Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Сословия, вероисповедания, этносы »   Сословия разные »   Однодворцы
RSS


Однодворцы


<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... 39 40 41 42 43 * 44 45 46 47 ... 153 154 155 156 157 158 [ >>>>>> ]
Модератор: Konstantin Ivanov
nutrich
Новичок



msk
Сообщений: 46
Регистрация: 2004
Рейтинг: 47 

Сразу предупреждаю, что сказанное здесь является моим личным мнением, не претендует на  истину в последней инстанции, и т.д.
Об однодворцах написано мало, а то, что написано, чаще всего взято из официальных источников  типа энциклопедий. Официальные-же источники - довольно скользкая почва. Там всегда есть  стремление о вещах сложных написать покороче, т.е. попроще и посхематичнее.
И уж тем более пагубно сказывается на официальных данных политические установки.
Как известно, Пётр 1-ый устроил на Руси большие-пребольшие реформы. Помимо всего прочего, их  целью стало создание новой элиты. Но будучи поставлена дословно так, эта цель привела бы к  бунту, поэтому объявили о другом - о перевоспитании старой элиты. Т.о. \"старая\" элита должна  была всё-таки откуда-то взяться, чтобы быть перевоспитанной.
В энциклопедиях старую элиту от не-элиты отделяет добавление к \"служилым людям\" слов \"по  отечеству\", в противовес тем, что \"по прибору\". Тех, что по прибору, делят на стрельцов,  солдат, рейтар, городовых казаков, и т.д, а по отечеству - дворяне, дети боярские, итп. Но  реально ли тогда было такое разделение?
Имхо, нет.
Табель о рангах Пётр установил не на пустом месте, ибо понятие \"должность, чин, уряд\" ещё до  петра значило больше чем \"происхождение\". И если сын боярский или дворянин пошёл в солдаты  или рейтары, то кем он становился в этой иерархии \"по прибору/по отечеству\"? Непонятно.  Понятно одно - не от хорошей жизни пошёл, но и только.
И тут мы подходим к реальной границе между элитой и не-элитой. Это хорошая жизнь\":)\". Это  поместья, земли, и ессно, крепостные. Причём чем больше - тем лучше жизнь. И, надо признать,  у \"живших хорошо\" с происхождением почти всегда всё было в порядке.<p>А на окраинах государства разницы между \"по прибору/по отечеству\" было мало, если была  вообще. Ибо жить хорошо там в основном не приходилось, да и с бумагами было туго, с  грамотами дворянскими...
В итоге, когда понадобилось создавать новую элиту при Петре, разделяли наверняка, т.е.  исходя из имущественного положения. Кое-какая мелочь с грамотами, впрочем, тоже могла  попасть, но могла и не попасть во дворянство. Из основной-же массы землевладельческой мелочи  сделали сословие однодворцев, причём верстали туда, особенно не вникая, был ли он когда-то  \"по отечеству\" или \"по прибору\". Если у него трое крепостных, да пять десятин, и документов  нет, ну какой он нафиг дворянин, т.е. по-тогдашнему, шляхтич?
Тот факт, что потомков бывшей элиты уже официально не считают элитой, очень заботил и этих  потомков, и, соответственно, власть. Именно поэтому, изначально сословие однодворцев  \"позиционировалось\" в общем, где-то невдалеке от дворянства. И только потом, приучив  однодворцев всё-таки \"знать своё место\", их начали приближать к остальным гос.крестьянам.
И это было вполне оправдано, если бы не стояла задача обеспечить переемственность сословий.
Иллюзия переемственности сословий потребовалась, чтобы оправдать табель о рангах и выслугу  во дворянство. Ибо более-менее приличным оправданием раздачи гербов и имений явным мещанам и  крестьянам могло быть только то, что все \"настоящие\" дворяне уже как минимум признаны.  Тогда, имхо, и появился миф о том, что якобы, однодворцы - в огромном большинстве своём  потомки тех, что \"по прибору\".
Не слишком лепо было бы признать, что однодворцы - непонятная смесь самого разнообразного  происхождения людей, которых объединяет только то, что они мелкие землевладельцы, и потомки  служилых людей различных типов, а равно и то, что огромное их количество, если не  большинство, не попало во дворянство только потому, что московское государство не  удосужилось снабдить их предков документами.
Это, в сущности, вечная история - упадок старой элиты и торжество новой. Просто этот  конкретный эпизод, по моему, следует слегка проветрить. Мы с готовностью развенчиваем культы  личности, идеологические установки и подтасовки недавнего времени, так пора бы попробовать и  поглубже копнуть\";)\".


P.S. Об однодворцах на присоединённых землях разговор иной. Хоть там всё примерно  аналогично, но ещё наглее...

(Сообщение отредактировал nutrich 8 апр. 2004 19:53)


Комментарий модератора:
Россия, Центральный округ
»

»
Дневник Nathalie »
П » Пы - Пя » : с. Рогачёвка (Никольское) Воронежского уезда (Новоусманского района) Воронежской области. Однодворцы.

valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 24331
Регистрация: 2006
Рейтинг: 11566 


Старухинъ Андрей написал:
[q]
а допросы происходили с клятвой на библии
[/q]

На Евангелии
Библия (полная) для православных не "рекомендовалась", дабы избежать смущения умов.
Священное писание считалось закрытой для мирян книгой – духовенство считало, что во избежание лишнего «смущения умов» читать и осмысливать евангельские тексты могут только специально обученные граждане, а мирянам достаточно знание тех отрывков, которые обычно читались во время утренних и вечерних служб. Первый Синодальный перевод Нового Завета на русский язык был сделан в 1862 году, а полностью перевод Библии был завершен к 1876 году

клятва именем Божиим, произносимая в установленной законом форме перед св. крестом и Евангелием, с поднятием правой руки кверху

---
С просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
Старухинъ Андрей
Долгожитель форума

Старухинъ Андрей

Плавск Тульской обл.
Сообщений: 838
Регистрация: 2012
Рейтинг: 855 


valcha написал:
[q]
клятва именем Божиим, произносимая в установленной законом форме перед св. крестом и Евангелием, с поднятием правой руки кверху
[/q]


и в присутствии священника ( во всяком случае в Ефремовским Нижнем Земском суде об этом упоминатся во многих уголовных делах 18 столетия

---
однодворцы Старухины , Гребенкины , Зайцевы , Есиповы , Пироговы , Алехины , Стародубцевы --
Surovtsova
Участник



Сообщений: 80
Регистрация: 2014
Рейтинг: 22 

Знаменитый русский этнограф. Д. К. Зеленен одним из первых обратил внимание на особенности быта однодворцев., на взаимоотношения социального и этнического факторов. Этой теме у него посвящена статья "Талаган( щелкнуты) и цукаты." В ней- характеристика этнических слагаемых южнорусских групп потомков древнейших русских переселенцев- однодворцев.

---
Surovtsova
Surovtsova
Участник



Сообщений: 80
Регистрация: 2014
Рейтинг: 22 

Статья " Талаган ( щекуны) и цуканы". Пишу с IPada, который все превращает в абсурд, когда не проверяешь каждое слово.

---
Surovtsova
Доня
Долгожитель форума
ушел из жизни 26.02.2019 года. Светлая память!

Доня

алейск алтай
Сообщений: 3238
Регистрация: 2011
Рейтинг: 2224 


Surovtsova написал:
[q]
Статья " Талаган ( щекуны) и цуканы".
[/q]
Можно её опубликовать?

---
Иванов -воспитанник Московского Воспитательного дома, учителя Ярославки, Тастубы, Месягутово, Миасса, Москвы .А также Жаворонковы, Кочушковы, Козьмины , Масленниковы Златоустовского уезда
FTDNA 249066. R1a-YP310* YF06830
http://toporov.info/webtrees/inde
Surovtsova
Участник



Сообщений: 80
Регистрация: 2014
Рейтинг: 22 

Зеленин здесь не только историк и этнограф, но и диалект. Он отмечает особую мягкость " к " в южнорусских говорах потомков военно служилых людей, однодворцев, в результате одинаковых условий жизни, общности исторических судеб " в степи" , на окраине государств. Одно дворцы образовали, в итоге особый этнографический тип. Культура их сложная и испытывали три разных влияния: московское, главным образом дворянское, старое степное и западное. Автор использовал переедания самих однодворцев, исторические документы, данные топонимики, антропонимики, диалекты( так называемые " присловья") , ранние списки населенных пунктов. Выяснилось , что локальные группы носителей мягкого "к" различны по происхождению, однако переживали сходные судьбы и подвергались сходным воздействиям. Зеленин рассматривает особенности одежды однодворцев, их жилых и хозяйственных построек, духовную культуру и даже шире- психический тип( наследственная дворянская гордость и при этом большая склонность к переселениям). В то же время при всей общности быта и условий, отмечаются различия по губерниям. В Курской, Ярославской, Тульской, Тамбовской однодворцы выделялись среди крестьян особенностями одежды, а в Курской - и типом жилища. В Воронежской и Рязанской большинство однодворцев носили такие же костюмы, как и соседние крестьяне, что автор объясняет отсутствием аристократических корней, преобладание иной социальной среды и влиянием окружающих соседей- монастырских крестьян, цуканов.

---
Surovtsova
Surovtsova
Участник



Сообщений: 80
Регистрация: 2014
Рейтинг: 22 


Доня написал:
[q]
[/q]

Опубликована статья не была, но ее можно взять и прочесть в РГБ, также как и другую очень содержательную работу Зеленина, где однодворцам посвящаемся целая глава:" Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации" это исследование стало его магистерской диссертацией в Петербурге в 1913г. Поскольку в университетах факультетов этнографии не было, все самые потрясающие работы, на которые в наше время ссылаются наши ученые , были созданы вопреки обстоятельствам в ссылках(, как например работы Д. А. Каменна, П. С. Ефименко, В. Г. Богораза, А. А. Макаренко и издавались на деньги Московского этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии проф. В. Ф. Миллера. Еще раз прошу прощения за убийственную корректуру. IPada. В предыдущих постах.

---
Surovtsova
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 24331
Регистрация: 2006
Рейтинг: 11566 



Зеленин Д.К. - Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913 гг.
М.: Индрик, 1994

Формат: DJVU. Размер: 7.50 МБ

Предлагаемый читателю первый том избранных трудов крупнейшего русского этнографа и филолога XX в. Дмитрия Константиновича Зеленина (1878—1954) объединяет наиболее известные его статьи дореволюционного периода.

Содержание:

От издательства
Н. И. Толстой. Труды Д. К. Зеленина по духовной культуре
1. Новые веяния в народной поэзии
2. Великорусские народные присловья как материал для этнографа
3. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии (Этнографический и историко-литературный очерк)
4. Троецыплятница (Этнографическое исследование)
5. К вопросу о ходе древнейшей русской колонизации в Вятский край
6. Народный обычай «греть покойников
7. Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских
8. «Обыденные» полотенца и обыденные храмы (Русские народные обычаи)
9. Русские народные обряды со старою обувью
10. К вопросу о русалках (Культ покойников, умерших неестественною смертью, у русских и у финнов)
11. Приложения
Комментарии.
Указатель литературы. Составила Т. А. Агапкина
Предметно-тематический указатель.
Составила Т. А. Агапкина
Указатель слов и выражений. Составила Т. А. Агапкина
Указатель присловий-прозвищ к статьям Д. К. Зеленина «Великорусские народные присловья как материал для этнографии» и «Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии». Составила Т. А. Агапкина
Список сокращений
СКАЧАТЬ

---
С просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 24331
Регистрация: 2006
Рейтинг: 11566 



Зеленин Д.К. - Восточнославянская этнография
М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 511 е.: ил. (Этнографическая библиотека)

Формат: DJVU. Размер: 18.3 МБ

Работа крупнейшего советского этнографа Д. К. Зеленина (1878 — 1954), члена-корреспондента АН СССР с 1925 г. Монография была впервые опубликована в 1927 году в Германии, на немецком языке в Германии. Это первое обобщающее изложение этнографии русских, украинцев и белорусов. Послесловие характеризует историю книги и ее значение для современной этнографии. В книге много иллюстраций.

Длн этнографов, а также читателей, интересующихся историей этнографической науки. Специалистам по религиоведению рекомендуем обратить внимание на главы XI (389 стр.) и XII (410 стр.)

Содержание:

От редколлегии
От редакции
Предисловие
История восточнославянской этнографии
§ I. Общие сведения по истории восточнославянской этнографии 10 § II. Сбор этнографических материалов о восточных славянах в целом
§ III. Работы мифологической школы
§ IV. Последующие труды, посвященные духовной культуре восточных славян
§ V. Исследовании в области материальной культуры восточных славнн
§ VI. Украинская этнография
§ VII. Белорусская этнография
§ VIII. Современная русская этнография
§ IX. К истории русской этнографии
§ X. Литература
Введение. Четыре восточнославянских народности
§ 1. Неточность обычного деления восточных славян на три группы
§ 2. Две русских народности: южнорусские (акающий говор)и северно¬русские (окающий говор
§ 3. Условия объединения двух русских народностей
§ 4. Возникновение четырех восточнославянских народностей
§ 5. Русские и финны
§ 6. Литература
I. Земледелие
§ 7. Системы земледелиия
§ 8. Рало
§ 9. Плуг
§ 10. Соха с перекладной полицей
§ 11. Соха с неподвижной полицей
§ 12. История сохи
§ 13. Косуля
§ 14. Борона
§ 15. Полевые работы и связанные с ними обряды
§ 16. Зажинки. Косьба и жатва
§ 17. Укладка и сушка снопов
§ 18. Дожинки
§ 19. Заломы
§ 20. Овины
§ 21. Молотьба
§ 22. Литература
II. Скотоводство, рыболовство и пчеловодство
§ 23. Положение пастуха (взгляды на пастухов)
§ 24. Первый выгон скота на пастбище весной
§ 25. Пастух и его снаряжение (труба и рожок)
§ 26. Обрядовое очищение коров после отела. Ритуальные праздники, посвященные домашнему скоту и его покровителим
§ 27. Куриный бог
§ 28. Обряды при покупке и продаже скота
§ 29. Защита скота от эпизоотий: опахивание
§ 30. Захоронение живого скота; земляные рвы; обыденное полотенце
§ 31. Рыболовство. Ловля рыбы руками; черпающие, бьющие и колю¬щие орудия рыбной ловли; крючок
§ 32. Ловушки для рыбы. Заколы. Сети и плетение сетей
§ 33. Обряды рыбаков
§ 34. Пчеловодство
§ 35. Литература
III. Приготовление пищи
§ 36. Ступа
§ 37. Ручная мельница
§ 38. Водяные и ветряные мельницы
§ 39. Маслобойка
§ 40. Добывание огня: огниво
§ 41. Добывание огня трением
§ 42. Сохранение огня. Особые способы пользования огнем
§ 43. Пережитки древнего культа огня
§ 44. Изготовление посуды: гончарный круг
§ 45. Другие орудия и гончарные работы
§ 46. Виды посуды: глиняная, деревянная, металлическая
§ 47. Печение хлеба
§ 48. Способы приготовления пищи и хранение продуктов питания
§ 49. Приправы. Запретная еда
§ 50. Национальные блюда. Дикие растения, которые едят сырыми
§ 51. Прием нищи
§ 52. Напитки: квас из березового сока и зерна; солод; брага и пиво
§ 53. Напитки из меда и ягод, чай, водка
§ 54. Масло
§ 55. Литература
IV. Рабочий скот, сбруя, транспортные средства
§ 56. Рабочий скот; упряжка и конская сбруя
§ 57. Ярмо
§ 58. Волокуши, сани, лыжи
§ 59. Колесные повозки, чумачество
§ 60. Смазка телег
§ 61. Водный транспорт
§ 62. Бурлаки
§ 63. Переноска грузов
§ 64. Литература
V. Изготовление одежды и обуви
§ 65. Конопля
§ 66. Лен
§ 67. Прядение: самопрялка и прялка
§ 68. Веретено. Прядение
§ 69. Мотовило. Единицы измерения при счете нитей
§ 70. Подготовка основы и утка
§ 71. Упрощенные ткацкие станки
§ 72. Виды обычных ткацких станков
§ 73. Терминология ручного ткачества
§ 74. Беление холста
§ 75. Битье шерсти
§ 76. Валяние шерсти и изготовление сукна
§ 77. Ковры и их орнаменты
§ 78. Плетение обуви из древесной коры
§ 79. Плетение шляп из соломы
§ 80. Вязание из пряденной шерсти и из другого материала
§ 81. Вышивка
§ 82. Крашение ткани и ниток
§ 83. Набивка тканей
§ 84. Обработка кожи: сыромять
§ 85. Обработка шкур квашением
§ 86. Дубление. Терминология кожевенного дела
§ 87. Литература
VI. Одежда и обувь
§ 88. Мужская рубаха
§ 89. Женская рубаха. Старинный «летник»
§ 90. Штаны
§ 91. Понева, запаска и плахта
§ 92. Юбка и сарафан
§ 93. верхняя одежда ралличиого покроя: плащ, свита, кафтан, тулуп и т. д
§ 94. Пояс
§ 95. Головные уборы мужчин
§ 96—97. Головные уборы женщин
§ 98-99. Обувь
§ 100. Литература
VII. Личная гигиена
§ 101. Мужские прически
§ 102. Девичьи прически
§ 103. Прически замужних женщин
§ 104. Гребни и уховертки
§ 105. Женская косметика
§ 106. Представление о чистоте
§ 107. Мытье. Колодец
§ 108. Баня
§ 109. Народная медицина
§ 110. Литература
VIII. Жилище
§ 111. Плотницкий инструмент. Общие особенности восточнославянской деревянной архитектуры
§ 112. Типы восточнославянского жилища
§ 113. Крыша
§ 114. Печь
§ 115. Общий план жилища. Украшения на домах и на мебели
§ 116. Освещение
§ 117. Развитие восточнославянского жилища
§ 118. Обычаи и суеверия, связанные с жилищем
§ 119. Литература
IX. Семейная жизнь
§ 120. Роды
§ 121. Крещение
§ 122. Обряд очищения роженицы и повивальной бабки
§ 123. Колыбель
§ 124. Воспитание ребенка
§ 125. Подстригание волос
§ 126. Свадебный обряд: наслоения, относящиеся к разным эпохам, и их бытование у отдельных народностей
§ 127. Украинская свадьба
§ 128. Ритуальный свадебвый каравай и украшенное деревце
§ 129. Ритуальное мытье новобрачных
§ 130. Русская свадьба
§ 131. Тайные браки
§ 132-133. Похороны
§ 134. Захоронение без гроба (выбрасывание трупа)
§ 135. Траур и оплакивание
§ 136. Поминки
§ 137. Литература
X. Общественная жизнь
§ 138. Коллективные работы (толока)
§ 139. Собрания молодежи для совместной работы и увеселений (поси¬делки, доевггки); взаимоотношения полов
§ 140. Хороводы, танцы
§ 141. Музыкальные инструменты
§142. Кулачные бои, качели, катанье на санях, игры с яйцами, ряженые (маскарады), игры мужчин
§ 143. Общественные угощения
§ 144. Братские свечи
§ 145. Литература
XI. Календарная обрядность
Введение
§ 146. Заклинание весны в марте
§ 147. Чистый четверг
§ 148. Пасха; волочебники, вьюнишннк
§ 149. Семик и Троица
§ 150. Обряды в ночь на Ивана Купала
§ 151. Осенние обряды
§ 152. Рождество
§ 153. Гадания
§ 154. Масленица
§ 155. Литература
XII. Народные верования
§ 156. Общая характеристика
§ 157. Домовой
§ 138. Леший
§ 159. Водяной
§ 160. Вихрь
§ 161. Метеор огненный змей
§ 162. Полуденник
§ 163. Русалки
§ 164. Вампиры
§ 165. Ведьмы
§ 166. Колдуны
§ 167. Оборотни
§ 168. Черт
§ 109. Народная космогонии
§ 170. Литература
Приложение.
К В. Чистов. «Восточнославянская этнография» Д. К. Зеленина
Примечания
Терминологический указатель
Список сокращении
Список иллюстрации
СКАЧАТЬ

---
С просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 24331
Регистрация: 2006
Рейтинг: 11566 

О Д. Зеленине




---
С просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... 39 40 41 42 43 * 44 45 46 47 ... 153 154 155 156 157 158 [ >>>>>> ]
Модератор: Konstantin Ivanov
Генеалогический форум ВГД »   Сословия, вероисповедания, этносы »   Сословия разные »   Однодворцы
RSS

Реклама от YouDo