ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
4nxpbcqtodembwcn4nhpdysoswopbcsozzemtwfh4napbxqozdemkegozzemyegtomemhmby4gd7dysoza.png
Для благодарности участников предусмотрены на форуме три варианта -
[q]
1. рейтинг +/-
2. отзыв
3. лайк (за сообщение)


i.gif Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
[/q]

ПРИ ЦИТИРОВАНИИ -
[q]
i.gif Следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос.
Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
[/q]

Долгинцевы

Корни из Вологодской губ., Кадниковского уезда. (▶ Дневник Tasha56)

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32746
4nkpbxsozxem8wfa4n67dbsoszemfwcm.png

Предыстория
В нашем древе появилась эта фамилия через бракосочетание родственника с дочерью Долгинцева Савватия Федоровича.

История дочери звучала так.
Об отце знали только то, что он из Вологодской губернии. В Алтайский край он приехал в 1954 году, когда по инициативе правительства и КПСС началась программа освоения цилинных и залежных земель. В этот год в село Суслово Мамонтовского района Алтайского края приехало 20 целинников, некоторые из них остались проживать в селе. Среди них был Долгинцев Вячеслав, который вступил в колхоз им. Чапаева....

Когда в селе оказался Долгинцев Савватий Федорович, родственник Вячеслава Долгинцева, предстояло выяснить.



По ОБД "Мемориал" нашлись представители этой фамилии -

Долгинцев Дмитрий Анфимович
Родился в 1881 г., д. Турово Раменского с/с Вожегодского р-на Вологодской обл.; крестьянин-единоличник. Проживал: д. Турово Раменского с/с Вожегодского р-на Вологодской обл..
Арестован 13 ноября 1935 г.
Приговорен: Северным краевым судом 10 января 1936 г., обв.: 58-10 ч.1 УК РСФСР.
Приговор: 7 лет ИТЛ Реабилитирован 8 мая 1992 г. прокуратурой Вологодской обл.
Источник: Книга памяти Вологодской обл. - подготовительные материалы

ДОЛГИНЦЕВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ
Год рождения 1925
Место рождения Раменский с/с, д. Турово
Служба:Мобилизован РВК
Звание рядовой
Должность Место службы
Выбытие:Причина смерти Пропал без вести
Дата смерти /03/44Область выбытия Место выбытия
Похоронен:Область захоронения Место захоронения Госпиталь
Архивные сведения:Опись Дело Лист
Дополнительные сведения:Примечания Том: Вожегодский р-н.
Запись N 550(бв).
Источник Книга памяти Вологодской области

ДОЛГИНЦЕВ ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ
Год рождения 1899
Область рождения Место рождения Раменский с/с, д.Турово
Служба:Мобилизован РВК
Звание рядовойДолжность
Место службы
Выбытие:Причина смерти Умер от болезни
Дата смерти 25/05/43Область выбытия
Место выбытия
Похоронен:Область захоронения Воронежская обл.Место захоронения Острогожский р-н, Шубинский с/с, д.Стрелица Госпиталь
Архивные сведения:Опись Дело Лист
Дополнительные сведения:Примечания Том: Вожегодский р-н. Запись N 577.Источник Книга памяти Вологодской области


Фамилия-Имя-Отчество-г.р.-Место рождения-Призван- РВК-Источник-Все поля
ДОЛГИНЦЕВ АНДРЕЙ ЕГОРОВИЧ 1897 Раменский с/с, д.ТуровоKP-VOLOGDA ->
ДОЛГИНЦЕВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ 1925 Раменский с/с, д. ТуровоKP-VOLOGDA ->
ДОЛГИНЦЕВ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ 1910 Раменский с/с, д.ТуровоKP-VOLOGDA ->
ДОЛГИНЦЕВ ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ 1899 Раменский с/с, д.ТуровоKP-VOLOGDA ->


Итак -
Обозначу населенное место нашего исследования -
дер. Турово Заднесельской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии
Совр. - дер. Турово, сельское поселение Пельшемское Сокольского района Вологодской области
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32746
Фамилия – ДОЛГИНЦЕВЫ
Губерния - Вологодская
Уезд – Кадниковский
Волость – Троицко-Енальская
Церковный приход - Троицко-Енальская церковь
Деревня - Турово

ЕНАЛЬСКИЙ ПРИХОД
Современное местоположение: д. Марьинская, Марьинское с/п, Вожегодский р., Вологодская обл.
Историческое местоположение: Кадниковский уезд, Вологодская губерния

Церковь Пресвятой Троицы, в Троицкой трети (Заозерье, Троичина) Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1618 года.
Енальская Троицкая церковь, 1839 года, каменная. Престолы в честь: Святой Троицы - главный, Успения Пресвятой Богородицы, свт. Николая Мирликийского, свт. Василия Великого, прп. Феодосия Тотемского.

Енальская Иоанно-Златоустовская церковь, 1809 года, каменная. Престолы в честь: свт. Иоанна Златоуста патриарха Константинопольского - главный, вмч. Георгия Победоносца, благов. князя Александра Невского.

Приписная церковь: Туровская Николаевская, 1908 года, деревянная (ур. Церковное между д. Турово и д. Тюриковская, Раменское с/п). Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского.

В 1867 году приходской крестьянин Ардалион Гладцынов (Гладцинов), торгующий по купеческому свидетельству, выстроил при церкви за свой счет деревянный дом для призрения бедных людей своего и соседних приходов. Дом длиной 20 саж. 1 арш., шириной 6,5 саж., высотой 2,5 саж. В нём было 19 комнат с печами и всеми необходимыми принадлежностями, в расчёте на 40 человек. Они содержались на добровольные пожертвования жителей Енальского прихода. На устройство дома было потрачено 2746 руб. 20 коп. сер. 28-го сентября 1867 г., по ходатайству Вологодского епархиального начальства и согласно положению Комитета г. г. Министров, А. Гладцынов был Всемилостивейшие пожалован серебряной медалью для ношения на груди на Станиславской ленте.

Библиография
ВЕВ. - 1867. - №16. - С. 314.
ВЕВ. - 1868. - №1. (выписки О. В. Обнорской)
Суворов Н. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала XVII столетия до настоящего времени. // ВЕВ. - 1865. - №21. - Прибавления. - С. 819.
Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 37, 160, 178, 212.
______________

Получается такая черновая схема поиска -
(1-1)
ДОЛГИНЦЕВ Дмитрий Анфимович, 1881 года года рождения, уроженец, д. Турово Раменского с/с Вожегодского р-на Вологодской обл.; крестьянин-единоличник. Проживал: д. Турово Раменского с/с Вожегодского р-на Вологодской обл.. Арестован 13 ноября 1935 г.
Приговорен: Северным краевым судом 10 января 1936 г., обв.: 58-10 ч.1 УК РСФСР.
Приговор: 7 лет ИТЛ Реабилитирован 8 мая 1992 г. прокуратурой Вологодской обл. (Источник: КП Вологодской обл. – подготовительный материал).
(1-2)
ДОЛГИНЦЕВ Алексей Анфимович.
(1-2-1)
ДОЛГИНЦЕВ Федор Алексеевич, 1899 г.
Место рождения Вологодская обл., Вожегодский р-н, с/с Раменский, д. Турово
Дата и место призыва Вожегодский РВК, Вологодская обл., Вожегодский р-н
Последнее место службы 193 отд. сап. бат.
Воинское звание красноармеец
Дата выбытия 25.05.1943
В графе родственники – извещение о смерти получил -сын Долгинцев Николай Федорович.
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=52858971

(1-2-1-1)
ДОЛГИНЦЕВ Николай Федорович

(1-2-1-2)
ДОЛГИНЦЕВ Савватий Федорович. Перед армией женился.
Жена – Долгинцева Ольга
Сын – Долгинцев Анатолий (умер в Тольятти в 1998 году)
Дочь – Долгинцева Надежда (проживает в Череповце Вологодской обл.)

Будучи в армии, получил сообщение из деревни, что жена от кого-то родила девочку. Он в родные места не вернулся, после службы направился «поднимать целину», в Сибирь. Так оказался в Алтайском крае, Мамонтовском районе, с. Суслова. Здесь появилась новая семья, родилась дочь – Людмила. Позже умер и захоронен в Суслово.

(1-2-1-3)
ДОЛГИНЦЕВ Вениамин Федорович. О нем известно, что он 1931 года рождения. После службы в Армии, в деревню не вернулся, уехал в Красноярск, там и проживал с семьей. Приезжал изредка к брату Савватию в Алтайский край, пока не поссорились. На долгое время связь прекратилась.

(1-2-1-4)
ДОЛГИНЦЕВ Александр Федорович, 1939 г. У этого брата сложилась «непростая» судьба. Отца и старшего брата забрали в 1941 году на войну. В 1942 году умирает мать, жена Федора Долгинцева, который узнал о ее смерти в госпитале, после тяжелого ранения. Сильно заболел и умер в 1943 г., не выходя из госпиталя. В 1944 году погибает старший брат – Николай. Родные помогали, как могли. У всех были многодетные семьи, поэтому родственники решают отдать Александра в детский дом г. Вологды, где он и рос. Позднее он свяжется с семьей Савватия и с его дочерью. И только из его «небольшого» рассказа о прежней жизни братьев, жена нашего родственника - Людмила поймет, что отец что-то скрывал от них. Появится и имя сына Савватия – Анатолий, без всяких уточнений.

Прикрепленный файл: 1.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32746
Енальский притч

Священники
(1865) (1865) Шайтанов Александр
(1865) 1865 Беляев Пётр
1905 (1905) Правдин Александр

Диаконы
(1866) 1866 Патоков Николай
1866 (1866) Ростиславин Павел Алексеевич (2)
1868 (1868) Шайтанов Афанасий

Церковные старосты
(1866) (1866) Таланин Александр



Беляев Пётр
Священник Енальской Троицкой церкви Кадниковского у. Вологодской губ. Умер в 1865 (1866 ?) г.
ВЕВ. 1866. - №3. - С. 26.

Патоков Николай
Диакон Троицкой Енальской церкви Кадниковского у. Вологодской епархии. Умер в 1866 г.
ВЕВ. - 1866, №13, с. 144.

Правдин Александр
образование: ВДС
30 января 1905 г. рукоположен в священника к Троицкой Енальской церкви Кадниковского уезда Вологодской епархии.
ВЕВ. - 1905. - №5. - С. 44.
Ростиславин Павел Алексеевич (2)
происхождение: сын пономаря Устьрецкой Николаевской церкви Кадниковского уезда Алексея Стефанова Ростиславина
возраст: на 1851 г. - 29 лет
образование: ВДС
В 1851, 1855, 1864 г.г.: дьячок-диакон Васильевской церкви, что на Кубене, Кадниковского уезда Вологодской епархии. 12 июля 1866 г. определен на праздное диконское место при Енальской Троицкой церви того же уезда.
Семья (на 1864 г.): жена Мария Григорьева Попова, 39 лет, дочь умершего дьячка Шелотской Троицкой ц. Вельского у. Дети: Агния, 20 лет; Виталий, 18 лет; Серафима, 14 лет; Анна, 10 лет; Николай, 7 лет; Константин, 5 лет; Мария, 2 года.
ГАВО. Ф. 496. Оп.4. Д. 454. Л. 390. Клировая ведомость Николаевской Устьрецкой церкви Кадниковского уезда за 1851 г.
ГАВО. Ф. 496. Оп.4. Д. 459. Л. 362 об. Клировая ведомость Васильевской церкви, что на Кубене, Кадниковского уезда за 1855 г.
ГАВО. Ф. 496. Оп.4. Д. 471. Л. 206. Клировая ведомость Васильевской церкви, что на Кубене, Кадниковского уезда за 1864 г.
ВЕВ. - 1866. - №16. - С. 167.
Выписки из документов предоставлены О. В. Обнорской.

Таланин Александр
Церковный староста Енальской Троицкой церкви Кадниковского у. Вологодской епархии. 10.3.1866 награждён похвальным листом от Консистории, за особенное усердие к устройству и украшению церкви и за увеличсение прибыльной свечной суммы
ВЕВ. - 1866, №8, с. 67.

Шайтанов Александр
Священник Троицкой Енальской церкви Кадниковского у. Вологодской губ.
ВЕВ.- 1865. - №9.

Шайтанов Афанасий
8 февраля 1868 г. определён в викарные диаконы к Троицкой Енальской церкви Кадниковского уезда Вологодской епархии.
ВЕВ. - 1868. - №6. (выписки О. В. Обнорской)


Современный адрес - Вологодская область Вожегодский район село Марьино (прежнее название села Троицко-Енальское)

Троицко-Енальская церковь
Фото предоставил Сергей Зубов

Троицкая Енальская церковь (относилась к Вологодской Епархии)
В XVIII столетии была построена церковь Святой Троицы в деревянном исполнении. В начале XIX века была построена и освящена зимняя каменная церковь, которая находилась в одной связи с колокольней. Летняя церковь была сделана по образу Софии Вологодской (пятиглавая, в центре купол побольше с позолоченным крестом). Вся территория церкви, в том числе и кладбище, была обнесена белокаменной оградой.
В 1922 году во время голода прихожане сняли 10 футов серебра с окладов икон и обменяли на хлеб. В 30-е годы XX века прошли последние службы в церкви. Последние священнослужители были репрессированы. Бесхозные здания постепенно начали растаскивать местные жители.

Источник - «Храмы Вожегодского района Вологодской области
в конце XIX – начале XX веков»
Автор: Смирнова Алёна Сергеевна,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»
11 «А» класс
06.09.1995
г. Череповец, ул. Батюшкова д.8 кв. 100
89052986491

Научный руководитель: Сергун Татьяна Александровна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»


Прикрепленный файл: т1.jpgт2.jpg, 140017 байтт3.jpg, 113752 байтт4.jpg, 160223 байтт5.jpg, 117521 байтт6.jpg, 115603 байтт7.jpg, 130128 байтт8.jpg, 144559 байтт10.jpg, 175756 байт
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32746
Утащила из темы Светланы (эльмиры катромской)

Вологодская губерния, Кадниковский уезд, Енальская волость, деревня Турово



Из сообщений эльмиры катромской сообщение
[q]
ЦГИА. Фонд 1205. Опись 16. Дело 110
О продаже части земли Куриловской лесной дачи Вологодского имения крестьянам д.д.Турово и Тюриковская Кадниковского уезда Вологодской губернии
Справочная информация
Начальный год: 1909
Конечный год: 1914

ЦГИА. Фонд 1205. Опись 12. Дело 940
О продаже крестьянам Андроновского сельского общества Троицко-Енальской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии земельных участков в Куриловской даче Вологодского имения
Справочная информация
Начальный год: 1905
Конечный год: 1908

ЦГИА. Фонд 1205. Опись 12. Дело 942
По ходатайству крестьян д.д.Турово и Тюриковская Кадниковского уезда Вологодской губернии о выделении им в бесплатное пользование участка земли из состава Куриловской дачи
Справочная информация
Начальный год: 1905
Конечный год: 1907
[/q]
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32746
Листая источники -

Коношский курьер
25 сентября 2007 (121-122)
А.В. Кринин


Интересные заметки А.А. Шустикова - этнографа, исследовавшего наши края в конце 19 - начале 20 веков, уже не однажды публиковались на страницах "Коношского курьера". На этот раз предлагаю всем любителям старины выдержки из его работы "По захолустьям Вологодской губернии", напечатанной в 1995 году в первом выпуске краеведческого альманаха "Вожега" и пока мало известной широкому кругу читателей.

Турово

Турово - приход Троицко-Енальской волости, недавно еще образовавшийся и состоящий только из двух деревень: Туровской (прежде Ихтинской) и Тюриковской. В двух деревнях около 100 домов, церковь деревянная, бывшая часовня. Священником оказался мой старый знакомый, отец Аристарх Левицкий, человек образованный, начитанный и очень добрый.

Прибыл я сюда в самый праздник - 8 сентября, сходил в церковь, а после обедни отправился в Тюриковскую (в 3-х верстах от Турово), где купил солоницу для музея и нашел сказочника, который и рассказал мне свои сказки. Вечером купил у церковного старосты 3 старинных сборника. Здесь так же, как и в Чужге, вся домашняя утварь плетеная, которая из корешков, которая из лыка, а обувь - лапти.

Народ живет "на приволье", в хлебе не нуждается. Кругом леса непроходимые, ягод и грибов не могут убрать, до того родится их много. Население исстари землеробы, и земледелие - основа их благосостояния. Постройки здесь все хозяйственные, сделаны из хорошего леса на старинный манер: с наличниками на окнах, крытые всегда тесом. Деньги почти ни во что не считают и не хотят ничего на них продать. "На что они нам", - говорят, ведь все равно купить на них нечего. Скота всякого держат помногу, а потому масло и шерсть свои, а из шерсти делают одежду и обувь для зимы.

Зимой туровяне рубят и возят лес на сплав, работая в лесных артелях, а ранее работали на "хозяев" - так называют они купцов. Вообще, народ не забитый, не низкопоклонник, как в других местах уезда, а держит себя как равный с равным, ибо крепостного права не знал. Помещичья усадьба была здесь только одна, это Люблино, светлейшего князя Суворова, да и в ней, кроме управляющего, никто не жил.

Преданий про старину, разбойников и про их клады слышал я и здесь много, но кладов не находил никто.

Из Турова ведут на свет Божий три дороги: в село Троицко-Енальское, Явенгу и Кремлево, и все одинакового расстояния - 23 версты (но не так, как в сказке: направо пойдешь - богатым быть, налево - женатым и т. д., здесь поезжай хоть влево, хоть вправо, хоть прямо - все один лес встретишь, да разве еще на Мишку косолапого наткнешься, больше ничего). Мне пришлось ехать в Кремлево.

Кремлево

Дорога от Турово все время идет большим еловым лесом, почва глинистая, выбоины на дорогах на каждом шагу очень глубокие и полные воды. Когда-то здесь был исправный проселок, и были вырыты канавы, но теперь канавы эти затянуло, а жерди на дороге поломаны, отчего получились настолько глубокие рытвины, что нет никакой возможности усидеть в тарантасе от толчков, пришлось выйти и отправиться вслед за лошадью пешком, как, впрочем, и всюду почти. Но беда здесь усугубляется еще тем, что глинистая почва не пропускает в себя воду и вода стоит по колено на дороге, ноги вязнут или скользят. Мостики через ручьи и речки, хотя и проложены, но все изломаны, приходится объезжать, очевидно, дорогу эту давно не поправляли. По пути встретилась одна лишь деревенька Восники, вполне гармонирующая с почвою.

За этой деревней пришлось переезжать реку Кубену уже в четвертый раз, она здесь имеет вид небольшой речки. На ней - мукомольная мельница, на другом же берегу реки в сосновом бору выстроен прекрасный дом со службами, принадлежащий немецкой лесопромышленной фирме "Ваньгоф", имевшей здесь большую лесную дачу, перешедшую от известного московского дельца В. Гирш. Дом выстроен по-немецки в один этаж, с большими окнами и вместе со службами обнесен высоким тыном, ворота снабжены железными петлями и крепким запором...

Не доезжая первой деревни Кремлевской волости - Тундрихи, пришлось переправляться через речку Кубинку, впадающую недалеко отсюда в реку Кубену, мост оказался совершенно разрушенным, еле-еле перевели лошадь. Когда же проезжали этой деревней, то чуть не в каждом доме горланили песни, а по улицам шли толпы молодежи с песнями же под гармошку, парни были в "пинжаках", а девицы в вышитых полотняных рубашках и в узорчатых сарафанах - "дольниках" и "выжичниках". Оказывается, к празднику "Богородской" во всей деревне варили пиво, и пир шел еще вовсю, хотя это было уже на 3-й день праздника.

Но вот и село Кремлево или, вернее, Кремново, от камня кремень. Камня здесь такое изобилие, что все поля завалены грудами его. Недаром и ограда вокруг кладбища вся сделана из камня, с круглыми башенками на углах. Церковь каменная, т. е. кирпичная, построена, по словам священника отца Аркадия, в 1869 году.

Из преданий, рассказанных мне здесь, достойны внимания три: первое - близ Ильинской церкви есть пустошь Чупха (или, может быть, "Чудиха"), где прежде обитали люди племени чудь, следы их жилья заметны и теперь - ямы и печища. Второе - в пустоши Даниловской жил в "досельное" время какой-то помещик Данилов, а впоследствии выстроилась тут деревня того же имени, и вот между этой деревней и погостом (Глубоковско-Ильинским) было озеро, теперь заросшее, через которое переезжали всегда в чупасах. Такие чупасы и сейчас еще находят в болоте, в земле. Третье предание говорит, что близ деревни Мотылево прежде были соляные варницы, о чем ходили по рукам описи. Такая опись, по словам Аркадия, была и в Ильинской церкви, но куда теперь девалась, он не знает. Может быть, отправлена в церковный музей в Вологду?

Кремлевская волость раскинулась очень широко, а населена редко. Живут здесь исключительно земледелием, как, впрочем, и всюду по уезду, поэтому и скота держат помногу: лошадей у среднего крестьянина - 2, коров - по 8-10, овец - по 10-15 голов. Раньше было еще больше, овец, например, держали штук по 30, ибо одежду носят исключительно своего приготовления, все из своей шерсти, как женские сарафаны, так и мужские штаны и армяки. Из промыслов являются главными теперь лесные заготовки бревен, дров и пр., отчасти на сплав, отчасти на железную дорогу, проходящую волостью, а также служба на дороге и перевозка клади. Прежде развито было здесь дегтекурение и смолокурение, а деревня Верхняя славилась прежде своей известью, которую поставляла на всю окрестность, но теперь эти промыслы заброшены. Школ здесь в 1918 году было 9 с 238 учащимися, или 1 учащийся приходится на 15,5 человек жителей волости, что нельзя не назвать отрадным.

В Кремлево есть довольно странный обычай: после умершего человека вывозить за поле и бросать там щепу от гроба, солому, на которой спал покойный, сани, на которых свезли его на кладбище, горшки, из которых омывали его тело и т. п. - все должно быть выброшено, с чем покойный соприкасался будучи уже больным, и непременно выброшено за своим полем, ни дальше, ни ближе. О причине этого я так и не мог узнать; "так исстари ведется" - вот обычный ответ.

Местность около Кремлево очень высокая и служит водоразделом рек. Так, например, река Кубена берет свое начало в 10-ти верстах от села, она выходит из болота Кубенского, сначала скрываясь под землей, и лишь через 2 версты от маленького и не заросшего еще озерка появляется на поверхность. В 4-х верстах от села берет свое начало и река Вель, впадающая в Вагу, совсем в противоположную сторону от Кубены, хотя вышли из одного и того же болота.

Купить из старины здесь ничего не удалось, ибо деньги ни во что не ценят. Записав народные песни, я 24 сентября выехал в Игумны и в тот же день вечером был уже в деревне Даниловской.

Игумны

Игумны - Глубоковско-Ильинский приход той же Кремлевской волости, состоящий из 5 деревень. Игумнами назван этот приход потому, что в старину приписан был к Прилуцкому монастырю. Рассказывают, по преданию, что в селе Глубоком Спасо-Преображенская церковь основана иноками Прилуцкого монастыря, которые потом "омирянились", поженились и образовали село Глубокое, в котором теперь уже 14 домов.

В Игумнах церковь каменная, построена, по словам священника Николая Константиновича Милонова, в 1824 году. Из церковных древностей только и сохранилось одно Евангелие, куда все остальное девалось, отец Николай, как молодой священник, того не знает.

Из преданий, сказанных им, видно, что к 1 октября в прежнее время приводили сюда к церкви в жертву быков, овец и пр., а также привозили хлеб, масло, шерсть и т. п., но теперь уже ничего подобного нет, и он не застал этого обычая.

В деревне Даниловской особенно бросается в глаза женская одежда: рубашки, напередники и пр., все с вышивками и старинными узорами, называемые "терема", "конь полой", "конь с витязем" и т. п. Здесь до сих пор вышивают на пялах, а не тамбуром по канве, как в других местах. Такая работа очень медленна и "хитра", но зато прочна и красива, если мастерица умелая. Купил здесь женскую рубашку со старинной вышивкой и тканьем, кроме того, купил еще напередник (фартук), полотенце- ширинку и кое-что другое для музея.

Тавреньга

Из Даниловской я поехал в Тавреньгу-Завельскую Вельского уезда, т. е. в те деревни Тавреньгской волости, которые находятся за рекой Велью, и которые я не обследовал в прежние свои поездки. Тавреньгская волость, надо сказать, огромная, растянулась она больше чем на 100 верст, хотя теперь уже разделена на две: Тавреньгскую и Хмельницкую, последняя составляет северо-восточную часть Тавреньги и мною уже обследована раньше.

В Тавреньге-Завельской я остановился в деревне Пуминово, стоящей несколько в стороне от тракта, идущего от станции Коноша Северной железной дороги на Вельск. Здесь мне сказали, что в соседней деревне, а именно Заручевной, есть очень искусный сказочник, лучшего сказителя не найти во всей Тавреньге. Иду туда, и мы сразу же поладили с ним: он стал ходить ко мне в Пуминово и рассказывать, а я записывать его сказки, платя ему поденщину.

Население и здесь занимается исключительно земледелием, "искони землеробы" - так они выражаются, для этого и скота держат помногу, особенно до войны. Теперь, конечно, поменьше, в силу необходимости. Урожаи хлеба здесь всегда бывают хорошие, недаром Тавреньга и слывет в народе за житницу не только Вельского, но и Кадниковского уезда.

Вся домашняя утварь здесь делается из лыка: и ведра для воды, и лукошки для муки, корзины, чашки, солонки и т. п.- все плетется из лыка (березового), в том числе и обувь - лапти. Не хватает только того, чтобы горшки и кринки плели из лыка же! Сапоги здесь носят только в праздники, отправляясь в церковь, по возвращении опять одевают лапти и ступни, особенно женщины, из которых редкая имеет сапоги или башмаки.

Из промыслов не последнее место занимает здесь охота. Она является довольно выгодным делом, кто им занимается круглый год, а таких охотников здесь немало. Но из ружей бьют здесь только белку (иначе - векшу) и куниц, птицу же и зайцев ловят в петли ("силки" и "нижки"), лисиц и волков зимой ловят в "клепцы" (капканы). На крупных зверей, как то: медведей, лосей или оленей - охота бывает только случайная и преимущественно зимой на глубоком снегу. Правда, медведей бьют и летом, и осенью, когда он задерет корову или лошадь - тут его и подкарауливают.

В деревне Першинской квартирует 15-й военно-дорожный отряд с большим штатом служащих, дающий населению хороший заработок по исправлению дороги и по доставке материалов. Впрочем, дорога эта (Коноша - Вельск) на протяжении 120 верст вот уже около года строится большей частью "натурой", всем населением Вельского и Кадниковского уездов по очереди. Крестьяне такую работу называют "здильем" прежнего крепостного права.

Служащими этого отряда выделен из своей среды сценический просветительский кружок, ставящий частенько незамысловатые пьески, которые привлекают массу публики, особенно молодежи. Записав в Пуминове сказки, песни, пословицы и простонародные слова, купив для музея "барушку" и "коротейку", решил отсюда отправиться в деревню Зеленую Тавреньгской же волости, а Вагу уже оставить на другой раз, т. к. настало уже полное бездорожье, и переезжать с места на место стало весьма затруднительно.

Не доезжая села Пономаревского, где находятся церковь, школа и волостной исполком, на берегу реки Вели есть громадный обрыв по обе стороны дороги, которая тут до того узка, что разъехаться со встречной подводой нет возможности, хотя и есть по бокам столбы, но они редки, а некоторые уже и повалились. Опасность для езды большая, недаром в минувшую зиму, по словам ямщика, один крестьянин с лошадью сорвались отсюда и убились насмерть.

Проезжая селом, где ранее жизнь кипела ключом, лавки и магазины были полны товарами, теперь ничего не осталось, не стало и удельной конторы с целым штатом служащих - одни лишь курицы сонно ходят по селу... Но вот проехали Кощеевскую, и потянулся огромный сосновый бор вплоть до деревни Зеленой (12 верст), прерываемый в одном лишь месте речкой Пурнос с ее мельницей, и опять - лес и лес. Дорога глинистая и очень грязная, да и сверху дождь не перестает лить, сидеть на навозной телеге нет возможности, слезаю с нее, чтобы поразмять окоченевшие члены, но идти по размокшей глинистой почве тоже затруднительно, то и дело спотыкаешься и падаешь. Наконец, дотащились и до Зеленой, где я, весь промокший, остановился у своего старого знакомого Павла Пинаевского (по прозвищу "Марович") и с удовольствием растянулся на его лавке, пока он хлопотал о самоваре.

Следует отметить, что в Тавреньге много встречается крестьян с польскими фамилиями, как, например, Пинаевские ("Маровичи"), Симановские, Лискичи, Никопольские и т. п. Не иначе, что предки их были сосланы сюда из Польши.

Деревня Зеленая имеет более 40 домов отличной постройки из хорошего толстого леса, с обширными дворами и хозяйственными пристройками. Дома большей частью одноэтажные, с подвалами, и что замечательно, с большими окнами. Это так называемые "передки", а сбоку где-нибудь обязательно ютится "зимовка" с 2-мя комнатами для жилья зимою. Деревня окружена со всех сторон почти непроходимыми лесами. Крестьяне искони землеробы и скотоводы. Землю они удобряют и холят, как никто из соседей, отчего и урожай хлеба бывает у них всегда хороший; здесь недорода не знают, разве градом когда повредит. Скота держат помногу: лошадей - 2-3 у каждого, коров - от 10 до 15, а овец - до 20 штук. Кроме земледелия и охоты ("лешни", "лесования"), они не знают никаких промыслов, лишь в последнее время стали рубить и возить лесные материалы в лесных артелях Кадниковского уезда, да и то очень мало, у них все время занято хозяйством: и по зимам они возят сено, дрова, хвою (еловое прутье), которую они очень много стелют во дворе, и такая хвоя, перегнивая, считается самым лучшим удобрением для роста хлеба. Здесь, в Зеленой, я записал 12 старинных песен, много местных слов и пословиц и купил кое-что для музея. Видел здесь интересный скопкарь, сделанный в виде утки, и крестьянин не прочь бы продать, но мать его пришла и заявила, что она и за тысячу не продаст "дедушкино благословенье".


Комментарии краеведа:

Свою очередную исследовательскую экскурсию в наши края А.А. Шустиков совершил осенью 1919 года. Даты этнограф приводит по старому стилю и все праздники, о которых он упоминает - праздники церковные, не светские. В частности, 8 сентября (теперь 21 сентября) - это праздник Рождества пресвятой Богородицы, 1 октября (14 октября) - праздник Покрова пресвятой Богородицы.

Равнодушие сельских жителей к деньгам, о чем не раз говорит путешественник, вызвано не отсутствием в деревнях торговых лавок, а абсолютно пустыми в них прилавками. Шел второй год гражданской войны, острый товарный голод испытывала не только провинция, но и большие города, столичные центры... Не укрепляла доверия к денежным знакам выросшая инфляция, да и не очень-то понятно было простому обывателю - на какие деньги ориентироваться: по стране гуляли тогда и советские купюры, и царские, и кредитные билеты Временного правительства...

Объясняя происхождение слова "Кремлево" этнограф, полагаю, все-таки ошибается: камней близ Кремлево ничуть не больше, чем у соседей. Думается, что этимология этого названия своим основанием имеет все же слово "кремль" - крепость, важное поселение на крутом месте. Прекрасно зная, на каком высоком, крутом холме расположена деревня и помня о том, что в старинную пору Кремлево являлось важным населенным пунктом на пересечении военных и торговых путей с запада на восток и с юга на север - последняя версия происхождения этого названия представляется более верной.

Довольно спорным является предположение А.А. Шустикова о тавреньгских фамилиях с польскими корнями. Дело тут не столько в ссыльных, сколько в том, что в 1613, 1614 и 1619 годах город Вельск начисто разорялся польскими боевыми отрядами (о чем имеются достоверные документальные подтверждения, например, в энциклопедии Брокгауза и Эфрона). Путь этих отрядов (как туда, так и обратно) проходил как раз через тавреньгско-хмельницкие села. Своих раненых, заболевших, чтобы не ограничивать мобильность конницы, поляки вынуждены были оставлять, в том числе, и в наших деревнях. Кто-то, поправившись, уезжал, ну а кто-то - оставался, навсегда связывая свою судьбу и судьбы своих потомков с русским Севером.

О не совсем понятных для современного читателя словах и выражениях. "Дольник" и "выжичник" - женские шерстяные сарафаны, дольник - с крашеными продольными полосами, выжичник - с добавлением при изготовлении разноцветной "жицы" (шерсти). "Досельное" время - время "до сель", то есть время прошедшее, давнишнее. "Чупас" - осиновое корыто с бревнышками по бокам, чтобы не вертелось на воде. "Вышивать на пялах" и вышивать "тамбуром по канве" - способы русской вышивки, а "здилье" - остаток, остатки какого-либо дела. "Барушка" - шапочка, головной убор замужней женщины. "Коротейка" - женский короткий кафтанчик, телогрейка, шубейка. "Скопкарь" - деревянная чаша с двумя ручками типа братины, использовавшаяся по большим праздникам, из которой в старину пили пиво и медовуху.

А.В. Кринин, краевед.

Источник

Топографические карты Вологодской области
Вожегодский р-н

Листая источники

СОДЕРЖАНИЕ
Соколов Б. А. Прошлое и настоящее Вожегодского края (Вместо предисловия)
50-ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ
Вожегодцы - кавалеры высших воинских наград
Куклин Ю. Р. Фронтовички

ТЕРРИТОРИЯ. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ
Воробьев Г. А. К северу от Вологды (Краткий физико-географический очерк Вожегодского района)
Солдатова Н. В. Современное население Вожегодского района: состав, численность, размещение
Жаков Л. А. Озеро Чарондское (Воже) и его округа

АРХЕОЛОГИЯ
Васенина М. Г. Древности Воже и Кубены

ЭТНОГРАФИЯ
Об очерке А. А. Шустикова
Шустиков А. А. Троичина Кадниковского уезда. Бытовой очерк. (Предисловие Ф. Я. Коновалова)
Вавилова М. А. Из архивного наследия А. А. Шустикова
Шустиков А. А. По захолустьям Вологодской губернии (Путевые заметки) (Подготовка к публикации М. А. Вавиловой)


ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ
Из истории Вожеги 1914 - 1942 гг. (Публикация Ю. А. Смирнова)
Спецпереселенцы в Вожегодском районе (1930-е годы)
Дружинин Е. Р. Вельские поместья и вельские помещики
Список помещиков Вельского уезда Вологодской губернии (1820-1830-е годы)

ХУДОЖНИКИ ВОЖЕГИ
Соснина Л. Г. "Я ы сердце увлечен какой-то силой тайной..."

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ
Толстикова Е. Н. "Родилась на севере..."
Власов С. Н. Родная сторонка
Маткеев К. М. Летние дожди
Елесин В. Д. Беда. Рассказ
Источник

Прикрепленный файл: Вожега.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32746
Листая источники -

Версия №1
Фамилия Долгинцев образована от прозвища Долгинец. Скорее всего, оно восходит к слову «долгий» в значении «большой, длинный». Долгинцами в старину нередко называли рослых, высоких людей. Следовательно, фамилия Долгинцев может указывать на внешние особенности основателя рода.

Версия №2.
Менее вероятно, что прозвище Долгинец связано с нарицательным «долгунец» - «лен с длинным волокном». Вероятно, Долгинцем прозвали человека, занимающегося выращиванием льна, либо пошивом одежды из льняных нитей. Таким образом, это прозвище могло относиться к так называемым «профессиональным» именованиям, указывающим на род деятельности человека. Долгинец, со временем получил фамилию Долгинцев.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32746
Листая источники -

Деревня Марьинская, в прошлом село Троице-Енальское, и большинство окружающих её деревень, впервые упоминаются в летописях в 1590-м и в 1628-м годах, хотя возникли они значительно раньше. Относились тогда они к Енальской, позднее к Троице-Енальской волости Вологодского уезда Светской вотчины, позднее Кадниковского уезда Северного края.

Село старинное, уходит своими корнями в далёкое прошлое, имеет богатое природное и культурное наследие. К началу XX века Марьино (село Троице-Енальское,Троица) – большое богатое торговое село, добротные, прочные дома, 2-х этажные и на подвалах, много зажиточных семей. Всю округу украшала Троицко-Енальская церковь – ансамбль из 2-х зданий, летнего и зимнего, тёплого, великолепный образец каменного зодчества по подобию Софии Вологодской.

Над всеми зданиями возвышалась колокольня высотой 75 метров, самый большой колокол весил 300 пудов. Звон его слышали за 30 км. Широка была тогда дорога к храму, насчитывалось почти 5 тысяч человек прихожан из 47 деревень. Храм необычайной красоты, прекрасно расписанный внутри, был гордостью наших предков. Около церкви стояли богатые 2-х этажные дома священников, пристава, судьи, купца с лавками для торговли, а также 3 дома с лавками внизу для торговли, деревянные амбары, деревянные и каменные ряды с лавками для торговли, отдаваемые церковью в арендное содержание. С этих строений церковь получала доход до 80 рублей в год.

Округа славилась многолюдными ярмарками, проходившими на территории, прилегающей к церкви. Народу приходило и приезжало со всей округи множество, съезжались купцы из разных губерний. К началу ХХ века в Марьине построена Троице-Енальская земская больница, которой принадлежали 4 корпуса. Первым врачом работал опытный врач Богоявленский, здесь же позднее работал заслуженный врач РСФСР Лолий Федорович Соколов.

В 1908 году в селе открывается Троице-Енальское земское училище. Первым директором становится Ф.И. Шляпин. Учились дети не только со всех окрестных деревень, но и из Коношского района. С 1922 г до 1949 г здесь обучались дети со всего района, школа тогда называлась Вожегодская опытно – показательная школа 2-й ступени с 9-летним сроком обучения. В 1949-50-х в школе обучалось 284 ученика. Работали педагоги, чьи имена стали достоянием всего района.


[q]
Много любопытной информации можно поведать об одном замечательном историческом местечке на берегу реки Кубены – Красной Горке. В прошлом здесь красовалось имение богатого марьинского купца Гладцинова с многочисленными хозяйственными постройками, фермами, заводами – кожевенным, кирпичным, молочным. После революции имение перешло в хозяйство школы, здесь расположилась учебно-опытная ферма. А в 1929-м году на Красной Горке была создана первая коммуна «Первомайская».

На территории Марьино ещё сохранились уникальные уголки природы, привлекающие многочисленных любителей рыбалки, ягодников, грибников, туристов, просто отдыхающих. Это живописные берега реки Кубены и её притоков, это многочисленные водоохранные и клюквенные болота, самое крупное из них Троицкое болото – по названию церковного прихода. Это окружающие Марьино еловые и сосновые леса, особой красотой отличается памятник природы Марьинский сосновый бор – излюбленное место отдыха жителей райцентра.

Привлекает своей красотой, оставляя неизгладимое впечатление, ещё одно любимое всеми место отдыха – Молебная гора у деревни Пестинской. Здесь, по преданию, ещё язычники устраивали свои обряды, поклоняясь своим богам. По рассказам старожилов, на Молёбной горе уже в советские времена устраивались весёлые игрища, гуляния, собиралась молодёжь со всех не только близлежащих, но и отдалённых деревень. В нашей местности имеется много ключиков (родников) с целебной водой, самый популярный среди местного населения – родник Никольский в местечке Смёшково. Согласно архивным данным здесь в 1901-м году была построена крестьянами
д. Село часовня в честь выздоровления Николая Второго от постигшей его болезни. Местные люди и сейчас ходят сюда за водой в Николу 22 мая и 19 декабря, вода обладает, по словам старожилов, целительной силой.

Согласно данным архива, около ста лет назад в селе Троице-Енальское находился 4-й мировой участок. К мировому судье обращались жители окрестных волостей с различными судебными делами, которые не могли решить волостные судьи. До наших дней сохранилось это здание волостного управления. Интересная находка – тетрадь-письмо учащимся Марьинской школы от бывшего ученика Д.Н. Журавлёва, который поступил в 1-й класс в 1916 году. В своем письме он очень подробно повествует о годах своей учебы, о жизни школы, о деревне.

Д.Н. Журавлёв – ученый-историк, по словам старожилов, преподавал в Молочном институте, последние годы жизни
провёл в Краснодарском крае. Его отец владел в Марьине набоечной мастерской. Погиб, как и многие другие, в годы сталинских репрессий. Библиотека наладила связь с М.К. Камкиной, внучкой А.Д. Камкина, иконописца, который расписывал иконы не только в Троице-Енальской, но и в других церквях Вологодской области. Маргарита Константиновна откликнулась на просьбу и поделилась ценными для нас краеведческими материалами, в том числе фотодокументами из семейного архива. Дочь А.Д. Камкина В.А. Камкина преподавала в Троице- Енальском земском училище еще до Октябрьской революции, почти с начала его открытия.
[/q]

Источник. Страница 63.




Легенды или реальность....о кладах...

[q]
148. Паны и клады

В Троицко-Енальской волости была прежде деревянная церковь. От того места, где она находилась, нужно взять прямую линию на гору, где стоял когда-то панский поселок. И вот при скрещивании этой линии с прямою же линиею от ближайшей деревни, Бакланова, зарыт в землю пивной котел серебра и золота, находящийся под громадным камнем.
В той же волости, по дороге на Вотчу, будет местечко, называемое Большая осина, где зарыт в землю панами целый котел денег, исключительно золотой монеты.
Близь деревни Заозерья Нижеслободской волости есть тоже клад — корчага золота.

Зап. А. А. Шустиков. Опубл. А. Е. Мерцалов//ВЕВ. 1902. № 11. Прибавл. С. 311.
[/q]

Текст находим здесь



Еще один источник.

Прикрепленный файл: file.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32746
II отдел
СТАТИСТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ГЛАВА 1. Общие сведения о Вологодской губернии

Территория. Распределение земельных площадей. Пути сообщения: грунтовые дороги, железные и водные пути с поверстными расстояниями. Пароходство. Население: численность и земельное обеспечение. Промыслы: рыболовный, охотничий и другие. Луговодство: положение его, сбор сена. Скотоводство: виды и породы; численность крупного рогатого скота. Цены. Домшинский район. Земский рассадник племенного скота. Кооперативы: статистика разных видов кооперации в губернии. Учет маслодельных артелей на 1-е июля 1911 года.

В этой главе статистических и экономических обзоров Вологодской губернии мы помещаем общие сведения и данные, хотя и не касающиеся непосредственно маслоделия, но имеющие отношение к вопросу о развитии маслодельной промышленности.
Вологодская губерния занимает на северо-востоке Европейской Poccии пространство около 354-х тысяч квадратных верст, заключая в себе до 36, 8 миллионов десятин земли (по данным за 1909 год).
В административном отношении она делится на 10 уездов: Вологодский, Грязовецкий, Кадниковский, Тотемский, Вельский, Велико-Устюгский, Никольский, Сольвычегодский, Яренский и Устьсысольский.
Земельная площадь губернии распределяется по уездам (в тысячах десятин, по статистическим сведениям за 1905 г.):

В Вологодском около - 483,7
В Грязовецком около- 486,3
В Кадниковском около -1442,3
В Тотемском около - 1976,6
В Вельском около - 2092,9
В В.-Устюгском около - 1897,1
В Никольском около - 3014,5
В Сольвычегодском около - 3820,9
В Яренском около - 5543,9
В Устьсысольском около - 14181,3

По сведениям Отдела Сельскохозяйственной экономии и статистики (Сборник изд. 1910 г.) из общего пространства в 367837 тыс. дес. земли в губернии находилось под посевной площадью 613, 7 т. дес., и под лугами 758, 1 тыс. дес.
Из общего количества земельной площади на долю владения казны, удела и церковных причтов приходится около 85%; надельных земель свыше 10, 5% и в частном владении находится до 4,5%.
Леса, по преимуществу, и земли северных и северо-восточных уездов находятся почти в исключительном влaдении казны, уделов и церквей, так например, в Устьсысольском уезде принадлежит к этим владениям свыше 99% всей земельной площади, в Яренском около 99%, в Сольвычегодском свыше 91%, в Вельском 81%, В.-Устюгском до 73%, в Никольском более 65%, и в Тотемском около 64%, и только в юго-восточных уездах, составляющих теперь именно маслодельный район губернии, преобладает частное землевладение, простирающееся в уездах: Грязовецком и Кадниковском до 80% и в Вологодском до 90% общей земельной площади этих уездов.
Подавляющая часть северных и северо-восточных уездов находится в некультурном состоянии и покрыта громадными пространствами леса, или представляет значительные площади болотистых мест, поэтому в местностях этих почти не имеется хороших дорог.
Вообще грунтовые дороги губернии: почтовые, торговые и проселочные не отличаются доброкачественностью (шоссированных мало), в особенности плохи проселки. Некоторые из них становятся в весеннее и осеннее время непроездными. Хотя земства, в ведении которых находятся некоторые трактовые и частью проселочные дороги, затрачивают немалые суммы на дорожное дело, но поддержка большинства дорог в исправном виде крайне затруднительна, как вследствие неблагоприятных почвенных и климатических условий, так и ввиду громадного протяжения дорог. Длина полотна грунтовых дорог, находящихся в ведении земств, достигает до 5 тысяч верст. В юго-западных уездах губернии, густо населенных, дороги, несмотря на болотистую и глинистую почву, поддерживаются по возможности в относительно исправном виде.
В некоторых местностях уездов средней полосы губернии, как, например, в Вельском, Никольском, и частью в Тотемском и Сольвычегодском грунтовые дороги, благодаря сухой почве с твердою подпочвой весьма хороши, но север и северо-восток губерни не имеет, за исключением трактов, не только хороших дорог, но в некоторых местностях нет никаких путей сообщения, кроме так называемых "волоков", и лишь в последние годы Губернское Земство озабочено проложением дорог к Ухтинскому нефтеносному району.
Bсе уездные города соединены как между собою, так и с губернским городом трактовыми дорогами.

Расстояния от гор. Вологды до уездных городов

От г. Вологды до г. Грязовца - 44 версты
От г. Вологды до г. Кадникова - 42 версты
От г. Вологды до г. Тотьмы - 205 версты
От г. Вологды до г. Вельска - 267 версты
От г. Вологды до г. Вел. Устюга - 454 версты
От г. Вологды до г. Никольска - 616 версты
От г. Вологды до г. Сольвычегодска - 543 версты
От г. Вологды до г. Яренска - 721 версты
От г. Вологды до г. Устьсысольска - 877 версты

Расстояния от наиболее крупных торговых центров до уездных городов

С. Троицко-Енальское до г. Кадникова - 123 версты
С. Устье до г. Кадникова - 48 верст
С. Шуйское до г. Тотьмы - 135 верст
Посад Верховажье до г. Вельска - 40 верст
С. Котлас до г. Устюга - 123 версты
Зашт. Г. Лальск до г. Устюга - 76 верст
Зашт. Г. Красноборск до г. Устюга - 108 верст
С. Подосиновец до г. Никольска - 154 версты

До 1872 года Вологодская губерния была отрезана от железнодорожных путей государства. С открытием товаро-пассажирского движения по линии Вологда-Ярославль, город Вологда соединился с Москвой, затем линия Архангельск-Вологда дала возможность подвозить и отправлять на рынки товары из многих местностей центральной и северной частей губернии.
Линия Петербург-Вологда, доведенная затем до Вятки и линия Вятка-Котлас приобщили еще некоторые местности губернии к железнодорожным сетям, но громадные пространства северо-восточной и северной части губернии не имеют пока железнодорожных путей.
В настоящее время г. Вологда является узловым пунктом, но железные дороги, проходящие по губернии, обслуживают пока в достаточной мере лишь уезды Вологодский и Грязовецкий и пролегают по окраинам уездов: Кадниковского, Велико-Устюгского и Сольвычегодского, остальные уезды не затронуты железнодорожными путями.

Расстояния между г. Вологдой и главными пунктами северных железных дорог

Вологда-Ярославль (ст. Урочь-Волга) - 192 версты
Вологда-Москва - 454 версты
Вологда-Архангельск - 595 версты
Вологда-Петербург - 560 версты
Вологда-Вятка - 596 версты
Вологда-Котлас (Сев. Двина) через Вятку - 192 версты

На линии Вологда-Ярославль-Москва переправа через Волгу от станции Урочь (перегрузка товаров) строится мост.
Грязовецкий уезд примыкает к Ярославской губернии и некоторые местности его расположены вблизи железнодорожных станций, находящихся в пределах Ярославской губернии, поэтому значительная часть масла отправляется грязовецкими маслоторговцами и маслоделами в Москву и далее через указанные станции вплоть до ст. Пречистое и даже Данилов.
По линии Вологда-Архангельск, станция "Коноша" на границе Вологодской губернии, находится от г. Вологды на расстоянии около 200 верст.

Ведомость о расстояниях по подъездным, грунтовым путям до ближайших железнодорожных станций и от последних до г. Вологды

Особое значение для торговли и промыслов как издавна, так и теперь имели и имеют для Вологодской губернии водные пути сообщения, которыми она изобилует.
Mногиe товары идут и теперь водным путем к Белому Морю и в Петербург, но главным образом реки, озера и каналы, находящиеся в тех местностях губернии, где нет железных дорог, служат подвозными путями для всякого рода товаров как в Вологду, так и в другие пункты торговли и к станциям железных дорог.
Важнейшими водными путями служат: Северная Двина, образующаяся из рек Сухоны и Юга с главнейшим притоком, рекой Вычегдой.
На севере и северо-востоке губернии реки: Печора с главнейшими притоками: Малая Печора, Подчерем, Щугор, Ижма с Седью, Илыч, Мылва, Ухта, Мезень с Важкой и Пинега.
На северо-западе:
Часть реки Северной Двины до слиния рек Сухоны и Юга с притоками: Нижняя и Верхняя Тоймы, Ерга, Уфтюга. Река Вага с притоками: Пежма, Вель, Кулой, Устья с Кокшенгой.
С запада, по середине и на северо-востоке губернии: р. Кубина, впадающая в Кубенское озеро.
Р. Сухона с притоками: Вологда, Уфтюга, Ерга, две Толшмы.
Р. Юг с притоками: Шартенга, Кичменга, Пушма, Луза.
Р. Вычегда с притоками: Сев. Кельтма, Вишера, Виледь, Вымь, Яренга, Локчима, Сысола.
На юге губернии в уездах Тотемском и Никольском:
Притоки Унжи: Ветлуга и Молома.
Бассейн Северной Двины соединяется водным путем в Петербург по Мариинской системе посредством канала Герцога Виртембергского и Кубенского озера.
В докладе инженера Петрашень, сообщенном в 1908 г. Управлению Делами С.-Петербургского порайонного Комитета о нуждах северных рек (доклад этот приведен в издании Вологодского Губернского Земства: "Водный путь в Сибирь по Вологодской губернии" Вологда 1910 г.), между прочим, имеется краткое описание современного состояния важных для Вологодской губернии водных путей: Вологда-Петербург и Вологда-Архангельск. Извлекаем некоторые сведения из этого доклада, касающияся положения означенных путей.
Система Герцога Виртембергского, длиною в 64 версты, соединяет р. Шексну с Кубенским озером при помощи небольших озер и каналов. Девять шлюзов ее могут пропускать суда длиною в 18 1/2 саж. при осадке до 8 четвертей. http://www.booksite.ru/fulltext/natural/pravknig/text.pdf
Самый существенный недостаток этой системы, весьма затрудняющий судоходство, заключается в малой ширине и глубине входящих в ее состав каналов.

Весь текст читаем здесь

Прикрепленный файл: 95.gif
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32746
Вологодские Епархиальные ведомости
Сентябрь №17 (1897 г.)


Прикрепленный файл: Кадн1.jpgКадн2.jpg, 208703 байтКадн3.jpg, 197913 байтКадн4.jpg, 216368 байтКадн5.jpg, 162892 байт
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32746
В копилочку

Долгинцев Андрей Егорович

ФИО: Долгинцев Андрей Егорович
Год рождения: 1897
Место рождения: Вологодская обл., Вожегодский р-н, Раменский с/с, д.Турово
РВК призыва: Вожегодский РВК, Вологодская обл., Вожегодский р-н
Воинская часть: штаб 256 сд
Воинское звание: красноармеец
Должность: стрелок
Причина гибели: умер от ран
Дата гибели: 27.01.1944
Место гибели: Ленинградская обл, Мгинский р-н, 150 м ю.з. д.Светье. Перезахоронен Ленинградская обл, Лужский р-н, Скребловская обл, д.Великое село
Адрес родных: Вологодская обл., Вожегодский р-н, Раменский с\с, д.Турово, жена Долгинцева Анна Кельевна
Источник: ЦАМО
Фонд: 58
Опись: 18002
Дело: 164
Донесение:
Лист:
Наличие в Книге Памяти:
Источник
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Вверх ⇈