На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Сразу предупреждаю, что сказанное здесь является моим личным мнением, не претендует на истину в последней инстанции, и т.д. Об однодворцах написано мало, а то, что написано, чаще всего взято из официальных источников типа энциклопедий. Официальные-же источники - довольно скользкая почва. Там всегда есть стремление о вещах сложных написать покороче, т.е. попроще и посхематичнее.
И уж тем более пагубно сказывается на официальных данных политические установки. Как известно, Пётр 1-ый устроил на Руси большие-пребольшие реформы. Помимо всего прочего, их целью стало создание новой элиты. Но будучи поставлена дословно так, эта цель привела бы к бунту, поэтому объявили о другом - о перевоспитании старой элиты. Т.о. "старая" элита должна была всё-таки откуда-то взяться, чтобы быть перевоспитанной. В энциклопедиях старую элиту от не-элиты отделяет добавление к "служилым людям" слов "по отечеству", в противовес тем, что "по прибору". Тех, что по прибору, делят на стрельцов, солдат, рейтар, городовых казаков, и т.д, а по отечеству - дворяне, дети боярские, итп. Но реально ли тогда было такое разделение? Имхо, нет. Табель о рангах Пётр установил не на пустом месте, ибо понятие "должность, чин, уряд" ещё до петра значило больше чем "происхождение". И если сын боярский или дворянин пошёл в солдаты или рейтары, то кем он становился в этой иерархии "по прибору/по отечеству"? Непонятно. Понятно одно - не от хорошей жизни пошёл, но и только. И тут мы подходим к реальной границе между элитой и не-элитой. Это хорошая жизнь. Это поместья, земли, и ессно, крепостные. Причём чем больше - тем лучше жизнь. И, надо признать, у "живших хорошо" с происхождением почти всегда всё было в порядке.<p>А на окраинах государства разницы между "по прибору/по отечеству" было мало, если была вообще. Ибо жить хорошо там в основном не приходилось, да и с бумагами было туго, с грамотами дворянскими... В итоге, когда понадобилось создавать новую элиту при Петре, разделяли наверняка, т.е. исходя из имущественного положения. Кое-какая мелочь с грамотами, впрочем, тоже могла попасть, но могла и не попасть во дворянство. Из основной-же массы землевладельческой мелочи сделали сословие однодворцев, причём верстали туда, особенно не вникая, был ли он когда-то "по отечеству" или "по прибору". Если у него трое крепостных, да пять десятин, и документов нет, ну какой он нафиг дворянин, т.е. по-тогдашнему, шляхтич? Тот факт, что потомков бывшей элиты уже официально не считают элитой, очень заботил и этих потомков, и, соответственно, власть. Именно поэтому, изначально сословие однодворцев "позиционировалось" в общем, где-то невдалеке от дворянства. И только потом, приучив однодворцев всё-таки "знать своё место", их начали приближать к остальным гос.крестьянам. И это было вполне оправдано, если бы не стояла задача обеспечить переемственность сословий. Иллюзия переемственности сословий потребовалась, чтобы оправдать табель о рангах и выслугу во дворянство. Ибо более-менее приличным оправданием раздачи гербов и имений явным мещанам и крестьянам могло быть только то, что все "настоящие" дворяне уже как минимум признаны. Тогда, имхо, и появился миф о том, что якобы, однодворцы - в огромном большинстве своём потомки тех, что "по прибору". Не слишком лепо было бы признать, что однодворцы - непонятная смесь самого разнообразного происхождения людей, которых объединяет только то, что они мелкие землевладельцы, и потомки служилых людей различных типов, а равно и то, что огромное их количество, если не большинство, не попало во дворянство только потому, что московское государство не удосужилось снабдить их предков документами. Это, в сущности, вечная история - упадок старой элиты и торжество новой. Просто этот конкретный эпизод, по моему, следует слегка проветрить. Мы с готовностью развенчиваем культы личности, идеологические установки и подтасовки недавнего времени, так пора бы попробовать и поглубже копнуть.
P.S. Об однодворцах на присоединённых землях разговор иной. Хоть там всё примерно аналогично, но ещё наглее...
Дворяне в современном понимании писаться сами в ревизии не должны, ибо они неподатное сословие, пишутся только их крестьяне. Но этот термин устоялся лишь при Екатерине Второй, а до этого (при Петре и чуть после) это называется "шляхтетство". "Дворяне" имело чуть другое значение - "дворяне и дети боярские" например (эта фраза в документах 17 века всегда пишется целиком)
У этой истории есть продолжение. 25 апреля 1931 года эта статья была рассмотрена на заседании Политбюро ЦК ВКП(б). Протокол № 35 этого заседания прилагаю.
Как развивались события дальше не знаю. Знаю только, что Мананкина Сергея все таки расстреляли, но уже в 1937 году. Он есть в списках репрессированных. После этих событий Ледовские перехали на жительство в Подольск Московской области, Кутеповы в Лопасню, ныне г.Чехов Московской области. Чуриловы остались жить в Тормасове. Участники тех событий: Мананкины, Кутеповы, Ледовские, Чуриловы в той или иной степени являются моими родственниками: дальними или не очень.
С уважением, Николай Алексеевич Старухин, уроженец деревни Кочергинка
У этой истории есть продолжение. 25 апреля 1931 года эта статья была рассмотрена на заседании Политбюро ЦК ВКП(б). Протокол № 35 этого заседания прилагаю.
Как развивались события дальше не знаю. Знаю только, что Мананкина Сергея все таки расстреляли, но уже в 1937 году. Он есть в списках репрессированных. После этих событий Ледовские перехали на жительство в Подольск Московской области, Кутеповы в Лопасню, ныне г.Чехов Московской области. Чуриловы остались жить в Тормасове. Участники тех событий: Мананкины, Кутеповы, Ледовские, Чуриловы в той или иной степени являются моими родственниками: дальними или не очень.
С уважением, Николай Алексеевич Старухин, уроженец деревни Кочергинка
[/q]
Спасибо , за дополнительную информацию , очень интересно !
Интересное этнографическое описание потомков однодворцев, жителей Обоянского уезда Медвенской волости, села Шелковка --Нижний Реутец тож на начало XX века:
"Государственные крестьяне, или однодворцы, недолюбливают господских крестьян, смотрят на них с некоторым пренебрежением и называют их «хамами». Господские же крестьяне не остаются в долгу и называют их «галманы». (Может быть, это название произошло от слова «галманеть», то есть громко говорить. Особенность говора однодворцев и породила такое название — Прим, корр.). ... 1. Среднего роста, широкоплечий, с косматой гривой остриженных в скобку русых или светло-каштановых волос местный крестьянин производил бы неприятное впечатление, если бы это не выкупалось выражением умных серых или светло карих глаз и общим приятным выражением лица. Мужчины выглядывают и красивее и здоровее женщин, часто изнуренных непосильной работой. Девушки также некрасивы, средняго роста, плотного телосложения, круглолицы и подкупают в свою пользу добродушием и веселостью. Ребятишки, в низко-подпоясанных грязных рубашонках, с выгоревшими на солнце белокурыми волосенками и загорелыми личиками очень напоминают друг друга. Местный крестьянин здоров и вынослив. Редкий из них не поднимет пятипудового мешка с зерном. Самая обыкновенная девушка поднимает таким образом около двух с половиной пудов на свои плечи и переносит эту тяжесть на расстояние тридцати саженей. Летом во время тридцатиградусной жары крестьяне работают в поле. Хорошая рабочая баба может нажать пять копён и навязать десять копён хлеба в продолжении дня (В каждой копне по 52 снопа. — Прим. корр.). Мужик в такую же жару может скосить одну десятину хлеба. Надо принять к сведению, что при этом, чтобы защитить ноги от колючего жнивья, крестьяне обуваются в самодельские лапти и обвертывают ноги онучами длиною каждая в два с половиной аршина. (Онучи делаются из самодельского толстого белого сукна. — Прим, корр.) Наоборот, в зимнюю стужу им ничего не стоит пробежаться босиком по снегу и даже поговорить о чем-нибудь с соседкой, стоя голыми ногами в снегу. Отправляется баба на речку мыть бельё. Овчинный полушубок жалко надеть, и надевает она старый обтрепанный зипунишко. (Самодельский суконный халат из черной овечьей шерсти. — Прим. корр.)> на голову ситцевый платок, ноги обувает в те же онучи с лаптями, что и летом и принимается за работу. Нередко метель обдает ее снежной пылью, ветер пронизывает насквозь, а она, подоткнувши подол, промокшая до самого пояса, неутомимо работает. При такой физической силе и выносливости крестьяне не скоро дряхлеют. Бывают примеры, что и шестидесятилетние старухи работают в поле. По большей же части старики, старухи, достигнув пятидесятилетнего возраста считают вправе устранить себя от тяжелой работы, если есть кому заменить их в семье. Старуха, удалившись таким образом от дел, хозяйничает дома: топит печку, метёт пол, доит коров, смотрит за детьми, а в долгие зимние вечера прядет красна (Красна это полотно, которое ткут на ткацком стане, длинною в 70 локоть. Красна по снятии со стана разрезывают пополам и тогда уже носят названия холстов. Употребительная мера у крестьян вместо аршина локоть. Это меряется так: материю прикладывают к локтю правой руки, протягивают ее вдоль руки и перегибают через выпрямлённые пальцы до выдавшейся у кости косточки правой руки. Это расстояние и называется локтем. (Локоть немного меньше аршина. Прим, корр.) При этом замечательно, что старухи до глубокой старости сохраняют способность продевать тонкие нитки пряжи сквозь бёрда. (Бёрда — это очень частая решетка в ширину холста, составленная из тоненьких деревянных пластиночек, сквозь которые продергивают по одной, по две, и по три нитки. Бёрда вставляются в ткацкий станок, а нитки продергиваются для того, чтобы держались ровнее на стану, и чтобы удобнее было пропускать челнок между ними. — Прим, корр.) "
Добрый день, Кто может дать ссылку на поиск у мормонов Фонд 1046 Липовецко-Бердичевский деканат, Липовецко-Бердичевский римско-католический деканат, г. Бердичев Киевского воеводства, с 1796г. Киевской губернии Количество описей 2 Количество дел 238 1773-1916гг. Спасибо.
--- Пащенко, Шакула, Кравченко, Чайковские (Харьковская, Черниговская, Курская, Киевская, все переселились в Екатеринославскую губернию). Мой дневник
Добрый день, Кто может дать ссылку на поиск у мормонов Фонд 1046 Липовецко-Бердичевский деканат, Липовецко-Бердичевский римско-католический деканат, г. Бердичев Киевского воеводства, с 1796г. Киевской губернии Количество описей 2 Количество дел 238 1773-1916гг. Спасибо.
[/q]
А это какое отношение имеет к заявленной теме общения? Прошу модераторов удалить или перенести сообщение.
мой род по матушке, был вольный труженик в селе, где не было оброка с барщиной там жили воины, и в год контуженный на вилы подняли продкомисарщину
потом, конечно же, ЧК нагрянуло крестьянам, быстренько, с «наганов» равенство церквам без маковок – венок бурьяновый на право жить налог – не рассчитаешься
ярмом на шею им, век "равноправия" что плуг, что «мосинка» - со всем обучены и потом с кровушкой себя прославили они ж трёхжильные, как Русь живучие
а в годы лютые, когда по горнице враг сапогом прошёл, они не взятками земле-кормилице отдали - сторицей... ушли-то сотнями…пришли десятками
в сто метров памятник, на Красной Площади табличка – золотом, века бесправия вам внуки выстроят, всё ж вспомнив жертвы те и рюмку горькую... в помин… за здравие…
Россия, Центральный округ
» Нижне-Девицкий уезд Воронежской губернии (однодворцы)
» Однодворцы Орловской губернии
Дневник Nathalie » Орловские дети боярские - однодворцы - крестьяне
П » Пы - Пя » Пятых : с. Рогачёвка (Никольское) Воронежского уезда (Новоусманского района) Воронежской области. Однодворцы.