Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Мещане

Относились к податным сословиям

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 ... 196 197 198 199 200 201 Вперед →
Erla

Erla

Сообщений: 778
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 462
К сожалению ссылку я не сохранила на этот материал (если кто найдет, то пошлите мне на личные и я внесу ее сюда) и наверное статья частично сокращена, но интересно.

[B]ДОРОГОБУЖСКИЕ МЕЩАНЕ[/B]

Дорогобуж
Расположен на Смоленско-Московской возвышенности, в верховьях р. Днепр (пристань), в 113 км к востоку от Смоленска. Ж.д. станция.

В Российской империи 1775 - 1917 годов мещане - податное городское сословие из бывших  посадских людей -ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы. Мещане объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления. До 1863 г. по закону они могли подвергаться телесным наказаниям. Разбогатевшие мещане могли перейди в купеческое сословие, и, наоборот, разорившиеся купцы переходили в мещанское сословие.
Одним из главных занятий мещан была мелкая торговля, требовавшая проявления таких качеств, как предприимчивость и изворотливость. Дорогобужские мещане развили свою особую культуру торговой деятельности. Постепенно они сформировали даже свой собственный язык - шубрейский или кубрацкий, как его называли. Этот язык мещане использовали при торговле и повседневном общении для того, чтобы сообщать друг другу информацию, не предназначенную для понимания посторонними людьми. Краткий словарь этого языка составил в конце XIX- начале XX века известный смоленский этнограф В.Н.Добровольский.
Часть мещан занималась зарабатыванием денег на простоте и доверчивости людей. Они
устраивали целые представления, выступая в качестве погорельцев, странников. После того как Дорогобуж был отвоеван Россией у Польши, состав городского населения стабилизировался и сохранялся в основном неизменным вплоть до революции 1917 г., при этом, до 80 процентов населения города приходилось всего на 60-70 мещанских фамилий. Двадцатый век уничтожил мещанское сословие с его особенной культурой городской жизни.
Катастрофические последствия для Дорогобужа и его жителей имела Великая Отечественная война. Город был почти полностью разрушен, многие коренные дорогобужане погибли или не вернулись в родные места. После войны в город активно переселялись сельские жители. В связи со строительством крупных промышленных предприятий усилился и поток переселенцев со всего бывшего Союза. Новый микрорайон, который возник в 80-е годы на правобережье Днепра, заселен
в основном приезжими людьми.
Сейчас от некогда многочисленных мещанских фамилий в Дорогобуже остались считанные единицы. Каждую из оставшихся фамилий представляют 1-2 семейства. Далее приводится список основных мещанских фамилий, большинство из которых существовало в Дорогобуже с XVII по начало XX века, а также интересный очерк о жизни дорогобужского мещанства конца XIX века.
Этот очерк был опубликован в 1882 году в губернской газете "Смоленский вестник". К сожалению, очерк не подписан, и его талантливый автор остался неизвестен.

Основные мещанские фамилии:
Аршаниновы
Бородины
Бычинины
Глазковы
Гнидины
Голосовы
Гречишниковы
Гулидовы
Демехины
Дехтеревы
Докучаевы
Забелины
Закурдаевы
Заморацкие
Засыпкины
Зорины
Казилины
Карнопелевы
Кладухины
Клестовы
Кликуновы
Кожевниковы
Козачковы
Козеловские
Колупановы
Копыловы
Кореневские
Коробовы
Космачевы
Кохановы
Лапины
Леляновы
Луговые
Лукшины
Лункины
Масленниковы
Масютины
Моксины
Мухины
Носовы
Перевозниковы
Петрушины
Петуховы
Пивоваровы
Повалюхины
Подобедовы
Проскурневы
Простаковы
Прудниковы
Ревякины
Савины
Свешниковы
Ситниковы
Тимохины
Хохловы
Шкодины
Шугины
Шульгины
Шутины
Щуровы.


Газета "Смоленский вестник", 3 декабря 1882 года, №143, 5 декабря 1882 года, №144

ДОРОГОБУЖСКИЕ МЕЩАНЕ

Город наш, как и большая часть городов губернии, обильно снабжен землею.
Он имеет 4000 десятин земли, из них несколько сот десятин под днепровскими лугами,
порядочный уголок есть хорошего леса, большая же часть земли состоит в "пустаках", местами заросших мелким приземистым березняком.
И однако такое земельное богатство, по-видимому, весьма мало отражается на благосостоянии самой значительной части городского населения - мещанах. Пользуются самыми удобными клоками земли люди богатые, которых можно по пальцам перечесть. Луга, например, находятся в руках купеческого сословия и частию в распоряжении городской Управы, мещанам же для прокормления своего скота ежегодно приходится нанимать луга и нередко по цене довольно высокой. Нынешним, например, летом за десятину луга платили по 25 руб. и накашивали с нее часто менее ста пудов. Есть такие бедняки, которые, не имея возможности нанять лугов, косили
на выгонах "горчицу ". Говорят, что, если эту горькую траву скосить и хорошо высушить, скот ест. Относительно отопления тоже плохо. Дрова мещане покупают на базаре по 40 коп. и более за воз. Но непонятнее всего то, почему до сих пор лежит в диком состоянии большая часть городской земли, не принося никому пользы, а между тем "пустаки" - это клад под носом города.
Земля пустует с незапамятных времен, корчевание обошлось бы недорого, так как крупной заросли нет.Разделанные поля, без всякого сомнения, давали бы хорошие урожаи хлеба даже при малом удобрении. Для мещан нашелся бы выгодный местный заработок. Меньше было бы надобности закупать хлеб степной, когда окрестность города оживилась бы работами земледельца.Фабричного промысла в городе нет. Такого занятия, которое давало бы постоянный и надежный кусок хлеба мещанскому сословию, не существует. Едва ли в каком уездном городе нашей губернии найдется такая разница в материальном благосостоянии сословий купеческого и мещанского. Здесь мещанин, чтобы достать себе хлеба, мяса, одежды и т. п., ежегодно
изворачивается подобно белке в колесе. Деятелен он в высшей степени, сметлив, в торговом разговоре употребляет часто ему только понятные слова, очевидно, выработанные долговременной практикой. Не то купец. Тот апатичен, жирен сидит и поджидает. В то время, как в летний не базарный день по целым часам сидит он у своей лавки за шашечной доской, вяло передвигая шашки с ехидной мыслью засадить своего противника в злачное и покойное место, где только на своей лошаденке не побудет мещанин, на какие замысловатые выдумки не пускается он с целью "заробить" !
Заработок мещанского сословия - случайный: удалось "сорвать" - жив, нет - зубы на полку.
Особенное упование возлагает мещанин на три, ежегодно здесь бывающие ярмарки: "Сборную", на второй недеде Великого поста, "Афанасье", 2 -го мая, на "Светлую", в июне месяце. В эти торговые дни если послужит счастье, он может "заробитъ" столько, что без горя просидит полгода, а то и больше, но зато, если Меркурий будет к нему невнимателен, он может и вылететь в трубу с легкостию дыма и пепла. В эти дни он главным образом старается насчет купли, продажи и мены лошадей.
Кто победнее, хлопочет около лошадок низшей ценности. С "пятириком" храбро выступает мещанин на ярмарку. Придав трояк, он променивает свою лошаденку на другую, более лучшую, которую в свою очередь тут же продает и опять покупает и т.д.
Более состоятельные ведут дела, конечно, крупнее, те уже кредит имеют. Богачи пригоняют табуны из степей, но таких очень мало. Искусство распознавать лета лошади, её пороки и достоинства, здесь иногда доходит до замечательной степени совершенства.
Есть "коневники", которые за одно лишь знание свое деньги получают. Одному помогут "всучить" коня с "затинкой" другому "поддюдюлить" лошадь с хорошей выгодой, глядишь - копейка и есть в кармане. Часто даже составляется нечто вроде артели с целью "сбивать" цену с лошади или же "набивать",- и редко мужик, попавший в этот магический кружок "коневников", выходит отсюда сух.
Вообще следует сказать, что изворотливость мещанская тяжело ложится на плечах мужицких, и много ежегодно разводится отсюда по деревням лошадей опоенных, хромых, слепых и чающих близкой кончины. Мещанин называет это словом "нагрел", а мужик - словом "улопался".
Почти каждый мещанин имеет лошадь, без нее ему и существовать нельзя. Мещанин без лошади - последний человек. Она для него необходима, во-первых, ездить, на мелкие, сельские ярмарки, во-вторых, ездить в "коляду".
Ни одна порядочная сельская ярмарка нашего и соседних уездов, обыкновенно бывающая в храмовые праздники, не обойдется без дорогобужских мещан, появляющихся там с дегтем, салом, яблоками, огурцами, ситцем и разным товаром. Босиком, с лукошком за плечами бегут наши мещанки летом на ярмарку верст за 40-50 и более. Одна живо устраивает там квас, другая начинает печь "сластены'', третья торгует табаком или огородными семенами. Товару у мещанки на полтора рубля, выручка на два с полтиной, и это ладно, и за это благодарить Бога. Прежде, когда не
было в наших местах "чугунки", на сельских ярмарках торговля шла оживленная, и мещанин наш возвращался домой веселый и с хорошим барышом, ныне же с каждым годом сельская ярмарка становится хуже и хуже. На многие из них совсем бросили ездить. Ещё держится немного "Никольщина" в селе Гжели Вяземского уезда, "Селеца", "Белоберечская" и некоторые другие, а на остальные стали выезжать только ближайшие торговцы. Хуже стали сельские ярмарки, туже стало и нашему дорогобужскому мещанину. Бывало, сельский промысел нередко выводил его в
купеческое звание, а теперь и насущное пропитание с трудом достается.
Прежде лучше шли дела и "в коляде". Ездить "в коляду" - это значит заниматься всякой
торговлей по деревням около мужичков: скупать пеньку, щетину, кожу, тряпьё, паклю, - словом, всё, что только может продать мужик, исключая льна, последний исключительно идет в г. Вязьму. Но район такой мещанской коляды с проведением железной дороги заметно сузился. И по ту и по другую сторону линии засели торговцы с лавочками и кабачками, в то же время, прибирая к своим рукам произведения мужицкого труда в ближайших к линии деревнях. Дорогобужский мещанин редко появляется в этих местах. "Тут пусто,-говорит он, -да и народ продувнее, наровит
ещё тебя надуть", а потому и проезжает в места свежие, где народ, проще и где легче можно "попользоваться". В последнее время стали наши мещане ездить в уезды Духовщинский, Поречский, Ельнинский, вообще в места глухие, подальше от города и линии. И насколько удачно иногда обрабатывают свои делишки, можете судить по следующему образчику. Пачка иголок, купленная в городе мещанином за 20 коп.,продается им за 50 копеек, а иногда, и дороже. Даст простоватой бабе три, четыре иглы, а та за них и вынесет фунта три, четыре тряпья, а то и более. Тряпье же
сбывается им в городе по 1 руб. 20 коп. за пуд. А то вот случай. Докупает дорогобужский мещанин четверть ящика стекла и едет осенью по деревням чинить или "накладывать" разбитые "балонки". За работу берет овсом, и ячменем. Новь. Мужик прост и не скупится. Он и не обращает внимания на то, что у проезжего столяра ( а на самом деле он столяром никогда и не был)
гарнец с полотняным дном и сыплет свой хлебушко щедрой рукой. За стекло заплачено в городе 6 руб. 50 коп., а хлеба привозится с четверти ящика на 24 руб. Удачно скупается щетинка, сушеные грибы, шкурки. Безмен, конечно, у мещанина свой и часто такой замысловатой конструкции (коптарь), что мужику нужно учиться, чтобы понять, в чем тут сила. Выгода "в коляде", очевидно, есть. Но в последнее время стали понемногу забираться и в глухие места уездов торговцы с лавочками и кабаками, тесня всё более и более и мещанина-колядовщика.Есть мещане и пехотинцы. За неимением лошади они путешествуют на своих собственных ногах
и обыкновенно выбирают время весеннее, когда дороги настолько испортятся, что нельзя ездить ни на колесах, ни на санях.
Эти идут обыкновенно с хотулем за плечами и скупают предметы легкие и не громоздкие, например, телячьи шкурки. Бывали случаи, что некоторые из пехотинцев и на фокусы пускались с целью добыть копейку. Нарядится в длиннополое одеяние, опояшется ременным поясом и пойдет колесить по деревням и селам, выдавая себя за странника, идущего к Соловецким чудотворцам. Верно то, что до чудотворцев они никогда не доходили, но бывали случаи, что, пришедши домой, выдавали своих дочерей замуж, награждая их приданым в размере 100 руб, и более.

---
Все данные о моих предках размещены мною на сайте добровольно для восстановления родословной.
Еремины, Автомоновы, Дьяковы, Масютины, Сонины, Поповы, Иевлевы, Рикманы, Кирилловы (Тульская губерния); Сальниковы, (Московская губ.); Балфеткины (Тверская губ
Лайк (2)
RDM
Новичок

Москва
Сообщений: 17
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 1
Если у кого-то есть информация, то прошу прояснить, в каких источниках  в каких организациях можно найти постановления Киевской Казенной палаты за 1896 год.
Одним из них мой предок был причислен к обществу Белоцерковских мещан Васильковского уезда.

Нужно ли ехать в Киев или в Белую Церковь?

Заранее спасибо,

Дмитрий.

_______________________
Ищу фамилии Пароубек, Гжишкевич (Жишкевич), Станчик. А также Церпицкие и Скопцовы (Воронеж).

(Сообщение отредактировал RDM 17 дек. 2004 19:39)

natalja
Умерла 17 октября 2016 года. Светлая память!

natalja

Владивосток,город у моря
Сообщений: 951
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 261
Erla Моя мама была из семьи венёвских мещан(Тульская губ.).Её отец Сивов Иван Иванович до революции был приказчиком у какого-то купца. Мама рассказывала, что он часто ездил за товаром в Харбин один или с хозяином. У меня есть фото деда, сделанное в фотосалоне Харбина в 1907 году. Бабушка не работала. После революции дед был мелким лавочником. Есть много фотографий в большом лаковом альбоме, доставшемся мне от московского дяди. К сожалению почти все фото без подписей. Подробностей о жизни в Венёве почему-то ни мама ни её брат и сестра не рассказывали.
Дед по отцовской линии тоже был мещанином.
Скорее всего он был причислен к мещанскому сословию после увольнения со срочной службы  (подтверждения этому пока нет). До революции дед был библиотекарем,потом работал на ж.д. станции от сцепщика вагонов до помощника начальника станции. Бабушка занималась домашним хозяйством, огородом, держала несколько коров. Детей было трое и какое-то время у них жил племяник.
И вот что мне не понятно.Дед с бабушкой жили, венчались. крестили и хоронили своих детей в одном городе, а дед числился мещанином другого города.Как такое могло быть? Растолкуйте, кто-нибудь.
Erla

Erla

Сообщений: 778
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 462
natalja, спасибо за интересный рассказ, тем более было интересно узнать, что ваши предки из Тульской губернии (мои из Белева). Если захотите поместить здесь  фотографии, напишите мне в личные или обратитесь к Людмиле, ведущей сайта. Очень будет интересно посмотреть.

---
Все данные о моих предках размещены мною на сайте добровольно для восстановления родословной.
Еремины, Автомоновы, Дьяковы, Масютины, Сонины, Поповы, Иевлевы, Рикманы, Кирилловы (Тульская губерния); Сальниковы, (Московская губ.); Балфеткины (Тверская губ
dmitry

Зеленоград
Сообщений: 190
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 9
У меня тот же вопрос,  что и natalja.
Мой предок женился и крестил детей в Житомире, а сам числился Новоградволынским мешанином.
Проясните пожалуйста ситуацию.
Заранее благодарю.  

---
Ищу: Климаш, Гербичь, Рудик, Фосс, Климашенко, Климашев, Семенов. http://fotodorogi.ru/
Chiginskiy
Начинающий

Тула
Сообщений: 38
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2
Здравствуйте, меня зовут Чигинский Дмитрий я живу в городе Туле, как и мой прапрапрадедушка мещанин Чигинский Иван (на сколько я понимаю, его дети тоже были мещанами, ну а потом декрет от 10 ноября 1917 г., ну это ладно). Моё исследование сейчас на уровне моего прапрапрадедушки, а что и как я могу узнать дальше в глубь веков.<p>P.S. До прапрапрадедушки я дошёл исключительно по рассказам родственников.<p>P.S. На счёт фото:<p>photo.jpg<p>Старший это мой прапрадед Чигинский Павел Иванович (1870-1920), младший его сын и мой прадед Чигинский Сергей Павлович (1908-1943).<br><p>(Сообщение отредактировал Xium 1 фев. 2005 18:52)
---
Генеалогический сайт Дмитрия Чигинского
Чигинский Д. С., г. Тула
Ищу: Чигинский, Абросимов, Котиков, Шахов, Королёв, Грибков, Петров, Макеев, Мишуков и д.р.
Chiginskiy
Начинающий

Тула
Сообщений: 38
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2
Прошу прощения, но почему фото не загрузилось. Может быть, из-за того, что на narod'е?
http://xium.narod.ru/photo.jpg

---
Генеалогический сайт Дмитрия Чигинского
Чигинский Д. С., г. Тула
Ищу: Чигинский, Абросимов, Котиков, Шахов, Королёв, Грибков, Петров, Макеев, Мишуков и д.р.
Erla

Erla

Сообщений: 778
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 462
natalja, как интересно, ваши предки - веневские мещане,  [B]Xium[/B] - тульские мещане, а мои белевские.  Мы вроде как все земляки.
А еще [B]genashka[/B] - он сам из Тулы, а предки из Тульского уезда.
[B]Xium[/B], интересно было посмотреть на фото.
---
Все данные о моих предках размещены мною на сайте добровольно для восстановления родословной.
Еремины, Автомоновы, Дьяковы, Масютины, Сонины, Поповы, Иевлевы, Рикманы, Кирилловы (Тульская губерния); Сальниковы, (Московская губ.); Балфеткины (Тверская губ
Chiginskiy
Начинающий

Тула
Сообщений: 38
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2
Erla, natalja, genashka или ещё кто-нибудь подскажите как фото загрузить чтобы показать.

Вообще я практически ничего не знаю о своём прапрапрадедушке. А узнал то, что я сейчас знаю совершенно неожиданно у дальних родственников. У них оказался разрешение на строительство дома в Туле, в котором было указано мещанин Чигинский Иван Абрамов. Кстати на счёт Абрамов, на сколько я понял это отчество, хотя я пока сомневаюсь. Если кто знает, объясните.

И ещё очень интересный момент нашел статью "История самовара" в которой имеется текст:

В 1826 году фабрика купцов Ломовых выпускала за год 2372 самовара, Никиты Лисицына — 320 штук, братьев Черниковых — 600 штук, Курашева — 200 штук, мещанина Маликова — 105 штук, оружейников Минаева — 128 штук и Чигинского — 318 штук.

Вот так...


(Сообщение отредактировал Xium 2 фев. 2005 0:26)

(Сообщение отредактировал Xium 2 фев. 2005 0:35)

---
Генеалогический сайт Дмитрия Чигинского
Чигинский Д. С., г. Тула
Ищу: Чигинский, Абросимов, Котиков, Шахов, Королёв, Грибков, Петров, Макеев, Мишуков и д.р.
Erla

Erla

Сообщений: 778
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 462
По просьбе natalja размещаю рассказ и фотографии мещан из Венёва.

17ds.jpg 26vc.jpg 34yi.jpg
45qv.jpg 57jv.jpg 66zh.jpg
78sj.jpg

Фотографии из семейного альбома Сивовых,который сейчас хранится в семье
Колиниченко. К сожалению я не знаю имён людей, запечатлённых на этих
фотографиях. Возможно кто-то из них - мои предки, а кто-то их друзья.
История альбома такова: он хранился у моего дяди, жившего в Москве, а
после его смерти альбом переслала мне моя двоюродная сестра. Моя мама,
которой к тому времени было уже более 80, не смогла почти никого
узнать, хотя достоверно известно, что среди фотографий есть её
родители и другие родственники.
Сивов Иван Иванович - мой дед, фотография сделана в Харбине в 1907
году, куда он ездил по делам службы.

(Сообщение отредактировал Erla 2 фев. 2005 23:59)

---
Все данные о моих предках размещены мною на сайте добровольно для восстановления родословной.
Еремины, Автомоновы, Дьяковы, Масютины, Сонины, Поповы, Иевлевы, Рикманы, Кирилловы (Тульская губерния); Сальниковы, (Московская губ.); Балфеткины (Тверская губ
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 ... 196 197 198 199 200 201 Вперед →
Вверх ⇈