На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Сразу предупреждаю, что сказанное здесь является моим личным мнением, не претендует на истину в последней инстанции, и т.д. Об однодворцах написано мало, а то, что написано, чаще всего взято из официальных источников типа энциклопедий. Официальные-же источники - довольно скользкая почва. Там всегда есть стремление о вещах сложных написать покороче, т.е. попроще и посхематичнее.
И уж тем более пагубно сказывается на официальных данных политические установки. Как известно, Пётр 1-ый устроил на Руси большие-пребольшие реформы. Помимо всего прочего, их целью стало создание новой элиты. Но будучи поставлена дословно так, эта цель привела бы к бунту, поэтому объявили о другом - о перевоспитании старой элиты. Т.о. "старая" элита должна была всё-таки откуда-то взяться, чтобы быть перевоспитанной. В энциклопедиях старую элиту от не-элиты отделяет добавление к "служилым людям" слов "по отечеству", в противовес тем, что "по прибору". Тех, что по прибору, делят на стрельцов, солдат, рейтар, городовых казаков, и т.д, а по отечеству - дворяне, дети боярские, итп. Но реально ли тогда было такое разделение? Имхо, нет. Табель о рангах Пётр установил не на пустом месте, ибо понятие "должность, чин, уряд" ещё до петра значило больше чем "происхождение". И если сын боярский или дворянин пошёл в солдаты или рейтары, то кем он становился в этой иерархии "по прибору/по отечеству"? Непонятно. Понятно одно - не от хорошей жизни пошёл, но и только. И тут мы подходим к реальной границе между элитой и не-элитой. Это хорошая жизнь. Это поместья, земли, и ессно, крепостные. Причём чем больше - тем лучше жизнь. И, надо признать, у "живших хорошо" с происхождением почти всегда всё было в порядке.<p>А на окраинах государства разницы между "по прибору/по отечеству" было мало, если была вообще. Ибо жить хорошо там в основном не приходилось, да и с бумагами было туго, с грамотами дворянскими... В итоге, когда понадобилось создавать новую элиту при Петре, разделяли наверняка, т.е. исходя из имущественного положения. Кое-какая мелочь с грамотами, впрочем, тоже могла попасть, но могла и не попасть во дворянство. Из основной-же массы землевладельческой мелочи сделали сословие однодворцев, причём верстали туда, особенно не вникая, был ли он когда-то "по отечеству" или "по прибору". Если у него трое крепостных, да пять десятин, и документов нет, ну какой он нафиг дворянин, т.е. по-тогдашнему, шляхтич? Тот факт, что потомков бывшей элиты уже официально не считают элитой, очень заботил и этих потомков, и, соответственно, власть. Именно поэтому, изначально сословие однодворцев "позиционировалось" в общем, где-то невдалеке от дворянства. И только потом, приучив однодворцев всё-таки "знать своё место", их начали приближать к остальным гос.крестьянам. И это было вполне оправдано, если бы не стояла задача обеспечить переемственность сословий. Иллюзия переемственности сословий потребовалась, чтобы оправдать табель о рангах и выслугу во дворянство. Ибо более-менее приличным оправданием раздачи гербов и имений явным мещанам и крестьянам могло быть только то, что все "настоящие" дворяне уже как минимум признаны. Тогда, имхо, и появился миф о том, что якобы, однодворцы - в огромном большинстве своём потомки тех, что "по прибору". Не слишком лепо было бы признать, что однодворцы - непонятная смесь самого разнообразного происхождения людей, которых объединяет только то, что они мелкие землевладельцы, и потомки служилых людей различных типов, а равно и то, что огромное их количество, если не большинство, не попало во дворянство только потому, что московское государство не удосужилось снабдить их предков документами. Это, в сущности, вечная история - упадок старой элиты и торжество новой. Просто этот конкретный эпизод, по моему, следует слегка проветрить. Мы с готовностью развенчиваем культы личности, идеологические установки и подтасовки недавнего времени, так пора бы попробовать и поглубже копнуть.
P.S. Об однодворцах на присоединённых землях разговор иной. Хоть там всё примерно аналогично, но ещё наглее...
так же являлся потомком однодворческого рода из Данковского уезда -- его предки служили по Данкову в рейтарах , например в 1697 году в Данкове упомянут , рейтар Рейтарского Обоянского полка ( полковника Ивана Барова) , помещик села Долгое Данковского уезда Федот Кириллов сын Черномырдинъ -- далее в 1830 году предки ВИКТОРА СТЕПАНОВИЧА ЧЕРНОМЫРДИНА однодворцы ЧЕРНРМЫРДИНЫ переселились из Данковского уезда в Оренбургскую губернию в село Михайловское и дер. Черный Острог где были приписаны к Оренбургскому Казачьему войску
ЭТА ТЕМА ИССЛЕДОВАЛАСЬ НА ОНОМ ИЗ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИХ ФОРУМОВ ----(цитирую)
......Данковские однодворцы переселялись в Оренбургскую губернию несколькими волнами. 1я - 1809 (+/- 2 года) год. Садчик Михаил Тычинин с группой товарищей выехали "на разведку" и присмотрели землю для поселения. От него и название Михайловское (Шарлык, там река Шарлык). Моя прабабка - Тычинина, но она из пушкарских, а он вроде из стрелецких. 2я - Потом было еще минимум два переселения. В 1827м младший брат моего предка, Пирогов Петр с семьей тоже туда уехал. Он осел в селе Рождественское (Рождественка). Там породнился с Баловневыми, Карауловыми, Филатовыми. Фамилию я проследил там до конца 19 века, а дальше - нет. Также очень хотелось бы найти потомков и протестить. Кстати, вроде многие про это знают, предок ЧЕРНОМЫРДИНА , предок ЧЕРНОМЫРДИНА (из села ДОЛГОЕ ) тоже переселился сначала в Михайловское. Примерно в 1830м году. Но земли там уже для поселенцев было мало и он записался в Оренбургское казачье войско.
Из Самодуровки (Аннин Верх, Новоникольское) переселилось много семей (кажется, Малаховы тоже среди них были). Мне кажется, сторожевские и самодуровские составли костяк переселенцев. В их числе - Искосковы. Потомок тех Искосковых, Александр Исковский (фамилия трансформировалась в начале 20 века) ПОДРОБНЕЙШИМ образом исследовал переселения данковских однодворцев, как я понял, белых пятен у него не осталось. Есть все материалы по всем селам. Я смотрел только по Рождественскому, поскольку остальные не интересовали предметно. Но у него есть, повторяю, по всем.
..
например в Данковском районе Липецкой области еще в 20 веке проживали дальние родственники оренбургских ЧЕРНОМЫРДИНЫХ ( которые переселились в Оренбургскую губернию в 19 веке из Данковского уезда )
ПРИВОЖУ СПИСОК РЕПРЕССИРОВАННЫХ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА ДОЛГОЕ
Черномырдин Алексей Дмитриевич (1888,Данковский р-н,с.Долгое--) Единоличник, житель: Данковский р-н,с.Долгое Обв. ст.58-10-2 Приговор: высылка в Северный край на 5 л. [Книга памяти Липецкой обл.]
Черномырдин Алексей Петрович (1910,Данковский р-н,д.Красная--) Единоличник, житель: Данковский р-н,д.Красная Обв. ст.58-10, 58-11 Приговор: 3 л. с. условно. [Книга памяти Липецкой обл.]
Черномырдин Иван Федорович (1896,Данковский р-н,с.Долгое--) Единоличник, житель: Данковский р-н,с.Долгое Обв. ст.58-10, 58-1 Приговор: 3 л. с. условно [Книга памяти Липецкой обл.]
Подскажите, есть ли где и если есть, то в каком фонде, список служилых людей Новгородского пехотного полка (10-я рота) начала 18 века?
Полагаю, полк формировался в Москве в 1700 году.
Или однодворец городовой службы "положенный на содержание полка" - это не входящий в состав полка?
Данные из Книги переписной окладной однодворцев городовой, казачьей, рейтарской и др.служб Боровской слободы, положенных на содержание 10 роты Новгородского пехотного полка (РГАДА Ф.350, оп.2, д.245, стр.707-722).
вот еще один ранний термин "..ОДНОДВОРЕЦ.." найден в списках мещерян детей боярских за 1622 год - где сын боярский ПЕТРУШКО СЕМЕНОВ сын ЯРЫГИН и МИХАЙЛО ИВАНОВ сын БАРСУКОВ указаны как однодворцы в 1622 году ( т.е однодворец в 1622 году это бедный и без крестьянный сын боярский )
По 250 чети. Отай Шанин сын Толмачов, по нынешнему розбору сыскан и описан в от- ставных выше сего. Петрушка Семенов сын Ярыгин, к розбору сыскан, поместья за ним в Резан- ском уезде 25 чети, однодворец денег з городом 5 рублев на службе ему быт не на чем и не с чем за бедностью, собою середней. Ивашко Левонтьев сын Кашин, оклатчики и городом всем ево не знают и к розбору не сыскан. По 150 чети. Шибанко Третяков сын Неклюдов, оклатчики и городом всем ево сказали не знают (Л. 105) и к розбору не сыскан. Гришка Богданов сын Букреев к розбору не сыскан и оклатчики и городом всем ево не знают. 100 чети. Михайло Иванов сын Барсуков, к розбору не сыскан, поместья за ним в Мещере в дачах 8 чети, , однодворец денег з городом 5 рублев, на службе ему быт не на чем и не с чем за бедностью, собою середней. В розрядном списке написаны недоросли з 95 чети Масейко, да Титко Ив
Однодворцы не считали зазорным для себя роднится с семьями священнослужителей.
[/q]
Согласна с Вами. Мои чернские однодворцы, начиная с древности, часто роднились со священнослужителями (Глаголевыми, Филомофицкими и мн. др.). Также много браков и с купеческими дочками.
--- ищу информацию по фамилиям: Волковы, Шишковы, Рябинкины, Шабашовы, Грязновы, (Тверская обл.), Суратовы (Тверская обл. - С.- Петербург), Храпины, Мартыновы, Шацкие, Метальниковы (Тульская губ.)
Однодворцы не считали зазорным для себя роднится с семьями священнослужителей.
[/q]
Согласна с Вами. Мои чернские однодворцы, начиная с древности, часто роднились со священнослужителями (Глаголевыми, Филомофицкими и мн. др.). Также много браков и с купеческими дочками.
[/q]
Скажу больше, на Южном порубежье многие старинные церковные роды происходят из служилых.
Кстати, заметил крайне интересный момент. Во второй ревизии есть сказки священников (они идут отдельным списком). Так вот, в Елецком уезде практически все церковники на тот момент имеют фамилию Поповы (за мизерным количеством исключений) То есть причт почти каждого села выглядит примерно так (имена условные): Священник Петр Кондратьев сын 37 лет (без фамилии) Диакон Кондратий Фёдоров сын Попов 70 лет Дьячек Василий Кондратьев сын Попов 25 лет Одна из линий предков жены как раз такая. К третьей же ревизии они купили землю у однодворца и стали всем кланом однодворцами Поповыми (что тоже является интересным фактом). А село навсегда стало деревней... Интриги добавляет то, что с момента основания Ельца там также служили дети боярские Поповы (но не в таких количествах конечно). Ради интереса посмотрел то же самое по Ливенскому уезду (хоть у меня самого церковников и не было). Так вот, там Поповых всего пара-тройка, а все остальные имеют нормальные "детскобоярские" фамилии!!! ("семинарские" фамилии видимо тогда ещё не начали выдумывать) Почему интересно такая разница между двумя соседними уездами? Ведь в Елецком (в силу его специфики) я думаю священники тоже в основном происходили из "офамиленных" слоёв населения. Что заставляло их получать новую фамилию, причем одну на всех?
Кстати, заметил крайне интересный момент. Во второй ревизии есть сказки священников (они идут отдельным списком). Так вот, в Елецком уезде практически все церковники на тот момент имеют фамилию Поповы (за мизерным количеством исключений) То есть причт почти каждого села выглядит примерно так (имена условные): Священник Петр Кондратьев сын 37 лет (без фамилии) Диакон Кондратий Фёдоров сын Попов 70 лет Дьячек Василий Кондратьев сын Попов 25 лет Одна из линий предков жены как раз такая. К третьей же ревизии они купили землю у однодворца и стали всем кланом однодворцами Поповыми (что тоже является интересным фактом). А село навсегда стало деревней... Интриги добавляет то, что с момента основания Ельца там также служили дети боярские Поповы (но не в таких количествах конечно). Ради интереса посмотрел то же самое по Ливенскому уезду (хоть у меня самого церковников и не было). Так вот, там Поповых всего пара-тройка, а все остальные имеют нормальные "детскобоярские" фамилии!!! ("семинарские" фамилии видимо тогда ещё не начали выдумывать) Почему интересно такая разница между двумя соседними уездами? Ведь в Елецком (в силу его специфики) я думаю священники тоже в основном происходили из "офамиленных" слоёв населения. Что заставляло их получать новую фамилию, причем одну на всех?
[/q]
Церковнослужители чаще имели прозвища, чем священнослужители, причем причетники из поповичей нередко писались Поповыми. Шереметевский В.В. Фамильныя прозвища великорусскаго духовенства в XVIII и XIX столетиях. /Русский архив. Т.126. 1908. Вып.1-4. М.1908. №1, стр.76.
Вероятно, статус священника для них значил достаточно много в то время.
Россия, Центральный округ
» Нижне-Девицкий уезд Воронежской губернии (однодворцы)
» Однодворцы Орловской губернии
Дневник Nathalie » Орловские дети боярские - однодворцы - крестьяне
П » Пы - Пя » Пятых : с. Рогачёвка (Никольское) Воронежского уезда (Новоусманского района) Воронежской области. Однодворцы.