Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Генеалогия для начинающих

Что можно найти в архиве, что есть в Метрических книгах, Ревизских сказках .

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 8 9 10 11 12 * 13 Вперед →
Модератор: balabolka
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 7458
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2031
Обельные крестьяне Олонецкой губернии.
https://vk.com/@puwhiine_perti...i-gubernii


В дореволюционной России существовали небольшие привилегированные группы крестьян, которых называли обельные вотчинники, обельные крестьяне или белопашцы. Они жили только в двух губерниях, Костромской и Олонецкой. В Костромской губернии жили белопашцы – потомки крестьянина Ивана Сусанина, по преданию, спасшего жизнь царя Михаила Федоровича в 1613 году. Остальные семь групп обельных вотчинников и крестьян жили в Олонецкой губернии.

Круковский М.А. "Обеленные" (освобожденные от податей и повинностей) крестьяне. Заонежье, Село Толвуя (Петрозаводский уезд). 1899 г.
Круковский М.А. "Обеленные" (освобожденные от податей и повинностей) крестьяне. Заонежье, Село Толвуя (Петрозаводский уезд). 1899 г.
Итак, 19 мая 1601 года царь Борис Годунов и его сын царевич Федор Борисович пожаловали «лопянина» (то есть саама) из деревни Ялгубы Никольского Шуйского погоста Новгородского уезда Григория Меркульева с племянником Кузьмой Федоровым «за службы их» обельной грамотой – находившаяся у них в пользовании обжа земли «на Ялгубе» была передана им в собственность, которой они могли «владеть безданно» и «податей никаких с нее не платить».

Борис Годунов наблюдает за учением сына-географа (Фёдора). Н. Некрасов, XIX в.
Борис Годунов наблюдает за учением сына-географа (Фёдора). Н. Некрасов, XIX в.
По преданию, Г. Меркульев и его родственники получили жалованную обельную грамоту за то, что вылечили Бориса Годунова от ран на ногах, которые они зализали языком. Но в грамоте говорится только о пожаловании «за службы их».

Борис Фёдорович Годунов. Изображение из Царского титулярника.
Борис Фёдорович Годунов. Изображение из Царского титулярника.
Петрозаводский финноугровед А. П. Баранцев, изучавший старинный сборник заговоров, составленный частично на русском языке, а частично кириллицей, но на ливвиковском диалекте карельского языка во второй четверти XVII века и хранящийся сейчас в Библиотеке РАН в С.-Петербурге, связал его авторство с Г. Меркульевым и К. Федоровым. А. П. Баранцев убедительно доказывает, что они были не «лоплянами» (саамами), а карелами-людиками, хотя и не исключает, что среди их предков «были и лопари». Любопытны приведенные в статье А. П. Баранцева воспоминания старожилов села Ялгуба о том, что это село на протяжении веков славилось проживавшими там народными лекарями.

Тут нужно отметить, что лечение среди лопарей было несколько своеобразным. Например кастраця оленей производилась зубами лопарских женщин Так как это способствовало скорейшему заживлению ран.

0:55
Вероятно, после свержения династии Годуновых эти льготы были отменены, поскольку в 1608 году «лопянин Гришка Меркульев» обратился с челобитной к царю Василию Шуйскому о том, что он с племянником платят за свою обжу подати, и поэтому им «прокормиться нечем». Кроме того, рядом с их обжой находилась деревня Ананьинская (другое название Минино), в которой проживали два племянника Г. Меркульева и владели четвертью выти обрабатываемой («живущей») и половиной выти заброшенной («в пусте») земли, которую челобитчик тоже просил «обелить», то есть освободить от налогов и повинностей. Царь Василий Шуйский пошел навстречу этим просьбам и 20 февраля 1608 года пожаловал «лопянина Григория Меркульева с детьми и племянники» одной обжой земли и деревней Ананьинской (Минино) Ялгубской волости, «а в ней четверть выти, да пустого полвыти» на условиях грамоты 1601 года.

В августе 1785 года академик Н. Я. Озерецковский, совершавший путешествие вдоль побережья Онежского озера, прошел на парусной сойме мимо села Ялгуба. В описании своего путешествия он, не избежав неточностей, упоминает о ялгубских обельных крестьянах: «…лежит село Ялгубское, в котором живут крестьяне экономические, государственные и обельные или освобожденные от всякой подати. На сию льготу они имеют жалованную грамоту от царя Василья Иоанновича за верную службу лоплянина Григорья Меркуриева, которому дана была оная грамота. Но в чем состояла его верная служба, в грамоте не означено, а потомки оного лоплянина, по преданиям предков своих и поныне рассказывают, будто бы прародитель их Григорий Меркуриев зализал больную ногу оному государю и за сие излечение получил как для себя, так и для своего потомства объявленную милость».

Озерецковский, Николай Яковлевич — русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, член Петербургской Академии наук (1782) и Российской академии (1783)
Озерецковский, Николай Яковлевич — русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, член Петербургской Академии наук (1782) и Российской академии (1783)
Последним из местных крестьян получил обельный статус Иван Рябоев, открывший источник целебной воды в окрестностях Кончезерского железоделательного и медеплавильного завода. Житель деревни Виданы Шуйского погоста карел Иван Рябоев (Ребоев) был молотовым работником из приписных крестьян на Кончезерском заводе. Однажды зимой 1714 года он был послан для перевозки железной руды с Равболота на Кончезерский завод. Обстоятельства открытия им источника описаны в его челобитной, поданной на имя Петра I: «В прошлом 1714 году, при бытности господина полковника и коменданта Вилима Ивановича Геннина, был я, нижайший, по приказу господина плавильщика Мартина Циммермана за у рядом в зимнее время над рудными возчиками у железной руды на Рав-болоте, и то того я, нижайший, скорбел многие годы сердечною болезнию: а из которых мест с оного болота крестьяне руду возили, а я, нижайший, за оною болезнью чуть жив волочился, и пришед к колодецу, и стал пить воду, и почал Богу молиться, чтоб Бог с оной воды дал исцеление, и я, нижайший раб твой, из оного колодезя ради своей болезни по три дня воды пил, и после трех дней стало быть легче; и от того стал здоров и поныне ничем не болезную; и в то время я, нижайший, про вышепоименованную воду обвестил на заводах медных господину плавильщику Мартину Михайловичу, и по тому моему доношению ведомо учинилось господину артиллерии полковнику и коменданту Вилиму Ивановичу Геннину, и, пропустя время, оную воду в лекарство покладали, и в лекарстве стало ладно; также в Петербург и на Олонецкую верфь оную воду возили, в везде в лекарство надобна».

Поморцев Борис Николаевич (род. 1932) Иван Ребоев у открытого им источника. Рисунок из Музея истории Марциальных вод.
Поморцев Борис Николаевич (род. 1932) Иван Ребоев у открытого им источника. Рисунок из Музея истории Марциальных вод.
Неизвестный автор Портрет Виллима де Геннина. Гравюра XIX века.
Неизвестный автор Портрет Виллима де Геннина. Гравюра XIX века.
Действительно, получив от В. И. Геннина донесение об открытии в Олонецком уезде целебных источников, Петр I приказал исследовать свойства этой воды своим придворным медикам и, получив от них благоприятные отзывы, решил сам посетить этот курорт, получивший название Марциальные воды. Всего Петр I побывал на Марциальных водах четыре раза (в 1719, 1720, 1722 и 1724 годах), проведя там в общей сложности около 80 дней. Кроме царя на Марциальных водах в разное время отдыхали А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, жена царя Екатерина Алексеевна (будущая императрица Екатерина I), царица Прасковья Федоровна (вдова сводного брата Петра I царя Ивана) и другие родственники и сподвижники царя Петра. Во время второго приезда Петра I на Марциальных водах в марте 1720 года И. Рябоев подал царю челобитную, в которой описал открытие им целебного источника и, обращаясь к царю, попросил «за прииск оной воды мне, нижайшему,

Голенищев Иван Григорьевич Схема курорта при Петре I.
Голенищев Иван Григорьевич Схема курорта при Петре I.
После крестьянской реформы 1861 года дарованные обельным крестьянам привилегии продолжали действовать. Их земельные угодья и недвижимое имущество были освобождены от налогов и не подлежали оценке. В утвержденных в 1893 году правилах оценки недвижимых имуществ для обложения земскими сборами было указано, что земли, угодья и другие недвижимые имущества обельных крестьян Олонецкой губернии этой оценке не подлежат. Это положение действовало и в начале ХХ века.

Однако те льготы и привилегии, которыми на протяжении нескольких веков пользовались обельные крестьяне Олонецкой губернии, не принесли им процветания и богатства. Они стойко держались за свои земельные угодья, хотя и не стремились их расширить, не переходили в другие сословия, чтобы не терять своих привилегий и занимались традиционными для севера крестьянскими занятиями («землепашеством, рыбными, птичьими и звериными ловлями»). В результате к середине XIX века хозяйство обельных крестьян Петрозаводского уезда считалось «весьма бедным», а сами они «по отзывам местного начальства и соседей» были «беспечны, ленивы и нерадивы». Земский исправник Петрозаводского уезда писал в середине XIX века, что среди обельных крестьян зажиточных было 9 семейств, «посредственных» – 8, бедных – 48.

Итак, по удивительному стечению обстоятельств судьбы двух карельских крестьян Обонежья Г. Меркульева и И. Рябоева оказались переплетены с судьбами правящих монархов России. В 1601 году крестьянин Г. Меркульев вылечил от тяжелой болезни царя Бориса Годунова, а в 1714 году приписной крестьянин Иван Рябоев открыл целебный источник, на месте которого был создан первый в России курорт «Марциальные воды». За свою заботу о здоровье коронованных особ оба крестьянина получили высокие награды – освобождение от налогов и повинностей и стали обельными крестьянами. В последующие годы Г. Меркульев, И. Рябоев и их потомки постоянно отстаивали свои привилегии. Показательно, что в этой борьбе высшая власть и лично цари были на стороне обельных крестьян и их потомков, подтверждая и сохраняя их привилегии.

Вероятно, этими шагами самодержавная власть демонстративно показывала свою заботу о верноподданных из среды простого народа. Для Бориса Годунова, Василия Шуйского и Михаила Федоровича, которые не получали власть по наследству, а были избраны, это была возможность показать свою заботу о простом народе на примере простых крестьян Обонежья и таким образом создать иллюзию и самоиллюзию единения с народом. Поскольку допетровская Русь во всем следовала традиции, обельные грамоты Г. Меркульеву и его наследникам подтверждались всеми преемниками Михаила Федоровича. Таким образом, в XVII веке подтверждение обельных грамот происходило в силу того, что идея единения царя с народом подкреплялась идеей сохранения заведенных после Смуты порядков.

Интересно, что Петр I, известный своим негативным отношением к порядкам допетровской Руси, не только не прекратил практику подтверждения обельных грамот, выданных его предшественниками (известно, что в 1719 году он подтвердил обельную грамоту, выданную в 1647 году заонежскому крестьянину Василию Сидорову царем Алексеем Михайловичем), но и сам выдал И. Рябоеву в 1720 году последнюю обельную грамоту. Вероятно, отношение Петра к этим грамотам было обусловлено его демократизмом, проистекавшим от убеждения в том, что ценность подданных определяется не их знатностью, а их заслугами перед Отечеством.

Буторов Константин Леонидович (1922-1997), Ефремов Иван Александрович (1918-1978) Петр I на Кончезерском заводе.
Буторов Константин Леонидович (1922-1997), Ефремов Иван Александрович (1918-1978) Петр I на Кончезерском заводе.
После смерти Петра I законотворчество в отношении обельных крестьян было прервано до 1761 года, затем появилась серия указов, подтверждавших привилегии обельных крестьян. Из всех монархов XIX века наибольший интерес к законодательному регулированию статуса обельных крестьян проявил Николай I. Этот правитель особое внимание уделял популяризации единения царя с народом на примере событий Смутного времени. В конце 1836 года в С.-Петербурге состоялась премьера оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В 1835 году центральная площадь Костромы была названа Сусанинской, в 1851 году там был установлен памятник Ивану Сусанину по проекту академика В. И. Демут-Малиновского. В этом контексте вполне органичным было издание указа 1837 года о подтверждении льгот обельным крестьянам и включение соответствующих разделов в «Свод законов Российской империи».

Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину. На Сусанинской площади города Костромы. Обратите внимание на несоразмерность фигур царя и крестьянина, а так же на то, что Сусанин стоит в коленопреклонённой позе.
Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину. На Сусанинской площади города Костромы. Обратите внимание на несоразмерность фигур царя и крестьянина, а так же на то, что Сусанин стоит в коленопреклонённой позе.
Культ Ивана Сусанина, существовавший при Николае I, был одним из проявлений «теории официальной народности» – официальной идеологии николаевского царствования. На примере И. Сусанина и других обельных крестьян преданность царю конкретного крестьянина выдавалась за преданность всего простого народа и должна была стать для него своего рода моделью поведения.

Барельеф на постаменте памятника царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме. Фото В. Н. Кларка (1908). На барельефе поляки убивают И. Сусанина.
Барельеф на постаменте памятника царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме. Фото В. Н. Кларка (1908). На барельефе поляки убивают И. Сусанина.
Добавим, что Г. Меркульев и И. Рябоев были отмечены не за какие-то подвиги самопожертвования, а за заботу о царском здоровье, что считалось, вероятно, не менее значимым, чем государственные, военные или иные заслуги.

К середине XIX века обельных крестьян уже можно было считать реликтом допетровской Руси. У них развились иллюзия вседозволенности, склонность к иждивенчеству и сутяжничеству. Наличие особого социального статуса привело к росту численности обельных крестьян, но тормозило их социальное и хозяйственное развитие. Боязнь лишиться своих привилегий заставляла обельных крестьян отказываться от возможностей социальной мобильности. Их социальная активность ограничивалась отстаиванием своих групповых интересов через подачу прошений и ходатайств. С другой стороны, освобождение от налогов и повинностей порождало инертность в хозяйственной деятельности и, вероятно, безразличие к получению образования. Деградация обельных крестьян к середине ХIХ века была проявлением упадка самодержавной власти в целом.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

© Пашков А. М., 2015

Май, № 3. Т. 1 Исторические науки и археология 2015

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ПАШКОВ

доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Института истории, политических и социальных наук, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация)

pashkov@psu.karelia.ru

Прикрепленный файл: врем Марц воды при Петре 1.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 7458
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2031
https://cyberleninka.ru/articl...ika/viewer

Обельные крестьяне и общинное самоуправление в Карелии XVII века: социальный конфликт как подоплека убийства сельского священника
Евгения Суслова

Прикрепленный файл: врем Обкр НС 2.jpgврем Обкр НС.jpg, 137016 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 7458
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2031
Чёлмужские «бояре». К 400-летию династии дома Романовых (1613—2013 гг.)
Vkontakte@kizhi
Жалованная грамота царя Михаила Феодоровича чёлмужским обельным крестьянам Глездуновым. 1617 года 20 февраля. При грамоте — большая государственная печать красного воска на красном шелковом шнуре. (Из фондов Национального музея РК.)Церковь в ЧёлмужахЦерковь в ЧёлмужахИнокиня МарфаМихаил РомановВид на Чёлмужи сегодняГравюра из книги «Триста лет царствования Дома Романовых (1613—1913)», С-Пб, 1912 г. стр. 4.
2013 год — год 400-летнего юбилея воцарения на русский престол династии Романовых и возрождения Российской государственности. На долгие годы отзвуки «смутного времени» отразились на судьбах отдельных крестьянских семей Заонежья, стоявшего у истоков зарождения исторических событий. Вовлечение в политические дела, происходившие в Москве, местных жителей было связано с заточением матери будущего царя Михаила Романова (1613–1645 гг.) в древнем селении Толвуя.
https://kizhi.karelia.ru/info/.../2821.html



Категория обельных крестьян была ликвидирована после революционных событий 1917 года. В древности белой землёй называлась земля безоброчная, за которую владелец не платил оброк в казну, которая была его собственностью.

Обельные крестьяне и вотчинники Олонецкой губернии служили живыми историческими памятниками признательности русских царей к своим подданным за их заслуги. К 1892 году у обельных вотчинников Ключарёвых числилось 19 мужчин и 29 женщин; всего — 48 душ. Проживали они в деревне Исаковская Повенецкого уезда в 11 домах. Владели усадебной, пахотной, сенокосной землёй, лесом, землёй под дорогами, под озёрами, реками, ручьями и заливами, под моховым болотом.

До 1861 года в крепостной зависимости было 80 душ обоего пола.

В 1892 г., по сведениям полиции, обельных крестьян и вотчинников числилось всего 1164 души обоего пола, проживающих в уездах: Петрозаводском — 407 мужчин, 431 женщина; Повенецком — 19, 29; Вытегорском — 138, 137. Итого: 564, 500.

Общественное управление обельных крестьян было вверено одним лишь сельским старостам. В Петрозаводском уезде обельные утверждались полицией. Здесь они освобождались от военной службы и от всех денежных и натуральных повинностей.

Обеленной земли первоначально при малом количестве населения было вполне достаточно, и экономическое положение обельных могло возбуждать зависть в соседях. Но в конце XVII столетия отмечалось, что заонежские обельные «… хотя и не платят никаких податей, но находятся в крайней бедности. Будучи долгое время освобождёнными от всяких повинностей, привыкли к лени, к водке и не умеют серьёзно работать».

Главными причинами обеднения обельных явилась постепенная утрата ими своих льгот, что привело со временем к подчинению податному обложению, сравнявшему их с остальной крестьянской массой. Недостаток пожалованной земли при размножении потомства, продажа или заложение без возврата земли предками заставляли их хлопотать об упрочении земельного положения. Права обельных регулярно подтверждались законами в Полном Собрании Законов Российской Империи до 1837 года.

Парадоксально то, что чёлмужские крестьяне называли себя «боярами», потомками настоящих бояр в связи с упоминанием в 1375 году о чёлмужском боярине Григории Семёновиче, новгородском посаднике.

Проживающие в Чёлмуже Петровского погоста потомки священника Ключарёва в отличие от других имели обширные владения. Жили они в одном селении с государственными крестьянами, которые им завидовали и старались навредить: травлей покосов, кражей сена, ломали изгороди… Обельные вотчинники боялись жаловаться из боязни мести. Прежде у вотчинников Ключарёвых доходной статьёй считался лес, но он был давно вырублен. Скота было мало: имели по одной — две коровы. Хлеб рос плохо без внесения удобрения, на приобретение которого не хватало средств. Большинство вотчинников обеднели. Замечается среди них пьянство, леность и небрежность. Устье реки отдавалось в аренду рыбопромышленникам, которые заколами и сетями заграждали доступ рыбы в реку, отчего вотчинники лишились прежнего хорошего дохода. Известно, что чёлмужские сиги отличались необыкновенным вкусом, их подавали к царскому столу, отправляли в Англию и во Францию.

В 1894 году подтвердилось бедственное состояние обельных: «… живут очень бедно, хозяйство у них запущено». В Чёлмуже дома убогие, и вся деревня производит впечатление убогости.

У Ключарёвых сохранились древние портреты инокини Марфы Ивановны и Царя Михаила Фёдоровича. Портреты были приобретены для Олонецкого естественно-промышленного и этнографического музея в Петрозаводске.

В церкви Чёлмужского погоста сохранилась «… узкая и длинная (½ х 1½ аршин) икона с двумя рядами священных изображений: вверху двунадесятых праздников, а внизу Спасителя — сидящего на престоле, Божией матери, Иоанна Предтечи, Святого апостола Петра и Павла и других святых. Икона пожертвована Царём Михаилом Феодоровичем, и об этом свидетельствует внизу её следующая надпись: „сiя Богоспасительная святая икона пожалована от Великого Князя Михаила Феодоровича, Всея Россiи, въ лето 7122 марта 8 дня, Обонежской пятины Толвуйскому священноiерею Гермолаю Герасимову дворцовому ключарю владети въ родъ ихъ“. Икона без ризы, письмо её древнее».

Имея со стороны царской власти такое расположение, семейство вотчинников Ключарёвых использовало силу своей жалованной грамоты на протяжении многих лет. И при особом случае, когда старцы Палеостровского монастыря завладели некоторыми угодьями Ключарёвых, внук Ганка Ключарёв бил челом Великому Государю Петру Первому. Указом Петра в 1696 году было и впредь «…повелено владеть Ганке Ключарёву со сродники угодьями, пожалованными им царём Михаилом Феодоровичем».

На жалованной грамоте Сидоровых сохранилась более поздняя царская надпись: «Подтверждаю сiе Пётръ. Сiе подтверждение учинено на Петровских заводахъ февраля въ 28 день 1719 году».

Таким образом, доблестные услуги предков заонежан, проявленные самоотверженно и бескорыстно, не за страх, а за совесть в трудные для России времена разрухи и лихолетья, были по достоинству оценены царской властью.

Но, к сожалению, даже в начале XX столетия признавалось, что эта мало исследованная страница истории о заточении родоначальницы династии Романовых в Заонежье была известна лишь немногим местным жителям и тем, кто специально занимался отечественной историей. Тем не менее, такое знаменательное событие должно стать общим достоянием.

Судьба заонежских обельных крестьян с начала XVII века является исторической памятью, связанной именно с этим периодом истории.

С этой целью, к предстоящему 300-летнему юбилею Царствующего Дома Романовых летом 1910 года Олонецкий Статистический Комитет в составе председателя — Олонецкого губернатора Н. В. Протасьева, любителя родной старины; секретаря Комитета И. И. Благовещенского, И. Г. Лазука и Н. С. Шайжина были командированы в Заонежье для выявления сведений о сохранившихся памятниках старины XVII в. и более раннего времени, а также объектов, связанных с именем инокини Марфы Ивановны.

В конце 1912 года состоялся доклад губернской управы о подготовке к знаменательному событию. Губернское собрание постановило:

Построить в г. Петрозаводске особое здание — «Дом Романовых», в котором поместить существующий историко-этнографический и церковно — археологический музей и будущий земский кустарный музей. Для здания место планировалось отвести в центре города. План и фасад здания в соответствии с его идеей и предназначением разработать предполагалось обществом архитекторов.
На изготовление адреса ассигносовать — 500 рублей.
Приобрести до 800 экземпляров брошюр Н. С. Шайжина «Заонежская заточница Царица Марфа» — для рассылки по народным библиотекам.
Организовать чтения для учащихся и народа с целью разъяснения смысла торжества и заслуг перед Россией Дома Романовых.
На чтениях предусмотреть раздачу народу и в школах брошюр, листков и портретов.
Ходатайствовать перед Императорской археологической комиссией о командировании в село Чёлмужи архитектора для надзора за перестройкой Чёлмужского храма.
Для поднесения адреса была избрана депутация в количестве 10 лиц. Изготовление обложки для адресата предлагалось сделать из карельской берёзы с инкрустацией в древнерусском стиле.

В «Журнале…» упоминалось о том, что ещё в 1909 году Олонецкое губернское земство сдало на устройство памятника в Костроме 1000 рублей.

На месте заточения инокини Марфы в селе Толвуе предлагалось устроить молитвенный дом, богадельню для призрения сирых и убогих или соорудить часовню. Местом для постройки богадельни могло бы стать и древнее село Чёлмужи, рядом с церковью Богоявления, построенной 305 лет тому назад и сохранившейся от времени пребывания инокини Марфы в Толвуйском погосте.

Для этой церкви Государь Император Николай Второй пожаловал икону Николая Чудотворца и святого Михаила Малеина работы в Москве с надписью: «икона сiя пожалована Его Величеством Николаем Александровичем в 1912 году».

Годом раньше, в 1911 г., Повенецкое земство в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых, перед реставрацией Чёлмужской церкви известило об этом Государя Императора. Царь ответил: «Благодарю Повенецкое земство за его молитвы и за предпринимаемое имъ доброе дело».

Беспокойство, вызванное уничтожением археологических древностей в процессе ремонтных и реставрационных работ, происходящих без наблюдения со стороны архитектора, на примере церкви в селе Чёлмужи исключалось. Перестройка храма и освящение его в день празднования 300-летия династии Романовых предполагалось произвести под наблюдением архитектора Милеева.







За доблестные заслуги и за верноподданническую любовь, проявленные бесстрашно в тяжёлые времена для России, заонежане на долгие годы обрели внимание и заботу со стороны царствующей династии Романовых. В данном случае жизнь словно подтвердила известные слова: «За Богом молитва, а за Царём служба не пропадёт».

Предки заонежан внесли свою лепту в исторические события, находясь у их истоков и обогатив память по истории легендарного Заонежья.

В настоящее время судьба Заонежья с его богатой историей, но со слабо развитой инфраструктурой — отсутствием дорог, электроснабжения, жилья, новых туристических объектов — вызывает тревогу. Перспектива развития Заонежья предусматривает выявление объектов культурно-исторического наследия и их включение в сферу культурно-познавательного туризма.

Данный материал дополняет объем информации об исторических событиях, связанных с возрождением Российской государственности после лихолетья Смутного времени.

При подготовке материала использована литература: Шайжин Н.С. Заонежская заточница Великая Государыня инокиня Марфа Ивановна, в мире боярыня Ксения Ивановна, мать царя Михаила Феодоровича. К 300-летнему юбилею Царственного Дома Романовых. // Петрозаводск. 1912. С. 20. Обельные крестьяне и обельные вотчинники в Олонецкой губернии. // Олонецкий сборник. Вып. 3. Петрозаводск.1894. С.8-9. Благовещенский И.И. Память о предках царствующего Дома Романовых в Заонежье. // Известия Общества Изучения Олонецкой губернии. Петрозаводск. 1913. С.59-60. Журналы Олонецкого губернского земского собрания… С.183. Известия Общества Изучения Олонецкой губернии… С. 61-62. Поэты и цари. // Литературная газета. 2012. 14-20 марта.

Виола ГУЩИНА, ст. н. сотрудник отдела истории и этнографии
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 7458
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2031
Как часто при просмотре метрических книг вам попадались записи о приёмных детях? Кто занимался судьбой приемышах в Российской империи, как в дальнейшем складывалась их судьба?

Уже к концу 19 века судьба приемышей контролировалась выработанной к этому времени юридической системой опекунства и усыновления.

В 19 веке местное самоуправление осуществлялось сельскими обществами, которые занимались назначением сиротам опекунов из своей же среды. И далеко не всегда это были родственники. Поскольку в сельской местности не было воспитательных домов, то сироты распределялись по родственникам или опекунам из близких для семьи людей. Сироты могли продолжать жить в отцовском доме , но под надзором опекуна. Тот факт, что крестьянские семьи были многодетными и вопрос пропитания и содержания даже собственных детей, стоял остро. Оставшихся без родителей братьев и сестер было вполне обычным делом разделить не только по разным семьям, но и по разным селам. В городах сироты попадали в приют, если не находились опекуны.

Помимо этого важным оставался вопрос об имуществе сирот, оно описывалось. Опекун должен был следить за его сохранностью. Просто так продать что-то из сиротского имущества опекун не мог, для этого он должен был получить согласие сельского общества и далее по инстанциям.

Если все таки продажа состоялась, то вырученные деньги клались в банк на счет сирот. Чтобы снять деньги со счета, к примеру, на содержание или оплату обучения опекун вновь должен был пройти ту же процедуру. Опекуны встречались разные, как добросовестные, так и не очень.

Поиск приемышей сложная история. Чаще всего, такую информацию можно найти в ревизской сказки, где указано, что ребенок "принят в семью". Родителей можно установить только в том случаи если указаны настоящие фамилия и отчество человека.

Могут быть более размытые формулировки , например, "девка Авдотья 9 лет, принятая во двор", здесь шанс найти ее корни минимален.

Но при профессиональном подходе всегда остается шанс, найти и составить родословную при глубоком изучении косвенных документов. И в этом вопросе Вы всегда можете рассчитывать на профессионализм компании "Семейная летопись"
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 7458
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2031
Архивы Дальнего Востока добавлены в проект Яндекса "Поиск по архивам"

Проект Яндекса "Поиск по архивам" продолжает расширять географию. В январе в базу добавлены материалы из архивов Дальнего Востока, в частности, из Государственного архива Хабаровского края (ГАХК).

Как сообщается в блоге проекта, в базу загружены дела из фондов Камчатской духовной консистории, отдельных храмов и миссий Дальнего Востока, а также дела фонда И6 "Заведующий водворением переселенцев Хабаровского уезда" за 1826 - 1923 годы. Новые материалы охватывают не только современную территорию Хабаровского края, но и Камчатку, Якутию, Чукотку, Приморский край, Еврейский автономный округ и другие регионы.

Кроме метрических книг, исповедных ведомостей, брачных обысков, базу сервиса пополнили новые типы документов: посемейные списки переселенцев, записи о "водворении" переселенцев на предоставленные им участки земли, расписки об отказе от переселения, ведомости о количестве родившихся и умерших среди местного населения и др.

Дальний Восток в октябре 1917 года глазами польского военнопленного
Дальний Восток в октябре 1917 года глазами польского военнопленного
Списки переселенцев особенно полезны в генеалогическом исследовании: они содержат информацию о составе семьи, куда и откуда она направлялась (из какой губернии и уездов), пометки о рождении или смерти, которые фиксировались в процессе переезда. Также иногда указывались сведения о расходах на поездку, выданных ссудах. Благодаря сохранившимся в архиве материалам официальной переписки можно узнать об условиях жизни переселенцев на Дальнем Востоке.

https://rodina-history.ru/2024...hivam.html

---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 7458
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2031
НЕ МАТРЁНА АЛЕКСЕЕВА, А ФЕДОСЬЯ НИКОЛАЕВА
https://dzen.ru/a/Zerpb4MDe1SuGTZq
Максим Оленев

А. Венецианов. Крестьянка с васильками.
Всем известно, что сейчас любая неточность в основополагающих первичных документах (общегражданский и заграничный паспорта, водительские права и т.п.) может привести к неприятным последствиям. Придётся чем-то пожертвовать, а заодно погрузиться в бумажную волокиту с исправлениями (хождение по инстанциям).
Всё это было и раньше. Самая серьёзная проблема документооборота Военного Ведомства 1-й половины XIX века – это идентификация человека.
Во-первых, по вине писаря, название населённого пункта (а иногда и уезда) в документах могли исказить до неузнаваемости, в результате чего невозможно было понять, откуда именно был призван тот или иной нижний чин.
Во-вторых, имена и отчества членов семьи также иногда писались неправильно, что создавало дополнительные проблемы при розыске.
Ну, и, в-третьих, доказывай потом, что «ты – не верблюд».
Так, 12-го сентября 1842 года подполковник А. И. Шульц заведующий Куринском Егерским Полком, расквартированного в крепости Грязной Кавказской области, сообщил в Рязанское Губернское Правление о смерти трёх нижних чинов вверенного ему полка – уроженцев Рязанской губернии:
«… В минувшем июле месяце 15-го числа померли рядовые сего полка Константин Кузьмин сын Кузьмин, Никита Абрамов сын Абрамов, Трофим Васильев сын Васильев, которые по формулярным спискам показались –
Кузьмин – Рязанской губернии, Скопинского уезда села Самадуровки из хлебопахотных солдатских детей. Оставил на родину жену Акулину Герасимову.
Абрамов – оной же губернии Анбурнского уезда села Нижних Раков, из крестьян. Оставил на родине жену Матрёну Алексееву.
Васильев – оной же губернии Скопинского уезда деревни Денисовой помещика князя Черкасова из крестьян. Холост.
О чём уведомляю Рязанское Губернское Правление для объявления родственникам и упомянутым солдаткам о смерти мужей их и выдачи им билетов на получение из Рязанского Внутреннего Гарнизонного Батальона паспортов, о снабжении коими Командиру Рязанскому Внутреннему Гарнизонному Батальону сообщено вместе с сим…» .

9-го декабря Рязанский Вице-Губернатор заключил:
«… К исполнению настоящего требования заведующего Куринским Егерским полком предписать Скопинскому и Раненбургскому Земским Судам, а дело почислить решённым и сдать в архив…» .
20-го января 1843 года исправник Скопинского Земского Суда доложил в Рязанское Губернское Правления о невозможности выполнить распоряжение:
«… Земский Суд, исполняя указ онаго Губернского [Правления] от 13 Генваря 1843 года за № 302, коим предписано объявить о смерти рядового Трофима Васильева, служившего в Куринском Егерском полку, родственникам живущим в деревне Данисовой, донести честь имеет, что означенной деревни Денисовой в Скопинском уезде не находится…» .

На «нет», как говориться, и «суда нет», поэтому первую часть дела благополучно закрыли, и сдали в архив как положено.
12-го марта отчитался и Раненбургский Земский Суд. И тут не обошлось без приключения. Как оказалось, женой умершего была записана совсем не та женщина.
«… Во исполнение указа онаго Губернского Правления от 13-го Генваря за № 303, взятая от поселян заседателем Полянским села Нижних Раковых Ряс, Зенкино тож, от солдатки Федосьи Николаевой в объявлении ей о смерти мужа, рядового Никиты Абрамова, подписка в оное Правление препровождаю…».
К рапорту была приложена подписка следующего содержания:
«… 1843 года февраля 27 Раненбургского Земского Суда заседателю Полянскову Раненбургского уезда села Нижних Раковых Ряс, Зенкино тож, солдатка не Матрёна Алексеева, а Федосья Николаева, дала сию подписку в том, что об объявлении мне … указа Рязанского Губернского Правления от 13 Генваря за № 303 о смерти мужа моего, служившего в Куринском Егерском полку рядовым, Никиты Абрамова, я слышала, в чём и подписуюсь…» .


О РОЗЫСКЕ СОЛДАТСКИХ ДЕТЕЙ
Армия России. История и современность
12 января 2023
Для власти в данном случае проблема была решена (объявить кому надо – объявили – дело сделано), а для солдатской вдовы она только началась. В июне на стол Рязанского Губернатора Д. С. Крылова легло «покорнейшее прошение» от вышеупомянутой Федосьи Николаевой, которая просила навести порядок в бумагах:
«… В прошедшем феврале Раненбургский Земский Суд объявил мне указ Рязанского Губернского Правления о смерти мужа моего, служившего в Куринском Егерском полку, но как в оном указе названа я не Федосьею Николаевой, а Матрёною Алексеевой, и как из поминаемого села нашего другого Никиты Абрамова никогда в воинскую службу не поступало, то я, в доказательство сего, представляю при сём выданный мне из Рязанского Рекрутского Присутствия 20-го сентября 1839 года за № 63 паспорт, присовокупить имею, что я, по отдаче мужа моего в рекруты, оставшись от него беременною, родила сына Семёна, который числится в кантонистах, и так, дабы не лишиться мне его и не остаться без пропитания и призрения в старости, то, объяснив о сём, Ваше Высокородие, всепокорнейше прошу войти с кем следует в сношение, учинить справку же в Губернском ли Правлении или в полку, произошла таковая ошибка о имени и отечестве моём, и, ежели это подтвердиться на самом деле, то вышеписанного сына моего Семёна, по учинении дознания о законности его рождения и о моём поведении, на основании 5 и 69 ст. V тома Свода Военных Постановлений оставить при мне для пропитания и призрения при старости, а тем доставить мне Начальническую Вашу милость и ожидаемое по закону удовлетворение…» .

Т.е. в результате оплошности какого-то писаря теперь будет страдать человек. Раз матерью кантониста записана другая (т.е. какая-то Матрёна Алексеева), то вернуть единственного сына Федосье Николаевой не представляется возможным, поскольку она … не мать ему вовсе по бумагам!
21-го июня 1844 года Губернское Правление обратилось в Куринский Егерский полк с просьбой выслать «уведомление о имени» умершего рядового Никиты Абрамова, на что 22-го августа из крепости Грозной пришёл ответ:
«… Имею честь уведомить Рязанское Губернское Правление, что по передаточному формулярному списку и Белёвского Егерского полка, у рядового Никиты Абрамова значится жена Федосья Николаева, а потому прошу о учинении дальнейшей выправки, обратиться к Командиру Белёвского Егерского полка, из которого поступил в заведываемый мною полк рядовой Абрамов в числе нижних чинов того полка 6-го августа 1840 года…» .

Таким образом, Куринский полк сослался на Белёвский – мол, оттуда и пришла неверная информация. А мы – лишь передаточное звено.
27-го марта 1845 года Командир Белёвского Егерского полка прислал извещение, из которого следовало, что ошибка была допущено писарем его полка:
«… имею честь уведомить, что по учинённой справке в полковых письменных делах вверенного мне полка оказалось, что у рядового Никиты Абрамова, по имеющемуся в полку формулярному списку, действительно, значится жена не Матрёна Алексеева, а Федосья Николаева и сын Калина 7-ми лет…» .
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Marij

г. Владивосток
Сообщений: 1400
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1670
Встречала документ о приёмыше. Не помню, что был за документ ( в названии дела не было слова " усыновление/ приёмыш"), но точно не в метриках. При этом согласие на усыновление спрашивалось и у родных сыновей.
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 7458
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2031
Могло быть - о приеме в дом.
Иногда, усыновляли целую семью.

Я видела судебное дело:
Пожилые дед и баба усыновили семью Муж-жена -2 детей.
Родные дети усыновителей жили рядом семьями, но отдельно.

Вопрос шел только о земле.
Кому она должна принадлежать

Но такие дела встречаются не часто.
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 7458
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2031
Родные имена | РодоСловная
https://vk.com/feed?w=wall-150791005_6604
·от Тересы Седневой

~Что было, что будет, чем сердце успокоится~

Благодаря вчерашней героине, по которой у меня нет ни одной точной даты, родилась новая форма текста и форма представления подноготной каждого текста вам, дорогие коллеги и читатели.

Давно искала, как показать, какого "сырья" достаточно для "замеса" текста.

В перечислениях каждого факта через подробные выписки, тем более со сканами, можно утонуть.
Перестала публиковать.
Пошли обзоры и обобщения.
Стало не понятно, откуда беру описываемые события, может, с потолка, может, придумала.

Таблица от 27 февраля, где плюсами и минусами показала, что́ есть на предков, о которых собираюсь писать в марте, зашла вам на ура. Я рада. Вот, её продолжение.

Планирую публиковать в разделе #случай@rodnye_imena

Что есть.
Чего нет.
Какие преграды.
Как преодолела.
Что вышло.
Что дальше.

Основной мой посыл: всегда хватает того, что есть. Возьмись и пиши. Действуй. Ну, или спрашивай. Я подскажу.

По запросу в лс получи чек-лист для оценки готовности материалов для начала работы над биографией. Галочки расставишь и вся картина как на ладони




Комментарий модератора:
порядок просмотра листов
1. Биография без записей из МК
2. Резюме
3. Героиня
4. Цель
5. Обзор данных
6. Сложности
7. Преодоление
8. Что сделано
9. Результат
10. Планы


Прикрепленный файл: FrPX19UqQ3o.jpgieKpYsYSgU4.jpg, 202266 байтKB9GXzVCrPE.jpg, 94557 байтMB9VGEAUoAk.jpg, 173702 байтp8Ro42XXpOI.jpg, 105338 байтQ0oiWRhD75E.jpg, 120743 байтQGqMZUPgCMI.jpg, 130358 байтRsdwD8fcezU.jpg, 205506 байтRtSiOyKrCA8.jpg, 193831 байтzt_OEuGhNj0.jpg, 205565 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 7458
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2031
32. Мещане. Генеалогия
2 дня назад
106 прочитали
В поиске сведений о предках-мещанах всё те же метрические книги, ревизские сказки, исповедные росписи и т.д. Но есть и специфические источники, применимые только к этому сословию (либо совместно с другими)

посемейные списки мещан. Начали вестись с 1858 г казёнными палатами и волостными правителями. Из них вы узнаете полное количество лет на момент составления, дату рождения по метрике, место жительства, занятие, призыв на службу, прибытие или убытие при наличии. Разделены по мужскому и женскому полу. Хранятся в региональных архивах, фонды волостных правлений, сословных учреждений, городских управ, казённых палат, мещанских управ, участковых земских начальников и библиотеках. Как пример, посемейный список мещан Херсона в НЭБ. Не слишком много, но есть на Яндекс-архиве

Городовая обывательская книга
городовая обывательская книга. Введены они были в 1785 году, но в основном это 18-19 век, разделена на части по сословиям, искомое в 3,4 и 6 частях. Содержит полные сведения о человеке. Хранятся там же, где и посемейные списки.
Прошение о причислении к городскому мещанству покажет, с какого времени ваш предок стал мещанином. Региональные архивы, фонды мещанских управ.
Паспорт мещанина
призывные списки
Документы об избрании на административные должности и списки избранных
мещане могли кроме мещанского сообщества состоять в цеховом (по роду деятельности), встречаются документы о причислении к цеховому обществу (если вы знаете род занятий)
казначейство мещанского общества фиксировало налоги и сборы
при переезде или отлучке, те самые паспорта-отпускные билеты тоже записывались, вот как называется, не знаю.
списки городских домовладений, алфавит домовладельцев, заявления домовладельцев (везде указывается сословие)
удостоверения в обывательских книгах. Давались крестьянам или сельским обывателям, когда они официально покидали общину, чтобы вступить в городское сословие. Помимо указания на то, что ваш предок являлся мещанином, там вы найдете сведения о его профессии или ремесле
учётные книги мещан. Включают только сведения о мещанстве. Там описывался не только состав семьи мещанина, но и его имущество, род занятий и общественные обязанности.
Все вышеперечисленное искать в региональных архивах

Немного о предшественниках - посадских людях. Сведения о них в РГАДА
ф.350 ландратские и ревизские сказки
ф.1209 поместный приказ
ф.137 боярские и городовые книги.
Открытые источники. Больше всего их по московскому мещанству, например, Список мещан г.Москвы

Посемейный список мещан Цивильска на сайте проза.ру, Александр Курлаев

Посемейные списки на Яндекс-архиве (не только мещан)

Много информации в городских генеалогических сообществах. Впрочем, там по всем сословиям.

Подпишитесь на кан

https://dzen.ru/a/ZgSS9Cds3wwDEK1U

Прикрепленный файл: scale_1200.png
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 8 9 10 11 12 * 13 Вперед →
Модератор: balabolka
Вверх ⇈