ДУБНО
"В канун 63 годовщины со Дня Победы в Дубне установлен памятник
легендарному самолету-штурмовику ИЛ-2 в честь бессмертного подвига
советского народа в Великой Отечественной Войне. В 2003 г. группе
энтузиастов-дубненцов во главе с Михаилом Иванковым стало известно,
что в лесу недалеко от города со времен войны лежат останки боевых
самолетов ИЛ-2. В августе 2004г. поисковая группа осмотрела
обнаруженный бронекорпус штурмовика. 2 ноября 2004 г. штурмовик был
эвакуирован вертолетом МЧС и направлен на реконструкцию. Изучение
документальных материалов о создании "летающего танка", в том числе
рассекреченных материалов Центрального Архива Министерства Обороны,
проведенное Виктором Коноровым, позволила выявить уникальные факты,
связанные с историей аэродрома «Борки». Стало известно, что в мае 1943
года на этот аэродром для проведения тренировочных полетов
перебазировался 34-й запасной авиаполк в составе 70 самолетов ИЛ-2,
который входил в 3-ю авиабригаду Резерва Главного Командования. За
1943-1945 гг. через этот учебный авиаузел прошло более 6500
штурмовиков ИЛ-2 и было подготовлено 25.000. летчиков. В их числе был
и летчик-курсант Камшилов Алексей Семенович,1921 г.р, уроженец
Горьковской области. Именно у него 22 июня 1943 г. во время выполнения
самостоятельного полета на ИЛ- №381417 в воздухе отказал мотор. Летчик
совершил вынужденную посадку в 5 км. южнее аэродрома Борки.
Бронекорпус этого штурмовика пролежал до обнаружения более полувека на
болоте. Дальнейшая судьба летчика сложилась трагически. Всего за свою
короткую боевую жизнь Алексей Камшилов успел совершить 11 боевых
вылетов и за успешное выполнение заданий был награжден орденом
"Красной Звезды". 25 января 1944 г. он вылетел на очередное боевое
задание и был сбит огнем зенитной артиллерии около г. Пушкин
Ленинградской области. Установка памятника самолету-штурмовику ИЛ-2 в
Дубне не случайна и символична. Как показали дальнейшие исторические
изыскания первую войсковую серию штурмовиков ИЛ-2 (до 1941 г.-БШ-2)
согласно указанию наркома обороны К.Е. Ворошилова от 26 июня 1940 г.
начал изготавливать завод №30 в поселке Иваньково, на левом берегу
Дубны. Здесь проведен значительный объем работ, но в декабре 1940 г.
задел деталей и комплекты технологической оснастки были переданы на
завод №381 в г.Ленинград, который позже был эвакуирован в г. Нижний
Тагил. Это означает, что история серийного производства самого
массового самолета Великой Отечественной Войны связана непосредственно
с территорией будущего наукограда Дубна, трудом и интеллектом местных
авиастроителей. Сегодня, когда легендарный самолет установлен на
пъедестал, можно с уверенностью сказать, что это уникальный и
единственный памятник одноместному штурмовику ИЛ-2, изготовленному в
1942 г. заводом №381. В его сооружении были задействованы десятки
энтузиастов- жители Дубны, Кимрского и Талдомского районов,
администрация города, АО "Экстен" при технической помощи МКБ "Радуга",
Авиационный центр "Борки", Национальный аэроклуб России им. Чкалова,
предприятия "Савма" и "Д-Авиа". Открытый памятник -дань уважения
жителей Дубны всем Героям, защищавшим Родину и работавшим на Победу в
годы Великой Отечественной Войны. Материал из информационного листка,
созданного на основе данных представленных Михаилом Иванковым и
Виктором Коноровым, а также статьи "Символ Победы" в дубненской газете
"Площадь Мира", автор Людмила Смирнова."
Фотографии с открытия памятника.
http://www.photofile.ru/users/dmitrywheil/95084747