ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Катромский Николаевский монастырь и его окрестности

деревни предков по отцовской линии Халчиха,Мишутиха,Конечная,село Красково и еще в округе(фамилии Лопатины,Тупиковы,Киселевы,Шмуровы)

    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 ... ... 48 49 50 51 52 53 Вперед →
Модератор: эльмира катромская
эльмира катромская
Модератор раздела

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16212
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15198
Когда-то очень давно на землях этого монастыря жили мои предки

Катромскій Николаевскій монастырь, въ Кадниковскомъ уѣздѣ.

Катромскій монастырь находится въ 70 верстахъ отъ уѣзднаго города Кадникова и въ 105 вер. отъ Вологды. Онъ расположенъ среди лѣса, на берегу большого Катромскаго озера, отъ котораго и получилъ свое наименованіе. Время основанія монастыря съ приблизительною точностью можетъ быть отнесено къ началу XVI столѣтія. Основателемъ его считаютъ препод. Онуфрія, мощи котораго почиваютъ теперь здѣсь подъ спудомъ. Монастырь никогда не отличался благосостояніемъ матеріальнымъ и нѣсколько разъ горѣлъ; однажды, въ 1803 году, отъ всего монастыря осталась лишь одна только деревянная часовня надъ могилой препод. Онуфрія!.. Но еще раньше этого, при учрежденіи монастырскихъ штатовъ въ 1764 году, монастырь былъ закрытъ, а послѣ 1803 года всѣ его владѣнія и угодья приписаны къ Семигородной пустыни. Возрожденіе обители началось со второй половины прошлаго столѣтія, когда здѣсь возлѣ часовни надъ могилой Онуфрія былъ воздвигнутъ каменный двухъэтажный храмъ во имя Николая Чудотворца съ придѣломъ въ честь того же святителя и во имя преподобнаго Онуфрія Аѳонскаго. Обитель содержится на средства Семигородной пустыни, а игуменомъ ея считается настоятель этой пустыни. Могила препод. Онуфрія пользуется большимъ почитаніемъ среди окрестныхъ жителей и богомольцевъ. Съ разрѣшенія Св. Сѵнода надъ могилой по усердію богомольцевъ совершаются панихиды. При обители имѣется страннопріимный домъ.
---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
эльмира катромская
Модератор раздела

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16212
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15198
Николо-Катромский монастырь, как и Семигородняя пустынь, возник как пустынный монастырь, но в отличие от последнего известен его основатель, которым является преподобный Онуфрий. В то же время история не сохранила сведений о времени жизни основателя, о его происхождении и о самом построении им Нико-ло-Катромской обители, в земле которой почиваются его святые мощи и в настоящее время. Предполагается, что по времени построения монастыря Онуфрий вышел из Спасо-Каменного монастыря и, ищя уединения, поселился в безлюдном месте близ вод Катромского озера. Письменные памятники свидетельствуют, что Катромский монастырь существовал еще в конце 15 или в начале 16 века. Из одной грамоты, данной этому монастырю 18 июля 1562 г. царем Иваном IV Грозным, видно, что монастырь существовал еще в 1532 г., потому что в этом году князь Иван Данилович Пеньков дал Катромскому монастырю на память по своим родителям из своей вотчины 19 деревень и починок. Но самого основателя обители в это время уже не было в живых. Следовательно, Онуфрий жил и основал монастырь еще раньше. Память преподобного почитается 12 июня и имя его внесено в число российских святых. Настоятельство в Катромском монастыре было игуменское, а иногда строительское. В управлении монастыря известны следующие игумены и строители:

1.Варлаам 1569
2. Герман 1585
З.ЕВТИХИЙ1599
4.Питирим 1616-1621
5. Дионисий 1630
6. Аврамий11652
7. Капитан 1666-1669
8. Александр 1678-1682
9. Иосиф 1686-1690
10.Кирилл 1697
11.Ефрем 1697-1705
12. Иосиф 1711-1712
13.В.Исайя 1712-1718
14.Н.Никон 1722-1724
15. Варфоломей 1727-1730
16. Иринарх 1731-1734
17.ВаряаамИ1734
18. Аврамий III 737-1743
19. Филарет 1755-1758
20. Иоаким 1758-1764 до упразднения монастыря


После него здесь служили приходские священники: Дмитрий Григорьев 1764-1773, Петр Дмитриев 1773-1781, Андрей Иванов 1781-1803. С 1803 г. монастырь приписан к Семигородней пустыни и находится под управлением его игумена. Преемников Онуфрия, вероятно, устраивала уединенная, спокойная жизнь на берегу красивого озера, богатого рыбой, а окрестности были богаты ягодами и грибами, и они не стремились увеличивать свою обитель и строить новые церкви и храмы. Имея в распоряжении 19 деревень и один починок, а согласно ведомости 1744 г. только в 6 деревнях насчитывалось 168 душ, монастырь на Катромском озере через 200 лет в 1740 г., как и в 1569 г., имел только деревянную церковь Николая Чудотворца и церковь Всех Святых и в них церковное имущество князя Ивана Пенькова. В монастыре шесть келий, живут в них игумен и братия.

В 1764 г. монастырь на Катроме был упразднен в связи с секуляризацией монастырских земель по всей стране. Обе монастырские церкви были обращены в приходские. Угодья бывшего монастыря, т.е. рыбная ловля на Катромском озере и мукомольная мельница на речке Катроме с того времени приписаны Семигородней пустыне, а пашенная сенокосная земля отошла во владения соседних крестьян Карачуновской волости. По всей вероятности, монастырь ликвидирован в связи с борьбой против обогащения монастырей за счет присвоения земель. Еще 15 января 1580 г. церковный собор постановил «...архиереям и монастырям вотчин у служивых людей не покупать, в заклад и по душе не брать и никакими способами своих владений не увеличивать; вотчины, купленные или взятые в заклад у служивых людей архиереями и монастырями до этого приговора, отобрать на государя...». (В. О. Ключевский. Курс русской истории. Т. 2, М., 1988, с. 269).

В 1803 г. 29 апреля обе церкви сгорели со всем имуществом, и всякая служба была прекращена. Через 30 лет, когда память о монастыре готова была исчезнуть, между жителями окрестных деревень забытая могила преподобного Онуфрия начала отовсюду привлекать к себе тысячи поклонников. Имя преподобного Онуфрия стало переходить из уст в уста, а надгробная плита его сделалась источником исцеления. Всех чудес записано 37. В 1835 г. крестьянин Иван Никитин представил в Вологодскую духовную Консисторию два реестра лиц, получивших исцеление от преподобного Онуфрия. Из них в 12 случаях он сам был свидетелем исцеления. Однако эти данные не были официально проверены и этим лишены качества несомненности. Но с 25 сентября 1835 г. по указу Святого Синода в церкви, построенной святителю Николаю Чудотворцу, стали совершаться молебны по преподобному Онуфрию. В 1869 г. по инициативе настоятеля Семигородней пустыни архимандрита Нектария и с разрешения вологодского епископа Павла близ часовенной церкви построена каменная, двухэтажная, пятиглавая церковь, крытая железом, окрашенная ярьго. К монастырю от Кадникова была проложена оканавленная, добротная дорога, ведущая на Каргополь и далее на Архангельск. На месте исчезнувшего во время ликвидации монастыря поселения вновь возродилась деревня Дедово, как форпост по строительству монастыря. Автор данной статьи с детства помнит дорогу к монастырю, обсаженную высокими соснами и елями, как на картине Шишкина «Рожь», с той лишь разницей, что ржаное поле уходило не до горизонта, как на картине, а упиралось в белоснежную стену монастыря с высоченной колокольней, за которой блестела гладь пятикилометрового озера, обрамленного сплошной лентой хвойного леса. Недаром Нектарий, будучи настоятелем богатой, обширной Семигородней пустыни, повелел похоронить его в Катромском монастыре, где и был погребен.
"Судьба монастырей харовского района"
Константин Смирнов, Вологда, 2003

По описи 5 января 1919 г. Николо-Катромский монастырь имел следующие строения:

Двухэтажная, каменная, пятиглавая церковь, посвященная чудотворцу Николаю. На колокольни 6 колоколов; большой 26 пудов, 12 фунтов, два по семь пудов, прочих вес не известен. В верхнем этаже храма главный престол во имя святителя Николая и придельный в честь преподобного Онуфрия. В верхнюю церковь ведет паперть с высокою лестницей. Двухъярусны й, предалтарный иконостас окрашен белою краскою с семью винтообразными, золочеными полуколоннами и резьбою. Царские врата резные, золоченные. В нижнем этаже находится престол во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца.

Деревянная часовня, в которой почивают под спудом мощи преподобного Онуфрия и Варлаама.

Монастырь обнесен деревянной, рубленой стеной с каменными башнями. В одной из башен — помещение для привратника.

За стенами монастыря, напротив входа в монастырь, деревянный двухэтажный дом для помещения братии. Деревянный одноэтажный флигель для приема богомольцев, скотный двор, ветряная мельница, баня, водогрейка, овин с гумном, два сеновала, кузница, изба для рыбной ловли и водяная мукомольная мельница.
сведения получены http://harovsk.com/monastyri/nikolo-katromskij-monastyr.html




---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
эльмира катромская
Модератор раздела

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16212
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15198
"Судьба монастырей харовского района"
Константин Смирнов, Вологда, 2003

Монашество появилось на Руси вместе с христианством. Первоначально монастыри идут вслед за русско-христианской жизнью, поэтому они строятся внутри городов или около них. Создаются они обыкновенно набожным усердием высших церковных иерархов, а также князей, бояр, богатых горожан. Город губернский или стол ьно княжеский не считался благоустроенным, если не имел монастыря и собора.

С 14-го века произошла важная перемена в способе распространения монастырей и особенно на севере. Стали появляться пустынные монастыри. Они основывались людьми, которые, отрекшись от мира, уходили в пустыню, там, в безмолвии и уединении, строили часовню, собирая вокруг себя таких же искателей безмолвия и вместе изыскивали средства для построения и содержания монастыря. Строгость жизни, слава подвигов привлекали в монастырь не только богомольцев, но и крестьян, которые селились вокруг богатой обители как религиозной и хозяйственной опоры. Монах и крестьянин были попутчиками в освоении земель северной Руси. За три века, с 14-го по 16-й, в пределах Московской Руси было построены 150 пустынных монастырей.

Бывшие монастыри на территории нынешнего Харовского района: Семигородняя пустынь и Николо-Катромский монастырь возникли именно как пустынные.

---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
эльмира катромская
Модератор раздела

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16212
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15198
ЛИКВИДАЦИЯ МОНАСТЫРЕЙ

Декретом Советского правительства от 20 января 1918 г. церковь была отделена от государства и имущество монастырей объявлено народным достоянием. А еще ранее 12января 1918г. ВЦИК издает декрет о золотой и платиновой монополии. Вологодский губернский совет народного хозяйства 18 ноября 1918г. сообщает в уезды, что согласно пункту 8 декрета о золотой и платиновой монополии все государственные музеи, дворцы, церкви, монастыри всех исповеданий должны представить в секцию благородных металлов ВСНХ все находящиеся в них ценности, в каком бы виде они не находились. Опись была составлена 29 декабря 1918 г. с участием семи священников и 21 представителя граждан Кадниковского уезда. Ценности передавались гражданам Кадниковского уезда, а их росписи в актах нет. В мае поступило распоряжение об изъятии золотых и серебряных ценностей в помощь голодающим Поволжья. А письмом от 22.11.1922 г. за подписью председателя губкомиссии Брызгалова строго предлагалось дополнительно полное изъятие золотых и серебряных ценностей с заменой другой утварью для совершения богослужения. В результате данных мероприятий по Кадниковскому уезду было изъято 8 пудов 30 фунтов серебра. 13 злотых 14 д. золотом и 27 бриллиантов.

5 января 1919г. все монастырские здания Семигородней пустыни как внутри стен, так и за ее пределами, вся обстановка всех зданий, межевые книги, процентные бумаги и росписи вологодского банка на сумму 14.714 рублей были отобраны Пустораменским волостным исполнительным комитетом. Монахам оставлено 6 келий в двух полукаменных корпусах. Все земли национализированы, за исключением части земель внутри монастыря, и дано распоряжение на пользование землей по железной дороге.

В тот же день 5 января 1919г. все здания Николо-Катромского монастыря и земли с озером были переданы гражданам Кадниковской волости. Монахам оставлена церковь и часовня внутри ограды. Наличных денег изъято 467 рублей.

В обоих монастырях были организованы коммуны из бедняцкого населения. В отчете настоятель Семигородней пустыни Семион за 1920 г. указывает: «Двор для приема лошадей коммунары сожгли на дрова, два овина и гумно сожжены, кирпичный завод уничтожен». (Опись 1, ф. 496, ед. хр. 18344, с.61)

Из деревни Дедово в монастырь ушли три бедных жителя, правильнее сказать, лодыря. Они в несколько лет богатое, добротное имущество Николо-Катромского монастыря проели и пропили, скот уничтожили, земли запустили и вернулись обратно в деревню, где были инициаторами организации колхозов в деревне Дедово, которая в колхоз вступила последней в районе.


Однако оба монастыря имели огромное влияние на верующих, так как не являлись эксплуататорами крестьян, а жили за счет доходов от собственной работы, от хождения чудотворной иконы Успения Божисй Матери и благотворительных пожертвований. Поэтому по инициативе монастырских служащих в обоих монастырях в соответствии с инструкцией НКЮ и НКВД от 27 апреля 1923 г. Декрета ВЦИК и СНК от 3 августа 1922 г. в октябре 1923 г. были образованы общины верующих. По договору от 8 июня 1924 г. Катромской обшинс была передана двухэтажная церковь и часовня, а Семигородней — одна церковь. В Катромском монастыре было 4 служащих, а в Семигородней — 12 человек.

В то же время созданная при Кадниковском уезде комиссия по ликвидации монастырей в составе председателя Соловьева, члена Коржина при секретаре Бо-духине. обследуя монастыри 26 и 27 января 1926 г., составляет акты, в которых указывает на ряд нарушений договора, как то: списки общин ежегодно не обновляются, не утверждается на общем собрании совета общины, в совет входят бывшие монахи, здания церквей в плохом состоянии. На основании этого комиссия выносит решение о закрытии монастырей. (Опись 1, фонд 243, ед. хр. 507, Вологодский архив)

Президиум Кадниковского УИКа под председательством Борисова, в нарушении секретного циркуляра ВЦИК о возможности закрытия молитвенных домов только по решению губисполкомов и при условии серьезных государственных надобностей и при наличии других молитвенных помещений ближе пяти км., на основании указанных актов 9 февраля 1926 г., выносит решение о закрытии монастырей. При вынесении решения имущество монастырей передается в различные организации. Однако, в указанном протоколе ни слова не сказано о судьбе монастырских библиотек. В то время, как только в Семигороднем монастыре насчитывалось более 1000 книг и 17 напрестольных Евангелий с серебряными и позолоченными изображениями святых на деке. Триста книг светского направления. Много книг было древних: Служебник 1668 г., Псалтырь 1688 г., Октоих 1694 г., Библия на славянском языке 1784 г., Новый Завет 1817 г., Писания Святых отцов 1701 г., Киево-Печерский Патерик 1760 г., Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. Вся библиотека пропала или была растаскана. Автор статьи является свидетелем такой же судьбы Николо-Катромс-кого монастыря, библиотеку которого просто растащили крестьяне. Несколько книг, не известно каких, было у нас в доме. Во время Великой Отечественной войны из-за отсутствия бумаги, мы школьники, шили из этих книг тетради и между печатных строчек выполняли письменные задания. Если в г. Вологде библиотеки монастырей передавались в воинские части, то их судьба была не завидна. Судьба же библиотек монастырей Кадниковского уезда трагична. Вот что установил И. В. Федышин, разыскивая музейно-исторические ценности и обследуя склад Кадниковского уезда. «Монастырские архивы вместе с другими книгами лежат в сырой кладовой в беспорядке вместе с зерном, вывезенном также из монастырей» (Личный архив Н. И. Федышина. Письмо в музейный отдел Глав науки № 1322). В то же время книг явно не хватало в сельских училищах. Например, в Лещевском земском сельском училище в 1893 г. на учащихся - 51 мальчик н одна девочка — было 35 экземпляров всех книг. А член училищного совета уезда Ю. М. Зубов в то время предлагал создать в уезде четыре центральных учительских библиотеки, так как книг не хватало не только для школьников, но и для учителей. (Опись 1, фонд 56, ед. хр. 586, с. 165, Вологодский архив).

После решения Кадниковского УИКа от 9 февраля 1926 г. вопроса о возобновлении богослужения в церкви Семигороднего монастыря уже никто не возбуждал, а верующие общины Катромского монастыря с решением УИКа не согласились. Вероятно, по жалобам верующих Вологодский Губисполком дважды по запросу ВЦИКа требует от Кадниковского исполкома сообщить, каким образом используются закрытые ими церкви, и указывает на незаконность принятого им решения. А Председатель Кадниковского УИКа Баранов вынужден писать четыре объяснительных, в которых утверждает, что все помещения заняты сельхозартелями или учебными пунктами, и что вернуть общины церквям уже невозможно. (Опись 1, фонд 343, ед.хр. 623, листы 33-36, Вологодский архив).

О возобновлении служения в Семигородней пустыни верующие окружных деревень не просили, возможно, ввиду их отдаленности (12 км.), а возможно потому, что служители монастыря подверглись репрессиям. Последний настоятель монастыря Семион, в миру Чернов Селиверст Васильевич, несмотря на беспрекословное подчинение новой власти, что видно из его ответа на повестке по вызову его в ВИК 6 августа 1924 г., писал: «Власти всегда подчинялся и буду подчиняться впредь», трижды привлекался к ответственности. В 1919 г. он привлекался к судебной ответственности за не сдачу монастыря под коммуну, но не судился и был освобожден. В 1924 г. привлекался к судебной ответственности за не сдачу церковных ценностей, но был оправдан. Оба события надуманные. В первом случае коммунары пришли без наличия соответствующих документов, поэтому не были допущены. Во втором, следователи не могли установить, кто похитил драгоценный камень с копии иконы Успения Божией Матери. В 1937 г, Чернова все же судят, обвиняя в том. что он является главой контрреволюционной группы, ведущей клеветническую агитацию против советской власти, и приговаривают к 10 годам заключения в лагерь. Реабилитирован 12 декабря 1970 г. (Дело № П. № 15412хранится в архиве ФСБ г. Вологды).

Привлекались к ответственности 23 мая 1919 г. монахи Моисеев, Смирнов, и послушник Костыгин(Дело11. —6235 хранится в архиве ФСБ г. Вологды).

В Катромском монастыре репрессии подвергся только один монах Беляев Серафим Леонидович и не в период ликвидации монастырей, а в 1930 г. за то, что призывал не вступать в колхозы, так как они не от Бога. Сослан на три года (Дело П. № 3650 хранится в архиве ФСБ г. Вологды). Реабилитирован в 1989
Верующие деревень Катромского монастыря с решением Кадниковского исполкома не согласились. В мае 1926 г. жители двух деревень Дедово и Ляпшево в количестве 70 верующих создают приходскую общину и подают в Кадниковский исполком заявление с просьбой регистрации их общины и передачи им молитвенных зданий и культового имущества бывшего Николо-Катромского монастыря. Обосновывая свою просьбу, они указывают, что их деревни: Дедово от Лещевской общины находится в 9 верстах, а от монастыря — в 6, а деревня Ляпшево — в 7 верстах от Ильинской общины, а от монастыря- в 5 верстах. Кадниковский исполком возвращает заявление без рассмотрения, указывая на неполноту представленных документов. Совет общины, председателем которого являлся отец автора этих строк Смирнов Николай Иванович, вторично направляет заявление с приложением всех необходимых документов. Кадниковский исполком отказывает в просьбе общине на том основании, что бывшая община привела здание до полного развала и для ее приведения в надлежащий вид потребуются громадные затраты, а вновь организованная община в лице только двух деревень, при всем их желании, содержать их не может; что Дедово и Ляпшево от других религиозных общин находятся на расстоянии лишь 7 верст, а от монастыря — на расстоянии 10-12 верст; что вдохновителем вновь организованной общины является бывший настоятель ранее существовавшего Пиколо-Катромского монастыря Гони Михаил Георгиевич и монах Вертоухов, Мефодий Кириллович. Решение подписал Борисов. (Опись 1, фонд 343, ед. хр. 653, листы 10,16, 32, Вологодский архив). Несмотря на всю ложь указанных в решении мотивов отказа совет общины не посмел в дальнейшем писать заявления, так как это грозило тяжелыми последствиями.

Коммуна, а затем сельхозартель разбежались, как я указывал, ранее. 16 июля 1936 г. Харовский райисполком передает церковь Институту эволюционной морфологии и палеозоологии Академии наук СССР под лабораторию на десять лет по договору с условием ремонта церкви и ее переоборудования под лабораторию. Однако институт от ремонта церкви отказался, а построил рядом в сосновом бору жилой дом и лабораторию. Лаборатория существовала до войны с выездом московских ученых, которые развели на озере ондатру, а в речке Черной, бобров (Опись I, фонд 978, ед. хр. 129, с. 103, Вологодский архив).

В это время, неизвестно по чьей инициативе, была вскрыта могила — свинцовый гроб преподобного Нектария — с целью доказательства, что труп истлел и ничего святого и Бога не существует. Автор этих строк бегал смотреть на раскрытый свинцовый гроб. Мощей преподобного уже не было, они были не перезахоронены, а куда-то выброшены. Надгробную плиту основателя монастыря Онуфрия коммунисты не нашли. В настоящее время монастырь окончательно разрушен, никакой постройки не сохранилось.


"Судьба монастырей харовского района"
Константин Смирнов, Вологда, 2003

---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
эльмира катромская
Модератор раздела

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16212
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15198
.
Перечень входящих в Катромскую и Карачуновскую волости селений устанавливается по актам Николо-Катромского монастыря — это деревня Конечная с девятнадцатью деревнями и рыбные ловли к востоку от Катромского озера.
До попадания в состав монастырских владений они принадлежали князьям Пенковым — князю Василию Даниловичу (умер около 1530 г.), князю Ивану Даниловичу Хомяку (умер около 1549 г.) и князю Ивану Васильевичу (умер в 1562 г.). В монастырские владения не должны были «вступаться» княжеские крестьяне из Лещовского, Рождественского и Катромского станов. Промысловые владения братьев И. Д. и В. Д. Пенковых и жены последнего Анны, судя по грамотам, не были разделены. Возможно, будущая Вастьяновская волость Заозерской половины Вологодского уезда — это неразделенный в прошлом удел двух братьев Даниловичей — Василия и бездетного Ивана Хомяка Пенковых (соединение имен Василий и Иван давало Вассиан или Вастьян). Смутные предания об этих князьях, их чудесном избавлении от смерти во время охоты и сооружении Васьяновской церкви во имя их спасения сохранялись у местных жителей еще в начале XX века и были приведены в статье А. Е. Мерцалова
---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
эльмира катромская
Модератор раздела

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16212
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15198
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ КАРАЧУНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
село: Красково
деревни: Мишутиха
Конечная
Халчиха
Терешиха
Митиха
Подрощенье
Ваулиха
Церковь каменная построена в 1841 году- Чевецко-Карачуновский приход расположена в селе Красково.

Фото Сергея Соколова с сайта http://harovchane.
Еще была деревянная Петро-Павловская церковь 1786 года постройки,не сохранилась.

Прикрепленный файл: село Красково.jpg
---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
эльмира катромская
Модератор раздела

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16212
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15198
Газета "Красный север" Время собирать камни 3 июля 2008 02:41

Завершился четвёртый областной конкурс работников культуры «Звёздное кружево Севера» (напомним, что в одной из номинаций призёром стал совместный проект областной библиотеки имени Бабушкина и «Красного Севера» - конкурс «Вологда читающая»). В номинации «Истоки» диплома третьей степени удостоена программа «Святые и почитаемые места Харовского района» заведующей отделом декоративно-прикладного творчества центра народной культуры Галины Анатольевны Петровой.

Галина Анатольевна одной из первых в области обратилась к изучению и восстановлению местных видов росписи. Создала авторскую программу, разработала методическое пособие по освоению «харовской» росписи, за пятнадцать лет работы обучила не одно поколение школьников. Ей присвоен статус «Мастер народных художественных промыслов Вологодской области». Каждое лето в составе этнографической экспедиции отправляется она вместе со школьниками по родному краю. Ребятам интересно всё - топонимика, фольклор, искусство. Работы юных исследователей занимали призовые места на районных и областных краеведческих конференциях «Мир через культуру». Сколько ребят, приобщившись к истории родного края, стали студентами-историками!

Изучением святых мест занимаются преподаватели и учащиеся центра традиционной народной культуры. Так родилась программа, направленная на сохранение исторического и культурного наследия района.

- В середине двадцатого века люди не ведали, что творят, разрушая православные храмы. Невозможность противостоять тотальному разрушению храмов приводила к почитанию малых святынь: родников, оставшихся на месте разрушенных часовен, камней, деревьев, которые приобретали в жизни верующих большое значение, - рассказывает о своей программе «Святые и почитаемые места» Галина Анатольевна. - Недостаток духовности вызывает в современном обществе неподдельный интерес к истории Православной Церкви, её традициям и обрядам, православным праздникам.

В пяти полуразвалившихся храмах девятнадцатого века сохранились росписи. В Спасо-Преображенской церкви в селе Красково Слободского сельского поселения Харовского района они находятся в хорошем состоянии, и их ещё можно спасти, законсервировав здание от дальнейшего разрушения.И хотя церковь представляет собой жалкое зрелище: полы прогнили, крыша над зданием зимней церкви рухнула, стены поросли травой и на крыше выросли деревья в человеческий рост, -роспись в куполе поражает свежестью красок.

Кропотливый труд художника-исследователя вылился в книгу «Настенные росписи харовских храмов». Это творение автора ещё не знакомо широкой аудитории, поскольку существует пока в единственном экземпляре, состоялась лишь презентация книги для краеведов района. Там и прозвучала идея организовать работу этнографического лагеря в селе Красково, что и произошло летом 2007 года.

В этом году работы по восстановлению храма продолжились. К этому важному делу подключились учащиеся школ, сотрудники центра традиционной народной культуры и центра внешкольной работы. Первым возрождённым храмом Харовского района стала Николаевская Сохот-ская церковь, восстановленная Василием Беловым. В августе 1992 года она была освящена.

В течение уже двенадцати лет ежегодно участники краеведческого лагеря «Ловитва» Вологодского центра детского и юношеского туризма восстанавливают Спа-со-Преображенский храм в местечке Бережок.

У святых источников энтузиасты обновляют срубы: облагорожены ключики вблизи бывшего дома отдыха, у деревни Митинской в Шапше, Генрих Владиленов построил сруб с часовенкой на ключе возле своей деревни Маньково.

Татьяна СМИРНОВА, собственный корреспондент, Харовск
---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
эльмира катромская
Модератор раздела

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16212
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15198
Выписка из дарственной грамоты Ивана Даниловича Пенькова :

А во княж Ивановых Даниловича жалованных грамотах которые Игумен Варлам перед дьяки нашими перед Путилом Михайловым с товарищами клали лета 7040 ,написано он Катромскому монастырю в Вологодском уезде в Карачунове ,своих вотчинных деревень ,деревню Конечную, деревню Мишуково, деревню Красково, деревню Купрецово, деревню Тоснино, деревню Ботыловское, деревню Демково, деревню Красковских, починок Красковских, деревню Мартыновское, деревню Плишкинское, деревню Кормачевское, деревню Чемодаево, деревню Кемпеевское, деревню Халчево, деревню Вислагино, деревню Тереховскую да рыбьи угодья по Жабью реку да по Тарасов мыс


Комментарий модератора:
Игумен
1.Варлаам 1569

---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
Лайк (1)
эльмира катромская
Модератор раздела

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16212
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15198
Биография отца Ивана Даниловича Пенькова

Даниил Александрович Пенько
Даниил Александрович, прозванием Пенько (Пенко, Пенек), князь Ярославский (ум. 1520) — русский государственный и военный деятель.
Биография
Единственный сын Александра Фёдоровича Брюхатого — последнего ярославского владетельного князя; XIX колено от Рюрика.
В летописях в первый раз упоминается под 1485 годом по случаю помещения в его московском доме пленного казанского царя с семьёй. В 1469, 1492 и 1493 годах в качестве воеводы был в походах на Казань, Литву и в Великие Луки. В 1493—1495 годах был первым наместником в Новгороде, где тогда же встречал великого князя. В 1493—1495 годах был наместником в Ярославле.[1]
В 1500 году пожалован был в бояре. В феврале того же года был тысяцким на свадьбе дочери великого князя, Феодосии, выходившей за князя Василия Даниловича Холмского. Во время нашествия на Казань татар был первым воеводой вспомогательных войск, посланных на помощь царю казанскому.
В 1501 году князь послан был великим князем на помощь Пскову против угрожавших последнему ливонцев, задержался там на три недели и тем причинил городу большие убытки. Псковичи жаловались на его бездействие великому князю, и последний приказал ему выступить против ливонцев. Вскоре, однако, он возвратился в Псков, «не учинивши ничего же», а в следующем, 1502 году во время второго похода в Ливонию потерпел даже неудачу; но, соединившись затем с князем Даниилом Васильевичем Щенею, по разбитии ливонцев 24 ноября, опустошил Ливонскую землю от Ивангорода до Колывани. В 1503 году был в походе из Великих Лук на Литву.
Умер в 1520 году.
Дети
Имел трёх сыновей, пользовавшихся большим влиянием и называемых Пен(ь)ко́вы:
• Александр (убит в 1506 под Казанью), имел земельные наделы в уездах центра страны, бездетен[2]; владел Буслаевской псалтирью[3].
• Василий (ум. 1552), воевода, имел бездетного сына Ивана, боярина.
• Иван Хомяк (ум. 1544), боярин и воевода, бездетен.
---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
эльмира катромская
Модератор раздела

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16212
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15198
Иван Данилович Пеньков

Иван Данилович Пеньков, прозванием Хомяк (ум. 1544) — боярин и воевода великих князей Московских Василия Ивановича и его сына Ивана.
Сын князя Даниила Александровича Пенько.
В 1512 году был воеводой сторожевого полка в походе на Литву. В 1520 году был первым воеводой в Кашире.
Боярин князь Иван Данилович Пенков был внуком последнего владетельного князя Ярославского, а княгиня Мария, рождённая княжна Глинская, приходилась родной тёткой царю Ивану IV Грозному. В летописи под 1535 годом записано: "Тоя же осени пожаловал князь велики князя Ивана Пенкова, дал за него своякиню свою княжну Марию".
В 1524 году пожалован в бояре. В 1527 году был в числе других бояр поручителем за верность Михаила Глинского. В 1528 году великий князь Василий III выдал за него свою свояченицу, княжну Марью Васильевну Глинскую, которая в день смерти великого князя в 1533 году находилась при великой княгине Елене Васильевне. Зимой 1528 года ездил в свите великого князя на богомолье по северным монастырям. Был в 1531 году наместником в Пскове.
По смерти великого князя попал в число двадцати бояр, составлявших при Елене Глинской Верховную думу. В июне 1536 года сопровождал её к Троице. В 1534 году числился воеводой в Коломне. Зимой 1535 года Иван Данилович вернулся наместником в Каширу. Во время летнего смоленского похода командовал сторожевым полком. В 1536 году вновь во главе большого полка в Коломне. Позднее воевал с Казанским ханством, ходил в 1538 году с войском в Литву.
Умер в 1544 году. Детей не оставил.
• Экземплярский А. В. Пеньков князь Иван Данилович // Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.
• Дементьев В. В. Свет малой родины. Отчина и дедина / Вадим Дементьев. — М.: Вече, 2008. — 528 с: ил. ISBN 978-5-9533-2651-3
---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 ... ... 48 49 50 51 52 53 Вперед →
Модератор: эльмира катромская
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Эльмиры Катромской » Катромский Николаевский монастырь и его окрестности [тема №34847]
Вверх ⇈