные документы, сообщения тогдашних СМИ, мемуары и т.д.

В пользу устоявшейся версии о 22 октября говорит запись походного дневника Петра I, которая в своей формулировке оставляет открытым вопрос о точности.

---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
Commeng
Модератор раздела

Commeng

Москва
Сообщений: 862
Регистрация: 2010
Рейтинг: 194 

Обратил внимание: почти все историки, включая авторитетного Анисимова, указывают даты смерти сестер и братьев Ивана VI Антоновича по старому стилю. Что неверно: они все умерли в Дании, в местечке Хорсенс. Следовательно, и даты должны быть 11 дней вперед.

---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
Commeng
Модератор раздела

Commeng

Москва
Сообщений: 862
Регистрация: 2010
Рейтинг: 194 

В рамках проекта Academia некто Зубов нёс полную чушь об императорах Павле I и Александре I. Мне с самого начала не понравилась его интерпретация царствований и Екатерины, и Павла, но Б-г с ним с оценками: тут каждый видит свое. Но вот постулаты, которые резанули:

1. Все царствование матери Павел воспринимал ее как узурпаторшу, похитительницу ему, Павлу, принадлежащего трона.
Это чушь. Павел мог считать мать убийцей отца (что правда), но действовавший до Павла закон о престолонаследии не определял неизбежность наследования трона сыном после отца. После переворота 1762 г. действительно была партия, считавшая, что Екатерина должны стать регентшей при сыне, а не самодержавной правительницей, но в любом случае события развивались "как карта легла", а не в силу законов того времени.

2. Павел боялся, что Екатерина убьет его, как убила Ивана VI Антоновича.
Павел не слишком перечил матери, до острых столкновений дело не доходило. Возможно, Екатерину пугал неуравновешенный характер сына, но все, что мы знаем об этой действительно сильной женщине, не позволяет говорить о ней как о хладнокровной убийце. Кстати, доказательств ее намерений передать престол внуку Александру в обход сына нет: что там Безбородко сжег в камине, и был ли вообще этот эпизод, неизвестно.
Что касается смерти Ивана VI, то его охрана в момент реализации заговора Мировича выполнила то, что было предписано инструкцией еще в царствование имп. Елизаветы Петровны. Слушая Зубова можно было подумать, что Екатерина послала к Ивану наемных убийц.
3. Александр I до 1812 г. "неплохо" относился к Наполеону, а вторжение в Россию для него было "ударом".
Как будто не было Аустерлица, честное слово... На самом деле, отношение к Наполеону у Александру бесповоротно изменилось в 1804 г. после казни герцога Энгиенского. Последнего он знал лично, и воспринял эту ситуацию так что, как в свое время Павел воспринял захват "его" Мальты англичанами. Тут обычно обращают внимание на знаменитый ответ Талейрана о том духе, что случилось Александру преследовать убийц своего отца на чужой территории, Наполеон бы не протестовал (явный намек на соучастие царя в событии 1801 г.). Но если даже такого ответа и не было, то Александр, человек безусловно тщеславный и амбициозный, не мог не чувствовать унижения от того, что российский протест в отношении нарушения самостоятельности Бадена (откуда был выкраден принц Энгиенский) поддержало лишь одно государство Европы (по-моему, Швеция). Потом было унижение Аустерлица, отказ выдать замуж за Наполеона сестру и т.д. В общем, "в целом неплохо относился"....

3. Другим "ударом" стала информация, о том что Наполеон ведет тыйные переговоры со Сперанским об устройстве России после смещения Александра. Отсюда - опала Сперанского.
Г-ин Зубов чудесным образом доносит до нас сплетни той части аристократии, которые ненавидели "выскочку" Сперанского, считая его французским агентом. Сперанский не был сторонником конфронтации с Францией, видимом считая ее политические институты в известном смысле модельными. Его отставка и ссылка - это ответ на совокупный запрос большего части окружения царя, который накануне большой войны нуждался в консолидации высшего класса. Кстати, сами французы считали Сперанского "иллюминатом".

В общем, в первый раз вижу в проекте Academia такой примитив. Я пониманию, за 45 минут глубинно раскрыть суть правлений Павла и Александра сложно. Но выдавать исторические анекдоты за непреложную истину - это чересчур.

---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
Commeng
Модератор раздела

Commeng

Москва
Сообщений: 862
Регистрация: 2010
Рейтинг: 194 

Союз пр. Николаса Нассаусского и Натальи Александровны Пушкиной, в первом браке Дубельт, часто датируют 1 июлем 1867. У нас эту дату транслирует издание "Монархи Европы" (С. 188), из зарубежных публикаций - солидный Burke's Royal Families Of The World. (Vol. I, p. 241). Та же информация и в русской Википедии.

Правильная же дата - 1 июля 1868 г. у Модзалевского (Модзалевский Б.Л., Муравьев М.В. Пушкины. Родословная роспись. // Род и предки А.С. Пушкина. С. 430), а также в L'Allemagne dynastique (T. III, 1981, p. 454). Очевидно, что год 1867 давал "приличное" объяснение факту рождения в в июне 1868 г. дочери Софии - кстати,будущей морганатической супруги вел. кн. Михаила Михайловича (1861-1929).
Любопытно, что английская, французская и немецкая Вики приводят правильную дату.

В русской Вики также неправильна дата пожалования Н.А. титула графини Меренберг: вместо 29 июля 1868 г. указано 17 июля. Видимо речь идет о ст. стиле, однако пожалование титула исходило от иностранного государства (Вальдек-Пирмонта), поэтому у указывать надо было по грегорианскому календарю (как и дату смерти в Каннах, которая здесь указана по ст. ст. - правильно 23 марта, или, по крайней мере 10(23) марта 1913 г.)

Младший сын принца Нассау и дочери А.С.Пушкина гр. Георг фон Меренберг (1871-1948), родился 13 февраля, а не 13(26), как уверяет нас все та же Вики, определяя 13-е - за дату ст. (русского) стиля. Как известно, он был женат на светл. княжне Юрьевской Ольге, незаконной дочери Александра II и кнж. Е.М. Долгоруковой. Относительно даты ее смерти существует единодушное мнение: 10 августа 1925 (Burke's Royal Families Of The World, Vol. I, p. 241; Пчелов Е.А. Романовы. История династии, С. 209; Кузьмин Ю.А. Российская императорская фамилия. С. 330; Шилов Д.Н. Члены Государственного совета Российской империи, С. 24) и т.д.

Между тем, Мишель Юберти приводит свидетельство о смерти, в котором сказано, что графиня скончалась 19.45 14 августа 1925 г. (Huberty M., Giraud A., Magdelaine F., Magdeleine B. L'Allemagne dynastique. T. III (1981), p. 462).

---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
Commeng
Модератор раздела

Commeng

Москва
Сообщений: 862
Регистрация: 2010
Рейтинг: 194 

"...Во время бракосочетания месье де Валантинуа в 1688 году Месье Главный добился ранга иностранного принца для месье де Монако и его детей, о чем они до того времени даже и не помышляли. ... Первым же стал претендовать на титул принца Монако отец того принца, с которым был заключен договор, тогда как его отец и все предшественники назывались просто сеньоры Монако. Впрочем, государство это - всего лишь скалистый мыс, встав посредине которого, можно без труда доплюнуть до его границ".

Прелестный Сен-Симон....

---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
Commeng
Модератор раздела

Commeng

Москва
Сообщений: 862
Регистрация: 2010
Рейтинг: 194 

Помогите определить надежную дату рождения гр. Павла Андреевича Шувалова (ум. 1823)

Дату 21.05.1776 г. дают: Купцов И.В. Род Строгановых. С. 79; Майоров М.В. Русская родословная мозаика. С. 205; Jaques Ferrand. "La descendance du Cpmte Petr Semenovitch Saltykov, p. 41

Эта дата не согласуется с присутствующей во всех генеалогиях датой рождения его сестры Александры, в замужестве княгини Дитрихштейн-Никольсбург (8.12.1775). Вряд ли Павел Андреевич родился пятимесячным...

Дату 21.05.1777 дает Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. 2-е изд., доп. и перераб.

Русский Биографический словарь дает дату 21.05.1774

Есть ли возможность понадежнее уточнить дату?

---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
Pietro
Начинающий



Санкт-Петербург
Сообщений: 50
Регистрация: 2007
Рейтинг: 22 


Commeng написал:
[q]
Прелестный Сен-Симон....
[/q]

Сен-Симон, как и любой потомственный пэр Франции, терпеть не мог "иностранных принцев", особенно своих соотечественников, добившихся этого ранга. По понятным причинам.
<<Назад    Вперед>> [ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ >>>>>> ]
Модератор: Commeng
Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Commeng »   Русская Гота
RSS