Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры

Переводы магометанских метрических книг ОМДС, генеалогия, краеведение, история Мещеры

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 15 16 17 18 19 20 Вперед →
Модераторы: Lara, elena_krd
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 567
Метрические книги Внутренней Киргизской (Букеевской) Орды (ВКО) в архивах Оренбургского Магометанского Духовного Собрания
Туремуратов И.А.

Метрические книги ВКО делятся территориально по 7 округам, велись по родам, старшинствам, мечетям или отдельно по имамам. На сегодня известно, что по ВКО имеются метрические книги за 1866, 1867, 1871 и 1875 года. Вероятно, что метрические книги по ВКО за другие года находятся в составе дел ОМДС по другим губерниям.

Для работы с метрическими книгами по ВКО нужно знать, что Букеевская орда состояла из примерно 20 родовых групп. Официальный учет населения, его обложение и управление велось по родам. Каждый род имел свой боевой клич (уран), свое знамя, под которым при необходимости собирались сородичи. Хоть все эти атрибуты и переходили постепенно в область традиции, но родовые представления были наиболее консервативны. Кырме еще не селились с родами, среди которых они находились и от которых зависели. Они сохраняли за собой право называться именем своего рода и в определенных случаях искали защиту и помощь у своих родовых групп, где бы они ни кочевали и как бы далеко они от них не находились.

Каждый род имел отделения (тайфы, аймак – около 140), а отделения, в свою очередь на подотделения (тобе, атабаласы – около 400). Низовым объединением населения был аул, включающий от 2-3 до 15-20 семей каждый.

Отделения родов кочевали в границах своих округов и были объединены в старшинства. Старшинства состояли из одного рода или чаще нескольких. При поиске конкретных данных в метрических книгах по ВКО можно использовать следующую таблицу расселения родов по округам и старшинствам.

http://www.bastanovo.ru/wp-con...по-ВКО.jpg

Примечание: »х» около номера старшинства означает, что род преобладал в этом старшинстве; жирный шрифт означает, что старшинство состояло исключительно из этого рода.

В метрических книгах по ВКО велась регистрация рождений, браков и смертей.

В разделе рождения указывалась информация относительно родителей ребенка их имена и родовая принадлежность, указывались дата, место рождения, имя и пол ребенка.

В разделе браков указывались имена молодоженов и их родовая принадлежность, имена представителей молодоженов, их родовая принадлежность и тамга, а также условия бракосочетания (размер калыма).

В разделе об умерших указывались имя и пол покойного, причина и дата смерти, место погребения.

Углубленное изучение метрических книг ВКО позволит существенно восполнить прорехи и дополнить шежере большинства родов младшего жуза. К примеру, метрическая книга за 1875 год по одному старшинству содержит более 100 имен представителей одного тайфу (отделения рода), охват примерно 3 – 4 поколения (колена).

Алматы, июнь, 2012

ссылка на источник:
http://www.bastanovo.ru/2012/06/mk_vko/
---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 567
Ногай-мазар
Атнагулов Р.М.

На сегодняшний день, никто не может ответить однозначно, сколько лет кладбищу Минор в центре Ташкента (Узбекистан). Известно лишь, что существует оно, приблизительно с 1870-х годов, и его территория, когда-то намного выходила за пределы нынешних границ. На кладбище, практически невозможно найти захоронения, даже 1930-1940-х годов, скорее всего, они были со временем поглощены последующими захоронениями.

В административном корпусе Минора, хранятся метрические книги о захоронениях, лишь с 1970-го года. Более ранних метрических книг, по каким-то неопределенным причинам не имеется. Записи в них ведутся на кириллице.

Почти за полтора века, вокруг кладбища были проложены одни из центральных проспектов нынешнего мегаполиса, были возведены махалли и элитные новостройки. Но это не помешало образованию и сохранению на его нынешней территории особого микроклимата и присутствию некоего таинства времени. По одной из версий, за 150 лет своей истории, территория кладбища неоднократно смещалась, уменьшаясь до нынешних своих границ. Одна из сторон Минора омывается каналом Анхор.

Можно, конечно же, обратиться к документальным источникам, для более точного определения даты основания кладбища, его площади и территории, но в этой статье/фото-репортаже, речь пойдет не об истории одного из самых крупных мусульманских кладбищ Ташкента, а о захоронениях на нем некогда жителей села Бастаново и их потомков.

Наибольшее скопление захоронений наших земляков, находится на карте кладбища, называемой «Ногай-мазар».

Ногай-мазар представляет собой скопление татарских захоронений, среди которых имеются захоронения и наших земляков. Это одна из самых озелененных карт кладбища, где произрастают дубы, чинары и карагачи.

Захоронения наших земляков, разрозненно встречаются и на других картах Минора. На могильных памятниках, сегодня можно увидеть фамилии родов: Девликамовых, Клеблеевых/Клевлеевых, Симашевых, Тахтагановых, Енилеевых, Канеевых/Конеевых, Маматказиных, Тынчеровых, Енгалычевых.

Так же, встречаются памятники, некогда жителей близлежащих к Бастанову деревень, с фамилиями родов: Сакаевых, Кудяковых, Бегишевых, Янгалычевых, Бурнашевых, которые, по всей видимости, когда-то эмигрировали в Узбекистан.

Тут, мы представили фото некоторых могильных плит с Ногай-мазара:

http://www.bastanovo.ru/2013/01/nogai-mazar/
---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 567
О переселении жителей села Бастаново в аул Куликовы Копани, Туркменского района, Ставропольского края.

Оригинал письма, все заинтересованные пользователи, смогут прочитать тут:

http://www.bastanovo.ru/2013/02/letter/
---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 567
Фамилия – это наследственное родовое имя,

указывающее на принадлежность человека к одному роду,

ведущему начало от общего предка.

А Т Н А Г У Л О В


Ономастическое исследование фамилии


Атнагуловым досталась в наследство от предков простая, красивая фамилия. Её значение прозрачно: в роду Атнагуловых был Атнагул. Родоначальник носил благозвучное, позитивное по смыслу имя.

Фамилия Атнагулов образована от мужского тюркского имени Атнагул, которое в переводе на русский язык означает «рождённый в пятницу».

Как известно, пятница — праздник для мусульманина. Пятница — лучший, священный день недели. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага и всё доброе. Вероятно, родители, нарекая ребёнка таким именем, желали своему сыну стать достойным мусульманином, и это неудивительно для общества, в котором огромное значение придаётся религии. Если ребёнок родился в пятницу – это добрый знак.

Имя Атнагул знакомо многим мусульманским народам России. И всё же, считается редким, ведь далеко не каждому выпадает в жизни такая удача – родиться в священный день. Неудивительно, что и фамилия Атнагуловых стала редкой.

Все ли обладатели этой фамилии принадлежат к одному родословному древу? Учёные, изучающие происхождение тюркских фамилий, отвечают на этот вопрос отрицательно: нет, фамилия не является доказательством родства. Есть разные династии Атнагуловых. Они не связаны между собой родством. У каждой династии своё родовое гнездо, свой родоначальник, своя история.

Усилиями потомков восстановлена история фамилии Атнагуловых из деревни Саиновка (согласно Метрическим Книгам мечети деревни — Хусаинова или Хусеинова) Тоцкого района Оренбургской области Российской Федерации, в прошлом – Логачевского сельского общества Бузулукского округа Оренбургской губернии Российской Империи.

В деревне Саиновке, Атнагуловы проживали с момента ее основания. Из истории заселения Оренбургского края, нам известно, что в 1788 году выходцы из деревни Чечекле Спасской округи Казанского наместничества во главе с ясачным татарином Саином Ишметевым (1732г. — после 1795г.), обосновались в вершинах реки Бузулук, там, где в настоящее время расположено село Саиновка Тоцкого района Оренбургской области. В 1795 году к ним подселились 11 ясачных татар из нынешнего села Тимяшево Лениногорского района Республики Татарстан и трое тептярей из современного села Суерметово Ермекеевского района Республики Башкортостан, вместе с которыми общее население деревни составило 50 человек. На основании Указа Оренбургской казенной палаты от 27 августа 1807 года в Саиновку перешли 30 ясачных татар мужского пола со своими семьями из деревни Шибаш Алькеевской волости Спасского уезда Казанской губернии (ныне Татарские Шибаши Алькеевского района Республики Татарстан). Вследствие этого ее население значительно возросло и составило в 1816 году 193 человека обоего пола.

Здесь, следует отметить, что родовым гнездом рода саиновских Атнагуловых, до 1807 года, являлась деревня Шибаш Казанской губернии.

«Чибаш (иначе Шибаши или Шибащи или Рысова Поляна) — деревня Ногайской дороги Казанской губернии Спасского уезда, в 62 верстах от уездного города, при речке Большой Шие. Население татарское (ясачные татары), жителей до 2500; мечеть, красильни. В 3 верстах от деревни — следы старинного городища». По словам исследователя Казанского края Рычкова, еще в 1769 г. здесь видны были три ряда валов с глубокими между ними рвами, окружавшие площадь с трех сторон, а четвертая прилегала к болотистой речке Чибаш. В окружности городище имело 354 сажени. В 1883 году деревня Рысовая Поляна (Шибаши) Успенско-Юхмачинской волости Спасского уезда Казанской губернии Российской Империи.

Согласно «Ревизской Сказке 1816 года марта 7 дня Оренбургской губернии Бузулукского уезда деревни Саиновой», среди её жителей, главой семьи под номером 19, значится 30-летний ясачный татарин Аднагул Денеев — отец четверых сыновей и двух дочерей, в дальнейшем, причисленный к сословию государственных крестьян. Вероятнее всего, он и стал, со временем, главой большого семейства, а его имя было заложено в основу фамилии всех последующих поколений саиновских Атнагуловых.

В ХХ веке карта страны многократно перекраивалась. Менялись границы и географические названия, но по-прежнему Атнагуловы (не все, но многие обладатели этой фамилии), живут на земле своих предков. Известна ещё одна династия с фамилией Атнагуловы из деревни Суккулово Белебеевского уезда Уфимской губернии; в Ермекеевском районе Башкортостана фамилия Атнагуловых считается своей, местной; из Метрических Книг 1913-1915 годов, к первой мечети деревни Большие Варзи Вятской губернии, стало известно, что в данной мечети служил хатыбом Абдукарим Ахмадсафа улы Атнагулов.

Вероятно, есть и другие родовые гнёзда Атнагуловых, но они пока не установлены: ведь не все источники исследованы, не все архивные документы введены в научный оборот.

Процесс формирования некоторых татарских фамилий был достаточно длительным и сложным, поэтому окончательно говорить о точном месте и времени возникновения любой фамилии, можно лишь на основании генеалогических исследований. Тем не менее, фамилия Атнагулов представляет собой замечательный памятник историко-культурного наследия татарского народа, передавая из поколения в поколение, как семейную реликвию, свою простоту и красоту, унаследованную от славных предков.

Фоносемантический анализ фамилии выявил, что фамилия Атнагулов имеет восемь ярко выраженных фоносемантических признаков, а именно: мужественное, храброе, большое, величественное, хорошее, простое, громкое, могучее.

Исследование проведено при поддержке Программы «Российские Династии» ©

Международный институт генеалогических исследований, г. Москва, 2013 год

Сайт: www.geno.ru

Источник:
http://www.bastanovo.ru/2013/06/rozhdennyiy-v-pyatnitsu/

---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 567
Бабасының каберен белмәгән,
тормышның кадерен белмәс.

К Л Е Б Л Е Е В


Ономастическое исследование фамилии


Среди наиболее распространённых фамилий села Бастаново Сасовского района Рязанской области Российской Федерации, встречаются два варианта одной интересной фамилии — Клеблеев и Клевлеев. Эта фамилия является уникальной в своём роде, и на сегодняшний день, не встречается в каких-либо исторических источниках, кроме документов, касающихся вышеупомянутого села; наряду с другими фамилиями основных татарских родов Бастаново.

Согласно древнему обычаю тюркских народов, если в семье или в роду долгое время не было ребёнка, или же рождавшиеся дети умирали, совершался обряд прошения у всевышнего ребёнка, желания, мольбы ему жизни. Этот ритуал назывался «Бала келәве». «Бала келәве» представлял один из видов обряда Келәү. Поклоняясь божественной силе — всевышнему или тотему, прося у него выполнения разнообразных пожеланий, обряд Келәү, проводили в определённом месте, преимущественно возле воды, реки, родника.

В татарском антропонимиконе, имена, дававшиеся с желанием иметь ребёнка, главным образом формировались с помощью повелительных глаголов или глаголов желания, означавших в прямом или переносном смысле «желание, мольбу о ребёнке».

Таким образом, количество имён, образованных и имеющих отношение к «Бала келәве», превышает два десятка. Среди них: Келяш, Келяуле, Келянче, Келяуша, Келяуш.

Достойно внимания еще то, что согласно старинному солнечно-лунному календарю булгаро-татар, одиннадцатый месяц назывался «келәү ае». Наши языческие предки называли мальчиков, родившихся в этом месяце, именем Келәш (Кляш).

Возвращаясь к Клеблеевым, можно с большей долей вероятности утверждать, что эта фамилия образована от имени Келяуле и является более поздним написанием фамилии Клевлеев.

В Ревизских Сказках села Бастаново Поляковско-Майданской волости Елатомского уезда Тамбовской губернии Российской Империи о служилых татарах за 1722, 1745, 1763 и 1834 годы, фамилия Клеблеев не встречается. В них мы находим лишь дальних предков этой фамилии, записанных Клевлеевыми. Но, уже в более поздних Метрических Книгах к первой и второй мечетям села Бастаново – практически все потомки Клевлеевых значатся Клеблеевыми.

Почему же произошла замена « -вл- » на « -бл- »? Возможно, это связано с явлениями, характерными для разговорного языка и диалекта татар-мишарей, а так же, с необходимостью писать фамилию на русском языке.

Сегодня, нам известны два самых ранних представителя фамилии бастановских Клеблеевых. Ими являются Акмамет и Килмамет Клевлеевы, по всей видимости, являвшиеся родными братьями, их рождения, можно датировать началом XVII века.

В списках книги Чарыкова Н.В. «Посольство в Рим и служба в Москве Павла Менезия» (1634г. – 1694г.), о служилых татарах, несших службу по городу Шацку, значатся: Чепкунька Килмаметев сын Клевлеев; Бекбулатка Килмаметев сын Клевлеев; и в этих же списках, датированных 1677 годом, возникает еще один ранний представитель рода – Малашка (Малах) Охмаметев (Акмаметев) сын Клевлеев, сведения о котором были так же обнаружены как в Отказной Грамоте, датированной 1703 годом, так и в Ревизской Сказке 1722 года. Именно ветвь служилого татарина Малаха Акмаметева сына Клевлеева, умершего в 1702 году, является сегодня основной ветвью потомков рода Клеблеевых.

Династии уникальной фамилии Клеблеевых, на сегодняшний день расселились по всему миру: от самого села Бастаново и райцентра – города Сасово, до Казани, Ташкента, Кёльна, Санкт-Петербурга, Антверпена, Риги, Москвы и многих других городов и мегаполисов мира, передавая, как семейную реликвию, эту красивую и звучную фамилию своим потомкам.

Фоносемантический анализ фамилии выявил, что фамилия Клеблеев имеет два ярко выраженных фоносемантических признака: хорошее, короткое.

Исследование проведено при поддержке Нургаяза Гарипова и Александра Абдиева

г.Москва – г.Сасово – с.Бастаново, 2013 год

Источник:
http://www.bastanovo.ru/2013/06/bala-kel-ve/

---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 567
Метрические книги были введены для мусульман «внутренней» России в 1828 г. На протяжении 90 лет метрические книги велись махаллинскими (приходскими) имамами на татарском языке арабским письмом. Благодаря стараниям казыя, а впоследствии муфтия Ризаэддина Фахреддина значительная часть метрических книг сохранилась и в настоящее время хранится в фонде Оренбургского магометанского духовного собрания (И-295) в Центральном госархиве Башкортостана (ЦГИА РБ, г. Уфа). Это в равной мере относится и к метрикам мусульман Тамбовской губернии. В преддверии публикации метрических книг мусульман Шацкого уезда Тамбовской губернии на современной кириллической графике татарского языка, а также аналитических статей на их основе, автор данной статьи ниже публикует метрическую книгу мечети деревни Молочной Горы Темниковского уезда Тамбовской губернии 1902 года. Данного населенного пункта уже нет на карте, а 100-летний срок прошел 10 лет назад.

Полный текст статьи читайте тут:

http://www.bastanovo.ru/2013/0...y-imperii/
---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 567
Мидхат Джумагул

Поиск по дворянству и разночинцам.

Как известно дворяне, не являясь податным сословием, не записаны в ревизских сказках, а по причине проживания, в основном, в городах, их не просто найти в метриках т.к. практически в любом городе имелось более одной церкви и метрические книги этих церквей имеют не малый объем. Все эти факторы серьезно осложняют генеалогический поиск.
В этих условиях серьезным инструментом поиска являются формулярные списки (далее ФС) чиновников. Дворянин был обязан служить — на то он и дворянин. И служить он мог либо в армии, либо на гражданской службе. В Российской Империи на каждого служащего государству чиновника ежегодно составлялся формулярный (послужной) список в котором отражалась следующая информация:
- чин, ФИО, должность, награды;
- сословие;
- владения (недвижимое имущество);
- этапы службы (т.е. где, когда и какие занимал должности);
- участие в походах против неприятеля;
- наличие судимостей, взысканий;
- семейное положение (с указанием имен жены и детей и их дат рождений).

далее тут:
http://www.bastanovo.ru/2013/0...inovnikov/

---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 567
Публикации о:

Об архивном фонде ОМДС. Часть 1

Об архивном фонде ОМДС. Часть 2 – Ведомости приходов и духовных лиц

О Фондах ЦГИА РБ (Уфа). Часть 1

О Фондах ЦГИА РБ (Уфа). Часть 2 – Формулярные списки

Формулярные списки чиновников

Анонсы статей и сами статьи тут:

http://www.bastanovo.ru/category/cgia/
---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 567

Атнагулов Р.М.

(Автор статьи выражает благодарность Сибаеву Музафару за помощь в переводе терминов)

Изучая метрические книги мечетей татарских и башкирских деревень, а так же метрические книги Внутренней Киргизской Орды, в главе четвертой – «об умерших», каждой метрической книги, мы находим причины болезней, от которых умирали наши предки.

далее по ссылке:
http://www.bastanovo.ru/2013/1...hi-predki/
---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 567
АРХИВ РУБРИКИ: ГОРОД ТРОИЦК В ПРОЕКТЕ WWW.BASTANOVO.RU

Долгая дорога к Храму
(из истории поисков первой троицкой мечети)


Гизатуллин Рауф Назипович

Перед 1917 г. в Троицке имелось семь мечетей, из них только две – Пятая соборная («Амурская» или «Расулевская») и Седьмая квартальная («Слободская» или «Янаульская»), расположенные в увельском заречье, были деревянными. Обе были снесены в советское время, как и Вторая соборная («Верхняя», «Яушевская»), располагавшаяся в историческом центре города. Первая («Главная» или «Мечеть ахун-хазрата») и Четвёртая («Базарная», «Валеевская»), обезглавленные и лишённые минаретов, были отданы под хозяйственные нужды различных...


Яушевы


Денисов Д.
Старостин А.
Гизатуллин Р.

Яушевы – династия троицких предпринимателей и общественных деятелей. Из служилых мурз, восходящих к роду арских князей Яушевых. Князь Яуш (Явуш, Явыш) в 1552 участвовал в обороне Казани от войск Ивана IV Грозного. Его сын, князь Багиш, имел обширные земельные владения по Алатской и Ногайской дорогам Казанского уезда в д. Кушер, Ст. Менгер, Тамгачи, Шигач. Потомок князя Яуша в 8-м поколении Я. Гайса Мухаммат- Юсупович (Гайса б. Юсуф б. Бикбау б. Мустафа б. Мурадым б. Абдулла б. Дусмухаммед б. Багиш б. Явыш, ?–1870?) приехал в г. Троицк из д. Ст. Менгер Казанского уезда и губ. Ходил с чужими караванами...

Читайте тут:
http://www.bastanovo.ru/category/troi/
---
http://www.bastanovo.ru
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 15 16 17 18 19 20 Вперед →
Модераторы: Lara, elena_krd
Генеалогический форум » Библиотека » Каталог ссылок, полезных генеалогу » Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры [тема №45890]
Вверх ⇈