ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Усадьбы

Усадьбы существующие, восстановленные, разрушенные

    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 22 23 24 25 26 * 27 Вперед →
Модератор: snegirev
valcha
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 23345
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 18791

Klim2018 написал:
[q]
Усадьба КУСКОВО
Владельцы усадьбы: ШЕРЕМЕТьевы
[/q]


Реестр книжных памятников

https://knpam.rusneb.ru/item31758.htm#gallery-1





Прикрепленный файл: Кусково1.jpgКусково2.jpg, 74173 байт
---
Прежде, чем писать мне в личные, прочитайте мою подпись.
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
valcha
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 23345
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 18791
Городская усадьба Великолеповых
В настоящее время в здании размещен Департамент культурного наследия города Москвы.

https://um.mos.ru/houses/3735/

https://www.youtube.com/watch?v=Qv1bJlQ_Gg4


Городская усадьба Великолеповых на Пятницкой, или кое-что о львах и маскаронах
https://vladimirdar.livejournal.com/300603.html
Иногда мои предпочтения по выкладыванию материалов по конкретным историческим архитектурным объектам Старой Москвы не поддаются логике. Вот так и было с этой городской усадьбой Великолеповых по Пятницкой улице, 19. Просто привлекла она внимание и вот он, пост об этом любопытном усадебном доме.

Бывший на этом месте деревянный дом купца Ивана Иванова сгорел во время пожара 1812 года. Участок приобрела мещанка Фёкла Великолепова, которая восстановила здание и оформила его в традициях московского классицизма. В 1914 году дом был перестроен архитектором Михаилом Аладьиным. В советское время особняк был разделён на коммунальные квартиры, в 1970-х годах - передан Главному управлению охраны памятников. В настоящее время здесь находится Департамент культурного наследия города Москвы.

Пятницкая улица появилась в конце XV - начале XVI века и представляла собой часть старомосковской дороги на юг - в Рязань, Тулу и Серпухов. В те времена её называли Большой улицей. Первоначально она проходила немного правее современной Пятницкой, а именно там, где сейчас находится Новокузнецкая улица. К концу XVI века её направление окончательно установилось. Своё нынешнее название улица получила благодаря церкви Параскевы Пятницы, впервые упоминавшейся в летописях в связи с московским пожаром 1564 года.

В XVI - XVII веках в этой местности находились слободы, где жили люди низкого звания, в основном торговцы и ремесленники, которых привлекала близость оживлённой дороги на юг. Горожане побогаче предпочитали селиться ближе к центру Москвы в более надёжных местах. Часто эта низменная территория весной заливалась паводками, а с юга на неё совершали набеги орды кочевников. В дальнейшем по приказу Ивана Грозного в Замоскворечье разместили стрелецкий приказ Матвея Вишнякова, что благоприятно сказалось на безопасности. Позднее, когда по приказу его сына Фёдора Блаженного Москва была окружена земляным валом, Пятницкая улица стала весьма привлекательным местом жительства.

Городская усадьба Великолеповых была построена в XVIII веке. Территорией владел купец Иванов.

В 1782 году основное здание было перестроено. В документах того времени оно называется как «каменный корпус с подъездом на погребах». В 1812 году усадьба сильно пострадала от пожара и от основного здания остались только стены. В 1817 году городская жительница Фёкла Великолепова завладела территорией и по её инициативе главный дом отремонтировали. В усадьбе было главное здание, флигель, двухэтажный из камня, служебные дома. В 1817 году главный дом был выдержан в стиле классицизма. Затем надстроен мезонин с использованием деревянных конструкций. Служебные дома полностью сгорели, потому на их месте возвели конюшни, складские помещения и сараи.

В конце XIX века и начале XX века владением управляют Маховы, купцы Московские. По их инициативе первый этаж основного здания переделан для размещения здесь торгового помещения - магазина. После революции 1917 года на территории усадьбы были обустроены жилые дома с коммунальными квартирами. В служебных зданиях помещены разные организации.

С 1970-х годов по 1980-е года основное здание и территория усадьбы стала частью Главного управления охраны памятников города Москвы. Они и провели на месте ремонтно-реставрационные работы.

Архитектура

В конце XIX – начале XX столетия уже новые хозяева усадьбы - московские купцы Маховы - частично перестраивают как уже упоминалось первый этаж главного дома для использования его в торговых целях. После революции здесь размещаются традиционные коммуналки, а в служебных - различные учреждения.

Рассмотрим архитектурные детали этой купеческой городской усадьбы

Последние реставрационные работы были осуществлены относительно недавно, а архитектурные детали воссозданы очень качественно и с пристрастием. Все же это здание Главного управления охраны памятников истории и культуры г. Москвы)

Примечательны маскароны усадебного фасада

Маскарон - в архитектуре выпуклый лепной орнамент в виде маски или человеческого лица с серьезным или карикатурным выражением, нередко выступающий на средине фигурной картуши. Обыкновенно его помещают как украшение, на замковых камнях арок, в средине верхней части облицовки окон и дверей, под антаблементами и балконами, при отверстиях фонтанных труб и т. д. Маскароны были особенно в моде в XVII и ХVIII столетиях, и архитекторы той эпохи обильно декорировали ими фасады дворцов, богатых домов, загородных вилл и других зданий, порой к ущербу для их серьезности и изящества.

Вообще же история и символика маскаронов уходит в глубокую древность. Если слово «маскарон» (фр. mascaron, итал. mascherone) пришло из терминологии архитектурной декорации, то его корень - «маска» (позднелатинское mаscus, masca - дух, призрак) напоминает, что функция маскаронов изначально сакральная, - они щиты и обереги греческих храмов. Таким образом, узловые, важнейшие «перекрестья» жизни - храм, источник, дороги - защищались маскаронами, носившими функции апотропеев (греч. apotropaion) - «отвратителей» зла (подобно зеркалу, глядя в которое «ужасное» отступало, увидев само себя). Лик с гермы или фронтона храма, с маскарона над источником обязательно должен был смотреть прямо на человека, оказавшегося перед ним, - прямой взгляд отпугивал, завораживал, приковывал. Такие лики не случайно помещали в значимых местах (в данном случае по сторонам въездной арки здания) они смотрелись как щит, прикрывая собою и силою своего взгляда святая святых. Не всегда правда понятно, какой смысл они несли, но чаще всего изображали аллегории: христианских добродетелей и смертных грехов. Страшноватая и уродливая голова, «придавленная» камнем, вмурованная в стену, была символом победы святого и Церкви над скверной греха, а красивая женская или мужская голова - образом чистоты и святости. Опять же в этой же частности, с символической точки зрения,считается, что листья дуба (обрамляющие лики персонажей) даруют богатство (изобилие), плодородие, защиту.

В наших столицах - в Москве и Санкт-Петербурге - на дворцах, фонтанах, зданиях государственных служб мы, в основном, и видим маскароны классицизма, эпохи эклектики (с ее вкусом к смешению всех исторических стилей) и времени господства стиля «модерн». Вряд ли можно выстроить систему в выборе сюжетов для декорации домов, не всегда они определялись вкусами, профессией заказчика, предназначением дома. Пожалуй именно «модерн» соединил маски с «личностью» здания и личностью его владельцев. Печать личного вкуса и характера стала важнее универсальности, оригинальность стала капризом, искусство требовало не созерцания и мысли, но постоянного сопереживания, нервической взволнованности, ибо все должно было стать искусством. Одновременно с оригинальничанием появляются и маскароны - портреты владельцев дома или их супругов, макароны привязываются к своему назначению, становясь своего рода гербами.

В конце 1980-х годов у входа во внутреннем дворе усадьбы были помещены белокаменные львы. Раньше они находились на воротах объекта культурного наследия федерального значения «Палаты (Дом Анны Монс), XVII в.», построенном в XVII веке (Бауманская, 53, стр. 8).

В конце 1970-х – нач. 1980-х гг. во время строительства корпуса завода НИИ точных приборов, пилоны ворот «дома Анны Монс», располагавшихся на его закрытой территории, были разобраны, скульптуры львов были также демонтированы. Львы лежали на заводском складе под открытым небом среди мешков с цементом и прочих строительных ресурсов; деревянные короба, которыми их закрыли, сгнили.
По инициативе директора завода Николая Дудкина скульптуры львов переданы Главному управлению охраны памятников истории и культуры г. Москвы. С 1990-х гг. скульптуры размещены на территории этой Городской усадьбы XIX века во дворе дома по ул. Пятницкой, 19.



Московские Великолеповы:
- Купцы и почетные граждане, значатся в адрес-календарях лиц не служащих за 1851-1857-1873-1888 гг. и в ревизских сказках поданных в 1833 г. во время 8-й ревизии.

Том VII Стр. 121 № 62 - Садовая Набережная слобода.

- 10 апреля - Михайла Лаврентьев Великолепов из отпущенных от г-на Свиньина (?- Н.А. Найденов **) крестьян, умер в 1831 г., у него сын Николай, 2-й гильдии купец, 20 лет (1813 -15 мая 1875)
(Возможно Михаил Лаврентьев Великолепов был из крестьян с. Свиньино (Моршанский у., Пичаевский р-н нынешнй Тамбовской обл.).
В документах первой ревизской сказки 1719 г. это село называется "сельцом Покровским, Свиньино тож". Оно было основано в первом десятилетии XVIII в.
Туда переселил свою дворовую прислугу и крепостных крестьян помещик Степан Парфенович Свиньин.
Спустя несколько лет село во всех документах стало именоваться Свиньиным и это название сохранилось до нашего времени. Помещик был небогат, что подтверждается количеством крепостных. Всего в селе числилось 19 домов: один помещика, 15 - крестьянских, 3 - бобыльских.
В числе первых жителей были Севостьян Мартынов, Петр Трифонов, Иван Патрикеев, Федор Афанасьев.
В "Экономических примечаниях Моршанского уезда" конца XVIII в. записано, что в селе уже 74 дома, а население составляет 559 человек.

У Михайлы дочери: Марфа 30 лет (1803 - после 1888), Фекла 31, (1802 - после 1888), которая причислена 20 октября 1822 г.
- Стр. 297
№ 73 - сентября 21 дня - потомств. поч. гр. 2-й гильдии купец, Николай Михайлович Великолепов, холост, 36 лет; сестры-девицы: Марфа 46, Фекла 39 лет. ***
- Николай Михайлович Великолепов233, проживал в собственном доме в Пятницкой части, у Пятницкой церкви.
Умер 15 мая 1875 г., похоронен на кладбище Данилова монастыря.
Принадлежавший ему дом на Пятницкой, 19(16), сохранился, там теперь находится Департамент по охране исторических памятников.
Сам дом, построенный в 1782 г., является памятником архитектуры, охраняемым государством и известен, как "усадьба Ивановых-Великолеповых на Пятницкой".

Владельцами являлись последовательно "протопоп Семен Родионов, купец Иван Иванов и жена его - купчиха Агафья, подпорутчица Наталья Хилкова и мещанка Фекла Великолепова".
- Дарья Михайловна Великолепова, почетная гражданка, тот же адрес.
- Николай Иванович Великолепов, почетный гражданин, проживал в Пятницкой части во 2-ом квартале233.

Московские и липецкие Великолеповы несомненно были связаны родственными узами, но ....устанавливается только географическая связь:
- села помещиков Камбаровых (откуда родом липецкие Великолеповы) и с. Покровское, Свиньино тож, находились в Тамбовской губ.

===============================================================
**Знак вопроса проставлен составителями, видимо запись в ревизской сказке была неразборчива. Но возможно, речь идет о помещике Свечнине, чья дочь Екатерина, была восприемницей при крещении старшего сына Никандры Великолепова, Валериана, в 1832 г.
***Материалы к истории московского купечества//ред. Н.А. Найденов. М. 1888-1889 гг.


1. Московское училище живописи, ваяния и зодчества
Н.А. Дмитриева. 1951 г.
Стр. 76
... для изыскания их (видимо, финансов-ВШ) разрешено было привлекать в художественное общество четырех членов-соревнователей, т.е. богатых купцов, в свою очередь получавших при этом определенные льготы. Первыми такими соревнователями были Великолепов (Николай Михайлович ?) и Муравьев...."

2. Благотворительность в Российской империи XIX- начало XX.
Г.Н. Ульянова. 2005 г.
Стр. 346
"... что Николай Михайлович Великолепов участвовал в одной из ранних московских благотворительных организаций, Комитете для разбора и призрения просящих милостыню....."

3. Московское училище ваяния и зодчества: годы становления
С.С. Степанова. 2005 г.
Стр. 135
..." Первыми изъявили желание занять эту должность (попечителя) купец 2-й гильдии, почетный гражданин Николай Михайлович Великолепов ( помимо взноса пожертвовал 6000 руб), купец 1-й гильдии Митрофан Артамоновия Муравьев ( помимо взноса 1000 руб.), купец 1-й гильдии Теодор Герман Ахенбах ( взнос 700 руб.)...

4. Благотворительность московских предпринимателей 1860-1914 гг.
Г.Н. Ульянова. 1999 г.
Стр. 182
Михаил Лаврентьевич Великолепов умер по данным ревизской сказки в 1831 г.
.. Великолеповы поселились на престижной Пятницкой улице. Родной брат благотворителя (?) числился во 2-й гильдии, умер в 1842 г.

Прикрепленный файл: Городская Усадьба Великолеповых.jpgГородская Усадьбв Великолеповых1.jpg, 181559 байтГородская Усадьбв Великолеповых2.jpg, 105866 байтГородская Усадьбв Великолеповых3.jpg, 213881 байтГородская Усадьбв Великолеповых4.jpg, 263164 байтГородская Усадьбв Великолеповых5.jpg, 177840 байтГородская Усадьбв Великолеповых6.jpg, 775789 байт
---
Прежде, чем писать мне в личные, прочитайте мою подпись.
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (3)
AiekseiGyreev
Участник

Самара
Сообщений: 80
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 35

snegirev написал:
[q]
Усадьба Голицыных-Прозоровских (ЗУБРИЛОВка)
[/q]

>> Ответ на сообщение пользователя snegirev от 13 ноября 2017 18:26

Случайно наткнулся на сведения об усадьбе с Зубриловка


Прикрепленный файл: 01.jpg02.jpg, 306425 байт03.jpg, 376882 байт04.jpg, 346399 байт05.jpg, 396893 байт06.jpg, 310129 байт07.jpg, 380135 байт08.jpg, 362921 байт09.jpg, 380323 байт10.jpg, 249378 байт
Лайк (1)
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1244
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28793
Фонтанный дом его сиятельства графа Шереметева. 
Фонтанный дом – почти ровесник Санкт-Петербурга. Если город основан в 1703 г., то датой рождения усадьбы надо считать 1712-й, когда новый город на берегах Невы стал фактически столицей Российского государства. По воле Петра I все его сподвижники, начиная с генерал-губернатора А.Д. Меншикова, должны были в короткий срок выстроить здесь свои загородные дома. Фонтанка считалась тогда границей Петербурга, а город – это Петропавловская крепость, Адмиралтейская верфь на левом берегу Невы, Петербургская сторона и Васильевский остров. Среди тех, кто получил в Городовой канцелярии «данную» на владение участком по берегу реки Безымянный Ерик (позже получившей название Фонтанки), был и фельдмаршал граф Борис Петрович Шереметев, победитель шведов под Полтавой в 1709 г., а в следующем, 1710 г., отвоевавший у шведов Ригу.
Усадьба на набережной Фонтанки принадлежала потомкам фельдмаршала на протяжении двух веков. Летом 1918 г. ее национализировали, здесь работали различные учреждения, в том числе Дом занимательной науки, Арктический институт, театр и некоторые другие. Сейчас на территории усадьбы много хозяев. Здесь находятся два музея и театр. В главном усадебном доме, сохраняющем историческое название Шереметевский дворец, работает Музей музыки, филиал Государственного музея театрального и музыкального искусства.
В южном флигеле усадебного дома в 1989 г. открылся музей Анны Ахматовой. В помещении бывшего манежа, переделанного в театральный зал еще при Шереметевых, дает свои спектакли Театр на Литейном. В Фонтанном флигеле работает Дворец учащейся молодежи. Большинство бывших хозяйственных построек превращены в жилые квартиры.
Но Фонтанный дом – это не только дворец, но целый мир, который напоминает дворянскую усадьбу, многие тысячи которых создавались в провинции и реже – в столицах, а до нашего времени дошли буквально единицы. Усадьба графов Шереметевых простирается от набережной реки Фонтанки до Литейного проспекта. Главный усадебный дом – старинное двухэтажное сооружение с мезонином и с чугунным балконом на фасаде. От проезжей части набережной Фонтанки он отгорожен одной из самых красивых решеток Петербурга. За оградой расположены парадный двор и служебные флигели, за домом – сад.
Первый владелец участка фельдмаршал граф Борис Петрович Шереметев (1653–1719) получил «данную» на освоение участка земли, но по занятости на театре военных действий не мог лично заниматься обустройством усадьбы. Он пробыл в Петербурге весной 1712 г. сравнительно недолго. Однако, правда, успел за это время жениться на молодой вдове Анне Петровне Нарышкиной (1677–1728), бывшей первым браком за Львом Кирилловичем Нарышкиным, дядей Петра I. После смерти первого мужа сам царь сосватал молодую вдову престарелому фельдмаршалу Шереметеву. Вскоре Борис Петрович должен был отправиться на театр военных действий, в Померанию, – Северная война продолжалась. Молодая супруга поехала вместе с ним. На протяжении семи лет их жизни Анна Петровна родила мужу пятерых детей: Петра (родился в 1713), Наталью (1714), Сергея (1715), Веру (1716) и Екатерину (1717). Последний год своей жизни фельдмаршал провел в Москве, упросив Петра I отпустить его на покой «по старости и за ранами». Он скончался в 1719 г. По желанию царя как душеприказчика умершего фельдмаршала, тело графа Б.П. Шереметева предали земле в Петербурге, в Александро-Невском монастыре.
Графиня Анна Петровна Шереметева, овдовев вторично, жила в основном в московском доме или в подмосковных усадьбах, иногда бывала и в Петербурге. По свойству с Петром I она и ее дети от обоих браков были приняты при Дворе. Графиня Анна Петровна «фельдмаршалова», как ее называли современники, в 1720-х гг. прилагала некоторые усилия по застройке участка на Фонтанке, на Московской стороне, как именовалась эта часть Петербурга в то время. Здесь находился некий дом, при котором жили крепостные служители. Из сохранившихся документов о застройке участка явствует, что их строили «по чертежу каменное и деревянное строение и для выезду к церкви Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы на Моховую улицу… сделаны были ворота…». Есть упоминание о неких постройках в документе 1727 г. При археологических исследованиях, проводившихся уже в наше время в процессе реставрационных работ, обнаружили фрагменты старых построек[6]. Но никаких капитальных строений, скорее всего, не было. Отчасти это объясняется тем, что после смерти Петра I и Екатерины I столица вновь переместилась в Москву и возвращена в Петербург лишь в 1732 г., при императрице Анне Иоанновне.
Граф Петр Борисович Шереметев (1713–1788) прожил длинную жизнь, частью в Москве, частью в Петербурге. Он достиг высокого положения в обществе: получил генеральский чин (хотя в военных кампаниях и не участвовал), придворное звание обер-камергера Двора, кавалер ордена Св. Андрея Первозванного; Екатерина II назначила его сенатором.
Граф П.Б. Шереметев считался одним из богатейших людей России. Усадьба на Фонтанке изначально не была самой старой или самой значимой из его имений. Однако его видное положение в обществе и женитьба в 1743 г. на княжне Варваре Алексеевне Черкасской стали причиной того, что он превратил Фонтанный дом в свою главную столичную резиденцию.
Постройкой главного усадебного дома занимались преимущественно крепостные люди графа Петра Борисовича. Основная ответственность за ход работ была возложена на Федора Аргунова, одного из членов замечательной династии крепостных архитекторов и художников. «Смотрение» над строительством осуществлял архитектор Савва Иванович Чевакинский, но являлся ли он автором проекта – неизвестно.
Дом был, что называется, полная чаша. Служба графа П.Б. Шереметева при Дворе предполагала своего рода обязанность иметь «открытый дом», поэтому в 1750–1760-е гг. Фонтанный дом считался одним из великосветских центров Петербурга. На праздничных обедах, маскарадах и домашних спектаклях здесь бывали члены Императорской фамилии, придворные, члены аристократических семейств, входившие в круг общения семьи Шереметевых.
В шереметевском архиве сохранился список служителей Фонтанного дома на 1768 г. Это своего рода «штатное расписание» с обозначением получаемого денежного содержания и выдаваемых от барина припасов (муки, круп, мяса, масла, солода, соли и т. д.). В списке названы имена 218 мужчин, женщин и «мальчиков», исполнявших те или иные обязанности
По материалам книги: Краско Аллы Владимировны > Фонтанный дом его сиятельства графа Шереметева. Жизнь и быт обитателей и служителей > 
https://www.litmir.me/bd/?b=651347
fontannyi_dom.jpg
---
Снегиревы
Лайк (2)
savkoval

Сообщений: 290
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1765
>> Ответ на сообщение пользователя valcha от 19 сентября 2021 14:01

Спасибо, любимая тема. В Департаменте по д.16. можно при входе на стойке взять журнал "Московское наследие".
Лайк (1)
Tomilina

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 6054
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 11746
Русская усадьба:
Сборник Общества изучения русской усадьбы:
Вып. 17 (33) / колл. авторов; научный ред.-сост. М. В. Нащокина.
— Санкт-Петербург: Коло, 2012
https://disk.yandex.ru/i/-gNrtJB03R88gQ
78fa804fb67df6be42bb37c459b05e03.jpg

Русская усадьба:
Сборник Общества изучения русской усадьбы:
Вып. 16 (32 ) / Колл. авторов. Научный ред.-сост. М. В. Нащокина.
— Санкт-Петербург: Коло, 2011
https://disk.yandex.ru/i/4bkB8n5O3R89NK
f69279d1983460d7c90d08d02a1d50ba.jpg

Старинные усадьбы и дачи Подмосковья.
Библиографический указатель (1992—2006) / Г. Д. Злочевский. —
М: Институт Наследия, 2008
https://disk.yandex.ru/i/ZC7hz5wu3QR2Bq
0c57d580c89635ec467dfb3e26e69c42.jpg

Подмосковные усадебные сады и парки конца XVIII века.
— М.: Институт Наследия, 2007. — 384 с.: илл.
https://disk.yandex.ru/i/lq4jgma23QR8EP
8c524ba727592c9856f5cea9bf382a6a.jpg
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (2)
Иринна

Иринна

Воронеж
Сообщений: 2048
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 19039
>> Ответ на сообщение пользователя snegirev от 17 ноября 2017 9:39

Доброго дня!
Мои предки работали в имениях Голицыных.
Дед Силецкий Иван Иванович и его брат Леонид Иванович период 1904-1908 он бухгалтерами в имении Кузьминки Московской губернии
Леонид Иванович после 1908 и до 1917 работал бухгалтером в селе Пушкино Тамбовской губернии на спирзаводе.
А недавно появилась информация:
Метрическая запись о рождении в 1874 году у их отца моего прадеда Силецкого Ивана Рафаиловича в селе Никольское Вяземы сына.

Вопрос к специалистам, может быть, кто- то знает?
Было ли в имении Вяземы у Голицыных какое-то производство?
Прадед работал управляющим фабрики Эйнем в конце 1890-1902 гг.
Спасибо
---
Прадед Силецкий Иван Рафаилович, крестьянин однодворец Витебской губернии Невельского уезда Зябкинской волости.
Священнослужители Федоровы, Путилины, Станковские, Понятовские, Поповы, Черницкие, Шакины, Шишловы из Воронежской губернии
Возничихины, Тугариновы, Курышкины, Большаковы, Шумиловы-купцы
Лайк (1)
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1244
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28793
Замок Шереметева в Юрино.
Юрино находится в республике Марий Эл на границе с Нижегородской областью.
История замка началась в 1812 году, когда село Юрино купил богатейший помещик Нижегородской губернии Василий Сергеевич Шереметев. Первый владелец Юринского имения прославился тем, что был участником суворовских походов как боевой генерал.  Шли годы, менялись поколения, и в 1868 году наследником имения стал Петр Васильевич Шереметев – внук генерала  Шереметева. Молодой хозяин поместья начинает наводить свои порядки. В этот период  отменяют крепостное право и граф не стал заниматься сельским хозяйством, как прочие помещики. Он решил стать промышленником, и в Юрино стали появляться  лесотехнические заводы, открывается лесоторговая контора. Делом всей  жизни  графа стало строительство прекрасного  замка в Юрино,  а также  коллекционирование предметов искусства. Он с женой много путешествовал и привозил из каждой поездки редкие заморские штучки. Так, он привез в свой замок плиту, обнаруженную во время раскопок в Помпеях.
 Строительство замка началось в 1874 году и  завершилось лишь в 1915 году. Замок строился почта 30 лет. Над проектом работали многие известные архитекторы, но основным был П.А. Малиновский. Поэтому единого стиля архитектуры нет, использовались разные: романский, неоготика, восточный, древнерусский.
zamk-vyurino_08.jpg
Двое из рода Шереметевых были масонами высшего посвящения, это доказывает окно во дворце с символами масонства, оно называется «Двухголовый стражник», такого окна нет ни в одном дворце Москвы и Санкт-Петербурга.
Жена графа Шереметева Ольга Дмитриевна приходилась сестрой знаменитому генералу М. Д. Скобелеву, который часто бывал у них в гостях. С его помощью  владельцы замка собрали  большую коллекцию старинного огнестрельного и холодного оружия, в том числе и принадлежавшие Скобелеву личные вещи. В 1916 году Шереметевы покинули замок и вскоре бежали от революции за границу, оставив потомкам уникальный, прекрасный памятник архитектуры.
Сегодня мы знаем замок как музейный комплекс, в котором мало что осталось от былой роскоши. Но те редкие предметы интерьера, домашняя утварь, личное имущество хозяев дома– это вещи, которые существуют вне времени. Благодаря им оживает история, мы можем представить, каким был замок, когда его наполняли голоса живущих в нем людей благородных кровей. Когда в нем устраивали чинные застолья, проводили неспешные беседы и принимали дорогих гостей и  жизнь в нем била ключом. 
Входим в замок, представляя себя, как минимум, княжной или графиней.  Нас встречает вот такая мозаичная надпись на полу: на латыни — здравствуйте!  Это очень прочная наливная римская  мозаика, она до сих пор даже не стерлась на полу и не продавилась, а ей более ста двадцати лет. 
 В холле сразу же привлекает внимание зимний сад с лестницей и огромным стеклянным куполом. Помещение легкое и воздушное за счет рассеянного солнечного света. Во времена Шереметевых здесь росла огромная королевская пальма, выращивались диковинные цветы. Хозяйка дома Ольга Дмитриевна привезла из-за границы более 7 тысяч редкостных тропических растений и многометровых пальм.
 В замке почти сто комнат. Обходим некоторые из них: картинная галерея, Восточный кабинет, Дубовая комната, Скобелевский зал, каминный зал.
Огромные залы замка украшались полотнами русских живописцев И.К. Айвазовского, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова и других. Были представлены и великие западноевропейские произведения искусства кисти Рембрандта, Буше, Беллини, Яна и Питера Брейгель, а также единственное в России живописное полотно работы Эль Греко
Можно представить как в этом зале на балу звучит мазурка или вальс в исполнении живого оркестра, кавалеры приглашают дам в длинных платьях  с шуршащим  кринолином, мадам в чепцах сидят в креслах,  обмахиваясь веером и  стреляя глазаками в танцующие пары, томно вздыхая и переговариваясь.
Особой гордостью П.В. Шереметева были камины, каждый из них был дорог хозяевам замка.  Так камин Большой гостиной облицован панелью, снятой после раскопок с одного из дворцов Помпеи. Граф иногда топил камины из дров пальмового дерева, это установленный исторический факт. Именно этот камин с ящеркой был первым камином, который разожгли в замке. Сколько воды утекло с тех пор, но он по-прежнему за несколько минут способен обогреть всех, кто находится в зале. А гостей в замке всегда было много, ведь русские помещики всегда были радушные и хлебосольные.
Замок не был бы замком, если б нем не водились привидения. Как и полагается, усадьба Шереметева овеяна многочисленными легендами. Одна из них гласит, что по залам дворца бродит призрак девушки в белом платье. Граф В. С. Шереметев имел репутацию  распутника и тирана, который очень жестко распоряжался жизнью своих крепостных. Известны случаи, когда приглянувшуюся барину девушку прямо со свадьбы везли в его поместье. Одна такая невеста  Палаша воспротивилась барину и отказала ему в близости. Она ударила распутника по голове подсвечником. За непокорность Палашу замуровали заживо в подвале замка.
Экскурсовод рассказывает, что во время реконструкции подвальных помещений  действительно были найдены останки человека, но принадлежали ли они Палаше - неизвестно. Говорят, что нередко из Дубовой комнаты спускается и призрак графа Шереметева. Местные жители уверяют, что владельцы замка спрятали в нем несметные сокровища, но найти их пока никому  не удалось
В послереволюционные годы из юринского замка было вывезено в различные города России, в большей части в Нижний Новгород, не менее тысячи полотен живописи, скульптуры, коллекции оружия, уникальная мебель и керамика, иконы в дорогих окладах. По словам экскурсовода, было погружено более 10 подвод, на которых вывозили добро из Шереметевского замка
Дальнейшая история замка – это история разрушения. Здесь находился кадетский корпус, затем школа-коммуна. За это время все ценности были вывезены в музеи или разграблены. После войны здесь располагался дом отдыха, затем – турбаза «Ветлуга». А замок тем временем ветшал и разрушался, никто не вкладывал в его реконструкцию ни денег, ни сил. Он пережил и разграбления, и пожар, и опустошение. И только в 1990-е годы ХХ века он приобрел статус музея-заповедника.
Кроме дворца, сохранились каменная ограда и служебные корпуса, партерный и пейзажный парки с прудами. Вокруг замка воздвигаются каменные крепостные стены. Крепостная стена начиналась от смотровой башни и от старой деревянной церкви; стена поднималась по склону вверх, и, как ее продолжение, здесь возвышался корпус, вобравший в себя баню, прачечную и кастеляншую, переходящие в различные склады, в конюшни. Стена огораживала всю усадьбу.
Общая площадь усадьбы с парком — более 45 гектаров.
Еще в Юрино есть действующий храм Михаила Архангела.
В настоящее время в храме ведется строительство колокольни, которая была разрушена в советские годы и реставрационные работы. При храме действует воскресная школа, которая выпустила уже не одно поколение воспитанников. 
А недалеко  от Юрино есть озеро Женское, в котором хотят искупаться особенно женщины. Местные верят, что оно действует омолаживающие. Водоем карстового происхождения, поэтому вода в нем особенно чистая и прозрачная. У  Женским озера также есть своя   легенда: когда-то на этом месте был женский монастырь. Одна из послушниц влюбилась в деревенского парня и согрешила. Ночью земля затряслась, стены стали рушиться и монастырь ушел в провал. 
На территории замка, парка копать с металлоискателем и производить другие работы строго запрещено, так как  это историко-архитектурный памятник, охраняемый государством. Но можно свободно погулять по территории вокруг замка, сделать замечательные фото, полюбоваться природой и архитектурой юринского дворца. 
Для туристов вход открыт всегда, приезжайте  в республику Марий Эл, отдых здесь навсегда останется в вашей памяти и сердце.  
Автор: Татьяна М.
https://www.mdregion.ru/o-klad...eteva.html
---
Снегиревы
Лайк (1)
shctolzberg
Участник

Голицыно
Сообщений: 98
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 30
>> Ответ на сообщение пользователя Иринна от 29 июня 2022 13:21

Было лозоплетение и рядом керамический завод, с прямым потомком знакома.
На лозоплетении работали мои предки и моего мужа.
В музее нашем работают знакомые и родственница я у них спрошу по поводу Ваших.
Но я не слышала такие фамилии.
Лайк (1)
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1244
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28793
Дворец великого князя Михаила Романова в Ликани (Боржоми).
Кн. Воронцов предлагал выдавать кн. Аваловым ежегодную ренту в 5000 руб., а леса взять в казну. На этих основаниях и состоялась мировая сделка, и Боржом поступил в казну вместе с минеральными водами.
https://alisha-96.livejournal.com/19509.html
Дворец Романова Ликани является главной исторической достопримечательностью Боржоми. Он был построен в 1892 году для Великого князя Михаила Романова, четвертого сына Императора Николая I и родного брата императора Александра II. Сейчас во дворце размещается Музей Царской семьи, а вокруг дворца, на берегу реки Куры, разбит красивый парк. 
Великий Князь Михаил Романов владел курортом Боржоми на протяжении нескольких десятилетий.  В 1862 году он стал царским наместником на Кавказе. После излечения дочери своего предшественника, Екатерины Головиной, слава об источниках Боржоми разнеслась по всей России. Михаил Романов понял, какой потенциал есть у Боржоми, если здесь создать бальнеологический курорт
Заниматься развитием курорта Боржоми он поручил своему личному врачу Адольфу Реммерту. При нем курорт начал активно застраиваться. В 1871 году к Михаилу Романову приехал в гости император Александр III. После этого визита Михаил Романов получил курорт Боржоми в собственность на правах вечного майоратного владения. То есть, он мог передаваться только старшему сыну, поделить это владение невозможно. 
К концу 19 века Боржом стал одним из лучших бальнеологических курортов Российской империи с красивыми парками и современной инфраструктурой. Богатые люди строили здесь свои виллы. Одной из самых известных вилл Боржоми стал Дом Мирзы-Ризе-хана, который назвали Фируза. В 1894 году Михаил Романов настоял на прокладке в Боржоми железной дороги, что существенно увеличило посещаемость курорта туристами со всей страны.   
Сохранившийся до наших дней Дворец Романовых в мавританском стиле, был построен в 1892 году по проекту Леона Бенуа в Боржомском ущелье. Тогда же для его освещения построили и одну из первых в России гидроэлектростанций. В 1909 году Великий князь Михаил Романов умер, и майорат Боржоми наследовал его старший сын Николай Михайлович Романов. Он очень любил эти места и подолгу здесь жил. К нему в гости часто приезжали все члены царской семьи, включая императора Николая II. 
https://geomerid.com/ru/place/.../overview/
Город-курорт Боржоми был избран Николаем Михайловичем не просто так. Свою резиденцию он желал видеть в лучшем регионе Кавказа, а сочетание минеральных источников с целебной водой и такого же лечебного микроклимата вывели Боржоми в лидеры. Сам дворец был построен не в городе, а на его окраине – в селе Ликани, которое сейчас является частью курорта. Расположение постройки очень выгодное – дворец Романовых в Боржоми стоит на возвышенности у реки под названием Кура (это, кстати, самая длинная река Закавказья).
Резиденция императорского внука изначально не была застроена. На этом месте находился сельский участок, огороженная зона под названием гумно. Подобные участки повсеместно огораживались для нужд сельского хозяйства, а предназначены были для хранения и молотьбы зерна. Неизвестно, по какой причине именно данное место приглянулось Николаю Михайловичу, но дворец возвели здесь. Работы начались в 1892 году. Главным архитектором был избран Леонтий Бенуа, главными произведениями которого считаются (все расположены в Санкт-Петербурге):Также работы архитектора можно найти в Дармштадте и Варшаве. Кроме того, Бенуа участвовал во многих реконструкциях и проектах (первые станции метро в Санкт-Петербурге, Эрмитажный театр, Мариинский дворец, Финская церковь). Дворец Романовых в Боржоми архитектор закончил в 1895 году. Постройка выполнена в экзотическом мавританском стиле, который отличается восточными мотивами, богатыми украшениями и отличием каждого из фасадов. Также дворец был устроен специально под жаркий и влажный климат Грузии – внутри неизменно прохладно и сухо.
Дворец был важной постройкой, для его функционирования даже была построена электростанция, снабжавшая помещения светом. Более того, на момент 1898 года это была первая гидроэлектростанция во всей Российской империи (на реке Кура)! Впоследствии памятник архитектуры на цветных снимках запечатлел фотограф XIX-XX веков Сергей Прокудин-Горский. После революции и свержения самодержавия дворец в Ликани продолжил служить летним домом правящей элиты. Иногда здесь даже проводил летние вечера лично Иосиф Сталин.
https://alex-still.ru/dvorec-romanovyx-v-borzhomi.html
likanskii_palace_04433u1.jpg
borzhom_grand_prince_mikhail_nikolaevich_palace_21669_my2.jpg
Фото Прокудина-Горского С.М.
https://oldcolor.livejournal.com/78268.html
---
Снегиревы
Лайк (2)
    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 22 23 24 25 26 * 27 Вперед →
Модератор: snegirev
Вверх ⇈