Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Зарайск- Зарайский уезд - Рязанская губерния

из истории города и района, а также немного о людях, связанных между собой во времени и в дальнем кровном родстве

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 Вперед →
Zabellisa
Администратор
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 10606
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 9172
Небольшое вступление

Мое знакомство с Зарайском началось в 10-летнем возрасте, когда моему отцу по работе нужно было съездить на буровую, которая как раз дислоцировалась в районе этого города. Был месяц август, каникулы, и он меня взял на несколько дней с собой

Свои рабочие вопросы он решил быстро, впереди были выходные и он решил посетить город и посмотреть Зарайский кремль.
Чуть попозже я здесь выложу фотографии из тех времен (черно-белые), чтобы было с чем сравнивать нынешнюю красоту
Кремль был в ужасном состоянии. Город помню смутно.

А теперь немного истории

Первыми освоили берега реки Осетр люди каменного века 22 тысячи лет тому назад. С 1980 г., со дня открытия уникальной стоянки верхнего палеолита, и по сей день обнаруживаются следы их пребывания на нашей земле. И не какими-то отдельными предметами, а целой мастерской по обработке тысяч древних орудий труда из кремня, фрагментами жилища с хозяйственными ямами и кладовыми, зольниками, костями, бивнями, зубами мамонтов, носорогов, песцов...

Были эти люди мужественными охотниками, жили в жестоких условиях последнего Валдайского оледенения, в лютый холод перебирались в более теплые места, но неизменно возвращались на прежние.

Свидетельством того, что не одна только забота о "хлебе насущном" владела нашими далекими пращурами, служат сенсационные находки художественного характера. Искусство древнейших мастеров дошло до нас скульптурками бизона из бивня мамонта, женскими фигурками, ожерельем из зубов песца...

Изумленный археологический мир в сентябре 1997 г. собрал на международный коллоквиум по теме: "Восточный граветт" в древнем Зарайске представителей 12 стран. И стало ясно, что еще много-много лет эта стоянка, отодвинувшая на тысячи лет вглубь историю нашей земли, будет привлекать сюда специалистов. Ее открытию предшествовало более чем столетнее изучение памятников, выявившее 115 мест пребывания древних людей, относящихся к различным археологическим эпохам. Их оставили пришедшие на смену кроманьонцам люди бронзового века, финно-угорские, а позже славянские племена, расселившиеся в бассейне реки Оки и ее притоков (Осетра, Вожи, Смедвы, Мечи).

Первое летописное упоминание о городе на Осетре относится к 1146 г. В эпизоде Никоновской летописи, рассказывающем о действиях внука Ярослава Мудрого - новгородского и черниговского князя Святослава, предпринятых им для освобождения томящегося в киевском плену брата Игоря, в перечне других городов мимоходом назван Осетр: "Князь же Святослав Ольгович иде в Резань и быв во Мченске, и Туле, и в Дубке на Дону и в Елце, и в Пронске, и прииде в Резань на Оку, и приде вверх по Оке, и пребыв во граде Осетре, и тамо отступи от него князь Иванко Берладник...".

Первое выдающееся событие, происшедшее в городе, относится к 1225 г. О нем рассказывают литературные источники XVI в. (рукописные Макарьевские Четьи Минеи, Пролог, Костромская летопись и др.):

"В лето 6733 (1225 г.) июля в 29 день, на память святого мученика Калинника, при Великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском и при Великом князе Ярославе Всеволодовиче Новгородском и сыне его Александре Невском и при Великом князе Георгии Ингоревиче Рязанском перенесен бысть чудотворный Николин образ из преименитого града Корсуня, в пределы Рязанския, во область благовернаго князя Феодора Георгиевича Рязанскаго...".

Икону доставил в село Красное (тогдашний Зарайск) священник Евстафий по воле явившегося во сне святого: "Аз бо тамо хощу образом моим быти, чудеса творити и место прославити". Встречали икону, по преданию, у "предреченного места" - Белого колодца, с тех пор и поныне оставшегося святым и почитаемым местом. Сын Евстафия, тоже Евстафий, и его потомки станут летописцами ранней истории города. При Никольском храме, построенном для хранения иконы, в течение 335 лет династией корсунских священников будет создаваться выдающийся древнерусский литературный цикл "Повести о Николе Заразском".



Через 12 лет, в 1237 г., рязанские земли первыми подвергнлись опустошительному татаро-монгольскому нашествию. "Повесть о разорении Рязани Батыем", входящая в вышеназванный цикл, донесли до нас легенду о гибели княгини Евпраксии. Узнав о смерти в ставке Батыя своего мужа князя Федора, "... и как услышала она смертоносные глаголы, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти...". "И оттоле то место Заразом прозвалося" - горестно восклицает летописец.

Таким образом, возможно, "зараз" (сразу) погибшая княгиня и "зараз" (в один прием) воздвигнутый на "заразах" (т.е. оврагах и кручах) город и стали поводом для названия Зарайска. За 5 веков город сменит его 15 раз.

"Древняя Русь не знала памятников, но один памятник в ней все же был: это памятник на месте гибели Евпраксии и ее младенца (1237 г., 1665 г., 2002 г.)" - пишет Д.С. Лихачев.

Принесение иконы и гибель княгини Евпраксии станут знаковыми событиями и на века определят судьбу нашего города.

Его документальная история исчисляется с начала XVI в., с присоединения его к Москве как сторожевого поста, предназначенного охранять ее южные и юго-восточные рубежи. По указу великого московского князя Василия III, отца Ивана Грозного, строится итальянскими мастерами в невиданно короткий срок, за 3 года (1528-1531 гг.) каменная крепость - кремль, дошедший до наших дней в исключительной сохранности.



Кремль был построен на уровне военно-оборонительных сооружений Западной Европы того времени. Его стены и башни отличаются простотой и утилитарностью, но на то он и воин. Благородную красоту придает ему сочетание белокаменного цоколя и верха из старинного кирпича-железняка. С 1533 г., с боевого крещения, когда только что возведенная крепость остановила продвижение 40-тысячного войска "крымских людей", история кремля всецело связана с пограничной историей города. 28 июля 1541 г. воевода Назар Глебов разбил хана Сагиб-Гирея. В 1542 г. опять "многие люди крымские и иные многие мурзы" пришли к Николе Заразскому и были отогнаны воеводой Петром Пронским. 26 декабря 1551 г. было отражено вторжение ногайцев князем Дмитрием Пунковым. 21 мая 1570 г. в ночном бою под стенами крепости воевода Дмитрий Хворостинин разбил татар.


Начало XVII столетия прошумело над Зарайском лихолетьем Смутного времени, оставив в летописях рассказ о беспримерном мужестве и верности зарайцев Отечеству. 30 марта 1608 г. при попытке освободить Зарайск, занятый войском польского полководца А. Лисовского полностью погиб отряд арзамасского и рязанского ополчения:

"Единых арзомасцев убиша на том бою 300 человек. Трупы же их Лисовский повеле похоронити в одно место в яму и сдела ту над ними для своей славы курган велий и той курган стоит до днесь". "До днесь" стоит и церковь Благовещения (1614 г., 1777 г.), а в ней икона-хоругвь, подаренная городу арзамасцами в 1908 г. по случаю 300-летия битвы с поляками ("Летопись о мятежах", 1787 г.).

В это судьбоносное время, грозившее России потерей национальной независимости, Бог и служебный долг привели в стены Зарайского кремля великого гражданина России Дмитрия Михайловича Пожарского. Будучи воеводой города-крепости (1610-1611 гг.), он отказался присягать самозванной власти, показав этим поступком пример истинного служения Отечеству, предельно четко обозначив нравственные ориентиры в хаосе тогдашних событий. Отсюда, из Зарайска, с площади, носящей теперь его имя, выступил он для освобождения Москвы, а тогда это значило - для освобождения России.

2 июня 1673 г. зарайский воевода Матвей Карандеев отразил, как оказалось потом, последнее нападение крымских татар на город. В память избавления от врага на воротах крепости им была установлена икона Казанской Божьей Матери, памятная зарайцам по смутным временам.

Таким образом, судьба Зарайского кремля - это судьба воина. Кремль видел под своими стенами полчища степняков, после которых, по тогдашнему поверью, сто лет трава не росла. Видел польских и литовских авантюристов, презиравших все русское. Видел самое страшное - русскую Смуту. Если бы памятникам, как людям, полагались награды, то кремль имел бы право на скромную золотую полоску - знак, свидетельствующий о тяжелом ранении воина.

Сегодня, успокоившийся от битв, седой и древний, но по-прежнему могучий и настороженный, вглядывается он (вот уже 475-й год) в горизонт, но... дали за Осетром тихи и спокойны.


Наличие крепости, удобное географическое положение, избыток свободных земель вокруг города и ряд других факторов способствовали росту городского населения (3,5-4 тыс. человек) и расцвету ремесла и торговли. В XVII в. в Зарайске бытовало 36 ремесленных профессий, что отражало высокий для того времени уровень развития городского хозяйства. Преимущественным занятием было кузнечное дело, затем шли портные, солодники, пивовары, овчинники, серебрянники, иконописцы, бочарники, кровельники, красильники, крупенники и т.д. Широко распространяются такие производства как шерстобитное, синельное, кожевенное, маслобойное, мукомольное, кирпичное. Таким образом, в XVII в. закладываются основы будущей городской промышленности.

Через Зарайск пролегал сухопутный Астраханский тракт, важнейшая торговая дорога между Москвой и Нижним Поволжьем, пересекаясь здесь с путем в плодородные земли, лежавшие за Тулой, по течению Дона.

Город вел торговлю с 16 городами Русского государства, поставлявшими в Зарайск 28 наименований товара. Например, Коломна - медную посуду, лен, соль, мыло, сапожный товар; Тула и Серпухов - железо; Суздаль - деревянную посуду, крашенину и сита; Ростов - чеснок; Шацк - хмель и т. д.

Зарайск, в свою очередь, продавал зерно и скот, рыбу и мед, лес и кожу, ткани, воск и смолу. Несколько ежегодных ярмарок привлекали в город торговый люд отовсюду.

В XVIII - нач. XIX в. складываются знаменитые купеческие фамилии, которые в дальнейшем определили экономический потенциал города и чья деятельность позволит Зарайску занять 44 место "между губернскими городами Саратовом и Харьковом" (Н.И. Надеждин, 1846 г.).

В 1778 г. Зарайск стал уездным городом Рязанского наместничества. 20 марта 1779 г. он получил свой герб: "В первой части щита, в золотом поле, часть герба Рязанского; серебряный меч и ножны, положенные накрест; над ними зеленая шапка, какова на князе в наместническом гербе. Во второй части щита, в голубом поле, - старая городская башня, освещенная восходящим солнцем, означающим, что сей город новым учреждением паки возобновлен" (П.П. Винклер, "Гербы городов...", СПб., 1900 г.)

По Екатерининскому указу 1798 г. "О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо", в числе 400; городов России Зарайск получает новый регулярный план. Он был беспощаден к древнему городу, лишая его неповторимой оригинальности и уюта. Но строители сами оказались под обаянием старины и, по возможности, учли древний рельеф. Так, часть по-новому спланированных улиц была ориентирована на вертикаль кремля, а часть раскрывалась в пойму Осетра, что обеспечило единство городской среды с природным ландшафтом.

Согласно этому плану, на город легла геометрически правильная сетка улиц с кварталами, вытянутыми с севера на юг. На четырех перекрестках были разбиты ромбовидные площади. Они связывали торговый центр с 4 заставами: Московской, Рязанской, Михайловской и Каширо-Виневской. Углы кварталов закреплялись вертикалями церквей или двухэтажными каменными зданиями с тщательной проработкой фасадов.
Так была заложена архитектурно-пространственная структура исторической части города, сохранившаяся почти в нетронутом виде. Эта структура представляет собой единый комплекс, который включает в себя естественный ландшафт города и его окружения: ансамбль кремля с соборами (XVII-XX вв.), церковные постройки XIX-XX вв.; каре Торговых рядов (XVIII в.), здания гражданской и промышленной архитектуры (XVIII-XX вв.).

Два века формировалась городская застройка. В XVII-XIX вв. в городе возникает ряд учреждений административного и гражданского назначения. Это городская управа, дворянское собрание, офицерский клуб, казначейство, земство, гимназия, реальное училище, богадельня, школы, больница и др. Они размещались в зданиях XVIII-XIX вв. Приспосабливаясь к новому использованию, эти здания, безусловно, утрачивали чистоту первоначального стиля, но оставались по-прежнему по-провинциальному красивы.


Ныне эти памятники находятся в различной степени сохранности и ценности, но для целостного восприятия города важны и бесспорно выдающиеся, и не имеющие особого художественного значения. Более того, последние-то и создают основной колорит старого Зарайска, потерянный, к сожалению, многими древнерусскими городами, и позволивший внести Зарайск в число исторических городов Подмосковья (1970 г.).

Духовный потенциал, заложенный в глубине веков, ярко расцвел в Зарайске XIX в. Это время значительных, даже великих имен отечественной культуры.

В 1831 г. штаб-лекарь московской Мариинской больницы М.А. Достоевский приобретает сельцо Даровое, а чуть позже деревню Черемошню. Десятилетним ребенком впервые ступил на нашу землю будущий великий писатель Ф.М. Достоевский. Всего-то два-три летних месяца в течение 6 лет, первая встреча с крестьянской Россией и... "глубокое впечатление на всю потом жизнь"! Впечатление, разбросанное по страницам его произведений: "Бесы", "Село Степанчиково и его обитатели", "Братья Карамазовы" и других.

Явление Достоевского - пример того, как умерший писатель до сих пор влияет на живущих, чтобы будить нравственные идеалы правды, добра, справедливости. "Этот великий каторжник, бряцая цепями, прошел по нашей литературе и до сих пор она не может опомниться и прийти в себя, сказал великие слова, которые до сих пор разгадываем". (Ю. Кудрявцев, "Три круга Достоевского", 1991 г.).

Достоевский оставил нам как завещание тип совсем негероического героя. Тип слабого, неловкого, "зыбкого" человека, незащищенного от обстоятельств и окружающего, в общем-то враждебного, мира, не умеющего приспособиться к резким социальным сдвигам. Чтобы мы не оскудели душой, состраданием, человечностью, чтобы не успокоились, пока такой человек рядом. Потому что вся гармония мира не стоит ничего, пока плачет замученный ребенок и несчастен хороший порядочный человек.

Сохранившийся историко-мемориальный и природный комплекс включает в себя 3 населенных пункта: село Даровое с деревянным флигелем, деревню Черемошня, где в 1839 г. был убит крепостными отец писателя, и село Моногарово с Духовской церковью 1763 г. - приходским храмом семьи, а также Нечаевский погост с захоронениями отца и родственников, липовую "Федину рощу" с 280-летними деревьями, фруктовый сад и пруды, памятник Ф.М. Достоевскому (1993 г., скульптор Ю.Ф. Иванов). Исключительна сохранность ландшафта.

"Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица?" - вот уже почти два века не меркнут эти строки, написанные в будничном письме 1833 г. рукой и сердцем великого поэта. И наша земля причастна к формированию этой красоты и этой души.

Со старинным зарайским селом Ильицино, принадлежавшим деду Афанасию Николаевичу и известным по писцовым книгам с конца XVI в., связаны годы детства, отрочества и юности Натальи Николаевны Гончаровой, жены А.С. Пушкина.

"Любезный дединька!
Я воспользуюсь сим случаем, дабы осведомиться о Вашем здоровье и поблагодарить Вас за милость, которую Вы нам оказали, позволив нам провести лето в Ильицине. Я очень жалею, любезный дединька, что не имею щастия провести с Вами несколько времени подобно Митиньке. Но в надежде скоро Вас увидеть, целую Ваши ручки и остаюсь на всегда Ваша покорная внучка Наталья Гончарова.
Ильицино сего 17 июня 1828 года".

Пишущей эти строки Таше - 16 лет. Она целое лето проведет на свежем воздухе, на лоне неяркой прелести подмосковной природы, еще не ведая, что через несколько месяцев, в декабре этого года произойдет знаменательное событие - на балу у танцмейстера Иогеля ее встретит А.С. Пушкин. Это будет началом ее великой и горестной судьбы.

Полностью сохранилась планировка усадебной территории, в которую входят Спасская церковь 1786 г. с кладбищем, фрагменты парка с прямоугольными 200-летними липовыми аллеями, остатки фруктовых садов с периметральной еловой обсадкой, пруды. В музее "Зарайский Кремль" бережно сохраняются усадебные вещи: изразцы печей, предметы мебели, живопись и графика, фарфор, копии архивных документов. Ильицино полно ожидания - в 2007 г. исполняется 195 лет со дня рождения Натали. Зарайская земля не знала ее стареющей, больной, навсегда душевно раненой тем роковым выстрелом. Она запомнилась ей волшебной брюлловской акварелью.


27 июня 1836 г. на Каменном острове близ Санкт-Петербурга состоялись крестины дочери А.С. Пушкина - Натальи. Ее восприемником стал М.Ю. Виельгорский, с 1804 г. - владелец зарайского имения Сенницы. Друг Пушкина, он станет опекуном его детей. Усадебные коллекции после революции 1917 г. поступили в зарайский краевой музей, а памятью Виельгорских - Шаховских - Келлеров сохранился уникальный парк - шедевр садово-парковой архитектуры с экзотическим деревьями и растениями: маньчжурским орехи австралийскими елями и т.д. Усадебный портрет графини М.А. Келлер кисти Льва Бакста входит: сокровищницу мировой живописи.

Дом-музей скульптора А.С. Голубкиной открылся в Зарайске в 1974 г., в год 110-летия со дня ее рождения. С этим домом связана вся жизнь скульптора, от рождения до смерти. В музейной экспозиции представлены подлинные вещи, фотографии, скульптурные работы, письма, архивные документы. Впервые за все время существования дома (образец провинциальной архитектуры начала XIX в.) проведена его научная реставрация, В 1999 г. рядом с домом установлен памятник А.С. Голубкиной (скульптор Ю.Ф. Иванов).

С Зарайском XIX - начала XX вв. накрепко связаны имена и других представителей русской культуры: писателей А.И. Полежаева, Д.В. Веневитинова, Л.А. Мея, Г.А. Мачтета, А.И. Куприна, В.В. Селиванова, языковеда В.В. Виноградова, художников М. Бровкина, П.А. Радимова, актеров Н.П. Киреева, А.Р. Артема, В.А. Сперантовой.

Манифест Александра II от 1 января 1807 г. предписывал Министерству коммерции (финансов) открыть "Бархатную книгу российского купечества", которая увековечила бы в потомстве память родов первостатейного купечества, увенчавшего себя гражданскими доблестями. Бархатная книга зарайского купечества не написана до сих пор, а жаль. Были среди них такие, что составили честь и гордость всей России.


С Зарайском связано происхождение одной из самых известных в России купеческих фамилий - Бахрушиных. Заботясь о нуждах Москвы, ставшей с 1821 г. их второй родиной, семья всегда хранила память о небольшом древнерусском городе - колыбели предков. Эта память дошла до нас вещественно и зримо: зданиями Казанского (1879 г.) и Иоанно-Предтеченского (1904 г.) храмов, женской гимназии и других учебных заведений, больничного корпуса, приюта, амбулатории, богадельни и др. Все созданное Бахрушиными в Зарайске востребовано и действует сегодня. Редкая, счастливая участь!

В 1883 г. представители двух ярчайших купеческих фамилий сделали городу поистине бесценный дар - книгу "Зарайск. Материалы для истории города XVI-XVIII столетий". В предисловии издания значится: "...Печатание произведено за счет Петра, Александра, Василия Алексеевичей Бахрушиных и Петра Павловича Сорокоумовского, роды которых перешли в Московское купечество из Зарайска, где они видны по книгам: род первых с 1722 г., род последнего с 1646 г.".

П.П. Сорокоумовский, представитель семьи "меховых королей России", за право быть причастным к двум историческим событиям - реставрации шапки Мономаха и изготовлению коронационных мантий для семьи последнего русского императора поступился материальными выгодами. Он за свой счет снаряжал в Новую Гвинею экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая, имевшего родственников в зарайском селе Дубакино, присылал тысячи рублей на реставрацию разбитой весенним ледоходом Входо-Иерусалимской церкви (1908г.).

Удивительным самородком был купец К.И. Аверин, самостоятельно достигший глубоких исторических знаний. В 26 лет он сделает первый значительный вклад в Румянцевское собрание - рукописное "Симоновское Евангелие" 1270 г. и рукописное, так называемое "Зарайское Евангелие" 1401 г. Это он написал в 1837 г. "Историческое известие о жизни и деяниях Димитрия, протоиерея Зарайского Николаевского собора, современника и сотрудника князя Дмитрия Михайловича Пожарского" - том самом протоирее Димитрии, который вместе с Д.М. Пожарским отстоял город в 1610 г., а в 1613 г. подписал от лица всех зарайских граждан грамоту об избрании на российский престол Михаила Романова: "Николы Чудотворца Заразскаго протопоп Димитрий в посадских и в уездных выборных и всяких людей место руку приложил". В Государственном историческом музее хранятся нумизматические коллекции К.И. Аверина. Им возвращена из безмолвия надпись на памятнике погибшей княжеской семьи (1826г.).

Купеческая семья Зайцевских известна в городе своим интересом к истории. Ее представители расписывали стены Никольского собора (1681 г.), выделили большую сумму денег на восстановление Иоанно-Предтеченского собора (1904 г.), учредили стипендию в 3000 руб. для купеческого Петровского Санкт-Петербургского училища. А.Я. Зайцевский, известный богослов, поэт, зодчий, удостоился упоминания в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. В 1832 г. на хранение в Эрмитаж поступила драгоценная серебряная готская чаша со звериным орнаментом, приобретенная у Зайцевских. Исчезнувший с арены мировой истории народ оставил после себя буквально считанные памятники материальной культуры, один из которых сохранил зарайский купец.

В октябре 1866 г. в Рязанской губернской типографии была отпечатана очередная работа зарайского купца-краеведа С.И. Бочарникова из цикла "Зарайские достопамятности". Она рассказывала о ратной истории кремля и открывалась посвящением автора: "Возобновителю кремля в городе Зарайске зарайскому почетному гражданину, Московскому потомственному почетному гражданину, купцу и кавалеру 1-й гильдии Николаю Андреевичу Ланину посвящает С. Бочарников". Надпись на чугунной доске, установленной на кремлевской стене, объясняла причину такого посвящения: "Исправлен в 1863-1865 гг. московским почетным гражданином Н.А. Ланиным, уроженцем города Зарайска". Исправление, т. е. реставрация кремля, стоило Ланину 50 тыс. рублей серебром.

Городской голова Ф.С. Афремов, купец-старообрядец, озаботился построением в городе единоверческого храма (1856 г.). Единоверие - вид воссоединения русского старообрядчества с Православной Церковью, "которая яко мать сердобольная решила оказать снисхождение заблудшимся ради того, чтобы не лишили себя надежды на вечное спасение". Возведение такого храма в небольшом городке - событие не рядовое, храм строился ради 40 человек. Из семьи Афремовых в Древлехранилище Пушкинского дома (Санкт-Петербург) поступил рукописный свиток 1682 г., а в Зарайский музей - картина П.П. Шкутникова "Принесение иконы" (1812 г.).

Сохранению исторического города способствовала деятельность городского головы Н.И. Ярцева. Дважды депутат Государственной Думы (1-го и 4-го созывов), городской голова с 18-летним стажем (1898-1916 гг., единственный в городе пример такого должностного долголетия), он был инициатором открытия первой в городе Публичной библиотеки им. А.С. Пушкина, сумел осуществить административно-хозяйственные реформы, в результате которых город принял тот облик, который мы видим сейчас.


Как некогда наши далекие пращуры, с великим мужеством борясь за выживание, порой высоко поднимались духом и творили прекрасное, так и зарайцы за восемь с половиной веков существования своего города не переставали творить красоту. Она дошла до нас их деяниями: храмами, святыми колодцами, летописными сводами, живописными и литературными произведениями, неожиданными в бытовых документах художественными вкраплениями, сохраненными памятниками и памятными местами, ратными подвигами, одухотворенными любовью к Богу, родной земле, Отечеству.

Основой собрания Музея "Зарайский Кремль", расположенного в Троицкой церкви (XVIII в.), послужили коллекции естественно-исторического земского музея и предметов исторического и художественного значения из уездных дворянских усадеб. Живопись XVIII-XX вв., западноевропейская мебель XVII-XX вв., западноевропейский фарфор, стекло, оружие...

Художественные, архивные и археологические коллекции сделают честь столичному музею. Музей, ставший с 1998 г. государственным, готовится к переезду на территорию кремля в здание Присутственных мест (начало XIX в.).


Свой вклад в развитие края внесло зарайское дворянство. Владея землей, оно образцово вело хозяйство в своих родовых имениях. Особенно значительна его роль в сохранении лесов, их воспроизводстве, искусственном лесонасаждении. Военные и земские деятели, писатели и историки, коллекционеры и воеводы, они внесли свой вклад в защиту Отечества в 1812 г., в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. и русско-японскую войну 1904-1905 гг. Имена Келлера, Ржевского, Меженинова, Селивановых, Булыгина составляют славную страницу нашей истории.

Памятником пролитой "за други своя" крови стоит в далекой Болгарии село с русским названием Зараево. Более 500 русских офицеров и солдат остались лежать в земле близ бывшего болгарского села Каракасанкей. Переименование села в 1882 г. - знак вечной признательности нашим предкам со стороны братьев-славян.

В глубинах веков зародились знаменитые зарайские фамилии, представители которых всю жизнь свою положили на службу городу. Они то мирно пахали землю, то поспешно надевали воинские доспехи, склонялись над летописными сводами, подвязывали фартуки ремесленников и примеривали кафтаны купцов. Когда родной город становился тесен их темпераменту и деловому размаху, добивались успехов в обеих столицах и больших городах, но никогда не забывали о малой родине. И город награждал их любовью, уважением, признанием сограждан, высшим выражением которого было присвоение звания почетного гражданина города. К началу XX в. это высокое звание имели около 80 человек.

Присущие нашим предкам замечательные черты патриотов и защитников родной земли не прервались и в последующем. В суровую годину Великой Отечественной войны малый город направил на фронты более 10,5 тысяч своих сограждан, из которых 5367 не вернулись домой.

За проявленный героизм восемь наших земляков (В.Н. Леонов, К.А. Мерецков, Н.И. Власов, Ф.И. Каменев, Б.И. Ковзан, С.М. Новичков, А.И. Пчелкин, П.И. Филимонов) удостоены звания Героя Советского Союза, более 2500 награждены орденами и медалями.

Война выдвинула целую плеяду талантливых полководцев из Зарайска: маршала Советского Союза К.А. Мерецкова, генералов И.Н. Гуреева, Т.К. Козырева, П.И. Мазепова, В.К. Мерецкова, А.Н. Пономарева, Н.Н. Пономарева и М.П. Притворова, адмиралов С.Е. Захарова и В.И. Дмитриева.

Восемь веков Зарайск живет под покровительством иконы святого Николая. Не случайно юбилей города отмечается 11 августа (29 июля ст. стиля) - в день ее перенесения. Есть письменное свидетельство о значении этого дня для наших предков.

"...Чтобы понять хотя приблизительно торжество этого священнодействия, перенесемся мысленно на одно знаменательное всенощное бдение 28 июля. Оно было в 1541 году и к счастию сохранилось до нас в летописи: крымский хан Сагип-Гирей, в июле месяце приступил с войском к г. Зарайску. Воевода города, Назар Глебов в виду праздника - дня принесения Чудотворной Иконы, решился или умереть с жителями под стенами города, или изгнать врага из пределов его, и 28 июля Сагип-Гирей со славою разбит был под стенами г. Зарайска. Жители не хотели в этот знаменательный день сидеть в осаде, надеясь на милосердие Святителя - и милосердие это проявилось в поражении врага. Что это было за умилительно-торжественное всенощное бдение!.. В виду, может быть, не убранных еще вражеских трупов, убитых при поражении, в виду дарованной промыслом Всевышняго и заступничеством Чудотворца свободы, от рабства и поругания, как была искренна, сердечна и высокоторжественна эта благодарственная молитва! В этом поражении в несколько раз сильнейшего врага, разве не видно милосердия и покровительства Святителя к избранному Им городу? И ввиду этой явной помощи, могли ли современники не отличать этого дня особую торжественностию?" (С. Бочарников, "200-летие Зарайского Николаевскаго собора". 1882).

Поклониться иконе Николы Чудотворца приходили великие князья московские Иван III, Василий III, Иван IV Грозный, наследник российского престола будущий император Александр II, простые русские люди всех сословий.

В 1966 г. город лишился своей святыни - иконы св. Николая (начало XVI в.). Она была взята на реставрацию в Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Сорок лет в самых высших инстанциях решается вопрос о ее возвращении в избранный святым город. И мы уверены, что святыня вернется!

Лишь однажды, во время празднования 850-летия Зарайска, чудотворный образ возвращался на нашу землю. Три дня непрерывным потоком шли к нему люди за духовной поддержкой и помощью.

Сегодня вновь Никола Зарайский приходит в "избранный" им город. 11 августа будет освящен еще один список древней иконы, назначение которого - вернуться в Херсонес (Севастополь), чтобы вновь, как и в 1225 г., восстановить духовные связи между двумя православными городами.

Стоит наш город 860 лет и будет стоять ещё многая, многая, многая лета!


Галина Михайловна Боголюбская, историк-краевед, г. Зарайск; Виктор Васильевич Насекин, заместитель главы администрации г. Зарайска, г. Зарайск



Гончаровы - Зарайская внучка

Прикрепленный файл: zaraisk11.jpg
Zabellisa
Администратор
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 10606
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 9172
Туман истории

Действительно, что мы знаем о Зарайске XVIII, XIX или начала XX веков?
Очень мало. Труды наших краеведов, за редким исключениям написаны в угоду власти на очень низком исследовательском уровне. Да и не читает их практически ни кто. Впрочем, зарайские краеведы – это отдельная тема.
А сегодня не об этом.
Материал, собранный для этой публикации, очень куцый. Темных пятен в нем гораздо больше, чем достоверных фактов. Однако и хоронить его среди файлов компьютера не хочется.
Вас ни когда не поражало отсутствие в дореволюционном Зарайске монастырей? Даже в уезде вплоть до начала ХХ века не было ни одного завалящего монастырька.
Оговорюсь сразу, что обители, исчезнувшие к концу XVIII в. либо сами по себе, либо по указанию Екатерины II (это именно она, а не большевики, отобрала у церкви всю собственность), я не беру в расчет. В XIX в. во втором по старшинству духовном центре Рязанской епархии монастырей не было (Кремль, несмотря на многочисленные сообщения в современных путеводителях, монастырем ни когда не являлся; более того, вплоть до начала ХХ века на его территории торговали скотом). С чем связана такая оплошность наших предков (это я не про рынок, а про монастыри), я не знаю. Может кто-нибудь ответит? Было бы интересно послушать мнение аудитории.
Так или иначе, монашеская жизнь приходит в наш город лишь где-то в начале ХХ века (признаться не хочу сейчас лезть в книжки за уточнением даты).
Один из монастырей известен благодаря стараниям наших краеведов, вовремя нашедших чудесную книжку о Гефсиманской обители в Воронине и замечательно ее пересказавшим. Я же хочу обратить внимание моего читателя на Зарайскую Свято-Богородицкую Бахрушинскую женскую общину. К сожалению рассказать как она выглядела и сколько в ней было сестер, когда была основана и при каких торжественных обстоятельствах открыта, а так же еще о многих обстоятельствах ее истории я не могу (и мастерством историко-художественного привирания у наших краеведов пока не научился).
Само название обители сообщает нам ряд фактов.
Во-первых, находилась обитель в самом Зарайске (насколько мне известно – на современной ул. Ф.Э. Дзержинского, недалеко от кладбища; там и сейчас сохранился один деревянный дом, входивший некогда в комплекс);
во-вторых, средства на строительство давали Бахрушины (думаю комментировать этот тезис не нужно: о Бахрушиных и их благотворительности в Зарайске знают многие).
Еще одно замечание, которое вытекает скорее из сопоставлений: община была основана, судя по всему, в духе Марфо-Мариинской обители, организованной в Москве в 1909 г. Великой княгиней Елизаветой Федоровной. На это указывает не только термин «женская община», но и судьба ее настоятельницы. Вот о ней я расскажу поподробнее.
В воспоминаниях митрополита Западно-Европейских русских церквей Евлогия (Георгиевского, 1868-1946) относящихся к 1903 г. читаем «Преемницей почившей игуменьи [Анна (Анна Александровна Потто, 1865 – 1903), игуменья и основательница Вировского Спаса Всемилостивого миссионерского монастыря Холмско-Варшавской епархии в Соколовском уезде Седлецкой губернии, современная Польша, сестры избрали ее приятельницу, старушку мать Софию [ей было 55 лет - Isaak] (в миру княгиня Шаховская, рожденная Озерова), около полугода прожившую при монастыре. 17 сентября я ее постриг под именем Софии.

Она была в родстве с духовным публицистом Нилусом, автором “Сионских протоколов”».
Через некоторое время настоятельница ушла на покой.
Во время Церковного Собора в 1917 г., будучи еще холмским архиепископом, высокопреосвященнейший Евлогий видел мать Софию в Зарайске.
Факты из биографии этой женщины чрезвычайно интересны.

Ольга Александровна Озерова (так игуменью Софию звали в миру) родилась в 1848 г. Она была старшим ребенком в семье дипломата Александра Петровича Озерова и Ольги Егоровны Пашковой, представительницы старого и богатого дворянского рода.
Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что семейство чрезвычайно было «хорошее». Несмотря на отсутствие титулов, его представители занимали прочное место в придворной и высшей бюрократической средах.
Отец Ольги Александровны, проявив себя в Константинополе накануне Крымской войны, дослужился до чина действительного тайного советника и обер-гофмейстера Двора Е.И.В.
Ее дядя Сергей Петрович был генералом от инфантерии и директором Пажеского корпуса.
Из троих братьев – старший был келецким губернатором и гофмейстером, второй – начальником управления Аничковым дворцом и генерал-лейтенантом, третий – управляющим удельными [т.е. принадлежащими императорской фамилии - Isaak] имениями. Один из кузенов был командиром лейб-гвардии Преображенского полка.
Сестра Елена Александровна вышла замуж за известного религиозного писателя и общественного деятеля Сергея Александровича Нилуса (ради экономии времени не стану подробно останавливаться на этом персонаже, благо о нем много информации в Интернете; я лишь обращаю внимание своего читателя на то, что появление в семье Озеровых такого мощного, другого слова не подберу, духовного писателя, не могло не повлиять на сестер его жены, а возможно способствовало укреплению глубокой, почти мистической веры в Бога, столь характерной для представителей русской интеллигенции Серебряного века).
Сама Ольга Александровна вышла замуж за генерал-лейтенанта князя Александра Ивановича Шаховского (1822-1891). В 1861 г., оставив новорожденную дочь Марию, умерла его первая жена Анна Михайловна (урожденная графиня Виельгорская), владелица имения Сенницы в Зарайском уезде. Таким образом, игуменья Софья приходилась мачехой графине Марии Александровне Келлер (кому интересно – ее портрет висит в одном из залов зарайского музея). Семья же Келлеров была тесно связана с известнейшим французским мистиком Сент-Ив д’Альвейдром, видевшим спасение мира в союзе Австрийской католической и Русской православной империй.
А вот еще факт – родная сестра настоятельницы – Мария – была замужем за последним из известных владельцев имения в Ильицыне Зарайского уезда Александром Ивановичем Гончаровым, племянником Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, умершим в 1906 г.
Мне не известно, чем занималась Ольга Александровна в 90-е гг. XIX в. Но в начале ХХ в., как мы видели, она оказывается настоятельницей крупного миссионерского монастыря в Польше, сестры которого должны были прикладывать максимум усилий для распространения православия в окружавшей их духовно враждебной католической среде. Что побудило игуменью Софью приехать в Зарайск для меня также тайна.
Деятельность общины покрыта мраком. Мне ни разу не встречались упоминания о ней в земской периодике.
В 1921 г. игуменья София с сестрами Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины, изгнанные большевиками, были приняты в Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове. А в 1924 г. настоятельница скончалась.
Вот такая история.
P.S. Я не стал делать выводов. История получилась однобокой и, боюсь, могла кого-то разочаровать. Но надеюсь, что читатели не оставят ее без внимания, а может и подкинут автору пару дельных мыслей.

Isaak - http://www.49666.ru/2009/01/07/tuman-istorii/
Пашковы, Полтавцевы
Zabellisa
Администратор
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 10606
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 9172
Достоевские из села Достоево
Сегодня исполняется 500 лет роду великого писателя
Павел Басинский
"Российская газета" - Федеральный выпуск №4190 от 6 октября 2006

Мы знаем, что такое род Пушкиных и род Толстых. Что-то слышали со школьной скамьи о древности рода Лермонтовых. Но Федор Михайлович Достоевский в восприятии современного читателя видится фигурой одинокой, не подкрепленной древностью рода. Также мало знают о потомках писателя. Поэтому известие о том, что 6 октября роду Достоевских исполняется 500 лет, прозвучало почти как сенсация. За разъяснениями мы обратились к ведущему специалисту по жизни и творчеству Достоевского Людмиле Сараскиной.


Российская газета
: Кто бы мог ожидать, что род Достоевских такой древний. Насколько известно, сам Федор Михайлович об этом не упоминал.

Людмила Сараскина: Род Достоевского не стоит в том же ряду, что и древние дворянские фамилии, к которым принадлежали русские писатели - Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев. Отец Достоевского, Михаил Андреевич, штаб-лекарь больницы для бедных на Божедомке в Москве, был сыном униатского священника, то есть принадлежал к духовному сословию. И только в 1827 году, когда сыну Федору было 6 лет, он дослужился до чина коллежского асессора, и в следующем, 1828 году был произведен в дворянское достоинство. Дети Достоевские рождены не дворянами, а стали ими, поскольку дворянство заслужил их отец. Ф.М. Достоевский - дворянин только во втором поколении. Достоевский ничего и никогда не говорил о своих предках, никогда не прибегал к генеалогическим аргументам.

РГ:
Пушкин в одном стихотворении не без гордости назвал себя "мещанином". Как вы определите социальный статус предков Достоевского?

Сараскина:
Ближайшие предки, как со стороны отца, так и со стороны матери, были людьми "среднего, темного круга": бурсаки, семинаристы, сидельцы в лавках, приказчики, купцы, лекари, интеллигенты-разночинцы. Их социальный статус - городские мещане, скромные, небогатые обыватели.

РГ: Следовательно, не будь Федора Михайловича, о роде Достоевских никто бы сегодня не знал?

Сараскина: Человечество узнало о семействе штаб-лекаря из больницы для бедных исключительно благодаря его второму сыну - остальные шестеро детей, не имей они родственных отношений со своим гениальным братом, не остались бы, наверное, в памяти истории. Как затерялся бы в истории и сам штаб-лекарь, и все его предки. Феномен рода Достоевского, 500 лет которого мы отмечаем в эти дни, это явление исключительного прорыва, исключительной гениальности одного человека, который вытащил на поверхность истории и обессмертил весь свой род, своих предков и потомков. Ф.М. Достоевский сделал так много для русской и мировой литературы и философской мысли, что обрел право на бессмертие, а его род - право на историческую память и общественный интерес.

РГ: Есть расхожее мнение, что Достоевский был не русских, а польских кровей.

Сараскина: Феноменальность рода Достоевского в интереснейшем национальном колорите: в семье литовца-отца и украинки-матери царил культ русской истории и русской литературы, культ чтения, атмосфера преклонения перед Словом, и именно это сказалось на характере будущего писателя больше, чем все остальное: поэтому русскость Достоевского - целиком явление культуры, а не вопрос крови.

РГ: Как возникла фамилия - Достоевский?

Сараскина: Согласно современной версии происхождения писателя его предки берут начало от великорусского рода Ртищевых. 6 октября 1506 года князь Пинский Федор Иванович Ярославич жалует своему боярину Даниле Ивановичу "вечно и непорушно" несколько дворов в селе Достоево Поречской волости Пинского уезда Минской губернии за заслуги. С тех пор по тогдашней традиции потомки приняли фамилию Достоевские. Село, ставшее родовым гнездом Достоевских, сохранилось на территории современной Белоруссии. Затем часть представителей рода уехали на Украину. В архивах трех государств учеными ведется работа по изучению рода Достоевских. Ветвь рода, начиная с отца писателя, целиком принадлежит России.

В этой связи важна поддержка тех памятных мест, куда устремляются почитатели Достоевского со всего мира: Москва, Санкт-Петербург, Старая Русса, Омск, где есть замечательные музеи писателя. Вместе с тем наиболее заброшенным в силу ряда исторических обстоятельств оказался самый дорогой для писателя уголок русской земли - родительская усадьба Даровое (Зарайский район Московской области). Здесь произошла провиденциальная для нашей культуры встреча Достоевского с народной Россией, сделавшая его пророком, предугадавшим ход отечественной и всемирной истории.

По своему значению Даровое сопоставимо с Ясной Поляной. Однако судьба Дарового, где в 20-е годы прошлого века был открыт первый в мире музей Достоевского, отражает судьбу страны и судьбу рода: сегодня, как и в XIX веке, дом Толстого - полная чаша, а дом родителей Достоевского заброшен и пребывает в бедности. Возрождение "земли детства" писателя было бы воспринято обществом как зримый символ исторических перемен.

И еще важно поддерживать ныне живущих Достоевских, помогать им не дать роду угаснуть в бедности и безвестности. В частности, Русский общественный фонд Александра Солженицына поддерживает правнука Федора Михайловича, Дмитрия Андреевича Достоевского, научного сотрудника Дома-музея Достоевского в Санкт-Петербурге, обеспечивая ему и его семье помощь.
Zabellisa
Администратор
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 10606
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 9172
Князь Ржевский


Г. Боголюбская - http://student.km.ru/ref_show_...7217C7DD49

Хочу оговориться сразу — тема «Зарайское дворянство» не моя. Я редко обращаюсь к ней. Как правило, лишь в том случае, когда личные качества и поступки затрагивают душу, как это было с А.Г. Булыгиным.

Справка «Зарайской энциклопедии », В.И. Полянчев, Москва, 2003.

«Ржевские — дворяне, помещики Зарайского уезда. Происходят из смоленских князей... Представители рода занимали видное служебное положение в XVIII—XIX вв. Сергей Дмитриевич (даты жизни не установлены) — гофмейстер двора, землевладелец-экспериментатор. В своем Зарайском имении в д. Власьево культивировал более 100 видов хвойных пород».

Выписка из книги «Дворяне Зарайского уезда в начале 20 века», Н. Зверев, Луховицы, 2007. «Еще один дворянин, мало известный даже краеведам, носил высокую должность гофмейстера двора его величества — С.Д. Ржевский... его след как владельца имения в Зарайском уезде теряется в 1916 г.»

Там же «В 1913 г. состав гласных был сильно обновлен за счет потомков известных фамилий, среди них два графа А.П. Кутайсов и А.Ф. Келлер, но нет А.Г. Булыгина и С.Д. Ржевского».

Итак, Сергей Дмитриевич Ржевский. Родился 8 мая 1851 г. в Москве, в семье чиновника Министерства иностранных дел, происходящего из небогатой рязанской ветви древнего рода князей Ржевских. Мать Е.Л. Муратова из знаменитой своими культурными традициями семьи Фонвизиных. Окончил гимназию, Московский университет.

Службу начал в 1876 г. младшим чиновником особых поручений в аппарате тогдашнего рязанского губернатора Н.С. Абазы, затем секретарем губернского статистического комитета.

Придворный чин — камер-юнкер. Участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг. С 1880 г. — цензор в Одессе, через 10 лет — вице-губернатор Симбирска, в 1889 г. — неожиданное назначение тамбовским губернатором и возвращение в Симбирск, но уже губернатором. Сменяют друг друга посты, одно за другим следуют звания: надворный, статский, камергер, действительный статский советник.

И вот 27 августа 1904 г. новое — роковое назначение — губернатором в Рязань. 24 года не был он в городе, в котором начинал карьеру. Каким человеком был Сергей Дмитриевич Ржевский? Доверимся характеристике близко знавшего его человека. Это тот факт биографии, который наряду с датами жизни пропущен местным краеведением.

«Он был добрым, в высшей степени благородным и очень неглупым человеком, но с ленцой, хотя не без работоспособности. Он любил покушать и угостить, любил теннис и маленькую партию в карты в своей компании, а больше всего любил цветы».

Характер явно не для осени 1904 г. Через 4 с небольшим месяца — Кровавое воскресенье и беспорядки в городе. Неурожай 1905 г., подобно неурожаю 1891 г., и беспорядки в деревне на почве голода. Манифест 17 октября 1905 г., казалось бы, положивший начало гражданским свободам, участию народа в законодательстве и управлении страной через своих избранных представителей. Но этими свободами воспользовались не во благо, а для насилия над личностью и чужим имуществом. 17 октября в Рязани: митинги; как всегда, когда надо найти виновных — еврейские погромы; гибель семинариста, забитого толпой...

Дальше — больше. Не работают заводы и мастерские, учебные заведения. В Егорьевске (уезд в составе Рязанской губернии) тоже человеческие жертвы. Гнев недовольных обрушивается на губернатора и со стороны народа, и коллег. На него готовится покушение. Гласные упрекают в неспособности остановить дезорганизацию городской жизни и обеспечить порядок, безопасность населения, неприкосновенность имущества, грозят отставкой. Ржевский, по натуре добрый и миролюбивый, столкнулся с необходимостью принять решительные меры. Документы говорят о том, что он делал все, что мог. Положение не улучшалось, а пролить кровь он не мог. Против этого восстало все: воспитание, натура, нравственный закон, кодекс русского человека — оружие против врага, а не против своего народа.

23 ноября 1905 г. С.Д. Ржевский — губернатор Рязани предреволюционного времени подал в отставку.

Ему было 54 года. По инерции пытался продолжить большую карьеру на всероссийском уровне — баллотировался в государственную Думу, но неудачно...

И началась другая жизнь в родном имении в деревне Власьево Зарайского уезда. Она располагалась на высоком крутом берегу Осетра. Окружающая местность очень красива, пронизана глубокими лощинами и живописными оврагами. 415 десятин земли. Поздно было начинать что-то практичное, доходное, но можно вложиться душой и средствами в нечто прекрасное, рассчитанное на века. И он сажает лес.

Долго подавляемое желание целиком отдаться любимым занятиям, чему всегда мешала служба вдали от родных мест. Любимые женщины — жена и единственная дочь Наталья. Надеялся найти здесь тихую пристань. В соседнем селе Спас-Дощатый двухсотлетний каменный Спасо-Преображенский храм (1709 г.), заложенный по желанию Ивана Грозного из досок разобранного судна, на котором царь совершал паломническую поездку в Зарайск. И может быть, глядя на древние иконы, С.Д. Ржевский думал, что во всем, что с ним случилось, есть промысел Божий, и это окончательно примиряло его с судьбой.

Зарайское дворянство на первых порах поддержало земляка — избрание гласным Зарайского уездного собрания в 1907—1910 гг. гласным губернского собрания в 1910, но... Опять доверимся мнению близкого человека. «Не лишенный знаний, вообще образованный и способный к верной оценке людей, он, однако, терялся при каком-нибудь сопротивлении, а тем более натиске на него и, по мягкости своего характера, был лишен способности налетать на виновного соколом и собственным решительным натиском разрушить вражеские козни».

И опять характер не по времени. Страсти кипят и в уездных учреждениях.

Не обладая свойствами лидера, Ржевский во всем поддерживает А.А. Селиванова. Кого-то раздражает княжеская мягкотелость, воспитанность, желание уклониться ото всего резкого, несправедливого. Он в самом деле уклоняется. Уходит в семью, в свой сказочный лес-заповедник. Редчайшая дендрологическая коллекция под открытым небом из более чем 100 видов хвойных пород: 14 видов сосен, 30 — ели, 10 — пихты, 6 — лиственницы, 35 — туи, 10 — можжевельника! Осенью 1910 г. прошлое напомнило о себе. 8-10 октября в Зарайске была организована сельскохозяйственная выставка. Для этой цели по разрешению городского головы Н.И. Ярцева было предоставлено помещение учебно-показательной мастерской, расположенной на Троицкой площади. В нем разместилось шесть отделов, демонстрирующих достижения зарайского уезда. Выставку не просто посетил, но и торжественно открывал только что приступивший к обязанностям рязанского губернатора князь Александр Николаевич Оболенский. В отделе выставки «Огородничество, плодоводство, садоводство и лесоводство» князь С.Д. Ржевский, бывший рязанский губернатор, а ныне зарайский землевладелец представлял свое лесное хозяйство — 46 экземпляров хвойных растений (туи и можжевельника) и 20 фотографий видов сада с декоративными растениями из своего власьевского имения.

А.Н. Оболенский (1872—1924 гг.) из княжеского рода Рюриковичей, крестник Александра II и императрицы Марии Федоровны, выпускник Пажеского корпуса, награжденный всеми орденами Российской империи, губернатор Рязани с августа 1910 г. по июль 1914 г. (Князья с такой фамилией владели землей в Зарайском уезде и были уездными предводителями дворянства). У них есть общая тема для разговора — губернаторство в Рязани. В прошлом — два древних рода, давших России настоящих патриотов своей земли. А будущей своей судьбы они не знают.

С.Д. Ржевский после тяжелой болезни скончался 18 марта 1914 г. в Санкт-Петербурге. Господь милосердно призвал его к себе, не дав его впечатлительной, тонкой душе быть свидетелем мировой войны и революции. И похоронен он будет в родной земле, во Власьево.

А.Н. Оболенский в 1914 г. получит блистательное назначение — градоначальником в Санкт-Петербург.

«Был несколько молод для поста градоначальника, особенно в такое серьезное время... был очень аккуратным человеком. Любил порядок, что в такое время особенно ценно, работал очень добросовестно, ставя службу выше личных интересов, и в своих распоряжениях бывал логичен и, когда затруднялся в чем-либо, принимал советы, не боясь уронить свое достоинство».

Но все это не спасло — в октябре 1916 г. был уволен в отставку прораспутинской партией при поддержке самой императрицы. Ушел в действующую армию, в 1919 г. — в армию Юденича. Эмиграция. Умер в Париже. Подумать только! — Рюрикович — и похоронен во французской земле, на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа.

Что остается на земле после смерти таких «государственных мужей»? Награды, поступки, строки энциклопедий, «отеческие гробы» в мировых столицах и на смиренных сельских кладбищах, высокие фамильные черты, переданные потомкам...

Памятью нашего замечательного земляка мог бы быть уникальный хвойный лесопарк в подмосковной глубинке. Не случилось. Но правнучка князя С.Д. Ржевского Наталья Борисовна Рязанцева пишет пронзительные по чувствам сценарии к любимым народом фильмам: «Крылья », «Долгие проводы», «Чужие письма»... И они как исполнение завещания о вечных человеческих ценностях: сострадании, милосердии, порядочности, уважении к имени и деяниям.

Список литературы

За новую жизнь №11 (13134) 18 марта 2010
Zabellisa
Администратор
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 10606
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 9172
в продолжение темы по владениям Достоевских и ближайших с ними селами

Моногарово
svyato-duhovskaya-monogarovo-300x200.jpg
Ныне существующий храм построен в 1763 году богатым землевладельцем Василием Хотяинцевым. Храм освящен в честь Сошествия Святого Духа, приделы – во имя Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Димитрия Ростовского. В 1821-22 гг. к храму пристроили массивную колокольню. В архитектуре здания нашли отражение сочетания стиля классицизма с элементами барокко.
В приход Свято-Духовской церкви входили селения Даровое и Черемошня, принадлежавшие Достоевским. В юности Федор Достоевский часто посещал Свято-Духовскую церковь во время летнего пребывания в деревне. В церковной ограде похоронен его отец – М. А. Достоевский.
В 1929 г. власти запретили совершать богослужения, арестовали священнослужителей. Храм разграбили и осквернили. В церковном помещении находились клуб, склад, пекарня, магазин; долгое время он находился в запустении.
В 1998 году разоренный храм передали верующим. Здесь регулярно совершаются молебны. Над всем храмом устроена временная кровля.
В 2005 году на церковном погосте, на месте могилы отца Ф. М. Достоевского, установлен и освящен крест.
%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC-%D0%B2-%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE.jpg
и еще
Деревня. Относится к Струпненскому сельскому поселению Зарайского района Московской области.
Имеется сельский клуб (д. 36).
Численность официально зарегистрированного населения по состоянию на 2006 г. - 102 человека, 89(2010, перепись).
МОНОГАРОВО (Монагарева, Манагарово) - село при р. Уйна, в 11 км на юго-запад от Зарайска, в 5 км от Алферьевского сельского территориального управления. 43 двора, 116 жителей: 52 мужчины и 64 женщины (1990). До 27 апреля 1923 находилось в составе Каширского уезда, Тульской губернии. Писцовые книги XVI в. сообщают: село за Юрием Никитиным сыном Хотяинцева: двор помещика, два двора людских, четыре крестьянских, один двор бобыля. Другие сведения о M. связаны с постройкой в 1763 В. И. Хотяинцевым церкви в честь Сошествия Святого Духа с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Дмитрия Ростовского (новый приход образовался за счет упраздненного прихода в с. Нечаево; в 1820 - 1821 построена колокольня; создана школа грамоты. Впоследствии, в 1830-х, когда соседнее сельцо Даровое приобрел штаб-лекарь Московской Маринской больницы М. А. Достоевский, члены семьи последнего стали прихожанами этого храма. По документам 1862, в селе 29 дворов, 117 жителей мужского и 130 женского пола. К 1926 здесь 42 двора и 199 жителей. Через три года создан колхоз «К новой жизни» (122 крестьянина); в 1950 колхоз укрупнился за счет двух соседних мелких хозяйств; позже вошел в опытно-производственное хозяйство им. Мерецкова. В местных лесах много грибов, орехов и земляники.
kosttta

kosttta

Липецк
Сообщений: 410
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 936
Экономические примечания к Планам генерального межевания по Зарайску и Зарайскому уезду

формат файла pdf.
https://yadi.sk/d/sGpbqm8ikD9JQ

Исходники брал с http://forum.relicvia.ru/
---
Константин
Венценосцевы, Климкины, Сипягины, Шивановы, Левины - Пензенская, Саратовская, Тамбовская губ.
Фамильный сайт: http://sipyagin.ucoz.ru
ПОТАПОВы
Участник

ПОТАПОВы

Благовещенск
Сообщений: 43
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 24
Подскажите пожалуйста, мой прадед умер в Коломне и жил там последние 7 своих лет, а в метрической записи о смерти написано мещанин г.Зарайска Рязанской губернии, что это обозначает, что он родом из Зарайска?
Zabellisa
Администратор
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 10606
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 9172

ПОТАПОВы написал:
[q]
мещанин г.Зарайска ...обозначает, что он родом из Зарайска?
[/q]


именно так, сословная принадлежность к мещанству была наследственной.

мещанство
ПОТАПОВы
Участник

ПОТАПОВы

Благовещенск
Сообщений: 43
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 24
Спасибо, посмотрела первую перепись зарайского уезда не нашла следов мещан Потаповых, такой фамилии в переписи вообще нет
ПОТАПОВы
Участник

ПОТАПОВы

Благовещенск
Сообщений: 43
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 24
Подскажите пожалуйста мне пришло личное дело прадеда и в нем написано, что принят на работу по документу паспорт Зарайского мещанина старосты. Что значит старосты, кто это?
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 Вперед →
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Zabellisa » Альманах » Зарайск- Зарайский уезд - Рязанская губерния [тема №29924]
Вверх ⇈