Предок Сергея Собянина спас царя. С аналитиком Александром Собяниным о мэре Москвы беседовал Виктор Крестьянинов. // Аргументы недели. № 42 (232). 27.10.2010.http://www.argumenti.ru/society/n261/81897/Беседовал Виктор КРЕСТЬЯНИНОВ
Предок Сергея Собянина спас царяАналитик Александр Собянин знает о своих однофамильцах почти все. Он много лет собирал по крупицам информацию и вел сайт «Собянины в России». А после отставки Ю. Лужкова сделал точный прогноз о претендентах на пост мэра Москвы.
<...>
– Все Собянины – дальние родственники. Все пошли из одного корня, с одних мест. Все они коми-пермяцкого происхождения, центр – реки Вишера, Малая Вишера и Уфалей, Пермский край и север Свердловской области. Официальная географическая точка – вблизи города Ивделя. Но вообще коми-пермяки жили от Костромской области до Пермского края. Крестились они очень давно. Немалая их старообрядческая часть в составе казачества пошла на восток и юго-восток России.
Собянин не манси, как придумали некоторые пиарщики в конце 1990-х годов. Он казак. Русский казак, коми-пермяцких кровей, как и все Собянины. Большая их часть шла в Сибирь за Строгановым, а не за Демидовым. Потому что Собянины родину и землю свою любят, а Демидовы совсем уж безжалостно относились к людям и земле. Кстати, Иван Сусанин – вполне хороший пример Собяниных.
<...>
Общество|Общество
Алена ЗАЙЦЕВА (Киров) (2 Февраля 2011, 04:00)
Дмитрий Собянин: «Мы с дядей чем-то похожи»Комментарии: 1
Двоюродный племянник мэра Москвы рассказал «КП» - Киров» о происхождении фамилии и о корнях семьи [видео]
http://kp.ru/daily/25631/796474Дмитрий Собянин приехал в Киров из Тюмени, когда ему было шесть лет. Родители развелись. И он с мамой отправился жить на ее историческую родину. А вот связи с родней удалось восстановить только через четверть века, когда все старые обиды были забыты. Именно тогда Дмитрию показали генеалогическое древо семьи Собяниных.
<...>
Фамилия Собянины происходит от слова «обособленный»
- Один из родственников в семье собрал и составил генеалогическое древо Собяниных.
Очень жалею, что из-за всей суеты тогда в поездке я его не сфотографировал, - говорит Дмитрий. - Когда мне рассказали про родню, было приятно, что у нас есть герои Советского Союза. И Сергей Собянин в то время тоже занимал немаленький пост. И было очень приятно видеть наши родственные узы на древе. По веточкам генеалогического древа, Сергей Собянин - двоюродный брат моего отца. Я прекрасно понимаю, что с родней на таком высоком посту не особо станешь общаться, поэтому не наглею и не навязываюсь.
Род Собяниных в глубине веков начинается с семей староверов. Царская власть начала преследование таких семей-раскольников в 17 - 18 веке. И они стали переселяться через Северный Урал на запад. Осели в Тюменском крае, в Пермской области.
Обжились, создали свои поселения. По преданиям, на землях семьи Собяниных нашли первую тюменскую нефть.
- В те давние времена переселения в семьях староверов царили строгость в общении, - рассказывает Дмитрий. - Чувствовалось влияние домостороевских традиций. Например, сидели за большим столом. И, не дай бог, кто-то из младших взял еду раньше старшего, это все пресекалось! Сейчас, конечно, не так все строго. Но дети в роду и по сей день воспитываются в традициях уважения к старшим, строгости.
Фамилия Собянин тоже интересного происхождения. Она происходит от однокоренных слов «собственность», «обособленный» - «собь» - это индивидуальный. Скорее всего, значение идет от образа жизни, ведь староверы всегда селились обособлено, своими семьями.
20 октября 2010 года 00:24 | Павел Пряников Текст Фото Видео
Собянин: наследник Григория Распутина и староверов-часовенныхhttp://svpressa.ru/society/article/32377/Его представления о правильном мироустройстве
<...>
По отцовской линии Собянины бежали из Великого Новгорода, от Ивана IV или даже Ивана III, пришедших туда изничтожать город-демократию. С ними бежали и тысячи других новгородцев – в основном на Вятку, где они образовали знаменитую «пиратскую республику» XV века. Но и туда добрались железные руки московских великих князей, и тогда потомки новгородцев разошлись на два потока: одни ушли в Средневолжье, а позднее оттуда на Дон, где положили начало вольнолюбивым донским казакам, другие – в пермские леса, где затаились в общинах до лучших времён. Первые стали воинами-пиратами, вторые – созерцателями и размышленцами. Известное разделение: кшатрии и брахманы.
Разумеется, и те и другие не приняли церковную реформу Никона, и остались в старой вере, старообрядцами.
Старообрядцы двух ветвей вольнолюбивых новгородцев пересеклись в самом Сергее Семёновиче Собянине: к пермякам примешалась кровь уральских казаков по маме (по фамилии Уланова). Уральские казаки, кстати, среди всего вольного сословия (или даже нации) отличались наибольшей «инородческой» примесью: согласно исследованию этнографа Бориса Соловьёва, к 42% русских там примешаны башкиры, татары, казахи. Отсюда, кстати, и несколько «восточная» внешность Сергея Семёновича. Но и пермская его ветвь не оставила в чистоте первоначальную «славянскость». Скрываясь от Романовых в уральских лесах, они перемешались с коми-пермяками (а вовсе не с манси – это легенда была придумана его конкурентом по тюменским выборам Рокицким), что позволило их даже выделить в отдельную группу так называемых «язьвинских пермяков».
Кстати, сегодня «исследователи» из политологов неправильно трактуют и этимологию фамилию Собянина, дескать она произошла от старорусского «соха». Вот как «переводят» эту фамилию этнографы:
«Значения: 1. Все своё - имущество, богатство, скот. 2. Личные качества человека - нравственные, духовные; свойства. 3. Собственность. 4. Сущность. 5. Личность, самость, суть человека.
На основе этого слова развилось большое словообразовательное гнездо. Собина - достояние, скот, приданое. Опять же собина или собинка - ласковое обращение «Милый, дорогой». Материнская собинка - наследство от матери. Собный - собственный, собное имя - собственное имя. Собство - свойство, особенность. Собник, собенник, собенница - владелец, обладатель, хозяин. Собинник - любимчик. Собенник, собинник, собиняк - специально испеченный для кого-нибудь пирожок. Собинка - особая сумка для хранения сугубо личных вещей.
Собить - собирать, собиться - собираться, намереваться. Собливый, собистый, собчивый (от этого слова мы видим происхождение фамилии Собчак) - корыстный, копящий собину, а также зажиточный.
Мы встречаем фамилии Собянин, Собенин, Собенников, Собин, Собинин, Собинников, Собинов, Собков, Собиняков, Собко, Собцев, Собчак, Собчаков, Собчанов, Собчук».
Старообрядческое отношение к миру – не принимать власть, захваченную Антихристом, быть ближе к Богу работой – отец, а через него дед Собянины передали и Сергею Семёновичу. В одном из своих редких интервью новоиспечённый мэр вспоминал: «Дед был необычайно крепким человеком, прожил больше ста лет - и за всю жизнь ни разу не обращался к врачам. Уже на склоне лет продолжал в одиночку хаживать в тайгу с охотничьим ружьем. В общем, крепко стоять на земле - это у нас от предков. Они умеют не только грамотно хозяйствовать, но и держать удар, а потом начинать все сначала. Того же деда Уланова раскулачили и сослали через Тобольск - в Сибирь. Пришлось заново строить своими руками дом, обживать новое место. Это было в Березове, глухом по тем временам таежном поселке, где и сошлись две фамильные ветви».
Его дед до самой смерти носил старообрядческий крест, и не признавал ни власть царей-Романовых, ни последующую сталинско-советскую ветвь абсолютизма. Сохранился опрос Фёдора Собянина из одной этнографической экспедиции:
«В нашей деревне школы не было, нужно было ехать в село за 9 км, но отец не отпускал. Говорил, там никонианской вере учат и в школу ходить грешно. Обучением - и то немногих - мальчиков занимались начетчики или просто грамотные старики. Вся учеба сводилась к тому, чтобы научить детей читать по-церковнославянски богослужебные книги. Последние обычно поставляли чердынские купцы. Однако получило распространение переписывание книг от руки. Так, на Илыче в пустыне жили братья Бажуковы (умерли в 1-м десятилетии XX в.), которые ездили специально в Москву покупать книги для переписки. Писали их тетеревиным пером, а чернила изготовляли из сока ягод и смолы. В Бердыше таким богомазом считался Ардамон Федорович Епаншин, который не работал, а все время проводил в молитвах и переписке книг».
Есть воспоминания и о брате деда Сергея Семёновича, Андрее, который до смерти Сталина скрывался в скиту, в котором занимался переписыванием старых книг.
«Рукописная традиция в верхнем течении р. Колвы сохранилась вплоть до 50-х годов нашего столетия. Только несколько лет тому назад вышел из скита Александр Собянин, который в 40-х годах занимался «списыванием» старинных книг в лесном скиту. Затем вышел на свет, стал рукодельничать. «Этот крепкий и умный старик, опытный охотник и рыболов, является также мастером поделок из дерева. Он искусно вырезывает из свала солонки, ложки и снабжает изделиями своего труда целую округу», - описывали его этнографы.
В школе, сначала в селе Няксимволь, а потом и в Берёзове Сергея Семёновича прозвали «Пескарь». И ничего зазорного в этом нет. В русской этимологии пескарь означает тихого, умеренно-аккуратного существа, украинцы называют его «столбец». Весь образ жизни этой рыбки напоминает старообрядческое затаение. В описании образа жизни пескаря есть и описание будущей жизни Собянина: «Пескарь ведет вполне дневной образ жизни и никогда не плавает ночью, а лежит тогда неподвижно на дне, упираясь грудным, брюшным и заднепроходным плавниками, как на подпорках. Как рыба донная, пескарь всегда отыскивает пищу на дне. Обыкновенно он кормится мелкими червячками, насекомыми, рачками, такими мелкими, как циклопы и дафнии, также частицами сгнивших органических веществ, которые добывает себе из песка или ила. При этом усики, вероятно, оказывают пескарю большую услугу. В иле же он добывает себе мотыля, который в конце лета, кажется, составляет едва ли не главную пищу этой рыбы». Примерно так же, вгрызаясь буровыми «усами», Сергей Семёнович добывал потом нефть, тоже сгнившие органические вещества.
Собянины были старообрядцами-беспоповцами часовенного согласия, их ещё называли «стариковцы» и «кержаки». Не будем углубляться в теологические особенности согласия, а просто приведём понятную, бытовую сторону их веры:
«Неприятие телевидения, радио, употребления кофе, чая, картофеля, запрет на пользование электричеством и т.п. Долгое время принимались лишь переписанные от руки книги, однако с недавних пор стали пользоваться и ксерокопиями».
Или вот ещё:
«Беспоповское состояние повлекло за собой принятие часовенными многих чисто беспоповских представлений: о духовном пришествии антихриста (хотя есть утверждающие, что он пришел чувственно), о полном господстве антихриста в новообрядческой церкви и в государстве, о допустимости самосожжений в случае преследований со стороны власти (самоможжения отмечались на Саянах еще в 1940-х гг.), о недопустимости общения, главным образом, в молитве и ядении) с замирщенными и, в особенности, с кадровыми (так часовенные именуют всю номенклатуру, начиная от уровня сельсовета и выше), о недопустимости получения паспортов, пенсий».
А потом журналисты и политологи удивляются молчаливости, затаённости Сергея Семёновича – с ними ведь недолго и замирщиться, да так, что антихристовы отметины не отмолишь.
<...>
http://kerlangua.livejournal.com/398914.htmlНовый градоначальник Москвы родом из староверов?Oct. 16th, 2010 at 1:36 AM
В одном из своих уже давних интервью руководитель администрации президента, а ныне без пяти минут московский мэр Сергей Собянин неожиданно признался в своих старообрядческих корнях. До этого, никто из власть имущих не решался заявить об этом открыто, хотя старообрядческое происхождение можно найти у многих современных политиков и предпринимателей. Чаще всего они об этом вспоминают уже в остатаке, на пенсии, как бывшие руководитель президентской охраны Коржаков. Во время активной политической деятельности позиционируют себя как "православные", работая "подсвечниками" на официальных пасхальных и рождественнских богослужениях.
Словам Собянина находится и немало исторических подтверждений.
Фамилия "Собянин" финно-угорского происхождения (в отличие от славянских Собиновых, Собининых, Собиных, эта версия указана ниже в статье профессора А.В. Суперанской). Большинство Собяниных обрусевшие коми-пермяки родом из Северного Урала. Стали православными, а точнее древлеправославными и полностью смешались с русскими уже к 17-18 векам, это видно по тому, что многие из Собяниных вплоть до 19-го, а некоторые до 20-го века были старообрядцами. Интересно, что не только коми-пермяки но и некоторые другие малые народы России сохраняли православие в ее дораскольном изводе уже спустя многие годы и даже века после печальной реформы патриарха Никона.
Что касается староверов в руководителях Москвы, то однозначно таковым был городской голова Прокопий Шелапутин, занимавший эту должность в 1812 году. Не так давно его могила была обнаружена на Рогожском кладбище.