Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
4nxpbcqtodembwcn4nhpdysoswopbcsozzemtwfh4napbxqozdemkegozzemyegtomemhmby4gd7dysoza.png
Для благодарности участников предусмотрены на форуме три варианта -
[q]
1. рейтинг +/-
2. отзыв
3. лайк (за сообщение)


i.gif Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
[/q]

ПРИ ЦИТИРОВАНИИ -
[q]
i.gif Следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос.
Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
[/q]

Царицыно. Москва ЮАО.

Пустошь Черногрязная, Черная Грязь, Богородское, Царицыно, Ленино

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 ... 14 15 16 17 18 19 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12286
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32646
[q]
По писцовым книгам письма и дозора Елизарья Сабурова да подъячего Ивана Яковлева 7097\1589 года, -
"пустошь Черногрязная" московского уезда, приписанная к дворцовому селу Коломенскому. В пустоши показано "пашни паханные середние земли наездом 3 десятины, а пахал Игнашко Никитин с товарищами..."

[/q]

Пустошь Черногрязная - с 1589 года
Черная Грязь - до 1683-1684 годов
Село Богородское - после 1684 года
Снова Черная Грязь - 1712 год
Царицыно - с 1775 года
Ленино - с 28 сентября 1918 года (по предложению поэта Ф.С.Шкулева)



Прикрепленный файл: 1.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12286
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32646
Алевтина Анатольевна Баранова
«Мифическая дача»
А. П. Чехов и Царицыно

Царицыно - удивительное место и по своей исторической судьбе, и по количеству связанных с ним мифов и легенд, гипотез, предположений, интерпретаций, касающихся как истории создания здесь знаменитого архитектурно-паркового ансамбля, так и дальнейшего существования Царицына, его отдельных построек, пребывания в нем различных известных личностей. Эти мифы по какой-то неведомой причине постоянно рождались и 200, и 100, и 10 лет назад, появляются они и сейчас.

Chehov_002.jpg

Совсем недавно вам могли показать в за­овражной части, недалеко от Оранжерейного моста, «Домик Чехова», хотя известно, что Чехов в Царицыне никогда не жил, а лишь собирался купить или снять здесь дачу. В феврале 1904 года Антон Павлович вместе с женой действительно приезжал сюда смотреть дом, но это была совсем другая постройка - дача Езучевских, исчезнувшая с карты Царицына во второй половине XX века. Просто краеведам, видимо, очень хотелось думать, что одна из немногих пос­ледних сохранившихся царицынских дач связана с именем великого русского писателя. Или это было попыткой во что бы то ни стало сохранить здание - ведь именно под названием «Домик Чехова» его пытались поставить на государст­венную охрану как памятник истории и культуры. Но сейчас и мнимый «Домик Чехова» канул в Лету, унеся за собой остатки аромата дачного Царицына. Однако само Царицыно для Чехова, оказывается, отнюдь не являлось «проходным» фактом биографии. Изучение чеховской переписки позволяет увидеть, что Царицыно можно считать значимым феноменом последних лет жизни Антона Павловича, а с февраля по апрель 1904 года дача в Царицыне была и вовсе его своеобразной «мечтой-идеей». Достаточно сказать, что Царицыно упоминается в 36 из 80 писем А. П. Чехова и О. Л. Книппер-Чеховой этого периода.

И для Чехова, и для Книппер «Царицыно» стало синонимом «надежды» - надежды
на возможность счастливой будущей совместной жизни...

В 1879 году Антон Павлович приехал в Моск­ву, в 1884-м окончил медицинский факультет Московского университета и стал работать практикующим врачом. С 1880 года рассказы Чехова печатаются в журналах и приносят ему известность. Молодые и не совсем молодые московские журналисты и литераторы составляли основной круг его общения. Одним из них был А. Д. Курепин. В 1880-х годах он неоднократно проводил лето в Царицыне и публиковал в газетах заметки о здешней дачной жизни. Несомненно, Чехов тогда часто бывал в различных подмосковных дачных местностях, о чем свидетельствуют многочисленные зарисовки дачного быта в рассказах Антоши Чехонте. Очень вероятно, что бывал он и в Царицыне, но конкретных подтверждений тому нет.

Весной 1892 года Чехов купил усадьбу Мелихово, которое на шесть лет (до смерти отца Павла Егоровича) стало его «родовым гнездом». Поздравление по сему поводу сразу же прислал «брату Антоше» М. М. Чехов, приглашавший его «мимоходом» («пожертвуй хоть один час, навести нас») заглянуть к нему на дачу, находившуюся по адресу: Новое Царицыно, дача Бабаева, № 54.

Михаил Михайлович в 1888 году женился на дочери мос­ковского купца И. Я. Бабаева Анне Ивановне. В Царицыне семья Бабаевых имела дачи с 1880-х годов, а с конца 1890-х Иван Яковлевич арендовал обширные дачные участки в местнос­тях Новое Царицыно и Покровская сторона. Большинство дач сдавалось Бабаевым внаем. Возможно, Антон Павлович и заезжал позже к брату или бывал в гостях («мимоходом») у кого-то из других знакомых, живших летом в Царицыне. Ведь его обычный путь в Мелихово из Моск­вы и обратно всегда лежал через Царицыно (по свидетельству того же Михаила Михайловича, в Царицыне «сообщения очень частые с Москвой, а также и с Лопасней»). Но Чехов был тогда молод, еще здоров и не помышлял о спокойном дачном быте. Писатель Н. Д. Телешов писал позже:
«Вспоминается, как встретились мы однажды в вагоне. Встреча была совершенно случайная. Он ехал к себе в Лопасню, <...> а я - в подмосковную дачную местность Царицыно, снимать дачу на лето.
- Не ездите на дачу, ничего там интересного не найдете, - сказал Чехов, когда узнал мою цель. - Поезжайте куда-нибудь далеко, верст за тысячу, за две, за три. Ну, хоть в Азию, что ли, на Байкал. <...> А потом можно и домой ехать. И даже на дачу...
Он начал давать практические советы, как будто вопрос о моей поездке был уже решен. На станции Царицыно, когда я выходил из вагона, Антон Павлович на прощанье опять сказал: «Послушайтесь доброго совета, купите завтра билет до Нижнего».

Я послушался и через несколько дней уже плыл по реке Каме, без цели и назначения, направляясь пока в Пермь. Дело было в 1894 году». Как видим, дачная жизнь тогда совсем не привлекала Антона Павловича.

Но к 1898 году Чехов уже серьезно болел. Мелихово было продано, и с тех пор жизнь Антона Павловича протекала на съемных квартирах в Москве и купленной им ялтинской даче. В мае 1901 года состоялось венчание Чехова с актрисой Ольгой Леонардовной Книппер. Их семейная жизнь также делилась между Москвой и Ялтой, что, возможно, устраивало обоих. Тем не менее, уже в сентябре 1901 года Чехов послал жене из Ялты газетную вырезку о продаже лесных участков под дачи в Наташине, а 30 ноября писал: «Я очень скучаю, так скучаю, что сов­сем не могу работать, а только сижу и газеты читаю. Будущую зиму я буду жить в Москве во что бы то ни стало, что бы там ни говорили доктора. Или под Москвой, где-нибудь на даче, в Царицыно или Химках».

Так впервые в переписке А. П. Чехова и О. Л. Книппер-Чеховой появляется упоминание о Царицыне, и с этого времени тема покупки дачи под Москвой присутствует постоянно. Например, в марте 1902 года Чехов писал Книппер: «Дуся моя, я готов ехать и в Швейцарию, только ведь там нельзя удить рыбу! А мне ужасно хочется. Надо бы под Моск­вой купить дешевенькое именьишко, чтобы можно было жить лето и удить рыбу. Только под Моск­вой гости бы ездили». Предпочтения Чехова очевидны: Москва рядом, покой и еще раз покой, отсутствие нежелательных визитеров. Однако планы на лето были сорваны из-за болезни Ольги Леонардовны. Чехов путешествовал по Каме, в июле-августе жил вместе с женой на даче К. С. Станиславского в Любимовке близ Пушкино. И вот снова зима, снова Ялта и разлука, и снова дачные мечты.

3 января 1903 года Антон Павлович просит Книппер: «Так ты постарайся нанять дачу, старушка моя, чтобы 10 марта я уже мог жить там». Ольга Леонардовна отвечала: «О даче везде распускаю слух и собираю сведения». Ей предлагались различные варианты - в Малаховке, в имении Шелапутина Покровское-Фили, в Серебряном Бору. Книппер писала мужу: «Меня интригует эта дача, где мы с тобой будем жить. Какая она, где она? А ведь найдется. И будем там жить тихо и мирно». В другом письме спрашивала: «Ты часто думаешь о лете, о мифической даче?». Письмо Чехова от 16 января 1903 года: «У дачи должны быть два достоинства, обязательные: близость воды рыболовной и отсутствие или не близкое присутствие жилых мест. Желательно было бы иметь только 2-3 комнаты, чтобы летом никто не оставался ночевать». 5 февраля Книппер предлагает: «Как сделать, чтобы тебе не было скучно, тоскливо? Знаешь, весной посоветуемся с Таубе или еще с кем-нибудь - может быть, тебе не вредно будет зимовать под Москвой. Как бы это было чудесно! Тебе бы хотелось? Уютненький домик, теплый, с хорошими вентиляциями, с стеклянной террасой, чтобы ты мог похаживать не утомляясь. Все бы ездили к тебе. Я бы ежеминутно летала к тебе. Ты был бы покоен и не тосковал бы. Подумай об этом и сильнее желай этого. Скажи, ты бы хотел такой перемены? По-моему, ты бы поздоровел». Ответ последовал незамедлительно: «Жена моя бесподобная, я согласен! Если доктора разрешат, то найдем дом под Москвой, но только с печами и мебелью». В мае Чехов побывал на приеме у известного терапевта, профессора А. А. Остроумова, совет которого озадачил и обрадовал писателя, о чем тот поспешил известить многих своих корреспондентов. Так, 24 мая он писал сестре М. П. Чеховой: «[Остроумов] запретил жить зимою в Ялте, находя, что ялтинская зима вообще скверна, и приказал мне проводить зиму где-нибудь поблизости Москвы, на даче. Вот тут и разберись! Как бы то ни было, надо искать теперь для зимы убежище».

Но к зиме дача еще не была найдена. Чехов приехал из Ялты в Москву и в первое время чувствовал себя хорошо. 24 декабря он писал В. К. Харкеевич: «Здесь в Москве снежок, тихо, ласково. Я здоров совершенно, так здоров, что даже докторам становится совестно. Оказывается, вопреки докторам, холод не имеет никакого влияния на мое здравие». Однако уже к середине января настроение его резко изменилось. Ялтинскому знакомому доктору Л. В. Средину Чехов жалуется: «Москва очень хороший город, по крайней мере, таковой она кажется в эту зиму, когда я почти здоров, мороз небольшой, и время идет не­обычайно быст­ро. Но здесь страшная толкотня, ни одной свободной минуты, все время приходится встречать и провожать и подолгу говорить, так что в редкие свободные минуты я уже начинаю мечтать о своем возвращении к ялтинским пенатам, и мечтаю, надо сознаться, не без удовольствия».

Накануне отъезда Чехова в Ялту 14 февраля 1904 года он вместе с женой приехал в Царицыно смотреть продававшуюся вдовой профессора Д. П. Езучевского дачу, находившуюся на противоположном Третьему Кавалерскому корпусу берегу оврага, на Поповой горе, рядом с усадьбами царицынских священнослужителей. Позже О. Л. Книппер-Чехова вспоминала: «Мы эту зиму приискивали клочок земли с домом под Москвой, чтобы Антон Павлович мог и в дальнейшем зимовать близко от нежно любимой Москвы (никто не думал, что развязка так недалека). И вот мы поехали в один солнечный февральский день в Царицыно, чтобы осмотреть маленькую усадьбу, которую нам предлагали купить. Обратно (не то мы опоздали на поезд, не то его не было) пришлось ехать на лошадях верст около тридцати. Несмотря на довольно сильный мороз, как наслаждался Антон Павлович видом белой, горевшей на солнце равнины и скрипом полозьев по крепкому, укатанному снегу! Точно судьба решила побаловать его и дала ему в последний год жизни все те радос­ти, которыми он дорожил: и Моск­ву, и зиму, и постановку «Вишневого сада», и людей, которых он так любил».
Несколько слов о самой даче. Езучевский построил ее на Поповой горе в одном из красивейших мест в Царицыне на берегу Шипиловского пруда, рядом с Большим мостом через овраг. Дача была добротная и просторная, деревянная, с флигелем и на­дворными постройками, с садом, цветниками и огородом.


[
Изображение на стороннем сайте: tsaritsino_5914193_15174817.jpg ]

Дача Езучевских

Езучевские в течение почти двух десятилетий жили в Царицыне - сначала только летом, потом и круглогодично. Здесь прошли детские и юношеские годы их сына - будущего известного художника Михаила Дмит­риевича Езучевского. Сюда часто приезжали члены Русского фотографического общества в Моск­ве (основано в 1894), в том числе знаменитый ученый-биолог К. А. Тимирязев. Рекомендуя А. П. Чехову купить дачу Езучевских, профессор В. Н. Львов, ссылаясь на мнение художника Н. А. Мартынова (см. ниже. - Ред.), сообщал: «Дача построена очень основательно для зимнего жилья. <...> Езучевский сам строил дачу для себя. И как человек обстоятельный, строил прочно и удобно; сам он жил на ней всем семейством много лет подряд и лето и зиму». После смерти Дмитрия Петровича (1898) право аренды участка и дача перешли к его вдове Анне Анд­реевне Езучевской, которая сначала сдавала дачу, а потом решила ее продать.

В Ялте воспоминания о посещении Царицына и стремление вернуться туда уже не покидали Чехова. 23 февраля в первом же письме жене он пишет: «Дуся моя родная, узнай насчет Царицына. А нет ли еще дач поблизости к железной дороге? Лучше Царицына, мне кажется, не придумаешь. Особенно зимой там хорошо». На следующий день тот же мотив звучит еще эмоциональней: «Дуся моя родная, мне Царицыно нравится! Честное слово, нравится!» Дача в Царицыне устраивала Чехова практически по всем парамет­рам. Ведь он хотел «недалеко от Моск­вы, недалеко от станции, чтобы можно было обходиться без экипажа, без благодетелей и почитателей» (27 февраля). Дом теплый, уютный, обжитой, стоящий к тому же в отдалении от других участков. Да и «рыболовной воды», столь важной для Чехова, здесь имелось предостаточно.

Chehov_004.jpg
На фоне дачи Езучевских Анна Андреевна Езучевская (справа) со своими родителями
и Мишей Езучевским. 1880-е


Но были и препятствия к приобретению дачи Езучевских. С самого начала Антон Павлович считал ее стоимость завышенной, а торговаться ни он, ни Ольга Леонардовна не умели. 23 февраля Чехов писал: «Только 10 тысяч не стоит; принимая во внимание и самое дачу, и отсутствие удобств (для писателя столь необходимых), и то, что осталось аренды только 11-12 лет и проч., надо бы, чтобы она сделала скидку. Ведь там на ремонт придется всадить тысячи 2-3». Другая проблема - бытовавшее мнение об излишней сырости, нездоровости царицынского микроклимата.

Chehov_007.jpg
А.П.Чехов и О.Л.Книппер-Чехова. Фото 1902 г.

Еще одна - существовавшая реально либо лишь в представлении О. Л. Книппер-Чеховой оппозиция со стороны сестры Чехова Марии Павловны. Изначально предполагалось, что она также будет жить на этой даче, а ее мнение много значило для Чехова. Видимо, и Мария Павловна занималась поисками дачи. 17 февраля 1904 года брат просил сестру: «Напиши мне про дачу на Клязьме. Дача в Царицыне тем хороша, что ты могла бы жить в ней и зимой и заниматься своими делами. Не знаю, близко ли от станции на Клязьме».

Статья из журнала "Мой район"




[
Изображение на стороннем сайте: icpicslive_1927963_15175358.jpg ]

Дачи в Царицыно


---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12286
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32646
Алевтина Анатольевна Баранова
Царицыно театральное,
или "О чем могут рассказать старые афиши?"


[
Изображение на стороннем сайте: wwwmosjour_6951528_15174928.jpg ]


Представим себе Царицыно, каким оно было чуть более столетия назад. Сейчас это труднее, чем несколькими годами раньше, когда дух Царицына начала XX века еще витал над развалинами Большого дворца, прудами и парком. Но сделаем усилие и представим. Начало дачного сезона 1903 года. Впереди долгожданное царицынское лето с его многочисленными удовольствиями и развлечениями - пешие и велосипедные прогулки по парку и окрестностям, катание на лодках, купание в прудах, рыбная ловля, игра в теннис, танцевальные вечера, чаепития на лужайках...


[
Изображение на стороннем сайте: wwwmosjour_3334386_15174941.jpg ]


Были и те, кто с нетерпением ждал открытия теат­рального сезона, а потом усердно посещал все спектакли и представления, разыгрывавшиеся на сцене небольшого Летнего театра в семейном саду Диппмана. Кто-то бережно хранил афиши и программки. А потом они оказались в фондах Государственного центрального теаральном музея имени А. А. Бахрушина. Самая ранняя афиша датируется 1901 годом, самая поздняя - 1910-м, но большая часть (15) относится именно к лету 1903-го.


[
Изображение на стороннем сайте: wwwmosjour_7584070_15174943.jpg ]

Афиша 1903 года.

Вообще же первым театральным сезоном в Царицыне можно считать лето 1775 года, когда под открытым небом здесь состоялся спектакль в так называемом Воздушном театре Екатерины II. 27 августа императрица писала своему постоянному корреспонденту барону Ф. М. Гримму: «Вчера, в именины великой княгини, у нас в лесу была комическая опера «Аннет и Любен» <...> к великому удивлению окрестных крестьян, которые, надо полагать, жили до сих пор в полном неведении, что существует на свете комическая опера». Речь шла о популярной опере-водевиле Ш. С. Фавара «Annette et Lubin comedie en un acte en vers, melee d'ariettes et de vaudevilles», опубликованной в 1762 году (музыка А. Б. Блэза).

Звучала в Царицыне музыка модных спектаклей и во время публичных гуляний начала XIX века. Их организатор, главноначальствующий Экспедиции Кремлевского строения Петр Степанович Валуев, в чьем ведении находилось Царицыно с 1801 по 1814 год, несомненно, хотел открыть здесь и театр, но помешала Отечест­венная война 1812 года, а потом и смерть Валуева. Память же об этой задумке до сих пор жива в неофициальном наименовании баженовского Среднего дворца - Оперный дом.

Petr_Step._Valuev_by_P.jpg?uselang=ru
Петр Степанович Валуев. (29 июня 1743 — 4 июня 1814) —
один из зачинателей изучения древностей в России, главноначальствующий Кремлёвской экспедицией,
действительный тайный советник (1798).


Регулярные театральные представления начались в Царицыне в конце 1860-х годов - с того времени, когда через Царицыно прошла железная дорога, а само оно стало постепенно превращаться в популярную дачную местность. Московская Удельная контора сдала в аренду мещанину А. Я. Щеглову здание построенного в начале XIX века Валуевского дома с прилегающим участком земли. Щеглов открыл в доме гостиницу, а рядом построил деревянный летний театр. С 1879 года право аренды Валуевского дома было передано мос­ковскому мещанину Г. И. Орлову, контракт с которым дозволял «нанимать музыку, устраивать спектакли, фейерверки на пруде и в саду, как было дозволено содержателю Щеглову».


[
Изображение на стороннем сайте: wwwtsarits_4028017_15174987.jpg ]


Газета «Мос­ковский листок» в июне 1882 года давала такое описание: «Рядом с рестораном есть летний театр, хотя небольших размеров, но по Царицыну весьма достаточный; лож нет, только один партер, т. е. стулья и скамейки, освещение - стеклянные фонарики. Оркестр, состоящий из 14 человек, под управлением некоего г. Васильева приезжает из Москвы, и до начала спектакля, начиная с 6 часов вечера, играет на эстраде в наружном коридоре театра, выходящем en face к площадке ресторана». По выходным и праздничным дням в театре давались спектакли Драматического Товарищества в пользу Братолюбивого общества в Москве под управлением А. И. Орлова. В репертуаре были комедия «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера, водевиль Д. А. Мансфельда «Не зная броду, не суйся в воду» и другие. Пос­ле спектакля стулья в зале убирались, и до двух часов ночи продолжались танцы. Цены на спектакль с танцами составляли от 0,5 до 1,5 рублей.

Спектакли и танцевальные вечера продолжились и тогда, когда в 1883 году новым арендатором Валуевского дома и сада при нем стал на целых три десятилетия саксонский подданный Балтазар Диппман. «Московский листок» летом 1884 года писал: «Есть в Царицыне и театр, но играют в нем любители, да и то редко. Говорят, впрочем, что любители не из плохих и смотреть их можно». Иногда в Царицыне выступали и профессионалы: так, в спектакле «Кручина» И. П. Шпажинского, разыгранном в «царицынском сарайчике», участвовали известные артисты А. Я. Глама-Мещерская, В. П. Бороздина, В. Н. Андреев-Бурлак, В. П. Далматов и М. И. Писарев.

В 1884 году в Царицыне состоялось летнее гуляние немецкого Общества любителей хорового пения. «Маленький и невзрачный в обыкновенное время театрик сада начал принимать нарядную праздничную физиономию; внут­реннее его помещение задрапировано множест­вом разноцветных флагов, а входы утонули в массе гирлянд из дубовой зелени». Однако к середине 1880-х годов театр часто пустовал, не в последнюю очередь из-за состояния самого здания - «сарайчика», «очень смахивающего на амбар, еще более похожего на конюшню, но ничем не напоминающего театр». Отмечалось, что «привычка душить публику в сарае с громким название «театр» - очень дурная привычка, надо бы от нее отвыкнуть».

В апреле 1888 года Б. Диппман обратился в Удельное ведомство за разрешением перестроить пришедший в ветхость Летний театр «с перестановкой на другое место» и приданием ему «более приличного вида». Проект и смету на эти работы, завершенные к осени 1888 года, составил удельный архитектор В. К. Семенов. Получилось простое по объемному и планировочному решению одноэтажное деревянное здание с двускатной железной крышей. В нем размещались зрительный зал, сцена и две небольшие уборные. Вход в зрительный зал был отмечен небольшой лестницей и площадкой, огражденной колоннами и балюстрадой.
В 1896 году театр снимала «г-жа Торская». В 1901-м на его сцене выступала «труппа Товарищества драматических артистов под упр. С. С. Томшевой при благосклонном участии Н. Н. Арбатова». Сохранилась одна афиша этого сезона - в воскресенье 12 августа состоялся бенефис артиста П. Н. Арского. Давались три небольшие популярные в те годы комедии - «Лолотта» А. Мельяка и Д. Галеви, «Веселый месяц май» Л. Л. Иванова и шутка А. П. Чехова «Медведь». В последней главные роли исполняли Томшева (вдова Попова) и Арбатов (Смирнов). На танцевальном вечере после спектакля играл оркестр 3-го гренадерского Перновского полка под управлением Г. Миллера.


[
Изображение на стороннем сайте: wwwjazzrum_4370885_15175009.jpg ]


Летом 1902 года на сцене царицынского театра выступала труппа, именовавшаяся Обществом драматических артистов, во главе с Н. Н. Арбатовым. Представления давались чаще по средам, иногда во вторник и в воскресенье. Играли в основном короткие комедийные спектакли: «Веселый месяц май» Л. Л. Иванова, «Прощальный ужин» А. Шницлера, «Елка» В. И. Немировича-Данченко, «Женская чепуха» и «Комик по натуре» И. Щеглова. Имелась в репертуаре и серьезная постановка - «Лес» А. Н. Островского. Последние спектакли сезона были музыкальными. В воскресенье 11 августа публика увидела комедию-фарс «В царстве поэтов» В. Корнелиевой и комедию-фарс «Камора», в которой исполнялось разными актерами в разных составах 11 «нумеров пенья под аккомпанемент мандолин, мандол и гитар», а в закрытие сезона (бенефис С. А. Гринева) - популярную оперетту «Красное солнышко» («Маскотта») Э. Одрана.
Представления начинались обычно в половине девятого - девять часов вечера и завершались танцами под оркестр военной музыки с такими развлечениями, как «бой конфетти, серпантин и почтовый ящик». Последний поезд на Москву уходил во втором часу ночи.

Сезон 1903 года стал одним из самых ярких в истории Царицына. Целое лето здесь выступала Труппа русских драматических артис­тов под руководством Н. Н. Арбатова. Всего она дала 12 спектаклей (с 27 мая по 8 авгус­та), среди них - «Лес», «Бедность не порок» и «Не было ни гроша да вдруг алтын» А. Н. Островского, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, популярные в те годы и шедшие на сцене императорских театров пьесы «Честь» и «Бой бабочек» Г. Зудермана, «Два подростка» П. де Курселя, «Нежданный гость» («Жак Дамур») по новелле Э. Золя, «Забава» («Без любви») А. Шницлера, «Тетка Чарлея» Б. Томаса. Играли ведущие артисты теат­ра Корша - М. М. Блюменталь-Тамарина, Л. С. Ардатова, А. П. Петровский12, Р. З. Чинаров, В. А. Сашин-Федоров. Гримером труппы был знаменитый мастер Яков Иванович Гремиславский (1864-1941), с 1881 года работавший в Малом театре, с 1888-го - в Обществе литературы и искусства с К. С. Станиславским, а с 1898-го - в Московском художественном театре. В спектаклях участвовал оркестр военной музыки 36-й артиллерийской бригады под управлением капельмейстера И. Неустроева.

Завершился театральный сезон 8 августа бенефисом Н. Н. Арбатова - игрались «Бедность не порок» и «Дорогой поцелуй». А через неделю, 15 августа, заключительным аккордом дачного лета стал «Большой цыганский концерт Московского кружка любителей цыганского пения под управлением Б. А. Ольгина при участии исполнителей цыганских романсов сестер М. В. и В. В. Севоз, В. Л. Ладина, г-жи О. В. Шубиной, Е. С. Кореневой, гг. Ф. Ф. Дорова, известного виртуоза на гитаре Д. Ф. Пелецкого, гитаристов Л. Г. Кроника, М. А. Бидина» и других.

Статья из журнала "Мой район"



Московский областной государственный театр юного зрителя «Царицыно»
Фото сделано - 3 октября 2010 г.
Адрес: 115516, Россия, г. Москва, улица Прохладная, дом 28


[
Изображение на стороннем сайте: uploadwiki_8271237_15175102.jpg ]


По некоторым источникам проходит информация, что здание театра было построено на месте бывшего особняка Петра Степановича Валуева. Театр создан в 1930 как детский передвижной театр. С 1932 именовался Московский областной театр пролетарских ребят, с 1936 – Московский областной театр юного зрителя. Отмечен Почетным дипломом XIV фестиваля театрального искусства для детей в Югославии. Театр – коллективный член АССИТЕЖ. Участник международных выставок в Канаде, ГДР, Дании.

Здание перестроено в 1960 году, последняя реконструкция произведена в 2013 году. Количество мест в зрительном зале - 80 кресел. МОГТЮЗ
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12286
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32646
В сообщении - статья Хорватовой Елены, бывшего сотрудника РГБ.
[q]
С Кантемиром в Россию прибыло около двух тысяч молдаван – его слуги и приближенные, молдавские бояре и воеводы с семьями, простые ратники, крестьяне из его бывших имений. Некоторых из них он расселил по соседству с Черной Грязью. К примеру, села Сабурово и Булатниково, а также деревни Орехово и Хохловка оказались почти полностью молдавскими.
[/q]

Этой теме уделяли и уделяют внимание историки, краеведы, исследователи, пытаясь обнаружить корни жителей окрестных населенных мест Царицыно.

В книге Александра Григорьевича и Павла Смысловых
«Царицыно. История села Черная Грязь» есть рассуждения на эту тему.



[
Изображение на стороннем сайте: 7d3f43d70d_9296148_15175188.gif ]


Рассуждения о том, что князь Д.К. Кантемир привел с собой в Черногрязскую вотчину молдаван (валахов), которые дали здесь свои корни, не верны. Число поселившихся в селе Черная Грязь пришельцев из Молдавии было невелико. В 1723 г. в качестве дворецкого и приказчика у князя в селе служили «волохи» отец и сын, Юрий Васильев и Василий Юрьев. Отцу было в 1723 г. 80 лет, а сын в этом году умер в возрасте 60 лет. У приказчика в распоряжении было четыре холостых «хлопца», соплеменников, один из которых был привезен князем из Санкт-Петербурга в 1722 г.
(РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1802. Л. 1).


Есть еще статья В.И. Даниленко.
См.ниже.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12286
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32646
Кантемир, князь Димитрий – политический деятель, учёный.
В.И. Даниленко
Оригинальная статья


1113343109_tonnel.gif

(В сообщении фрагменты из статьи).

Димитрий Константинович Кантемир родился в г. Галац, Молдавское княжество, ныне Румыния - 26 октября 1673 года и был младшим сыном человека «храброго, доброго советчика» Константина Кантемира, господаря Молдовы......

...После смерти отца в 1693 году Димитрий Кантемир был избран господарем Молдовы, но вскоре был вынужден вернуться в Константинополь, где продолжил образование. Там он познакомился с многочисленными аспектами мусульманского мира, с древней арабской мудростью, изучал турецкий, арабский и персидский языки, завязал дружбу со многими людьми, особенно с Шатонефем, послом Франции, Кольером, представителем Голландской республики, и с Петром Андреевичем Толстым, посланником русского царя Петра I....

В 1699 году Димитрий Кантемир вступил в брак с Кассандрой, дочерью бывшего валашского господаря Шербана Кантакузена, который своей политикой пытался освободить страну от турецкого ига.
От этого брака произошли в порядке старшинства, дочь Мария и сыновья Матвей, Константин, Сербан, или Сергей, и Антиох, родившийся в 1708 году.

Во второй период пребывания в Константинополе, после 1700 года, согласно свидетельствам летописцев Мирона Костина и Иона Некулче, Кантемир присутствовал во время учёбы к различным видам политической деятельности. Этот период его разностороннего творческого расцвета....

В области внешней политики выделяются добрососедские отношения Кантемира с русским царем Петром Великим.
В контексте этих отношений важное место занимает союзнический договор, подписанный между Димитрие Кантемиром и Петром Великим 13 апреля 1711 года в Луцке. В 17 статьях договора, составленных румынским господарем, предусматривалось, в числе прочего: освобождение страны от турецкого ига, абсолютистский монархический строй независимого государства, «вся власть будет принадлежать господарю, трон Молдовы будет переходить по наследству представителям рода Кантемиров.....

(Судьба распорядилась иначе. Уже останавливались на событиях тех лет, см. выше - прим. мое.)

По условиям заключенного мирного соглашения, русская армия получила возможность со всем своим оружием покинуть пределы Молдавии. Вместе с русской армией в Россию ушло около четырех тысяч молдаван. А также вся семья Дмитрия Кантемира и часть молдавских бояр.

Часть молдаван, покинувших родину, поселилась на свободных землях недалеко от города Харькова, а около двух тысяч пришли с Дмитрием Кантемиром в Комарицкую волость Севской провинции, где Пётр I пожаловал ему вотчину в тысячу крестьянских дворов.
В результате этого пожалования, крестьяне 57 сел и деревень Комарицкой вотчины Дмитрия Кантемира из дворовых крестьян, какими они считались несколько столетий, превратились в крепостных крестьян.

Дворцовые крестьяне тоже не совсем свободные, но они были в подчинении Дворцового ведомства, управляющего имениями царской семьи, и тяготы их были не столь обременительны, как у крепостных крестьян.

В центре Комарицкой вотчины, на правом берегу небольшой речки – Соломенной - Общерицы, на свободном пустыре земли была основана княжеская усадьба, а рядом, ближе к реке, поселились пришедшие с Дмитрием Кантемиром молдаване. По обычаям того времени, новое поселение было названо по имени хозяина усадьбы – селом Дмитровкой. Первые годы в Дмитровске молдаване жили на правах эмигрантов бывшего господаря в изгнании – Дмитрия Кантемира. Жили с мечтой скорого возвращения на родину. Но обстоятельства сложились так, что осуществить эту мечту не представлялось возможным в ближайшее время.
И тогда, в 1719 году Петром I был издан указ, приравнявший всех молдаван, пришедших с князем Кантемиром, к правам прочих граждан России.

Жители Дмитровки, молдаване, от крепостного русского населения отличались не только разговорным языком, обычаями, своим правовым положением, но и тем, что совсем не занимались земледелием, что было сделано Кантемиром преднамеренно, как горячим сторонником модного в ту пору экономического учения – меркантилизма, основные положения которого утверждали, что основой всякого богатства являются деньги, нажить которые можно только при всемерном развитии ремесел и торговли.....




Встретилась еще одна версия -
Переходя из владения во владение Кантемира (в разных регионах России) "пришлые" все более становились обрусевшими.
Сам Дмитрий Кантемир в своем труде о судьбах Оттоманской империи и монархий вообще - «Хроника стародавности...." называет своих крестьян "романо – молдо – валахами".
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
LARA65

LARA65

Москва
Сообщений: 239
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 284

Tasha56 написал:
[q]
На всю Москву славилось Царицыно своими теннисным кортами и кегельбаном.
[/q]



[
Изображение на стороннем сайте: oldmosruol_8080650_15175215.jpg ]


Теннисный корт в Царицыно 1910 год

Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12286
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32646
Третий Кавалерский корпус в Царицыно



Третий Кавалерский корпус - условное название одного из трех служебных корпусов, который был выстроен в 1776-79 В.И. Баженовым. Краснокирпичный с резным белокаменным декором дворец расположен между Фигурным мостом и церковью. Его мощный, в плане прямоугольный, с двумя скругленными углами, объем и выступающей полуротондой круглого зала, над которым до 1850-х возвышалась башенка-бельведер, отмечает краеугольное положение павильона в ансамбле.

При Баженове считался «Третьим домом», но не в группе существующих сейчас, так называемых «кавалерских корпусов», а в числе трех домов между оврагом и Фигурным мостом. В 1803 дворец был приспособлен под гостиницу для «пристанища» многочисленных посетителей Царицына.

Во II половине XIX - начале XX вв. сдавался в аренду под устройство дачи И.Ю. Давыдова. С 1927 в здании размещался Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. В 1929 был отремонтирован с устройством центрального отопления. В 1937 в связи с закрытием музея корпус был приспособлен под клуб с кинотеатром.

С 1988 по 1995 в здании находилась дирекция Государственного музея-заповедника «Царицыно». В 1995 началась реставрация, которая длилась до декабря 2003 года. Теперь здание музеефицировано и приспособлено для выставок.

0_7c60_d2c56360_-1-L
2013 г.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12286
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32646
Василий Баженов и Матвей Казаков



[
Изображение на стороннем сайте: seseserufo_9662054_9089741.jpg ]


Памятник Василию Баженову и Матвею Казакову автор композиции Леонид Баранов задумал давно, задолго до реконструкции Большого дворца.

Перед скульптором была поставлена задача создать портретное сходство с Баженовым и Казаковым. Их изображения было непросто найти, и всё-таки скульптору повезло. На одной из гравюр он обнаружил изображение Матвея Казакова, на одном из семейных портретов – Василия Баженова. Автор показывает архитекторов в момент обсуждения проекта. Матвей Казаков изображён со шляпой под мышкой, а у Василия Баженова в руках свёрнутые чертежи. Леонид Баранов стремился показать разные характеры и темпераменты двух архитекторов.

Скульптура разноцветна: у Казакова – зеленый мундир, у Баженова – красный.
Памятник был открыт ко дню города Москвы, 1 сентября 2007 г.

Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики» (псевдоготики); над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи — Василий Баженов и Матвей Казаков. Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына.


[
Изображение на стороннем сайте: kr1jpg_8892762_9089690.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: kr2jpg_7519213_9089737.jpg ]



[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_7463421_9089860.jpg ]

Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. 1776—1785. Панорамный вид. Электронная реконструкция

1. Большой дворец.
2. Малый (Полуциркульный) дворец.
3. Хлебный дом (Кухонный корпус).
4. Галерея-ограда с воротами.
5. Оранжерейный мост.
6. Первый Кавалерский корпус.
7. Второй Кавалерский корпус.
8. Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник.
9. Большой мост через овраг.
10. Третий Кавалерский корпус.
11. Фигурный мост.
12. Средний дворец (Оперный дом).
13. Фигурные ворота.
14. Павильон Миловида.
15. Башня-руина.
16 Арка на острове.
17. Павильон Нерастанкино.
18. Беседка Храм Цереры (Золотой сноп).


[
Изображение на стороннем сайте: CaricinoPl_8376795_9089931.jpg ]


Генеральный ПЛАН центральной части усадьбы Царицыно. 1795 год.

План помещен в Седьмой альбом казенных строений М.Ф. Казакова, что говорит о высокой степени достоверности графического источника.

План усадьбы фиксирует перестройки, сделанные М.Ф. Казаковым в царицынском ансамбле. На месте сломанного баженовского Большого дворца зафиксирован новый дворец, но не осуществленный, а первоначальный вариант планировки третьего этажа с галереей, соединенной по проекту с аванзалами боковых корпусов.

Перед дворцом по казаковскому проекту разбит курдонер – обширный парадный двор, традиционный для дворцово-парковых построек второй половины XVIII в. и тем более подобающий императорской резиденции. К портику дворцового фасада должен был вести пандус, а в центре курдонера предполагалось поставить обелиск. Он обозначен квадратом посередине клумбы. Все эти элементы, типичные для регулярной планировочной системы классицизма, отличались от «вольной» композиции царицынского ансамбля В.И. Баженова. Ради нового величественного замысла были разобраны баженовский Большой Кавалерский и Камер-Юнфарский корпуса (1776-1778 гг.), которые на публикуемом плане 1795-го года отсутствуют.

За Фигурным мостом на всхолмье показаны Шестиугольный и Крестообразные павильоны, возведенные В.И. Баженовым в 1776-1778 гг. Они не сохранились: за небрежением строения быстро пришли в «ветхое состояние» и были снесены в уже начале XIX в.

На плане обозначен и Дом управляющего делами усадьбы: за Галереей-оградой с воротами во внутреннем дворике между Кухонным корпусом и Большим дворцом. В.И. Баженов поставил небольшую постройку в 1783-1784 гг. Она была разобрана из-за «крайней ветхости» в 1803 г.


[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_4614065_9089961.jpg ]

Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. 1776—1785 . Генеральный план села Царицына. 1776. РГВИА

Первые чертежи царицынского ансамбля 1775 года до нас не дошли. В.И. Баженов предлагал сделать модель царицынских строений, однако Екатерина II, вначале с этим согласившись, на вопрос о модели в записке 3 декабря 1775 года ответила: «Нет в оном нужды». Из этой записки видно, что проект Царицына в конце 1775 года был уже утвержден.

«Генеральный план села Царицына» и панорама Царицына, датированная 1776 годом, были выполнены В.И. Баженовым в одно время, что явствует из надписи на генеральном плане: «на оном не обозначено только конюшен и другова моста к оным, однако оное видно на генеральном фасаде», то есть на панораме, как ее именовал архитектор.

На плане обозначены все утвержденные императрицей к постройке здания, за исключением Башни с часами, Конюшенного корпуса в Заовражной части и Большого моста через овраг. Эти сооружения видны на панораме Царицына.

На плане показаны вначале предполагаемые дворцы Екатерины II и ее сына, наследника престола Павла Петровича. Между ними изображена отдельно стоящая оранжерея, впоследствии замененная корпусом для великих князей Александра и Константина.

На плане отсутствует ограда с воротами, сооруженная позднее между зданием Кухонь и дворцом наследника.


[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_6129434_9089989.jpg ]

Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. 1776—1785. Вид с западной стороны села Царицыно от Москвы в 12 верстах». Акварель О.И. Бове. Первая треть XIX века. РГАДА

Панорамный вид Царицына привлекает зрителя контрастами, разнообразием размеров, форм и конфигураций сооружений. В далевом восприятии они выстраиваются цепочкой и раскрываются эффектными группами. Слева перспективу открывает монументальный Моста через овраг. На всхолмии зрительно выделяется из всего дворцового ансамбля Третий Кавалерский корпус. Далее за деревьями проглядывают верха церкви. В значительном удалении едва виден Хлебный дом. Зато четко прописан Фигурный мост, к которому подымается широкая дорога. Справа доминирует Большой дворец со своими огромными шатровыми башнями.


[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_2890854_9090001.jpg ]

Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. 1776—1785. Генеральный план Царицынского архитектурного ансамбля. 1781. РГИА

План выполнен В.И. Баженовым в карандаше. Карандашный «прожект» 1781-го года интересен тем, что фиксирует изменения, произошедшие в Генеральном плане Царицына за пять лет строительства (см: Генеральный план села Царицына. 1776. РГВИА).

Между предусмотренными ранее дворцами Екатерины II и Павла Петровича добавлен новый корпус, предназначенный для малолетних великих князей Александра и Константина. Показана отсутствовавшая на плане 1776 года Галерея-ограда с воротами между Хлебным домом (Кухонным корпусом) и дворцом.

Изменено положение ближайшего к кухонному зданию так называемого Первого кавалерского корпуса: теперь он развернут углом к оврагу.


[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_8047078_9090015.jpg ]

Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. 1776—1785. Панорама села Царицына («Генеральный фасад»). 1776. ГНИМА

«Панорама села Царицына» — шедевр графического мастерства В.И. Баженова. Она представляет собой проектный чертеж и видовую перспективу ансамбля со стороны прудов.

На панораме изображены все спроектированные архитектором строения ансамбля. Неосуществленными остались только Конюшенный корпус и Башня с часами.

Поражают огромные размеры листа (62,5 х 315 см.) и виртуозная техника исполнения. «Панорама» подписная, на ней имеется автограф мастера: «Архитектор Василий Баженов Декабря дня 1776 года Село Царицыно».

Продолжение следует...
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12286
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32646
Продолжение....

attach.asp?a_no=10839

Малый (Полуциркульный) дворец.


[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_2186858_9090085.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_4607661_9090102.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_5927378_9090126.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_6206815_9090161.jpg ]


1. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776-1785. Малый (Полуциркульный) дворец. 1776-1778. Вензель Екатерины II
2. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Малый (Полуциркульный) дворец. 1776—1778. Общий вид
3. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Малый (Полуциркульный) дворец. 1776—1778. Вид с западной стороны.
4. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Малый (Полуциркульный) дворец. 1776—1778. Вид с юго-западной стороны


На дворце поставлен «франтон с особливым украшением»: в его центральную часть вставлен вензель императрицы, окруженный веерообразным масонским лучистым сиянием. Малый дворец Екатерины II предназначался для приемов и увеселений с участием людей из узкого круга приближенных императрицы. Возможно, в связи с таким его предназначением декоративная композиция павильона изысканно проста. Малый дворец высится на склоне, приподнятом над уровнем пруда почти на двадцать метров. Вертикали архитектурного декора создают впечатление устремленности ввысь. Малый дворец был изначально выделен своим местоположением. Это видно на баженовской панораме села Царицына. Архитектор стремился в расположении павильона добиться эффекта непринужденности и вместе с тем искал неожиданные ракурсы, эффектные пространственные образы.


[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_8777624_9090114.jpg ]

Проект фасада Малого («Полуцыркульного») дворца. Бумага, тушь, акварель. 1778 (?). Научно-исследовательский музей Российской академии художеств

В графическом изображении дворец выглядит как элемент причудливого и в то же время изящного орнамента.
В чертеже, однако, угадывается пластика свода, создававшего красоту интерьеров. Игра света и тени контрастно выявляет разнообразие форм внешнего пространства постройки.


[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_4733299_9090146.jpg ]

Малый (Полуциркульный) дворец. 1776—1778. План. 1778 (?). В.И. Баженов. Бумага, карандаш. 13,2 x 13,9. ГЭ

В плане небольшое здание определяется обширным полуциркулем, заключающим овальный зал, примыкающий к четырехугольнику. В него вписаны различные геометрические формы: круг, квадрат и четырехугольник со скругленными углами, – все они малы по объемам и непригодны в качестве жилых интерьеров. Сопряжение разнообразных и не повторяющихся пространств характерно для творческой фантазии Баженова.


[
Изображение на стороннем сайте: Vstavkajpg_5140818_9090227.jpg ]


Малый дворец — одно из трех дворцовых зданий, построенных Баженовым в Царицыне для Екатерины II. Архитектор называл эту небольшую постройку «уединенным домиком, что на горе». В старой литературе она именовалась «Четвертым Кавалерским корпусом». До покупки усадьбы императрицей, еще при Кантемирах, на этой «полуцыркульной абрезной горе», террасами спускавшейся к прудам, стояла деревянная беседка. Летом 1775 года во время пребывания Екатерины II в Царицыне здесь заседал Государственный Совет.

По намерениям государыни, этому строению отводилась роль малого интимного дворца. Его назначение в качестве уединенного места для императрицы подчеркнуто оригинальным фронтоном с инициалом Екатерины.
Сохранились подписные чертежи павильона — план и фасад. Как видно из надписей, они были выполнены уже после окончания постройки. Благодаря этим чертежам можно с уверенностью утверждать, что возведение здания было осуществлено в точности по проекту.

«Внешняя архитектура и общие очертания здания чрезвычайно просты и ясны, — отмечает А. И. Михайлов, крупнейший знаток творчества Баженова. — Большие плоскости стены оставлены недекорированными и подчеркивают тектоническую структуру здания. Эта плоскость оживляется ритмическими повторами белокаменных наличников окон красивого рисунка»[1].
Главные особенности интерьера — небольшой овальный зал и такие же овальные спальные комнаты с глубокими нишами для альковов. Внутренняя отделка дворца была лишь начата, но не закончена. Стены в интерьере оштукатурили особым образом: их «покрыли стюком», то есть декорировали под мрамор. Полы вымостили шестигранной плиткой из красной глины.

Когда в 1803 году Царицыно стало доступным для публики, Малый дворец перепланировали и сдали в аренду под кофейный дом. Но предприятие не удалось, и здесь разместили гауптвахту. Без должного внимания строение с годами ветшало и разрушалось.
В. В. Згура, писавший о дворце в 1920-е годы, засвидетельствовал, что «внутренние стены не сохранились, почему намечавшиеся пространственные членения отсутствуют. Перекрытия также не уцелели; таким образом, мы имеем только как бы остов здания. <…> Пирамидки, как бы продолжавшие аттик в обе стороны и повышавшие впечатление орнаментальности, в настоящее время почти уничтожены»[2]. К середине XX века от баженовского создания оставались лишь полуобрушенные стены.

В настоящее время памятник выглядит как новенький. Его не столько отреставрировали, сколько построили заново.

Пелевин Ю. А.
Статья
______

[1] Михайлов А.И. Баженов. – М.: Гос. издательство литературы по строительству и архитектуре, 1951. С. 124.
[2] Згура В.В.Проблемы и памятники связанные с В.И. Баженовым. – М., 1928. С. 146.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12286
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32646
«Фигурные (Виноградные) ворота. 1777—1778»

Каждый раз, приходя в Царицынский парк, обязательно фотографирую эти ворота. Есть в них что-то "сказочное". При разном освещении (дневном, вечернем, сезонном....) они и выглядят по-разному.


[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_2215434_9091165.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_1073289_9091191.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_8273715_9091218.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_7340384_9091231.jpg ]


1. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Фигурные (Виноградные) ворота. 1777—1778. Общий вид
2. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Фигурные (Виноградные) ворота. 1777—1778. Верхняя часть арки с белокаменной резьбой и рельефами фигур летящих Слав, возвещающих в трубы о победе.
3. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Фигурные (Виноградные) ворота. 1777—1778. Вид с юго-западной стороны
4. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Фигурные (Виноградные) ворота. 1777—1778. Вид с северной стороны


Фигурные ворота, как и другие царицынские строения, — произведение жизнерадостное, полнокровное, лишенное какого-либо аскетизма. Это одно из лучших творений В.И. Баженова. Арки в садово-парковых ансамблях XVIII—XIX вв. нередко сооружались в ознаменование памятных событий. Фигурная арка в Царицыне, быть может, служила торжественным напоминанием о Русско-турецкой войне 1768—1774 годов. Недаром в треугольных тимпанах арки помещены барельефы с фигурами крылатых Слав, возвещающих в трубы о победе. Характер решения башен Фигурных ворот, введение в них двурогих зубцов у основания второго яруса, ряды пинаклей (декоративных заостренных столбиков) и фантастическая белокаменная резьба — во всем этом немало черт крепостного «готического» зодчества.


[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_9909466_9091177.jpg ]

Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Фигурные (Виноградные) ворота. 1777—1778. Чертеж фасада Фигурных ворот. 1778. Бумага, тушь, отмывка. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств

Сохранились чертежи плана и фасада, сделанные В.И. Баженовым. Анализ чертежа фасада показывает, что в процессе возведения ворот были внесены некоторые изменения: вместо высоких готических шпилей по углам верхнего яруса введены обелиски; в боковых башнях шпили заменены вторым поясом треугольных зубцов; другим стал рисунок подвесной резной декорации в проеме арки. Однако общая композиция и масштабы постройки остались без изменений.


[
Изображение на стороннем сайте: 090e3255cf_4402866_9091267.png ]


[center]Его красивая арка, облепленная деревьями и эффектно перекинутая через дорогу,
кажется отзвуком тревожных рыцарских времён; Фигурный мост — самая убедительная
часть Царицына: здесь становится понятной неосуществившаяся мечта Баженова
о романтичном замке над озером среди вечных деревьев, замке с цепью старых легенд,
грезящихся в детских сказках о спящих красавицах, о злых королях и юных принцах…
(Шамурин Ю. И. Царицыно // Подмосковные. — М.: Издательский дом Тончу, 2007)


Фигурные ворота стоят на границе архитектурного ансамбль и парка. Они замыкают с южной стороны Березовый «проспект», начинающийся от Большого моста через овраг и проходящий вдоль дворцовых строений.
Баженов построил их за два летних сезона и остался доволен своей работой: «Вороты прекрасной фигуры, по моему мнению, и прямо нежной готической архитектуры совсем отделаны», — писал он Екатерине II.

На Генеральном плане села Царицына Фигурные ворота закрепляют справа крайнюю точку панорамы. Они развернуты к зрителю лицевой стороной, а не торцом, как могли быть видны со стороны прудов. Под ними автор поставил подпись: «Архитектор Василий Баженов. Декабря дня 1776 года. Село Царицыно».

В верхнюю часть арки вплетен резной белокаменный узор. Он вписан контурами в полукруглую арку и в две малые стрельчатые арки со свисающей виноградной гроздью, которая дала второе название воротам — «Виноградные». В пространство между ажурными арками помещено условное изображение цветка и ростка-бутона, а также пентаграмма — пятиугольная фигура, которой с древнейших времен приписывалось мистическое, оккультное значение.

Смысловое содержание белокаменного орнамента ворот, а также символический декор других построек Царицына может быть соотнесен с масонской символикой[1]. Масонские идеи «вольных каменщиков» были широко распространенными в русских просветительских кругах XVIII столетия, и Василий Баженов разделял религиозно-идеологическую программу масонства, развивавшую христианское учение о братстве и любви, учение, направленное прежде всего к нравственному совершенствованию. Известно, что Баженов входил в кружок московских масонов (Н. И. Новиков, И. Е. Шварц, И. В. Тургенев и др.)[2].

«Несомненно, что масонская символика оказала влияние на декор баженовского Царицына, — пишет Д. О. Швидковский, доктор искусствоведения, член Президиума Российской академии художеств. — Можно интерпретировать, например, переплетение характерного масонского циркуля и виноградной лозы в убранстве Виноградных ворот как соединение символа «измерения добродетели» (циркуль — один из основных знаков для масона), и виноградной лозы — „источника и символа истинной жизни“, восходящего в идеологии „свободных каменщиков“ к евангельским словам Христа „Я есть виноградная лоза и Отец мой виноградарь“. Тогда соединение этих двух изображений могло означать, что для достижения истинного совершенства необходимо изучать себя, „измерять добродетель“ в себе»[3].

Первоначальное скульптурное убранство арки было богаче и многозначнее. «На выступах по сторонам башен еще в 1825 году сохранялись четыре вазы, два купидона и две керамические собаки. Одна из них — лежащий мопс — была обнаружена при ремонтных работах в 1927 году и хранится ныне в Музее архитектуры. Изображение мопсов приобрело особое значение в Западной Европе, а позднее и в России, после запрещения в 1738 году католической церковью участия в масонских орденах. Лица из католической знати стран Западной Европы образовали ложу, сходную с масонскими, избрав себе символом мопса. В противоположность обыкновению масонов, в эту ложу разрешено было вступать и женщинам. Посвященным вменялось в обязанность приходить на собрания с мопсами или иметь при себе их изображения, в связи с чем этот мотив столь часто встречается на табакерках и шкатулках XVIII века. Предмет служил для его обладателя опознавательным знаком в обществе других членов „ордена мопсов“»[4].

Композиционное решение Фигурных ворот, их архитектоника и декоративное оформление наиболее ярко и полно раскрывают творческое своеобразие В. И. Баженова. Ворота являются одним из лучших произведений зодчего. И не случайно они стали своего рода эмблемой всего Царицынского ансамбля.
Пелевин Ю. А.
Российский общеобразовательный портал
______
[1] Медведкова О. Царицынская псевдоготика Баженова: опыт интерпретации // Вопросы искусствознания, 4/93. – М, 1994; Рождественская-Кащенко Е. Василий Баженов – вольный каменщик // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 2.
[2] Михайлов А.И. Баженов. – М.: Гос. издательство литературы по строительству и архитектуре, 1951; Молева Н.М. Усадьбы Москвы. – М., 1998. С. 248—252.
[3] Швидковский Д.О. «Битва дворцов». Архитектура и политика в царствование императрицы Екатерины II // Царицынский научный вестник. Материалы научной конференции памяти В.И. Баженова (4—5 ноября 1999 г.). – М., 2002. С. 172.
[4] Музей-заповедник Царицыно. Дворцовый ансамбль. Парк. Коллекции. — М., 2005. С. 86.



[
Изображение на стороннем сайте: imgfotkiya_2691959_9091311.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: mosdayruph_8568996_9091321.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: giouaimgaa_8126747_9091326.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: pastvucomp_3495681_9091333.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: C1jpg_5659906_9091352.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: clubfotoru_4139633_9091364.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: pastvucomp_8746652_9091427.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: pastvucomp_1709567_9091435.jpg ]


Второе название Фигурных ворот - «Виноградные ворота» - они получили по свисающей в их центральной части скульптурной грозди винограда. Конструкцию Фигурных ворот составляют две круглые башни-опоры, напоминающие крепостные, и широкая стрельчатая арка между ними. Изначально на выступах ворот располагались скульптуры.
В описи 1825 г. указано, что на воротах стояли четыре вазы, две собаки и два купидона.

ПАНОРАМА в большом разрешении. Сайт ФОТО МОСКВА - фотографии Москвы.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12286
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32646
Войдя со стороны лесопарка Царицыно в фигурные ворота усадьбы, по левую сторону можно увидеть оригинальное строение -


[
Изображение на стороннем сайте: Sredniydvo_6274177_9091505.jpg ]

До реставрации.

Средний дворец (Оперный дом).


[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_8549362_9091523.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_8409978_9091544.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_9699149_9091552.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_2038523_9091567.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_3391881_9091577.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_9852581_9091592.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_9767843_9091603.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: uploadwiki_2606282_9091638.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: uploadwiki_8639093_9091650.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: wwwmochalo_8107890_9091752.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: mosdayruph_9236240_9091762.jpg ]


1. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776-1785. Средний дворец (Оперный дом). 1776-1778. Общий вид
2. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776-1785. Средний дворец (Оперный дом). 1776-1778. Вид с юго-западной стороны
3. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776-1785. Средний дворец (Оперный дом). 1776-1778. Вид с восточной стороны
4. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Средний дворец (Оперный дом). 1776—1778. Вид с западной стороны
5. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776-1785. Средний дворец (Оперный дом). 1776-1778. Геральдические орлы
6. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Средний дворец (Оперный дом). 1776—1778. Вид с южной стороны
7. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776-1785. Средний дворец (Оперный дом). 1776-1778. Вид с юго-западной стороны

8. Окно нижнего яруса
9. Окно верхнего яруса
10. Фото 2012 г.
11. Совр. фото

ПАНОРАМА в большом разрешении

Наиболее ярко и эффектно декоративное формотворчество В.И. Баженова проявилось в создании царицынского Среднего дворца. Здесь его творческая фантазия достигла своего максимально полного воплощения. Императорский Средний дворец расположен на высоком берегу пруда и несколько «выдвинут» из зоны застройки к парку. В этом прослеживается один из лейтмотивов баженовского строительства — «диалог» архитектуры с природой, который стал важнейшей особенностью всего царицынского ансамбля. Стрельчатый рисунок оконных проемов, парапетов и ниш создает «готическое» впечатление от всей постройки. Отделка наружных фасадов белым камнем была закончена тогда же, когда и постройка здания. Последним, уже после укладки черепичной кровли, был выложен парапет, поскольку В.И. Баженов опасался, что «таскаемой наверх» черепицей «обломают нежность фигур». Зданию придавалось особо важное значение: на это указывают ажурно выполненные геральдические двуглавые орлы, украшающие боковые фасады дворца. Дворец чрезвычайно декоративен. Собственно стен как таковых уже нет: они превращены в сплошной белокаменный узор — в изощренное обрамление окон, в круглые и овальные «розетки», в стрельчатые арки, ажурные парапеты, в «прорисованные» звезды и в фестоны на аттике главного фасада. Декор Среднего дворца необычайно обилен и пластичен. Белым камнем выложены и обозначены членения стен: горизонтальное деление подчеркнуто карнизами и парапетом, а вертикальное — лопатками, «лесенками» и пинаклями.


[
Изображение на стороннем сайте: artclassic_1534840_9091515.jpg ]

Средний дворец (Оперный дом). 1776-1778. План первого этажа. В.И. Баженов. Бумага, карандаш. 18,9 x 22,8. 1776. ГЭ

Здание имеет сложный план, состоящий из двух частей: двухсветной галереи – зала с двумя боковыми аванзалами и примыкающей к нему с запада камерными помещениями, разместившихся в анфиладном порядке на двух этажах. Некоторым малым интерьерам придано криволинейное очертание.


[
Изображение на стороннем сайте: 30980792gi_4164347_9091668.gif ]


Название здания современное, его историческое именование, как, впрочем, и назначение не известно. В донесениях и памятных записках Екатерине II В.И. Баженов определял постройку по местоположению в общем ансамбле: «дворец против боку садового», «дворец на луговине подле сада», «что близ сада и угла рощи», «по горе же в роще».

Строение, именуемое в настоящее время «Средним дворцом», «Оперным домом», возведена на узкой полосе между «Березовой перспективой» и береговым откосом. Сооружение поставлено по одной линии с Малым дворцом и уравновешивает с юга видовую панораму царицынского ансамбля.

Подготовка к строительству здания началась в 1776 году. А в июле 1778 года В.И. Баженов писал императрице об окончании вчерне дворца, «что подле сада; хотя еще и не из больших; однако и не из малых, а осталось токмо теперь к осени зделать на нем кровлю» [в цитатах орфография оригинала]

Постройка состояла, видимо, из жилой части, в плане повторяющей уменьшенный вариант главных дворцов Екатерины и Павла с примыкающей к ней обширной галереи двумя боковыми комнатами. Галерея представляла уменьшенное воспроизведение обычной для той эпохи дворцового зала с антикамерами, или аванзалами.

Для интерьеров Среднего дворца свойственны разномасштабность и контраст форм. Камерные помещения соседствуют с огромной галереей, по масштабами не уступающей центральному нефу готического собора. Прямоугольные в плане комнаты чередуются с округлыми; стрельчатые проемы и ниши контрастируют с полуциркульными; яркая освещенность переходит в полумрак.

Парадные входы расположены по торцам галереи. Входы отмечены на аттике огромными резными двуглавыми орлами со скипетром и державой. Символы императорской власти на боковых фасадах указывали на официальное предназначение здания.
Вероятнее всего, оно предназначалось для официозных государственных мероприятий. Например, проведения куртагов – высочайших выходов императрицы в приемные дни, на которые приглашались знатнейшие особы и иностранные гости. Здесь же могли бы проводиться и другие важные церемонии, а также придворные праздники. Но это только предположения: письменные источники о функциональной предназначенности строения молчат.

Между тем, интерьерное убранство дворца не было завершено, хотя архитектор многократно и почтительно напоминал об этом императрице. Здание, в конце концов, было покрыто черепицей и работу над ним, как писал И.В. Баженов августейшему адресату, можно было бы окончить «внутреннею отстройкою как печами, полами, дверьми, окошками, штукатуркой ли, живописью ли арабесок а фреско, или чем другим, как о оном уже докладывано в третьем годе».

Но внутренняя отделка Среднего дворца так и не была завершена, а императрица в царицынской резиденции никогда не жила. И все грядущие предназначения этой постройки не состоялись.
Пелевин Ю.А.
Российский общаоброзовательный портал



[
Изображение на стороннем сайте: dicacademi_7751447_9091739.jpg ]
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 ... 14 15 16 17 18 19 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Вверх ⇈