Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Сословия, вероисповедания, этносы »   Сословия разные »   Однодворцы
RSS


Однодворцы


<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... 40 41 42 43 44 * 45 46 47 48 ... 152 153 154 155 156 157 [ >>>>>> ]
Модератор: Konstantin Ivanov
nutrich
Новичок



msk
Сообщений: 47
Регистрация: 11 фев. 2004
Рейтинг: 47 

Сразу предупреждаю, что сказанное здесь является моим личным мнением, не претендует на  истину в последней инстанции, и т.д.
Об однодворцах написано мало, а то, что написано, чаще всего взято из официальных источников  типа энциклопедий. Официальные-же источники - довольно скользкая почва. Там всегда есть  стремление о вещах сложных написать покороче, т.е. попроще и посхематичнее.
И уж тем более пагубно сказывается на официальных данных политические установки.
Как известно, Пётр 1-ый устроил на Руси большие-пребольшие реформы. Помимо всего прочего, их  целью стало создание новой элиты. Но будучи поставлена дословно так, эта цель привела бы к  бунту, поэтому объявили о другом - о перевоспитании старой элиты. Т.о. \"старая\" элита должна  была всё-таки откуда-то взяться, чтобы быть перевоспитанной.
В энциклопедиях старую элиту от не-элиты отделяет добавление к \"служилым людям\" слов \"по  отечеству\", в противовес тем, что \"по прибору\". Тех, что по прибору, делят на стрельцов,  солдат, рейтар, городовых казаков, и т.д, а по отечеству - дворяне, дети боярские, итп. Но  реально ли тогда было такое разделение?
Имхо, нет.
Табель о рангах Пётр установил не на пустом месте, ибо понятие \"должность, чин, уряд\" ещё до  петра значило больше чем \"происхождение\". И если сын боярский или дворянин пошёл в солдаты  или рейтары, то кем он становился в этой иерархии \"по прибору/по отечеству\"? Непонятно.  Понятно одно - не от хорошей жизни пошёл, но и только.
И тут мы подходим к реальной границе между элитой и не-элитой. Это хорошая жизнь\":)\". Это  поместья, земли, и ессно, крепостные. Причём чем больше - тем лучше жизнь. И, надо признать,  у \"живших хорошо\" с происхождением почти всегда всё было в порядке.<p>А на окраинах государства разницы между \"по прибору/по отечеству\" было мало, если была  вообще. Ибо жить хорошо там в основном не приходилось, да и с бумагами было туго, с  грамотами дворянскими...
В итоге, когда понадобилось создавать новую элиту при Петре, разделяли наверняка, т.е.  исходя из имущественного положения. Кое-какая мелочь с грамотами, впрочем, тоже могла  попасть, но могла и не попасть во дворянство. Из основной-же массы землевладельческой мелочи  сделали сословие однодворцев, причём верстали туда, особенно не вникая, был ли он когда-то  \"по отечеству\" или \"по прибору\". Если у него трое крепостных, да пять десятин, и документов  нет, ну какой он нафиг дворянин, т.е. по-тогдашнему, шляхтич?
Тот факт, что потомков бывшей элиты уже официально не считают элитой, очень заботил и этих  потомков, и, соответственно, власть. Именно поэтому, изначально сословие однодворцев  \"позиционировалось\" в общем, где-то невдалеке от дворянства. И только потом, приучив  однодворцев всё-таки \"знать своё место\", их начали приближать к остальным гос.крестьянам.
И это было вполне оправдано, если бы не стояла задача обеспечить переемственность сословий.
Иллюзия переемственности сословий потребовалась, чтобы оправдать табель о рангах и выслугу  во дворянство. Ибо более-менее приличным оправданием раздачи гербов и имений явным мещанам и  крестьянам могло быть только то, что все \"настоящие\" дворяне уже как минимум признаны.  Тогда, имхо, и появился миф о том, что якобы, однодворцы - в огромном большинстве своём  потомки тех, что \"по прибору\".
Не слишком лепо было бы признать, что однодворцы - непонятная смесь самого разнообразного  происхождения людей, которых объединяет только то, что они мелкие землевладельцы, и потомки  служилых людей различных типов, а равно и то, что огромное их количество, если не  большинство, не попало во дворянство только потому, что московское государство не  удосужилось снабдить их предков документами.
Это, в сущности, вечная история - упадок старой элиты и торжество новой. Просто этот  конкретный эпизод, по моему, следует слегка проветрить. Мы с готовностью развенчиваем культы  личности, идеологические установки и подтасовки недавнего времени, так пора бы попробовать и  поглубже копнуть\";)\".


P.S. Об однодворцах на присоединённых землях разговор иной. Хоть там всё примерно  аналогично, но ещё наглее...

(Сообщение отредактировал nutrich 8 апр. 2004 19:53)


Комментарий модератора:
Россия, Центральный округ
»

»
Дневник Nathalie »
П » Пы - Пя » : с. Рогачёвка (Никольское) Воронежского уезда (Новоусманского района) Воронежской области. Однодворцы.

Surovtsova
Участник



Сообщений: 80
Регистрация: 13 окт. 2014
Рейтинг: 22 

Зеленин здесь не только историк и этнограф, но и диалект. Он отмечает особую мягкость " к " в южнорусских говорах потомков военно служилых людей, однодворцев, в результате одинаковых условий жизни, общности исторических судеб " в степи" , на окраине государств. Одно дворцы образовали, в итоге особый этнографический тип. Культура их сложная и испытывали три разных влияния: московское, главным образом дворянское, старое степное и западное. Автор использовал переедания самих однодворцев, исторические документы, данные топонимики, антропонимики, диалекты( так называемые " присловья") , ранние списки населенных пунктов. Выяснилось , что локальные группы носителей мягкого "к" различны по происхождению, однако переживали сходные судьбы и подвергались сходным воздействиям. Зеленин рассматривает особенности одежды однодворцев, их жилых и хозяйственных построек, духовную культуру и даже шире- психический тип( наследственная дворянская гордость и при этом большая склонность к переселениям). В то же время при всей общности быта и условий, отмечаются различия по губерниям. В Курской, Ярославской, Тульской, Тамбовской однодворцы выделялись среди крестьян особенностями одежды, а в Курской - и типом жилища. В Воронежской и Рязанской большинство однодворцев носили такие же костюмы, как и соседние крестьяне, что автор объясняет отсутствием аристократических корней, преобладание иной социальной среды и влиянием окружающих соседей- монастырских крестьян, цуканов.

---
Surovtsova
Surovtsova
Участник



Сообщений: 80
Регистрация: 13 окт. 2014
Рейтинг: 22 


Доня написал:
[q]
[/q]

Опубликована статья не была, но ее можно взять и прочесть в РГБ, также как и другую очень содержательную работу Зеленина, где однодворцам посвящаемся целая глава:" Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации" это исследование стало его магистерской диссертацией в Петербурге в 1913г. Поскольку в университетах факультетов этнографии не было, все самые потрясающие работы, на которые в наше время ссылаются наши ученые , были созданы вопреки обстоятельствам в ссылках(, как например работы Д. А. Каменна, П. С. Ефименко, В. Г. Богораза, А. А. Макаренко и издавались на деньги Московского этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии проф. В. Ф. Миллера. Еще раз прошу прощения за убийственную корректуру. IPada. В предыдущих постах.

---
Surovtsova
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 24270
Регистрация: 2 мар. 2006
Рейтинг: 11442 



Зеленин Д.К. - Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913 гг.
М.: Индрик, 1994

Формат: DJVU. Размер: 7.50 МБ

Предлагаемый читателю первый том избранных трудов крупнейшего русского этнографа и филолога XX в. Дмитрия Константиновича Зеленина (1878—1954) объединяет наиболее известные его статьи дореволюционного периода.

Содержание:

От издательства
Н. И. Толстой. Труды Д. К. Зеленина по духовной культуре
1. Новые веяния в народной поэзии
2. Великорусские народные присловья как материал для этнографа
3. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии (Этнографический и историко-литературный очерк)
4. Троецыплятница (Этнографическое исследование)
5. К вопросу о ходе древнейшей русской колонизации в Вятский край
6. Народный обычай «греть покойников
7. Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских
8. «Обыденные» полотенца и обыденные храмы (Русские народные обычаи)
9. Русские народные обряды со старою обувью
10. К вопросу о русалках (Культ покойников, умерших неестественною смертью, у русских и у финнов)
11. Приложения
Комментарии.
Указатель литературы. Составила Т. А. Агапкина
Предметно-тематический указатель.
Составила Т. А. Агапкина
Указатель слов и выражений. Составила Т. А. Агапкина
Указатель присловий-прозвищ к статьям Д. К. Зеленина «Великорусские народные присловья как материал для этнографии» и «Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии». Составила Т. А. Агапкина
Список сокращений
СКАЧАТЬ

---
С просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 24270
Регистрация: 2 мар. 2006
Рейтинг: 11442 



Зеленин Д.К. - Восточнославянская этнография
М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 511 е.: ил. (Этнографическая библиотека)

Формат: DJVU. Размер: 18.3 МБ

Работа крупнейшего советского этнографа Д. К. Зеленина (1878 — 1954), члена-корреспондента АН СССР с 1925 г. Монография была впервые опубликована в 1927 году в Германии, на немецком языке в Германии. Это первое обобщающее изложение этнографии русских, украинцев и белорусов. Послесловие характеризует историю книги и ее значение для современной этнографии. В книге много иллюстраций.

Длн этнографов, а также читателей, интересующихся историей этнографической науки. Специалистам по религиоведению рекомендуем обратить внимание на главы XI (389 стр.) и XII (410 стр.)

Содержание:

От редколлегии
От редакции
Предисловие
История восточнославянской этнографии
§ I. Общие сведения по истории восточнославянской этнографии 10 § II. Сбор этнографических материалов о восточных славянах в целом
§ III. Работы мифологической школы
§ IV. Последующие труды, посвященные духовной культуре восточных славян
§ V. Исследовании в области материальной культуры восточных славнн
§ VI. Украинская этнография
§ VII. Белорусская этнография
§ VIII. Современная русская этнография
§ IX. К истории русской этнографии
§ X. Литература
Введение. Четыре восточнославянских народности
§ 1. Неточность обычного деления восточных славян на три группы
§ 2. Две русских народности: южнорусские (акающий говор)и северно¬русские (окающий говор
§ 3. Условия объединения двух русских народностей
§ 4. Возникновение четырех восточнославянских народностей
§ 5. Русские и финны
§ 6. Литература
I. Земледелие
§ 7. Системы земледелиия
§ 8. Рало
§ 9. Плуг
§ 10. Соха с перекладной полицей
§ 11. Соха с неподвижной полицей
§ 12. История сохи
§ 13. Косуля
§ 14. Борона
§ 15. Полевые работы и связанные с ними обряды
§ 16. Зажинки. Косьба и жатва
§ 17. Укладка и сушка снопов
§ 18. Дожинки
§ 19. Заломы
§ 20. Овины
§ 21. Молотьба
§ 22. Литература
II. Скотоводство, рыболовство и пчеловодство
§ 23. Положение пастуха (взгляды на пастухов)
§ 24. Первый выгон скота на пастбище весной
§ 25. Пастух и его снаряжение (труба и рожок)
§ 26. Обрядовое очищение коров после отела. Ритуальные праздники, посвященные домашнему скоту и его покровителим
§ 27. Куриный бог
§ 28. Обряды при покупке и продаже скота
§ 29. Защита скота от эпизоотий: опахивание
§ 30. Захоронение живого скота; земляные рвы; обыденное полотенце
§ 31. Рыболовство. Ловля рыбы руками; черпающие, бьющие и колю¬щие орудия рыбной ловли; крючок
§ 32. Ловушки для рыбы. Заколы. Сети и плетение сетей
§ 33. Обряды рыбаков
§ 34. Пчеловодство
§ 35. Литература
III. Приготовление пищи
§ 36. Ступа
§ 37. Ручная мельница
§ 38. Водяные и ветряные мельницы
§ 39. Маслобойка
§ 40. Добывание огня: огниво
§ 41. Добывание огня трением
§ 42. Сохранение огня. Особые способы пользования огнем
§ 43. Пережитки древнего культа огня
§ 44. Изготовление посуды: гончарный круг
§ 45. Другие орудия и гончарные работы
§ 46. Виды посуды: глиняная, деревянная, металлическая
§ 47. Печение хлеба
§ 48. Способы приготовления пищи и хранение продуктов питания
§ 49. Приправы. Запретная еда
§ 50. Национальные блюда. Дикие растения, которые едят сырыми
§ 51. Прием нищи
§ 52. Напитки: квас из березового сока и зерна; солод; брага и пиво
§ 53. Напитки из меда и ягод, чай, водка
§ 54. Масло
§ 55. Литература
IV. Рабочий скот, сбруя, транспортные средства
§ 56. Рабочий скот; упряжка и конская сбруя
§ 57. Ярмо
§ 58. Волокуши, сани, лыжи
§ 59. Колесные повозки, чумачество
§ 60. Смазка телег
§ 61. Водный транспорт
§ 62. Бурлаки
§ 63. Переноска грузов
§ 64. Литература
V. Изготовление одежды и обуви
§ 65. Конопля
§ 66. Лен
§ 67. Прядение: самопрялка и прялка
§ 68. Веретено. Прядение
§ 69. Мотовило. Единицы измерения при счете нитей
§ 70. Подготовка основы и утка
§ 71. Упрощенные ткацкие станки
§ 72. Виды обычных ткацких станков
§ 73. Терминология ручного ткачества
§ 74. Беление холста
§ 75. Битье шерсти
§ 76. Валяние шерсти и изготовление сукна
§ 77. Ковры и их орнаменты
§ 78. Плетение обуви из древесной коры
§ 79. Плетение шляп из соломы
§ 80. Вязание из пряденной шерсти и из другого материала
§ 81. Вышивка
§ 82. Крашение ткани и ниток
§ 83. Набивка тканей
§ 84. Обработка кожи: сыромять
§ 85. Обработка шкур квашением
§ 86. Дубление. Терминология кожевенного дела
§ 87. Литература
VI. Одежда и обувь
§ 88. Мужская рубаха
§ 89. Женская рубаха. Старинный «летник»
§ 90. Штаны
§ 91. Понева, запаска и плахта
§ 92. Юбка и сарафан
§ 93. верхняя одежда ралличиого покроя: плащ, свита, кафтан, тулуп и т. д
§ 94. Пояс
§ 95. Головные уборы мужчин
§ 96—97. Головные уборы женщин
§ 98-99. Обувь
§ 100. Литература
VII. Личная гигиена
§ 101. Мужские прически
§ 102. Девичьи прически
§ 103. Прически замужних женщин
§ 104. Гребни и уховертки
§ 105. Женская косметика
§ 106. Представление о чистоте
§ 107. Мытье. Колодец
§ 108. Баня
§ 109. Народная медицина
§ 110. Литература
VIII. Жилище
§ 111. Плотницкий инструмент. Общие особенности восточнославянской деревянной архитектуры
§ 112. Типы восточнославянского жилища
§ 113. Крыша
§ 114. Печь
§ 115. Общий план жилища. Украшения на домах и на мебели
§ 116. Освещение
§ 117. Развитие восточнославянского жилища
§ 118. Обычаи и суеверия, связанные с жилищем
§ 119. Литература
IX. Семейная жизнь
§ 120. Роды
§ 121. Крещение
§ 122. Обряд очищения роженицы и повивальной бабки
§ 123. Колыбель
§ 124. Воспитание ребенка
§ 125. Подстригание волос
§ 126. Свадебный обряд: наслоения, относящиеся к разным эпохам, и их бытование у отдельных народностей
§ 127. Украинская свадьба
§ 128. Ритуальный свадебвый каравай и украшенное деревце
§ 129. Ритуальное мытье новобрачных
§ 130. Русская свадьба
§ 131. Тайные браки
§ 132-133. Похороны
§ 134. Захоронение без гроба (выбрасывание трупа)
§ 135. Траур и оплакивание
§ 136. Поминки
§ 137. Литература
X. Общественная жизнь
§ 138. Коллективные работы (толока)
§ 139. Собрания молодежи для совместной работы и увеселений (поси¬делки, доевггки); взаимоотношения полов
§ 140. Хороводы, танцы
§ 141. Музыкальные инструменты
§142. Кулачные бои, качели, катанье на санях, игры с яйцами, ряженые (маскарады), игры мужчин
§ 143. Общественные угощения
§ 144. Братские свечи
§ 145. Литература
XI. Календарная обрядность
Введение
§ 146. Заклинание весны в марте
§ 147. Чистый четверг
§ 148. Пасха; волочебники, вьюнишннк
§ 149. Семик и Троица
§ 150. Обряды в ночь на Ивана Купала
§ 151. Осенние обряды
§ 152. Рождество
§ 153. Гадания
§ 154. Масленица
§ 155. Литература
XII. Народные верования
§ 156. Общая характеристика
§ 157. Домовой
§ 138. Леший
§ 159. Водяной
§ 160. Вихрь
§ 161. Метеор огненный змей
§ 162. Полуденник
§ 163. Русалки
§ 164. Вампиры
§ 165. Ведьмы
§ 166. Колдуны
§ 167. Оборотни
§ 168. Черт
§ 109. Народная космогонии
§ 170. Литература
Приложение.
К В. Чистов. «Восточнославянская этнография» Д. К. Зеленина
Примечания
Терминологический указатель
Список сокращении
Список иллюстрации
СКАЧАТЬ

---
С просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 24270
Регистрация: 2 мар. 2006
Рейтинг: 11442 

О Д. Зеленине




---
С просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
Dim ev
Долгожитель форума

Dim ev

Сообщений: 1188
Регистрация: 21 апр. 2005
Рейтинг: 1096 


Виктор Зайцев написал:
[q]
Жалоба Екатерине II от однодворцев.pdf
https://yadi.sk/i/9G_Y55QddwArM
[/q]

Это называется Наказы однодворцев в Уложенную комиссию 1767-68 гг. Процитирован наказ от однодворцев Курского уезда Белгородского провинции.

Прилагаю ксерокопию из книги, где описан комплекс данных документов:

За качество простите - копию делал в библиотеке почти 15 лет назад...

Наказы публиковали и в других монографиях. В частности подробно изложен весь ход заседаний здесь:
Поленов Д.В. Исторические сведения о Екатерининской комиссии для сочинения проекта нового Уложения. - СПб: типография Императорской академии наук, 1869-1875. (в 3 частях).

Также содержание докладов публиковалось в Сборниках Императорского русского исторического общества.

---
Евсюковы/Есюковы. Заселение Белгородской черты.
Служилые люди Старооскольского и Яблоновского уездов XVII - нач. XVIII вв.
Фамильный сайт Евсюковых
Статьи и материалы
Dim ev
Долгожитель форума

Dim ev

Сообщений: 1188
Регистрация: 21 апр. 2005
Рейтинг: 1096 


valcha написал:
[q]
О Д. Зеленине



Последние издания книг Дмитрия Константиновича Зеленина..
[/q]

Еще одна весьма интересная книга этого автора (ее без труда найдете в сети):
Зеленин Д.К. Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации. - СПб, 1913.

В том числе множество сведений об особенностях произношения (иногда одежды) однодворцев Курской, Воронежской, Орловской, Тульской и других губерний. Делаются выводы об их возможном происхождении вплоть до отдельных населенных пунктов.

---
Евсюковы/Есюковы. Заселение Белгородской черты.
Служилые люди Старооскольского и Яблоновского уездов XVII - нач. XVIII вв.
Фамильный сайт Евсюковых
Статьи и материалы
Surovtsova
Участник



Сообщений: 80
Регистрация: 13 окт. 2014
Рейтинг: 22 


Dim ev написал:
[q]
[/q]

Именно об этой статье я уже писала на этой странице чуть выше, упоминая о Зеленине в теме " Однодворцы".

---
Surovtsova
Виктор Зайцев
Долгожитель форума

Виктор Зайцев

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 600
Регистрация: 3 апр. 2013
Рейтинг: 462 

Нашел любапытную статью...

Восстание однодворцев

Любой школьник, изучающий историю нашей страны, может назвать имена предводителей крестьянских войн в России - Степана Разина, Емельяна Пугачева, может рассказать об этих восстаниях. Но были выступления крестьян, о которых не только не ведают юные вундеркинды, но и не знают многие исследователи родного края. Эти выступления носили локальный характер, то есть происходили на небольшой, определенной территории и известны сейчас только по архивным источникам и документам. Одно из таких выступлений произошло в 1739 году в Верхнем Прибитюжье. Оно охватило территорию и нынешнего Мордовского района. Во главе восстания стал жи­тель села Мордово (ныне райцентр) Дементий Максимович Зарубин.

Жители Мордово были потомками служилых людей - стрельцов, казаков, драгун, пушкарей, копейщиков - назывались однодворцами и находились на положении феодально - зависимого населения. Однодворцы обязаны были платить царской казне денежные платежи и натуральный налог, Но самым тяжелым для них было нести воинские повинности, пополняя рекрутами созданную в 1731-1735 годах Украинскую оборонительную линию. Кроме того, часто, помимо рекрутов, однодворцы были обязаны посылать людей для хозяйственных и земляных работ. Этих людей называли \"подмощиками\". Украинская оборонительная линия находилась за сотни верст от тамбовских краев, и однодворцы не желали покидать родные места. Набор \"подмощиков\" начинался весной, в разгар сева. А потерять мужчину, единственного кормильца в семье, означало обречь семью на голод и вымирание. В 1738 году однодворцы двух уездов - Борисоглебского и Демшинского обратились в Сенат с челобитной, где жаловались на произвол местной администрации.

Вскоре воронежская канцелярия получила указ от Сената, где говорилось: «Не чинить напрасных обид «однодворцам». Копия этого указа каким-то невероятным образом оказалась в руках мордовского крестьянина - однодворца Дементия Зарубина, который истолковывал этот указ по-своему. Он распустил слухи, что набор подмощиков на Украинскую линию отменяется. Эта радостная весть передавалась из села в село. В Мордово хлынул поток ходоков из различных населенных пунктов Воронежской и Тамбовской губерний. Чтобы Получить копии с этого указа, однодворцы начали собирать деньги. Было собрано около 110 рублей. Как всегда, у однодворцев была вера в «добрый указ». В Воронеж был отправлен Григорий Провоторов для снятия копий с указа. Чиновники за деньги разрешили снять копии, но заявив при этом, что указом отправка \"подмощиков\" не отменяется. Тем не Менее, Провоторов, прибыв в родные места, в село Средний Икорец стал рас пространять слухи об отмене набора \"подмощиков\". Но в следующем, 1739 году, снова состоялся набор \"подмощиков\". 765 человек, набранных в Борисоглебском округе проходили через село Коротояк. 2 мая они подняли бунт и отказались следовать дальше. 3 мая 317 человек, направляясь на линию, проходили через село Мордово. Подмощики из Мордово отказались следовать к Месту назначения, и на угрозы и уговоры сопровождающего их квартирмейстера Кучева не реагировали. Каким-то чудом Кучеву удалось уговорить подмощиков покинуть Мордово. Маршрут пролегал к селам чамлык и Самовец. Едва вступив в Самовец, мордовский однодворец Яков Стрельников призвал всех разойтись по домам. Его сразу поддержали Свирид Мальцев из села Самовец, Иван Глотков и многие другие. Вскоре вокруг Кучева образовалась пустующая брешь. В другом округе, Ряжском, было набрано 424 человека. По пути к реке Савале Тамбовского уезда 213 подмощиков скрылись в неизвестном направлении. Остальные уже на реке Савале, на привале, 10 мая заявили сопровождающему их капитану Лепунову, что они дальше не пойдут. Так затеи с отправкой на Украинскую оборонительную линию провалилась, всего правительству оказало неповиновение около полутора тысяч человек. Правительство Анны Ивановны испугалось не на шутку. Был организован розыск, который повел командир Украинского корпуса ландмилиции генерал Девиц. Главными возмутителями генерал признал мордовского однодворца Дементия Зарубина и Корнея Сушкова, уроженца села Макарово Тамбовского уезда, Сушков скрывался в Мордово у Зарубина. Для поимки «зачинщиков» Девиц направил воинскую команду во главе с сержантом Живоглазовым. Вместе с ним на поимку в Мордово вынужден был отравиться и воевода города-крепости Демшинск Петр Спицын. Каратели, прибывшие к дому Зарубина, увидели во дворе «зачинщика» огромную толпу народа. Живоглазов приказал открыть ворота. Солдаты выстроились перед двором Зарубина и готовы были в любую минуту открыть огонь. Живоглазов потребовал:

- Откройте ворота! Выходите! Будем стрелять!

Мордовцы зашумели:

- Стреляйте! Но подумайте о своих головах! все равно вас перебьем и перетопим в Битюге.

Солдаты растерялись и не открывали огонь, Демшинский воевода Спицын тайно перешел на сторону восставших. Он подговорил зарубинцев напасть на солдат и отобрать у них подводы. На следующий день Живоглазов сделал новую попытку арестовать Зарубина. И на этот раз у него ничего не получилось. Поняв бессмысленность своего пребывания в Мордово, Живоглазов приказал карателям покинуть село, Солдат, с позором покидающих село, мордовцы сразу же атаковали. Избитые, без подвод предстали они перед генералом Девицем. Через несколько дней, в июне в Мордово был отправлен большой отряд драгун под командованием майора Полубоярова. Майор оказался умнее сержанта Живоглазова. Едва прибыв в село Чамлык, Полубояров начал допрашивать десятского этого села Лукьяна Верховского. Верхов­ский, помогавший зарубинцами, старался больше выведать в разговоре с майором об его отряде. Едва покинув дом, где остановился каратель, десятский призвал крестьянина Самсона Каширинова и приказал ему:

- Предупреди Дементия о драгунах, все толком ему поведай. А когда драгуны придут, стой с зарубенцами насмерть. Немного погодя, Верховский послал нового гонца - Самсона Бредихина с наказом: «Держись, Дементий, крепче, майору не давайся, придем на подмогу». Едва узнав о карателях, мордовцы решили стоять насмерть и вожака не выдавать. Свои дворы они превратили в неприступные крепости. Полубояров, прибыв в Мордово, зачитал однодворцам указ. Указ гласил о возвращении однодворцев на оборонительную ли­нию. При полном гробовом молчании майор про­читал эти строки. Но едва он коснулся требования выдачи Зарубина, как толпа всколыхнулась. Однодворец Яков Стрельников крикнул:

- Пусть государыня прикажет все битюгские села перевешать, но мы Зарубина не дадим!

Крестьянин Иван Селеменев громким голосом добавил:

- Не дадим Дементия! В подмощики не пойдем!

Полубояров не успел отдать команду, как од­нодворцы первыми атаковали карателей. Драгун быстро разоружили, захватили в плен и майора Полубоярова. Отнеслись восставшие к майору очень ласково. Сам Зарубин разговаривал с ним. «подносил майору вино и поил из своих рук», ибо руки у него были связаны. Повстанцы обыскали Полубоярова и отобрали у него пистолет, красную епанчу, коробку с бумагами и вскоре отпустили его восвояси. Прошло несколько недель. В Мордово был послан более крупный отряд карателей во главе с майором Мансуровым, которому было приказано потопить в крови бунт однодворцев. Зарубин, разведав об огромном количестве карателей, понял, что борьба будет неравной. Он решил укрыться в долине реки Битюг. Здесь было много копен сена и заросли кустарника. Вожака часто навещали его племянники—Тимофей и Антон Зарубины. Через них он передал восставшим покинуть Мордово. Когда ка­ратели прибыли в село, то там никого не оказалось. Из села Мордовского и из прочих сел из домов своих все сбежали в домах никого не имеется», — рапортовал Мансуров начальству. Но Мансуров стал наводить порядок. Порол, расстреливал. К осени 1739 года карателям удалось потушить огонь крестьянского волнения. Но вожак исчез, и его поиск не увенчался успехом. Оказывается, Дементий Максимович скрылся в Тамбове у Михаила Алехина. Но когда скрываться в Тамбове стало опасно, Зарубин перебрался в Петербург. Его искали в родных местах, а он в то время жил в столице у Никифора Барабина.

Но скрывался Зарубин недолго. Когда в марте 1741 года он пытался подать в Сенат челобитную, его сразу же арестовали. Царское правительство скурпулезно расследовало восстание однодворцев, привлекая к следствию свыше двухсот человек. Следствие тянулось почти четыре года. Пытали арестованных очень жестоко, и не удивительно, что палачами было замучено пятьдесят четыре человека. Дементий Зарубин и девятнадцать его то­варищей были приговорены к смертной казни. Но царица Елизавета Петровна, дочь Петра I, которая пришла к власти в 1741 году в результате дворцового переворота, дала клятву, что в ее царствование смертных казней не будет. И слово она кстати, сдержала. В 1743 году Зарубину и пятерым его ближайшим сподвижникам огласили указ, по которому их отправляли на вечную каторгу в Сибирь, в серебряные копи.

Так закончилось волнение, охватившее села Верхнего Прибитюжья, центром которого стало село Мордово - наш районный центр. Борьба од­нодворцев, которую они вели не на жизнь, а на­смерть с царским самодержавием, увенчалась успехом. В 1743 году Елизавета Петровна в страхе перед новым волнением крестьян издала указ, по которому отправка однодворцев на Украинскую оборонительную линию запрещалась. Вместе с вожа­ками народных и крестьянских восстаний, проис­ходивших в царский России, мы по праву можем поставить имя нашего земляка Дементия Максимовича Зарубина.

В. Елисеев, краевед

Волнения в армии

Значительные события произошли в войсках ландмилиции, по своему социальному составу сплошь однодворческих. Однодворцы, взятые в полки ландмилиции, должны были охранять пограничные укрепленные линии,— как старую, между Донцом и Днепром, так и новую, по реке Самаре. На этих линиях были построены крепости, соединенные редутами и реданами. Солдаты ландмилиции размещались в крепостях и в селениях, для них построенных, в которых жили и их семьи. Каждая семья получала пахотный участок земли. Обосновавшись на участке со своими семьями, заведя хозяйство, солдаты, а часто и офицеры ландмилиции не хотели вновь переселяться на новые места службы. Поэтому, когда в 1734 г. в Сергиевском конном полку ландмилиции, поселенном у города Самары, стало известно, что всех солдат и офицеров этого полка вместе с женами и детьми хотят перевести во вновь построенные крепости по р. Самаре, солдаты этого полка и некоторые младшие офицеры стали волноваться. Вахмистр Поединцев, каптенармус Мордвинов и подпрапорщик Кисле нин подали начальству в Самаре заявление от имени всего состава полка, чтобы их из Самары никуда не переводили. Через некоторое время майор этого же полка Бахметьев, ссылаясь на слова бригадира Друманта, говорил всем, что требование «ландмилицев» удовлетворено и все они останутся на своих местах. А солдат Тимофей Трескин поддерживал настроение своих товарищей, всюду «разглашая», что в Самаре уже имеется указ из Петербурга, чтобы ландмилицев со старых жилищ никуда не переводить. Как раз в это время Тимофею Трескину и другим солдатам 9-й роты было приказано идти на рубку леса для постройки жилищ в новом месте при Красном редуте. Все солдаты 9-й роты в числе 66 чел. во главе с Трескиным отказались выполнить этот приказ «и учинили в том противность и ослушание, а по следствию видно, что во оном во всем пущей завотчик оной Трескин». Вследствие прямого возмущения солдат были арестованы солдат Трескин, майор Бахметьев, у которого собирались Трескин и его друзья, и еще 11 ландмилицев. В апреле 1736 г. солдат Трескин как главный «зачинщик» возмущения был повешен. Другие арестованные были отправлены на каторгу и прогнаны сквозь строй по пяти раз .

Отказ солдат ландмилиции сниматься с насиженных мест перерастал в открытое неповиновение и возмущение также и в других полках.

В 1734 г. под Самарой, в пригороде Сергиевском, полтораста солдат конного Билярского ландмилиции полка, собравшись на улице, резко отзывались об указах Военной коллегии и возбужденные разговорами о том, что будто бы имеется указ, упраздняющий ландмилицию, решили больше в войсках не служить. Убежденные в том, что за них заступится императрица, они послали в Петербург рядового Плеханова. Чем кончилась эта поездка, нам неизвестно, но в 1735 г., когда Билярский полк был переведен на Самарскую линию, солдаты и урядники были охвачены волнением и отказались распахивать землю к севу хлеба. Они решили остаться с женами и с детьми в пригороде Билярска. С их общего «согласия» капрал Ярыгин и рядовые Епииешников и Четыркин, отпросившись с линии как будто в Билярск, на самом деле направились в Петербург. Чеыркин по дороге заболел и остался в Твери, а Ярыгин и Епинешников дошли до столицы и там подали челобитную самой императрице. В этой челобитной они жаловались на тайного советника Наумова, который требовал от них расписок в добровольном переходе на Самарскую линию. Ходоки лапдмилицев были схвачены и допрашивались в Тайной канцелярии. Все трое, жестоко битые кнутом и с вырезанными ноздрями, были отправлены в каторжные работы навечно. Солдат этого же полка Плеханов бежал с Самарской линии и, явившись в Петербург, подал челобитную, чтобы их с линии вернули в Сергиевский уезд. Узнав, что в Военной коллегии содержатся в заключении уже несколько солдат Билярского полка, Плеханов проник к ним и, взяв от них «черную челобитную», переписал ее набело и сумел подать императрице. Плеханова и его товарищей Парамонова, Бочкарева, Бессонова и Солодовникова, как ходоков от ландмилицев и как участников одновременного и согласованного отказа пахать землю и подчиниться указу о переводе на Самарскую линию, Тайная канцелярия приговорила к вечной каторге в Рогервике и на Кронштадтском канале.

Подобного рода репрессии только на короткий срок ослабляли сопротивляемость солдат ландмилиции, но совсем подавить движение правительству не удавалось. Бегство солдат из полков ландмилиции все усиливалось. Правительство издавало один указ за другим о мерах борьбы с этой формой солдатского движения, но эти указы не помогали.

В 1738 г. произошло крупное волнение однодворцев Демшинского уезда, записанных в ландмилицию и отправляемых на закамскую линию, к которым присоединились ранее уже посланные туда ландмилицы, но своевольно возвратившиеся оттуда. Дементий Зарубин, возглавивший это возмущение, имел копию указа Военной коллегии, который он толковал, как отменяющий и даже запрещающий отправку ландмилицев па закамскую линию. Этот документ сыграл большую агитационную роль. Отряд, посланный для усмирения, имел около ста человек, в то время как восставших было более трехсот. Солдаты этого отряда в большинстве разбежались, а ландмилицы убили Полубояринова и тех, кто был с ним. Следствие велось и на линии, и в Демшинском уезде. По решению Сената, утвержденному Кабинетом министров, 18 чел. были приговорены к смертной казни, 25 чел.— к ссылке на вечную каторгу с предварительным наказанием кнутом и вырезанием ноздрей, других истязали кнутом, прогоняли по три раза через полк и т. д.

---
Пироговы, Рощупкины, Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом)
Виктор Зайцев
Долгожитель форума

Виктор Зайцев

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 600
Регистрация: 3 апр. 2013
Рейтинг: 462 

Не у кого нет текстов?

Анна Иоанновна,1693 - 1740.
" О разделе однодворческих недвижимых имений, по смерти отцов, детям по жеребьям и о непродаже однодворцам земель их в посторонния руки" :
Высочайше утвержденный доклад Сената : [Указ] №
5579, 20 июня 1730 г. /Анна Иоанновна.
//Российская империя.Полное собрание законов
Российской Империи c 1649 года. Том 8, 1728 -
1732. -Санктпетербург : Печатано в Типографии II
Отделения Собственной Его Императорского
Величества Канцелярии, 1830. -С. 294 - 295

Елизавета Петровна,1709 - 1761/62.
" О непереходе однодворцам с своих однодворческих земель, без указа, на другие земли" :Сенатский : [Указ] № 9421, 15 июля 1747 г
. /Елизавета Петровна.
//Российская империя.Полное собрание законов
Российской Империи c 1649 года. Том 12, 1744 -
1748. От № 8849 до 9568. -Санктпетербург :
Печатано в Типографии II Отделения Собственной
Его Императорского Величества Канцелярии, 1830.
-С. 719 - 722

---
Пироговы, Рощупкины, Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом)
<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... 40 41 42 43 44 * 45 46 47 48 ... 152 153 154 155 156 157 [ >>>>>> ]
Модератор: Konstantin Ivanov
Генеалогический форум ВГД »   Сословия, вероисповедания, этносы »   Сословия разные »   Однодворцы
RSS

Реклама от YouDo