На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Сразу предупреждаю, что сказанное здесь является моим личным мнением, не претендует на истину в последней инстанции, и т.д. Об однодворцах написано мало, а то, что написано, чаще всего взято из официальных источников типа энциклопедий. Официальные-же источники - довольно скользкая почва. Там всегда есть стремление о вещах сложных написать покороче, т.е. попроще и посхематичнее.
И уж тем более пагубно сказывается на официальных данных политические установки. Как известно, Пётр 1-ый устроил на Руси большие-пребольшие реформы. Помимо всего прочего, их целью стало создание новой элиты. Но будучи поставлена дословно так, эта цель привела бы к бунту, поэтому объявили о другом - о перевоспитании старой элиты. Т.о. "старая" элита должна была всё-таки откуда-то взяться, чтобы быть перевоспитанной. В энциклопедиях старую элиту от не-элиты отделяет добавление к "служилым людям" слов "по отечеству", в противовес тем, что "по прибору". Тех, что по прибору, делят на стрельцов, солдат, рейтар, городовых казаков, и т.д, а по отечеству - дворяне, дети боярские, итп. Но реально ли тогда было такое разделение? Имхо, нет. Табель о рангах Пётр установил не на пустом месте, ибо понятие "должность, чин, уряд" ещё до петра значило больше чем "происхождение". И если сын боярский или дворянин пошёл в солдаты или рейтары, то кем он становился в этой иерархии "по прибору/по отечеству"? Непонятно. Понятно одно - не от хорошей жизни пошёл, но и только. И тут мы подходим к реальной границе между элитой и не-элитой. Это хорошая жизнь. Это поместья, земли, и ессно, крепостные. Причём чем больше - тем лучше жизнь. И, надо признать, у "живших хорошо" с происхождением почти всегда всё было в порядке.<p>А на окраинах государства разницы между "по прибору/по отечеству" было мало, если была вообще. Ибо жить хорошо там в основном не приходилось, да и с бумагами было туго, с грамотами дворянскими... В итоге, когда понадобилось создавать новую элиту при Петре, разделяли наверняка, т.е. исходя из имущественного положения. Кое-какая мелочь с грамотами, впрочем, тоже могла попасть, но могла и не попасть во дворянство. Из основной-же массы землевладельческой мелочи сделали сословие однодворцев, причём верстали туда, особенно не вникая, был ли он когда-то "по отечеству" или "по прибору". Если у него трое крепостных, да пять десятин, и документов нет, ну какой он нафиг дворянин, т.е. по-тогдашнему, шляхтич? Тот факт, что потомков бывшей элиты уже официально не считают элитой, очень заботил и этих потомков, и, соответственно, власть. Именно поэтому, изначально сословие однодворцев "позиционировалось" в общем, где-то невдалеке от дворянства. И только потом, приучив однодворцев всё-таки "знать своё место", их начали приближать к остальным гос.крестьянам. И это было вполне оправдано, если бы не стояла задача обеспечить переемственность сословий. Иллюзия переемственности сословий потребовалась, чтобы оправдать табель о рангах и выслугу во дворянство. Ибо более-менее приличным оправданием раздачи гербов и имений явным мещанам и крестьянам могло быть только то, что все "настоящие" дворяне уже как минимум признаны. Тогда, имхо, и появился миф о том, что якобы, однодворцы - в огромном большинстве своём потомки тех, что "по прибору". Не слишком лепо было бы признать, что однодворцы - непонятная смесь самого разнообразного происхождения людей, которых объединяет только то, что они мелкие землевладельцы, и потомки служилых людей различных типов, а равно и то, что огромное их количество, если не большинство, не попало во дворянство только потому, что московское государство не удосужилось снабдить их предков документами. Это, в сущности, вечная история - упадок старой элиты и торжество новой. Просто этот конкретный эпизод, по моему, следует слегка проветрить. Мы с готовностью развенчиваем культы личности, идеологические установки и подтасовки недавнего времени, так пора бы попробовать и поглубже копнуть.
P.S. Об однодворцах на присоединённых землях разговор иной. Хоть там всё примерно аналогично, но ещё наглее...
Встретилось интересное "доношение" в делах Лебедянского уездного суда в фондах Липецкого архива.. Как разрешилось следствие неизвестно, так как документы не сохранились. ГАЛО фонд Ф-264 опись 2 дело 21. “Дело по доношению Данковской округи с. Круглого Васильевской церкви священника Кирилла и дьякона Ивана Семеновых о проживании в селе Круглом однодворцев с незаконными женами.” Из Воронежской духовной консистории в Рязанское наместническое правление.
Лебедянское духовное правление консистории представляет сего 1785 года марта 27 дня поданным в то духовное правление Рязанского наместничества Данковской округи с. Круглого Васильевской церкви священник Кирилл и диакон Иван Семеновы доношением объявили, что приходу их означенного села Круглого однадворцы Максим Ермолов и Гаврила Емельянов дети Овсянниковы, Лука Дементьев сын Ахматов, Иван Семенов сын Кабанов живут в домах отцов своих не знаемо с какими женками как с законными своими женами. А венчаны ли они иль нет и кем имянно, о том они священник и дьякон не знают, и потому в исповедных росписях и в метрических книгах писать их законными женами без настоящего обыска писать опасны. По оному доношению вышеписанные однодворцы для допросов требованы от Данковского нижнего земского суда тремя сообщениями. Те однодворцы с женками не присланы. Консисториею определено: в Рязанское наместническое правление сообщить и требовать дабы благоволено было Данковскому нижнему земскому суду показанных людей сыскать и для допросов и следствия отослать в Лебедянское духовное правление и о том консисторию уведомить. Сентября 10-го дня 1785 года.
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ОДНОДВОРЦЕВ В СИБИРЬ: 1840-Е И 1890-Е – 1910-Е ГГ.*
Составной частью процесса реформирования государственной деревни в Европейской России в первой половине XIX в. было переселение крестьян в Сибирь. Первые шаги в этом направлении были сделаны М.М. Сперанским, подробно изучавшим материалы о ссылке и пришедшего к выводу о неэффективности этого метода колонизации Сибири. 10 апреля 1822 г. принимается указ «О дозволении казенным крестьянам переселяться на земли сибирских губерний», действие которого распространялось лишь на государственных крестьян малоземельных губерний1. Процесс переселения по этому указу осложнялся требованием оформления крестьянами массы документов, в связи с чем выдача разрешения на переезд занимала, в лучшем случае, 1,5–2 года.
Сибирское начальство на местах оказалось не подготовлено к приему и размещению больших партий переселенцев. За период с 1822 по 1833 гг. в Омской области было наделено землей 4841 чел. м.п., но около 32% оказались недовольны выделенными участками и самовольно выехали в Оренбургскую губернию. Среди крестьян, получивших наделы в Среднем Прииртышье, 75% составили выходцы из Воронежской и Курской губерний (2083 и 1517 чел. м.п. соответственно). На третьем месте по количеству переселенцев находилась Оренбургская губ, из которой землю в Омской области получили 588 чел. м. п. Далее следовали Слободская Украина – 165 чел. м. п., Пензенская и Тверская губернии – 188 чел. м. п. из каждой, Рязанская губернии – 67, Тамбовская – 42 и Пермская – 3 чел. м. п.2
В результате выполнения указа от 10 апреля 1822 г. на землях Сибирского казачьего войска Пресногорьковской линии поселяются крестьяне и однодворцы из Курской и Воронежской губерний, которые сселяться в деревнях Воскресенской, Ершовке, Нижне-Алабужской, Филиповой, Успенской и др. Петропавловского уезда3. В 1827 г. на поселение в Петропавловский уезд Омской области собирались отправить 1291 д.м.п. однодворцев из Нижнедвинского и Землянского уездов Воронежской губернии. Однако 11 д.м.п. в дальнейшем от переселения отказалось, а 36 д.м.п. в ходе переезда остались на поселении в Оренбургской губернии4. В крестьянском состоянии эти переселенцы проживали на линии военных укреплений до 1847 г., после чего были зачислены в казаки.
Учитывая опыт переселения 1820-х гг., сибирская администрация в следующем десятилетии организовала землеустроительные работы для определения площади угодий и изъятия излишков земель у старожилов для размещения переселенцев на этих участках5. В 1837–1841 гг. проводилась реформа государственной деревни под руководством П.Д. Киселева, составной частью которой являлась организация крестьянского переселения в Сибирь. Первые партии переселенцев по направлению Министерства государственного имущества прибыли в Западную Сибирь в 1845 г. из числа государственных крестьян Псковской и Смоленской губерний. Но в дальнейшем среди переселенцев возобладала категория однодворцев6. Как отмечал П.Т. Сигутов, в течение 30–50-х гг. XIX в. в Среднее Прииртышье переселялось население преимущественно из Смоленской, Тамбовской, Орловской, Рязанской, Курской, Тульской, Пензенской, Витебской и Черниговской губерний7. По подсчетам А.Д. Колесников, в середине XIX в. в Среднее Прииртышье переселилось более 30 тыс. человек из европейских губерний России8.
В первой половине XIX в. однодворцы занимали промежуточную позицию в социальной структуре населения между дворянами и государственными крестьянами, а часть однодворцев являлась владельцами крестьян, получивших название однодворческие. По материалам VIII ревизии населения, проходившей в 1833–1834 гг., в России насчитывалось 10877 чел. м.п., в том числе 8 крестьян принадлежало однодворцам, переселившимся в Омскую область9. Однодворческие крестьяне проживали вместе со своими владельцами на однодворческих землях, а иногда в одних с ними домах. По закону они не могли быть продаваемы представителям других сословных групп, а только таким же однодворцам, но, при этом, управляющий V Отделением СЕИВК П.Д. Киселев по сути рассматривал однодворцев в качестве крестьянского населения. В своем письме от 31 октября 1851 г. к управляющему II Отделением СЕИВК Д.Н. Блудову П.Д. Киселев писал: «Неприличие подобного рода владения побудило Правительство принять меры к уничтожению его; но что бы сделать менее недовольных, положено было сначала предложить однодворцам уступить своих крестьян добровольно в счет недоимок с доплатою остающейся суммы из особо ассигнуемых сумм из Государственного Казначейства»10. В результате предпринятых усилий, с 1841 по 1851 гг. казной было приобретено 7955 м.д. однодворческих крестьян и 2579 м.д. осталось во владении однодворцев, не пожелавших уступать своих крестьян государству11. П.Д. Киселев полагал, что в 1851 г. «… настало время постановить окончательную меру для уничтожения права однодворцев владеть крестьянами»12.
Часть однодворцев, представители которых дослужились до офицерских чинов, вошла в состав безземельного и мелкопоместного дворянства, охарактеризованного в 1844 г. сенатором Ф.А. Дурасовым как «…класс … людей, снискивающих себе пропитание, между прочим, чрез сочинение ябеднических просьб и других бумаг…»13. Присоединение однодворцев к дворянскому состоянию привело к тому, что «в самих казенных волостях и селениях образовались чересполосные мелкие владения, которые вследствие захватов и возникающих от того споров, нарушают общее спокойствие, составляя предмет нескончаемых дел и переписки, обременяющей присутственные места»14.
Сенатором было предложено неслужащим дворянам Курской губернии разрешить переселяться в Оренбургскую губернию на линии военных укреплений и отводить каждому мужчине по 104 десятины, с условием не отчуждать и не дробить между членами семьи. В качестве средства мотивации, случае если однодворцы отказались бы переселяться, предлагалось записать их в податное сословие, пока они не возобновят прав дворянства на государственной службе. По мнению Ф.А. Дурасова поселение однодворцев на Киргизской линии «введет в страну, почти необитаемую народонаселение, Православную веру и Русский язык»15. Главноуправляющий II-м Отделением Собственной его Императорского Величества Канцелярии статс-секртарь Д.Н. Блудов поддержал идею переселения однодворцев на пограничные линии для несения военной службы, заметив только, что поселять их можно не только в Оренбургской губернии, но и в Западной Сибири: землю давать в собственность по 100–150 десятин с обязанностью водвориться, землю не отчуждать никому, кроме своих прямых наследников по нисходящей мужской линии, с сохранением дворянских прав и преимуществ служить в казачьих войсках; по выслуге лет прибавлять еще земли (100–150 дес.) в пожизненное пользование. Таким образом создавалась бы группа «служилых дворян» из которой в последствии, по далеко идущим планам чиновников, можно было бы создать особые полки, с наименованием «земского» или «пограничного дворянского войска».
Безземельные дворяне, к которым относилась часть однодворческих семей, не приписанных к крестьянскому состоянию, обладающие правом свободного передвижения по стране, добирались до Сибири беспрепятственно, выписывая себе бессрочные паспорта в полицейских управлениях или проходные свидетельства в земских управах. Однако они не имели права на льготные проездные тарифы, которыми пользовались ходоки и крестьяне-переселенцы, получившие официальное разрешение на поселение в Сибири. Но самые большие сложности возникали у дворян-земледельцев уже по прибытии в Сибирь и связаны они были с процессом наделения казенной землей. Поселяясь в деревнях сибирских старожилов или переселенческих поселках дворяне, в силу своего социального положения, не могли быть причислены к сельским обществам, а без причисления к сельскому обществу они не могли землю в свое пользование.
Показательна в этом отношении история воронежских дворян Корчагиных, поведанная чиновником особых поручений Переселенческого управления МВД в своей записке от 29 января 1898 г., адресованной начальнику Переселенческого управления. До своего переселения в Сибирь Корчагины проживали в с. Сенном Задонского уезда Воронежской губернии, где владели около 45 дес. земли. В конце 1830-х гг. в результате семейных интриг они лишились своего земельного участка: земля «… отнята была… одним дьяконом, женившимся на родственнице…», которой в приданое отдали треть земельного участка, вследствие махинаций дьякона вся земля Корчагиных оказалась в его собственности16. В результате этого несчастья Корчагиным пришлось арендовать землю небольшими участками у ближайших помещиков по цене 15 руб. за десятину и собственноручно обрабатывать ее под посев. После того как помещики подняли арендную плату за землю, Корчагиным пришлось арендовать свободные душевые наделы у крестьян с. Сенного, которым, помимо аренды, приходилось поставлять каждый год ½ ведра водки с десятины.
Дальнейший рост арендных цен на землю вынудил дворян Корчагиных (двух братьев и 27-летнего сына одного из них) на переезд в Сибирь. Их выбор пал на д. Большие Чирки Ражевской волости Ишимского уезда Тобольской губернии, но, являясь дворянами, надельные участки от крестьянской общины этого поселения Корчагины получить не могли. Поэтому 27-летний сын главы незадачливого дворянского семейства,
Марей Иванов Корчагин, выпросил у крестьянского общества д. Большие Чирки приемный приговор и инициировал ходатайство в Задонское полицейское управление Воронежской губернии о причислении в крестьяне.
Чиновник Переселенческого управления, описавший эту историю, отметил, что случай с переселением дворян Корчагиных далеко не единственный и что большинство переселяющихся в Сибирь дворян-земледельцев прибывает из Центральной земледельческой полосы: Курской, Орловской, Калужской, Рязанской губерний.
Те из дворян, которые пришли в Сибирь с крестьянской переселенческой волной рубежа 1880–1890-х гг. смогли на основе «захватного права» получить участки казенной земли под пашню и официально водворится на этих участках на основании закона 13 июля 1881 г. Пять семей курских дворян Лихошерстовых и четыре семьи Степановых, поселившиеся в пос. Троицком Итатской волости Мариинского уезда Томской губернии в 1889 г., спустя 10 лет проживали в поселке на правах разночинцев17, имея крайне напряженные отношения с соседями-крестьянами18. В дальнейшем, однодворцы, которым удавалось доказать свое дворянское происхождение, получали возможность беспрепятственного переселения в Сибирь на основании закона 22 июня 1900 г. о переселении в Сибирь дворян-земледельцев.
Таким образом, в середине XIX в. шел процесс социального размежевания группы однодворцев, в результате которого бóльшая часть однодворцев оказалась в составе сословия сельских обывателей в качестве государственных крестьян, меньшая – в составе малоземельного дворянства. Исходя из этого переселение однодворцев в Сибирь в XIX – начале XX вв. регулировалось различными для крестьян и дворян законодательными актами и на разных условиях.
Примечания
1 Крестьянство Сибири в эпоху феодализма. – Новосибирск, 1982. – С. 169. 2 Там же. – С. 170. 3 ГИАОО. Ф. 16. Оп. 2. Д. 64. Лл. 163-163 об, 164 об; Д. 145. Лл. 169, 238 об, 269 об, 291 об, 512 об. 4 РГИА. Ф. 1285. Оп. 1. Д. 215. Л. 1-19. 5 Колесников А.Д. История заселения Омской области // Конференция по географии Западной Сибири. – Омск, 1977. – С. 55. 6 Колесников А.Д. Состав переселенцев в Сибирь // Вопросы формирования русского населения Сибири в XVII – начале XIX вв. – Томск, 1978. – С. 9–10. 7 Сигутов П.Т. Состав населения Омской области по районам выхода // Природа, население и хозяйство Омской области. – Омск, 1974. – С. 52. 8 Колесников А.Д. О национальном составе населения Омской области (Исторический процесс формирования населения Среднего Прииртышья в этническом и национальном отношениях) // Материалы к третьему научному совещанию географов Сибири и Дальнего Востока. Вып. 1. – Омск, 1966. – С. 94. 9 РГИА. Ф. 1589. Оп. 4. Д. 21. Л. 3. 10 Там же. Оп. 1. Д. 1034. Л. 44 об. – 45. 11 Там же. Л. 45. 12 Там же. 13 РГИА. Ф. 1589. Оп. 1. Д. 1034. Л. 68 об. 14 Там же. Л. 68 об. – 69. 15 Там же. Л. 69. 16 РГИА. Ф. 391. Оп. 2. Д. 388. Л. 2–2 об. 17 Там же. Л. 68 об.–70. 18 Там же. Оп.1. Д. 714. Л. 1 об.–2; Оп. 2. Д. 298. Л. 109.
Рязанские однодворцы и их потомки – переселенцы в восточные губ., в Сибирь, на Кавказ, и др.
в кон.18-нач.19вв.
Значительная часть потомков служилых людей, записанных в нижних статьях по перенаселенному Каменскому (в меньшей степени Пехлецкому и Старорязанскому) стану, потеряв вначале крестьян, а потом и большую часть поместий, в кон.18-нач.19вв. находится в однодворческом сословии. Впоследствие, по упразднении в сер.19в. однодворчества, они пополнили ряды гос.крестьян Рязанской и соседних губерний. И именно они, при начале массового заселения Оренбуржья, Саратовской, Уфимской и др. губ., Кавказской укреп.линии - составили основную массу переселенцев. Для примера – «срез» по однодворцам – переселенцам в 1795-1811гг. из Рязанской губернии, по материалам 6-й ревизии.
Здесь и далее сокращения – Кавк – Кавказ, Мозд – Моздокская линия, Тавр – Таврическая губ., Уф – Уфимская, Ворон – Воронежская, Новохоп – Новохоперская крепость, Борисогл – Борисоглебская крепость, Оренб – Оренбуржская, Сар – Саратовская, Сам – Самарская, Том – Томская, ? – место переселение не указано. Однодворцы - переселенцы Сапожковского уезда
с.Грачевки (Оренб., Бузулук.у.) Злобин (2 семьи) г.Демшинска (-«»-) Сапрыкин с.Завального Кулов д.Матронки Коровякин с.Маханова гос.крестьяне (Оренб.губ., Челябинск.у., без фамилий) c.Ищеина – (без фамилий, экономич.крестьяне, в Бугурусл.у.) Переселенцы Лебедянского уезда (по кн.1060) 1848г. Лебедянского у. экономические крестьяне – в Оренб.губ.: Коновалов, Чистяков, Носков, Камышников, Панфилцев, Каширин, Ухин, Давыдов, Вошин, Немцов, Блутырский, Кундруков, Гришкин. Переселенцы Темниковского уезда 1832-34гг.
ГАТО, там же, кн.1059 оп.1
д.Малых Кашал Арга тож (Уф., Оренб., без фамили, единств.с фамилией – Семен Степанов Позняков уехал ранее, в 1816г.) д.Лушбор Голышевской вол (Сар., Вольский у., без фамилии, ясашные крестьяне), а также Кесенкин, Казаков, Федякин, Любаев, Дасаев, Шенкин (остальные без фамилий) д.Крюковки (Оренб., Орск., ясашные без фамилии), а также Сергеев, Октойкин с.Ст.Кашалы Никольское тож Ардашевской вол (Лашманск у., ясашные крестьяне, без фамилий) д.Козловки (-«»-, пересел в д.Кашалы Бузулукского у.)
Переселенцы Тамбовского уезда 1832г.
с.Лысых гор и Красногородской слободы (в Омскую губ). Неронов, Пятов, Плотников, Гагулин, Кожевников, Синельников, Усков, Урюпин, Лихачев, Попов, Пудовскин, Баннников, Романцов, Стрельцов, Рыбников, с.Лысых гор (в Бузулук.у., в д.Покровка Сулина тож) Кочергин, Синельников, Околелов, Попов Переселенцы Кирсановского уезда 1834г.
Там же, Кн.1061
с.Богословское Новый Гаи тож (Сар.губ.) Щекочихины, Объедковы, Радины, Добрынины, Зауловы, Кинжаловы, Тютрюмов Переселенцы Усманского уезда 1842-48гг.
Там же, Кн.1060
д.Полевая (Уф.губ., без фамилий, гос.крестьяне). с Кривки Демшинск вол. (Оренб., Бугурусл.у., -«»-) с.Дрезги (Сар.губ. и Оренб., Бугурусл.у., 1842-48) и т.д.
В едином южнорусском массиве населения имеется довольно много разных по происхождению групп русских (этнотерриториальных, сословных, конфессиональных). Здесь население обязано своим происхождением характеру заселения лесостепной и степной полосы России. В XIII-XV вв. эта часть страны во время ордынского владычества и набегов кочевников была опустошена: население было полонено или уходило на север. Позднее окраина стала вновь заселяться выходцами из различных мест по мере продвижения границ Русского государства на юг. Так, среди южнорусских поселенцев постепенно сформировались этнотерриториальные образования. Жители Калужско-Брянского Полесья - полехи (бассейны Десны, Сейма) - потомки древнейшего населения лесной полосы. Вместе с тем их близость к западным соседям русских и, вероятно, этноконтакты с ними привели к значительной общности с культурой белорусов и частично литовцев. К полехам примыкают горюны, живущие на территории бывшего Путивльского уезда Курской губернии и получившие такое название по кличке, которая образовалась от того, что они якобы "горевали гре", а по другой версии - жили в "местах сгоревших лесов", т.е. так же, как и полехи - лесные жители.
О происхождении горюнов, зафиксированных в документах уже с XVI в., существует много версий, в том числе и такая, будто они потомки древнего племени северян. Но наиболее доказанным является мнение, что они действительно потомки автохтонного населения Полесья (Посемья), впитавшего в себя и новые переселенческие волны XVI-XVII вв. из ближайших к ним районов Чернигова и Брянска (бассейн Десны и верховье Днепра). Этнический состав населения этих районов был смешанным; в частности в районе, где живут горюны, у населения остались отличительные черты в говоре и в народном костюме (акающие или якающие егуны с украинско-белорусскими чертами в культуре).
Некоторыми языковыми особенностяим отличаются жители бывшего Дмитровского уезда Курской губернии жеки и зекуны (первые, говоря, употребляют частицу же, вторые - зе).
Своеобразной является и группа саянов из Курской губернии, из Посемья (Курский, Щигровский, Фатежский, Льговский уезды), которую можно отнести не только к этнотерриториальным, но и к сословным подразделениям народа: саяны с 1600 г. создавали в незаселенных местах монастырские деревни Коренского Рождественского и Курского Знаменского монастырей, среди жителей которых находились выходцы из Литвы и Белоруссии. Не исключено, что их первооснова - древние северянские группы. Белорусско-полесские особенности в языке (замена "ц" и "щ" на "с", "ж", "з", аканье, яканье и др.) и быте (южнорусские черты в западном варианте) заметно отличают саянов от остального населения.
С древним военнослужилым пограничным сословием связано и происхождение курских севрюков, предки которых несли службу по наблюдению за степными кочевниками.
Значительный по сословному происхождению группой южнорусского населения являются однодворцы - потомки военнослужилых людей низшего разряда конца XVI - начала XVII в. (стрельцов, пушкарей, служилых казаков и др.). Служилые люди происходили в основном из замосковных уездов северно- и среднерусской полосы и несли с собой на юг характерный севернорусский бытовой уклад. В социальном отношении однодворцы заняли промежуточное положение между крестьянами и мелкими помещиками, но не слились ни с теми, ни с другими, чем и обусловилось своеобразие их культурно-бытового типа.
Позднее, в XVIII в. в степи после ее «замирения» происходило вторичное заселение земель крестьянами, беглыми и теми, кто был переселен помещиками из других губерний. Первые и более поздние переселенцы долго различались, особенно в одежде: крестьянки из коренных жителей носили поневу и «рогатую» кичку, однодворки – костюм с сарафаном (либо полосатой юбкой) и кокошники. В XIX в. олтдельные группы однодворцев были известны под прозвищами: «галманы» (иронич. – бранные, бестолковые) – однодворцы Воронежской, Тульской и Тамбовской губерний; «ионки» - часть однодворцев Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии (от ион – он), более образованные, чем другие, утратившие архаизмы в говоре, носившие городской костюм; «коннозаводские крестьяне», в состав которых были причислены для работы на конных заводах однодворцы Скопинского и других уездов Рязанской губернии. Имелись и общие прозвища-клички для однодворцев: «индюки» (гордые), «талагаи» (бездельники, невежи), «щекуны» (грубого нрава, говорившие «що» вместо «что») Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии. Различия между группами однодворцев были столь велики, что они не вступали между собой в родственные связи.
Подобные прозвища среди южнорусского населения давались не только однодворцам, но и крестьянам. Одним – по особенностям говора, как, например, «цуканам» (так их называли однодворцы) в Воронежской, Курской, Орловской губерниях, различавшимся в первой половине XVIII в. по сословно-владельческой принадлежности (помещичьи, монастырские крестьяне, переселенные сюда из центральных губерний позднее, в 60-е годы). В языке «цуканов» звучало «ц» вместо «ч», но в начале XX в. их говор слился с говором соседей-однодворцев. По особенностям языка получили прозвище «ягуны» и «кагуны» (кагокающий говор) – орловские и воронежские крестьяне. Прозвища других произошли от фамилий их владельцев-помещиков: «репнинщина», «голицынщина», «шувалики» (крепостные Шуваловых в московском Верейском уезде с южнорусскими чертами в культуре), «карамыши»; в отношении последних высказывалось мнение, что они – потомки древних вятичей. Иные прозвища произошли от сословной, иногда от этносословной принадлежности – «мананки» Белгороского уезда Тульской губернии – женщины из монастырских крестьян; в происхождении их участвовало русское, украинское, литовское население; «поляне» Масальского уезда Калужской губернии – из помещичьих и государственных крестьян; «мамоны» в левобережье Северского Донца (в Белгородском уезде), заселявшие с XVII в. дворцовые и церковные селения. Синтез черт южно-, севернорусской и украинской культуры говорит об их сложном происхождении.
Многие из перечисленных групп населения имели характерные культурные и языковые особенности. Сословные различия оказали влияние на обособление южнорусских говоров – больше, чем на Русском Севере. Говоры однодворцев, монастырских и помещичьих крестьян, мещан, казенных кузнецов, майданников обособились на сословной почве. В частности, на образование однодворческого говора влияли московский, западнополесский, орловско-калужский и восточнорязанский говоры, хранившие старые «степные» особенности, литовские говоры через выходцев из-за западного рубежа. В подмосковных местах однодворчнский говор с аканьем, кагоканьем и мягким окончанием глаголов (-ть) постепенно исчез.
На востоке южнорусской территории в левобережном Заочье русское население было известно под названием мещера (от Мещерской стороны). Жители этого края – славянское население, ассимилировавшее местных финно-угров, поэтому их считали обрусевшей финской мещерой. Небольшие островки мещеры долго сохранялись в Пензенской и Саратовской областях, куда она попала в результате миграций из Рязанщины на юго-восток. На примере мещеры прослеживаются связи в культуре всего населения среднего течения Оки с соседними народами Поволжья. Особенно много сходных черт в орнаменте, расцветке костюма, убранстве жилища.
Мелкие этнические образования можно еще отметить в ряде центральных русских областей, которые в XIX в. были известны под этническими или специфическими наименованиями-прозвищами. Так, «корелы» - небольшая группа жителей в Калужской губернии в Медынском уезде – переселились от карел Тверской губернии. «Ляхи» - остатки якобы пленных поляков – жили в Балахнинском уезде Владимирской губернии. «Паны» Лукояновского уезда Нижегородской губернии «тянули» по происхождению к белорусам, долго сохраняя белорусский говор и белорусский костюм.
Кроме этнотерриториальных, сословных групп русских в центральных и южных регионах Европейской России, так же как и на ее Севере, существуют их конфессиональные образования. Значительную прослойку составляли занимавшие довольно обособленное положение заволжские старообрядцы (по Ветлуге, Керженцу, Волге), поселившиеся в XVII-XVIII вв. и сохранившие, как и остальные раскольники, своеобразие своего замкнутого бытового уклада и многие старинные черты русской культуры. В южнорусской зоне старообрядцы имелись уполехов, живших в глухих местах Полесья, распространилось старообрядство и среди казаков.
Оба направления раскола – поповское и беспоповское разных толков – существуют у населения центральных и южнорусских губерний. Поповщина с конца XVII в. распространилась у нижегородских староверов на Керженце, на Дону, у жителей Московской, Калужской, Рязанской, Симбирской, Саратовской, Астраханской, Казанской, Оренбургской губерний. Беспоповцы жили в Нижнем Новгороде, Ирбите, а также в Московской, Калужской, Саратовской, Тульской, Орловской, Тамбовской губерниях. В начале XVIII в. беспоповщина проникла от донских казаков в Ставрополье и на Кубань, где жили некрасовцы (по имени атамана Игната Некрасова). Оттуда часть их переселилась в Закавказье и Турцию.
Однодворцы не были затронуты старообрядчеством, но у них, как и у другого южнорусского населения, появилось сектантство. В 1880-е годы от донских казаков в Воронежскую губернию «перешла» хлыстовская секта. Ее приверженцы жили также в Костромской, Владимирской, Нижегородской, Московской губерниях. Известны и другие секты: субботники с конца XVII – начала XVIII в. в центральных губерниях у помещичьих крестьян; духоборцы – с середины XVIII в. у государственных крестьян Воронежской губернии, откуда они переселились в Екатеринославскую и Херсонскую губернии; в начале XIX в. они появились в Тамбовской, Таврической губерниях, в Закавказье. Молокане известны с 60-х годов XIX в. среди тамбовских крестьян, а также в Ставрополье, Крыму, Закавказье; с начала XIX в. существовал их «донской» толк, а с 40-х годов XIX в. – еще и толк «прыгунов».
Загоровский В.П. История вхождения Центрального Черноземья в состав Российского государства в XVI веке. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. - 272 с..
На основании архивных и опубликованных документов на фоне борьбы Российского государства с Крымским ханством исследуется история вхождения опустошенной татарами территории современного Центрального Черноземья в состав России, анализируется ход заселения края в XVI в. Для научных работников, студентов, краеведов и всех интересующихся историей России.
в регионах сейчас выпускают много работ и книг по истории однодворческих фамилий ( родов) - не отстает в этом и наша Тульская область - не давно вышла в свет книга " ГОРДОСТЬ ЗЕМЛИ ЕФРЕМОВСКОЙ " в которой есть упоминание и о моем роде детей боярских Старухиных (правда в книге есть много опечаток и неточностей пришлось опечатки редактировать в своем подарочном издании , но все же начало положенно
Россия, Центральный округ
» Нижне-Девицкий уезд Воронежской губернии (однодворцы)
» Однодворцы Орловской губернии
Дневник Nathalie » Орловские дети боярские - однодворцы - крестьяне
П » Пы - Пя » Пятых : с. Рогачёвка (Никольское) Воронежского уезда (Новоусманского района) Воронежской области. Однодворцы.