Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Поиск предков, родичей и/или однофамильцев »   П »   Па - Пе »   ПАРИЛОВЫ
RSS


ПАРИЛОВЫ

Палех, Владимирская губерния - ныне Ивановская область


<<Назад  Вперед>>Модератор: Радомир
Радомир
Модератор раздела
Долгожитель форума

Радомир

Иваново-Вознесенск
Сообщений: 449
Регистрация: 24 дек. 2010
Рейтинг: 210 

Париловы – палехский род художников и иконописцев
С конца 1600-х годов по сегодняшний день династия Париловых представлена 9-ю поколениями художников. Всего на начало XXI века династия палехских художников Париловых насчитывает 37 имён - художников-иконописцев и миниатюристов, из них 33 чел. изографы-иконописцы.


Парилов Иван Иванович
(… ? – …?)
Палехский иконописец, владелец собственной мастерской. Представитель огромной династии иконописцев – из палехского рода Париловых. Брат Льва Ивановича Парилова.

Мастерская Ивана Ивановича Парилова была небольшой, семейной, в которой вместе с отцом работали и его сыновья: Александр, Федор, Михаил, Николай и Иван.
Сын Ивана Ивановича Парилова - Александр Иванович - репрессирован в конце 20-х начале 30-х годов. Примечание В. и О. Париловых.)
Список объектов:
1. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Богослово Московская обл., Ногинский р-н, с. Богослово, период работ: Нач. ХХ в. - интерьеры, внутренний/внешний декор
2. Церковь Иконы Божией Матери Знамение в Красном Ивановская обл., Палехский р-н, с. Красное период работ: 1896 ремонт
3. Церковь иконы Божией Матери Казанская в Тименке Палехского р-на Ивановской обл. период работ: 1896 ремонт


https://eparhia-saratov.ru/Articles/2013-04-29-12-20-08-iz-roda-parilovih


Павел Львович Парилов (1880-1956).
Потомственный палехских художник-иконописец, а также миниатюрист. Ранее был "личником". Под влиянием искусства русского классицизма увлекался искусством эпохи античности. Наиболее известные работы: композиции на сюжеты Пушкина "Чистый лоснится пол…", "Египетские ночи". Миниатюра на сюжет "Одиссеи" Гомера (1936). Миниатюра "У сосны" (1932) – сцена из жизни старого Палеха - проводы иконописца, отъезжающего на работы.
Умер 29 марта 1956 года, похоронен в Палехе.

Взято с сайта


Михаил Иванович Парилов (1889-1968).
Родился в 1889 году в Палехе. Потомственный иконописец. Двоюродный брат П. Л. Парилова. Учился в учебных мастерских Комитета попечительства о русской иконописи. С 1930 года работал в Артели древней живописи. Тематика произведений: фольклор, история, литература. Работы М. И. Парилова хранятся в музеях: Ивановском ОХМ, Пермской государственной художественной галерее, Тверской областной картинной галерее.
Умер в 1968 году, похоронен в Палехе.
Взято с сайта https://artchive.ru/artists/34567~Mikhail_Ivanovich_Parilov


Николай Михайлович Парилов (1891-1962).
Родился в Палехе. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Лауреат Сталинской премии (1947). Потомственный иконописец. В 1902—1906 учился в учебных мастерских Комитета попечительства о русской иконописи. В 1906—1916 работал в мастерской своего отца М. П. Парилова. Расписывал стены Спасо-Озёрного монастыря. Участник гражданской войны. После демобилизации служил ямщиком на почте, занимался сельским хозяйством. Осенью 1930 года вступил в Артель древней живописи. Его учителем был И. И. Голиков, один из ведущих мастеров палехской лаковой миниатюры. В 1943—1953 преподавал в Палехском художественном училище. В 1955 году был избран депутатом Верховного Совета РСФСР
Умер в 1962 году, похоронен в Палехе.
Взято с сайта https://artchive.ru/artists/33988~Nikolaj_Mikhajlovich_Parilov

_________________________________________________

---
Генеалогия – историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, – в тесном единстве с установлением основных биографических фактов по каждому члену рода.
Тем самым генеалогия не отрывается от биографии, но не смешивается с ней.
Радомир
Модератор раздела
Долгожитель форума

Радомир

Иваново-Вознесенск
Сообщений: 449
Регистрация: 24 дек. 2010
Рейтинг: 210 

К ВОПРОСУ ИСТОРИИ ДИНАСТИИ ПАРИЛОВЫХ

С конца 1600-х годов по сегодняшний день династия Париловых представлена 9-ю поколениями художников.
Сыновья Вадима и Ольги Париловых представляют 10-е поколение династии.

Круг работ, выполнявшихся мастерскими, был достаточно широк: роспись соборов (фреска) и жилых палат ("светское" письмо); написание и реставрация икон; роспись столиков, пасхальных яиц, шкатулочек и т.п. ("салонная" живопись); создание миниатюр на библейские и светские сюжеты, портретов. Примером такого рода росписей могут служить росписи в 1900 году в С.-Петербурге, в квартире министра внутренних дел. Расписываются орнаментами стены столовой. Написаны: картина "Избрание на царство Михаила Федоровича", портреты, и на стене Российский герб. Стиль XVII века. Наблюдал архитектор Султанов.

На начало XX века в Палехе имелось четыре иконописных мастерских Париловых. Самое видное место занимала мастерская Ивана Дмитриевича Парилова, история которой началась с 1800-х годов, после его женитьбы на Марии Львовне Сафоновой, выделившись из мастерской своего отца, Дмитрия Ивановича Парилова.

После указа 1861 года, которым не только была отменена "крепостная" зависимость, но и разрешено: "... всем, независимо от звания, заводить собственное дело...", в Палехе появились: мастерская Льва Ивановича Парилова; мастерская Михаила Петровича Парилова и мастерская Ивана Ивановича Парилова (сына Ивана Дмитриевича). Кроме того, в Палехе были ещё две мастерских, созданных Париловыми. Одна из этих мастерских принадлежала Александру Дмитриевичу Салаутину (приемному сыну Ивана Львовича Парилова), а вторая - Константину Александровичу Першину, после его женитьбы на Александре Львовне Париловой (дочери Льва Ивановича Парилова).

Н. В. Дыдыкин (скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР), уроженец Палеха, в 1972 году даёт следующие характеристики некоторых палехских иконописных мастерских на 1900-й год:

https://eparhia-saratov.ru/Articles/2013-04-29-12-20-08-iz-roda-parilovih
Радомир
Модератор раздела
Долгожитель форума

Радомир

Иваново-Вознесенск
Сообщений: 449
Регистрация: 24 дек. 2010
Рейтинг: 210 

Из рода Париловых

Троицкий Собор, возведенный еще в 1674-1675 годах умелыми руками стрельцов по благословению епископа Астраханского Парфения, является сегодня главной, пожалуй, архитектурной приметой, хотя бы опосредованно связывающей нынешний город и нас, его жителей, с «третьим», как иногда любят говорить краеведы, Саратовом. Но не только в архитектуре, конечно, дело — а может быть, в духовном облике города, который немыслимо представить без собора во имя Живоначальной Троицы, без привычных еще с детства, а все-таки каждый раз по-новому золотящихся куполов на Музейной. И потому каждая деталь, толкующая об истории храма, каждое имя, с ней соотносимое, каждое выплывающее из дали времен лицо вызывают наш неподдельный интерес.
Может быть, именно таким Павел Парилов видел Троицкий собор и Музейную площадьВот, например, один из самых трагических эпизодов в жизни Свято-Троицкого собора. С 1937?го богослужения здесь перестают совершаться. Храм становится хранилищем музейных экспонатов, угроза разрушения нависает над ним, кажется, неминуемо. Но на его защиту встают и простые прихожане, и люди науки, деятели культуры, краеведы. Ученые Саратовского университета и служители музеев — в первую очередь. Талантливейший историк Кира Николаевна Папа-Афаносопуло специально ездила в Москву, чтобы доказывать в высоких кабинетах право Троицкого собора на жизнь. И доказала! Хотя ее жизнь после этого неслыханно «дерзкого» и «идеологически непродуманного» шага была сломана: доносы, увольнение из Радищевского, смерть от туберкулеза всего в тридцать три…

8 октября 1942 года возобновились богослужения в Троицком соборе. Люди шли в храм — это было главное, однако внутреннее его убранство, прежде светлое и праздничное, теперь словно бы отражающее боль, пришло в запустение. Расхищенные ризницы, пустые проемы вместо икон, разломанные иконостасы — активисты общества «Долой стыд!» в двадцатые-тридцатые знали свое дело. И вот, уже после войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, посетивший Саратов, осмотрел храм и благословил произвести реставрацию фресок. Настоятелем собора был тогда протоиерей Иоанн Цветков, многое сделавший для восстановления храма. Он-то и пригласил в наш город знаменитую артель палехских иконописцев, и среди прочих — Петра Львовича Парилова, выдающегося художника-палешанина.

Обычно имя этого замечательного мастера-личника, потомственного иконописца, хранителя традиций монументальной культовой живописи, лишь только упоминается в связи с историей Свято-Троицкого собора, хотя заслуживает, конечно же, более детальной расшифровки. Почему мастера именно палехской школы были приглашены в Саратов? Как складывалась судьба П.Л. Парилова до и после работы в нашем городе? Что, наконец, помимо храма связывает жизнь Павла Львовича с Саратовом?

Павел Львович Парилов родился 22 февраля 1880 года в Палехе, в многодетной семье художника Льва Ивановича Парилова — Льва Премудрого, как звали его меж собой палешане. Лев Иванович был человеком могучим, хозяйственным, с растрепанными седыми волосами и густой бородой. Он владел мастерской, где работали мастера-иконописцы, и имел, между прочим, три кирпичных дома. Работа в мастерской кипела с утра до вечера, заказов было множество, и не удивительно, что с самого раннего возраста маленький Павел был приобщен к иконописи, так что бегать купаться на речку Палешку приходилось ему нечасто. Вот как впоследствии вспоминал о своем детстве Павел Львович: «На девятом году от рождения я, окончив обучение в сельской школе с похвальным листом, был отведен в мастерскую Сафонова для обучения иконописному искусству на шесть лет… Мой отец был мастером Сафонова. Летние сезоны он работал в отъездах по росписи храмов, а зимой в мастерской и дома на сдельщине… Отец быстро потерял остроту зрения, и это отразилось на его работе… На пятом и шестом годах обучения я уже считался неплохим личником…». Неплохим — это скромно сказано. Достаточно заметить, что стенопись Успенского собора Трифонова монастыря помнит руку Павла Парилова, совсем тогда еще молодого человека. А в 1895 году, когда юному художнику было всего пятнадцать, он собрал собственную артель, с которой реставрировал храмы в Иркутской, Томской, Вологодской, Киевской губерниях.

После работы под началом мастера Сафонова Павел возвращается в мастерскую отца, его талант быстро развивается, он становится одним из лучших личников, то есть мастеров в изображении лиц, рук, открытых частей тела. Личник, по выражению иконописцев, «творит пробела», то есть наносит мазки белой краской, которые как бы высветляют форму из темноты земного мира. Писать лик святого, воспроизводимый не только с безукоризненной точностью, но и с внутренней сосредоточенностью,— задача особой духовной ответственности. Искусство личника всегда считалось в иконописи первостепенным.

Вообще, палехские иконописные мастерские — Сафонова, Париловых, Белоусовых — это прежде всего могучая живописная традиция, центр иконописного промысла. Это образ жизни, это ремесло, с которым рождались, секреты которого передавали детям и с которым умирали. Так что даже революционный вихрь не смог поломать палехских иконописных традиций разом. И все же для Павла Парилова революционные годы становятся переломными: он творчески перерастает, скажем так, отцовскую школу, пытается самореализоваться в живописи, чувствует склонность к педагогической деятельности, к наставничеству (в 1902 году он — преподаватель иконописи и фрески в Серафимо-Дивеевском монастыре), ищет единомышленников в искусстве, новые формы. Но все кончается в одночасье. Павел Львович с семьей, в которой было четверо малолетних детей, остался без работы и средств к существованию. Он был вынужден красить стены, двери, окна. Спасение Павел Парилов находит в палехской лаковой миниатюре. Как и многие, кстати, иконописцы. Взлетают в небо его огненные жар-птицы, оживают мифологические герои, получают вторую жизнь известные литературные сюжеты из Пушкина и Гоголя, и незадачливый царь Дадон смотрит из-под руки на сияющего золотого петушка… Однако сказка не мешала сохранять иконописные навыки, и Павел Львович, вступивший в 1930 году в «Артель древней живописи», не терял ни на минуту связь с унаследованной от отца наукой. «Я верю,— вздохнет не без сожаления, но и не без надежды Павел Львович,— что все мы, “личники” (а нас осталось не более пяти) будем широко использованы, и… не будет забыта исключительная техника, необходимая для специалистов фресковой живописи…».

Рукой такого-то вот мастера, истинного хранителя иконописной культуры и секретов росписи, личника от рождения, в каком-то смысле разделившего трагически сложную судьбу своего горнего ремесла, велась роспись в обоих — верхнем и нижнем — храмах Троицкого собора. Палехская школа сказалась в этой росписи вполне — легкая, чистая по цвету, нарядная, внутренне просветленная и радостная, с проработанными мельчайшими деталями и гармоничными колоритными решениями. Само собой разумеется, что Павел Львович работал не один, в Саратов приехала тогда с ним целая реставрационная артель иконописцев из Палеха. К тому же Парилов написал 40 икон для собора во имя Живоначальной Троицы. С тех пор палехский иконописный дух, палехский («утренний», как выразился один искусствовед) колорит стал желанно-привычным для многочисленных прихожан храма.

Павел Львович Парилов умер 29 марта 1956 года, похоронен в Палехе. То есть, получается, реставрация Троицкого собора, продлившаяся до 1954-го, стала для художника одним из последних его дел, одной из последних вех в его земном пути. В каком-то смысле, возможно, его творческим завещанием. Для семьи Париловых, для славного париловского рода (9 поколений, из 37 художников 33 — иконописцы!) Саратов ведь всегда был городом нерядоположным. Достаточно упомянуть, например, что двоюродный брат Павла Львовича, заслуженный деятель искусств РСФСР, мастер росписи, расписывавший стены Спасо-Озерного монастыря Николай Михайлович Парилов, оформлял декорации к опере «Золотой петушок», поставленной в Саратовском театре оперы и балета. Тогда, в тридцатые, это были лучшие декорации в масштабе страны, отмеченные государственной премией.

Как интересно: Саратов, оказывается, связан с палехской традицией, а через нее — с историей русской иконописи в целом. Профессор М.А. Некрасов в книге «Палехская миниатюра» пишет: «Переходя от отца к сыну, от семьи к семье, из рода в род, иконописное мастерство, ставшее наследственным, нигде не внедрилось столь глубоко в народную жизнь, как на прославившейся в веках Владимиро-Суздальской земле. Здесь корни этого традиционного мастерства были настолько глубоки, что разрушение ремесла в начале XX века оказалось довольно поверхностным. Палешане и в это время сохраняли свой огромный творческий потенциал». И этот самый огромный потенциал как раз и проявился при внутренней отделке Свято-Троицкого собора в середине пятидесятых.

Весьма символично в этом смысле, что в ходе просто необходимого для дальнейшей жизни Троицкого собора капитального его ремонта, проведенного в начале нашего века по благословению Митрополита Лонгина, были учтены и бережно сохранены палехские мотивы, исторически согармоничные убранству храма. Так, были приглашены мастера Палехской иконописной мастерской «Лик», чтобы заново расписать стены и изготовить новый иконостас. Надежда Павла Львовича Парилова оправдывается: та самая «исключительная техника» иконописи не канула в Лету, не забылась, не ушла безвозвратно в прошлое, а продолжает жить, чтобы приближать людей к Богу.


Газета "Православная вера", № 8 (484), апрель, 2013 г.

https://eparhia-saratov.ru/Articles/2013-04-29-12-20-08-iz-roda-parilovih
Радомир
Модератор раздела
Долгожитель форума

Радомир

Иваново-Вознесенск
Сообщений: 449
Регистрация: 24 дек. 2010
Рейтинг: 210 

ФРАГМЕНТ РОДОСЛОВНОЙ ПАРИЛОВЫХ


VI поколение

Михаил Петрович Парилов (...? - ...?)
Родился в Палехе в семье потомственных иконописцев.
Владел семейной (личной) художественной мастерской в Палехе.
Дети: Николай (...?)

VII поколение

Николай Михайлович Парилов (1891-1962).
Родился в 1891 г., в Палехе. Потомственный иконописец. В 1902—1906 учился в учебных мастерских Комитета попечительства о русской иконописи. В 1906—1916 работал в мастерской своего отца М. П. Парилова. Расписывал стены Спасо-Озёрного монастыря. Участник гражданской войны. После демобилизации служил ямщиком на почте, занимался сельским хозяйством. Осенью 1930 года вступил в Артель древней живописи. Его учителем был И. И. Голиков, один из ведущих мастеров палехской лаковой миниатюры. В 1943—1953 преподавал в Палехском художественном училище. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956); лауреат Сталинской премии (1947). В 1955 году был избран депутатом Верховного Совета РСФСР. https://artchive.ru/artists/33988~Nikolaj_Mikhajlovich_Parilov
Дети: Борис (...?)

VIII поколение

Борис Николаевич Парилов
(1922-1985)
Родился в Палехе. Потомственный живописец, сын Н. М. Парилова. Член Союза художников РСФСР. Участник Великой Отечественной войны. Воевал на Калининском и 1 Прибалтийском фронтах. Награждён орденом Красной Звезды, военными медалями.
В 1946—1950 годах учился в Палехском художественном училище. С 1950 года работал в Товариществе художников Палеха (с 1954 года — Палехских художественно-производственных мастерских). В 1959—1960 годах работал в Сочинских художественных мастерских.
Умер 9 августа 1985 года, похоронен в Палехе.
Дети: Вадим (..?.)


IX поколение

Вадим Борисович Парилов (род. 1951)
Родился в 1951 году в Палехе. Потомственный живописец, сын Б.Н. и А. М. Париловых, внук Н. М. Парилова. В 1973-1978 годах учился в Палехском художественном училище. В 1978-1989 годах работал в Палехских художественно-производственных мастерских. В 1989-1997 годах работал в кооперативе "Объединение художников Палеха". В ноябре 1997 года создал собственную организацию под названием "Иконописная мастерская М. П. Парилова". Совместно с супругой – художником-иконописцем О. М. Париловой, пишет иконы, миниатюры на темы русского народного фольклора, литературы и др. Работы В. Б. Парилова хранятся в Государственном музее палехского искусства. Домашняя страница:
Жена:Ольга Михайловна Парилова (урождённая Ерофеева, род. 1958)
Родилась в Палехе. (Жена В. Б. Парилова). В 1974—1979 годах училась в Палехском художественном училище. В 1979—1989 годах работала в Палехских художественно-производственных мастерских. В 1989—1997 годах работала в кооперативе «Объединение художников Палеха». С ноября 1997 года работает в творческой организации «Иконописная мастерская М. П. Парилова». Работы О. М. Париловой хранятся в Государственном музее палехского искусства.
Взято с сайта
Дети: (...?)


X поколение

.....

Взято ....
<<Назад  Вперед>>Модератор: Радомир
Генеалогический форум ВГД »   Поиск предков, родичей и/или однофамильцев »   П »   Па - Пе »   ПАРИЛОВЫ
RSS

Реклама от YouDo