ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Настоятели Борисоглебского монастыря в Дмитрове

С первой попытки создать список не удалось из-за моего неумения вставлять таблицы. Придется обойтись без таблицы.

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 Вперед →
Модератор: gavrilovs
gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1969
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1597
......НАСТОЯТЕЛИ БОРИСОГЛЕБСКОГО МОНАСТЫРЯ В ДМИТРОВЕ
Список настоятелей Борисоглебского монастыря в Дмитрове составлен, в основном, по упоминаниям в хозяйственных документах монастыря и по очень немногочисленным публикациям. В единственно опубликованном списке Н.Былова (1905г) 52 имени.
Красным цветом выделен текст по Пятилетовой.

1 - 1519 - архимандрит - Феодосий, первый из настоятелей монастыря, достоверно установленный по документам.

2 - 1611/12 - строитель - Иоаким (Ларионов) /отсутствует/

3 - ? - строитель - Серапион (Одинцов) /отсутствует/

......В синодике Борисоглебского монастыря 1654 г. упоминаются без дат – они были до 1611/12г.?
4 - ? - архимандрит - Иона
5 - ? - архимандрит - Васьян
6 - ? - архимандрит - Варлам
7 - ? - архимандрит - Исайя
8 - ? - архимандрит - Никандр
9 - ? - архимандрит - Герасим

10 - 1618 - архимандрит - Генадий /Геннадия/
11 - 1623 - строитель - Киприан /Кипреан)I
12 - 4.1624-17.01.1633 - Киприан I из строителей переведен в архимандриты
......- 17.01.1633 - Киприан I переведен в Знаменский монастырь,
......- в 1635г. - уволен на покой в Берендеев Пятницкий монастырь
12а - 1642 - черный поп Даниил
/здесь у Пятилетовой приведены имена из вложенного списка, Макарий ошибочно назван Михаилом/
13 - 1642-44 - архимандрит - Макарий
Пятилетова привела два списка: XVIIв начальной записи и XVIIIв на вложенном листе, как равноценные, но это внесло путаницу.

14 - 1646-51 - архимандрит - Иоаким
15 - 1651-52 - архимандрит - Тихон I
...... В 1652-1664 годах монастырь принадлежал Новгородскому Митрополичьему дому (Никону)
16 - 1652-54? - строитель - Александр, черный священник
16 - 1655-56 - строитель - Ефрем, черный поп
17 - 1656-63 - строитель - Авраамий (Новгородец)
18 - 1664-65 - игумен - Авраамий переведен из строителей
19 - 1665-69 - архимандрит - Авраамий из игуменов.
20 - 1669-8.71 - архимандрит - Савватий
21 - 1672-80 - архимандрит - Питирим
22 - 1679 - архимандрит Антоний?
22 - 1680-83 - архимандрит - Корнилий
......- 1683-1691 - переведен в Николо-Пешношский монастырь
23 - 1683-84 - архимандрит - Тихон II
24 - 1684-88 - архимандрит - Калистрат
25 - 1688-92 - архимандрит - Иосиф (Варянов?)
26 - 1694-98 - архимандрит - Симеон
27 - 1698-1702 - архимандрит - Сергий I (Пустобояров) из игуменов Спасо-Геннадиевского монастыря.
......- 1702 г. - отставлен за беспорядки и переведен в Игрицкий монастырь Костромской епархии
28 - 1703-1707 - архимандрит - Евфимий /1702-1707/
......- 1707 - уволен по болезни
29 - 1707 - 14.6.1712 - архимандрит - Адриан I
30 - 1713-1.1715 - архимандрит - Матфей (Шумерин) из Арзамасского Спасского монастыря /Шушерин/
......- 1.1715 был в Ростове, Спаса на Песку
31 - 1715-10.1722 - архимандрит - Адриан II
32 - 3.1722-16.2.1723 - архимандрит - Мелхиседек (Борщов) из Успенского Старицкого монастыря
......- 16.2.1723 - переведен в Иосифов монастырь
......- В 1724-1727 годах монастырь снова приписан к Новгородскому архиерейскому дому
33 - 1724 - строитель - Иринарх
34 - 1727г. - строитель - Антоний
35 - 1727-1732г. - архимандрит - Киприан II (Скрипицын) из Ново-Иерусалимского монастыря
......- 1732г - переведен в Московский Знаменский монастырь
36 - 17.1-1731.10.1733 - архимандрит - Андроник из Ивановского монастыря в Астрахани
37 - 31.10.1733-20.12.1733 - наместник - Иосиф, иеромонах из Борисоглебского монастыря в Переславле Залесском.
38 - 20.12.1733-16.1.1739 (?) - архимандрит - Виктор (Подгорский) (? ум. 16.1.1739
39 - 1736 - архимандрит - Адриан III
40 - 20.5.1740-1756 - архимандрит - Павел I
gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1969
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1597
41 - 1757-1758 - архимандрит - Иоакинф (Карпинский)
......- 1758 - переведен в Даниловский Переславский, затем в Новоспасский монастырь. Умер 29.11.1798
42 - 1758-1760 - архимандрит - Нифонт
43 - 1760-1762 - архимандрит - Боголеп (Городецкий)
......- 20.6.1762 переведен в Борисоглебский Переславский монастырь на Горе
44 - 20.6.1762-5.12.1763 - архимандрит - Иероним
......- 5.12.1763 переведен в Переславский Никитский монастырь
45 - 9.3.1763-1771 - архимандрит - Иосиф (Аверков), умер во время эпидемии 30.10.71
46 - 20.10.1771-1775 - игумен - Иоанний (?)
47 - 1775-30.3.1779, 1780? - игумен - Иаков переведен из Никитского Переславского монастыря.
47а - 1780 - игумен Ипатий (Игнатий) Кочетов
48 - 1781-22.6.1785 - игумен - Павел II (Наумов) переведен из протоиереев Успенского Дмитровского собора, в 11.1779 из строителей .....Николо-Пешношского монастыря
49 - 1785-22.06-13.10. - исполняющий обязанности настоятеля иеромонах Даниил /отсутствует/
50 - 1785-13.10-20.4.1786 - игумен - Никандр из иеродиаконов Шляхетского Кадетского корпуса, из ректоров Переславской семинарии
51 - 20.4.1786-10.1794 (1797?) - игумен - Иоанникий
......- переведен в Златоустовский монастырь. Умер 30.1.1799
52 - 5.11.1794-1802 - игумен - Аполлинарий (Архип Николаевич Пуляшкин) из наместников Богоявленского (Симоновского) монастыря. Родился до 1758г
......- 6.1.1803 - переведен в Златоустовский монастырь, сконч. 28.04.1818г.
53 - 16.1.1803-10.2.1804 - архимандрит - Александр (Алексеев)
......- 10.2.1804 - переведен в Новгородский Сковородский монастырь
54 - 17.4.1804-1806 - архимандрит - Гедеон (Григорий Иванович Фомин) из префектов Вифанской семинарии
......- 1806 - переведен в Златоустовский монастырь.
55 - 9.8.1806-1810 - архимандрит - Макарий (Брюшков) из Николо-Пешношского монастыря. Одновременно строитель Николо-Пешношского монастыря. /Матфей Брюшков, Умер 31.5.1811 на 61 году/
56 - 6.8.1810-11.8.1811 - архимандрит - Евгений (Казанцев) /Андрей Евфимиевич Казанцев, из игуменов Угрешского мон., переведен в Можайский Лужецкий мон., с 1818г епископ Курский и Белгородский, сконч. в 1871г в 93 года/
57 - 28.8.1811-20.7.1816 - архимандрит - Досифей (Голенищев-Кутузов)
......- 27.7.1816 переведен в Златоустовский монастырь, сконч.2.06.1819/. /род. в 1748г/
58 - 26.7.1816-4.7.1819 - архимандрит - Арсений (Козноров) из казначеев Троице- Сергиевой Лавры
......- переведен в Голутвин монастырь /Борис Иванович Козноров/.
59 - 4.7.1819-1822 - архимандрит Феофилакт из Угрешского монастыря. Уволен в Пешношский. /переведен в Златоустовский/
60 - 26.3.1822-1826 - архимандрит - Платон /Павел Никитич Березин из профессоров МДА)
......- переведен в Высокопетровский монастырь.
61 - 19.3.1826-28.3.1830 - архимандрит - Евлампий (Пятницкий) - — архиепископ Тобольский и Сибирский
......28.3.1830 - переведен в Московский Знаменский монастырь. /сконч. 12.03.1862г. в Свияжском Богородицком монастыре/
62 - 17.7.1830-31.12.1830 - архимандрит - Платон (Петр Гаврилович Казанский)
......- переведен в Знаменский монастырь. /из преподавателей дух. академии/
63 - 1.2.1832-1835 - архимандрит - Феофил
......- переведен в Боголюбовский монастырь.
64 - 3.2.1835-1846 - архимандрит - Тихон III (Тимофей Феодорович Углянский)
......- переведен в Новоголутвин монастырь /из инспекторов Тамбовского дух. училища, род. 1799г., сконч.7.02.1871г./
65 - 9.2.1847-31.8.1855 - архимандрит Иаков (Кротков). Впоследствии был епископом Муромским (Былов Н.)
......- переведен в Московский Данилов монастырь /Алексей Иванович Кротков род. 1812(1810)г. в семье причетника Волоколамского собора. до БМ был инспектором Донского духвного училища, переведен в Данилов монастырь, в 1870г. хиротониса в епископа Муромского, викария Владимирской губернии, сконч. в 1885г./
66 - 11.9.1855-1872 - архимандрит - Герман (Соколов)/Гавриил Соколов, род. 1818г/
......- из смотрителей Перервинского училища, переведен в Лужецкий монастырь в Можайске/

67 - 1872-1880 - архимандрит - Михаил из Волынской епархии /Матвей Спиридонович Цвинев, из настоятелей Владимирского Христорождественского монастыря, после БМ был настоятелем Спасо-Мирожского монастыря/
68 - 1880-1882 - игумен - Сергий II
69 - 1882-1888 - архимандрит - Сергий II из игуменов
70 - 1890-1892 - архимандрит Пантелеймон (Иван Алексеевич Поспелов) из Богоявленского монастыря /светское имя отсутствует/
69а - 1892-1893 - архимандрит Митрофан
71 - 1895-1897 - архимандрит - Феофан (Борис Глебов), 1831-1897, переведен из Савво-Сторожевского монастыря в Звенигороде, брат наместника ТСЛ Павла (Глебова). /1894-1897 Борис Корнев/
72 - 1901 - архимандрит - Дионисий (Сосновский) /1898-1901/
73 - 1902-1907 - игумен - Феодосий II из Знаменского монастыря /Феофилакт Корнилов/
74 - 23.1.1907-1918 - архимандрит - Феодосий II из игуменов. Переведен в Николо-Пешношский монастырь, где скончался 19 августа 1920г.
.......После большого перерыва монастырь был возобновлен в 1993 г.
75 - 1.1993-6.10.2006 - архимандрит - Роман (Геннадий Михайлович Гаврилов) 1957 г.р. переведен из благочинных Раменского района
......- 10.08.2006 - хиротонисан в епископа Серпуховского, викария Московской епархии
76 - 6.10.2005 по настоящее время - игумен - Августин (Анатолий Викторович Шорников) возведен из иеромонахов монастыря (список отредактирован 23.06.2010г.)


gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1969
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1597
32 - (3.1722-16.2.1723) Архимандрит Мелхиседек I (Борщов) (сконч. после 1742г.)
(До марта 1722г. настоятель Старицкого Успенского монастыря. В марте 1722г переведен в Борисоглебский монастырь Дмитрова. 16 февраля 1723 назначен в архимандриты Иосифо-Волоцкого монастыря-С.Г.). Переведен в Воскресенский монастырь Нового Иерусалима в 1727 г. из настоятелей Иосифо-Волоцкого монастыря. При нем 11 мая 1732 г. начато строение шатра над Гробом Господним, но архимандрит Мелхиседек был вызван в Санкт-Петербург, в который к 1 июня он уже прибыл, и работы были остановлены. В 1735 г. по доносу Феофана Прокоповича был взят в Тайную канцелярию в связи с делом Маркела Радишевского, автора запрещенного сочинения «Возражения на объявление о монашестве». В 1636 г. по суду отставлен от настоятельства и сослан в Сибирь. В апреле 1636 г. он уже упоминается как бывший настоятель. После освобождения в 1742 г. жил на покое в Пафнутьевом Боровском монастыре и там же умер.

Михайлова Н.М. Воскресенский монастырь, именуемый Новый Иерусалим // Глаголы жизни. 1992. № 2. С. 44. 135

gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1969
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1597
file.php?fid=62784&key=1345672887


35 - (30.10.1727–1732) Архимандрит Киприан (Скрипицын) (1682-1740) Епископ Вятский и Великопермский, Коломенский.
Переведен из Спасского Ярославского монастыря и 27 сентября принял настоятельство в Воскресенском монастыре. При нем обитель 17 сентября 1726 г. была разрушена большим пожаром, в огне которого сгорели деревянные палаты Патриарха Никона, все деревянные крыши, сильно пострадал Воскресенский собор, во Всехсвятской церкви под колокольней от падения колоколов были повреждены своды, стены, иконостас, при этом падении треснул колокол, на котором были вылиты святцы всего года и персоны Патриарха Никона, Царя Алексея Михайловича, Царицы и царевича. Из этого колокола позднее был перелит самый большой колокол в 515 пудов К восстановлению собора был привлечен один из лучших архитекторов – И.Ф. Мичурин, он стремился сохранить уцелевшие и воссоздать утраченные части храма для возрождения его в прежнем виде, но монастырских средств не хватало и работы шли медленно. 30 октября 1727 г. архим. Киприан был переведен настоятелем в Дмитровский Борисоглебский монастырь, затем последовательно был настоятелем московских Знаменского, Спасо-Андроникова и Чудова монастырей. 31 декабря 1737 г. хиротонисан во еп. Вятского и Великопермского, с 18 мая 1739 г. еп. Коломенский (и Каширский-С.Г.). С 4 марта 1739 г. – член Святейшего Синода. Скончался 16 июня 1740 г. в Санкт-Петербурге.

Михайлова Н.М. Воскресенский монастырь, именуемый Новый Иерусалим // Глаголы жизни. 1992. № 2. С. 44. 135

gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1969
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1597
file.php?fid=62783&key=343254958


55 - (6.8.1810-11.8.1811) Архимандрит Евгений (Казанцев) (1778 - 1871), архиепископ б. Ярославский и Ростовский.

В миру Казанцев Андрей Евфимович, родился 30 июня 1778 г. в с. Белницыне, Владимирской губернии в семье священника.

В 1791 г. поступил в Троицкую семинарию.

В 1800 г. по окончании духовной школы определен учителем грамматики Вифанской семинарии, а с 1803 г. - учителем риторики и библиотекарем.

В этот период времени перед ним встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Одни предлагали ему замечательную светскую карьеру, другие выгодную женитьбу, а митр. Платон (Левшин) убеждал принять монашество. Андрей принял совет митрополита и 16 декабря 1804 г. в Троице-Сергиевой Лавре он (Андрей) был пострижен в монашество с именем Евгения; 25 декабря митрополит Платон рукоположил его во иеродиакона, а 6 января 1806 г. - во иеромонаха. Евгений продолжал с любовью трудиться в Вифанской семинарии в должности преподавателя философии и префекта семинарии. Он зарекомендовал себя наставником внимательным, откровенным, не терпящим доносов и наушничества. Его боялись, но и любили.

Жизнь и деятельность Евгения в Вифании проходила под руководством митр. Платона, который уважал и любил его как сына и такое отношение к нему сохранил до конца жизни.

В 1809 г. Евгений был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором философских наук. В Петербурге его посетила мать, которую он очень любил и говорил о ней с большой теплотою.

В 1810 г., по ходатайству митр. Платона, Евгений назначен ректором Троицкой семинарии; 5 июля того же года возведен во игумена Угрешского монастыря, а 6 августа - во архимандрита Дмитровского Борисоглебского.

С 19 августа 1811 г. - архимандрит Можайского Лужецкого монастыря.

В 1814 г. Евгений был назначен ректором Московской семинарии, профессором богословия и архимандритом Московского Заиконоспасского монастыря.

30 июля 1817 г. Евгений переведен в Московский Донской монастырь с увольнением от должности ректора семинарии и профессора богословия.

В это же время назначен членом Московской Синодальной конторы.

Курский епископ

14 июля 1818 г. архим. Евгений в Успенском соборе был хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. Хиротонию совершали Московский архиеп. Августин (Виноградский) совместно с митр. Ионою (Грузинским) и архиепископами Пафнутием и Досифеем.

Прибыв в свою епархию, Евгений энергично принялся за дело. В это время в Белгороде было создано отделение Библейского общества. Евгений поддержал это начинание и был активным участником в деятельности этого общества.

Большое внимание обратил преосвящ. Евгений на образование духовенства, на благоустройство духовной семинарии. При назначении на места он всегда предпочитал ученых.

Почти каждое богослужение (а они были очень частые) еп. Евгений сопровождал проповедью.

Преосвященный часто приглашал к себе для беседы наставников и начальников и подолгу беседовал с ними, поучал их и одновременно знакомился с нравственными особенностями своих подчиненных. Последние проникались к нему доверием и любовью и в любое время шли к нему со своими нуждами и вопросами. Характерно, что во всех местах служения, еп. Евгения при первом знакомстве считали строгим и жестоким. Это объясняется тем, что он отличался излишней горячностью и вспыльчивостью. Но его вспыльчивость через несколько минут утихала, и он всегда удовлетворял приходящего, если только мог удовлетворить без нарушения правды. Таким образом, возникавшее первоначально о нем отрицательное мнение с течением времени менялось на обратное.

Преосвящ. Евгений уделял большое внимание личному обозрению епархии и знакомству с паствой. Не было ни одной сельской церкви, которую бы он лично не посетил.

Архиепископ Псковский

19 февраля 1822 г. еп. Евгений был возведен в сан архиепископа и назначен на Псковскую кафедру.

Ознакомившись с состоянием дел в Пскове, преосвящ. Евгений в следующем же году предпринял поездку по епархии.

Здесь, как в Белгороде, преосвященный заботился о благоустройстве семинарии. Он добился значительной суммы и расширил помещение семинарии.

По-прежнему почти при каждом богослужении говорил поучения. Более 100 поучений, записанных собственноручно, он оставил семинарской библиотеке.

Преосвящ. Евгений очень любил петь. Хотя голос у него был слабый, не хоровой, но приятный, и он часто пел один, когда служил всенощную в домовой церкви.

Псковскою епархией он управлял около 4-х лет.

Тобольский архиепископ

30 сентября 1825 г., по личному прошению, архиеп. Евгений был назначен на Тобольскую кафедру. Прошение преосвященного о переводе в далекую Сибирь вызвано тем, что ему (Евгению) было подряд три сновидения, в которых сначала его мать, затем отец и, наконец, митр. Платон настойчиво указывали ему о необходимости просить перемещения в другую епархию, а митрополит Платон указал именно Тобольскую. И преосвящ. Евгений послушался.

В Тобольск он прибыл 30 декабря на закате солнца, а 1 января 1826 г., служил первую литургию и произнес слово на новый год.

Затем занялся общим обзором состояния епархиальных дел. Его поразил беспорядок, существовавший в консистории. До 2000 писем лежало нераспечатанных.

Преосвященный настойчиво взялся за наведение порядка и добился успеха.

Затем занялся благоустройством семинарии. Так как образованного духовенства не хватало, то семинария стала предметом особой заботы преосвящ. Евгения.

В Тобольской епархии проживало много инородцев. Это вызывало большое беспокойство у преосвящ. Евгения. Он выразил Св. Синоду свое желание лично заняться миссионерской деятельностью, а именно: на 5-6 лет хотел оставить епархию и поселиться среди неправославных племен остяков, вогуличей и др., изучить их язык и подготовить из их среды пастырей. Синод отклонил его желание. Однако, Евгений добился учреждения миссии в своей епархии.

В Тобольске он восстановил и освятил кафедральный собор.

В 1828 г. преосвящ. Евгений, по предписанию Св. Синода, обозревал свою епархию. В два приема он побывал во всех отдаленных уголках ее (епархии), кроме Березовского края. Путешествие было очень продолжительное. Первое продолжалось с 18 мая по 7 июля. За это время он проехал около 2000 верст. Второе - с 1 августа по 1 октября - около 4000 верст.

Надо отметить, что во избежание нареканий преосвященный приказал все возможное для питания свиты взять с собой, а приношения от жителей принимать только за деньги. Он даже отказывался от званных обедов, чтобы не быть никому и ничем обязанным.

В этом путешествии преосвящ. Евгений, по его выражению, "работал без отдыху, до упаду, но приехал здоров".

В следующем 1829 г. архипастырь завершал обозрение епархии посещением Березовского края. Это путешествие оказалось наиболее опасным. Совершалось оно по воде, и однажды путешественники едва не погибли от сильной бури. Только усердная молитва преосвящ. Евгения спасла их. В другой раз преосвященный идя берегом реки чуть не попал в капкан для оленя. Уже в 5-6 шагах от капкана его остановил один из иноверцев. Об этом случае (как Господь сохранил ему жизнь) преосвященный вспоминал всегда.

Результаты обзора епархии Евгений подробно изложил Св. Синоду.

Он очень болезновал об отсталости новокрещенных своей епархии и был несказанно рад приезду первого представителя миссии архим. Макария. Архипастырь радовался всему, что способствовало утверждению христианской веры.

Рязанский архиепископ

1 августа 1831 г. архиеп. Евгений переведен на Рязанскую кафедру. Направление деятельности преосвященного в Рязани было тоже, что и в Тобольске. В этот период он был членом комиссии по обследованию чудес от гроба святителя Митрофана Воронежского.

Но здоровье преосвященного было уже значительно подорвано, особенно плохо было со зрением. Поэтому он не раз уже в неофициальных письмах заговаривал о покое. По этому вопросу он вел переписку с Московским митр. Филаретом, советы и наставления которого очень ценил. Митр. Филарет, в свою очередь, со вниманием относился к архиеп. Евгению, искал с ним встречи и приглашал его в Москву на консультацию к своему врачу. Евгений не решался ехать. Однако ехать ему пришлось совершенно неожиданно.

Ярославская кафедра

8 мая 1837 г. последовал перевод его на Ярославскую кафедру. Переезд в Ярославскую епархию совершался через Москву. Сразу же по приезде в Москву архиеп. Евгений отправился к митр. Филарету. С большой радостью встретились два святителя и несколько дней провели во взаимно полезных беседах. И в дальнейшем они поддерживали между собою постоянную связь путем переписки. Митр. Филарет своими советами и наставлениями помогал Евгению перенести те искушения, которые встретили его в Ростовской епархии.

Несмотря на значительную потерю зрения, преосвящ. Евгений не оставлял епархиальных дел. Он обозревал епархию, вел борьбу с раскольниками, посещал семинарские экзамены и совершал церковные торжества.

В 1849 г., чувствуя всеобщее изнеможение сил, преосвящ. Евгений подал в Синод прошение об увольнении на покой, на которое не получил никакого ответа. Он написал вторично, но вместо удовлетворения просьбы получил награду. Это и радовало его и огорчало тем, что не хотят уважить его просьбы.

В 1853 г. он снова, но уже более решительно попросился на покой. Синод согласился.

На покое

16 декабря 1853 г. преосвящ. Евгений был уволен на покой в Московский Донской монастырь (по его желанию).

Долго убеждали и просили его принять на себя управление монастырем. Старец отказывался. И лишь только убеждения митрополита Московского Филарета и Св. Синода заставили его согласиться. Причем он желал было отказаться от всех доходов, причитавшихся ему по праву настоятеля. Однако митр. Филарет убедил его не делать этого. Преосвященный согласился, но все средства направил на благоустройство монастыря.

В монастыре он также неутомимо трудился, но большую часть времени уделял молитве и уединению.

В 1858 г. преосвященный совершенно ослеп, но не поддался унынию. В течение 10 лет он никогда ни одним словом не выразил не только жалобы, но и скуки.

В 1868 г. ему исполнилось 90 лет от рождения и 50 лет служения в архиерейском сане. В день своего Ангела (30 июня) он совершал последнее богослужение вместе со святителями Иннокентием и Петром. После этого преосвящ. Евгений уже не служил.

27 июля 1871 г. он скончался. Погребен в церкви Донской иконы Божией Матери.

Преосвящ. Евгений зарекомендовал себя пастырем бескорыстным, правдивым, беспристрастным, попечительным о вверенном ему духовенстве, бережливом, милосердным. Эти черты прошли красной нитью через всю его жизнь.

Труды

* Духовное завещание.
* Письма архиеп. Евгения к архиеп. Гавриилу (Городкову).
* Письма архиеп. Евгения к архиеп. Кириллу (Богословскому-Платонову).
* Приветственные стихи архиеп. Евгения митр. Платону.
* Слово и речи при погребении митр. Платона.
* Речь при открытии Перервинской семинарии.
* Наставление новопостриженному монаху.
* Письма к одному родственнику.

Все труды напечатаны в Биографическом очерке, составленном прот. Благовещенским. М., 1875 г.

Литература

* Благовещенский И. Архиеп. Евгений Казанцев (биографический очерк). М., 1875.
* Никифор, иером. Сборн. для любит. дух. чтен. М., 1888, с. 347-348; 677-681.
* Списки архиереев, № 226.
* Строев П., с. 157, 161, 181, 204, 208, 319, 335, 382, 417, 635.
* Толстой Ю., № 226.
* Денисов, с. 393.
* Булгаков, с. 1404, 1410, 1411, 1415, 1418.
* Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 19.
* Юбилейный сборник, с. 38, 42, 135.
* Н. Д., с. 24, 36, 51, 54, 57.
* Обозрение епархии преосвящ. Ионафаном, еп. Ярославским и Ростовским. Ярославль, 1881, с. 205, 257.
* Сборник, изд. по случаю 100-летия Вифан. дух. сем. (1800-1900). Тр. Серг. Посад. 1900.
* Прав. обозрен., 1864, май, с. 56.
* -"- 1868, март, с. 136; июль, с. 80.
* -"- 1873, февраль, с. 65, 66.
* Изв. Казан. еп., 1869, № 4, с. 98.
* -"- 1870, № 3, с. 71.
* -"- 1871, № 19, с. 603.
* -"- 1872, № 5, с. 130.
* -"- 1873, № 16, с. 493.
* Странник, 1872, апрель, с. 3; май, с. 97; июнь, с. 181.
* Душеп. чтен., 1871, август.
* Церковный вестн., № 25, с. 395.
* Русская старина, 1874, январь, с. 31.
* -"- 1881, июнь, с. 193.
* -"- 1883, июнь, с. 559.
* -"- 1885, октябрь, с. 159 п/с. 2.
* -"- 1886, март, с. 589 п/с. 2, 591-592.
* Прав. собес., 1901, апрель, с. 51.
* -"- 1911, март, с. 87; апрель, с. 115.
* Истор. вестн., 1889, август, с. 445-446.
* Рус. архив, 1903, кн. 1-я, № 2, с. 229; кн. 2-я, № 5, с. 87; № 6, с. 233.
* -"- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 60 п/с. 6; № 3, с. 455, 458, 460, 464, 589; кн. 2-я, № 5, с. 39, 41-47, 49, 50-51, 56, 58; № 6, с. 229, 234, 236; № 7, с. 428, 431, 440, 444; № 8, с. 559, 566, 572; кн. 3-я, № 9, с. 63, 65; № 11, с. 204, 214-219, 222, 384, 385, 393.
* Рус. архив, 1905, кн. 1-я, № 1, с. 114, 116.
* Ж. М. П., 1945, № 7, с. 50.
* БЭС, т. II, с. 1502, 1936, 1974, 2168, 2404.

Использованные материалы

* http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4503
gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1969
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1597
56 - (28.8.1811-20.7.1816) Архимандрит Досифей (Голенищев-Кутузов) (1748-1819)
Новым строителем Екатерининской пустыни стал иеромонах Досифей (Голенищев-Кутузов). Он родился в 1748 году в дворянской семье, хотя и нетитулованной, но весьма известной. Выйдя в отставку с военной службы в чине секунд-майора, он 24 декабря 1792 года поступил послушником в Екатерининскую пустынь, был пострижен 21 ноября 1806 года, возведен в сан иеродиакона 6 декабря 1806 года и вскоре в сан иеромонаха. О. Досифей был назначен настоятелем Екатерининской пустыни 3 января 1807 года и управлял ею до октября 1809 года. Его увольнение было связано с серьезной болезнью – обострением старых ран в ногу и голову, полученных при боевых действиях. Положение было столь серьезным, что он написал духовное завещание, по которому в наследство Екатерининской пустыни предназначалось 2000 рублей, положенные в Сохранную казну, чтобы начисляемые на них 5% годовых (100 руб.) шли в пользу братии. По собственному прошению о. Досифей был переведен в Троице-Сергиеву лавру. Духовная атмосфера лавры и молитвы у мощей прп. Сергия Радонежского оказались для него целительными. Через два года здоровье Досифея настолько поправилось, что указом от 28 июля 1811 года он был назначен настоятелем Дмитровского Борисоглебского монастыря и 20 августа возведен в сан архимандрита. Этой старейшей на Руси обителью, основанной, по преданию, великим князем Юрием Долгоруким, архимандрит Досифей управлял 5 лет. 20 июня 1816 года он был переведен на покой в Златоустов монастырь, где скончался 2 июня 1819 года .

С сайта Екатерининской мужской обители
gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1969
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1597
file.php?fid=62785&key=399928505


64 - 9.2.1847-31.8.1855 Архимандрит Иаков (в миру Алексей Иванович Кротков), (1810 — 1885) — епископ муромский.
Биография
Родился в 1810 году в Волоколамске, Московской губернии в семье причетника.
• В 1834 г. окончил Московскую духовную семинарию (1-й разряд № 12). Рукоположен во диакона.
• 15 сентября 1838 г. назначен инспектором Донского духовного училища.
• 27 ноября 1838 г. пострижен в монашество с именем Иаков.
• 19 марта 1839 г. рукоположен во иеромонаха и назначен исполняющим должность смотрителя Перервинского духовного училища.
24 декабря 1846 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Борисоглебского мужского монастыря в г. Дмитрове.
• 31 августа 1855 г. назначен настоятелем Данилова монастыря в г. Москве.

• 16 июля 1856 г. избран членом Московской Духовной консистории.
Епископское служение
• 12 января 1870 г. последовал императорский указ о назначении Иакова епископом Муромским, викарием Владимирской епархии.
• 18 января 1870 г. состоялась его хиротония во епископа Муромского.
• 28 января 1884 г. по состоянию здоровья уволен на покой и определен в Донской монастырь г. Москвы.
• Скончался 1 декабря 1885 г. и погребен в малом соборе Донского монастыря.
Научная и общественная деятельность
Основатель Московской и Владимирской епархиальных библиотек, учредитель и первый председатель Московского общества любителей духовного просвещения (с 1863), а также один из основателей братства святого Николая в Москве. Ему принадлежат проповеди, напечатанные во «Владимирских Епархиальных Ведомостях», и «Благодарственное слово митрополиту Филарету» («Чтения в обществе любителей духовного просвещения», 1863, вып. 1).
Труды
• Иаков (Кротков), архимандрит. Благодарственное слово митрополиту Филарету [Дроздову]// Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – 1863. – Вып. 1.
• Иаков (Кротков), архимандрит. Слово при наречении во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. //
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1969
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1597
53 - 17.4.1804-1806 - архимандрит Гедеон (Григорий Фомин) сконч.23.12.1812г.
(в миру Григорий) — архимандрит Московского Богоявленского монастыря, из вдовых диаконов Московского Новодевичьего монастыря, в 1799 г. поступил учителем греческого языка в Троице-Лаврскую семинарию и принял монашество
. В 1800 г. он был назначен префектом, а в 1801 г. — ректором новооткрытой Вифанской семинарии
. В 1804 г. он был возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем Дмитровского Борисоглебского монастыря; в 1806 г. он был переведен в Московский Златоустов, в 1808 г. — в Лужецкий Можайский, а в 1811 г. — в Московский Богоявленский монастырь
. Он умер 23 декабря 1812 года. Смирнов С., "История Тр. Семинарии", 515; Геннади, Словарь, 199; Строев, "Списки Иерархов", 177, 181, 196, 204. {Половцов} Гедеон Фомин (Григорий) — архим. Богоявленск. мон., ректор Вифанской семинар.; † 23 дек. 1812 г. {Половцов} Гедеон Фомин из префектов вифанской семинарии, архимандр. Дмитровск. Борисогл. мон. (17 апр. 1804 г.), 1806 г. архим. златоустов. в Moскве, 1808 г. лужецк., 1811 г. богоявленск. моск. {Половцов}
gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1969
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1597
60 - 19.3.1826-28.3.1830 - архимандрит Евлампий (Петр Никитич Пятницкий) 1794-1862г. — архиепископ Тобольский и Сибирский
(в миру Петр, 1794—1862)
file.php?fid=96783&key=1672814978
— духовный писатель, магистр Московской духовной академии; был епископом екатеринбургским, орловским, вологодским, архиепископом тобольским. Главные его труды: "Новый год, или предуготовительные к покаянию поучения от нового года до св. четыредесятницы" (M., 1853); "Первая седьмица великого поста" (M., 1852); "Страстная седьмица с Лазаревой субботой и неделей Ваий" (М., 1853); "Св. четыредесятница" (М., 1858); "Светлая седьмица, или поучения на каждый день светлой седьмицы" (М., 1851); "Св. пятидесятница" (М., 1858). Биография Е. — в "Страннике" 1869 г., март. Письма к Е. митрополита Филарета напечатаны в "Чтениях Московского Общества любителей духовного просвещения" (1877, январь). {Брокгауз} Евлампий Пятницкий (Петр Никитич) — архиепископ Тобольский и Сибирский. Родился в семье священника Ярославской епархии. С 1805 года учился в Ярославской духовной семинарии
. В 1816 году поступил в Московскую духовную академию. 18 сентября 1820 года окончил академию со степенью магистра богословия и был назначен бакалавром. 21 ноября 1822 года пострижен в монашество; 6 декабря рукоположен во иеродиакона, а 9 декабря — во иеромонаха. 24 ноября 1824 года возведен в сан архимандрита. С 15 февраля 1826 года — инспектор академии; с 19 марта — настоятель Дмитровского Борисоглебского монастыря и в том же году назначен экстраординарным профессором академии. С 31 декабря 1828 года — член Московского цензурного комитета. С 28 марта 1830 года — настоятель Московского Знаменского монастыря. С 27 апреля 1831 года — настоятель Можайского Рождество-Богородичного Лужецкого монастыря. 18 ноября 1831 года назначен ректором Вифанской духовной семинарии. 11 февраля 1834 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, в Казанском соборе Санкт-Петербурга. С 22 июня 1840 г. — епископ Орловский и Севский.
С 12 ноября 1844 г. — епископ Вологодский и Устюжский.
13 июня 1852 г. возведен в сан архиепископа Тобольского и Сибирского. 30 июля 1856 г. уволен на покой в Свияжский Богородицкий монастырь.
Скончался 12 марта 1862 года. Погребен в Свияжском Успенском монастыре Казанской епархии, в пристройке к Никольскому храму
. В годы ректорско-преподавательской деятельности архиепископа Евлампия (тогда еще архимандрита) характеризовали добрым, непридирчивым, но очень нерасторопным
. Он был плохой администратор и преподаватель. Студенты не любили ни его лекции, ни его записки. Изучение его записей они считали для себя настоящим наказанием и поэтому часто осыпали автора беспощадными сарказмами. Но многие студенты были последователями его благочестивой жизни
. Он отличался необыкновенным усердием к равноевангельскому житию. Из 35 студентов его выпуска 10 приняли монашество
. Вступив на пост архипастырского служения, преосвященный Евлампий произвел самое приятное впечатление на свою паству и духовенство, а последующая постническая и благочестивая жизнь еще более укрепила к нему всеобщую любовь
. Он часто говорил проповеди, чем привлекал народ к посещению богослужений. Даже многие из раскольников уважали преосвященного. Из жизни архиепископа Евлампия известен один случай, который можно назвать подвигом и благодаря которому народ еще более полюбил своего архипастыря
. В 1839 году, когда загорелась Златоустовская церковь, преосвященный сам приехал на пожар и стал служить водосвятный молебен
. По окончании молебна он сквозь огонь пробрался на колокольню и стал окроплять святой водой все горящее
. Вера и горячие молитвы всех присутствовавших угасили пламень огненный. Пожар прекратился. Совершив свой подвиг, преосвященный Евлампий действительно вызвал во всех прославление Отца Небесного. Добрую память оставил о себе архиепископ Евлампий у своей паствы. Труды: Новый год, или подготовительные к покаянию поучения. Первая седмица святого Великого поста, или краткие поучения на каждый день первой седмицы Великого поста
. Обозрение Святой Четыредесятницы, особенно в отношении к паремиям, читаемым на 6-м часе и вечером ежедневной великопостной службы. — Казань, 1861. Святая Четыредесятница, содержащая поучения на каждый день первой седмицы, на каждую неделю Великого поста и на каждый день Страстной седмицы. — М., 1858. Литература: Шестаков И., священник. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799— 1899). — Пермь, 1899, с. 182—186. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 181,194, 204, 205, 319, 733, 905, 942. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 279. Булгаков С
. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1397, 1407,1415. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 245, 417. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 48, 54, 66, 79. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 279. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 13, 22, 24, 35, 38, 39, 260, 621—622
. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. — М., 1877, прим., с. 11—112. Письма митрополита Московского Филарета к С. Д. Нечаеву. — СПб., 1895, с. 88, прим. 183, с. 135, прим. 292. Известия по Казанской епархии. — 1907. № 10, с. 300. Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. — 1887, кн. 2, с. 427. Миловский Н., священник. Московская Духовная Академия в 1838—1842 гг. // Русский архив. — 1893, кн. 3, с. 40, 45. Русский архив. — 1903, кн. 1, № 3, с. 370, 419; кн. 2, № 5, с. 95. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 3, с. 714. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 541; т. 2, с. 1708, 2168. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 1-а доп, с. 720. Евлампий Пятницкий (Петр) — р. 1794, † 1862 г. 12 марта; с 1826 г. инспектор (4-й по сч.) Москов. дух. акад., епископ: Екатеринбургск. (1834—1840 г.), Орловский (1840—44 г.), Вологодский (1844—1852 г.) и (1852—6 г.), архиепископ Тобольский; по увольнении управлявший Свияжским монастырем. {Половцов}
Труды:

Обозрение Св. Четыредесятницы, особенно в отношении к паремиям на часах и вечерне ежедневной великопостной службы. Казань, 1861.
Светлая седмица или поучения на каждый день Светлой Седмицы. М., 1851.
Слова и поучения. (1851-1853, 1858-1860).
Новый год, или предуготовительные к покаянию поучения от нового года до Св. Четыредесятницы. М., 1853.
Первая седмица Великого Поста или краткие поучения на каждый день первой седмицы Великого Поста. М., 1882.
Страстная седмица с Лазаревой субботы и неделю Ваий. М., 1853.
Св. Четыредесятница, содержащая поучения на каждый день первой седмицы, на каждую неделю Великого Поста и на каждый день Страстной Седмицы. М., 1858.
Св. Пятидесятница, заключающая поучения на каждый день Светлой Седмицы и на каждую неделю Пятидесятницы с прочими праздниками и неделею всех святых. М., 1858.
Слова к тобольской пастве, говоренные в 1852-1856 гг. Казань, 1860. 2 т.
Воззвание к духовному бодрствованию в холерный 1848 г. М., 1851.
Воззвание к братиям (именуемым старообрядцами), чадам единые святые веры. Казань, 1856.
http://orthodox.etel.ru/2004/16/firstepiskop.shtml

gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1969
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1597
51 - 5.11.1794-1802 – архимандрит Апполинарий (Архип Николаевич Пуляшкин) Родился не позднее 1757г, сконч. 28.04.1818
Сын состоятельного купца Николая и Матроны Никитишны Пуляшкиных из города Вязьмы, Смоленской губернии, старший брат иеромонаха Филарета (Федора 9.05.1758+28.08.1842), старца, духовника Новоспасского монастыря. Семья рано лишилась кормильца и после пожара, уничтожившего все имущество семьи, мать переехала с детьми в дом своего родного брата, богатого петербургского купца Никитина. С ранних лет молились в Александро-Невской обители. После того, как младший сын, по стопам старшего сына, в 1786г был пострижен в Симоновом монастыре, мать в том же году приняла монашеский постриг в московском Новодевичьем монастыре. С 5 ноября 1794 по 1802 год был архимандритом Борисоглебского Дмитровского монастыря. 6.1.1803 - переведен в Златоустовский Московский монастырь, затем 1806г. стал архимандритом Спас-Яковлевского монастыря в Ростове.
Мать Аполлинария умерла во время богомолья в Ростов Великий и похоронена, вероятно, в Спас-Яковлевском монастыре, где настоятелем был ее старший сын архимандрит Аполлинарий (в святом крещении – Архипп), где и сам упокоился в 1818г.

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 Вперед →
Модератор: gavrilovs
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник gavrilovs » Настоятели Борисоглебского монастыря в Дмитрове [тема №30229]
Вверх ⇈