ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Здесь публикуются рассказы очевидцев о тех войнах. Спрашивайте, записывайте и публикуйте здесь

Перед внесением данных на разыскиваемого, проверьте, пожалуйста, по сайтам http://www.obd-memorial и http://www.ipc.antat.ru и по Электронным Книгам Памяти

Забытый бронепоезд

Бронепоезд №10 "За Родину", Азовской военной флотилии

← Назад    Вперед →Модераторы: Ella, Gnom7, Wojciech
Anmamali
Участник

Севастополь
Сообщений: 79
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 59
И понятно почему- бронепоездов с таким названием было несколько -рядом с Ростовом героически сражался армейский бронепоезд №2 № "За Родину"
о нем написаны книги , а о краснофлотцах, перенесших свои пушки на рельсы мало кто знает, к тому же , поскольку наш дед воевал на нем- я хотела бы добавить с его слов сведения о судьбе бойцов бронепоезда и впервые выложить их фото.
сначала о составе бронепоезда
В конце 1941 года новороссийские рабочие приняли решение построить своими силами и за собственные средства бронепоезд и подарить его нашей армии. Локомотивное депо отремонтировало мощный паровоз, вагоноремонтный завод установил броню и вооружение на паровоз и вагоны. Четыре орудия и пять пулеметов выделила новороссийская военно-морская база. Уже в январе бронепоезд получил экипаж, составленный из моряков, и боевое знамя. Командиром был назначен старший лейтенант Михаил Чечельницкий, комиссаром - старший политрук Борис Хавинсон. Последнего вскоре сменил политрук Петр Устинов. Михаила Чечельницкого можно было бы назвать легендой бронепоездников. Участник обороны Одессы, он командовал там бронепоездом, поддерживавшим действия кавалерийской дивизии. Во время эвакуации защитников города бронепоезд Чечельницкого до последнего сдерживал наседающего врага, прикрывая грузившиеся на корабли наши части, после чего был взорван.
По требованию Чичельницкого новороссийский бронепоезд усовершенствовали- вертикальные стенки бронеплощадок имели толщину бронированной прослойки до 58 мм, 100мм воздушную прослойку и50 мм прокладку из досок, на каждой бронеплощадкепо 2 пушки полубашенного типа 76,2мм, угол возвышения составлял 85 градусов, что позволяло вести стрельбу как по наземным , так и по воздушным целям- у бронепоезда прямо образовалась личная война с люфтваффе- бронепоезд специализировался на сбивании самолетов- к моменту боев под Азовом кроме пушек на бронепоезде имелось-один учетверенный "максим", двенадцать пулеметов, два ДШК, два перископа один дальномер стереоскопический личное оружие у команды связь по типу корабельной, переговороные трубы. База бронепоезда на станции Азов-паровоз типа СУ штабной вагон, для жилья комсостава, тримягких вагона для личного состава,вагон для боеприпасов, вагон -мастерские, вагон -баня, вагон-столовая-он же клуб , где имелась киноустановка
Чичельницкому было на тот момент 33 года
Самые полные сведения о бронепоезде находятся в Азовском музее, местная газета опубликовала статью
Щельянова, С. Бронепоезд №10 «За Родину» /С. Щельянова //Приазовье. – 2005. – 24 февраля. – С. 1; 3 марта. – С. 5.

На стене железнодорожного вокзала города Азова закреплена мемориальная доска, на ней слова: «Здесь на железнодорожной станции базировался и отважно сражался с немецко-фашистскими захватчиками в 1942 году бронепоезд №10 «За Родину»».

Как известно из исторических первоисточников и воспоминаний железнодорожников, в 1941-41942 годах бои за Ростов и станцию Батайск, которая являлась воротами Кавказа, шли жесточайшие. Сюда немецкое командование стянуло отборные военно-воздушные и сухопутные силы. Оборону вела наша 56-я армия, левый фланг которой в числе других соединений прикрывал Отдельный донской отряд Азовской военной флотилии. В состав противовоздушной обороны входил и бронепоезд №10 «За Родину», которым командовал 33-летиний старший лейтенант Михаил Чечельницкий. Он ранее участвовал в обороне города Одессы. Бронепоезд №10 был «родным сыном» бронепоезда «За Родину», оборонявшего Одессу.

- С приходом личного состава бронепоезда «За Родину» в Севастополь, - вспоминал его командир, я подал рапорт на имя командующего Черноморским флотом о сохранении прежнего состава и о постройке нового бронепоезда «За Родину» взамен взорванной нами под Одессой с аналогичным названием.
Строительство поезда началось 6 октября 1941 года по инициативе председателя Новороссийского комитета обороны Шурыгина и командира Новороссийской военно-морской базы Холостякова. Его намеревались использовать только для обороны Новороссийска. Тем более, что средства собрали среди новороссийских рабочих. Работу выполняли железнодорожники вагоно-ремонтного завода под руководством начальника паровозного депо станции Новороссийск Ненашева.
В отличие от одесского бронепоезда этот был современнее и гораздо лучше оснащен орудиями – по требованию Чечельницкого его усовершенствовали. Вертикальные стенки бронеплощадок имели толщину бронированной прослойки до 58 миллиметров, 100-миллиметровую воздушную прослойку и 50-миллиетровую прокладку из досок. На стеллажах был удобно размещен боезапас – по 350 снарядов на пушку. На каждой бронеплощадке имелись по две пушки полубашенного типа 76.2 мм с дальностью стрельбы 14,6 километра. У пушек были хорошие приспособления, а угол возвышения составлял 85 градусов, что позволяло вести стрельбу и по воздушным, и по наземным целям противника.
Кроме того, на каждой бронеплощадке установили для наблюдения перископы типа казематных. С их помощью командир бронепоезда мог видеть цель и управлять артогнем, не выходя из укрытия. Также на каждой площадке имелось по четыре пулемета «Максим» - по два на каждую сторону.
Паровоз типа «ОВ» бронировали двумя 20-миллиметровыми листами с прокладкой между броней досок в 50 миллиметров. Там установили командирскую рубку, дальномер, учетверенный пулемет. Заправляли паровоз жидким топливом. На концевых площадках установили по одному ДШК и по два №Максима». Всего бронепоезд вооружили четырьмя полубашенными пушками, одним учетверенным пулеметом «Максим», двенадцатью пулеметами, двумя ДШК, двумя перископами, дальномером. Кроме того, у команды имелось личное оружие. Была радиостанция, а связь осуществлялась по типу корабельной. Плюс переговорные трубы. В базу бронепоезда входили паровоз типа «СУ», штабной вагон для жилья комсостава, три мягких вагона для личного состава, вагон-склад, вагон для боеприпасов, вагон-мастерские, вагон-баня, вагон-столовая (он же клуб, где имелась киноустановка).

По приказу командующего Черноморским флотов к концу ноября 1941 года М.Р. Чечельницкого назначили командиром нового строящегося в Новороссийске бронепоезда. В Туапсе сформировали командный состав этого поезда, но не было комиссара. Чечельницкий отказался без комиссара ехать в Новороссийск – к месту строительства нового бронепоезда. За упрямство командование его отругало, но все-таки прислало на эту должность выпускника военно-политической академии имени Ленина Бориса Зиновьевича Хавинсона. После этого весь командный состав будущего бронепоезда отбыл в Новороссийск. Там сформировали и личный состав, с которым начали вести боевую и политическую подготовку, поскольку бойцы и краснофлотцы до этого служили в разных воинских частях и боевым действиям на бронепоезде не были обучены. Всего личный и командный состав насчитывал 160 человек. С одесского бронепоезда на новый перешли служить старшина Загон, командир отделения Ионкин, командир отделения разведки лейтенант Магденко, а также командир путейцев Михайловский, путеец Иванов, главстаршина Белый.
Бронепоезд влился в состав Азовской военной флотилии и получил номер 10 «За Родину». Командир Чечельницкий считал, что одесский бронепоезд по-прежнему в боевом строю.

14 января 1942 года по поводу окончания строительства бронепоезда состоялся митинг. Экипажу вручили боевое знамя, и бронепоезд по приказу командования Азовской военной флотилии направился на станцию Приморско-Ахтарская.
После осмотра бронепоезда командующим Черноморским флотом контр-адмиралом Горшковым и по его приказу 19 января бронепоезд №10 отправили в Азов в распоряжение Отдельного донского отряда, которым командовал капитан первого ранга Фроликов. В Азов поезд прибыл 27 января 1942 года. Его команде была поставлена задача – усилить противовоздушную оборону Азова и уничтожать вражеские десанты, которые фашисты высаживали на берега реки Дон и Таганрогского залива.

28 февраля бронепоезд №10 «За Родину» принял свой первый бой. Тридцать «юнкерсов» летели бомбить Ростов. Бронепоезд стоял на открытой позиции и начал по ним огонь. Строй самолетов рассыпался, но два «юнкерса», отделившись, пошли в атаку на бронепоезд. Бомбы летели густо, но большого ущерба они не причинили – бронепоезд все время маневрировал. Легко был ранен осколком лишь командир отделения Мелихов. Один «юнкерс» сбили. В бою отличились комендоры орудий Исаюк, Пипченко, а также Закутский, Матиенко, Краснокутский, Горбатков и Самойленко.
С тех пор дуэли с фашистскими стервятниками случались довольно часто. Иногда по две в сутки.
19 июля. Бой оказался очень тяжелым. В 14 часов бронепоезд стоял между станцией Азов и портом. В ближайшей от порта лесопосадке расположилась кавалерийская часть. Туда приехали командиры из штаба армии. И в это время двадцать «хейнкелей» стали бомбить бронепоезд. Но первые бомбы упали в расположение кавалеристов. Погибло много лошадей, были убиты и ранены казаки, разбита одна автомашина. Враг тоже понес потери: два самолета, задымившись и снижаясь, ушли за Дон. На бронепоезде потерь не случилось. Поврежденной оказалась лишь железнодорожная насыпь, из-за чего одна бронеплощадка села. Путейцы быстро выполнили восстановительные работы.
20 июля. Восемь утра. Девять хищный «хейнкелей» снова прилетели бомбить бронепоезд. Но прицельного огня у них не вышло. Команда бронепоезда яростно давала отпор. Была разбита лишь одна автодрезина.
21 июля. Снова бой. Фашисты потеряли два самолета. Их сбили бойцы под руководством лейтенанта Блажевича.
23 июля. 16 часов 30 минут. На бронепоезд устремились пятнадцать «юнкерсов». В бою ранения получили командир отделения Ионкин и краснофлотец Шатрафка, но они сражались до конца схватки. Через три часа, когда бронепоезд стоял на станции Азов, на расправу с ним прилетели уже тридцать «юнкерсов» и «мессеров». Бомбы сыпались дождем. Они разрушили станционные здания, железнодорожные пути и наполовину базу бронепоезда. Погибли рабочие станции. Но и в этом жестоком бою враги не смогли парализовать бронепоезд. Рабочие восстановили один путь, и он смог маневрировать. Потерь в личном составе не было. А три вражеских самоелта упали в Таганрогский залив. В схватке отличились бойцы первой и второй бронеплощадок, которыми командовали лейтенанты Исаюк и Блажевич.
26 июля. Более трудного дня ранее не случалось. Экипажу бронепоезда командование флотилии приказало держаться до последнего бойца: враг наступал на Азов со страшной силой. Потом связь была потеряна. Командир принял решение через Батайск увести бронепоезд на сальскую железнодорожную ветку.
10 часов утра. Бронепоезд двинулся в сторону Батайска. Возле села Койсуг остановился. Вперед выслали разведку. В четырех километрах от села засевшие в лесопосадке гитлеровцы расстреляли ручную дрезину «Пионер». Но, перебравшись на обратную сторону железнодорожной насыпи, бойцы вернулись. Теперь вперед послали автодрезину во главе с лейтенантом Блажевичем. Через три километра она загорелась от прямого попадания в нее снаряда. Весь состав дрезины погиб.
Экипаж бронепоезда понял: путь на Батайск отрезан, его заперли в тупике. Командир 30-й стрелковой дивизии приказал открыть огонь по противнику, спрятавшемуся в посадке возле села Койсуг. В этом бою было выпущено около пятисот снарядов и уничтожено до 800 фашистов, разбито три батареи возле переправы, взорвано много вражеских боеприпасов. Это был не бой, а артиллерийская бойня. Затем враг стал обстреливать из минометов. В ход пошли фашистские танки. Бронепоезд получил множество пробоин и отошел на станцию Азов.
После наступившего затишья обнаружилось, что части нашей пехоты и кавалерии, оказавшиеся возле Койсуга в окружении, после боя бронепоезда разорвали вражеское кольцо.
12 часов дня. Возле рыбзавода прямо из Дона с помощью насосов закачали воду (водокачка была разрушена). Нефть добавили вручную. В это время налетели «юнкерсы» и стали снова бомбить. Возможности маневрировать у поезда не было, пришлось отстреливаться с места. В этом бою был разбит второй паровоз, ранения получили три бойца. Но и фрицы остались небезнаказанными. Они потеряли два самолета.
Комиссар П.М. Устинов, назначенный вместо Хавинсона (его перевели инструктором в политотдел флотилии), получил распоряжение командира Отдельного донского отряда Фроликова и записку полкового комиссара Ефимова о том, чтобы команда бронепоезда расстреляла боеприпасы по противнику, сняла пулеметы и ночью бронепоезд взорвала, затем погрузилась с личным составом и оружием на катера и отошла к Ейску.
Командир бронепоезда №10 М. Чечельницкий принял решение подняться к станции Азов. В полукилометре от нее остановились. И снова пятьдесят вражеских самолетов начали бомбить станцию, базу бронепоезда, стоявшую за станцией, и сам бронепоезд. База была уничтожена. Погибли воентехник второго ранга Балин и краснофлотец Сибилев. Все станционные пути, здания разворотило. Но героический бронепоезд не погиб. Двигаясь вниз по реке, он маневрировал среди дыма, огня и взрывов бомб. Оставался лишь один километр до порта…
21 час. Загорелся рыбзавод. Бронепоезд остановился за ним, экипаж начал вести прицельный огонь через Дон по противнику.
23 часа. Все пулеметы сняли и отправили на пристань.
24 часа. Краснофлотцы взорвали бронепоезд, чтобы он не попал в руки фашистов.
Час ночи. Катера не пришли. Командир приказал сбросить в Дон пулеметы, оставив лишь два, и начать выход из окружения. К рассвету отошли на двадцать километров в сторону Ейска.

Всего на бронепоезд №10 «За Родину» было совершено тридцать три налета вражеских стервятников, сброшено более двух тысяч бомб. Кроме того, массированно его обстреливали минометы.
По подсчетам команды, было сбито восемь вражеских самолетов, четыре подбито, но по данным МПВО Азова и соседних частей, самолетов сбито больше.
Отважно сражались командиры первой и второй бронеплощадок Исаюк и Блажевич, старшина Загон, командиры орудий Пипченко, Краснокутский, Матиенко, краснофлотцы орудийного расчета комендоры Горбатков, Закутский, Люлява, Самойленко, Грищенко и другие. В бою отличился комсомолец Ратушный. Он не боялся свиста пуль и осколков, отлично видел цель и оперативно давал о ней данные.
Активными в боях были краснофлотцы Попов, Черненко, Цатуров и другие.
Разведчики под командованием Ионкина действовали грамотно и дерзко. Для них не было никаких преград. Нередко они добывали данные не только полезные для команды бронепоезда, но и для флотского и армейского командования. По их информации была сорвана вражеская операция по высадке десанта на Азов.
Отлично справлялся со своими обязанностями в боях электрик-радист комсомолец Авраменко. Если требовалось, он был и комендором, и пулеметчиком, и разведчиком.
Старшина Загон был рослым, неустрашимым. Он успевал быстро организовать подачу боеприпасов, ремонтировать пути.
Душой всего личного состава считался главстаршина второй площадки Арон Белый.
Бригада путейцев во главе с Михайловским не щадила своей жизни, восстанавливая под обстрелами и бомбежками поврежденные пути. Так же действовали и машинисты паровозов Кононов и Петров. Они были неустрашимыми в бою.
Секретарь комсомольской организации, заместитель политрука Щетинин во время боя успевал побывать повсюду, воодушевляя бойцов, помогая им, если случалась необходимость. Это он после разрушения бронепоезда извлек из-под обломков знамя, а затем сдал его на хранение в секретную часть 40-го Отдельного подвижного артдивизиона.
Беспредельно преданным Родине был первый комиссар бронепоезда Борис Хавинсон. Бойцы не чаяли в нем души. Он сумел в короткий срок сдружить команду бронепоезда, организовать ее на выполнение поставленной задачи. После его перевода инструктором в политотдел комиссаром назначили П.М. Устинова, который тоже пользовался большим авторитетом.
После ухода Азовской флотилии Хавинсон стал начальником политотдела МПВО Новороссийской военно-морской базы. При отходе из Новороссийска в последнем бою он погиб смертью героя.
В Ейске М.Р. Чечельницкий получил приказ идти в Приморско-Ахтарскую, а потом новый – передать личный состав в распоряжение командира батальона морской пехоты. Сам же Чечельницкий получил новое назначение – стал в Приморско-Ахтарской комендантом по эвакуации и на катере ушел из нее самым последним под огнем фашистских танков, которые вплотную подошли к пристани. Но пристань, облитая бензином, уже полыхала огнем. В Анапе Чечельницкий командовал обороной штаба флотилии, а затем его направили в Новороссийск. Там его назначили командиром бронепоезда «Смерть немецким оккупантам».
Пройдя через суровые испытания, М.Р. Чечельницкий все-таки дожил до победы, в звании капитана с боевыми наградами на груди вернулся в Одессу, откуда начинался его фронтовой путь, где он родился и где жила его семья.
В мирное время ему удалось отыскать бывшего командира отделения разведки бронепоезда №10 Ионкина. В 1942 году после взрыва бронепоезда и отхода в Ейск он служил в морской пехоте. За отвагу и храбрость его наградили несколькими правительственными наградами.
Радостной была и встреча с бывшим главстаршиной бронеплощадки бронепоезда Белым.

Вот такой тяжелый и героический путь прошел экипаж бронепоезда №10 «За Родину» под командованием Михаила Чечельницкого, оборонявшего Одессу, Азов, Ростов и Батайск в самое критическое время – первые годы военного лихолетья.

А закончить рассказ хочется стихами неизвестного поэта:
Вновь и вновь память нас возвращает
В молодую военную даль.
И сегодня жить нам помогает
Бронепоезда крепкая сталь.




См. также:
Малахов, И. Четыре бронепоезда /И. Малахов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.miroslava-folk.ru/Yeisk/history_16
http://gamewot.ru/_ph/1/590351142.jpg?1427987791
---
Село Саивка село Пешково Пешков, Побегайло, Евтушенко , Ратушный, Цивка
Anmamali
Участник

Севастополь
Сообщений: 79
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 59
Воспоминания о бронепоезде
Следопытам школы №3 70-х годов удалось записать воспоминания бывшего члена экипажа бронепоезда №10 «За Родину» - главстаршины бронеплощадки №1 Г. Цатурова.

- В первых числах мая 1942 года на железнодорожной станции Азов, вблизи вокзала, стоял воинский эшелон с молодым пополнением фронту. Двери теплушек были приоткрытыми. Настроение молодых воинов было веселое. Они играли – кто на гармошке, кто на гитаре. Ребята пели, танцевали. Молодые бойцы ехали на фронт защищать Родину от незваной фашистской нечисти.
В это время неподалеку от станции, около амбаров конторы «Заготзерно», стоял хорошо замаскированный бронепоезд – вездесущая гроза гитлеровской авиации.
Внезапно со стороны моря появилось шесть «юнкерсов». Не теряя ни секунды, бронепоезд открыл яростный прицельный огонь по фашистским стервятникам, не допустив их к станции. Бомбы взорвались на пустыре.
Один из стервятников, объятый пламенем, рухнул в воды Таганрогского залива, остальные пять, ошеломленные столь неожиданной ситуацией, не сделав повторных заходов, удалились. Несколько молодых бойцов и дежурный милиционер были ранены осколками бомб. Помощь им была оказана на месте.
Через полчаса эшелон, сопровождаемый бронепоездом, ушел на узловую станцию Батайск, не встретив каких-либо препятствий.

Как-то в последних числах июня 1942 года, выйдя из основной боевой позиции на юго-западной окраине Азова (напротив Таганрогского залива), бронепоезд подошел вплотную к рыбзаводу. В эту минуту появились восемнадцать фашистских «юнкерсов» и «мессеров». Обстановка была весьма критической. На закрытых бронеплощадках находилось большое количество боеприпасов. Завязался жестокий бой-смерч, длившийся около часа. От ураганного огня стволы орудий и зенитных пулеметов бронепоезда накалялись докрасна. Послышалась команда: «Газы!».
Но и в противогазах моряки были столь же яростны. Восемь фашистских стервятников, один за другим, рухнули в воды залива. Остальные удалились в западном направлении. После выяснилось: немцы бросали дымовые шашки. Потерь с нашей стороны в этом бою не было. Два человека получили ранения, трое – контузии. В их числе был и я.
Лечиться в госпитале все отказались: в команде бронепоезда был врач.
Значительные повреждения бронепоезда и бронеплощадки №1 были устранены экипажем.
После этого дерзкого боя командование фашистской авиации распространило слухи о том, что якобы красный бронепоезд №10 «За Родину!» уничтожен под Азовом. Слухи были убедительны: в течение пяти дней налеты противник на город не делал.

Командование Отдельного Донского отряда водного заграждения Азовской военной флотилии пригласило известного в Советском Союзе баяниста Зайцева, ростовчанина. Экипажи флотилии и бронепоезда умели отважно воевать, умели и весело отдыхать. Праздник удался. Их гостями были и азовчане, работники райкома ВЛКСМ с его первым секретарем Наташей Чевелой, и самыми близкими друзьями – тружениками Азовского пункта заготовки зерна.
Начальник политотдела Отдельного Донского отряда Азовской военной флотилии сообщил командиру бронепоезда Михаилу Чечельницкому и комиссару Хавинсону:
- В ближайшее воскресенье в Таганроге фашистские захватчики делают выпуск офицеров-головорезов школы «СС». Необходимо «поздравить»!
В указанный день, перед наступлением вечерних сумерек, бронепоезд подошел к основной огневой позиции. Отсюда он вел последний ожесточенный бой с немцами.
В заливе сейнер и два небольших быстроходных катера по какому-то поводу выполняли церемониальный ритуал. Играл духовой оркестр. Немцы пили, пели, танцевали. Все это, как на ладони, просматривалось с южного берега залива в перископ. С его помощью был произведен точный расчет.
Три орудийных залпа с бронеплощадок – и через пять минут воцарилась мертвая тишина…
К концу июля 1942 года положение в Азове стало угрожающим: фашисты прорывались к городу. Обороняли его немногочисленные воинские части. Бронепоезд №10 «За Родину!» потерял маневренность – железнодорожные пути в сторону Батайска были разрушены. Но краснофлотцы из экипажа бронепоезда продолжали громить фашистов из орудий. Четко действовали зенитчики: они отважно уничтожали стервятников.

Утром 25 июля экипаж получил приказ взорвать бронепоезд, находившийся у поворота железнодорожной ветки на рыбкомбинат, а затем направиться к береговой батарее, действовавшей в районе села Павло-Очаковки.
Отряд моряков под командованием лейтенанта В.В. Нужина уже заложил противотанковые шашки, когда один из часовых сообщил о том, что под обрывом появились немцы. Гитлеровцы выбросили десант.
- Приготовиться к бою, - скомандовал лейтенант.
Заминированный бронепоезд открыл ураганный огонь из орудий и бортовых пулеметов, через четверть часа все было кончено. Гитлеровцев полностью уничтожили. Но вскоре один за другим прогремели взрывы – бронепоезд №10 «За Родину!» перестал существовать…

---
Село Саивка село Пешково Пешков, Побегайло, Евтушенко , Ратушный, Цивка
Anmamali
Участник

Севастополь
Сообщений: 79
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 59
Небольшие затруднения с отсканиванием фотографий - добавлю их чуть позднее
а пока уточнения по вооружению и составу бронепоезда
Бронепаровоз-1
Бронеплощадок -2
Контрольных площадок -2
Вспомогательный паровоз -1
Вагон-цистерна с топливом-1
Вагон-склад боеприпасов-1 Цистерна с водой -1
Спец-вагон и ленкомната-1
Спальных вагонов -3
Моторная дрезина -1 ,
Дрезина с ручным управлением-1
Полный комплект материалов , инструментов и приспособлений для ремонта путей и бронепоезда

Вооружение
Артиллерия - 4 башни 76 мм орудий , установленных на 2-х бронеплощадках
Минометная батарея - 4 миномета, установленных на 2-х контрольных площадках
Станковые пулеметы- 4 ед. на 2-х бронеплощадках
Пулеметы авиационные- "Шкас"- 2 ед на бронепоезде и бронеплощадке
Ручные пулеметы-4
Винтовки по 1 на каждого бойца и по 5 гранат
Личное оружие офицеров, командиров взводов , старших команд-автоматы, пистолеты , револьверы
Дальномеры стереоскопические -2 - один двухметровый и одинметровый ручной
Перископов-3
Стереотруб-2
Биноклей-10
Кроме командного состава

Врач-1
Управление -8 чел
Разведка-5чел
Артеллеристов-30 чел
Минометчики-12 чел
Ж-Д специалисты-10 чел
Ж-Д ремонтники-10 чел
Интендантская служба-7чел
Стрелковое отд-12чел
В составе бронепоезда были представители 9 союзных республик


Не знаю надо ли давать полный список бойцов
---
Село Саивка село Пешково Пешков, Побегайло, Евтушенко , Ратушный, Цивка
Anmamali
Участник

Севастополь
Сообщений: 79
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 59
команда бронепоезда воевала после Азова (взорван 28.07.42) в морской пехоте, но как команда бронепоезда числилась до октября 1942 года, т.к. Боевое Знамя -Флаг корабля командованию ЧФ сдан до октября не был. Принимал Флаг и Гюйс старший батальонный комиссар Кравченко. Сдавали-зам политрука Щетинин Василий Андреевич и к/о дальномерщиков - Ратушный Я.Г.
---
Село Саивка село Пешково Пешков, Побегайло, Евтушенко , Ратушный, Цивка
Lucy*

Сообщений: 1147
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5484
Фото 1: современное здание железнодорожного вокзала г.Азов
Фото 2: здание ж.д. вокзала г.Азове, построенное в 1909г.
Фото 3: боевые действия Бронепоезда № 10 на ж.д. станции Азов
Фото 4: мемориальная доска, посвященная бойцам Бронепоезда №10 на здании ж.д. вокзала.

Прикрепленный файл: 1910г..jpg1980г..jpg, 66477 байтбои.jpg, 58085 байтмемориальная доска.jpg, 89052 байт
---
Волынский, Тройнов, Беликов, Миндарев (Сев.Кавказ); Рыльщиков (Рост.обл.)

Anmamali
Участник

Севастополь
Сообщений: 79
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 59
Отдельно уточнюсь по Чечельницкому -вот его фронтовая судьба- началась она в обороне Одессы
Бронепоезд «За Родину!» под командованием лейтенанта М. Р. Чечельницкого сразу вступил в бой с гитлеровцами на ближних подступах к Одессе. Вдребезги разнес он мощные батареи противника, которые обстреливали город, но и сам, получив повреждения, остановился. На неподвижный бронепоезд противник обрушил шквал минометного огня. На помощь экипажу пришли ремонтные бригады путейцев. Под обстрелом они исправили путь, подняли подбитую бронеплощадку.
Перед каждым огневым налетом вперед уходили разведчики во главе со старшиной 1-й статьи С. Барановым, а также наблюдатели-корректировщики лейтенанты Г. З. Волков и В. А. Синенков.
Бронепоезд «За Родину!» энергично действовал на участке от 1-й заставы до Сухого Лимана и Татарки, поддерживал 2-ю кавалерийскую дивизию полковника П. Г. Новикова. Базировался бронепоезд на 2-й заставе. С позиции 16-й железнодорожной батареи он вел огонь. Однажды бронепоезда «За Родину!» и № 21 получили задание подавить вражеские зенитные батареи. После внезапного налета на позиции фашистов противник запоздало открыл все же ответный огонь из нескольких уцелевших орудий. Один из снарядов разворотил железнодорожный путь под бронеплощадкой 21-го, она осела. Фашисты сосредоточили огонь на остановившемся бронепоезде. М. Р. Чечельницкий послал на выручку путейскую бригаду, которая всегда была у него в резерве. Ее возглавил Михайловский. Под непрерывным обстрелом железнодорожники подняли домкратом платформу, сменили шпалы, поставили бронеплощадку на рельсы, укрепили и выправили путь, и 21-й ушел из опасной зоны.
Чтобы поддержать поредевшие наши части на восточном берегу Сухого Лимана, М. Р. Чечельницкий повел бронепоезд «За Родину!» на Овидиопольскую ветку. Там сражалась 1-я батарея береговой охраны под командованием капитана М. К. Куколева. Бронепоезд включился в бой. Враг в тот момент шел колоннами, расстояние до него было с полкилометра. Незамедлительно по колоннам был нанесен удар изо всех орудий. Один залп следовал за другим, бронепоезд быстро менял позиции. Ожила, наконец, и артиллерия захватчиков. Их снаряды ложились все ближе и ближе. Один угодил в бронеплощадку и вывел из строя расчет 76-миллиметровой пушки. Тяжело ранило лейтенанта Маркова, бойцов Меслицкого, Сайчина, Мисурина, Колыханова. Загорелись ящики с боеприпасами. Бойцы Дикий, Мишкин, Люсюк кинулись к ним и с риском для жизни сбросили их с платформы, предотвратив взрыв. Военфельдшер Ф. Большаченко и медсестра Литвиненко пробрались из своего вагона на бронеплощадку и вовремя оказали раненым первую помощь. Снарядом пробило тендер, вытекала вода. Старый машинист М. Я. Богатов, более тридцати лет проработавший на транспорте, сумел экономно расходовать воду. Расстреляв боеприпасы, бронепоезд отошел к 1-й заставе. Потом на буксире его отвели на ремонт.
5 октября фашисты захватили Болгарские хутора. Бронепоезд «За Родину!» один отбивал их атаки. 9 октября М. Р. Чечельницкий получил от командира 2-й кавалерийской дивизии II. Г. Новикова приказ: «Прикрывать отход дивизии. Отход состоится с наступлением темноты 15 октября. Экипаж бронепоезда будет отходить последним». 16 октября 1941 года стало последним днем героической обороны города.
Бронепоезд, построенный новороссийскими рабочими, поступил на вооружение Азовской военной флотилии и получил название: №10 «За Родину!». Вначале базировался в Приморско-Ахтарске и оборонял побережье Азовского моря. Но вскоре его перебросили к Азову. Здесь охранял не только морской берег, но и переправы через Дон. Экипаж бронепоезда №10 уничтожил несколько групп немецких диверсантов, 14 июля его зенитчики сбили первый вражеский самолет. Известны имена нескольких отличившихся бойцов и офицеров бронепоезда: командир бронеплощадки лейтенант И. Исаюк, комсорг бронепоезда Я.Ратушный. В боях погибли матросы Каплун и Чернявский, старшина Моисеенко. 27 июля 1942 года танковый корпус немцев нанес удар в стык двух советских армий, прорвал нашу оборону и ввышел в тыл наших войск. Вражеской авиации удалось повредить железнодорожные пути и сам бронепоезд, застывший на станции Азова. Экипаж принял бой. Противник потерял три самолета, много пехоты. Буквально в паре сотен метров от бронепоезда погиб ведший разведгруппу командир бронеплощадки №2 лейтенант Евгений Блажевич. В конце концов бронепоездники расстреляли весь боезапас, взорвали бронеплощадки и отошли на 661-ю батарею береговой обороны. В 1994 году в память того боя на вокзале Азова была установлена памятная доска. Шесть дней, вместе с гарнизоном 661-й батареи (командир - старший лейтенант Желудько), экипаж капитана Чечельницкого в полном окружении отражал атаки немцев. Затем на кораблях Азовской военной флотилии был переправлен в станицу Старощербиновскую, а после - в Ейск. Часть бойцов вместе с самим Михаилом Чечельницким пополнила экипаж еще одного бронепоезда Азовской флотилии - №6 «Смерть немецким оккупантам!». Остальные бойцы погибшего бронепоезда влились в состав ейского гарнизона.

Бронепоезд №6 также был построен в декабре 1941 года железнодорожниками паровозного депо станции Тимашевская. Это была очень мощная боевая единица. Его броня представляла собой не один стальной лист, как это было принято при строительстве бронепоездов, а два. Пространство в тридцать сантиметров между ними было заполнено железобетоном. Благодаря этой конструкции вагоны и бронеплощадки были практически неуязвимы для вражеских снарядов. Вооружение выделила Азовская военная флотилия, сняв пушки с погибших судов. Всего на бронепоезде были установлены два 76-мм и два 45-мм орудия, десять пулеметов. Из 140 членов экипажа 54 - добровольцы, рабочие тимашевского депо. Остальные - моряки Азовской флотилии. Известно, что среди мужчин воевала и представительница слабого пола: Валентина Карацуба. Она также работала на станции Тимашевская и служила на бронепоезде радисткой. Прошла вместе с его экипажем огонь и пламя, воевала под Ейском и Новороссийском. Первым командиром бронепоезда стал И.Кравченко, затем его сменил некий Шкирман. 29 декабря 1941 года новоиспеченный бронепоезд прибыл в Приморско-Ахтарск и получил задание нести патрульную службу на железнодорожном перегоне Ейск-Старощербиновская.



Бронепоезду «Смерть немецким оккупантам!» не раз пришлось отбивать налеты десятков немецких самолетов, пытавшихся бомбить тылы наших войск. Его зенитчики сбили два и повредили один бомбардировщик. Летом началось грандиозное наступление врага на Кавказ. Бронепоезд перебросили к станции Сосыка. Здесь его экипаж две недели отбивал воздушные и танковые атаки гитлеровцев. 5 августа военный совет Северо-Кавказского фронта принял решение эвакуировать военно-морские базы Ейск и Приморско-Ахтарск. В противном случае большой группировке наших войск грозило окружение и полное уничтожение: свежая 13-я танковая немецкая дивизия и моторизованная дивизия СС «Викинг» прорвали нашу оборону и развивали наступление через Армавир. Взорвав военные объекты, наши части из Ейска и Приморско-Ахтарска должны были отойти к Темрюку и организовать там оборону. Командир бронепоезда №6 Шкирман не выполнил приказ, взрывать его не стал и отправился на прорыв из Ейска через Староминскую, Тимашевск, Славянскую и Крымскую. Он привел свой броненосец в Новороссийск и, вместо благодарности за спасение техники, был отдан под суд вместе со своим комиссаром Ратнером «за разложение личного состава и трусость, проявленную при отходе из Ейска до Новороссийска». (Цитата - из статьи С.Санеева «Бронепоезда в обороне Новороссийска», опубликованной в журнале «Локотранс»). Командовать бронепоездом назначили Михаила Чечельницкого.

В Новороссийске бронепоезда №6 и №751 (о нём речь пойдёт чуть позже) объединили в один бронедивизион, который возглавил вскоре капитан Чечельницкий. Он подчинялся непосредственно начальнику артиллерии Новороссийского оборонительного района (НОР) полковнику Горбунову. Свое первое задание, находясь в составе НОР, бронепоезд «Смерть немецким оккупантам!» получил в ночь на 21 августа. Его отправили поддерживать артогнем 77-ю стрелковую дивизию. Затем он прикрывал отход 103-й курсантской и 83-й морской бригад на новые позиции, защищал тоннели, в которых находились поезд и штаб командующего НОР генерал-майора Котова. Немцы постоянно усиливали нажим на советские части, обороняющие Новороссийск. Силы защитников города таяли, пополнений не было. Немцы же вводили все новые части, их атаки поддерживались танками. Благодаря развитой железнодорожной системе вокруг и внутри этого города-порта бронепоезда всегда появлялись неожиданно и в самом необходимом для обороны месте. Дни и ночи боев сменялись лихорадочными ремонтными работами в депо или на вагоноремонтном заводе. Затем бронепоезда вновь шли в бой. Известно, что только бронепоезд №6 во время обороны Новороссийска уничтожил около двух десятков немецких танков и более пятисот вражеских солдат.

С начала сентября началась агония обороны. 3 сентября бронедивизион Чечельницкого вел огонь прямой наводкой от цементного завода «Победа Октября», но уже 5-го пришлось покинуть эту позицию, взорвав станцию Гайдук. 6 сентября немцы перерезали дорогу Неберджай-Новороссийск, вечером 7 сентября начались бои в самом Новороссийске - за железнодорожный вокзал, порт, завод «Красный двигатель». Оборонительный район оказался разорванным на две части, как и бронедивизион Чечельницкого. В эти последние для обороны города дни огневая поддержка бронепоездов для наших слабеющих частей часто была просто спасительной, ведь многие батареи были уже взорваны из-за неимения снарядов. 9 сентября противник перешел в решающее наступление, а в ночь на 10-е началась эвакуация защитников Новороссийска. Ее до последнего прикрывал бронепоезд «Народный мститель». Где-то в эти дни бронепоезд №6 «Смерть немецким оккупантам!» был уничтожен по приказу командующего артиллерией НОР. Противник так и не смог вывести его из строя, но и прорываться было уже некуда. Орудия бронепоезда сделали последние выстрелы по врагу, исчерпав весь свой боезапас. После этого бронеплощадки были взорваны. Оставшиеся в живых члены экипажа бронепоезда не смогли пробиться к месту эвакуации гарнизона НОР и через перевал пешком переправились в Геленджик. После освобождения Новороссийска паровоз бронепоезда №6 был отремонтирован, с него сняли броню и еще долгое время после войны он водил грузовые поезда
Чечельницкий был назначен зам командира по МТО 214 Опад и в сентябре 1944 года был арестован и осужден на 6 лет ИТЛ с лишением званий и наград- ну с наградами его обошли - орден Красной звезды и медаль за оборону Одессы- прожил долгую жизнь, был уважаемым человеком , похоронен в Одессе
Вот что нашла у igor_valchuk_01
Чечельницкий Михаил Рафаилович, 1909 года рождения, уроженец города Одессы (Гоголя, 41), призван Одесским ГВК, член ВКП (б), закончил Училище Береговой обороны Морских сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии им. Ленинского коммунистического союза молодежи Украины (Севастополь), последнее место службы – 214 ОПАД. Отец родом из Балты Одесской области (соседний район - пгт. Чечельник Винницкой области, возможно его фамилия производная от указанного топонима).
Приговором военного трибунала Севастопольской военно-морской базы Черноморского флота от 24-25 сентября 1944 года Чечельницкий М.Р. осужден по п. «а» ст. 193-17 (злоупотребление властью) УК РСФСР (в редакции 1926 года) к 6 годам лишения свободы с содержанием в исправительно-трудовых лагерях.
Определением военного трибунала Черноморского флота от 26 октября 1944 года к Чечельницкому М.Р. применены положения примечания 2 ст. 28 УК РСФСР, исполнение упомянутого приговора отсрочено до окончания военных действий, он был освобожден из-под стражи и направлен на фронт.
Военный трибунал Черноморского флота 15 августа 1945 года на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 07 июля 1945 года освободил Чечельницкого М.Р. от наказания и определил считать его не имеющим судимости.
Остальное здесь
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=63505.0
---
Село Саивка село Пешково Пешков, Побегайло, Евтушенко , Ратушный, Цивка
quOl
Новичок

Сообщений: 7
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 4
>> Ответ на сообщение пользователя Anmamali от 15 апреля 2015 20:54

Если есть список, то почему нет? Страна должна знать своих героев. Командир орудия Матиенко - может, это мой прадед? О его боевом пути ничего не известно
← Назад    Вперед →Модераторы: Ella, Gnom7, Wojciech
Вверх ⇈