Лукьянчиковы - дети боярские, дворяне-однодворцы.
Новгородские, орловские, курские, симбиряне, д.Пески, Карсунского уезда Симбирской губернии. Ведомость Симбирского наместничества 1780 года.
Лукьянчиков ЕвгенийСообщений: 518 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 104 | Наверх ##
15 июня 2018 11:34 Как все это произошло, навряд ли удастся разобраться. По всей вероятности в данном случае можно привести следующее выражение: [q] Тайна крупных состояний, возникших ни откуда, в безупречно совершенном и потому забытом преступлении. Оноре де Бальзак [/q] | | |
Лукьянчиков ЕвгенийСообщений: 518 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 104 | Наверх ##
17 июня 2018 13:26 Дети боярские, или История одного русского рода Однодворцы В начале 18-го века передовые аванпосты служилых людей продвинулись к Донцу и Осколу, границы государства российского стали уходить южнее и западнее, и для военно-служилых людей Курского края настало некоторое послабление. Дворянам и детям боярским было разрешено уходить в отставку и садиться на свою землю, в поместья. Говоря по-современному, становиться фермерами. Если раньше поместья давали только во временное пользование, на время воинской службы, то постепенно указ за указом ограничения снимались, права на владение поместьем стали переходить к прямым наследникам, к женам с детьми, потом к вдовам, и даже боковым родственикам. Когда у служилого человека «поспевали сыновья в службу», то они или «припускались» к отцу в поместье, или жаловались поместьем в отвод от отца. В итоге, когда с поместьями и их наследием наладилась относительная стабильность, оказалось, что многие дворяне и дети боярские не хотят всю жизнь таскать на боку саблю и призываться в войска до самой старости и смерти, и они стали переходить в помещики и прочие землевладельцы мирного времени. Так стало образовываться сословие однодворцев, или испомещенных служилых людей и их детей. Как отмечает А.А. Танков, в 18 веке в сословие однодворцев перешли многие дворяне, желая освободиться от службы. В 19-м веке им дано было право доказывать свое дворянство и, доказав, выслуживать его обратно военной службой. Но многим фермерство было больше по душе. При Павле начнется переход от четвертного права к душевому. Это – болезненная часть истории однодворцев. Она связана с переделом земель. Дело в том, что выданные 100-200 лет назад дворянам и детям боярским поместья, в то время довольно обширные, а также относительно небольшие угодья для испомещения служилых людей более низких категорий заселялись и дробились неравномерно, что вполне естественно. Возник сильный разнобой в размере наделов на однодворческую душу. При императоре Павле было решено переходить от четвертного, наследственного принципа, к подушному, и перераспределить землю по 15 десятин (10 четвертей в поле, а в дву потому ж) на человека, точнее, на «ревизскую душу», или 60 десятин на двор. Оказалось, что столько земли просто нет. Тогда было решено там, где земля есть, выдать по 15 десятин, а где ее столько нет – по 8 десятин (5-1/3 четвертей) на ревизскую душу. Но в любом случае малоземельным это было выгодно. Ведь служилые низких категорий зачастую испомещались только 25 четвертями, и с тех пор дробились так, что на человека приходилось буквально по четверти, а то и меньше, если не считать, конечно, самовольных захватов земель. По 15, и даже 8 десятин на душу было не сравнить с четвертным вариантом. Естественно, малоземельные при переходе на душевой передел ликовали, а многоземельные были этим крайне напряжены. Павел I процарствовал всего пять лет, но его подушная реформа растянулась почти на целый век, доводя местами до физических столкновений между малоземельными и многоземельными крестьянами. Тем более однодворцы многих малоземельных, хотя и вольных крестьян, считали значительно более низкими по статусу. Среди них было много пришлых – «на наследницу-однодворку», пришедших на купленные земли, и прочих разночинцев и кулаков. http://pereformat.ru/2013/12/deti-boyarskie/ | | Лайк (1) |
Amelina OlgaУчастник Москва Сообщений: 70 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 66 | Наверх ##
25 июня 2018 12:24 25 июня 2018 12:30 Лукьянчиков Евгений написал: [q] Занимаясь родословной Лукьянчиковых я обнаружил, что в Курском уезде они пересеклись с Клёсовыми.
http://ross.ariy.org/index.php...ljosov-a-a Статья представляет определенный интерес. Жаль, что в этой статье не установлено откуда Клёсовы появились в Курском уезде.
[/q]
деревня Клесово (Курской губернии ДмитрИЕвский уезд) предположительно дала фамилию своим жителям. У меня есть дерево по Клесовым (пращур 1580г), одного из потомков той ветки. Мои же потомки Клесовы из Курска мне известны не так глубоко, пока лишь по 10-й ревизии. Если Вам интересно дайте знать в личку. | | |
Лукьянчиков ЕвгенийСообщений: 518 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 104 | Наверх ##
14 июля 2018 14:53 На этой фотографии с левой стороны Лукьянчикова Мария Ивановна, а с правой стороны Ефремова Мария Петровна(1916 г. р.). Фотография сделана примерно в 1968 - 1970 г.
| | |
Leka65 Новичок
Ульяновск Сообщений: 1 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 4 | Наверх ##
25 октября 2018 21:39 Павел фролович не был выслан на спец.поселение. Его семью выгнали из дома в полном смысле без всего. Из бабушкиных рассказов помню, что у нее отняли даже горшок с цветком (она его поливала). Предложили жить в своем дворе в конюшне. Но Павел Фролович (П.Ф.) отказался. Они заселились в заброшенный дом в Нахаловке. П.Ф. работал в плотницкой артели, строили дома, мосты (Мост через реку Барыш тоже строил он - весной возводили, в начале зимы разбирали). в дальнейшем купил дом в Дворянях (от моста - 1 дом). Был большим хозяйственником и тружеником,огород, сад, пасека, скотина - все с нуля.
Прикрепленный файл (Павел Фролович с женой, дочерью Лизой и внуками.pdf, 247251 байт)--- Ищу сведения о Ефремовых, Лукьянчиковых,Мячиных, Хализовых из Ульяновска, д.Пески Карсунского района Ульяновской обл. | | |
Лукьянчиков ЕвгенийСообщений: 518 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 104 | Наверх ##
24 ноября 2018 12:49 Leka65 Елена!!! Большое спасибо за все присланные фото и материалы. А если у тебя возможность посмотреть материалы, относящиеся к Павлу Фроловичу Лукьянчикову и Гаврилу Фроловича Лукьянчикова. | | |
Лукьянчиков ЕвгенийСообщений: 518 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 104 | Наверх ##
23 марта 2019 13:29 23 марта 2019 14:08 с. ВЕШКАЙМА ВЕШКАЙМА - село, центр Вешкаймского сельского поселения Веш-каймского района, самый крупный населённый пункт в районе после рабочего посёлка Вешкайма (центр района) и рабочего посёлка Чуфарово. Расположено в 7 км к северо-западу от районного центра на обоих берегах речки Вешкайма, левого притока реки Барыш. Название речки мордовское. В диалекте эрзя мордовского языка нарицательное слово «вишка» означает «малый, небольшой по размерам», а словосочетание «вишкине ведь» – «малая река» (речка). Её глубина у села составляет 15 – 20 см. К востоку от села находятся массивы смешанного леса и меловые горы с редкими лесными насаждениями. Возникло в 1665 г. как деревня Вешкаймская Слобода. Играла роль военно-пограничного форпоста, выдвинутого на юг от Карсунской засечной черты, откуда ожидались внешние вторжения. Основали деревню переселённые из города Карсуна станичные дозорные казаки во главе с Д. Борзовым. Казаки были не вольными (как на Дону или Тереке), а служилыми. Входили в сословие служилых людей по прибору, в отличие от феодалов, входивших в сословие служилых людей по отечеству. Казаки несли военную службу и одновременно занимались сельским хозяйством. Для этого им в коллективное пользование жаловались земли. Дозорные казаки (в отличие от других) обязаны были следить за тем, что происходило к югу от засечной черты, и в случае опасности докладывать карсунскому воеводе. Статус слободы позволял принимать людей, бежавших из владений феодалов. Требовалось сразу после заселения построить и освятить церковь, но даже в 1686 г. церкви ещё не было. Гарнизон во главе с Д. Борзовым не достиг даже полусотни. В пользо-вании казаков находилось 676 десятин усадебной, пашенной и сенокосной земли. В резерве оставалось 150 десятин «примерной» земли в расчёте на «верстание» в службу младших братьев, сыновей и племянников. Кроме того, у казаков было 100 десятин «непашенного» леса. Они использовали его для заготовки дров и строительного леса, но не имели права расчищать под пашню. Церковь казаки всё-таки построили, ибо позже Вешкаймская Слобода называлась селом Богородским, по названию церкви Богородицы. Именно наличие церкви тогда отличало село от деревни. Жители окрестных деревень входили в один с селом приход и приходили в сельскую церковь для совершения необходимых обрядов. В конце XVII в. дозорные казаки были выселены вместе со своими семьями в недавно завоёванный город Азов. Именно туда переселялись жители других военных поселений Карсунского и Симбирского уездов. В 1699 г. земли в Вешкайме получили в пожалование бояре и князья братья И. И. и П. И. Хованские. Они перевели сюда крепостных крестьян из своих «замосковских» (располагавшихся к северу от Москвы) вотчин. В 1720 г. «на прежнем церковном месте» возведена новая церковь, «тёплая» (отапливаемая), с престолом великомученицы Параскевы Пятницы. Платила она в Патриарший приказ «пошлин» 3 алтына и 2 деньги. В 1760 г. дети князя В. П. Хованского продали имение с крепостными крестьянами в сёлах Вешкайма и Вырыпаевка жене «артиллерии аудито-ра» А. Родионова Наталье Ивановне. Этим имением Родионовы владели до 1917. На средства секунд-майора И. А. Родионова и его брата лейб-гвардии сержанта Н. А. Родионова в селе было заложено новое кирпичное здание церкви. Хозяйство Родионовы считалось одним из лучших в России. В 7-м выпуске «Описания отдельных русских хозяйств. Симбирская губерния» (Петербург, 1898) ему посвящено 14 страниц. В Вешкайме им принадлежали 6336 десятин земли, более тысячи крепостных крестьян и дворовых людей (рабов), винокуренный и кожевенный «заводы» (мануфактуры), водяные мельницы, 120 рабочих лошадей и 29 волов, много разнообразной сельскохозяйственной техники. Стоимость жилых и хозяйственных построек оценивалась в 83 тысячи 600 рублей. В 1864 г. в селе открылось мужское начальное училище, которое в 1872 г. посетил инспектор народных училищ И. Н. Ульянов. Со стороны учителя, священника Казанской епархии, он не заметил «ни усердия, ни любви к делу». Через год тот был заменён симбирским учителем А. И. Дворянским. В 1880 году с помощью И. Н. Ульянова построили новую школу – земское училище, а в 1906-м в селе открыли второе земское училище. В 1875 открылась участковая земская больница на 18 койко-мест. В ней работали 1 врач, 3 фельдшера и 1 акушерка. Лечилось 240 человек из трёх приписанных волостей: Вешкаймская, Каргинская и Мало-Карсунская. Размещалась больница в деревянном здании на 5 палат и комнату для медицинского персонала. На её содержание с крестьянского населения волостей ежегодно собиралось по 10 копеек с «души» (дворовладельца). Среди болезней преобладали сыпной тиф, «кровяной понос», скарлатина, дифтерит, коклюш, «рожа» (заражение от свежего разделываемого мяса) и натуральная оспа. В Вешкаймской земской лечебнице работал участковый врач – просвятитель Сергей Александрович Архаров. У краеведа нашего района П. Д. Дорогойченко имеется статья, которая называется «Земский врач С.А.Архаров», в которой рассказывается о его деятельности, он не только занимался лечебной деятельностью, но и вел большую просветительскую работу по борьбе с пьянством. Этот человек в 1908 году в селе Вешкайма организовал общество трезвости. Сергей Александрович Архаров своими глазами видел, как пьянство уничтожает в людях все человеческое, губит семьи и хозяйства крестьян. Веря в разум просвещения и воспитание, он не по требованию, а по зову сердца вел большую работу по борьбе с алкоголизмом, одновременно и проводил лечение людей от алкоголя, но эффективным средством борьбы с пьянством он считал воспитание общественное воздействие. В этих целях в 1907 году врач открывает в Вешкайме чайную, где за чашкой чая проводил научные беседы с крестьянами. Видя хорошие плоды работы, Архаров вскоре открывает в селе публичную библиотеку с читальной комнатой. А 14 декабря 1908 года создается общество трезвости. К благотворительным занятиям своего авторитетного доктора население относилось с интересом и уважением. Через год общество насчитывало уже 150человек. Представитель уездной администрации, проверивший в марте 1909 года деятельность Вешкаймского общества трезвости, отмечал «Благодетельные результаты означенного общества уже успели сказаться, несмотря на кратковременное свое существование. Вешкймское общество установило связь с Александро – Невским обществом трезвости в Петербурге. 25 апреля 1909 года Симбирское губернское по делам об обществах присутствие во главе с губернатором рассмотрело и утвердило устав Вешкаймского общества трезвой жизни, причем сделало такое письменное заявление: «Устройство библиотек и читален допускается с соблюдением соответствующих на этот предмет правил, 7 августа того же года данное общество внесено в реестр обществ и союзов Симбирской губернии. Вешкаймское общество трезвости не осталось одиноким ростком. Оно стало поддерживать тесные связи с образовавшимися позднее обществами трезвости в селах Китовке, Карлинском Чертановке и других. В 1913 г. в селе имелись кирпичная Казанская церковь и часовня (не со-хранились), 3 школы (министерская, церковно-приходская и ремесленная-ткацкая), волостное правление и больница, 2 водяных и 3 ветряных мельницы, несколько маслобоек, овчинные и сапожные мастерские, 2 винокуренных завода, конный завод и две усадьбы дворян Родионовых. Село Вешкайма было центром Вешкаймской волости Карсунского уезда Симбирской губернии. В 1917 г. вешкаймцы одними из первых в губернии объявили имущество помещиков народным достоянием, но передача земли Родионовых состоялась позднее. Волнения крестьян продолжались вплоть до свержения Временного правительства. Источник: http://73history.ru/set-prroekti/1000-pos-ul/118-s-veshkajma Вот так крестьяне с. Вешкайма "любили" помещиков Родионовых. | | |
Лукьянчиков ЕвгенийСообщений: 518 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 104 | Наверх ##
30 марта 2019 12:25 Архивно-следственное дело Лукьянчикова 1937 г.
| | |
|