ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Сергеевы

Нижегородская губерния, Ардатовский уезд

← Назад    Вперед →Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
nikolhaas
Начинающий

Сообщений: 44
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 21
СЕРГЕЕВЫ

(Ищем девичью фамилию прабабушки -- Марии Васильевны (см. ниже) и другие сведения о ее брате и сестре (или брате) и ее родителях).
ЗЫ. Фамилия известна - Петрова. Теперь также известен и дед Марии Васильевны по отцу - Николай Егорович Петров.

Имеющиеся сведения о предках таковы:

1. Год и место рождения / смерти

Сергеев Михаил Николаевич -- род. 6 ноября, 1892, крещ. 8 нояб, Натальино, Кулебакский р-н, ум. 29 авг. 1937 (расстрел, ст. 58/10), священник.
Жена: Мария Васильевна -- род. 1895 (42 в 1937), ум. 10 марта 1943, с. Натальино

2. Известные места проживания:

Натальино (место рождения прадеда), Горбатовский уезд
Кулебаки-Ардатов (предпол. место рождения прабабушки), Ардатовский уезд
Оба жили в Ломовке Ардатовского уезда.

3. Год и место бракосочетания

Бракосочетание состоялось предположительно после октября 1914 г. (есть фото сделанное в Ардатове, где они без обручальных колец) и до мая 1915-го (исходя из даты рождения первого ребенка в 1915-м году, месяц неизвестен)
ЗЫ. На самом деле они бракосочетались ок. или до 11 марта 1913го.

4. Сословие

Прадед из семьи псаломщика, есть фото с родителями.
Прабабушка из купеческой семьи Петровых. (на фото в центре Василий Николаевич, ЗЫ. его отец тоже купец - Николай Егорович)

5. Дополнительные сведения, могущие помочь в поиске

(Фамилия, имя, отчество супруга / супруги, известные дети, вероисповедание, служба в армии, где учился, должности, название ближайшей приходской церкви; любые семейные предания-легенды и т. д.)

Полу-достоверные, неподтвержденные, сведения:
- прабабушка в девичестве была Петрова
- прапрадед владел заводом в Кулебаках (неподтвержденных факт)

У Марии Васильевны был один брат, Иван Васильевич и ещё -- то ли сестра, то ли брат.
По ссылке изложена история репрессии. Там есть фотография большой семьи прапрадеда (он в центре).

http://nne.ru/istoriya-odnoj-repressii/

Очень вероятно, что Михаил Николаевич и Мария Васильевна намеренно не упоминали ее девичью фамилию, чтобы их не подставить под удар ее родственников, а может быть и себя и свою семью.
---
Кузнецовы, Сергеевы, Зуевы (Навашинский район, Горбатовский уезд), Петровы? (Кулебаки?, Ардатовский уезд), Шадрины (Костромской обл, Вохомский р-н / Вологодск.губ, д.Горохово, Никольск.уезд), Зайцевы (Вологодская, Бережное).
Tatiana Kokorina
Новичок

Санкт-Петербург
Сообщений: 20
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 21
Боюсь, что вопрос может показаться очевидным. Но скажите, пожалуйста, делали ли вы запрос в Нижегородский архив о рождении Марии Васильевны?
---
Ищу сведения о Король из Белоруссии, Михайловский, Тарасов из Смоленской области, Кокорин из Марий Эл
nikolhaas
Начинающий

Сообщений: 44
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 21
Пока нет. Кто может? Что включает в себя запрос? Может ли он быть "общим", то есть на усмотрение архивных работников, или мы должны указать папку конкретно?
---
Кузнецовы, Сергеевы, Зуевы (Навашинский район, Горбатовский уезд), Петровы? (Кулебаки?, Ардатовский уезд), Шадрины (Костромской обл, Вохомский р-н / Вологодск.губ, д.Горохово, Никольск.уезд), Зайцевы (Вологодская, Бережное).
Tatiana Kokorina
Новичок

Санкт-Петербург
Сообщений: 20
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 21
Я посмотрела на сайте нижегородского архива. К сожалению, у них сейчас приостановлен прием генеалогических запросов http://www.archiv.nnov.ru/?id=10117
можно, конечно, уточнить, у них. В Смоленском архиве, например, тоже приостановлен, но некоторые пользователи писали, что биографические (найти запись о рождении) запросы принимались.

При этом, если вы живете в Нижнем Новгороде или можете туда доехать, сами вы сможете поработать с метрическими книгами без проблем. Если нет, остается только ждать, когда запустят прием заявок или найти кого-то на месте.

По тому, как формулировать запрос: предельно конкретно. В вашем случае имеет смысл начать поиск с записи о рождении Марии Васильевны. Если я правильно понимаю, вывод о том, что она родилась в 1895 сделан на основании того, что 1937 ей было 42. Если вы не знаете точную дату (день-месяц) ее рождения, она может быть и 1894 (если на момент составления документа ей еще не исполнилось 43)

Соответственно в запросе нужно указать
1) Имя Отчество
2) Год рождения (если не уверены, то оба - 1894, 1895)
3) место рождения (уезд и населенный пункт. Опять же, если не уверены, то можно указать 2. По моей практике - архивы смотрят соседние села)
4) рекомендуют указывать сословие, опять же можно пометить, что вы не уверены в этой информации.

Если будете работать в архиве сами, смотрите сначала те населенные пункты, о которых вы думаете. Но если там не нашлось, весь уезд. Однажды я нашла запись о рождении предка в селе, которое было в 80 километрах от того, где жила прапрабабушка.
---
Ищу сведения о Король из Белоруссии, Михайловский, Тарасов из Смоленской области, Кокорин из Марий Эл
nikolhaas
Начинающий

Сообщений: 44
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 21
@Tatiana Kokorina

Спасибо Вам большое.
---
Кузнецовы, Сергеевы, Зуевы (Навашинский район, Горбатовский уезд), Петровы? (Кулебаки?, Ардатовский уезд), Шадрины (Костромской обл, Вохомский р-н / Вологодск.губ, д.Горохово, Никольск.уезд), Зайцевы (Вологодская, Бережное).
nikolhaas
Начинающий

Сообщений: 44
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 21
125. Сергеев Михаил Николаевич. Священник Знаменской Церкви с.Ломовка Кулебакского р-на.
С 1892 г.р.,сын крестьянина,уроженец с.Натальино.
Окончил Земское учил.
Служил псаломщиком в Церкви богадельни г. Н.Новгорода с 1910-1913 гг.
С 1913 г.11 марта определен Преосвященным Геннадием к Казанской Церкви с.Гремячево Ардатов.уез.
В 1916 г. 5 авг. Преосвященным Иоакимом посвящен в стихарь.
Жена-Мария Васил.(1895 г.р.),дети их: Валентина(1914 г.р.).
В 1933 г. находился под арестом.
Вновь арестован 30.07.1937 г. Приговорен «тройкой» 21.08. 1937 г. к ВМН. Расстрелян 29.08.1937 г.
Книга Памяти, т.6, С.363, Ф.570,оп.559,ед.хр.90 за 1916 г.

Клирики - "С"
---
Кузнецовы, Сергеевы, Зуевы (Навашинский район, Горбатовский уезд), Петровы? (Кулебаки?, Ардатовский уезд), Шадрины (Костромской обл, Вохомский р-н / Вологодск.губ, д.Горохово, Никольск.уезд), Зайцевы (Вологодская, Бережное).
nikolhaas
Начинающий

Сообщений: 44
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 21
Похоже, что прабабушка и прадедушка венчались в 1913м и не позднее марта 1914-го:
- так как Михаил Николаевич оказался в Гремячево в 1913м
- есть фотография сделанная в Ардатове (ателье С. Тимин) скорее всего этого же периода, еще не женатых
- старшая дочь (моя двоюродная бабушка) родилась в 1914м
Пока непонятно, где они венчались. Города кандидаты: Ардатов, Кулебаки.

Однако есть нестыковка, так как есть фото Михаила Николаевича и Марии Васильевны датированное 12 окт 1914-м, где прадед в военной форме.
Возможно ли, чтобы священнослужитель был военнослужащим?
На этой же самой фотографии у Марии Васильевны видно (обручальное?) кольцо на указательном пальце правой руки.
Если судить по известной картине Пукирев, "Неравный брак", то такая была тогда традиция.
Опять же возможно, что фотография сделана после рождения Валентины. Тогда они точно поженились в 1913м году и может быть даже до 1913го.

Далее. Назначение Мих.Николаевича 11 марта 1913 го года произошло на следующий день после начала Великого Поста, то есть они не могли венчаться с 1 Марта по 27 Апреля. Скорее всего назначение произошло после венчания, которое случилось незадолго до переезда в Гремячево. Если во всем этом есть логика, то они венчались во второй половине января, феврале 1913го года.

Православный календарь на 1913й год

Прикрепленный файл: Mixail Nikolaevich i Marija Vasilievna - 1.jpgMixail Nikolaevich i Marija Vasilievna (12 oct 1914 N.Novgorod) 1-2.jpg, 5964929 байт
---
Кузнецовы, Сергеевы, Зуевы (Навашинский район, Горбатовский уезд), Петровы? (Кулебаки?, Ардатовский уезд), Шадрины (Костромской обл, Вохомский р-н / Вологодск.губ, д.Горохово, Никольск.уезд), Зайцевы (Вологодская, Бережное).
nikolhaas
Начинающий

Сообщений: 44
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 21
Еще информация связанная с репрессиями.
Храм в честь иконы “Знамение Пресвятой Богородицы”

Сергеев Михаил Николаевич — Родился 16.11.1892г. в селе Натальино Навашинского района. Учился в Нижегородской семинарии. В 1914году (??) был псаломщиком в селе Гремячево. Затем был рукоположен в священники и предположительно с1918 года служил в Ломовке Кулебакского района. с приходом советской власти отец Михаил вместе со своей матушкой Марией были лишены прав. С 1918 года люди лишенные избирательных прав не могли иметь право голоса в выборах и превращались в изгоев и граждан второго сорта. В конце двадцатых годов семью отца Михаила выгоняют из дома, где потом размещается клуб, действующий и по сей день. В 1929 году силами прихожан семье священника выстроили дом. Трудно жилось батюшке в это время, это были годы притеснения со стороны властей. Сборы налогов, голодное существование, арест.

В 1937 году 30 июля батюшку арестовывают, а 29 августа расстреливают в Горьковской тюрьме. На тот момент у отца Михаила остаётся большая семья, семь человек детей, младшим на то время было по пять месяцев.

-----
РЕД:
Есть расхождение с предыдущей информацией, где указано, что Михаил Николаевич стал псаломщиком в марте 1913 года.
Тут указано, что в 1914м, но скорее всего правильно будет 1913.
---
Кузнецовы, Сергеевы, Зуевы (Навашинский район, Горбатовский уезд), Петровы? (Кулебаки?, Ардатовский уезд), Шадрины (Костромской обл, Вохомский р-н / Вологодск.губ, д.Горохово, Никольск.уезд), Зайцевы (Вологодская, Бережное).
nikolhaas
Начинающий

Сообщений: 44
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 21
>> Ответ на сообщение пользователя nikolhaas от 16 ноября 2018 2:59

Для нас, потомков Михаила Николаевича, есть радостная весть. Хочу ей здесь поделиться.

Комиссия по канонизации Выксунской епархии 19 января 2022 года включила Сергеева Михаила Николаевича в свои списки.

Биография с сайта епархии:

Михаил Николаевич Сергеев родился 6 ноября 1892 года в селе Натальино Ардатовского уезда (ныне Навашинский район Нижегородской области) в семье крестьянина. После окончания курса обучения в местном начальном земском училище он проживал с родителями и занимался сельским хозяйством. Осенью 1910 года переехал в Нижний Новгород, где поступил на должность псаломщика в одном из домовых храмов при богадельне.

11 марта 1913 года указом викарного епископа Балахнинского Геннадия (Туборезова) Михаил Сергеев был определен псаломщиком к Казанской церкви в село Гремячево. Тогда же он женился. Через три года, 6 августа 1916-го, состоялось его посвящение в чтеца, с правом ношения стихаря.

В Гремячеве в качестве псаломщика Михаил Николаевич прослужил до 1922 года. После состоялось его рукоположение в сан священника и назначение настоятелем. Отец Михаил стал служить на соседнем приходе, в селе Ломовка в храме в честь иконы «Знамение Божией Матери».

17 апреля 1923 года отец Михаил вместе с представителями церковного совета подписал условие (контракт), согласно которому (стилистика и орфография документа): «...председатель Тепловского Волисполкома Акутин сдал группе верующих по прилагаемой описи церковный инвентарь и утварь, принадлежащие обще-народу, который Клюев, Новиков и Сергеев по уполномочию группы обязуемся хранить все вполности, целости и порядке, ими пользоваться бесплатно при религиозных обрядах ни какой-либо опасности не подвергать. Поучений против советской власти не производить и не агитировать отдельно против представителей правительства, а также не раздавать контрреволюционных брошюр».

В Знаменском храме с отцом Михаилом служил диакон Алексей Васильевич Скамницкий (1888 г. р.). В конце 1920-х годов семью священника и диакона представители местной сельской власти выгнали из церковно-причтовых домов. В доме священника разместили сельский клуб, который действует по сей день. Для отца Михаила и его многодетной семьи в 1929 году, в знак уважения, прихожане выстроили новый дом.

В 1933 отца Михаила арестовывали по обвинению в антисоветской деятельности. Но сотрудникам ОГПУ тогда не удалось собрать достаточного количества показаний от местных жителей, чтобы осудить сельского священника. Через 17 дней после ареста он был освобожден.

Спустя несколько лет, 30 июля 1937 года, отец Михаил был вновь арестован. Немногим раньше, в феврале, в его семье появились двойняшки Владимир и Александра. К тому времени в семье священника было еще пятеро детей: Нина (19 лет), Николай (16 лет), Антонина (13 лет), Клавдия (11 лет), Екатерина (6 лет). Для супруги батюшки Марии Васильевны его арест стал большим потрясением и горем.

Допрашивали отца Михаила в Кулебакском отделе НКВД. Следователь задавал ему стандартные вопросы о несуществующей среди священнослужителей контрреволюционной деятельности и организации. При этом обвинения против отца Михаила строились на ранее данных показаниях псаломщика и священника из села Теплово. Согласно протоколу допроса от 10 августа 1937 года, отец Михаил категорически не признавал себя виновным:

«— Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности, проводившейся будучи в связи с попом Чубинским [священник Глеб Чубинский служил в с. Гремячево и Кулебаках]. Намерены ли вы следствию дать откровенные показания?

— Контрреволюционной деятельности я не вел. Следствию по данному вопросу показать ничего не могу.

— Следствие располагает достаточными материалами о том, что вы с попом Чубинским проводили организационную контрреволюционную работу, вовлекая других лиц как из духовенства, также и из церковников. Признаете ли вы себя в этом виновным.

— Нет, виновным себя я не признаю. Вторично заявляю, что контрреволюционной работы я не проводил.

— Знаете ли вы гражданина села Теплое Тюрина Ивана Степановича?

— Да, знаю. Тюрин Иван Степанович – псаломщик Тепловской церкви, мне с ним приходилось вместе служить.

— Тюрин следствию дал показания о том, что вы вели контрреволюционную работу, вовлекая <...> и Тюрина, в присутствии его церковникам высказывали контрреволюционные взгляды и призывали их чтобы они не подчинялись решениям Советской власти, подтверждаете ли вы это?

— Нет, я это не подтверждаю и еще раз следствию заявляю, что контрреволюционной работы я не вел.

— Следствие имеет и другие свидетельские показания о вашей работе, выражавшейся в распространении контрреволюционных слухов. Гибели колхозов и провокационных слухов о новой Сталинской Конституции. Последний раз вам предлагаем дать откровенные показания.

— Я даю откровенные показания, что контрреволюционной работы я не вел. Показание мое верно. Написано с моих слов правильно. Протокол мною прочитан. Сергеев».

В этот же день, 10 августа 1937 года будет подписано обвинительное заключение, согласно которому: «…Сергеев Михаил Николаевич среди населения села Ломовка вел активную контрреволюционную работу, призывая население к неподчинению распоряжениям Советской власти, одновременно восхваляя террористическую деятельность Троцкого».

Решением Тройки НКВД по Горьковской области от 21 августа 1937 года отец Михаил был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение через восемь дней, 29 августа.


https://vyksa-eparhia.ru/svyas...-1937-1558
---
Кузнецовы, Сергеевы, Зуевы (Навашинский район, Горбатовский уезд), Петровы? (Кулебаки?, Ардатовский уезд), Шадрины (Костромской обл, Вохомский р-н / Вологодск.губ, д.Горохово, Никольск.уезд), Зайцевы (Вологодская, Бережное).
nikolhaas
Начинающий

Сообщений: 44
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 21
Открылась новая страница жизни о. М.Сергеева связанная с церковным песнопением. Изначально он был псаломщиком. Играл на скрипке.

ЦИФРОВЫЕ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье впервые рассматриваются записанные цифровой нотацией церковно-певческие партитуры, найденные в Нижегородской области в 2019–2021 годах в ходе этнографических экспедиций Нижегородской консерватории. Одним из создателей данных рукописей являлся репрессированный в 1937 году священник Михаил Николаевич Сергеев, служивший с 1918 года в храме села Ломовка Кулебакского района. Написанная им хоровая партитура, содержащая 228 страниц, представляет богатейший репертуар клироса 1930-х годов. В статье дается общая характеристика данного сборника, рассматриваются особенности редакций церковных песнопений, сделанных о. Михаилом. Высказывается предположение о том, что о. Михаил Сергеев являлся основоположником традиции пения по цифровой нотации в Нижегородской области, которая продолжалась в Кулебакском районе до 2010 года. Основанием этого предположения служит ряд анонимных цифровых рукописей, обнаруженных в селе Ломовка и городе Кулебаки: данные партитуры содержат общие со сборником о. Михаила песнопения и частично совпадающие их редакции.

Ключевые слова: церковное пение, цифровая нотация, рукопись, священник М. Н. Сергеев, этнографическая экспедиция Нижегородской консерватории

https://nnovcons.ru/files/apvmo_2_60_2021.pdf
---
Кузнецовы, Сергеевы, Зуевы (Навашинский район, Горбатовский уезд), Петровы? (Кулебаки?, Ардатовский уезд), Шадрины (Костромской обл, Вохомский р-н / Вологодск.губ, д.Горохово, Никольск.уезд), Зайцевы (Вологодская, Бережное).
← Назад    Вперед →Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Вверх ⇈