ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
i.gif Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам
открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах.
Географический раздел по Орловской губернии разбит по уездам / волостям
Большая просьба - придерживаться (выбранной участниками форума) схемы при открытии новых тем в этом разделе.


АТД Орловской губернии по уездам и волостям смотрите в теме - https://forum.vgd.ru/2172/136213/

Однодворцы Орловской губернии

Рабочая (сословная) тема по сбору материала

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 8 9 10 11 12 * 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Юрвен, irisha166
Виктор Зайцев

Виктор Зайцев

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 597
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 745
Однодворцы в московском пограничье.

Материал предоставлен автором Н.М. Черновым, для публикации на www.turgenev.org.ru

Кроме как у Тургенева, об однодворцах в художественной литературе что-нибудь существенного не найдешь. Разве что у стародавних авторов, давно забытых. Да в узко специальных исторических трудах 1). Мудрый, знающий себе цену тургеневский однодворец Лука Петрович Овсяников, из "Записок охотника", истинно народный тип, какого ни одному художнику не придумать. Его надо было увидеть и даже понаблюдать. И не одного, а целый слой россиян, живших в московском пограничье. Никто из знатоков Тургенева и поныне не сомневается, что у Лутовиновых были такие соседи. На окраине Спасского-Лутовинова ещё цела, нежилая теперь, деревня Голоплеки. Там издавна обитали, да и теперь ещё встречаются Овсянниковы, из прежних однодворцев. Некогда - хлебопашцы, извозчики, содержатели постоялых дворов, мелкие чиновники. Недавно об этом поселении издана хорошая книжка Л.Н.Ивановой "Деревня, которой нет" 2).
Зажиточные однодворцы иногда нанимали себе работников и жили с ними "одним двором". Иные небезуспешно домогались через службу дворянского звания. В былые времена они именовались по-разному: "дети боярские", государственные, "четвертные" крестьяне. Этот слой формировался в течение почти трёхсот лет. Коренными жителями края считались служилые люди, помещенные в опустевшем пограничье в XV-XVII веках для охраны пу-тей, ведущих с юга к Москве. Это - казаки, стрельцы, пушкари, засечные сторожа и другие, кто послан, перемещен из тульских, калужских, рязанских и прочих уездов. "Дети боярские" считались привилегированным разрядом воинов. Их верстали, как тогда говорилось, "по отечеству", "испомещали на земле", то есть давали надел, который сохранялся за ними в нескольких поколениях, но иногда - лишь до окончания службы.
Отсюда и название - помещики, которое позднее осталось только за дворянами-вотчинниками. Многие из нынешних орловцев и туляков ведут свой род от этих вооруженных "пограничников", о чем свидетельствуют их быт, язык, прозвания, образ жизни. В тот лихой период они имели возможность, и даже бы-ли вынуждены, "селить за свой двор" безземельных пришлых людей, бобылей и разного рода "бездомовников", чтобы обрабаты-вать землю. Но "укрепить" за хозяином их не дозволялось, хотя бы тот в конечном итоге и получал юридическое право владеть крепостными душами, как это случилось с тургеневским однодворцем Овсяниковым. История каждого населенного пункта в ряде уездов края начинается с выяснения: однодворческая или барская деревня. Правду сказать, однородных селений почти не было. Зачастую в них жили вместе и однодворцы и владельческие крестьяне. Из бумаг времен Екатерины II можно извлечь, например, почти весь набор бытующих ныне родовых прозваний: Стрельниковы, Теряевы, Уваровы, Рыбины, Бухтияровы, Псаревы, Клевцовы, Агеевы. Список можно продолжить.

Всего в Орловской губернии в 1830-х годах проживало около 150 тысяч однодворцев. Различие между ними и владельческими крестьянами было не только правовое и имущественное. Каждая из этих групп имела бытовые, хозяйственные, этнографические и даже диалектно-языковые различия. В результате реформ Петра I отпала надобность содержать военно-земледельческий слой крестьян в центральной России. Часть служилых людей вошла в состав дворянства. Но большинство по бедности и измельчанию наделов, либо по нежеланию нести службу (что было обязательно для дворян) причислены к податному сословию и получило наименование однодворцев, или государственных крестьян.
Жители, состоявшие в крепостной зависимости, т.е. владельческие, прозывались на юге Московии цуканами. Это не столько социальное обозначение, сколько кличка, порой обидная, хотя и объяснимая: по особенностям выговора. Цуканы в большинстве своем - поселенцы позднего времени, в отличие от коренных жителей - однодворцев. В XVII веке, когда окончательно утвердилось поместное землевладение, жалованные земли по Зуше, Неручи, Быстрой Сосне, более плодородные, чем в замосковных местах, заселялись крепостными, переведенными отовсюду, выходцами из Алексинского, Лихвинского, Белевского уездов. На новые места переводили семьями, но бывало и целыми деревнями. Новосёлы (или - новики) иногда отличались непривычными повадками, каким-то гортанным выговором, были выносливы в работе, но необычайно шумные. Их дразнили "гагаями". В старых деревнях это различие чувствовалось вплоть до наших дней.
Среди цуканов много людей мастеровитых, владеющих ремёслами, чем особенно выделялись бывшие дворовые (барская обслуга). Они и жили этим, так как земля из общины дворовым после 1861 года, как известно, не выделялась. Иные из прежних барских повидали свет, кое-чему научились около господ. Однодворцы не в пример им - консервативнее, стойко держались за патриархальные привычки. Найти какую-нибудь старинную вещь, или записать древние обряды, песни, скорее всего можно в бывших однодворческих сёлах. Выговор однодворцев в наших деревнях подчеркнуто "акающий", из группы рязанских наречий, с характерным "якающим" окончанием. Помещичьи крестьяне и дворовые люди, напротив, привезли с собой язык, отдающий канцелярско-московским оттенком, более книжный. Хотя тоже с южно-русскими элементами, приглушенными согласными звуками и т.д.
В тургеневских местах однодворцы слыли домовитыми, аккуратными, одевались чисто и не без форса. Двор строили укромно, любили высокие плетни и каменные заборы. Крепостной мужик, напротив, строился кое-как, всё у него в хозяйстве было настежь, на обзор прохожему. "Цуканы" более неприхотливы в пище: пироги одного-единственного типа, мясо без затей - кусками, овсяной кисель, редька, полба, а позднее - картошка. Полба - почти забытая теперь пшеница-спельха, иначе - примитивная пшеница. Её выращивали начиная с каменного века, а в наши места она попала более двух тысячелетий назад, по-видимому, из южной Германии. Помните как у Пушкина: "...есть велел варёную полбу..".
Постепенно от полбы в наших краях отказались: урожайность невысокая, пшеница эта плохо вымолачивалась из колоса. Её заменяли более выгодными сортами. Но теперь, как говорят, агрономия вспомнила о полбе и непрочь её возродить. По разным причи-нам. Не в последнюю очередь из селекционного интереса. Белков, минералов и витаминов в полбе больше, чем в культурной пшенице. Она устойчивее к заболеваниям, вредные насекомые и грибок ей не страшны - значит, можно не применять химию и выращивать экологически чистый продукт.

Однодворческие женщины, в отличие от крепостных соседок, хорошо готовили. Стол у них, хотя и небогатый, но разнообразный. Есть такие забытые кушанья, которые можно пробовать только в однодворческих семьях. Например, саломать. Это род сладковатого теста, в некотором роде кашица из проращенного и перемолотого зерна, пожиже размазни. "Ливенцы саломатой мост обломитли" (В.И.Даль, т.4, с.130), т.е. ехали встречать воеводу (или баскака?) и везли в подарок по горшку саломаты с каждого двора. Наша однодворческая саломать проста в изготовлении. Муку обжаривают на сале, или растительном масле, а потом заваривают кипятком. Едят с солью и маслом. Несомненно, пища восточного происхождения. У мусульман есть похожее ритуальное блюдо, которое готовят в ночь под праздник "навруз" - мусульманский Новый год. Не следует забывать, что, по свидетельству ученых, ещё вятичи в наших местах в X-XI веках долго жили вместе с половцами, хазарами и другими кочевыми народами.
Очень самобытно выглядело праздничное угощение у ливенских однодворцев. Садились за пустой стол, покрытый чистой холщовой скатертью, хозяйка тут же выносила блюдо с нарезанным тёплым хлебом-ситником, политым коровьим маслом. Память о "поклонении хлебу". А хозяин - обносил гостей. Пили из одной чарки. Следующая перемена - холодец, залитый домашним квасом, на манер окрошки. А уж потом ставили другие закуски, смотря по зажиточности. Но обязательными были жирная лапша и молочная каша на десерт. Индейки и гуси разводились главным образом однодворцами, а уж потом распространились в другие деревни.

Известный литературный критик В.П.Боткин как-то вместе с А.А.Фетом проезжал по деревням Ливенского уезда, до речки Тим, где у Фета была мельница. Боткин с восторгом писал потом И.С.Тургеневу: "Не могу не сказать о женщинах, или точнее - одеждах их. Говорят, что однодворческие женщины давно одеваются так, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде мужской, с широкими, к концу суживающими рукавами; юбка красная и широкая, обшитая черной или синей каймой, плотно охватывает стан. Грациознее и провакантнее этой одежды трудно выдумать, особенно на молодых девушках" 3).
Между барскими крестьянами и однодворцами у нас издавна существует взаимная ревность и соперничество. Эта "полемика" существовала издавна. Дочерей однодворцы не любили отдавать за бывших крепостных: дескать, лежебоки, ни деревца около дома, а окна вечно без стёкол, затыкаются подушками. Природный цукан со своей стороны укорял однодворца: и хитер-то он, и скуп, склонен к барышничеству. Но то и другое, конечно, в значительной степени преувеличилось.

Незадолго до 1917 года однодворцы в наших местах оказались в более трудном положении. Барские крестьяне имели хоть какой-то общинный надел. А однодворцы так раздробились, что у иных семей остался лишь клок огорода. Хаты на усадьбах лепили одну к другой. Обеднели настолько, что появился "отхожий промысел": ездили на юг побираться, просить "на погорелое". Молодежь отправлялась в города на заработки. Мои земляки, городецкие, хуторлимовские, кутузовские мужики Малоархангельского уезда через одного работали на Добассе, по преимуществу на шахтах. Не раз приходилось встречать Рыбиных и Карловых где-нибудь на Алтае, или в Томске. И всегда выяснялось: отец, или дед, выходец из Орловской губернии.

Примечания

1)Ткачёва Н.К.Однодворцы XVIII века в отечественной историографии. Ежегодник "История и историки". М.Наука, 1975, с. 281-299; Белявский М.Т.Крестьянский вопрос в России накануне восстания Пугачева. М.1965; Новосельский А.А. Распостранение крепостнического землевладения в южных уездах Московского государства ("Исторические записки", 1938. N 4); Фет А.А. Воспоминания. М.1983, с.246; Большая Советская Энциклопедия. Том 18. М.1974, с. 311.
2)Иванова Л.Н. Деревня, которой нет. По следам героев И.С.Тургенева. Тула, 1991; Иванова Людмила. Родине поклонитесь. По следам героев И.С.Тургенева. М.1993;Сучков Сергей. Путешествие к однодворцу Овсянникову. Литературная Россия, 1981, 3 апреля, N 14.
3)В.П.Боткин и И.С.Тургенев. Неизданная переписка. 1851-1869.Academia. М.-Л.1930, с.207-208
---
Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом)
rus3rb5

rus3rb5

г. Ленинск-Кузнецкий
Сообщений: 757
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 709
Надо всегда помнить, что бояре и дети боярские, ИЗНАЧАЛЬНО были представителями родовой знати. Дворяне ИЗНАЧАЛЬНО происходили из челяди и были не свободными, не являлись родовой знатью.
Постепенно из челяди образовалась прослойка, - "милостники". Когда милостников начали наделять землей и появились дворяне. Далее, в результате реформ и преобразований дворяне слились с представителями родовой знати( боярством). Да много чего было, - казаков и крестьян верстали в дети боярские и т.д. А, Петр-I юридически убрал бояр и сделал ставку на дворян. Можно сказать, что, так закатилась звезда истинно Русской аристократии, - боярства. Появилась новая аристократия которая стала называться, - дворяне.
---
Изучая свое родословие, мы Отечественную историю приводим в порядок.

Сидоров (Мценский уезд, д.Сидорово), Овсянников (Курская губ.), Заболоцкий (Гомельская обл. Лоевский район)
Лайк (1)
Виктор Зайцев

Виктор Зайцев

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 597
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 745
А как же дети боярские, поверстанные из казаков, боевых холопов, принявших православие иноземцев и служилых татар?
---
Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом)
rus3rb5

rus3rb5

г. Ленинск-Кузнецкий
Сообщений: 757
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 709
Виктор Зайцев, я пишу,- "...дети боярские, ИЗНАЧАЛЬНО были представителями родовой знати", это значит, что изначально они происходили из бояр и служили князю, а затем царю.
В результате происходивших реформ, появилась возможность верстать в дети боярские, например, казаков. Но, верстанный в дети боярские казак, не мог быть представителем боярства. А, вот представителем новой аристократии, - дворянства, он мог быть. В 19 веке, все казачье офицерство, стало потомственным дворянством.
---
Изучая свое родословие, мы Отечественную историю приводим в порядок.

Сидоров (Мценский уезд, д.Сидорово), Овсянников (Курская губ.), Заболоцкий (Гомельская обл. Лоевский район)
Виктор Зайцев

Виктор Зайцев

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 597
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 745
У меня самого предки были сторожевыми казаками, потом были поверстаны в дети боярские.

В новгородские дети боярские очень много верстали боевых холопов (послужильцев).

Файл можно получить по ссылке:
М.М.БЕНЦИАНОВ ДЕТИ БОЯРСКИЕ - НАУГОРОДСКИЕ ПОМЕЩИКИ. НОВГОРОДСКАЯ СЛУЖИЛАЯ КОРПОРАЦИЯ В КОНЦЕ XV-СЕРЕДИНЕ XVI В. .pdf
https://yadi.sk/i/ZGtERDjOeF7Vg
---
Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом)
rus3rb5

rus3rb5

г. Ленинск-Кузнецкий
Сообщений: 757
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 709
По поводу верстания в Дети боярские из других социальных групп, есть такая статья

http://statehistory.ru/3176/Po...XVII-veke/
---
Изучая свое родословие, мы Отечественную историю приводим в порядок.

Сидоров (Мценский уезд, д.Сидорово), Овсянников (Курская губ.), Заболоцкий (Гомельская обл. Лоевский район)
Виктор Зайцев

Виктор Зайцев

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 597
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 745
Наказ о верстании 1652 года

Октября 20. Наказ Окольничему Князю Долгорукову и Дьяку Тимашеву. — О верстании во всех городах детей Боярских и недорослей, способных в службу, поместными и денежными окладами. С приложением крестоцеловальных записей и росписи поместных окладов.
Лета 7161 Октября в 20 день, Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руссии, велел Окольничему Князю Дмитрию Алексеевичу Долгорукову, да Дьяку Ивану Тимашеву, на Москве новиков детей Боярских всех городов, и новокрещенов, и Татар верстать поместными и денежными оклады. Которые новики из недорослей в Государеву службу поспели, а Государевым жалованием, поместными оклады и деньгами по се места не верстаны, и Окольничему Князю Дмитрию Алексеевичу Долгоруково, да Дьяку Ивану Тимашеву, велел новиков детей Боярских разных городов и новокрещенов, у себя в приказе по их челобитью писать, и про них сыскивати, кто именем, и которых кто городов новики, служилые и неслужилые, и кто каких лет, и которые новики, служилые и неслужилые, лет по пятнадцати и больше, тех пересмотря и перебрав, Государевым Царевым и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии, жалованьем поместными денежными оклады верстать кто в которую статью пригодится.
А у верстанья велел быть с собой окладчиком, тех же городов Дворянам, детем Боярским и новокрещеном, с крестным целованием, а привести окладчиков ко кресту, что им будучи с ними, и про новиков у верстанья сказывать, по Государеву крестному целованью, кто именем новики, служилые и неслужилые, и кто каков отечеством и службой, и кто в которую статью пригодится. А то окладчиком у верстанья сказывать именно, чтоб они всяких чинов людей, неслужилых отцов детей, Государевым жалованьем, по местными н денежными оклады не верстали, а верстали б тех, у которых отцы были в детях Боярских, и служили с городы, и самим им беречь того накрепко, чтоб однолично неслужилых отцов детей, поместивший денежными оклады, никого не поверстати, да итого беречь, чтоб новиков выше указных статей и выше отцов их, и большие их братья, поместными и денежными оклады никого не поверстать, а верстати новиков поместными и денежными оклады, ниже поместных и денежных окладов отцов и большие их братьи. А сверстав новиков поместными и денежными оклады, велеть и их привести к крестному целованью, по записи, какого запись по Государеву указу из Розряду послана к ним в приказ. А то окладчикам сказать именно, которые окладчики не служилых отцов детей повергают Государевым жалованьем, поместными и денежными оклады, а после про то сыщется: и тем окладчиком быть от Государя в великой опале. А в которых городах старые окладчики выбыли, и в тех городах велеть для новичного верстанья окладчиков выбрать новых, городами, лучших людей, и на тех окладчиков взять у городов выборы за руками, и тем окладчикам велеть быть с собой у новичного верстанья, и велеть их привести ко кресту при себе, что им про новиков, про детей Боярских сказывать в правду, которые служат и которые в службу поспели, а по ся мест не служат, и сколько в котором городе недорослей, и кольких лет которой недоросль, и что за кем поместья и вотчин, и в которых городах, и которым новиком мочно служить, и которым не мочно, и кто в которую статью пригодится, и в том во всем другу не дружити, и недругу немстити, и по дружбе, и по свойству, и не по отечеству, и не по службе, у верстанья новиков никого в большую статью не взносите, а по не дружбе никого в меньшую статью не сносити, и неслужилых отцов, половых детей, и холопей боярских, и иных никаких неслужилых, мимо Государева указу, поместными денежными оклады не верстать, и от того ото всего ни у кого посулов и поминков не имать, и старого верстанья новиков, которые верстаны напред сего поместными и денежными оклады, вновь не переверстывать, а сказывать им про детей Боярских про новиков в правду, по Государеву, Цареву и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Руссии, крестному целованию. А то им окладчикам сказывать именно, кто по ком покроет для дружбы, или кто про кого скажет неправду для не дружбы, а после про то сыщется: и тем окладчикам от Государя быть в великой опале и в казни. И верстати им новиков, служилых и неслужилых Государевым жалованьем, поместным окладом, и деньгами, которые напред сего поместными и денежными оклады сверстаны. И у которых новиков отцы служат, а их у отцов сына по три, по четыре и по пяти, а поместья за отцы их по 500 четвертей, и больше: и из тех дву братьев, меньших поместным окладом не верстать, а написать их на отцов поместье, а большую братью поместными оклады поверстать в отвод, а денежным жалованьем поверстать всех, которые службу поспели, и служити им велеть с
городы.
А у кого сына по два, или по три, и по четыре, и больши, а поместья за отцы их меньши 500 четвертей: и из тех на отцовых поместьях меньшую ж братью оставливать по одному человеку, а большую братью поместным окладом повергать в отвод, а Государевым денежным жалованьем всех поверстать, которые в службу поспели, и служить им велел с городы.
А у кого сын один в службу поспел, а иные дети недоросли: и того, которой в службу поспел поверстать от отца в отвод, а меньшим его детем ждать отцова поместья. А за которыми поместья по 300, и по 250, и по 200, и по 150, и по 100 четвертей, а детей у них сына по два, и по три, и по четыре, и по пяти: и тех по одному ж оставить на отцовых поместьях, будет добры и в службу поспели, а достальных поместным окладом поверстать в отвод, а деньгами поверстать всех, которые в службу поспели, и служити им велеть. А. которые новики живут на прожиточных поместьях, брата по два, или по три и по четыре, а в службу поспели, а поместья за ними больше 500 четвертей, и больше: и тех оставить на прожиточных поместьях по два брата, а достальных, поместным окладом поверстать в отвод, а денежным жалованьем всех поверстать, которые в службу поспели. А которые новики живут на отцовских, на прожиточных поместьях по одному, а поместья заними по 50, и по 100, и по 150, ипо 200 четвертей, а сами будет добры, и служат: и тех поверстать чего стоят. А которые новики живут на прожиточных поместьях на 300 четвертях, и меньши, брата по два и по три, а станут бить челом Государю все о верстанье: и тех разсмотреть, будет и все добры, и в службу поспели, их всех поверстать чего стоят, и велеть им служить с городы. А которые дети Боярские живут на вотчинах, а поместным окладом не верстаны, и службы не служивали, а впредь им служити мочно: и тех поверстать, чего стоят. А которые новики у верстанья скажутся, что они безпоместные и безвотчинные, а живут у племяни, а отцы их Государеву службу служили: и про тех сыскивать окладчики, какие они люди, и из которых городов отцы их служили, и где отцов их поместья, и по сыску, тех новиков поверстать, чего стоят. А верстать им и разбирать служилых и неслужилых новиков, по статьям, и новиков служилых распрашивать, и окладчики про них сыскивать, кто сколько лет служит, и что за кем поместья и вотчин, и в которых городах, и росписать им служилых и неслужилых новиков, порознь по статьям, служилых новиков себе статьей, и сколько лет кто служит, а неслужилых новиков себе ж статьей. А верстать им новиков служилых и неслужилых, которые служат, и которые вперед в службу пригодятся, а худых новиков и увечных в которые вперед в службу не пригодятся, и недорослей, и неслужилых отцов детей, однолично ни кого не верстать. И того беречи накрепко, чтоб новики подставой, и иным никаким воровством у них не верстался. А разобрав и поверстав новиков Государевым Гаревым и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии жалованьем, поместными и денежными оклады, и росписав служилых и неслужилых новиков по городом порознь, пересмотреть всех на лицо, и поместные и денежные им оклады сказати, кто в которую статью поверстан. А сколько, которых городов служилых и неслужилых новиков нынешней зимы повергают, и им про то сказати Государю, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руссии, а которых городов новики, дети Боярские новокрещены, и Татаровя у них в Приказе к верстанью напишутся, и тех городов об вкладчиках и новичных статьях ссылатся в Розряд памятьми. А что которым новиком, детем Боярским и новокрещанам, и Татаром, кому именем, поместной и денежной оклад учинят, и что за кем в которых городах поместей и вотчин, и что в поместьях и в вотчинах крестьян, и каков кто по окладчикове сказке, на Государеве службе будет копен и оружен, и люден, и кто именем с ними у новичного верстанья окладчики будут, и Окольничему Князю Дмитрию Алексеевичу Долгоруково, и Дьяку то все велети написать, своего верстанья в десятки по городом порознь, и те десятни, и против десятен, именные списки с пометсными оклады велеть прислать, в Розряд к Думному Дворянину к Ивану Афонасьевичу Гавреневу, да к Дьяком, к Думному к Семену Заборовскому, да к Григорью Ларионову, да к Ивану Северову, за Дьячьей приписью, в Апреле, месяце нынешнего 161 года, для того, что новиком нынешняго лета по Государеву указу быти на Государеве службе сгороды, а по выбору и по дворовому списку верстанья своего новиков в десятнех и в списках писать не велети по тому, что по Государеву указу, детей Боярских велено по выбору и по дворовому списку писать в Розряде по родству и за службы, которые служат старо, а новиков по выбору и по дворовому списку писать невелено.

I. Запись крест оцеловальная, приводить по ней к Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии, крестному целованью отгадчиков. Дворян и детей Боярскихразных городов нынешнего 161 году.

Имярек целую сей Святый и животворящий Крест Господень, натом, по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии указу, быти мне на Москве у новичного верстанья, с Окольничим со Князем Дмитрием Алексеевичем Долгоруково, да с Дьяком с Иваном Тимашевым, и которые новики у верстанья будут, и мне у того новичного верстанья сказывать тех новиков про отцов, в правду, сколько у кого детей или братьи, и которые служат, и которые в службы поспели, и кольких лет которой недоросль, и что за кем поместья и вотчин, и в которых городах, и про новиков, про их отечество, и про службу, и кто сколько лет служит, и где кто на Государеве службе был, и каков кто службой, и сколько за кем прожиточного поместья и вотчин, и в которых городах, и которым новиком мочно служить, и которым служить немочно, и кто в которую статью пригодится, потомуж сказывать в правду, а в том во всем другу не дружити и недругу не мстить у и по недружбе, и по свойству, и не по отечеству и не по службе, у верстанья новиков ни кого не хвалить, и но не дружбе никого не хулить, и не служилых отцов детей, и холопий боярских, мимо Государева указу, поместными и денежными оклады не верстать, и от того ото всего ни у кого посулов и поминков не имать, и старого верстанья новиков, которые верстаны до разбору и у разбору, во 130 году и после разбору поместным окладом, и деньгами не переверстывати, а сказывать, имярек, про детей Боярских про новиков, в правду по сему Государеву, Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии, крестному целованью. Целую сей Святый и животворящий крест Господень, на том на всем, как в сей записи написано.

II. Запись крестоцеловальная, приводит по ней к Государеву Цареву и Великаго Князя Алексея Михаиловича всея Руссии, крестному целованью новиков, детей Боярских разных городов и новокрещенов и Белозерцов, нынешняго 161 года.

Аз имярек целую, крест Господень Государю своему, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руссии, и его Благоверной Царице и Великой Княгине Марье Ильиничне, и их Государским детем на том, служити мне, ему Государю своему, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу, и прямити, и добра хотети во всем в правду, безо всякие хитрости, и его Государского здоровья мне во всем оберегать и ни какаго лиха, ему Государю не мыслити и опричь Государя своего, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии, на Владимирское и Московское Государство, и на все великие Государства Российского Царствия, иного Государя из иных Государств, Польского, и Литовского, и Немецких Реш Королей и Королевичей, и из разных земель Царей и Царевичей, и из Русских родов, никого не хотети, и Государства под ним Государем не подыскивай ни какими мерами и ни которой хитростью. А где уведаю, или услышу на Государя своего, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии, и на его Благоверную Царицу и Великую Княгиню Марью Ильиничну, и на их Государские дети, в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл, и мне за Государя своего, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии, и за Государыню Царицу и Великую Княгиню Марью Ильиничну и за их Государских детей, с теми людьми битися, и будет мочь сядет и мне их переплав, перевести к Государю, а будет за которыми мерами тех людей поймать не мочно, и мне про тат скоп и заговор, сказать Государю, или его Государевым Боярам, и ближним людем, или в городех Воеводам, и приказным люден. А где велит Государь мне быти на своей Государеве службе, и мне, будучи на его Государеве службе, ему Государю служити, и с недруги, его с Крымскими, и с Нагайскими, и Литовскими и с Немецкими людьми, битися за него Государя, не щадя головы своей до смерти, и в Крым, и в Литву, и в Немцы, и в иные ни в которые Государства не отъехать и из города, и из полков, и с посылок без Государева указу, и без отпуску не сехать, и города не сдать, и в полках Воевод не покинуть, и с его Государевыми изменники не ссылатися и ни в чем мне Государю своему Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руссии, и Его Царского Величества детем, не изменити ни которыми делы и ни которой хитростью. А кто не станет Государю Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руссии, и Его Царского Величества детем, служити и прямити, или кто учнет с изменники, или с Татары, или с Литовскими, и с Немецкими людьми ссылаться, и мне с теми людьми за Государей своих, за их Государство, битися да смерти, а самому мне ни к какой измене, и к вороству ни к какому, и ни к какой воровской прелести не приставать. А служити мне Государю своему, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руссии, и его Царского Величества благородным детем, и которых ему Государю впредь Бог даст, и прамяти во всем, по сему крестному целованью. Также мне самовольством, скопом, и заговор ж, ни на кого не приходить и ни кого не грабить и не побивать, и по сыскам во всяких делех сказывать против Государского крестного целованья в правду, по свойству и по дружбе ни по ком не покрывать а по не дружбе ни на кого ложно не сказывать, и во всем мне, Государю своему, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руссии, и его Царскаго Величества детем, служити, и прямити, и добра хотети, безо всякие хитрости, по сему крестному целованью. Аз имярек целую сей Святый и животворящий крест Господень, патом на всем, как в сей записи написано, потому мне, Государю своему Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руссии, и Его Царского Величества детем, которых ему Государю впредь Бог даст, служити, и прямити, и добра хотети во всем, в правду, безо всякие хитрости, и до своей смерти, по сему крестному целованью.

III. Роспись, которых городов детей Боярских и новокрещенов, и Татар, и Белозерцов, и атаманов, и козаков, и в которые статьи Государевым жалованьем, поместными и денежными оклады верстать, Окольничему Князю Дмитрию Алексеевичу Долгорукову, да Дьяку Ивану Тимашеву, нынешняго 161 году.

Украйные городы: Тула, Кошира, Калуга, Серпухов, Алексин, Коломна, Переславль-Рязанской, Таруса, Воротынеск, Мещовск, Медынь, Лихвин, Серпейск, Козелеск, Боровеск, Ярославец Малой, Верея, Солова, Ментора, Брянск.
Служилым новиком:
1 статье, отеческим детям самым лучшим 350 четвертей, денег, с городом 12 руб.
2 статье 300 четвертей, денег с городом 10 руб.
3 статье 250 четвертей, денег с городом 9 руб.
4 статье 200 четвертей, денег с городом 7 руб.
Неслужилым:
1 статье, отеческим детям, самым лучшим 300 четвертей, денег с городом 10 руб.
2 статье 250 четвертей, денег с городом 8 руб.
3 статье 200 четвертей, денег с городом 7 руб.
4 статье 150 четвертей, денег с городом 6 руб.
5 статье 100 четвертей, денег 5 руб.
Белев, Карачев, Волхов, Мценск.
Служилым:
1 статье, отеческим детям самым лучшим 350 четвертей, денег с городом 11 руб.
2 статье 300 четвертей, денег 10 руб.
3 статье 250 четвертей, денег 8 руб.
4 статье 200 четвертей, денег 7 руб.
5 статье 150 четвертей, денег 6 руб.
Неслужилым:
1 статье, отеческим детям, самым лучшим 300 четвертей, денег с городом 9 руб.
2 статье 250 четвертей, денег 8 руб.
3 статье 200 четвертей, денег 7 руб.
4 статье 150 четвертей, денег 6 руб.
5 статье 100 четвертей, денег 5 руб.
Орел, Кромы, Чернь, Новосиль.
Служилым:
1 статье отческим детям 250 четвертей, денег с городом 8 руб.
2 статье 200 четвертей, денег 7 руб.
3 статье 150 четвертей, денег 6 руб.
4 статье 100 четвертей, денег 5 руб.
5 статье 80 четвертей, денег 4 руб.
Неслужилым:
1 статье 200 четвертей, денег 7 руб.
2 статье 150 четвертей, денег 6 руб.
3 статье 100 четвертей, денег 5 руб.
4 статье 70 четвертей, денег 4 руб.
5 статье 50 четвертей, денег 3 руб. 50 копеек.
Старо дуб, Почеп, Рославль, Новгородок Северской, Путивль, Чернигов, Рылеск, Одоев, Ряской.
Служилым:
1 статье 300 четвертей, денег с городом 10 руб.
2 статье 250 четвертей, денег 8 руб.
3 статье 200 четвертей, денег 7 руб.
4 статье 150 четвертей, денег 6 руб.
5 статье 100 четвертей, денег 5 руб.
Неслужилым:
1 статье 250 четвертей, денег с городом 8 руб.
2 статье 200 четвертей, денег 7 руб.
3 статье 150 четвертей, денег 6 руб.
4 статье 100 четвертей, денег 5 руб.
5 статье 80 четвертей, денег 4 руб.
Новокрещены и Татарове Московские, Боровские, Серпуховские, Каломенские, Коширские, Калужские.
Служилым:
1 статье 250 четвертей, денег с городом 8 руб.
2 статье 200 четвертей, денег 7 руб.
3 статье 150 четвертей, денег 6 руб.
4 статье 100 четвертей, денег 5 руб.
5 статье 70 четвертей, денег 4 руб.
Неслужилым:
1 статье 200 четвертей, денег 7 руб.
2 статье 150 четвертей, денег 6 руб.
5 статье 100 четвертей, денег 5 руб.
4 статье 70 четвертей, денег 4 руб.
5 статье 50 четвертей, денег 4 руб.
Куреск, Елец, Воронеж, Белгород, Оскол, Епифань, Ливны.
Служилым:
1 статье 200 четвертей, денег 6 руб.
2 статье 150 четвертей, денег 5 руб.
3 статье 100 четвертей, денег 4 руб.
4 статье 70 четвертей, денег 3 руб. 50 копеек.
5 статье 50 четвертей, денег 3 руб.
Неслужилым:
1 статье 150 четвертей, денег 5 руб.
2 статье 100 четвертей, денег 4 руб.
3 статье 70 четвертей, денег 3 руб. 50 копеек.
4 статье 50 четвертей, денег 3 руб.
5 статье 40 четвертей, денег 3 руб.
Лебедянь, Донков.
1 статье 100 четвертей, денег 5 руб.
2 статье 70 четвертей, денег 4 руб.
3 статье 60 четвертей, денег 4 руб.
4 статье 50 четвертей, денег 3 руб. 50 коп.
5 статье 40 четвертей, денег 3 руб.
Замосковные, и Новгородские, и Понизовые городы: Володимир, Великий Новгород, Суздаль, Юрьев Польской, Лух, Гороховец, Муром, Нижний, Арзамас, Алатырь, Курмыш, Атемар, Переславль Залеской, Ростов, Ярославль, Кострома, Галич, Вологда, Романов, Пошехонье, Волок, Дмитров, Кашин, Углич, Бежецкой верх, Тверь, Торжок, Старица, Ржева, Володимирова, Псков, Луки Великие, Торопец, Ржева Пустая, Невль, Звенигород, Руза, Верея, Можайск, Вязьма, Смоленск, Дорогобуж, Белая.
Служилым новикам:
1 статье, отеческим детям, самым лучшим 350 четвертей, денег с городом 12 руб.
2 статье 300 четвертей, денег с городом 10 руб.
3 статье 250 четвертей, денег с городом 9 руб.
4 статье 200 четвертей денег с городом 7 руб.
5 статье 150 четвертей, денег с городом 6 руб.
Неслужилым:
1 статье, отеческим детям, самым лучшим 300 четвертей, денег с городом 10 руб.
2 статье 250 четвертей, денег с городом 8 руб.
3 статье 200 четвертей, денег с городом 7 руб.
4 статье 150 четвертей, денег с городом 6 руб.
5 статье 100 четвертей, денег с городом 5 руб.
Ярославские и Романовские новокрещены и Татарове.
Служилым:
1 статье 300 четвертей, денег 10 руб.
2 статье 250 четвертей, денег 8 руб.
3 статье 200 четвертей, денег 7 руб.
4 статье 150 четвертей, денег 6 руб.
5 статье 100 .четвертей, денег 5 руб.
Неслужилым:
1 статье 250 четвертей, денег 8 руб.
2 статье 200 четвертей, денег 7 руб.
3 статье 150 четвертей, денег 5 руб.
4 статье 100 четвертей, денег 4 руб.
Белозерцы и Бордаковские новокрещены.
Служилым:
1 статье 250 четвертей, денег 8 руб.
2 статье 200 четвертей, денег 7 руб.
3 статье 150 четвертей, денег 6 руб.
4 статье 100 четвертей, денег 5 руб.
Неслужилым:
1 статье 200 четвертей, денег 7 руб.
2 статье 150 четвертей, денег 6 руб.
3 статье 100 четвертей, денег 4 руб.
Казачьи дети, у которых отцы была верстаны и изпомещены.
1 статье 200 четвертей, денег 7 руб.
2 статье 150 четвертей, денег 6 руб.
3 статье 100 четвертей, денег 5 руб.
4 статье 80 четвертей, денег 4 руб.
5 статье 50 четвертей, денег 3 руб.
А у которых казачьих детей, отцы были неверстаны, и поместей за ними не было, и тех не верстать.
---
Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом)
rus3rb5

rus3rb5

г. Ленинск-Кузнецкий
Сообщений: 757
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 709
Дворянство — как высшее правящее сословие в России возникло на почве государственной службы. Так как в древнее время государственная служба ничем не отличалась от личного услужения князю, то этим прежде всего объясняется разнообразный состав общественных элементов, вошедших в состав Д. Целый ряд слуг помогал князю в разных сферах его государственной и домашней или хозяйственной деятельности. Наряду со свободными людьми стоял преобладающий по числу штат несвободных слуг-холопов, которые несут все обязанности по управлению княжеским хозяйством, а потому являются одновременно судьями и администраторами. Таковы тиуны, ключники, казначеи, посольские. Они, как несвободные, не могут по произволу оставить службу или отказаться от того или иного поручения. Вследствие того они теснее связаны со своим князем, который естественно должен был рано оценить эту хотя и невольную верность своих несвободных слуг, доверяя им больше, чем своим влиятельным свободным слугам. Эти последние ничем, кроме личного соглашения и личной выгоды, не были связаны со своим князем и могли покинуть его по усмотрению. Такое различие отношений мало-помалу, с постепенным усилением княжеской власти, привело к тому, что служба вольная стала перестраиваться по типу службы невольной, так что самое понятие службы как неизменного долга и верности зародилось и воспиталось в невольной холопской среде.
Самый термин «дворяне» встречается в памятниках не ранее второй половины XII века и обозначает людей, живущих при княжеском дворе. Другое их названиe — дворовые люди (см.). Дворянами с самого первого момента возникновения этого термина были, таким образом, и вольные слуги, и холопы. Сначала положение Д. было невидное. Они воюют, судят, собирают пошлины, но только в качестве мелких исполнительных органов. Близость к князю привлекала, однако, в придворный штат и людей знатных. Дети бояр не брезгают начинать свою карьеру при княжеском дворе в составе младшей дружины, так как жить близ князя значило жить «близ милости». В числе детских и отроков могли быть также молодые люди боярского происхождения. С XIII в. имеются прямые указания, что в разряде дворных слуг были дети боярские.
По мере усиления Московского государства и расширения его границ прилив знати в состав придворного штата московских государей все более усиливается. Вслед за детьми боярскими и их отцы, бояре, стремятся проникнуть в придворную среду. Численность придворного штата значительно возрастает со второй половины XV в., с одной стороны, по мере присоединения к Москве других княжений и с причислением контингента дворовых слуг прежних владетельных княжений к московскому двору, с другой — в зависимости от возрастающей пышности придворной обстановки. Около этого времени в распоряжении государя стоит такое число дворных слуг, или дворян, что жить им всем при дворе становится слишком тесно. Отсюда — поместная система: дворяне были испомещены на государевой земле, участки которой передавались им в пользование под условием службы. Так появились дворяне-помещики.
В этом своем новом качестве дворяне еще продолжают стоять ниже бояр и детей боярских, которые в награду за службу получают кормление или земли в вотчину. Продолжает существовать и различие между обязательной службой дворян и вольной службой бояр и детей боярских.
Но московские князья очень рано начали бороться с невыгодами вольной службы и главным ее оплотом — свободой отъезда. Признавая эту свободу в многочисленных междукняжеских договорах, на практике они борются с ней всеми способами, применяя различные невыгодные последствия к отъездчикам: отбирают у них вотчины, понижают их служилую честь и применяют к ним и иные меры наказания до смертной казни включительно, когда это было возможно. В предупреждение же отъезда московское правительство берет с подозреваемых записи о неотъезде, гарантируя такие записи порукой и денежными залогами. Когда к началу XVI века все почти прочие княжества были присоединены к Москве, то и отъезжать стало некуда, кроме Литвы, а отъезд в чужеземное государство был, с точки зрения правительства, изменой. Это воззрение проникает и в служилую среду: раскаявшиеся отъездчики по возвращении в отечество просят государя снять с их имени недобрую славу — «мерзячку», — какая тяготела над ними со времени отъезда. В XVI веке свободы отъезда не существует, а вместе с тем утратила всякое значение и вольная служба: для вольных слуг возникла обязанность служить и по типу службы между дворянами и боярами исчезло всякое принципиальное различие. Другое различие, в общественном положении, также постепенно сгладилось в течение XVI в. Бояре и дети боярские уже с конца XV в. получают поместья, сначала в исключительных случаях. Иоанн III конфисковал вотчины у новгородских бояр в 1484 и 1489 гг. и наделил их поместьями в московском и других уездах; конфискованные же их вотчины роздал в поместье московским детям боярским. Иоанн IV в 1550 г. приказал поместить в Московском уезде 1000 детей боярских и наделить поместьями бояр, у которых в этом районе не оказалось вотчин и поместий.
Таким образом, наряду с дворянами-помещиками появились помещики-бояре и дети боярские. Для дворян не существовало более никаких юридических преград перейти в разряд вотчинников. В первой половине XVI в. только официальный язык продолжает отражать старину: в официальных актах дети боярские стоят всегда выше дворян, хотя на деле они юридически уравнялись, а фактически положение детей боярских, по свидетельству Судебника Царского, вынуждало их нередко даже поступать в холопы. Со второй половины XVI в. начинает исчезать старина и в языке: дети боярские также называются дворянами, а когда оба эти термина встречаются рядом, то дворяне нередко ставятся выше детей боярских. В XVII в. это уже обычный порядок. Торжество одного термина над другим знаменует окончательную победу типа придворной службы над службой свободной. Но теперь лишь на долю немногих дворян выпадал счастливый жребий служить при государевом дворе или хотя бы вблизи двора: большинство дворян несло эту службу по городам.
Эта дворянская служба была военной и стала обязательной. В 1556 г. Иоанн IV «с вотчин и поместий уложенную службу учинил»: со 100 четвертей земли должен быть выставлен вооруженный человек на коне.
---
Изучая свое родословие, мы Отечественную историю приводим в порядок.

Сидоров (Мценский уезд, д.Сидорово), Овсянников (Курская губ.), Заболоцкий (Гомельская обл. Лоевский район)
Лайк (1)
Виктор Зайцев

Виктор Зайцев

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 597
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 745

Чертеж городов, сторож и станичных раз'ездов на Степной Украйне Московского государства

Файл можно получить по ссылке:
Storozevaya_sluzba.jpg
https://yadi.sk/i/fmvq1Vwebd48a
---
Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом)
Виктор Зайцев

Виктор Зайцев

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 597
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 745

rus3rb5 написал:
[q]
В 1556 г. Иоанн IV «с вотчин и поместий уложенную службу учинил»: со 100 четвертей земли должен быть выставлен вооруженный человек на коне.
[/q]


Если для дальних походов, то одвуконь...

При Борисе Годунове каждый землевладелец со 100 четвертей должен был выставлять уже по конному и пешему воину.
---
Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 8 9 10 11 12 * 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Юрвен, irisha166

Вверх ⇈