ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
4nxpbcqtodembwcn4nhpdysoswopbcsozzemtwfh4napbxqozdemkegozzemyegtomemhmby4gd7dysoza.png
Для благодарности участников предусмотрены на форуме три варианта -
[q]
1. рейтинг +/-
2. отзыв
3. лайк (за сообщение)


i.gif Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
[/q]

ПРИ ЦИТИРОВАНИИ -
[q]
i.gif Следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос.
Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
[/q]

АЛГОРИТМ поиска. Поиск по Сибири. https://forum.vgd.ru/24/108687/
ГААК. Анкеты Всероссийских переписей 1917 года https://altarchives.ru/census1917

ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа

От городов до старинных деревень
▶ Дневник Tasha56

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 25 26 27 28  29 30 31 32 33 ... 84 85 86 87 88 89 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32735
В этой теме предлагаю коллективно собирать материалы из печатных источников, архивных материалов и сети интернета, которые смогут "на шаг" продвинуть каждого по исследованию и изучению мест проживания представителей наших родов.
28473806.png
razdelitelnaya-liniya-animatsionnaya-kartinka-0190.gif
Населенный пункт - административная единица, первичная единица расселения людей в пределах земельного участка....
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (8)
ovperova
Начинающий

Алтайский край, Бийск
Сообщений: 33
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 12
Продолжая тему https://forum.vgd.ru/post/602/31287/p1340143.htm#pp1340143
По книге Зональный район: история, люди и судьбы. Барнаул:
Управление архивного дела администрации Алтайского края, 2003/

ц. ЗОНАЛЬНОЕ

Село получило название по хозяйственному признаку. Это была зона обслуживания селекционной станции. Первое отделение свеклосовхода разместили на территории 53 разъезда Томской железной дороги.В 1932г. начинается строительство пункта ъЗаготзерноъ, строится нефтебаза, свеклопункт. Поселок при станции Зональная относился к Новочемровскому сельскому Совету. Собственный поселковый совет образован решением от 20 сентября 1940г. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 619/15 об образовании Зонального с/с издан только 26 сентября 1941г.

В 1932-1933гг. В Зональной школе в начальных классах уроки вели Людмила Ивановна Воронкова, Александра Константиновна Хабарова, Клавдия Ивановна Карпова, директором был Георгий Петрович Воронков.В 1935-1936 уч.г. в школу пришли работать Анастасия Ивановна Мадонова, Матрена Павловна Машинская. В 1959г. директором стал А.Н. Пригородов. В школе учились дети не только Зонального, но и Михайловки, Урожайного, Свекловичного, Октябрьского, Плешково, Луговского и несколько человек из Чемровки.
---
Ищу фамилии: Писаревы, Некрасовы, Баранчуковы, Мусатовы (Новосибирская область); Малышевы, Сурчиловы, Дедюшины, Кротовские, Лопатины, Перовы, Козловы (Алтайский край). Малышевы (Оренбургская область), Сурчиловы, Дедюшевы (Ульяновская область)
Шилова, Тро
ovperova
Начинающий

Алтайский край, Бийск
Сообщений: 33
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 12
По книге Зональный район: история, люди и судьбы. Барнаул:
Управление архивного дела администрации Алтайского края, 2003.


Начало https://forum.vgd.ru/post/602/31287/p1340852.htm#pp1340852
С. БУЛАНИХА

Большим уважением в селе пользовались сказочники. В первые годы после революции славился своими рассказами Карп Казанин. В 1913г. был открыт храм. Священником был Влас Карнаушенко.
В 1917г. крестьяне-революционеры расправились со священником и торговцем Бушковским. В 1918-1919г. В село пришли колчаковцы.
Сельчанин Александр Тимофеевич Кубарев во время революции служил в эскадре военно-морского флота, принимал участие в Петроградском восстании. Он стал одним из первых председателей Совета коестьянских депутатов Бийской волости. первый волостной съезд крестьянских депутатов состоялся в Буланихе 15 января 1918г.
Федора Ивановича Недорезова февральская революция застала на румынском фронте, под Яссами.
Никита Сергеевич Кучин после военного госпиталя попал в 1915г. в немецкий плен. Вернулся в Буланиху только в декабре 1918г.
В мая 1919г. в селе была создана подпольная организация РКП (б), ее главой был избран Василий Никитич Пошевнев. В ячейке также состояли Василий Иванович Костенков, Григорий Павлович Алилуев, Петр Андреевич Березиков, Иван Тимофеевич Кубарев, Анна Антоновна Кубарева, Никита Сергеевич Кучин, Федор Иванович Недорезов, Александр Тимофеевич Кубарев.
В Буланихе был расстрелян Пантелей Поваров, сбежавший из колчаковской армии.
Большевиков в селе поддерживали Пошевнев Василий Никитич и Шемонаев Николай Васильевич.
---
Ищу фамилии: Писаревы, Некрасовы, Баранчуковы, Мусатовы (Новосибирская область); Малышевы, Сурчиловы, Дедюшины, Кротовские, Лопатины, Перовы, Козловы (Алтайский край). Малышевы (Оренбургская область), Сурчиловы, Дедюшевы (Ульяновская область)
Шилова, Тро
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32735
Кускунская Петро-Павловская церковь – отражение судьбы села
Красноярский край, Манский район...

Заселение села Кускунское

Село Кускун зафиксировано ещё в 1762 г. среди первых деревень вдоль Московско-Сибирского тракта (Московский Столбовой). Таким образом, по нашим предположениям, село образовано примерно в одно время с селом Тертеж, а, значит, является одним из старейших сёл нашего района. Само название говорит о его древности, так как Кускун в переводе с языка коренных племён, когда-то населявших эти места, означает «набережная».

Год образования церкви не известен, самые ранние «Метрические книги», сохранившиеся в Манском архиве, датируются 1879 годом. Приход перестал действовать (исходя из записей) со второй половины 1920 г. Официально, по документам из фондов Государственного архива Красноярского края (ф.р. 1386.оп.1д.609.лл.171, 174, 179), 16 января 1938 г. церковь была закрыта, и здание передано в распоряжение сельского Совета. Далее в помещении церкви были клуб, ясли, зернохранилище. В 1984 г. церковное здание сгорело.

Активно заселяться село Кускунское (так пишется в книге) начало с переселением сюда людей из центральной России, Белоруссии и т.д. Вошло в состав Манского района при его образовании. Мы проанализировали «Метрические книги… из Енисейской Духовной Консистории причту Кускунской Петро-Павловской церкви», взяв несколько лет: 1879, 1900, 1915, 1918, 1919-1920.

Так, например, записи 1879 г., когда село относилось ещё к Вознесенской губернии, в главе «О родившихся», среди записей о родителях новорожденного, мы читаем: «Кускунской конвойной команды фельдфебель Василий Никитич Злобин». Встречается это звание и в записях о крёстных родителях (воспреемников), родителях-отце: «Кускунской конвойной команды рядовой», «отставной унтер-офицер». Также среди брачующихся, поручителях в записях упоминаются рядовые и офицеры Конвойной команды: Чанчиков, Егоров, Пантюшев, Сухоруков, Сильверстов, Потылицын, Толстиков, Гагаркин, Бажакин, Зыков и другие.

В Сибирь – за «землёй и волей»

От старожилов данного села, из топонимики деревни мы знали о том, что в селе, на горе, которая называется Этапная, находились казармы, где останавливались группы каторжных. Как известно, наряду с вольным переселением тех, кто стремился обрести в Сибири «землю и волю», значительное место занимали ссылка и каторга осуждённых за различные преступления (в том числе политические) в городах и селениях Европейской России. Большинство из них отправлялись на местожительства в специальные поселения ссыльных, многих размещали в старожильческих селениях. В Кускуне, как и во многих селениях вдоль Московско-Сибирского тракта, была сформирована конвойная команда из местных жителей, которые сопровождали на определённом участке дороги этап каторжан. Далее он передавался в сопровождение следующей конвойной команде.

В сёлах вдоль Московского тракта ссыльные каторжане часто останавливались на постоянное место жительства. В 30-40-ые годы 19 века в нашем крае поселили около пяти тысяч польских повстанцев (имеется в виду польское восстание 1830-1831 г.г. в Королевстве Польском, Литве, части Белоруссии, Правобережной Украины против царизма. Подавив восстание, царизм отменил конституцию, предоставленную Польше в 1815 году). Прибыли они сюда и после восстания 1863-1864 г.г. (январское восстание 1863 г., январь 1863 – май 1864 г.г., в Королевстве Польском, Литве, части Белоруссии, Правобережной Украины против царизма. Подготовлено Центральным национальным комитетом. В поддержку восставших выступили А. И. Герцен, Комитет русских офицеров в Польше. Подавив восстание, царизм был вынужден провести в Королевстве Польском аграрную и другие реформы). Этот факт нашёл отражение в истории Кускуна – дед одной из старожилок по национальности был поляком и остался здесь со своей семьёй по причине начала родов у его жены. Ряд польских фамилий отмечен и в книгах Новоникольска, Шалинского.

«Посельга»

Среди прихожан наиболее частым является звание «крестьянин», что можно опять же отметить в книгах Новоникольска, Шалинского. Звание «мещанин» встречается редко, что не удивительно: основным родом деятельности жителей нашего района являлось земледелие, животноводство; в таёжных местах – добыча пушнины, орехов, а возле реки Маны часть населения занималась заготовкой и сплавом леса.

Небольшое количество жителей, упомянутых в «Метрической книге Кускунской церкви», имеют воинское звание, неоднократно упоминается «поселенец» (ссыльный), среди них -Рысьев, Романов, Михайлов, Харченко, Кирилов, Клаповский, Непомнющий, 1 раз – спецпоселенец Вокосинский. Это жители либо Кускуна, либо соседних поселений (из Шалинского, Емельяновой и т.д.).

Некоторые записи в книге кажутся забавными: «Села Кускунского поселенец из евреев Моисей Самуилов Булатовский», «поселенец Стефан без отчества и прозванный Бродяга».

Сибиряки с радушием принимали всех, единственное, что требовалось от поселенца, — это быть положительной личностью. В селе Кускун их, по воспоминаниям старожилов, называли «посельга». Они считались дешёвой рабочей силой, их нанимали на работу до Михайлова дня осенью, после уборки урожая. В основном же (на 1879 г.), судя по записям книги, среди упоминаний о родившихся, брачующихся, умерших – уроженцы села Кускунского, Тертежского, Батойского и других близ лежащих.

В 15 лет – под венец

Основной род деятельности жителей того времени – сельское хозяйство. Богатая земля давала возможность неплохих жизненных условий, в 1879 г. в Петро-Павловской церкви крестили 46 младенцев мужского пола, 32 – женского. В большинстве своём это были жители села Кускунского. Тем не менее, была высокой смертность, преимущественно, среди маленьких детей. Так, в 1879 г. умерло 33 человека мужского пола, 29 – женского. Единичны случаи смертей взрослых: от чахотки, тифа, водянки, «апоплексии мозга и лёгких», младенцев (более 30 случаев смерти) – от родимца, болей в горле. Как мы выяснили, родимец – это судороги, удушье до посинения у младенцев и детей первых лет жизни. В настоящее время малыши ещё в роддоме получают необходимые прививки от различных заболеваний, поэтому в наше время этой болезни практически нет. Профессиональный лекарь был один на несколько деревень, не все болезни в то время могли лечить. Применяемые методы лечения часто заканчивались смертью больного.

В 1879 г. венчаны 17 пар молодожёнов. Средний возраст невест – 20 лет, женихов – 22 года. Часто невеста – среднего возраста, и указано: «солдатская вдова». Большого возрастного разрыва среди брачующихся не наблюдается, кроме редких случаев: жениху – 26, невесте – 15; жениху – 26, невесте – 32. Для брака с совсем юной (15 лет) получено разрешение, видимо, от более высокого священнослужителя («есть разрешение его «Преосвященства»).

Так записи «Метрической книги» позволяют составить картину жизни наших земляков в конце 19 века. Проследим, как нашли отражение в «Метрической книге» события истории начала 20 века.

Большой приток прибалтов

Столыпинская реформа – важнейшее событие в жизни сибиряков. В наши окрестности приехало много переселенцев для освоения новых земель. Фамилии во всех главах «Метрической книги» начала 20 века (1914-1919 г.г.) – прямое тому свидетельство (кроме того, в книге указывается, уроженцем какой губернии, села является человек): Иванюта, Цурган, Матвиенко, Борисенко, Сухорукий, Юрко, Янко, Радкевич, Бочек, Ипатко, Склют, Кацевич (Сорокино) и т.д. Кстати, Трофим Борисенко был псаломщиком Петро-Павловской церкви. Даже если фамилия русская, указаны губернии: Саратовская, Черниговская, Витебская, Тверская, Оренбургская, что свидетельствует о том, что люди эти не являются уроженцами этих мест, а приехали издалека. В 1919 г. мы читаем в книге имена: «Адам Станиславов Тышко», «Филипп Францов Шамай», «Иоанн Феликсов Станкевич» — имена немецкого, прибалтийского характера. Но упоминание имён немецких и балтийских довольно редко. Имея католическую веру, они не крестили детей, не венчались и не отпевали умерших в православной церкви. Хотя общеизвестно о большом притоке прибалтов в Сибирь и до Столыпинской реформы, и во время её проведения.

На территории нашего района – множество поселений, где ранее жили в большом количестве латыши, эстонцы, литовцы. В книге за 1918 г. мы обратили внимание на высокую рождаемость в этот год (родилось 72 девочки, 56 мальчиков, 82 младенца – только в селе Кускунском) и сделали вывод, что причиной тому как раз и является появление в селе и его округе новых жителей – переселенцев. Правда, в этот года наблюдается и высокая смертность: умерших – 54 мужчины и 35 женщин. Тяжёлые условия дороги, неустройство первых лет жизни в Сибири способствовали болезням переселенцев, возникновению среди них эпидемий. Кроме того, болезни имели инфекционный характер, поэтому болели не только переселенцы, но и коренные жители.

Отголоски «колчаковских» времён

Год 1917-ый был переломным в нашей стране. События того времени нашли отражение и в наших местах. Так, в записях о родителях родившихся, брачующихся появляется слово «гражданин». Упоминается посёлок Самарский, участок Правый и т.д. Год образования этих деревень, видимо, близок к этой дате. 1917-1919-ые годы – годы высокой смертности среди жителей села и близ лежащих сёл и деревень. Так, в 1919 г. в книге зарегистрировано 57 смертей мужчин, 57 смертей женщин (в том числе и дети). Причины – «от кори», «тифа», несколько случаев оспы. В день умирало по несколько человек, что также зафиксировано в «Метрической книге».

Крещено в церкви в этот год 78 младенцев обоего пола.

В книге за 1919 год мы нашли записи, вызвавшие у нас особый интерес. Жених – «порутчик 49 Сибирского полка, прикомандированный к штабу уполномоченного Верховного правителя и Верховного Главнокомандующего Василий Васильевич Гранов (?). Именно в этом году в наших местах, как известно, стояли войска адмирала А. А. Колчака – «Верховного Главнокомандующего Российского государства» (Верховный правитель Российского государства). По свидетельству рассказов старожилов, часть его полка стояла в селе Кускунском. Ещё долгие годы спустя жители находили в огородах патроны, оружие, так как, по воспоминаниям, в селе находился склад оружия. В музее хранится ствол ружья «Бердана», подкова с офицерского сапога, найденные жителями данного села.

Записи продолжают нас поражать, как факт, свидетельство далёкого интереснейшего прошлого. Так, читаем: поручители брачующихся – «начальник штаба Егерьского отряда 8 Сибирской дивизии порутчик»; в этой же книге – «порутчик 3 отдельного офицерского батальона Никон Фомич Андреянов». Нас заинтересовала принадлежность, политическая ориентация данных дивизии, батальона, в результате мы нашли следующие сведения.

1919 год был решающим в противостояниях белых и красных на всех фронтах гражданской войны. В начале марта колчаковская армия предприняла наступление против советских войск Восточного фронта. Успех наступления и последующих боевых операций в значительной степени зависел от способности былого командования обеспечить бесперебойное пополнение действующей армии. Для решения этой задачи в течение 1919 г. в Омском, Иркутском и Приамурском военных округах проводился призыв на военную службу некоторых категорий населения, в результате чего был сформирован ряд войсковых соединений.

Адмирал Колчак 23 марта 1919 г. приказал сформировать пять стрелковых дивизий: три (11, 12 и 13-я) – на территории Омского военного округа и две (8 и 14-я) – на территории Иркутского военного округа. Каждая из дивизий имела в своём составе по четыре стрелковых полка, а также по одному егерскому батальону, артиллерийскому и инженерному дивизиону.

Год двадцатый… жизнь продолжается

Война войной, а жизнь продолжается. И в те тяжёлые, напряжённые годы люди любили, женились, рожали детей, значит, думали о будущем. В записях этого года мы встретили и имя нашего бывшего земляка: поручитель браком сочетающихся – «начальник станции Камарчаги Томской железной дороги Карл Александров Шмахетко (…сын Александров)».

Записи церковнослужителей прекращаются в апреле 1920 г. С 1920 г. в книге пишется уже не Вознесенская, а Кускунская волость. До конца года сохраняются записи рождения, браков, смертей, но уже как гражданская регистрация («Книга записей актов гражданского состояния при Кускунском волостном совете Депутатов Красноярского уезда Енисейской губернии»), что является свидетельством того, что в 1920 г. произошло установление Советской власти в Манском районе.

Записи до апреля ведутся церковнослужителями, и мы определяем, что этот год был тяжёлым для жителей не только в плане политическом. В здешних местах бушевала эпидемия тифа (52 смерти), люди умирали и от оспы (6 смертей). Тиф свирепствует почти до июня, к концу года упоминаний о смерти от тифа почти нет. Всего в этот год зарегистрировано 112 смертей. И это только те, кто занесён в «Метрическую книгу». Рождённых в этот год отмечено 63 младенца.

Последним священником Кускунской Петро-Павловской церкви, судя по записям, был Иоанн Карнаушевский, псаломщиком при церкви до последнего времени был Антон Каранушевский. Пусть их имена останутся в нашей памяти.

В документах исполкома Манского районного Совета народных депутатов за 1972 год имеются сведения о сохранности и использовании бывших религиозных зданий: Кускун, Петропавловская церковь: здание деревянное, построено в 1861 г. Богослужения не проводятся в здании с 1930 г. Церковный вид не сохранён.

По материалам районного архива.


Источник информации
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 1173
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 859
Tasha56 velev70
Просмотрев литературу по Змеиногорскому округу, нашла д.Александровскую Владимировской волости, в которую отселились старообрядцы "поляки" из с.Быструха, которая в свое время отселена из с.СЕКИСОВКА.
Наташа, нет ли у Вас информации по истории этих трех сел?
Вот что прислал мне по Александровке Ширков В.П. местный краевед, автор исторических очерков.
"Вот некоторые сведения по уже не существующей деревни Александровка. Основанная она примерно в 60-е годы XIX века староверами из Быструхи. Располагалась она в 22 км, от села Быструхи. В 1897 г. согласно Первой Всероссийской переписи населения в Александровке числилось мужиков 321чел., женщин 334 чел., всего 655 душ. К 1928 году в селе Александровке проживало мужиков 889 чел., женщин 949 чел., всего 1838 душ. Хозяйств (дворов) числилось 328."
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32735
Славгородской уезд, Орловская волость, село Орлово


[
Изображение на стороннем сайте: 06cc5d5ea659.jpg ]



[
Изображение на стороннем сайте: 89e8c841ff04.jpg ]


КНИГА
Название книги: История села Орлово
Автор: Шеленберг И.

Ответственность за издание: Междунар. союз нем. культ.
Место издания: М.
Издатель: Готика
Типография: Политех-4
Год издания: 1996
Число страниц: 144
Наличие иллюстраций: да
ISSN/ISBN: 5-7834-0013-0
Тираж: 1000
Серия: История и этнография российских немцев
Комментарии: Из содерж.: На просторах Сибири; Орловская волость; Октяборьская революция и гражданская война; НЭП и кооперативное движение; Эмиграционное движение и раскулачивание; Новь села Орлово и др.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32735
РОДАСИ
[q]
старообрядцы "поляки" из с.Быструха, которая в свое время отселена из с.СЕКИСОВКА.
[/q]

Тут дело такое. Отдельных статей по указанным населенным местам не нашла (точнее: пока не успела все просмотреть).
Складывается картина такая. Оля, На Вашем сайте "РОДАСИ" есть ссылка на работу М.Швецовой http://rodasi.ucoz.ru/load/2
Исходя из текста и хронографа Осерчевой О.Н. по важнейшим датам Убинского старообрядчества XVIII – начала XXI вв.
Хронограф

1747 г. – русская императрица Елизавета издала указ о том, чтобы отныне рудники и демидовские заводы на Алтае переданы были в ведение «Кабинета ея императорского величества»;

1760 г. – Сенат издал указ, разрешавший государственным крестьянам селиться с семьями по рекам Убе, Ульбе, Березовке, Глубокой и по прочим, впадающим в них и в Иртыш;


1762 г. – на основании Манифеста Екатерины II Сенат издал указ, которым приглашал возвратиться добровольно в Россию русских староверов, бежавших в Польшу от религиозных преследований, при этом место жительства они могли выбрать либо прежнее, либо Сибирь, в том числе и Алтай;

1763 г. – 22 января был послан другой указ всем начальникам пограничных с Польшей городов и крепостей, а также «всем губернаторам и воеводам тех мест, куда пойдут раскольники», чтобы последним ни от кого никакого препятствия чинено не было», но чтобы им оказывали возможную помощь при поселении их; 13 мая был вновь оглашен указ 1762 г., после чего в этих местах появились первые поселения «поляков»;

1763-1769 гг. – период заселения Алтая «поляками», образование первых старообрядческих поселений Змеиногорского округа на Убе: Верх-Убинское (Лосиха) и Секисовское Владимирской волости, Шемонаевское и Екатерининская Александровской волости, Бобровское – Бобровской и Староалейское – Алейской волости, т.к. по словам «поляков», эти селения принадлежат к числу «самых старинных, коренных селений, куда еще наши деды пришли»;

1765 г. – Сенат вновь издал указ, приглашающий беглецов возвращаться в Россию «без всякого опасения и страха», при чем подтверждались обещанные ранее льготы, но с оговоркою, что этими льготами могут воспользоваться только добровольно возвратившиеся;

1779 г. – ввиду расширения горного дела на Алтае и увеличения контингента рабочих сил на основании манифеста от 21 мая «поляки» переведены были из разряда государственных крестьян в приписные к заводам, что оказало огромное влияние на их жизнь;

1786 г. – образовался рабочий поселок Риддерск из заводских крестьян различных селений Алтайского округа, которые были приписаны к открытым в этой местности рудникам для исполнения необходимых работ;

1787-1790 гг. – из-за нежелания «мирщиться», быть в общении с никонианами, раскольники, оглядевшись на новых местах, вскоре начали расселяться по окрестностям и образовывали новые селения, состоявшие исключительно из «своих», таким образом, были основаны деревни Владимирской волости Змеиногорского округа, большей частью как выселки села Секисовского: Малая Убинка (1787) и Быструха (1790);

Весь текст можно посмотреть по указанной выше ссылке.



Все работы ориентированы на исследованиях историй освоения населенных мест на территории Бухтарминской долины вокруг Риддерска (Риддерская волость)... В 1760-е гг. были основаны все коренные селения "поляков" в Змеиногорском округе (территория Бухтарминской долины) : Екатерининка Александровской волости; Шемонаиха, Лосиха (Верх-Уба), Секисовка (Секисовское) Владимирской волости; Бобровка Бобровской волости.

В 1799 году коренное польское селение Секисовское уже не могло, в тех границах, обеспечить жителей свободными землями для земледелия и хозяйства. Происходит присоединение земель "рождение" новых населенных мест. Секисовское стало "пращуром" для шести поселений Змеиногорского округа Риддерской волости (тогдашней Владимирской волости): Черемшанка, Бутакова, Поперечная, Стрежная, Пихтовка и Орловка.


1790 г. – крестьянин села Убинка по фамилии Рулин по течению реки Таловки основал свое поселение Рулиха в том месте, где в 1965 г. находилась пасека колхоза «Аврора». Первые поселенцы: Илья и Николай Афанасьевы, Алешины и др. Позднее появились переселенцы из Самары, Воронежа: Бунеевы, Сериковы, Пивоваровы, Макагоновы, Ковалевы, из Петрограда: Крицко и др.;

1798 г. – «поляки» впервые были привлечены к отбыванию заводских повинностей наряду с соседними селениями;

1799-1867 гг. – выходцами из с. Секисовки основаны шесть поселений «поляков» Риддерской волости Змеиногорского округа: Черемшанка (1799), Бутакова (1805), Поперечная (1832), Стрежная (1850), Орловка (1858), Пихтовка (1867);

1820 г. – основание федосеевской моленной в с. Выдриха;

1831 г. – в Барнаульское духовное правление поступил императорский указ: "по секрету, коим предписано, что старообрядцы не должны заводить для звону колокола и никаких нарядных исправлений у часовен";


1836 г. – основание беспоповской моленной в с. Секисовка Владимирской волости;

1837 г. – до этого года все население села Секисовского Владимирской волости было беспоповское, а с назначением священника Симеона Вавилова из Барнаула, было положено начало единоверию17, здание беспоповской моленной передано единоверцам;

1856 г. – основание д. Волчиха Владимирской волости Змеиногорского округа, в которой проживали староверы-"поляки";


Подборка источников (по сети)

Опись статистических материалов сельскохозяйственной переписи 1916 г. по Владимировской волости Змеиногорского уезда. Змеиногорский уезд.
Фонд: 239
Опись: 16
Дело: 195
В данном фонде содержатся материалы Сельскохозяйственной переписи 1916 года (включая оригинальные переписные листы) по бывшей Томской губернии В переписных листах (анкетах) этой переписи имеются данные по имени домохозяина, губернии выхода и году поселения в Сибири (для переселенцев), составе его семьи (без имён), количестве сельскохозяйственного инвентаря, скота и посевов.
Архив
Государственный архив Томской области
634050, Томская область, г. Томск, ул. К.Маркса, д. 26
gato@post.tomica.ru
http://gato.tomica.ru

***
Махова Л. П. Поселения старообрядцев-«поляков» на Алтае: картографирование географического ареала традиции // Климент Васильевич Квитка и актуальные проблемы этномузыкологии: Материалы науч. конф. / Ред.-сост. Е. В. Битерякова. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. — С. 190-229.
ISBN 978-5-89598-207-5
http://new.hist.asu.ru/biblio/borod2/B.html
***
Шитова Н.И. Этническая история старообрядцев Уймонской долины Горного Алтая в старообрядческих нарративных источниках
(по материалам рукописей Т.Ф. Бочкарева)*
*Работа выполнена в рамках проекта РГНФ № 11–11–04003 а/Т
Шитова Наталья Ивановна, к.и.н., Горно-Алтайский государственный университет
http://www.borovskold.ru/conte...amp;id=104
***
История русскоязычных названий сел Восточного Казахстана
http://pedagog21wek1.ucoz.ru/l...17-1-0-582
***
Л.Н. Мукаева
(Горно-Алтайский государственный университет)
ИЗ ОПЫТА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ ЮЖНОГО АЛТАЯ В ХVIII-ХIХ вв.
http://new.hist.asu.ru/biblio/borod2/18-105.html
***
На правах рукописи
Лысенко Юлия Александровна
МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В КАЗАХСТАНЕ
(вторая половина XIX - начало XX в.)
Специальность 07.00.02 - отечественная история
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени
доктора исторических наук
Барнаул-2011
http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-istoriya/a53.php
***
О.Н. Осерчева | Рубрика: Старообрядчество в регионах
Беспоповские общины старообрядцев города Риддера Восточно-Казахстанской области во второй половине XX – начале XXI вв. (по материалам полевых исследований 1973, 1982, 1986, 1991, 2008 гг.)
http://www.anti-raskol.ru/pages/1132
***
По сообщению староверки А. Исаковой из с. Чендек Усть-Коксинского района, раньше стариковская церковь была в Катанде. Она рассказала, что старообрядцы Коксы общались с бухтарминцами, а также кержаками Бийска и Барнаула. В настоящее время центром коксинской стариковщины является д. Мульта. Сюда на большие праздники приезжают стариковцы из Чендека, Верхнего и Нижнего Уймона, Тихонькой…

Т.Г.Казанцева, Н.С.Мурашова и др.
Старообрядцы Алтая
http://krotov.info/lib_sec/11_k/kaz/anzeva.htm
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 1173
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 859
Tasha56
Наташа, спасибо за такую большую подборку по теме. Статьи эти я уже читала, многие базируются на очерках первых исследователей этой местности.
Не удивительно, что о д.Александровке мало упоминаний, по данным приведенным Швецовой М.В. год создания 1880. Очень позднее для основания "польских" селений. А моя бабушка уже родилась через 15 лет в д.ТУМАНОВО Ануйской волости.

Прикрепленный файл: Александровка в табл основания.jpg
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
eka54
Участник

eka54

Новосибирск
Сообщений: 48
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 58
По данным ссылкам находятся исторические очерки по Краснозерскому району (воспоминания односельчан, переселенцев и их потомков, а так же просто описывается быт людей, много имён):
http://ru.calameo.com/read/0014643624bc969394f09 (Дела и люди)
http://ru.calameo.com/read/001464362f8a0a03376a8 (Свириденко В.Н. История села Веселовское)
http://ru.calameo.com/read/001464362cf63c6d08800 (Воспоминания Боженко А.Я.)
http://ru.calameo.com/read/0014643626fe634295763 (Родинки малых сел. История малых поселков Краснозерского района). Здесь на стр.:4-5 есть перечень населенных пунктов Краснозерского района, существующие и исчезнувшие...
Ещё буквально через пару дней на руках будет книга Максименко А.В. "Моя Колыбелька" (д. Песчаная(ое)). Здесь есть несколько глав:
http://www.astro.websib.ru/raznoe/kniga/Kolibelka.htm
http://www.astro.websib.ru/raznoe/Ozero/ozero.htm (фото озера Песчаного).



Комментарий модератора:
Спасибо большое за интересный материал.
---
Ищу: Ка(о)цюба (Луганск), Рябцевы (Курская губ., Корочанский у., с.Поповка), Корсун (Мокиевка, Полтава), Ткаченко (Полт. губ.), Зеленские (Таврическая губ., Бердянский у., Ореховская в-ть), Рудины (Вятская губ.), Жидковы (Плесо-Курья, Алтай), Власовы (с.А
vasiliy_f
Новичок

Сообщений: 2
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 3
День добрый! Спасибо за большую и интересную работу!
Не подскажите, где можно ознакомиться с книгой: Косовец, В.И. "Заселение и освоение окрестностей Юрги и прилегающих территорий Среднего Притомья и Приобья", Юрга, 2010
Желательно в электронном виде, в Новосибирске не могу найти.
Спасибо и удачи!
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32735
vasiliy_f
Самой книги и ссылки на нее у меня нет. Нашла только это -

Заселение и освоение окрестностей Юрги и прилегающих территорий Среднего Притомья
Косовец Владимир Иванович.
г. Юрга


ВВЕДЕНИЕ
Прошло уже более трёх с половиной столетий с тех пор, как русские переселенцы начали заселять территорию Среднего Притомья. Участники первых Сибирских экспедиций: Г. Ф. Миллер, С. П. Крашенинников, И. Г. Гмелин, И. П. Фальк, П. С. Паллас, И. И. Георги, картограф С. У. Ремезов, а также историки, исследователи, краеведы последующих поколений внесли большой вклад в изучение и освещение вопроса возникновения первых русских поселений и дальнейшего освоения территорий среднего течения рек Оби и Томи. Обширные сведения об истории русских населённых пунктов Среднего Притомья и коренном населении Сибири оставили Миллер и Крашенинников. Наиболее полно и достоверно раскрыли вопрос о заселении Среднего Притомья и Приобья в своих научных работах профессора: Д. М. Беликов, Н. Ф. Емельянов, Н. А. Томилов и кандидат исторических наук Кемеровского государственного университета И. Ю. Усков. В последние годы резко повысился интерес у краеведов и любителей истории к историческим сведениям, касающимся их малой родины, но, к сожалению, большинству людей научные публикации путешественников XVIII-XIX вв. и учёных, упомянутых выше, недоступны, т. к. эти научные работы в местных библиотеках отсутствуют. В работе излагается история заселения и освоения упомянутой выше территории, в частности, территории Юргинского района, образованного в 1935 г.

КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ ЗАСЕЛЕНИЯ ТОМСКОГО КРАЯ
Заселение русскими территорий, расположенных в среднем течении рек Оби и Томи стало возможным после основания в 1604 г. Томского острога экспедиционным отрядом, сформированным в г. Сургуте во главе с письменным головою Г. И. Писемским и Тобольским сыном боярским В. Ф. Тырковым. Постепенно вокруг Томского острога возникло большое количество заимок и деревень, основанных служилыми людьми и пашенными крестьянами. Нехватка пахотных земель вокруг Томска вынуждала постепенно осваивать земли южнее города и к середине XVII в. началось заселение и освоение земель современных территорий Яшкинского и Юргинского районов. На правом берегу Томи появились сторожевая станция Иткара в 1646 г. и Сосновский острог в 1657 г. После сооружения Сосновского острога началось быстрое заселение территорий Юргинского и Яшкинского районов по рекам Томи, Сосновке, Лебяжьей, Чубуру, Канку и Кандерепу. В связи с бурным заселением Томского уезда его территория в XVII в. была административно поделена на станы (земледельческие районы). Территория Юргинского района полностью входила в Сосновский стан, самый крупный по числу населённых пунктов в Томском уезде. По реке Томи так же был образован Верхотомский стан после освоения в 1665 г. Верхотомского острога. В XVII - начале XVIII века высшей административно-территориальной единицей является разряд, с 1708 г. – губерния. Промежуточной административно-территориальной единицей являлся уезд, низшей единицей последовательно являлись: стан до 1724 г., дистрикт с 1724 по 1782 гг, слобода – с 1782 по 1797 гг., волость с 1797 по 1924 гг. Населённые пункты, располагавшиеся на современной территории Юргинского района входили в разные годы в состав Тутальской, Варюхинской, Ояшинской, Кайлинской, Пачинской, Телеутской волостей Томского уезда и в состав Тарсминской волости Кузнецкого уезда.

СТАРЕЙШИЕ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ,
НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ ЮРГИНСКОГО РАЙОНА
Заселение территории Юргинского района происходило с севера, со стороны Томска, практически сразу же после возведения Сосновского острога, основанного на правом берегу Томи в 1657 году на современной территории Яшкинского района. Первые русские населённые пункты на современной территории Юргинского района появились в 1659 году в количестве трёх деревень – Басалаево, Зеледеево, Филоново. Ниже приводятся краткие исторические сведения о старейших населённых пунктах Юргинского района, основанных в период с 1659 по 1859 годы и существующих до настоящего времени. Сведения о всех населённых пунктах Юргинского района, в том числе и исчезнувших в XIX – XХ веках, приводятся ниже в таблице 1.
1. с. Зеледеево – основано в 1659 г. служилыми людьми г. Томска на берегу р. Томи в 52 вёрстах от Томска. Зеледеево упоминается на карте из чертёжной книги Сибири С.У. Ремезова 1701 г. и в списке деревень, приведённых в описании Томского уезда Г.Ф. Миллером в 1734 г. С 1686 года село имело так же второе название с. Фроловское. В с. Зеледеево к началу XVIII в. была возведена Флоролавровская церковь – первый православный храм на территории Юргинского района.
2. д. Филоново – основана в 1659 г. служилыми людьми на правом берегу р. Лебяжьей в 72 верстах от Томска. В этом же году рядом с д. Филоновой конным казаком Осипом Басалаевым была основана д. Басалаева, исчезнувшая в 1821 г. Обе деревни упоминаются в списке деревень Миллера в 1734 г.
3. д. Алабучинка (Алабугина) - основана в 1683 г. пашенным крестьянином Иваном Алабугиным на р. Лабунь, притоке р. Чубур. Деревня приведена на карте С.У. Ремезова в 1701 г. (её местоположение на этой карте ошибочно указано на правом берегу р. Томи). Алабугина так же приводится в списке деревень Миллера в 1734 г. (ошибочно на р. Чубур). С 1830 по 1906 г. прекращала своё существование, в 1906 г. возрождена под названием «Алабучинка».
4. д. Алаево – основана в 1693 г. посадским человеком Семёном Алаевым на р. Малой Чёрной в 41 версте от г. Томска. Алаево указано на карте С.У. Ремезова в 1701 г. и в списке Миллера в 1734 г. На карте Томского уезда 1816 года указана как две деревни на разных берегах (левом и правом) р. Малой Чёрной.
5. д. Безменово – основана в 1684 г. пашенным крестьянином Филиппом Микулаевым на правом берегу р. Лебяжьей в 76 вёрстах от Томска. Упоминается в списке деревень Миллера в 1734 г.
6. д. Бжицкая (Годунова) – основана в 1694 г. пешим казаком Петром Бжицким на правом берегу р. Лебяжьей в 91 версте от Томска. Упоминается в списке деревень Миллера в 1734 г. В конце XIX - первой половине XX вв. носила так же второе (уличное) название «Годунова».
7. д. Варюхино – основана в 1682 г. конным казаком Данилой Бабарыкиным на курье р. Томи в 45 вёрстах от Томска. Ещё ранее, в 1672 г., конным казаком Степаном Бабарыкиным в этом же месте была основана д. Бабарыкина, которая к 1734 г. соединилась с д. Варюхиной. В списке деревень Миллера в 1734 г. эта деревня указана под двойным названием «Варюхина – Бабарыкина». С течением времени за деревней закрепилось в официальных документах одно название – «Варюхино».
8. д. Кожевникова (Забабурина) – основана в 1689 г. казачьим сыном Степаном Кожевниковым и посадским человеком Иваном Забабуриным на р. Малой Чёрной, в 66 верстах от Томска. Ещё раньше, в 1686 г., на противоположном берегу р. Малой Чёрной, пашенным крестьянином Григорием Печкиным была основана д. Лоншакова (Лоншикова), исчезнувшая к 1741 г. В середине XIX в. к малодворной д. Кожевниковой стали подселяться староверы (кержаки), которые постепенно заселили оба берега р. Малой Чёрной, вытеснив старожилов этой деревни, вынудив их переселиться в населенные пункты, расположенные на Московском тракте – деревни Мальцево, Варюхино, Зеледеево.
9. д. Лебяжье-Асаново – точная дата основания этой деревни не известна. Расположена она на левом берегу р. Лебяжьей. Известно, что казачий сын Зиновий Литосов (Литасов) в 1661 г. приобрёл землю по р. Лебяжьей, на которой в настоящее время располагается эта деревня, и в 1673 году внёс вклад этой землёй Томскому Алексеевскому монастырю по духовному завещанию, но была ли на этой земле заимка или деревня, неизвестно. Первой датой упоминания (д.у.) является 1682 г., когда в этой деревне, носившей название Лебяжья, Алексеевскому монастырю принадлежало 4 двора. К 1703 г. д. Лебяжья и село Пача являлись главными поставщиками хлеба в монастырскую вотчину.
10. с. Проскоково (Киндерепская) – основано в 1691 г. пешим казаком Василием Лузиным и конным казаком Игнатием Томиловым на р. Кандереп в 76 верстах от Томска. Первоначально носила название по реке, которая в то время называлась «Киндереп». В списке деревень Миллера в 1734 г. указана под названием «Томилово» по фамилии одного из основателей деревни. Впервые название деревни «Проскоково» в архивных документах появилось в 1763 г., по фамилии поселившихся в деревне нескольких семей Проскоковых (в 1816 г. в деревне учтено 7 семей Проскоковых из общего числа семей - 18, учтённых ревизией в этой деревне). В первой четверти XIX в. через деревню был проложен Большой Сибирский (Московский) тракт. К 1863 г. в Проскоково появились почтовая станция и православная церковь, и деревня получила статус села.
11. д. Талая (Тутальская) – основана в 1692 г. пашенным крестьянином Кобылиным на р. Талой при впадении её в Томь в 86 верстах от Томска. Длительное время, с середины XVIII в. и до 1926 г., в официальных документах носила название «Тутальская», иногда «Тутальская (Талая)». В списке деревень Миллера в 1734 г. указано одно название деревни «Талая». Второе название деревни «Тутальская» появилось в середине XVIII в. и связано оно с массовым переселением татар-тутальцев из Тутальской инородной волости с берегов реки Чулыма в междуречье Оби и Томи. С 1792 г. д. Тутальская (Талая) являлась центром Тутальской слободы, а с 1797 по 1924 гг. центром Тутальской волости, одной из самых крупных волостей в Томском уезде.
12. д. Томилова - основана в 1670 г. конным казаком Игнатием Томиловым на берегу р.Томи в 57 верстах от Томска. Деревня упоминается в списке деревень Миллера и дневнике путешествий по р. Томи С. П. Крашенинникова в 1734 г. В первой четверти XIX в. из-за больших наводнений, случавшихся на Томи, деревня переселилась на коренной высокий берег Томи и протекавшей рядом р. Чубур, подальше от русла Томи.
13. д. Усть-Искитим – основана в 1689 г. пешим казаком Астафием Червевым при впадении р. Искитим в 96 верстах от Томска. До начала XIX в. деревня была малодворной. В начале XIX в. к этой деревне подселились татары-христиане, и количество дворов увеличилось. Подселившиеся татарские жители д. Усть-Искитим административно относились к Телеутской инородной волости, а русские – к Тутальской волости. В настоящее время Усть-Искитим входит в состав города Юрги.
14. д. Чахлово – основана в 1683 г. пашенным крестьянином Тихоном Чахловым с братом в 80 верстах от Томска. Деревня указана на карте С.У. Ремезова в 1701 г. и в списке деревень Томского уезда Миллера в 1734 г.
15. д. Ёлгино – основана в 1704 г. пешим казаком Кириллом Ёлгиным на р. Лебяжьей, в 63 верстах от Томска. В списке деревень Томского уезда Миллером в 1734 г. ошибочно указано расстояние от этой деревни до Сосновского острога равное 1 версте. На самом деле д. Ёлгино расположена от упомянутого острога по прямой линии примерно на расстоянии 10 вёрст.
16. с.Мальцево – основано в 1704 г. казачьим сыном Григорием Мальцевым на р.Чубур, в 58 верстах от Томска. Деревня указана в списке деревень Томского уезда Миллера в 1734 г. В начале ХIХ века д.Мальцево начала разъезжаться и в 1816 г., согласно седьмой ревизии, в ней осталось всего 4 семьи из 12, учтенных пятой ревизией в 1795 г. В первой четверти ХIХ в. (около 1820г.) рядом с д.Мальцевой началась прокладка измененного участка Большого Сибирского тракта (на перегоне д.Варюхино – с.Ояш). На этот участок тракта были переселены жители соседних деревень: Алабугиной, Лебедевой, Лукиной, Чернышовой, и вдоль тракта была образована деревня Новомальцева, которая к 1859 году слилась с д.Мальцевой. Слившиеся деревни с 1859 г. в документах стали учитываться как один населенный пункт с названием «Мальцево».
17. с. Поперечное (Поперечный Искитим) – основано служилыми людьми Ратковыми в начале ХVIII века на р. Искитим, примерно в 116 верстах от Томска. В 1703 г. в Поперечном Искитиме учтено подворной переписью населения 10 дворов. В 1734 г. через эту деревню из Кузнецка в Томск проследовал отряд второй Камчатской экспедиции, возглавляемый Г.Ф.Миллером. С 1910 г. до установления советской власти носило название село Алексеевское. С 1861 г. до 30-х годов ХХ века в селе находился приход православной церкви Святых Православных апостолов Петра и Павла.
18. д. Белянино – первое упоминание о деревне относится к 1763 г., располагается на р. Стрельной, в 123 верстах от Томска. Название деревни, наверняка, произошло от фамилии первопоселенца. Такая фамилия в ХVIII веке встречается в материалах переписи населения среди крестьян Среднего Притомья.
19. с. Большеямное – первое упоминание о деревне Большеямной относится к 1782 г. Расположена на р. Ямной в 130 верстах от Томска. Название деревни произошло от названия реки. С 1919г. до 1930 г. в деревне находился приход церкви Святого Николая Мирликийского Чудотворца.
20. д. Васильевка (Кулаковская) – располагается на р. Киик, в 130 верстах от Томска. Первое упоминание о деревне относится к 1782 г. До советского периода деревня носила официальное название «Кулаковская» и уличное название «Простокишина».
21. с. Верх – Тайменка – расположено на левом берегу р. Томи в 20 км от города Юрги. На том самом месте, где сейчас находится с. Верх – Тайменка, Миллером в 1734 г. в списке деревень Томского уезда указана деревня Чукрева, а в дневнике Крашенинникова – д. Проскурова (Брускурова). Видимо, в 1734 г. в этой деревне проживали жители, носящие фамилии Проскуровых и Чукревых. Название «Тайменка» эта деревня получила в последней трети ХVIII века, когда часть крестьян из бывшей монастырской деревни Большая Тайменка, располагавшейся на правом берегу Томи (на том самом месте, где в настоящее время располагается д.Крылово Яшкинского района), переселилась на левый берег Томи, после секуляризации монастырских владений в селе Пача. С конца ХVIII века данная деревня носила названия: Тайменская, Тайменка-1-я. Большая Тайменка. С 1915 г. до 30 годов ХХ века в этой деревне находился приход церкви Вознесения Господня, деревня получила статус села и название Верх- Тайменка.
22. д. Колбиха – деревня располагается на р. Колбиха, от которой и получила свое название. Основана между 1720 и 1734 годами в 130 верстах от Томска на землях, принадлежавших Томскому Алексеевскому монастырю. В списке деревень Миллера в 1734 г. Колбиха отмечена в ведомстве Верхотомского острога.
23.д. Колмаково – расположена на Томи в 125 верстах от Томска. Впервые упоминается в материалах 4-й ревизии населения в 1782 г. Деревня в настоящее время находится на грани исчезновения. 24.д. Копылово – впервые деревня упоминается в материалах 4-й ревизии населения в 1782 г., располагается на р. Колбихе в 125 верстах от Томска. Название деревни происходит от фамилии Копыловых – потомков служилых людей города Томска.
25. д. Митрофаново – располагается на р. Томи в 114 км от Томска. По свидетельству Миллера в 1734 г. на месте д. Митрофаново уже была деревня, носящая название «Нарымскова». В то же время Крашенинников назвал в своем путевом дневнике эту деревню «Пашкова». Впервые название деревни «Митрофанова» упоминается в материалах 4-й ревизии населения в 1782 г.
26. с. Новороманово (Убиенная) – располагается на Томи, при впадении в него реки Убиенной, в 117 верстах от Томска. Первоначальное название «Убиенная» получило от реки. Основано между 1720 г. и 1734 г. на землях, принадлежавших Томскому Алексеевскому монастырю. Впервые упоминается в путевом дневнике Крашенинникова в 1734 г. Свое современное название носит с 1913 г., в советское время быстро развивалось и превратилось в крупное село.
27. д. Пятково (Куженкина) – расположена на берегу р. Томи, при впадении в нее р. Пятковой, в 80 верстах от Томска. Впервые д.Пятково упоминается в материалах 3-й ревизии населения в 1763 г. В середине ХХ века в д. Пяткову переселились жители д. Куженкиной, располагавшейся на р. Томи, примерно в одном километре выше по ее течению, поэтому в некоторых научных публикациях приводится двойное название этой деревни.
28. д. Шитиково – располагается на р. Лебяжьей, в 85 верстах от Томска, впервые упоминается в материалах 4-й ревизии населения в 1782 г. Деревня находится на грани исчезновения.
29. д. Юрманово – расположена на р. Лиственке, при впадении ее в р. Стрельную, примерно в 125 верстах от Томска. Название получила от фамилии первопоселенцев деревни Юрмановых. Впервые упоминается в материалах 5-й ревизии населения в 1795г. К настоящему времени деревня практически исчезла.
30. д. Улус (Большой Искитим) - основана в 1677 г. пешим казаком Червевым на р. Искитим на землях, принадлежавших Томскому Алексеевскому монастырю. С момента основания до подселения к ней калмаков (выезжих телеутов) носила название «Искитимская верхняя». На рубеже ХVII-ХVIII веков к этой русской деревне подселились выезжие телеуты (мусульмане), и она стала называться Большой Искитим. В ХVIII начале ХIХ носила также название «Искитимские Юрты» и «Большой Улус». Со второй половины ХVIII века до советского периода административно относилась к Телеутской инородной волости. С середины ХIХ века до советского периода в деревне была мусульманская мечеть.
31. д. Зимник – располагается на р. Искитим, в 5 км от впадения ее в реку Томь. Впервые д. Зимник упоминается в материалах 10-й ревизии населения в 1859г. К этому времени в ней осели на постоянное место жительства калмаки (телеуты). В 1859 г. в Зимнике учтено 9 дворов и 41 житель. Быстрый рост Зимника начался с конца ХIХ века, после прокладки через территорию Юргинского района железной дороги. В 1897 г. переписью населения в Зимнике учтено 180 местных (томских) татар, предположительно калмаков, и 366 поволжских татар – переселенцев. В 1899г. в д.Зимник появилась мусульманская мечеть. В 1904г. в деревне была учреждена инородная управа Телеутской волости. В конце ХХ века на территории д.Зимник были обнаружены стоянки и захоронения древних кочевых народов, относящиеся к рубежу Х-ХI веков.
32. д. Старый Шалай – располагается на р. Искитим, в 6 км выше по течению от д.Зимник. Впервые Старый Шалай упоминается в ведомости населения Томской губернии за 1805 (1807) гг. В это время в Старом Шалае учтено 8 мужчин и 13 женщин, все христиане. Административно Старый Шалай относился к Телеутской инородной волости (управе).

Продолжение следует...
Оформлять сейчас пост времени нет, позже...
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (2)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 25 26 27 28  29 30 31 32 33 ... 84 85 86 87 88 89 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Вверх ⇈