ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Москва, которую мы потеряли. Арбат.

Арбат, Собачья площадка, Арбатская площадь, фонтан на Арбатской площади. Фотографии, сведения, старые карты Москвы....

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 26 27 28 29 30 * 31 Вперед →
Модератор: MarinaM
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5653
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 989
Храм Симеона Столпника
1963-1965гг
направление сюемки - Северо-Восток

Прикрепленный файл: 1963-1965 у.Сим.Ст..webp
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
Лайк (2)
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5653
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 989
Из сообщений чуть выше:
Всероссийское общество охраны природы (ВООП) попросило передать ему здание церкви под выставочный зал. Общество охраны природы даже расписало аргументы в пользу размещения в здании церкви именно выставочного зала, а также брало на себя все расходы, связанные с реставрацией архитектурного памятника.
16 сентября 1966 года было принято решение в пользу Всероссийского общества охраны природы. Теперь в здании церкви Симеона Столпника располагался выставочный зал мелких животных и птиц: морских свинок, белых крыс, попугайчиков, канареек и другой живности. В тот же год завершилась и реставрация церкви, и к ней вернулся её исторический облик.
Как церковь этот уникальный памятник зодчества заработал лишь в 1992 году.

https://pastvu.com/p/96929
Проспект Калинина,
ц. Симеона Столпника, очередь на выставку
Начало 1970-х гг
Съемка: на Юго-Запад

Прикрепленный файл: ц. Сим. Ст. очередь, 1970-е.webp
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
Лайк (2)
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5653
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 989
*В справочнике "Вся Москва, 1917г" есть сведения:
Арбат д 46, Обувь, Михаил Ремизов
(см фото ниже, маленький домик слева на фото - Арбат, д. 46)

*На старой фотографии Арбата начала 20-го века (1909-1917гг)
https://pastvu.com/p/1020140
на сайте паствю увидела фото с домом 46 на Арбате, с надписью "Обувь", Михаил Ремизов
(в настоящее время этого домика уже не существует)
*в книге
Агнессы Петерсон «ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ. Театральные мемуары". Москва 2016. изд. театралис (стр. 50)
https://krispen.ru/knigi/peterson_a_01.pdf
есть такая история о режиссере театра Вахтангова А.И. Ремизовой (1903гр):
"Однажды Вахтангов говорит: «Ваша фамилия .... мне не нравится». И вот, проходя по Арбату, я увидела вывеску —
«Сапожник Ремизов». Я сказала Евгению Богратионовичу, что решила взять фамилию Ремизова. «О, очень вам подходит!» —одобрил Вахтангов. Так я стала Ремизовой
(справочник «Вся Москва 1917г», Арбат 46 Мих. Мих. Ремизов, обувь
(актриса театра А.И. Ремизова уже есть в справочнике «Вся Москва, 1925г")


Прикрепленный файл: Ремизов, обувь.webp
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
Лайк (3)
valcha
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 23372
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 18819

MarinaM написал:
[q]
Москва, которую мы потеряли...
Арбат: Собачья площадка, Арбатская площадь, улица Арбат, Арбатские переулки, Арбатские дворики...
[/q]


Арбатские переулки: Ржевский, Большая и Малая Молчановка, Борисоглебский.
Москва, школа № 93, Краснопресненский р-н
93-я до 1954 г. - женская школа.


http://ivannik.ru/maps/xram-ni...zhkax.html
Там, где теперь школа № 93, стояла церковь.

Возможно, не все знают, что еще в начале 20 века на Большой Молчановке в Москве стояла церковь, которая называлась «Николай Чудотворец, что на курьих ножках». Причем, название это совершенно официальное. В книге архимандрита Иосифа «Путеводитель к святыне и священным достопамятностям Москвы» (1882 г.) написано: «Николая Чудотворца, на Курьих ножках, на Молчановке, когда построена неизвестно».

Происхождение этого названия до конца не выяснено. М.б. в этих местах, у Поварской слободы, находились когда-то государевы птичьи дворы (впрочем, существуют и другие версии происхождения этого названия). Говорят, что церковь стояла на высоких пнях, «курьих ножках». Есть версия, что места для церкви было так мало, что только куриная ножка умещалась («курья» означало небольшой ручей, а «ношка» — меру земли). Была даже легенда, что жившие здесь люди были так бедны, что били челом перед царем, чтобы им дали хотя бы куриных ножек.

Деревянная церковь Николая Чудотворца, что на Куриных ножках, известна с 1639 г., стояла на улице Большая Молчановка, между Борисоглебским и Большим Ржевским переулками. В 1681 г. была перестроена в камне.
Трапезная с приделом Екатерины Мученицы и трехъярусная колокольня построены в начале XIX в. Церковь была снесена в 1934 г.
В этой церкви в 1810 г. исповедовались Сергей Львович и Надежда Осиповна Пушкины и их дети — Ольга, Александр и Николай.
В конце 1809 г. - по июль 1810 г. Пушкины жили в доме купца Н.М. Птицына на Мясницкой улице.
Церковь посвящена Благовещению пречистой Богородицы. Здесь были прихожанами А.С. Пушкин с семьей.
http://eho-2013.livejournal.com/86657.html
В храме крестили сына Анастасии Цветаевой. Здесь прощался с Россией Иван Бунин.

Церковь Николы, что на Курьих ножках, знаменита тем, что была самой маленькой приходской церковью в Москве.
Её прихожанами были жители Ржевских переулков, Молчановки, Собачьей площади — в основном интеллигенция. Церковь Николы знал и Лермонтов, который во время учебы в университете жил неподалёку, в доме № 8 на Молчановке. Теперь в нём Музей М.Ю.Лермонтова. В пятидесяти метрах от церкви, в старом Борисоглебском переулке, находился дом, из окон которого любовалась Николой Марина Цветаева.
Здесь крестила сына Андрея Анастасия Цветаева.
Из Дневника...."Крещение сына. Храм Николы на Курьих Ножках – на углу Б. Молчановки и Борисоглебского переулка. Крестный отец – И. В. Цветаев".

Деревянный двухэтажный дом в Большом Ржевском переулке в своё время стоял неподалёку от церкви Николы, что на Курьих ножках. Теперь уже нет ни церкви, ни дома. На месте церкви стоит красного кирпича школа, а там, где был дом, сейчас скверик.
Церковь Николы снесли в 30-х, а дом — в начале 70-х годов. Дом этот был непростой — мемориальный. В нем пел Ф.И. Шаляпин, играл А.Н. Скрябин и С.В. Рахманинов, бывали А.С. Голубкина, И.С. Остроухов, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Б.М. Кустодиев, И.Э. Грабарь, Л.О. и Б.Л. Пастернаки.

-----------------
https://pastvu.com/p/46387
Церковь Николая Чудотворца "на курьих ножках", на Большой Молчановке
1931
направление съемки: северо-запад (со стороны Б. Молчановки)

Прикрепленный файл: ц. на курьих ножках Б. Молчановка.webp
---
Прежде, чем писать мне в личные, прочитайте мою подпись.
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (2)
valcha
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 23372
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 18819
Курьи ножки

Тайны двух Молчановок. Историки пытаются раскрыть секреты московских улочек

КУРЬИ НОЖКИ

По одной из версий, на развилке Смоленской дороги в Средневековье стояла кузница. Эта развилка и похожа была на картах на куриную лапку, а кузнецы, укрощающие огонь, всегда и на Руси, и в Европе считались людьми, знающимися с нечистой силой. Такой вот парадокс: подкова, выкованная кузнецом, приносила удачу, а сам он вызывал опасение.

Правда, была в ходу и еще одна версия: домик тот стоял на деревянных чурбачках, напоминающих "ножки". В любом случае кузница, из трубы которой валил дым, пользовалась у москвичей дурной славой, и они предпочитали ее объезжать, лишь бы не отправляться мимо нее в дальнюю дорогу. По поводу "курьих ножек" на Большой Молчановке можно насчитать еще с десяток версий, каждая из которых столь же приблизительна, сколь и вполне возможна. Некоторые, например, считают, что здесь был царский двор, где готовили блюда к столу монарха, а куриные ноги, естественно, выбрасывали.
За деревянным особнячком, дожившим до наших дней, скрывается очаровательный зеленый дворик
Однако многие столичные любители старины, а также ученики школы № 1234 на Большой Молчановке вовсе не считают, что место это "попорчено" нечистой силой. Ведь с начала XVII века и до 1934 года здесь стояла знаменитая церковь Николы, что на Курьих ножках (церковь Николая Чудотворца, что на Курьих ножках).

Последовательный борец с нечистой силой патриарх Московский Иоаким в 1681 году распорядился поставить на этом месте церковь, посвященную главному "арбатскому" святому — Николаю Чудотворцу, которому здесь уже были посвящены два храма. За два с половиной века район, взятый когда-то Иваном Грозным в опричнину, превратился в интеллектуальный московский оазис, а в числе прихожан церкви Николы, что на Курьих ножках была, например, семья Пушкиных, жившая по соседству.

Колокольный звон церкви Николы, что на Курьих ножках слышал в свое время и юный Михаил Лермонтов, приходивший сюда с бабушкой из скромного по современным меркам деревянного особнячка на соседней улице: Малая Молчановка, дом 2. Здесь Михаил Юрьевич написал более ста стихов и пережил свою яркую первую влюбленность в соседку Вареньку Лопухину. В то время Михаил Лермонтов не мог знать, что его кумир, Александр Пушкин, в детстве жил совсем рядом: в домике священника церкви Николы, что на Курьих ножках на Большой Молчановке.

Когда уже совсем взрослым Александр Сергеевич писал свое "Лукоморье", наверное, он знал о многих мифах, связанных с местом, где прожил часть своего детства. Можно сказать, что "избушка на курьих ножках" в XV веке находилась почти около его московского дома на Большой Молчановке. "Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей". Правда, и окна, и двери в ней были, а вот Бабы-яги не наблюдалось. Но если даже во времена Пушкина многие исторические подробности были неизвестны, то уж точно само название церкви Николы, что на Курьих ножках не могло его оставить равнодушным.

Даже сегодня, несмотря на то, что Большая и Малая Молчановки полностью изменили свой облик, таинственных мест здесь хватает

Нынешняя школа № 1234 построена как раз на месте церкви Николы, что на Курьих ножках. Все ученики и выпускники двух школ, которые когда-то и объединили в одну под номером 1234, уверены, что их актовый зал находится как раз на месте домика священника церкви Николы, что на Курьих ножках, который и снимала семья Пушкиных. Потому традиционный школьный театральный фестиваль, если следовать этому почти подтвержденному факту, и проходит именно там, где жил Сашенька Пушкин.

Из двух объединенных школ на Большой Молчановке вышло немало театральных деятелей. Народную артистку СССР Людмилу Касаткину обожал весь Советский Союз. Павел Хомский, художественный руководитель Театра имени Моссовета, играл в школьных спектаклях с Аллой Парфаньяк, которая стала заслуженной артисткой РСФСР и женой Михаила Ульянова. Павел Хомский сидел за одной партой с будущим знаменитым политическим обозревателем Валентином Зориным. Театральный режиссер Петр Суворов и актриса Мария Миронова — тоже выпускники этой арбатской школы.

Есть здесь еще одна легенда, которая поддерживается и специалистами. Считается, что от той самой церкви Николы, что на Курьих ножках уцелела часть старой ограды. Поэтому неудивительно, что около школы можно встретить фрагмент совсем старого забора. Нынешние ученики обсуждают свои секреты там, где в течение нескольких лет каждый день проходил маленький Пушкин.

Именно с Большой Молчановки Александр Сергеевич Пушкин отправился на учебу в Царскосельский лицей

СКАЗКИ СТРЕЛЕЦКОЙ УЛИЦЫ

Жаль, но приходится признать, что историки не только "аннулировали" предполагаемое место рождения Пушкина на Большой Молчановке, но и нашли существенные неувязочки в арбатском мифе насчет Бабы-яги. Во всех сказках ее избушка стояла либо в лесу, либо на опушке, а тогдашний район Молчановки и прилегающих переулков назывался до XV века Вспольем, что означало пахотную землю, а вовсе не лес. Потом же и вовсе никакого леса быть не могло, ведь с начала XVI века здесь размещались стрелецкие слободы. Не случайно Большая Молчановка раньше была Стрелецкой улицей. Собственно говоря, и свое нынешнее название две Молчановки получили по имени стрелецкого головы Михаила Молчанова. Под его началом находилось 500 стрельцов, которых он повел в 1612 году к Арбатским воротам поддержать ополчение Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина в страшной битве против польских войск.

Стрельцы не раз попадали в произведения последующих жителей двух Молчановок. Остались наброски плана Пушкина "Повести о стрелецком сыне", а Алексей Толстой подробно описал стрелецкий бунт в "Петре Первом". По забавному стечению обстоятельств оба они, жившие в десяти минутах ходьбы друг от друга, только разделенные целым веком, написали и о стрельцах, и об избушке на курьих ножках. У Алексея Толстого она попала в пересказанную им русскую народную сказку "Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что". Именно эту сказку потом переложил в шутливой форме Леонид Филатов. Только у него она — "Про Федота стрельца, удалого молодца", а у Алексея Толстого — про Андрея-стрелка. "Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом", — приказывал Андрей-стрелок, отправленный незнамо куда.....

Алексей Толстой, живший в доме № 8 на Малой Молчановке с 1915 по 1918 год, тоже захаживал в церковь Николы, что на Курьих ножках, находившуюся от его дома буквально в пяти минутах. Наверное, и его не могло не заинтересовать такое необычное название. "Ничего роднее, милее Молчановки нет", — писал Алексей Толстой, поживший потом и в Париже, и в апартаментах, выделенных ему советской властью после возвращения. Молодость на Малой Молчановке осталась в его памяти как лучшее время жизни.
...........
"ПЬЕТУКОВИ НОГ"

Среди выпускников школы № 1234, той самой, что стоит на месте церкви Николы, что на Курьих ножках, тоже немало писателей. Окончил ее и Борис Заходер, который, как и другие обитатели Молчановок, любил писать сказки. И не только писать, но и переводить. Именно в его переводе все дети Советского Союза полюбили Винни-Пуха и узнали о приключениях Алисы в стране чудес. А раз сказки, то куда же без Бабы-яги?.

У крокодила есть друзья,
И есть подруги у ворон,
А у Яги одни враги,
Одни враги со всех сторон.

........еще один прихожанин церкви Николы, что на Курьих ножках — Иван Бунин. Он тоже жил неподалеку — на Поварской улице.

Пасхальную службу весны 1918-го он отстоял с гражданской женой Верой Муромцевой в этой церкви и сюда же пришел через несколько недель — проститься перед отъездом в Одессу, откуда позже переберется во Францию. Как оказалось, навсегда. В своем дневнике Бунин написал про свое последнее посещение церкви Николая Чудотворца: "Красота этого еще уцелевшего островка <...> всего того дивного, что все-таки создала человеческая душа и чем жива она <...> так поразила, что я плакал — ужасно, горько и сладко!"

Бунин уехал в 1918-м, тогда же эмигрировал из соседнего "дома со львами" Алексей Толстой, Марина Цветаева с Ариадной — в 1922-м. В записке о состоянии московских церквей, составленной в этом же году на имя архимандрита Крутицкого Никандра, насчет Николы, что на Курьих ножках говорится следующее: "Приход очень малочисленный — "барский". Прихожане разъехались или разорены. При церкви один священник. Диакон умер. Псаломщик ушел".

Фактически на этом и закончилась история Николая Чудотворца, что на Курьих ножках. И сегодня редкий москвич сможет вспомнить о том, что в конце XVIII века это место было увековечено в стихотворении анонимного автора, ставшем популярным среди столичных жителей. Оно было опубликовано в ежемесячном журнале "Вечерняя заря" в 1782 году. Называлось стихотворение "Французский променад". Его герой, обрусевший француз, приказал извозчику искать "пьетукови ног":

Извозчик по Москве
с французом всюду рыщет,
Ног петуховых ищет.

Только когда француз вспомнил, что на "пьетукови ног" есть церковь Николы, то тогда сразу и примчались на "курьи ножки"........
------------------
https://pastvu.com/p/2461
Церковь Николая Чудотворца на курьих ножках на Большой Молчановке
1881
направление съемки: юго-восток (со стороны Борисоглебского переулка)

Прикрепленный файл: ц. на курьих ножках, Б. Молч..webp
---
Прежде, чем писать мне в личные, прочитайте мою подпись.
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (2)
valcha
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 23372
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 18819
Ул. Малая Молчановка, д. 8. угол Б. Ржевского пер.

Дом со львами на Малой Молчановке, мимо которого я шла иногда в школу № 93 не по у. Воровского (у. Поварская, нынче) и далее налево по Борисоглебскму пер., а по Малой Молчановке,

Огромное представительное здание (7-8 этажей), с великолепным оформлением фасада (декоративные арки, пилястры, лепнина, окна разной формы, эркеры), навеянное формами итальянского Ренессанса. Вход обозначен тремя крупными фасадными арочными нишами и двумя скульптурами львов с геральдическими щитами (каждый 3 м длиной и 1,5 м высотой). Эти львы стали своего рода символом дома. Да и в дореволюционной Москве Малую Молчановку все чаще называли «улицей, где дом со львами».

Выстроенный архитекторами И.Г. Кондратенко, С.А. Дорошенко, В.Н. Волокитиным для домовладелицы Г.А. Гордон, дом получился весьма незаурядным. Об этом свидетельствует уже тот факт, что кинематографисты советских времен, умевшие выбирать и общие планы, и декорации, не раз использовали его в своих фильмах.

И, конечно, этот дом привлекал известных людей, в частности, в 1917-1918 годах на пятом этаже жил писатель Алексей Толстой, в гостях у него бывали поэты Клюев и Есенин. В 1916-1948 гг. здесь квартировал ученый-патологоанатом В. Н. Талалаев, а в 1923-1929 гг. - профессор психиатрии Ю. В. Каннабих. Проживал здесь и поэт М.А. Волошин (кв. №25). Кроме того, в этом доме бывали М.И. Цветаева, М.Н. Загоскин и А.В. Моравов.

Сегодня в доме со львами всего 27 квартир, площадь которых от 120 до 340 кв. м. В комнатах высокие потолки до 4 метров, французские балконы и свободная планировка с эксклюзивной отделкой и сохраненной уникальной внутренней лепниной.

В ходе последней реконструкции сохранили все три существовавшие в доме лестничные клетки, в том числе и "черный" ход. Более того - следуя старомосковской архитектурной традиции, было решено оставить выходы на эту лестницу из всех квартир. Такое решение небесполезно и с точки зрения безопасности жильцов: в случае возникновения пожара в парадном "черный ход" становится эвакуационным выходом. Тогда же здесь появилось двухуровневое жилье, зимние сады и бесшумные лифты.

Безусловно, доходный дом, уже целый век стоящий на Малой Молчановке, и сегодня является украшением нашего города.
Автор статьи: Татьяна Воронцова

https://leonovvaleri.livejournal.com/6037.html

...........А вот Мария Владимировна Нащокина в книге «Московский модерн» считает, что это доходный дом Сергея Егоровича Шугаева, директора - распорядителя АО Теплых рядов. Архитекторы Кондратенко, Волошин и Рабинович.


Прикрепленный файл: Львы со щитами.jpg
---
Прежде, чем писать мне в личные, прочитайте мою подпись.
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (1)
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5653
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 989
Арбат, Храм Спаса на Песках
Спасопесковский переулок , 4
Церковь сохранилась
фото ниже
1882г

История
Ранее на этом месте находилась деревянная церковь стрелецкой слободы, известная с 1642 года. В 1711 году на её месте был построен каменный храм Спаса Преображения на Песках, сохранившийся до наших дней. В 1763 году в юго-западной части трапезной был сооружён придел, освящённый в честь Михаила Архангела (не сохранился). Во время пожара 1812 года кровля частично обгорела, а церковь была разграблена мародёрами. Но спустя два года храм восстановили
В 1849 году была сооружена церковная ограда (не сохранилась). В 1891 году церковные ворота, сооружённые в стиле псевдоготики, были соединены с колокольней притвором и стали главным порталом церкви
В 1878 году храм Спаса на Песках запечатлел на своей картине «Московский дворик» художник Василий Поленов. На колокольне церкви в начале XX века звонил известный звонарь-виртуоз Константин Сараджев.

После прихода советской власти службы в храме некоторое время продолжались. Церковь закрыли в 1932 году. Здание церкви находилось в ведении различных учреждений. Во внутреннем пространстве церкви были устроены два этажа, появились перегородки. В результате пострадали внутреннее убранство и росписи храма.
После войны церковь Спаса на Песках признали памятником архитектуры. В 1960-х годах была проведена реставрация. С 1956 года в здании церкви размещалось объединение кукольных фильмов студии «Союзмультфильм»
В 1991 году распоряжением Правительства Москвы храм был возвращён Русской православной церкви. В 1993 году арендаторы полностью покинули храм, и в нём начались службы. Вскоре храм был отреставрирован. Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко передал храму десять колоколов из взорванного в 1930-х годах Страстного монастыря.
24 декабря 2006 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил чин великого освящения и Божественную литургию в обновлённом храме Спаса Преображения на Песках.

( Именно отсюда вышли Чебурашка, Старуха Шапокляк и Крокодил Гена.)



Прикрепленный файл: 1881г ц. Спаса на Песках.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
Лайк (1)
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5653
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 989
http://www.patriarchia.ru/db/text/174246.html

Храм Преображения Господня на Песках
Церковь Спаса Преображения на Арбате — одно из прекрасных произведений московского зодчества, с детства знакомое каждому москвичу по картине В.Д. Поленова «Московский дворик». Местность, в которой она построена, в XVII веке называлась «Пески» из-за песчаной почвы. Основан храм Спаса на Песках стрельцами, поселившимися здесь в царствование Михаила Феодоровича.
Стрельцов расселяли по полкам, и их слободы тянулись кольцом вдоль укреплений Земляного города — окраинной части Москвы, защищенной земляной крепостью. Обычно в центре стрелецкой слободы была площадь с Приказной избой, где находилось управление и снаряжение полка. Подле Приказной избы располагались стрелецкая караульня и церковь с кладбищем, существовавшая здесь уже в 1639 году.
Название слободы, а соответственно и название местоположения храма определялось по имени начальника стрелецкого приказа, т.е. полка. Поэтому в разное время слобода называлась по разному, например, в 1643 году церковь значилась «в Филиппове приказе Оничкова», а в 1657 году — «в Стрелецкой слободе, в Тимофееве приказе Полтева». В 1657 году она была еще деревянной.
Стрельцы в Москве обладали привилегиями — правом беспошлинной торговли, избавлением от общегородских повинностей. Поэтому стрелецкая слобода была зажиточной, и многие «стрелецкие» храмы стали каменными уже в середине XVII века. На Песках стрельцы построили пятиглавый бесстолпный храм с тремя апсидами и большой трапезной, колокольней и северным приделом во имя Святителя Николая.
Время сооружения каменного храма Преображения Господня точно неизвестно. В 1723 году, при составлении переписи московских церквей, он считался построенным «изстари», т. е. давно. Вероятно, это произошло в конце XVII столетия, когда расселенным здесь полком командовал стольник и полковник Григорий Иванович Анненков. В начале XVIII века стрельцы его полка несли службу в Батурине, столице гетмана Малороссии Мазепы и были свидетелями связанных с ним драматических событий.
После упразднения стрелецкого войска постепенно стал уходить в прошлое и слободской уклад с однородным населением. У стрелецких дворов появились новые владельцы: дворяне, офицеры, купцы и мещане. Их благочестивым усердием стрелецкий храм восстанавливался после московского пожара 1752 года, когда на нем погорели кровли. Прихожане пожелали в 1763 году устроить в трапезной новый придел во имя Архистратига Михаила.
Трагическим этапом в истории московских храмов стал пожар 1812 года. Не миновала испытания и церковь Спаса на Песках. Обгорели кровли, были осквернены и сломаны Святые престолы, расхищена богослужебная утварь. Сгорели 18 приходских дворов и 5 домов клириков храма.
После возвращения жителей в опустевшую столицу поврежденные и оставшиеся без прихожан храмы приписали к другим, более сохранившимся. Эта судьба постигла и церковь на Песках. «За малоприходством и невозможностью служить» ее временно приписали к соседней церкви Святой Живоначальной Троицы на Арбате. Постепенно прихожане стали возвращаться на свои пепелища.
Несмотря на незначительность прихода, уже к 1814 году храм был восстановлен. Староста церкви, купец Григорий Евдокимов с другими прихожанами обратились с прошением к архиепископу Августину вернуть самостоятельность церкви Спаса на Песках. В 1815-1817 годах были заново освящены престолы храма. Приходские дворы отстроились после пожара, и число живущих в них достигло 430 человек. Разорение и последующее возрождение прихода и церкви произошло при настоятеле о. Василии Нагибине, прослужившем в храме с 1805 по 1836 год.
Окрепший приход смог уже в 1836 году произвести очередной ремонт вновь обветшавшего храма. В 1849 году при настоятеле о. Федоре Величкине была возведена каменная ограда. Напротив главного входа поставили парадные ворота. Позже в 1891 году они были соединены с колокольней притвором и превратились в главный портал церкви. Храм постоянно ремонтировали — заменялись дубовые двери и рамы. В начале 1890-х годов художник А.М. Варламов заново прописал стенопись храма, известный иконописец М.И. Дикарев обновил храмовые образы. Была позолочена центральная глава, оштукатурены и покрашены стены, устроено духовое отопление.
Все работы велись на пожертвования прихожан: купеческих семейств Евдокимовых, Финогеновых, а также старосты храма Сергея Петровича Тургенева, двоюродного брата великого писателя. На его средства не только был обновлен главный придел, но и выстроено двухэтажное каменное здание, в котором разместилась церковная библиотека, а также одноэтажный каменный дом церковно-приходской школы.
К концу XIX века приход значительно вырос — число прихожан достигло 816 человек. В это время в храме служил отец Сергей Васильевич Успенский (1882-1922). Его духовным попечением при храме были открыты приходская школа и богадельня. Заботясь о нравственном состоянии народа, отец Сергий Успенский создал специальное Попечительство по борьбе с пьянством.
По воспоминаниям прихожан в начале XX века наиболее почитаемыми иконами в храме были образы Явления Божией Матери святому Сергию Радонежскому и святому Серафиму Саровскому с частицами мощей преподобных. Храм обладал замечательным ансамблем колоколов. Неслучайно его колокольня была одной из четырех в Москве, на которых звонил знаменитый звонарь и музыкант Константин Сараджев, обладавший феноменальным слухом.

После октябрьского переворота наступила эпоха новых испытаний и для храма Преображения Господня на Песках. Настоятелем в это время оставался протоиерей Сергий Васильевич Успенский. Известный в Москве своим благочестием, отец Сергий становится заместителем председателя Совета объединенных приходов Москвы и губернии А.Ф. Самарина. Это послушание открывало для отца Сергия путь исповедничества, так как Совет был создан для организации церковной жизни в условиях открытых гонений.
В 1919 году от имени прихожан Спасо-Песковской церкви было составлено заявление в Совет Народных Комиссаров об оскорблении религиозных чувств русского народа, вызванное вскрытием святых мощей и глумлением над ними. Вскоре, в 1919 году отец Сергий был арестован вместе с А.Ф. Самариным и обвинен в организации активного сопротивления новой власти. Его приговорили к 15-ти годам тюремного заключения, но затем амнистировали.

В апреле 1922 года под предлогом помощи голодающим Поволжья из церкви были изъяты все значимые предметы из драгоценных материалов — сосуды, ризы, кресты и проч. Отца Сергия вновь арестовали и судили вместе с другими клириками Пречистенского сорока, приговорив к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества. По старости протоиерей Сергий был условно освобожден весной 1923 года.
После ареста отца Сергия в храме служил отец Владимир Богданов. В 1923 году он также был арестован и сослан в Зырянский край. С 1925 по 1931 год в храме служил приехавший из Ялты известный проповедник о. Сергий Щукин, близкий друг А.П. Чехова. В 1917 году он был избран участником Поместного Собора Русской церкви от Таврической епархии. Отца Сергия Щукина полюбили и его московские прихожане. Когда в 1931 году он погиб, то в течение трех дней прощаться с ним шла вся православная Москва, а во время похорон Арбат был запружен народом.
В 1929 году в церковь Спаса на Песках перевели отца Сергия Михайловича Успенского, племянника митрофорного протоиерея Сергия Васильевича Успенского. Он был настоятелем состоявшего в том же Пречистенском сороке храма Неопалимой купины в Зубове, закрытого в 1929 году.
Отец Сергий Михайлович Успенский был последним настоятелем храма.

В 1933 году, после закрытия храма Спаса на Песках, отец Сергий перешел в церковь Николая Чудотворца на Щепах, но вскоре был арестован. Затем после недолгого пребывания на свободе отца Сергия вновь арестовали и приговорили к расстрелу. 19 декабря 1937 года он принял мученический венец на Бутовском полигоне вместе с другими страдальцами за Веру Христову. Отец Сергий, как и его дядя, митрофорный протоиерей Сергий Успенский, был изображен на полотнах художника Павла Корина, создавшего галерею образов многих исповедников гонимой Церкви.
Решением Архиерейского Собора протоиерей Сергий Успенский (младший) прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

Закрытый храм был опустошен и его святыни расхищены или разрушены. В 1930-е годы были уничтожены многие соседние арбатские храмы — церкви Святителя Николая в Плотниках, Николы Явленного на Арбате и др.
Храм Спаса на Песках уцелел, в течение нескольких десятилетий его приспосабливали под нужды различных советских организаций — его разгораживали многочисленными перегородками, уничтожали настенные росписи.
Изменившееся в послевоенное время отношение к отечественной культуре помогло храму. Он был объявлен памятником архитектуры.

В 1960-е годы происходила архитектурная реставрация храма, при которой был восстановлен внешний облик храма. Внутри же ничто не напоминало о Доме Божием.

С 1956 года, почти сорок лет, здесь находилось кукольное отделение студии «Союзмультфильм». Главный придел был разделен на два этажа, алтарь превращен в столярную мастерскую.

В 1991 году решением московского правительства храм была передан Патриархии. Назначенному настоятелю протоиерею Александру (Турикову), клирику церкви Филиппа Апостола, предстояло вернуть храм Православной Церкви. Началось противостояние с прежним арендатором, закончившееся лишь в 1993-м году вхождением православной общины в свой храм. Это произошло 1 декабря в канун празднования иконы Божией Матери «Нечаянная радость».
Первым для совершения богослужений был освобожден придел Святителя Николая, и
Только в 1995 году церковь Спаса на Песках была полностью избавлена от арендаторов. Началось постепенное раскрытие самого храмового пространства. Когда были разобраны перекрытия, перегородки взорам верующих открылось первоначальное устроение церкви. Новая реставрация началась с укрепления фундаментов и стен. По милости Божией усилия общины находили поддержку у самых разных благодетелей — от простых прихожан, вносящих свою лепту, до таких государственных учреждений, как Федеральная служба безопасности, передавшая храму при посредничестве Третьяковской галереи около 100 икон. Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко передал храму десять колоколов из взорванного Страстного монастыря.

По замыслу настоятеля храма, протоиерея Александра Турикова внутреннее убранство должно было соответствовать по стилю времени его построения — концу XVII века. Резные иконостасы, напольные киоты, настенные росписи создают единый ансамбль, украшающий Дом Божий. Десять лет трудились иконописцы, резчики и позолотчики.
К Рождеству в 2004 года была закончена роспись храма.

Знаменательным этапом в истории возрожденного храма стало его посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, совершившееся 30 апреля 2005 года накануне праздника Святой Пасхи в день Великой Субботы. Осмотрев храм, Его Святейшество в своем Первосвятительском слове отметил усердие настоятеля и паствы, завершивших трудное дело восстановления поруганной святыни. Святейший Патриарх указал на великую радость служения и молитвы в обновленном храме.

Пережив пожары и войны, разорение и осквернение, Храм Преображения Господня на Песках вновь обрел свое первоначальное предназначение, став Домом Молитвы.
Его колокола вновь призывают православных москвичей к духовной радости Богообщения.
Патриархия.ru по материалам брошюры «Храм Преображения Господня на Песках»

Прикрепленный файл: храм Спаса на песках.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
Лайк (1)
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5653
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 989
https://pastvu.com/p/2039569
Москва, Арбат

Большой Афанасьевский переулок, №35. Деревянный дом с мезонином вдовы купца А.Д. Щербачёвой
1918г

Источник:Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева Книга Деревянная Москва эпохи ампира. По материалам архитектора Н. Д. Виноградова. Авторы Овсянникова Е. Б. , Васильев Н. Ю. Кучково поле Музеон М. 2023
Направление съемки:🡤 Северо-Запад

Прикрепленный файл: 2039569 Большой Афанасьевский переулок, №35. Деревянный дом с мезонином вдовы купца А.Д. Щербачёвой.webp
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
Лайк (1)
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5653
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 989
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=47717444
https://pastvu.com/p/2056040
https://pastvu.com/p/68484
Москва, район Старого Арбата
Дом с кориатидами в Большом Афанасьевском переулке
Знаменитый дом с кариатидами, выстроенный прапорщицей Акинфовой и принадлежавший позднее адвокату Плевако, Б.Афанасьефский, д.3 #2549

(дома нет в н. время, не сохранили, в 1970-ых гг домик еще стоял, разрушался; в конце 1980-ых все еще дом стоял, разрушался, был уже без кариатид https://pastvu.com/p/107909 )

Прикрепленный файл: 2056040 Дом с кариатидами в Большом Афанасьевском переулке, 35.webp
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 26 27 28 29 30 * 31 Вперед →
Модератор: MarinaM
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник MarinaM » Москва, которую мы потеряли. Арбат. [тема №52161]
Вверх ⇈