ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры

Переводы магометанских метрических книг ОМДС, генеалогия, краеведение, история Мещеры

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 15 16 17 18 19 * 20 Вперед →
Модераторы: Lara, elena_krd
Tugan
N1с2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 731
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 15901

Rivka_Rivka написал:
[q]
но, скажите, а может ли быть подобное у цыган?
[/q]

Да.
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
psyandr

Сообщений: 3542
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1605

Rivka_Rivka написал:
[q]
а дети больше похожи на жену.
[/q]
конкретики мало, потому можно утверждать, что он детям не отец. Возможно цыган, очень дальние предки условно с ныне линии Пакистана/Индии, из рабов крестьянского происхождения (форму головы грубо описали, просто не знаете, что детали очертаний о неких качествах говорят). Колдовство - это из Индии. Сам И.Христос, собственно в Индии всё взял, а то, что переместился по материку недалеко - это не так важно. Делайте ДНК-анализ (давно надо было, когда проще было), если есть от 8.000 р. "Татары" - те же мигранты с юга, как и евреи.
Rivka_Rivka
Новичок

Сообщений: 15
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 6

psyandr написал:
[q]

Rivka_Rivka написал:
[q]

а дети больше похожи на жену.
[/q]

Делайте ДНК-анализ (давно надо было, когда проще было), если есть от 8.000 р. "Татары" - те же мигранты с юга, как и евреи.
[/q]


Дети однозначно его.
По ДНК-тесту читала множество негативных отзывов, что результаты определяют весьма далекие от реальности, и зачастую очень "расплывчатые".


Tugan
N1с2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 731
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 15901

Rivka_Rivka написал:
[q]
зачастую очень "расплывчатые"
[/q]

Это если будете делать аутосомы, генетический анализ Y-хромосомы в данном случае мне кажется был бы информативнее. Но он определяется только по мужской линии: т.е. у ваших братьев, или дядей по отцу. В местах долгого совместного проживания даже при отсутствии смешанных браков многие бытовые стороны становятся схожими, поэтому можно только гадать 101.gif по предоставленной вами информации.
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
psyandr

Сообщений: 3542
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1605

Rivka_Rivka написал:
[q]
зачастую очень "расплывчатые"
[/q]
но люди находят кровных совпаденцев по всей планете, в данном случае только уже галогруппу узнать полезно. Отзывы вы, вероятно, смотрели, по российским компаниям.

Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 568
Краткий обзор магометанских Метрических Книг.

Законодательно метрические книги для мусульман были учреждены в 1828 году и велись, в отдельных приходах мечетей, вплоть до 1918 (иногда до 1925) года. По разным источникам – в некоторых мечетях метрикация начала осуществляться еще с 1780 года. Вероятнее всего, такая метрикация, являлась обычной регистрацией рождений, смертей, браков (никах) и разводов (талак); которая совершалась по инициативе имамов мечетей для учёта гражданского состояния населения того или иного населенного пункта и не имела под собой никакой законодательной основы.
Записи в метрических книгах производились имамами мечетей старо-татарской письменностью «иске имля» на основе арабской графики. Каждый приход получал по два экземпляра реестров. После их заполнения, в конце каждого года, экземпляр с копией метрической книги имамы оставляли у себя, а оригинал отправлялся не позднее февраля следующего года в Оренбургское Магометанское Духовное Собрание. Отметим, что поздние записи в метрических книгах являются более информативными. К примеру, в ранних метрических книгах (1830-1850 гг.), при заполнении отдельных граф, указывались лишь имена и не всегда отчества (родившихся, умерших и др.). Позднее, стали указываться отчества, фамилии, принадлежность к сословию мужчин; девичьи фамилии женщин и др. Об этом так же свидетельствуют, говоря современным языком, «рассылки» уездным Приставам, в которых ОМДС «покорнейше просит заполнять и подписать препровождаемыя книги [метрические] в полном составе и благоволит доставить оныя обратно в Собрание».
Своего апогея записи в метрических книгах достигли в период 1890-х годов, когда реестры стали заполняться максимально полно.

Магометанские метрические книги делились на три части:
часть первая – о родившихся;
часть вторая – первое отделение о бракосочетавшихся;
часть вторая — второе отделение о бракоразводах;
часть третья – об умерших.

Но, встречаются метрические книги, состоящие из четырех частей:
часть первая – о родившихся;
часть вторая – о бракосочетавшихся;
часть третья – о разводившихся;
часть четвертая – об умерших.

Остановимся более детально на каждой из частей и осветим их содержание, разделив статью, соответственно, на четыре части.

Часть первая – о родившихся

Первая часть метрических книг имела название «На записку родившихся». Согласно арабскому письму, записи в метрических книгах велись справа налево. Реестры состояли из 5-7 столбцов, образовывая подобие таблицы.
В первом столбце указывался пол и порядковый номер новорожденного, обычно начинали с мальчиков. Во втором столбце указывались девочки, но встречаются метрические книги, в которых сначала шла запись о девочках. Далее, в третьем столбце записывалось имя новорожденного или новорожденной. Далее, четвертый столбец, нёс в себе запись о дате рождения.
Особого внимания требует к себе пятый столбец, в котором записывались сведения о родителях новорожденного. В данный столбец сведения вносились в разных населенных пунктах и в разные годы по-разному, а именно – рассмотрим несколько вариантов:
1. Записывались только имена родителей
2. Записывались имена и отчества родителей
3. Записывались имена, отчества и фамилии родителей, принадлежность их к сословиям
4. Записывались только имена отцов и дедов новорожденных детей
5. Записывались полностью фамилии (у женщин – девичьи), имена и отчества родителей. А также их сословия, род деятельности, которым они занимались (солдат, земледелец, крестьянин, торговец и пр.)
Первый вариант записей близок к рассвету метрикации магометан, а именно к 1830-1840-м годам. Пятый вариант записей, в отдельных случаях, наиболее близок к началу 1890-х годов, и сохранился вплоть до 1918 года.
В шестом столбце указывалось место рождения ребенка.
В тех случаях, когда на один приход приходилось несколько населенных пунктов, в пятой колонке записывалось название населенного пункта, из которого пришли родители для наречения имени и совершения необходимых мусульманских обрядов и ритуалов.
В случае, если мать новорожденного была «пришлой» в населенный пункт, то указывалось название населенного пункта, из которого она была взята замуж. Также, в некоторых записях, мы видим указанных свидетелей при наречении имени младенцу. В основном, это родные братья родителей или деды новорожденных. В случаях отсутствия или смерти отца на момент рождения ребенка, записывались только имена матерей, а свидетелями были деды, дяди, братья. Встречаются и случаи отсутствия имен матерей по каким-то причинам, либо в случаях их смертей при родах.
Сами же заголовки записей о рождениях, при переводе их на русский язык, звучали бы так:
первый столбец – мужской/женский пол;
второй столбец – какое имя дано новорожденному;
третий столбец – число и месяц рождения;
четвертый столбец – имена отца и матери, дедов, фамилия (если была), какого сословия;
пятый столбец – где родился.
Сами же записи в них, при переводе на русский язык, выглядели бы следующим образом:
мужского/женского пола;
мальчик/девица по имени такой-то/такая-то;
такого-то месяца и такого-то числа;
отец – земледелец (торговец, солдат) такой-то, мать – такая-то;
родился в такой-то губернии такого-то уезда такого-то населенного пункта.

Часть вторая – о бракосочетавшихся

Во второй части (или в первом отделении второй части), регистрировались бракосочетания. Эта часть называлась «Книга для записки сочетания браков и разводов», либо просто «браков». Так же, как и предыдущая часть, она разбивалась на столбцы. На русский язык заголовки столбцов можно буквально перевести, так:
первый столбец – кто именно и с кем вступает в супружество;
второй столбец – число и месяц бракосочетания;
третий столбец – представители и свидетели сторон бракосочетавшихся;
четвертый столбец – условия бракосочетания;
пятый столбец – имя духовного лица, совершившего никах.
Так же, добавлялся порядковый номер брака в году. Сами же записи в этой части метрики выглядят следующим образом:
такой-то губернии такого-то уезда такого-то населенного пункта дочь такого-то по имени такая-то обвенчана с жителем такого-то населенного пункта таким-то сыном такого-то;
такого-то месяца, такого-то дня;
со стороны невесты ее представителем был такой-то представителем жениха был такой-то свидетелями стороны невесты были такие-то и свидетелями стороны жениха были такие-то (свидетелей сторон обычно было по два человека) в чем они и подписались.
Записи об условиях бракосочетания, хотелось бы рассмотреть более детально. Буквально, перевод этой записи звучит так: «положенный по условию калым (в данном случае махр) в столько-то рублей, из этой суммы отдать столько-то рублей при венчании, а остаток в столько-то рублей жених должен отдать невесте, по ее же первому требованию, в чем подписались жених такой-то и свидетель такой-то».
В последнем столбце, делались записи о следующем:
такой-то губернии такого-то уезда такого-то населенного пункта имам такой-то совершил венчальный обряд и руку приложил.

Часть третья – о бракоразводах

Бракоразводная часть или «Второе отделение второй части о бракоразводах» делилась на шесть столбцов. В заголовках значилось:
кто именно и с кем разводился;
число и месяц;
по каким причинам;
кто были свидетели;
по чьему решению.
Записи делались по следующему принципу:
такой-то губернии такого-то уезда такого-то населенного пункта по имени такой-то разведен со своей женой по имени такая-то;
такого-то месяца, такого-то дня.
В столбце о причинах развода, в большинстве случаев указывалось «из-за утраты любви» или же «по причине невыполнения супружеских обязательств и утраты взаимоуважения». Буквально: жена такого-то по имени такая-то разведена с мужем таким-то за такие-то поступки. Приведем более конкретный пример причины развода: «жена такая-то разведена с мужем своим таким-то за непослушание к нему и отлучки без его позволения в дома сторонних людей и по последовавшему от сего несогласию».
Далее, шли имена свидетелей: свидетели такие-то (обычно два человека), и более детально: «свидетели при словах утверждающих развод такие-то руку приложили».
Записи последнего столбца гласили: «по следствию произведенному имамом таким-то и по случаю не примирения разводящихся в положенный законом срок, решил развод имам аула такой-то».

Часть четвертая – об умерших

Часть четвертая делилась на семь столбцов:
порядковый номер, женского/мужского пола;
кто умер;
число и месяц;
возраст покойного;
болезнь или отчего умер, т.е. – причина смерти;
где умер и погребен.
Эта часть имеет следующий вид записей:
мальчик/мужчина по имени такой-то;
девица/женщина по имени такая-то;
такого-то месяца, такого-то дня;
стольких-то лет;
от такой-то болезни.
Заключительный столбец гласил:
Погребен/погребена такой-то губернии такого-то уезду такого-то аула.
На последних страницах, в более поздних метрических книгах были введены ведомости метрической книги, где отображались сведения об имаме, втором имаме и муэдзине мечети. Об их возрасте, дате и номере приказа о назначении в должность, а также их учителях-наставниках (домла) и др. статистические данные. Так же из них мы можем узнать сколько человек и какого именно пола родилось/умерло и сколько было зарегистрировано браков/разводов за данный год; количество лиц мужского и женского полов в приходе.
---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 568
О том, как вести поиск рождений в магометанских метрических книгах.
Коротко и понятно.

Нередко, проводя поиск и изучая метрические книги на предмет наличия в них записи о рождении предка, мы не находим такую запись. Не останавливаясь на причинах; перейдем к тому, как можно восстановить потерянную цепочку в поколениях.
Первым делом, если мы не нашли запись, условно, в 1885 году, проверяем записи за 1884 и 1886 годы. Далее, за 1883 и 1887 и так, пока не найдем нужную запись. Либо, через один год в «шахматном порядке». Но, бывает, что разница между «известной» датой рождения предка и фактической, доходит до 8-12 лет. В таких случаях, можно попробовать искать рождения родных братьев/сестер искомого человека в соседних годах, по родителям (у магометан это зачастую делается по отцу). К примеру, мы ищем в 1885 году рождение Исмаила у папы Абдуллы. Если рождение не находится, пробуем в соседних годах искать всех новорожденных у папы по имени Абдулла и берем их на заметку, параллельно, опрашивая родственников или подкрепляя найденные сведения домашними архивами (старые совместные фото и др.)
Данный процесс может затянуться на период до 15-18 лет, с учетом того, что мама рожала детей через год; бывало и каждый год, а бывало два раза в год – скажем, в феврале и декабре или в январе и ноябре. Для заметки: в магометанских семьях детей могло быть 7-10 человек. Так же, нужно учитывать, что магометанин мог иметь до четырех законных жён одновременно. Соответственно, дети могли рождаться параллельно от разных супруг (в промышленных масштабах).
Таким образом, двигаясь вглубь по именам условных братьев/сестер искомого предка, рано или поздно мы выйдем на запись о браке нашего папы – Абдуллы, откуда узнаем его отчество, возраст, имя его жены или жён и т.д. К тому времени, у нас уже будет изучен достаточно большой пласт метрических книг с именами родных братьев/сестер искомого предка, а возможно, и его самого.
При этом, нельзя забывать и о детях, умерших во младенчестве у того же отца – Абдуллы, просматривая записи о смертях детей у всех отцов с искомым именем.
Поэтому, если вы не нашли записи о рождении в «известном» году, останавливаться нельзя; нужно двигаться дальше по цепочке.

---
http://www.bastanovo.ru
Лайк (1)
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 568

СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ТОМ ДЕВЯТЫЙ. ЗАКОНЫ О СОСТОЯНИЯХ. ИЗДАНИЕ 1899 ГОДА. (ИЗВЛЕЧЕНИЯ)

III. О метрических книгах для Магометан.

905. Для записки рождения, браков и смерти магометан, по ведомству Оренбургского Духовного Собрания, а также по ведомству Таврического Духовного их Правления, ведутся метрические книги по правилам, изложенным в нижеследующих статьях (ст. 906-910).

906. В начале каждого года Оренбургское Магометанское Духовное Собрание и Таврическое Магометанское Духовное Правление представляют губернскому начальству для рассылки приходским Имамам или другим духовным чинам, действительно исполняющим духовную должность в известном приходе, по два экземпляра шнуровых книг в форме, данной Министром внутренних дел, за надлежащим подписанием и печатью:

1) одни книги, в которых записывалось время рождения всякого младенца мужского и женского пола, а также имена их родителей;
2) другие книги для записки имен супругов, имен их родителей и свидетелей, времени и главных условий их бракосочетания, имени духовного лица, совершившего бракосочетание; в сих книгах должно записываться и расторжение браков, чтобы видно было: когда, кем, по какому поводу и на каком основании оное учинено;
3) третьи книги, в которых записывалась смерть всех магометан обоего пола.

Примечание: Сбор, вносимый за браки магометан, совершаемые в округе Оренбургского Духовного Собрания, включая добровольные взносы свыше установленного размера, также должен быть отображен в метрических книгах.

907. Шнуровые книги рассылаются за счет каждого прихода, и следующие за них деньги от Имама или Муллы представляются Уездному Полицейскому Управлению для отсылки в означенные в статье 906 Духовное Собрание или Духовное Правление по принадлежности через губернское начальство.

908. Имамы пишут метрические книги на татарском языке, если не знают русского.

909. Имамы или другие духовные приходские начальники по окончании каждого года, не позже февраля следующего года, оставляя при мечетях один экземпляр из сих книг, препровождают другой в ближайшее Уездное Полицейское Управление для отсылки их через губернское начальство в Оренбургское Духовное магометанское Собрание или в Таврическое Духовное магометанское Правление по принадлежности.

910. Присутственные места при рассмотрении дел требуют необходимые сведения о вышеупомянутых случаях от приходских Имамов или Мулл, засвидетельствованные ими в выписке из тех книг. Если будет нужно удостовериться в оных, то обращаются с подобным требованием через Губернское Правление к Оренбургскому Духовному магометанскому Собранию или к Таврическому Духовному магометанскому Правлению по принадлежности.

911. Правила о ведении метрических книг в Закавказье между магометанами шиитского и суннитского учений указаны в Уставе духовных дел иностранных исповеданий.

Печатается по «Свод законов Российской империи» в 16 томах. / Сост. и изд.: A.M. Нюрнберг. — М. , 1910, Кн. 2, т. IX. с. 117–118 (издание неофициальное).

http://constitutions.ru/archives/3254
---
http://www.bastanovo.ru
Лайк (1)
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 568
Ведомости магометанских метрических книг.

С конца 90-х годов XIX века, в магометанских метрических книгах мечетей Российской Империи, можно обнаружить ведомости, содержащие подробную информацию о служителях (имамах, муллах, муэдзинах) мечетей; о датах начала строительства мечети; количестве лиц женского и мужского пола в приходах и др.

Ориентировочно с 1890 по 1897 гг., формуляр ведомостей имел усеченный вид, и назывался «Краткая ведомость». Содержащиеся в такой ведомости записи несли в себе краткую информацию о том к какой губернии, уезду, волости и селу (деревне), относилась данная метрическая книга. Также они включали в себя должность духовного лица, заполнявшего метрическую книгу его фамилию, имя и отчество. Далее указывалось количество рожденных за год мальчиков и девочек; количество совершенных браков (никах); разводов (талак); количество умерших за год лиц обоих полов.

После заполнения «Ведомости», метрическая книга прошнуровывалась и скреплялась сургучной печатью. В самом низу страницы, под бланком «Ведомости», уполномоченный служитель мечети писал свои фамилию, имя, отчество и ставил подпись («прикладывал руку»).

С 1898 года такая «Ведомость» приобрела более расширенный формат, и, несла уже в себе больше информации. Таблица «Ведомости» значительно увеличилась в графах и стала размещаться на полную страницу, в конце метрической книги. «Ведомость» получила целых три первых графы о служителях мечети: имаме-хатыбе, имаме-мулле и муэдзине. В этих графах указывались полные фамилии, имена и отчества служителей; их возраст (или дата рождения; зачастую лишь год); иногда указывалась губерния и название села (деревни). В следующей графе указывались номера Указов и даты назначения в должность каждого духовного лица. Третья графа несла в себе информацию об учебных заведениях, в которых обучались служители мечети. Также указывались наставники (устазы), которые их обучали. В четвертой графе указывалось конкретное место (хутор, деревня, село, город), в которое была выдана метрическая книга для дальнейшего ее ведения. Следующая графа несла в себе информацию с указанием приходов близлежащих селений, относящихся к этой же мечети. Вероятнее всего, из-за отсутствия в них собственных мечетей. В этой графе мы можем увидеть, порой, до четырех топонимов. Шестая графа несла в себе информацию о том, с чьей стороны (комитет, управление и др.), было дано разрешение на закладку мечети; дата и номер Указа; ответственное духовное лицо за сохранность документов. Затем шла графа с количеством в приходе лиц мужского и женского полов. Последняя графа разделялась на три: в ней указывали волость или станицу; номер стана (историческая административно-территориальная единица в Российской Империи, часть уезда, а ещё княжества) и номер участка.

Внизу, так же, как и в «Краткой Ведомости», ответственный служитель мечети писал свои фамилию, имя, отчество и «прикладывал руку».
К сожалению, такие «Ведомости» можно обнаружить не во всех метрических книгах.

Данный документ будет полезен исследователям, чьи предки были духовными лицами мечетей.
---
http://www.bastanovo.ru
Лайк (1)
Rus_At

Rus_At

Сообщений: 229
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 568
О введении метрических книг в Башкортостане

Раис КУТУШЕВ

О введении метрических книг в Башкортостане

Метрические книги являются уникальными и ценнейшими документальными источниками. Они имеют не только социально-правовое, но и огромное научно-историческое значение. Их информационный потенциал поистине неисчерпаем. Содержащийся в них фактический материал может послужить источниковой базой для многих фундаментальных исследований в самых разных направлениях научных изысканий.

К сожалению, до сих пор этот массовый исторический источник остается вне поля зрения исследователей. Видимо, это объясняется тем, что сами метрические книги еще не стали объектом специального изучения. Вследствие этого многие исследователи не имеют информации как о составе и содержании метрических книг, так и о месте их хранения.

Ведение метрических книг в России было возложено на духовные учреждения. Введение метрических книг поэтому осуществлялось по конфессиям и в разное время.

Вопрос “О заведении среди мусульман шнуровых книг для записи новорожденных младенцев” был поднят впервые Оренбургским вице-губернатором Н.Ханыковым 16 февраля 1827 года. В своем обращении в Оренбургское губернское правление он, указав на то, что “время рождения магометанских младенцев нигде и никем не записывается” и поэтому “истинное число лет их никогда верно узнано быть не может”, что это вызывает “неудобства при рассмотрении дел в судах о малолетних, впавших в преступления”, а также “при приеме рекрут”, предлагал “вменить Оренбургскому магометанскому духовному собранию в обязанность завести и разсылать по всем магометанским муллам и прочим духовным лицам такие же шнуровые книги или метрики для записки новорожденных, какие ведутся христианскими священниками”1 .

Это предложение “как полезное и необходимое” нашло одобрение Оренбургского военного губернатора генерала П.К.Эссена. 6 июня 1827 года он обратился к Министру народного просвещения и Главноуправляющему духовными делами иностранных исповеданий с просьбой оказать содействие в решении этого вопроса, а также дал указание Оренбургскому губернскому правлению, чтобы метрические книги “по Оренбургской губернии введены были ныне же”2 .

Оренбургское магометанское духовное собрание, получив предписание Оренбургского губернского правления “О заведении и рассылке во все подведомственные ему приходы шнуровых книг для метрических записок”, обратилось за помощью к Главноуправляющему духовными делами иностранных исповеданий. Оно, отметив, что “потребные для сего деньги — не менее 700 рублей, далеко превышают его канцелярскую сумму”, попросило “о назначении оных из другого места”3 .

25 апреля 1828 года по представлению Главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий вопрос о заведении метрических книг среди мусульманского населения рассмотрел Правительствующий Сенат, который дал согласие на это и “предписал предаврительно испросить на это Высочайшее соизволение”. 21 сентября 1828 года последовал указ Сенатский, по Высочайше утвержденному положению Комитета Министров “О введении в употребление метрических книг по Оренбургскому духовному магометанскому управлению”4 .

В соответствии с этим указом Оренбургскому духовному магометанскому собранию из государственного казначейства было отпущено единовременно 700 рублей денег “с тем, чтобы они служили всегдашним запасом для верной разсылки метрических книг в свое время по магометанским приходам”.

Изготовление шнуровых метрических книг было возложено на Оренбургское магометанское духовное собрание. Готовые шнуровые книги должны были скрепляться сургучной печатью и подписью представителя духовного собрания, затем представляться в Губернское правление для отправки в уездные и земские суды. В каждый приход доставлялось по 2 экземпляра метрических книг. За полученные шнуровые книги приходский имам должен был дать расписку о получении, а также выслать за них 50 коп. денег в Оренбургское магометанское духовное собрание. Собранные таким образом деньги вновь направлялись на изготовление и рассылку метрических книг.

Формуляры метрических книг и правила их заполнения были согласованы с Главноуправляющим духовными делами иностранных исповеданий и утверждены указом. Шнуровая метрическая книга состояла из четырех разделов. В первую часть должны были заноситься сведения о родившихся: “кто родился и какое ему дано имя; число и месяц рождения; состояние отца, имена отца и матери, где родился”. Во второй части фиксировались сведения о бракосочетавшихся: “кто именно и с кем вступает в супружество; число и месяц бракосочетания; кто были родители бракосочетавшихся; сколько и кто именно были свидетелями; главные условия бракосочетания; кто из духовных лиц совершил брак”. Третья часть предназначалась для регистрации акта “о разведшихся”, где указывалось: “кто именно и с кем разведен; число и месяц; по каким причинам; кто были свидетелями; по чьему решению расторгнут брак”. В последней части записывались сведения об умерших: “кто умер (имя умершего); число и месяц; каких лет; от какой болезни или отчего умер; где умер и погребен”5 .

В указе отмечалось, что “имамы пишут метрические книги на татарском языке, если не знают русского”. Обязанность ведения метрических книг возлагалась на указных приходских имамов и других духовных чинов, действительно исправляющих духовную должность. Они должны были вести “книги по данным формам и по окончании каждого года, не позже февраля месяца следующего года, оставляя при мечетях один экземпляр сих книг, препровождать другой ближайшему земскому или уездному суду для отсылки их через губернское начальство в Оренбургское духовное магометанское собрание”6 .

Приходские имамы также были обязаны выдавать выписки из метрических книг по требованию присутственных мест. “Присутственные места в рассматриваемых ими делах требуют нужных сведений о вышеупомянутых случаях от приходских имамов в засвидетельствованной ими выписке; а если будет нужно более удостовериться об оных, обращаются с подобным требованием через губернское правление к высшему духовному магометанскому начальству”7 .

В Указе предусмотрено введение метрических книг и в приходах, подведомственных Таврическому муфтию (до образования Таврического духовного магометанского правления).

Первые метрические книги с правилами их заполнения были представлены Оренбургским магометанским духовным собранием в Оренбургское губернское правление в начале 1829 года и разосланы “в губернии: Оренбургскую, Казанскую, Пензенскую, Нижегородскую, Саратовскую, Вятскую, Симбирскую, Тамбовскую, Рязанскую, Астраханскую, Пермскую, Тобольскую, Омскую, Санкт-Петербургскую, в Кавказскую область и в Землю Донского войска”8 .

С этого времени до 1937 года регистрация актов о родившихся, сочетавшихся браком, разведшихся и умерших проводилась в мечетях духовными лицами.

Согласно декрету Советской власти “О гражданском браке, о детях и ведении книг актов гражданского состояния” от 18 декабря 1917 г. дело по регистрации актов гражданского состояния было изъято из ведения духовных учреждений и передано в руки органов местной и государственной власти. Однако, мусульманское население, соблюдая привычные порядки, обычаи и традиции, продолжало обращаться за регистрацией в мечети и к духовным лицам. Поэтому циркулярами НКВД РСФСР и НКВД БАССР от 18 ноября 1924 года еще раз было подчеркнуто, что совершение обрядов крещения, браков и т.п. является делом добровольным, а акты гражданского состояния, зарегистрированные в них, не имеют юридической силы.

Формуляры метрических книг и правила их заполнения постепенно усовершенствовались и дополнялись. Так, вначале титульные листы, названия разделов метрических книг оформлялись и заполнялись от руки. С 1873 года текст на титульных листах стали печатать типографским способом, где указывались название губернии и год, в который была изготовлена метрическая книга. Так же в разделе о родившихся стали обязательно указывать имя и отчество отца родившегося ребенка, а в разделе об умерших — имя и отчество отца умершего.

С 1888 года метрические книги начали изготовляться для уездов, то есть на титульном листе типографским шрифтом печатались названия губернии и уезда. Названия разделов и год также стали печатными.

В метрических книгах с 1890 года начали размещать инструкцию по заполнению метрических книг, подписанную казыем Оренбургского магометанского духовного собрания Р. Фахретдиновым.

С 1899 года метрические книги были дополнены специальной анкетой, где должны были содержаться следующие данные: фамилии, имена и отчества имамов и муэдзинов, сколько им лет; когда, где и на какую духовную должность они получили указ; где и у кого получили образование, где они проживают постоянно; название населенного пункта (официальное и как оно называется среди населения); какие еще деревни входят в этот приход и расстояние до них; сколько душ мужского и женского пола насчитывается в деревне и в приходе в целом; когда и на основании какого документа построена мечеть, у кого хранится документ; с какого года выдается метрическая книга; к какой волости, полицейскому стану и земскому участку относится данный населенный пункт.

С 1924 года название “метрическая книга” было изменено на “семейную тетрадь” (“Гаилє дєфтєре”).

Как уже отмечалось выше, метрические книги заполнялись в двух экземплярах. Один экземпляр оставался на хранении при мечети, а другой направлялся в Оренбургское магометанское духовное собрание. Все метрические книги, поступившие из подведомственных приходов, откладывались в его архиве.

С 1834 года по распоряжению Комитета Министров была введена пошлина на регистрацию бракосочетания. Она была определена в размере 8 коп. серебром с каждой брачующейся пары. С 28 ноября 1880 года брачный сбор был увеличен до 15 коп., а с 1888 года — до 25 коп. Деньги, собранные от бракосочетавшихся, поступали на специальный счет Оренбургского магометанского духовного собрания и использовались на строительство и ремонт зданий, на повышение жалования служащих ведомства, а также для оказания материальной помощи имамам приходов, терпящим бедствие от неурожая, пожаров и т.д.

Метрические книги с момента их введения начали широко использоваться как первоисточники. На их основании велся учет мусульманского населения, находящегося под ведомством Оренбургского духовного собрания. Для этого приходские имамы ежегодно представляли в волостные правления сведения о количестве родившихся, бракосочетавшихся, разведшихся и об умерших. На основе метрических книг составлялись списки малолетков, служилых, отставных, а также рекрутов и др.

Видимо, царские власти не слишком доверяли приходскому духовенству. Поэтому дело выдачи выписей из метрических книг было возложено на канцелярию Оренбургского магометанского духовного собрания. Выписки по запросам государственных учреждений, присутственных мест, а также по прошениям частных лиц выдавались на основе метрических книг, хранящихся в архиве Оренбургского магометанского духовного собрания. За выданные документы о рождении, бракосочетании, смерти от частных лиц взималась госпошлина за гербовую бумагу.

Сегодня мусульманские метрические книги имеются в фондах многих республиканских и областных архивов Российской Федерации. Они сформированы в них по принципу территориальности. То есть в них главным образом собраны метрические книги тех мечетей, которые существовали в населенных пунктах, расположенных на их территории.

Наиболее полный комплект метрических книг приходов, входивших в ведомство Оренбургского магометанского духовного собрания, сосредоточен в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан (г.Уфа, ул.К.Маркса, 4).
11 марта 1937 года, на основании Постановления Президиума ВЦИК СССР от 25 марта 1935 года, метрические книги, находящиеся при Центральном духовном управлении мусульман в количестве 4090 связок, были переданы в архив отдела актов гражданского состояния Управления НКВД по БАССР.

5 апреля 1938 года метрические книги приходов бывшей Казанской губернии за 1866—1921 годы «в количестве 405 штук» были переданы из архива отдела АГС НКВД БАССР представителю отдела АГС НКВД Татарской АССР.

Первая попытка передачи дел на государственное хранение метрических книг за 1829—1860 годы из областного архива АГС в Государственный архив была предпринята 11 июля 1940 года. Этих книг здесь насчитывалось 1107 связок (каждая связка в среднем весила 10 кг). Однако «государственный архив НКВД за отсутствием помещения от приема категорически отказался». В это же время областным архивом АГС НКВД БАССР была направлена в Центральное отделение АГС НКВД СССР опись на 15 листах на метрические книги, находящиеся в областном архиве ОАГС НКВД БАССР, не относящиеся к территории БАССР.

21 октября 1944 года из отдела АГС Главного управления милиции НКВД СССР на имя начальника отдела АГС Управления милиции НКВД БАССР поступила телеграмма. В ней сообщалось: «В республиканском архиве АГС хранятся актовые книги за 1829—1870 гг. Указанные книги сдайте по акту в Госархив. Начальник Антипов». 12 февраля 1945 года метрические книги 1829—1870 годов в количестве 298 дел были сданы в Государственный архив НКВД Башкирской АССР.

20 апреля 1946 года метрические книги приходов бывшей Пермской губернии в количестве 54 связок были переданы в отдел АГС Молотовской области. 20 мая 1946 года метрические книги приходов, относящихся по территории к Оренбургской губернии, были переданы в отдел АГС Управления милиции Управления МВД Чкаловской области.

Передачи метрических книг из Республиканского архива ЗАГС Башкирской АССР на постоянное хранение в ЦГИА РБ были произведены еще в 1967, 1972, 1976, 1990 годах.

В настоящее время основная часть метрических книг хранится в ЦГИА РБ. Они здесь находятся в составе фонда Оренбургского магометанского духовного собрания (Ф. И-295) и учтены в четырех описях. В описи № 1 учтено 5747 единиц хранения метрических книг, составленных в 1829—1878 годах в мечетях Бирского, Белебеевского и Уфимского уездов Уфимской губернии.

В опись № 9 включены метрические книги за 1829—1902 годы в количестве 1078 ед. хр., относящиеся к приходам Астраханской, Вятской, Казанской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Тобольской, Томской, Уфимской и ряда других губерний.

Метрические книги мечетей Оренбургской, Уфимской и Екатеринославской губерний за 1888—1899 годы в количестве 84 ед. хр. внесены в опись № 12.

В опись № 15 вошли метрические книги Белебеевского, Бирского, Уфимского уездов Уфимской губернии за 1829—1919 годы в количестве 108 единиц хранения. Таким образом, в ЦГИА РБ насчитывается 7017 единиц хранения метрических книг, составленных в 1829—1919 годах в приходах (мечетях), находившихся под ведомством Оренбургского магометанского духовного собрания.

Метрические книги, хранившиеся в мечетях в начале 1920-х годов, были переданы в органы ЗАГС волостных исполкомов. В соответствии с инструкцией НКВД СССР от 17 ноября 1927 года «Об организации архивов актовых книг о рождении, смерти и усыновлении в сельских Советах» и в целях приближения органов ЗАГС к населению с 1 января 1928 года при сельсоветах создавались архивы актовых книг, куда передавались и метрические книги. В начале 1960-х годов метрические книги из сельских Советов были переданы в архивы районных и городских бюро ЗАГС.

В 1999—2000 годах архивом Управления ЗАГСов Кабинета Министров Республики Башкортостан была проведена большая работа по приему метрических книг из архивов отделов ЗАГС администраций городов и районов и по подготовке их к передаче на постоянное хранение в ЦГИА РБ. В результате этой работы в ЦГИА РБ были переданы 1200 метрических книг за 1838—1919 годы. В архиве Управления ЗАГСов после сверки экземпляров, научно-технической обработки документов была составлена опись № 16, в которую включены метрические книги мечетей Оренбургской, Уфимской, Пермской губерний, ныне входящих в состав Республики Башкортостан, в количестве 2117 единиц хранения за 1879—1937 годы. Передача их на постоянное хранение в ЦГИА РБ приостановлена в связи с увеличением срока ведомственного хранения книг актовых записей до 100 лет.

Таким образом, в архивах республики хранится огромный массив метрических книг. Они все фактически взяты на учет. Доступ к метрическим книгам, хранящимся в ЦГИА РБ, открыт. Дело остается за исследователями: активнее изучать богатейший материал, содержащийся в метрических книгах, и ввести его в научный оборот.

Примечания:
1 ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 729. Л. 1—3.
2 Там же. Л. 6
3 Там же. Д. 806. Л. 2.
4 ПСЗРИ. II. Т.III. С.-Пб., 1830. —С. 837—840.
5 ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 806. Л. 10—12об.
6 ПСЗРИ. II. Т..III. С.-Пб., 1830. —С. 839.
7 Там же.
8 ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 830. Л. 5об.
---
http://www.bastanovo.ru
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 15 16 17 18 19 * 20 Вперед →
Модераторы: Lara, elena_krd
Генеалогический форум » Библиотека » Каталог ссылок, полезных генеалогу » Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры [тема №45890]
Вверх ⇈