Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Поиск предков, родичей и/или однофамильцев »   Л »   Ла - Лё »   Левковские
RSS


Левковские

Создание общей родословной.


<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... 221 222 223 224 225 * 226 227 228 229 ... 235 236 237 238 239 240 [ >>>>>> ]
Модераторы: Vodnik_dnepr, Радомир
Ivan Levkovskiy
Долгожитель форума


Ivan Levkovskiy

Украина
Сообщений: 1293
Регистрация: 10 сен. 2009
Рейтинг: 6028 

Интересная фамилия Бернатович, скорее иностранного происхождения от имени Бернард.

В доказательстве №1 явная ошибка (описка писаря?), не 1602, а 1702 год. В этом случае "Войцех Шимонов сын а Гавриилов внук Бернатович" 1733 и 1760 годов не будет противоречить "Шимону Гаврилову Бернатовичу" 1702 года.

Скорее всего, что Бернатовичи получили часть Ходаков в Киевском, а не Брацлавском воеводстве (о последних не встречал сведений, а тем более не встречал шляхтичей Ходаковских (от с. Ходаки под Баром). Не нахожу связи и с известным старостой барским, Бернардом Претвичем.

"Введен в вотчинное владение" может быть истолковано по-разному, нужны источники, чего гадать.

Три метрики 1743, 1745, 1750 гг. из Крживанского приходского костела.
Не стоит искать этот костел вблизи Ходаков, ведь на тот момент Бернатовичи Ходаки, наверное покинули (эта сделка, оформленная в 1760 году, вероятно, была по факту осуществлена намного раньше, что среди шляхты случалось нередко). А значит этот костел находился в Сквирском уезде? Предполагаю, что это Кривинский костел (село Кривин, теперь село Кривое):
[q]
Село Кривин Сквирського повіту Київської губернії (тепер село Криве Попільнянського району Житомирської области)
[/q]


Костел был известен в соседнем селе Ходорков. Был ли костел в Кривине я не знаю, но точно известно, что село Кривое лежало на том же грунте, что и местечко Ходорков (см. внизу документ от 1622 года: Zrodła Dziejowe, T. XXI, Warszawa, 1894, S. 625).

Как оказались Бернатовичи в Ходаках? Возможно, что они как-то (родственно?) связаны с неким Якобом Камерлингом, который в 1604 году подписал контракт с Павлом Плоским на аренду производства поташа в лесах Ходаковских? (см. внизу документ от 1604 года: Zrodła Dziejowe, T. XXI, Warszawa, 1894, S. 500).

О том, что Бернатовичи были не местного происхождения, см. также у Бонецкого они из Литвы (Т. 1, стр. 170).

Прикрепленный файл (Снимок экрана 2017-11-29 в 16.57.23.png, 120747 байт<!--, скачан: 0 раз-->)
Czernichowski
Долгожитель форума



Екатеринбург
Сообщений: 1273
Регистрация: 11 мая 2012
Рейтинг: 710 

Bernad

В Вашем роду некоторая путаница наблюдается. Семья, потомки Войцеха Симоновича Бернатовича подала документы в киевское ДС, была перенесена из 1-й в 6-ю часть решением КДС. Но в позднем списке киевских дворян их нет вовсе. Зато потомки Войцеха Семеновича Бернатовича присутствуют в списке дворян волынской губернии. Утверждены герольдией в 1861 году, но не в 6-ю, а только в 1-ю часть. Как такое может быть?
Два варианта. Первый: две ветки потомков Войцеха разделились и подавали документы отдельно в разных губерниях. Волынские утвердились герольдией, киевские получили решения КДС, но не утверждены герольдией.
Второй вариант. Это та же самая семья. Но герольдия, получив документы из Киевского дворянского собрания, дворянство признала, но древность рода до 1685 года не приняла. Потому определила семью обратно в 1-ю часть книги. К тому же, на основании того, что земельные владения, доказывающие дворянство, были в волынской губернии, перенесла семью из киевского собрания в волынское. Возможно, потому и самих документов нет в киевском деле. Они должны быть в житомирском архиве.
Разбирайтесь. Первым делом просмотрите имена Бернатовичей в списке дворян волынской губернии. Если Ваших нет, возможен первый вариант. Если есть, вероятно, верен второй.
В любом случае добывать в ГАЖО дворянское дело волынских Бернатовичей надо, поскольку они все равно потомки того же Войцеха. Какие-то документы будут, так или иначе, Вам полезны. Есть два дворянских дела Бернатовичей по волынской губернии в РГИА. Но надо учитывать, что в волынской губернии был утвержден еще один род Бернатовичей, не родственный Вашему, причем в 6-й части книги. Их дело тоже должно лежать и в ГАЖО и в РГИА. И какое чье, неизвестно.

Прикрепленный файл (Бернатовичи.jpg, 296756 байт<!--, скачан: 0 раз-->)
Bernad
Участник



Сообщений: 97
Регистрация: 10 дек. 2015
Рейтинг: 57 

Ivan Levkovskiy

Спасибо за участие и ссылки!
Бернатовичи были разных гербов (порядка 10). По переписи войска ВКЛ 1528 года есть Бернат и записано 32 Бернатовича - бояр и земян по Жемайтийским землям, Виленскому воеводству, Подляшью, Троцкому воеводству. Имена: Богдан, Войтко, Войтех, Лаврин, Лавринец, Манко, Матей, Мацко, Миколай, Павел, Петраш, Петрашко, Роман, Ромашко, Сташко, Стецко, Шимко, Ян, Юрага, Юрый, Добко, Езоф, Ганус.. Возможно, потомки Бернатов. Имя Бернат не православное, но имена Бернатовичей, если не исказились при переписке оригинала 1528 года в более позднее время - тот документ, что сейчас существует в Архиве Белоруссии, вполне православные. Правда, незнаю, могли бы быть такие имена в конце 15 - начале 16 вв у католиков? В тот период на тех землях, язычников - местных балтских племен приобщали к католичеству.. Конечно, они все "литвины" - так звали себя все жители ВКЛ. Но по вере/вероисповеданию? Если бояре - руськие бояре Киевской Руси? православные надо думать? Или я ошибаюсь? Как считаете? Потомки Бернатовичей прослеживаются, в основном на территории нынешних Украины, Белорусии, Литвы, Польши - бывших землях Речи Посполитой. В советские времена по национальности, соответственно, все Бернатовичи записывалась по-разному: поляки, литовцы, белорусы, украинцы. Большая часть Бернатовичей 18-19 вв. - католики. Но если предки были боярами руськими - изначально были православными?
Получив сведения из двор.дела по Ходакам, и Вы подтверждаете, что, скорее всего, это Ходаки Овручского староства, теперь надо собирать информацию о том где именно, в каких актах, архивах могли упоминаться Войцех (прибл.1700-1710 гг рожд), Шимон-Семен (прибл.1660-1680гг рожд), Гавриил-Габриэль? (прибл.1610-1640 гг рожд) по Киевскому воеводству, Овручскому староству. Откуда там появились.
И, возможно, не стоит исключать мою версию о том, что 1602 год в деле не был ошибкой - год увязки, некоего документа, сделки по Ходакам предков Шимона, а Шимон вводится во владение по ней гораздо
позже.
Я предполагала, что Бернатовичи могли породнится с кем-то из проживающих на Ходаковских или близлежащих землях. Хоть овручская/заушская шляхта крепко держалась православия, но, ведь, случались, что выходили замуж за католиков.
Неожиданное Ваше предположение, что Бернатовичи могли быть как-то связаны (родственно?) с Якобом Камерлингом, который получает контракт (1604) на аренду производства поташа в Ходаковских лесах. Текст на польском мною еще окончательно не осилен.. К сожалению, по доступным материалам - в интернете ничего по этому господину не нашлось, только Вами любезно предоставленная ссылка на контракт. Поскольку пока других версий появления Бернатовичей на этой территории нет, надо ее также рассматривать. Еще и потому, что в двор. деле есть сведения:
"Контракт учиненный в 1789 года декабря 15 дня, по которому Генеральный управитель имений Г.Северина Ржевуского принял во услужение к присмотру лесов в Городской волости Ивана Бернатовича, который контракт им Г.Ржевуским утвержден..".
Иван Бернатович - сын Войцеха. О какой Городской волости идет речь пока неясно, как и то, что означает эта должность: "присмотр лесов волости", которую сам Северин Ржевуский должен утверждать..
Но тут тоже леса! Хоть это уже намного позже - почти через два столетия и только "за уши" можно подтянуть друг к другу эти два факта..
Значит, Павел Плоский - владелец Ходаковских лесов на 1604 год. В тексте контракта, как слабо понимаю, говорится, что его имения также в других местах - в Zmijowszczyznie. Это, наверное, не Жемайтия,
а Zamojszczyzna - Люблинского воеводства...zszcz..
Дедушка мой, потомок этих Бернатовичей 1893 гр, говорил о том, что когда-то (когда?) семья из Львова. Теперь некого переспросить и уточнить, действительно ли из Львова..
Уважаемый форумчанин germanas предоставил мне таблицы по львовским Бернатовичам, нашелся и Габриэль Бернатович, который го годам подходит нашему Шимону в отцы. Но тот Габриэль герба Сухикомнаты, а наши при подаче документов в КДДС указывали на герб Бялыня.
Могли ли менять герб интересно?


Bernad
Участник



Сообщений: 97
Регистрация: 10 дек. 2015
Рейтинг: 57 

Ivan Levkovskiy

Относительно "Крживанского костела"
Krzywance - pow.Sejnenski; Krzywanice - pow.Noworadomski; Krzywicz - pow.Chelmski; Krzywiec - pow.Taraszczanski; с.Криве-Кривое - нын.Сколивский р-н Львовской обл.;
Село, на которое Вы указываете - Krzywe - pow.Skwirski - с.Кривое Корнинской волости Сквирского уезда Киевской губернии, ныне Попелянского р-на Житомирской обл., основано 1619, когда-то называлось Кривин - Krzywe(i?)n, относилось к Ходорковскому костелу Св.Каетана (Деканат Сквирский). В ЦГИАК есть метр.книги по костела только с 1836. Но костел не мог бы называться Крживанский..
Видимо, надо "цепляться" за какие-то другие сведения пока, помимо указания на Крживанский костел.

Иван(Ян?) Бернатович 1745 гр (из метр.записи Крживанского костела), сын Войцеха был женат на Агнешке Гржельской. По этой фамилии по Овручскому староству Вам ничего не попадалось? Возможно, после продажи части Ходаков в 1760, семья оставалась жить в тех местах.. Следующие сведения по семье в другой местности - запись о погребении Войцеха в 1789 - Погребищский костел (затем поколения живут в
селах возле Погребищ Сквирского уезда Киевской губернии.)



Bernad
Участник



Сообщений: 97
Регистрация: 10 дек. 2015
Рейтинг: 57 

Czernichowski

Вот это - да! Здорово! Вы прямо в точку!! Это то, что еще предстоит выяснить. Спасибо! Тот список из родословной, что Вы выложили по Волынской губернии - все наши, но не мои прямые. Кто-то в сетях выкладывал несколько лет назад этот список и у меня он был. Было непонятно наши ли. Неизвестно ли под каким гербом они числятся?
Поскольку копии дел двух родов Бернатовичей (герба Бялыня-наши и герба Лелива-селение Золотуха, близкое родство пока не прослеживается) из КДДС получены недавно, еще не проверены все варианты
"такой несправедливости".

Сыновья Войцеха: Иван (мой пра-) и Антон-Иосиф - они и подавали документы в Киевское ДДС на подтверждение дворянства в 1802 (в 1815 записаны в 1 часть дворян.книги) и в 1836 (записаны в 6 часть).

Сыновья Ивана: Адам (мой пра-) и Андрей проживают с отцом в с.Морозовка Сквирского уезда (по ревизии 1795). "Выпись увязки сознанной 1791 года января 18 числа в Киевском Городском Суде, по которой Иван Бернатович и жена его Агнешка из Гржельских, да сын старший их Адам введены в дожизненное владение по документу от Г.Г.Плятеров данному, домом и землями". Непонятно, пока, какого рода документ - графы Плятеры помимо имений в Курляндии, Витебской губ., Могилевской, также имеют земли в Подольской, Волынской и Киевской губерниях (с.Иллинцы Липовецкого уезда).
В деле не сказано где дом с землями. Предполагаю, что в с.Морозовка. На тот момент селом владеет Констанция Де-Монтрезор (дочь Вацлава Любовицкого), неизвестно, проживает ли сама там, но известно, что земли Морозовки долгое время сдавались в аренду. Какое отношение к ним имел некий Плятер пока непонятно.
Сын Андрея Дионизий с женой на 1832 год еще проживают в с.Морозовка, затем по метр.записи Топоровского костела Св.Троицы о рождении у них дочери Теклы (1836), они уже жительствуют в с.Березянка. Дальнейшими сведениями о них не располагаю (известно только, что некий Ян Северинович, предположительно внук Дионизия, с.Озеры был ранен в 1914).

Сыновья Антона-Иосифа: Гилярий, Игнатий, Александр и Иосиф на 1795 числятся по с.Сахны, Антон там служащий, в 1811 по Малым Лещинцам Махновского(Бердического) уезда.

Когда у Адама рождается в 1836 сын Леон (мой пра-) от 2(3?) жены Марианны Мошковской, отцу его около 64 лет. Мне неизвестно в каком году умер Адам, если предположить, что вскоре умер, Леон остается в Киевской губернии один (правда были еще дети Адама от предыдущей жены Виктории Забанской - Иван (Ян?) и Фекля (в православии Анна, на 1845 записана дворянкой), но о их дальнейшей судьбе ничего неизвестно. Земли были в дожизненном владении Адама, т.е., как понимаю, дети ее лишаются. И Леон по метр.записи 1854 года записан уже однодворцем. Видимо, не мог вместе с братом отца подавать
документы на подтверждение дворянства. Так или иначе, все кроме Леона остаются в дворянском сословии до революции. Если записаны в 1 часть р.к., то бумаг на Шимона в деле могло и не быть.

Спасибо большое за участие! И Ваше предположение о том, что все "общие" документы по Войцеху-Шимону могут быть в Волынском деле надо проверять в Житомирском архиве конечно.
Bernad
Участник



Сообщений: 97
Регистрация: 10 дек. 2015
Рейтинг: 57 

Czernichowski

Пардон, неточность:
Стефан Любовицкий (отец Вацлава) покупает Морозовку вместе с др.селами в 1805 году. А, унаследовавший ее Вацлав долгое время сдает земли Морозовки в аренду.
А в 1789-1791 Морозовкой (как и др.близлежащими селами и Погребищами) еще владеет Адам Станиславович Ржевуский (до Ржевуских эти земли принадлежали Радзивиллам, которым они отошли, видимо, по браку с дочерью Вишневецких)
Ivan Levkovskiy
Долгожитель форума


Ivan Levkovskiy

Украина
Сообщений: 1293
Регистрация: 10 сен. 2009
Рейтинг: 6028 

Село Ходаки или Подарнова, отпадает, так как согласно Люстрации Барского староства 1615 года находилось в "доживотном" владении (не отчизне!) шляхтичей Ходаковых (не Ходаковских!) по королевскому привилею 1593 года (см. Źródła dziejowe. T. 5. 1877, S. 26).

Якоб Камерлинг (по утверждению польського историка А. Яблоновского, см. Źródła dziejowe. Т. XXII, Warszawa, 1897, S. 360), скорее всего был гданьским купцом, скупавшим поташ в будах на Полесье (см. актовые записи за 1606 год например здесь и здесь ), судя по фамилии не польского, а прусского происхождения (Гданьск до 1466 года действительно принадлежал Тевтонскому ордену, а затем Пруссии).

Павел Плоский (из рода волынских Янчинских?), хотя и продал в 1600 году свою часть в Кальнике, Париевцах, Скоморошках княгине Корецкой, что в Брацлавщине, находился на должности подстаросты житомирского (Zrodła Dziejowe, T. XXI, Warszawa, 1894, S. 63).

И, наконец, есть интереснейший документ №829 от 1634 года в котором король рассматривает дело между гданьским мещанином Матвеем Фиком и львовским армянином Гаврилом Бернатовичем. Причем, в этом же источнике упоминается множество Бернатовичей и все они - львовские армяне. Случайно ли эти все совпадения? Может быть Бернатовичи изначально и были не шляхтой, а армянскими купцами, связанными делами поставок поташа в Гданск со своими коллегами оттуда?

Прикрепленный файл (Снимок экрана 2017-11-30 в 21.34.51.png, 201777 байт<!--, скачан: 0 раз-->)
Czernichowski
Долгожитель форума



Екатеринбург
Сообщений: 1273
Регистрация: 11 мая 2012
Рейтинг: 710 


Ivan Levkovskiy написал:
[q]
Может быть Бернатовичи изначально и были не шляхтой, а армянскими купцами, связанными делами поставок поташа в Гданск со своими коллегами оттуда?
[/q]


В гербовнике Уруского о львовских Бернатовичах написано - "Одна из древнейших армянских фамилий Червоной Руси". Пользовались собственным гербом "Бернатович" еще с 14 века.
А теперь немножко домыслов. Ниже привожу один из вариантов герба "Бернатович" из Гайля и рядом герб "Бялыня" из Несецкого. Не замечаете некоторого сходства?
Уже доказано, что самые древние польские гербы рисовались простыми фигурами, не имеющими "говорящего" смысла. Только позже кресты стали превращаться, например, в мечи с перекрестием на рукояти, простые стрелки - в стрелы лука, полукружия - в подковы, или трубы. Это так, информация к размышлению.
Да, рассмотрел Ваш герб, и привожу еще второй вариант герба "Бернатович" из Гайля. Забавное совпадение.


Прикрепленный файл (bernatowicz2.gif, 4028 байт<!--, скачан: 0 раз-->)
Bernad
Участник



Сообщений: 97
Регистрация: 10 дек. 2015
Рейтинг: 57 

Ivan Levkovskiy

Вот и славненько, что Ходаки Барского староства отпадают, интуиция не подвела! Значит, все больше фактов в пользу с.Ходаки Овручского староства Киевского воеводства! Судя по всему, семьи Ходаковских там были очень многочисленные и, помимо упоминания о тяжбе Ремияна Ельца с Ходаковскими за 1649, обнаружилась запись 1713, где упомянут священник ИВАН Ходаковский (неизвестно, тот ли, кот. в 1760 покупает у Войцеха Бернатовича часть Ходаков). Но в тех же разборах древних актов есть запись по жалобе 9 декабря 1745 (!) года Павла Ходаковского на князя Иосифа Чарторыйского, в которой говорится об убийстве Степана Ходаковского,..... а также о том, что "многих же других Ходаковских заключил в тюрьму" (*Из разбора древних актов; ч.4,т.1). Так что на 1760 Ходаковских, действительно, много и Иван среди них мог быть.
Похоже, правильно я в Ваш раздел примостилась..
Еще и потому, что упоминаемый уже мной Адам Бернатович в 1833-1835 уже в Сквирском уезде вторым(третьим?) браком женился на некой Марианне МОШКОВСКОЙ. О ней еще ничего неизвестно (только то, что она католического вероисповедания, дворянка, рождает в 1836 сына Леона, моего пра-). И что-то мне подсказывает, что ее корни могут быть из той же овручской шляхты Мошковских, что жительствовали в с.Мошки и окрестных селениях. В тех же актах они множественно упоминаются с 1544 до 1713, но это не означает, что Мошковские не жили там позже. Вдальнейшем могли мигрировать, понятно, вступали в браки с католиками..

Предложенная Вами версия о том, что Бернатовичи могли попасть в Ходаки, будучи связанные с работами, которые велись по контракту (1604 года) Я.Камерлинга (из Гданьска) и П.Плоским в Ходаковских лесах - вполне себе! И более веской становится, если учесть факт сотрудничества львовских Бернатовичей Ивана и Гаврила с гданьским-же мещанином Матвеем Фиком (контракт 1604 года, подписанный в г.Люблин). Вы как фокусник извлекаете древние документы и увязываете их! Если придерживаться этой версии, выяснив, что Бернатовичи именно в этих Ходаках владели землями с 1602? по 1760, но нигде не упоминается их фамилия как жителей этой территории - напрашивается предположение, что они проживали в другом месте, а потом продали свою часть земли Ивану Ходоковскому.
Возможно (еще не понятно), в пользу этого предположения говорит тот факт, что Войцех Бернатович в 1733 вместе с другими дворянами и помещиками Киевского воеводства, собравшимися на сейм для выбора короля, подписывает протест, который подан /почему-то?/ ПОДОЛЬСКИМ стольником Андреем с Гурбовы Гурбовским - в то время предводителем. -Тут мне совсем еще неясно - почему Подольским? Может, кто по порядку сеймов "в теме"? Можно ли из данной записи сделать вывод, что проживает Войцех именно в Подолии?...

Интересно:
- сохранились ли документы Киевского Суда за период 1602, 1702, 1760 годов и в каких архивах?
- где может отражаться более подробная информация по депутатам сейма 1733 помимо польских архивов?




Ivan Levkovskiy
Долгожитель форума


Ivan Levkovskiy

Украина
Сообщений: 1293
Регистрация: 10 сен. 2009
Рейтинг: 6028 

Bernad
За 1602 год Актовые книги Киевского гродского суда однозначно не сохранились. По остальным возможно что-то и есть в ЦГИАК, но вначале лучше изучить Дело Бернатовичей в ГАЖО, как советовал Вам коллега Czernichowski. Для уточнения: Вы это Дело смотрели в ЦГИАК (Фонд 481 Опись 3 Дело 209 Дело о дворянском происхождении рода Бернатович. 39 листов)? Есть еще какой-то документ? в том же архиве: Бернатовичи Фонд 481 Опись 2 Дело 6 л. 2
<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... 221 222 223 224 225 * 226 227 228 229 ... 235 236 237 238 239 240 [ >>>>>> ]
Модераторы: Vodnik_dnepr, Радомир
Генеалогический форум ВГД »   Поиск предков, родичей и/или однофамильцев »   Л »   Ла - Лё »   Левковские
RSS

Реклама от YouDo