ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Убедительная просьба, свои "спасибо" выражать либо плюсами в профиле либо благодарственной надписью на доске почета того, кто Вам помог (под аватаркой кнопка "Отзыв"). Все пустые посты с одним "спасибо" из темы удаляются без предупреждения.

Нижегородская духовная семинария


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 51 52 53 54 55 56 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2437
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 771
Нижегородская духовная семинария — высшее учебное заведение Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположена на территории Благовещенского монастыря; до 1918 года находилась в построенном для неё здании на площади Минина и Пожарского, где ныне размещён один из корпусов Нижегородского педагогического университета.

«Духовным регламентом 1721 года» Петра I было установлено обязательное духовное образование для детей священнослужителей. Первым из епархиальных архиереев на указ императора откликнулся епископ Нижегородский и Алатырский Питирим. При архиерейском доме в Нижегородском кремле 29 марта 1721 года были открыты две грамматические (эллино-греческая и славяно-российская) школы и одна подготовительная букварная школа. В первые две школы отобрали детей, уже имевших какую-то подготовку и показавших хорошие результаты при отборе, а в букварную направили ещё нуждающихся в подготовке (в первом наборе таких явилось большинство). С этого момента и начался отсчёт в истории первой в России семинарии, давшей стране выдающихся церковных пастырей, учёных-богословов и просветителей.

В 1743 году епископ Дмитрий (Сеченов) на свои средства купил у купеческой вдовы Пушниковой «каменное строение», и семинария была переведена на Благовещенскую площадь (ныне — Минина и Пожарского), которая впоследствии стала называться Семинарской.
В 1823 году старое здание семинарии сгорело, и на его месте в 1826—1829 годах «на казённый счет» было построено новое здание с восьмиколонным фасадом, сохранившееся до наших дней.
В нижнем этаже здания размещалось Нижегородское духовное училище, а также низший (словесности) и средний (философский) классы семинарии; в среднем — комнаты высшего класса семинарии, зал собрания, правление и квартиры её ректора и инспектора. Семинария находилась здесь до 1918 года.
В 1886 году в семинарии было организовано особое «Церковное Древлехранилище» (склад древней церковной утвари, облачения и книг), которое и дало начало формирования первого церковного музея. Здесь имелись старинные рукописи, старопечатные книги и документы, памятники живописи, иконографии, денежные знаки и различная церковная утварь.
Программа семинарии была насыщенной: помимо общеобразовательных специализированных предметов, преподавались различные языки: греческий, латинский, еврейский, французский и немецкий, а также точные науки: физика, математика. Кроме того, в программу были включены: живопись, иконопись и даже гимнастика.


Выпускники Нижегородской духовной семинарии

Тихов. А. И. Нижегородская Духовная семинария в 1818-40 гг. — Нижний Новгород: тип. Губ. правл., 1905
Тихов А. И. Нижегородская Духовная семинария в 1842-51 гг. — Нижний Новгород: тип. Губ. правл., 1905.
Тихов А. И. Краткая памятная историческая записка Нижегородской духовной семинарии. — Нижний Новгород: тип. Губ. правл., 1905..
Труды Нижегородской духовной семинарии: сборник работ преподавателей и студентов Нижегородской духовной семинарии. — 2003—2014.
https://drevo-info.ru/articles/25252.html
http://www.nds.nne.ru/images/inie-izdania/sem.buklett.pdf (дата обращения 1 августа 2019 года)
http://www.nds.nne.ru/images/inie-izdania/sem.buklett2.pdf (дата обращения 1 августа 2019 года)


---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев,Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Лайк (1)
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2437
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 771
Знаменский П.В., Духовные школы в России до реформы 1808 года

Школьное обученіе все еще приходилось навязывать силою. „Рѣдкіе отцы и матери охотно провожали дѣтей въ семинарію, разсказываетъ авторъ Исторіи нижегородской семинаріи, большею же частію разставались съ прискорбіемъ и тяжкою грустію, съ горькими слезами и воплями. Многіе отцы считали счастливымъ сына, если онъ избѣгалъ школы, оставаясь въ числѣ церковниковъ или приписываясь къ вѣдомству крестьян!.. На школьное ученіе смотрѣли, какъ на военную службу или мѣсто истязанія. Только невольное и усильное принужденіе могло собирать въ семинарію дѣтей и разлучать ихъ съ родителями... Большая часть учащихся съ перваго же года смотрѣли вонъ изъ семинаріи" Вотъ какое доношеніе въ 1734 г. подалъ преосв. Өеофилактү Лопа-тинскому учитель тверской школы Евдокимовъ: „Иже должнаго си ученія удаляющіися различныя неудобности дѣтямъ своимъ предлагаютъ, реку же: или малолѣтство или многолѣтство (Христосъ истинно глаголетъ: кто отъ васъ пекійся можетъ возрасту своему прибавити лакоть единъ? но се могутъ здѣ и прибавити и убавити), или притворяютъ немощь, или женитву, или хирагру, или подагру, или одноочіе; но, что ужаснѣе, сказуютъ отъ бѣса дѣти своя мучимы быти. Сія же вся въ приказѣ (архіерейскомъ) сказкою нѣцыи показаша. И что глаголю? Велію и яко удобнѣйшую скважину изобрѣтоша многи брать себѣ новоявленую (дьячковскую грамоту). Не иныя же яковы либо вины вся сія творятъ, точію да не будутъ во ученія свѣтѣ. A инде разгдашаютъ: прежде меньше знали да больше ѣдали. О отцы святіиі Paзумѣйте убо, кому подобии есте. Не онымъ ли званынъ на вечерю велію, иже начата купно отрицатися вси". Подобныя же обличенія духовенству за нерадѣніе о школьномъ обученіи дѣтей писали архіереи въ своихъ грамотахъ и указахъ о наборѣ учениковъ въ школы.» (стр.323)
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев,Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Лайк (1)
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2437
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 771
Знаменский П.В., Духовные школы в России до реформы 1808 года

Нижегородскій епископъ Іоаннъ оставилъ послѣ своей кончины 300 р. на устройство семинарскихъ зданій; кромѣ того при немъ и при его преемникѣ Дмитріѣ Сѣченовѣ отчислялись въ пользу семинаріи деньги, собиравшіяся съ ставлениковъ. Не перечисляя всѣхъ именъ преосвященныхъ благотворителей нашихъ дух. школъ, замѣтимъ вообще, что каждая семинарія непремѣнно можетъ указать въ своей прошлой исторіи по одному и болѣе такихъ священныхъ для нея именъ. Кромѣ того архіереи располагали къ пожертвованіямъ на духовныя школы духовенство своей епархіи, монастыри и даже свѣтскихъ лицъ. Такъ наприм. въ Астрахани, при открытіи латинской школы, купечество астраханское обѣщалось давать отъ себя жалованье учителю школы въ размѣрѣ 100 р. въ годъ, кромѣ того по 15 четв. хлѣба и по 10 саж. дровъ. Въ нѣкоторыхъ епархіяхъ, какъ-то владимирской и нижегородской, для улучшенія содержанія учениковъ были отводимы земли подъ семинарекіе огороды и подъ покосы, на которыхъ ученики сами же и работали. Нѣкоторыя семинаpiи, имѣвіпія свои дома и домовыя мѣста, получали доходы отъ отдаточныхъ въ наемъ помѣщеній подъ лавки, склады товаровъ и т. п. Наприм. казанская семинарія въ 1730-хъ гг. получала такихъ денегъ до 16 р. въ годъ и больше. Еше болѣѳ обильный источникъ содержанія для семинарій составляли приписывавшіеся къ нимъ по мѣстамъ доходы съ монастырскихъ вотчинъ и самыя вотчины. Въ нижегородской епархіи, по извѣстной инструкціи Питирима, принято было учителямъ нисшихъ классовъ назначать порціонныя дачи въ двойномъ количествѣ противъ учениковъ и даже кормить ихъ за одною общею трапезою съ учениками. Такія общія трапезы бывали впрочемъ и въ семинаріяхъ, наприм. въ костромской . Всѣ учители какъ высшихъ, такъ и нисшихъ щколъ, кромѣ женатыхъ, пользовались казенными квартирами съ отопленіемъ, освѣщеніемъ, прислугою и, какъ мы видѣли въ нѣкоторыхъ семинаріяхъ, съ экипажами и лошадьми для выѣздовъ. Квартиры эти были обыкновенно не большія, состояли изъ одной кельи, а то даже въ такой кельѣ помѣщались и по два человѣка заразъ. Учители женатые казенныхъ квартиръ не имѣли, такъ какъ большая часть школъ помещалась въ монастыряхъ и при арх.-домахь, да и вообще женцинамъ жить въ семинарскихъ зданіяхъ считалось неприличнымъ. Въ случаѣ женитьбы учителей архіереи даже вовсе увольняли ихъ отъ должностей. Въ 1748 г. вороножскій архіерей Ѳеофилактъ сдалъ наприм. такую резолюцію объ учителѣ Лукіанѣ Стасіевичѣ, который только лишь женился: „понеже въ семинаріи женатому учителю быть неприлично, ибо по св. писанію не ожинивыйся печется о Господнихъ, како угодити Господеви, а оженивыйся печется о женскихъ, како угодити женѣ, того ради.. помянутому учителю пріискать въ домѣ его преосвященства или въ епархіи воронежской праздное поповское или діаконское мѣсто, и гдѣ пріиищетъ, объявить ему его преосвященству доношеніемъ, куда по желанію его и будетъ удостоенъ". Но женатые священнослужители и церковники сплошь и рядомъ бывали учителями дух. школъ, только не жили въ школьныхъ помѣщеніяхъ и получали провизіонные оклады себѣ на домъ. Такъ, тотъ же Стасіевичъ послѣ своего посвященія долго продолжалъ занимать должность семинарскаго учителя, получая за провизіонныя дачи деньгами. Въ случаѣ недостатка средствъ къ улучшенію быта школьныхъ учителей за ними, какъ и за учениками, зачислялись церковныя мѣста. „Вамъ учителямъ, сказано въ инструкціи Питирима, будучи для прилежнаго учениковъ всегдашняго ученія и ради домоваго вашего пропитанія, въ награжденіе вамъ, въ городѣ или уѣздѣ пріискивать порожнихъ священническихъ и діаконскихъ и церковничьихъ мѣстъ и, пріискавъ каждому себѣ, о бытіи при тѣхъ церквахъ на праздныхъ мѣстахъ... прислать за своими руками, а гдѣ подпишутся и приходскіе люди съ прочими тѣхъ церквей священноцерковнослужители, которые за наилушій способъ приняты будутъ, „ прошенія аа указной гербовой бумагѣ, по которымъ прошеніямъ о бытіи вамъ при тѣхъ церквахъ на свящѣнно-и-церковнослужительскихъ праздныхъ мѣстахъ и о владѣніи церковнымъ доходомъ, землею, угодьи и домы, вамъ будутъ указы, а современемъ и посвящены будете въ тѣ требуемые священно -и-церковнослужительскіе чины". — Можно прибавить къ этому,что учители получали иногда отъ щедрости своихъ архипастырей разные поощрительные подарки. деньгами, платками, кушакаи и т. п., наприм. .въ праздники за произносимыя ими поздравительнңя рѣчи (по рублю на брата) . Кромѣ того учительская служба не чужда была и другаго рода доходовъ, которые въ тогдашнее время были общею принадлежностію всякагорода службы., „Вамъ, говорится въ той же инструкціи Питирима будучи при тѣхъ школахъ, какъ за пріемъ въ, школы ,и за учениie учеңиковъ, такъ и за отпускъ изъ школы, съ опредѣрііенныхъ, или и сродниковъ іхъ и свойственниковъ никаковыхъ ни съ кого ни за что денежныхъ и съѣстныхъ и питейныхъ и прочихъ всякаго званія запросовъ и взятковъ не касаться, подъ лишениемъ за преступленіе чиновъ вашихъ вовсе съ тяжкимъ наказаніемъ". Но подобныя запрещенія при всей ихъ строгости обыкновенно плохо выполнялись на практикѣ;, разнаго рода, презенты учителямъ, особеңно при пріемѣ учениковъ или послѣ возвращенід ихъ изъ домовъ родительскихъ съ ваката, всегда былu весьма употребительны въ духовныхъ школахъ и послѣ штатовъ І764 г. и даже въ текущемъ столѣтіии между учителями попадались люди, которые не совѣстились возмутительнымъ образомъ живиться на счетъ бурсацкой нищеты. (стр.284)
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев,Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2437
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 771

Знаменский П.В., Духовные школы в России до реформы 1808 года

Послѣ учрежденія о губерніяхъ (1775 г.) и открытія намѣстничествъ потребовалось громадное число способныхъ молодыхъ люлей для наполненія новыхъ присутственныхъ мѣстъ. Самыми первыми кандидатами на новыя канцелярскія должности явились, разумеется, ученики семинарій и академій. Но такъ какъ увольненіе ихъ въ свѣтское званіе чрезъ св. Синодъ сопровождалось слишкомъ длинной процедурой, представлявшей для мѣстныхъ властей въ намѣстничествахъ и губернияхъ немало затрудненій, то въ началѣ 1779 г. вышелъ новый указъ, которымъ лишнихъ дѣтей духовенства дозволялось опредѣлять на канцелярскуго службу съ разрѣшенія однихъ епархіальныхъ архіереевъ. Taкимъ образомъ только лишь установившийся порядокъ выхода изъ дух. званія быть снова отмѣненъ. Въ пользу дух. вѣдомства сдѣлано было впрочемъ важное ограниченіе: архіереямъ дозволялось увольнять въ канцеляріи семинаристовъ не выше риторическаго класса . Какъ только этотъ указъ вышелъ, такъ семинаристы цѣлыми сотнями устремились на канцелярскую службу, гдѣ, кромѣ умѣнья писать, почти ничего больше не требовалось отъ кандидатовъ. Въ томъ же наприм. году въ канцелярію нижегородскаго намѣстничества ушло 155 человѣкъ изъ нижегородскихъ семинаристовъ . Гражданскія начальства, нуждаясь въ канцеляристахъ. употребляли съ своей стороны всѣ средства для привлеченія на свою службу духовныхъ воспитанниковъ. (стр.604)


---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев,Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2437
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 771
Интересные сведения из книги:

Прикрепленный файл: img254.jpg
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев,Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2437
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 771
Фамильные прозвища великорусского духовенства:

Прикрепленный файл: img255.jpg
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев,Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2437
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 771
Фамильные прозвища великорусского духовенства:

Прикрепленный файл: img256.jpg
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев,Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2437
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 771
Фамильные прозвища великорусского духовенства:

Прикрепленный файл: img257.jpg
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев,Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2437
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 771
Фамильные прозвища великорусского духовенства:

Прикрепленный файл: img258.jpg
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев,Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2437
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 771
Фамильные прозвища великорусского духовенства:

Прикрепленный файл: Копия img259.jpg
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев,Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula

Perrula

Пермь
Сообщений: 2437
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 771
Фамильные прозвища великорусского духовенства:

Прикрепленный файл: Копия img260.jpg
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев,Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 51 52 53 54 55 56 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
Вверх ⇈