И понятно почему- бронепоездов с таким названием было несколько -рядом с Ростовом героически сражался армейский бронепоезд №2 № "За Родину"
о нем написаны книги , а о краснофлотцах, перенесших свои пушки на рельсы мало кто знает, к тому же , поскольку наш дед воевал на нем- я хотела бы добавить с его слов сведения о судьбе бойцов бронепоезда и впервые выложить их фото.
сначала о составе бронепоезда
В конце 1941 года новороссийские рабочие приняли решение построить своими силами и за собственные средства бронепоезд и подарить его нашей армии. Локомотивное депо отремонтировало мощный паровоз, вагоноремонтный завод установил броню и вооружение на паровоз и вагоны. Четыре орудия и пять пулеметов выделила новороссийская военно-морская база. Уже в январе бронепоезд получил экипаж, составленный из моряков, и боевое знамя. Командиром был назначен старший лейтенант Михаил Чечельницкий, комиссаром - старший политрук Борис Хавинсон. Последнего вскоре сменил политрук Петр Устинов. Михаила Чечельницкого можно было бы назвать легендой бронепоездников. Участник обороны Одессы, он командовал там бронепоездом, поддерживавшим действия кавалерийской дивизии. Во время эвакуации защитников города бронепоезд Чечельницкого до последнего сдерживал наседающего врага, прикрывая грузившиеся на корабли наши части, после чего был взорван.
По требованию Чичельницкого новороссийский бронепоезд усовершенствовали- вертикальные стенки бронеплощадок имели толщину бронированной прослойки до 58 мм, 100мм воздушную прослойку и50 мм прокладку из досок, на каждой бронеплощадкепо 2 пушки полубашенного типа 76,2мм, угол возвышения составлял 85 градусов, что позволяло вести стрельбу как по наземным , так и по воздушным целям- у бронепоезда прямо образовалась личная война с люфтваффе- бронепоезд специализировался на сбивании самолетов- к моменту боев под Азовом кроме пушек на бронепоезде имелось-один учетверенный "максим", двенадцать пулеметов, два ДШК, два перископа один дальномер стереоскопический личное оружие у команды связь по типу корабельной, переговороные трубы. База бронепоезда на станции Азов-паровоз типа СУ штабной вагон, для жилья комсостава, тримягких вагона для личного состава,вагон для боеприпасов, вагон -мастерские, вагон -баня, вагон-столовая-он же клуб , где имелась киноустановка
Чичельницкому было на тот момент 33 года
Самые полные сведения о бронепоезде находятся в Азовском музее, местная газета опубликовала статью
Щельянова, С. Бронепоезд №10 «За Родину» /С. Щельянова //Приазовье. – 2005. – 24 февраля. – С. 1; 3 марта. – С. 5.
На стене железнодорожного вокзала города Азова закреплена мемориальная доска, на ней слова: «Здесь на железнодорожной станции базировался и отважно сражался с немецко-фашистскими захватчиками в 1942 году бронепоезд №10 «За Родину»».
Как известно из исторических первоисточников и воспоминаний железнодорожников, в 1941-41942 годах бои за Ростов и станцию Батайск, которая являлась воротами Кавказа, шли жесточайшие. Сюда немецкое командование стянуло отборные военно-воздушные и сухопутные силы. Оборону вела наша 56-я армия, левый фланг которой в числе других соединений прикрывал Отдельный донской отряд Азовской военной флотилии. В состав противовоздушной обороны входил и бронепоезд №10 «За Родину», которым командовал 33-летиний старший лейтенант Михаил Чечельницкий. Он ранее участвовал в обороне города Одессы. Бронепоезд №10 был «родным сыном» бронепоезда «За Родину», оборонявшего Одессу.
- С приходом личного состава бронепоезда «За Родину» в Севастополь, - вспоминал его командир, я подал рапорт на имя командующего Черноморским флотом о сохранении прежнего состава и о постройке нового бронепоезда «За Родину» взамен взорванной нами под Одессой с аналогичным названием.
Строительство поезда началось 6 октября 1941 года по инициативе председателя Новороссийского комитета обороны Шурыгина и командира Новороссийской военно-морской базы Холостякова. Его намеревались использовать только для обороны Новороссийска. Тем более, что средства собрали среди новороссийских рабочих. Работу выполняли железнодорожники вагоно-ремонтного завода под руководством начальника паровозного депо станции Новороссийск Ненашева.
В отличие от одесского бронепоезда этот был современнее и гораздо лучше оснащен орудиями – по требованию Чечельницкого его усовершенствовали. Вертикальные стенки бронеплощадок имели толщину бронированной прослойки до 58 миллиметров, 100-миллиметровую воздушную прослойку и 50-миллиетровую прокладку из досок. На стеллажах был удобно размещен боезапас – по 350 снарядов на пушку. На каждой бронеплощадке имелись по две пушки полубашенного типа 76.2 мм с дальностью стрельбы 14,6 километра. У пушек были хорошие приспособления, а угол возвышения составлял 85 градусов, что позволяло вести стрельбу и по воздушным, и по наземным целям противника.
Кроме того, на каждой бронеплощадке установили для наблюдения перископы типа казематных. С их помощью командир бронепоезда мог видеть цель и управлять артогнем, не выходя из укрытия. Также на каждой площадке имелось по четыре пулемета «Максим» - по два на каждую сторону.
Паровоз типа «ОВ» бронировали двумя 20-миллиметровыми листами с прокладкой между броней досок в 50 миллиметров. Там установили командирскую рубку, дальномер, учетверенный пулемет. Заправляли паровоз жидким топливом. На концевых площадках установили по одному ДШК и по два №Максима». Всего бронепоезд вооружили четырьмя полубашенными пушками, одним учетверенным пулеметом «Максим», двенадцатью пулеметами, двумя ДШК, двумя перископами, дальномером. Кроме того, у команды имелось личное оружие. Была радиостанция, а связь осуществлялась по типу корабельной. Плюс переговорные трубы. В базу бронепоезда входили паровоз типа «СУ», штабной вагон для жилья комсостава, три мягких вагона для личного состава, вагон-склад, вагон для боеприпасов, вагон-мастерские, вагон-баня, вагон-столовая (он же клуб, где имелась киноустановка).
По приказу командующего Черноморским флотов к концу ноября 1941 года М.Р. Чечельницкого назначили командиром нового строящегося в Новороссийске бронепоезда. В Туапсе сформировали командный состав этого поезда, но не было комиссара. Чечельницкий отказался без комиссара ехать в Новороссийск – к месту строительства нового бронепоезда. За упрямство командование его отругало, но все-таки прислало на эту должность выпускника военно-политической академии имени Ленина Бориса Зиновьевича Хавинсона. После этого весь командный состав будущего бронепоезда отбыл в Новороссийск. Там сформировали и личный состав, с которым начали вести боевую и политическую подготовку, поскольку бойцы и краснофлотцы до этого служили в разных воинских частях и боевым действиям на бронепоезде не были обучены. Всего личный и командный состав насчитывал 160 человек. С одесского бронепоезда на новый перешли служить старшина Загон, командир отделения Ионкин, командир отделения разведки лейтенант Магденко, а также командир путейцев Михайловский, путеец Иванов, главстаршина Белый.
Бронепоезд влился в состав Азовской военной флотилии и получил номер 10 «За Родину». Командир Чечельницкий считал, что одесский бронепоезд по-прежнему в боевом строю.
14 января 1942 года по поводу окончания строительства бронепоезда состоялся митинг. Экипажу вручили боевое знамя, и бронепоезд по приказу командования Азовской военной флотилии направился на станцию Приморско-Ахтарская.
После осмотра бронепоезда командующим Черноморским флотом контр-адмиралом Горшковым и по его приказу 19 января бронепоезд №10 отправили в Азов в распоряжение Отдельного донского отряда, которым командовал капитан первого ранга Фроликов. В Азов поезд прибыл 27 января 1942 года. Его команде была поставлена задача – усилить противовоздушную оборону Азова и уничтожать вражеские десанты, которые фашисты высаживали на берега реки Дон и Таганрогского залива.
28 февраля бронепоезд №10 «За Родину» принял свой первый бой. Тридцать «юнкерсов» летели бомбить Ростов. Бронепоезд стоял на открытой позиции и начал по ним огонь. Строй самолетов рассыпался, но два «юнкерса», отделившись, пошли в атаку на бронепоезд. Бомбы летели густо, но большого ущерба они не причинили – бронепоезд все время маневрировал. Легко был ранен осколком лишь командир отделения Мелихов. Один «юнкерс» сбили. В бою отличились комендоры орудий Исаюк, Пипченко, а также Закутский, Матиенко, Краснокутский, Горбатков и Самойленко.
С тех пор дуэли с фашистскими стервятниками случались довольно часто. Иногда по две в сутки.
19 июля. Бой оказался очень тяжелым. В 14 часов бронепоезд стоял между станцией Азов и портом. В ближайшей от порта лесопосадке расположилась кавалерийская часть. Туда приехали командиры из штаба армии. И в это время двадцать «хейнкелей» стали бомбить бронепоезд. Но первые бомбы упали в расположение кавалеристов. Погибло много лошадей, были убиты и ранены казаки, разбита одна автомашина. Враг тоже понес потери: два самолета, задымившись и снижаясь, ушли за Дон. На бронепоезде потерь не случилось. Поврежденной оказалась лишь железнодорожная насыпь, из-за чего одна бронеплощадка села. Путейцы быстро выполнили восстановительные работы.
20 июля. Восемь утра. Девять хищный «хейнкелей» снова прилетели бомбить бронепоезд. Но прицельного огня у них не вышло. Команда бронепоезда яростно давала отпор. Была разбита лишь одна автодрезина.
21 июля. Снова бой. Фашисты потеряли два самолета. Их сбили бойцы под руководством лейтенанта Блажевича.
23 июля. 16 часов 30 минут. На бронепоезд устремились пятнадцать «юнкерсов». В бою ранения получили командир отделения Ионкин и краснофлотец Шатрафка, но они сражались до конца схватки. Через три часа, когда бронепоезд стоял на станции Азов, на расправу с ним прилетели уже тридцать «юнкерсов» и «мессеров». Бомбы сыпались дождем. Они разрушили станционные здания, железнодорожные пути и наполовину базу бронепоезда. Погибли рабочие станции. Но и в этом жестоком бою враги не смогли парализовать бронепоезд. Рабочие восстановили один путь, и он смог маневрировать. Потерь в личном составе не было. А три вражеских самоелта упали в Таганрогский залив. В схватке отличились бойцы первой и второй бронеплощадок, которыми командовали лейтенанты Исаюк и Блажевич.
26 июля. Более трудного дня ранее не случалось. Экипажу бронепоезда командование флотилии приказало держаться до последнего бойца: враг наступал на Азов со страшной силой. Потом связь была потеряна. Командир принял решение через Батайск увести бронепоезд на сальскую железнодорожную ветку.
10 часов утра. Бронепоезд двинулся в сторону Батайска. Возле села Койсуг остановился. Вперед выслали разведку. В четырех километрах от села засевшие в лесопосадке гитлеровцы расстреляли ручную дрезину «Пионер». Но, перебравшись на обратную сторону железнодорожной насыпи, бойцы вернулись. Теперь вперед послали автодрезину во главе с лейтенантом Блажевичем. Через три километра она загорелась от прямого попадания в нее снаряда. Весь состав дрезины погиб.
Экипаж бронепоезда понял: путь на Батайск отрезан, его заперли в тупике. Командир 30-й стрелковой дивизии приказал открыть огонь по противнику, спрятавшемуся в посадке возле села Койсуг. В этом бою было выпущено около пятисот снарядов и уничтожено до 800 фашистов, разбито три батареи возле переправы, взорвано много вражеских боеприпасов. Это был не бой, а артиллерийская бойня. Затем враг стал обстреливать из минометов. В ход пошли фашистские танки. Бронепоезд получил множество пробоин и отошел на станцию Азов.
После наступившего затишья обнаружилось, что части нашей пехоты и кавалерии, оказавшиеся возле Койсуга в окружении, после боя бронепоезда разорвали вражеское кольцо.
12 часов дня. Возле рыбзавода прямо из Дона с помощью насосов закачали воду (водокачка была разрушена). Нефть добавили вручную. В это время налетели «юнкерсы» и стали снова бомбить. Возможности маневрировать у поезда не было, пришлось отстреливаться с места. В этом бою был разбит второй паровоз, ранения получили три бойца. Но и фрицы остались небезнаказанными. Они потеряли два самолета.
Комиссар П.М. Устинов, назначенный вместо Хавинсона (его перевели инструктором в политотдел флотилии), получил распоряжение командира Отдельного донского отряда Фроликова и записку полкового комиссара Ефимова о том, чтобы команда бронепоезда расстреляла боеприпасы по противнику, сняла пулеметы и ночью бронепоезд взорвала, затем погрузилась с личным составом и оружием на катера и отошла к Ейску.
Командир бронепоезда №10 М. Чечельницкий принял решение подняться к станции Азов. В полукилометре от нее остановились. И снова пятьдесят вражеских самолетов начали бомбить станцию, базу бронепоезда, стоявшую за станцией, и сам бронепоезд. База была уничтожена. Погибли воентехник второго ранга Балин и краснофлотец Сибилев. Все станционные пути, здания разворотило. Но героический бронепоезд не погиб. Двигаясь вниз по реке, он маневрировал среди дыма, огня и взрывов бомб. Оставался лишь один километр до порта…
21 час. Загорелся рыбзавод. Бронепоезд остановился за ним, экипаж начал вести прицельный огонь через Дон по противнику.
23 часа. Все пулеметы сняли и отправили на пристань.
24 часа. Краснофлотцы взорвали бронепоезд, чтобы он не попал в руки фашистов.
Час ночи. Катера не пришли. Командир приказал сбросить в Дон пулеметы, оставив лишь два, и начать выход из окружения. К рассвету отошли на двадцать километров в сторону Ейска.
Всего на бронепоезд №10 «За Родину» было совершено тридцать три налета вражеских стервятников, сброшено более двух тысяч бомб. Кроме того, массированно его обстреливали минометы.
По подсчетам команды, было сбито восемь вражеских самолетов, четыре подбито, но по данным МПВО Азова и соседних частей, самолетов сбито больше.
Отважно сражались командиры первой и второй бронеплощадок Исаюк и Блажевич, старшина Загон, командиры орудий Пипченко, Краснокутский, Матиенко, краснофлотцы орудийного расчета комендоры Горбатков, Закутский, Люлява, Самойленко, Грищенко и другие. В бою отличился комсомолец Ратушный. Он не боялся свиста пуль и осколков, отлично видел цель и оперативно давал о ней данные.
Активными в боях были краснофлотцы Попов, Черненко, Цатуров и другие.
Разведчики под командованием Ионкина действовали грамотно и дерзко. Для них не было никаких преград. Нередко они добывали данные не только полезные для команды бронепоезда, но и для флотского и армейского командования. По их информации была сорвана вражеская операция по высадке десанта на Азов.
Отлично справлялся со своими обязанностями в боях электрик-радист комсомолец Авраменко. Если требовалось, он был и комендором, и пулеметчиком, и разведчиком.
Старшина Загон был рослым, неустрашимым. Он успевал быстро организовать подачу боеприпасов, ремонтировать пути.
Душой всего личного состава считался главстаршина второй площадки Арон Белый.
Бригада путейцев во главе с Михайловским не щадила своей жизни, восстанавливая под обстрелами и бомбежками поврежденные пути. Так же действовали и машинисты паровозов Кононов и Петров. Они были неустрашимыми в бою.
Секретарь комсомольской организации, заместитель политрука Щетинин во время боя успевал побывать повсюду, воодушевляя бойцов, помогая им, если случалась необходимость. Это он после разрушения бронепоезда извлек из-под обломков знамя, а затем сдал его на хранение в секретную часть 40-го Отдельного подвижного артдивизиона.
Беспредельно преданным Родине был первый комиссар бронепоезда Борис Хавинсон. Бойцы не чаяли в нем души. Он сумел в короткий срок сдружить команду бронепоезда, организовать ее на выполнение поставленной задачи. После его перевода инструктором в политотдел комиссаром назначили П.М. Устинова, который тоже пользовался большим авторитетом.
После ухода Азовской флотилии Хавинсон стал начальником политотдела МПВО Новороссийской военно-морской базы. При отходе из Новороссийска в последнем бою он погиб смертью героя.
В Ейске М.Р. Чечельницкий получил приказ идти в Приморско-Ахтарскую, а потом новый – передать личный состав в распоряжение командира батальона морской пехоты. Сам же Чечельницкий получил новое назначение – стал в Приморско-Ахтарской комендантом по эвакуации и на катере ушел из нее самым последним под огнем фашистских танков, которые вплотную подошли к пристани. Но пристань, облитая бензином, уже полыхала огнем. В Анапе Чечельницкий командовал обороной штаба флотилии, а затем его направили в Новороссийск. Там его назначили командиром бронепоезда «Смерть немецким оккупантам».
Пройдя через суровые испытания, М.Р. Чечельницкий все-таки дожил до победы, в звании капитана с боевыми наградами на груди вернулся в Одессу, откуда начинался его фронтовой путь, где он родился и где жила его семья.
В мирное время ему удалось отыскать бывшего командира отделения разведки бронепоезда №10 Ионкина. В 1942 году после взрыва бронепоезда и отхода в Ейск он служил в морской пехоте. За отвагу и храбрость его наградили несколькими правительственными наградами.
Радостной была и встреча с бывшим главстаршиной бронеплощадки бронепоезда Белым.
Вот такой тяжелый и героический путь прошел экипаж бронепоезда №10 «За Родину» под командованием Михаила Чечельницкого, оборонявшего Одессу, Азов, Ростов и Батайск в самое критическое время – первые годы военного лихолетья.
А закончить рассказ хочется стихами неизвестного поэта:
Вновь и вновь память нас возвращает
В молодую военную даль.
И сегодня жить нам помогает
Бронепоезда крепкая сталь.
См. также:
Малахов, И. Четыре бронепоезда /И. Малахов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.miroslava-folk.ru/Yeisk/history_16 http://gamewot.ru/_ph/1/590351142.jpg?1427987791